LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

хочет, чтобы его мысли воспринимали как голос времени,
государства или истолкователя голоса высших сил - Бога.
В средневековой теологии главным достоинством мысли-
теля считалось следование "образцу" - творениям "отцов
церкви". Тем не менее, это не исключает общего вывода,
что основой философского плюрализма является своеоб-
разие личности мыслителя, его индивидуального характе-
ра, индивидуального опыта, индивидуального пережива-,
ния, индивидуальных способностей, индивидуального ос-
воения достижений культуры своей эпохи, своего народа.
Подчеркивая принципиальное значение личностно-
го выражения в исторической обусловленности философ-
ского творчества, следует также проанализировать внут-
реннюю противоположность влияния "исторического фак-
тора" на развитие историко-философского процесса. С
одной стороны, каждая историческая эпоха, государство,
культура создают предпосылки для сходной, тождествен-
ной постановки и решения философских проблем. Но. с
другой стороны, эта тождественность обусловливает раз-
личия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре
создается иная тождественность, и значит, в разные эпо-
хи, в разных культурах должны быть разные способы по-
становки и решения философских проблем. Поэтому рас-
смотрение философии в процессе исторического развития
от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой поз-
воляет увидеть и оценить большое разнообразие фило-
софских учений, школ, течений и направлений.
Вместе с тем, историческое развитие характеризу-
ется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре при-
ходят другие, то есть уникальностью различных эпох, го-
сударств, народов, культур. Оно необходимо предполагает
преемственность между этими эпохами и культурами. И
Филокфм философский плюрализм причины и истолкования 33

это обусловливает возможность заимствования накоплен-
ного предшествующими поколениями богатства философ-
ской мысли и ее продолжение, развитие философской тра-
диции, которая выражается в существовании философ-
ских течений и направлений.
Наличие философской традиции характеризует
тождественность философской мысли и показывает, что,
несмотря на различие эпох, культур, государственно-на-
циональных образований и иных факторов, философская
мысль устойчива, она периодически возвращается к одной
и той же проблематике и решает эту проблематику близ-
кими средствами. В различные эпохи, в различных куль-
турах у философов могут возникнуть довольно близкие
переживания и размышления. И, хотя эти переживания
они выражают на языке своего времени, с учетом дости-
жений всей предшествующей философии и той конкрет-
ной социокультурной ситуации, в которой создается дан-
ное философское учение, мы все же отчетливо видим их
идейную близость. Ярким примером такой переклички
эпох является стоическая традиция - античный стоицизм
- христианский стоицизм - экзистенциальный стои-
цизм.
Философская традиция проявляется в филиации
идей, то есть перехода идейного багажа одних философ-
ских учений и школ в другие. Эта филиация может иметь
самый разнообразный характер. И сам факт заимствова-
ния идей может быть причиной тождественности фило-
софских учений, школ, а также причиной их различий
внутри школы, течения, направления Таким образом, в
традиции в какой-то мере реализуется надысторические
детерминанты в философии. Наличие философской тра-
диции, позволяющей философской мысли одной эпохи,
культуры перекликаться с философской мыслью другой
эпохи, культуры, приводит к выводу об относительном
значении исторического фактора, позволяет выявить в
философии "надысторические моменты". Правда, здесь
возможно объяснение и с позиций исторического детер-
минизма. Суть его состоит в том, что сходные по некото-
рым наиболее общим характеристикам состояния обще-
ственного бытия и сознания (например, состояние кризи-
са всех сфер общественной жизни) создают наиболее
общие предпосылки для появления близких идей в раз-
личные эпохи, продуцируют философские традиции.
Для философского процесса характерен диалог
взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых,
в том, что каждый значительный философ берется всегда
за разрешение тех проблем, которые были поставлены и,
по его мнению, неудовлетворительно разрешены какими-
то конкретными его предшественниками или какой-то
школой, течением. Он явно или скрыто отталкивается от
тех, кто был до него. Во-вторых, такой философ всегда ве-
дет диалог с предшествующей философской культурой в
рамках.всей ее истории. И, в-третьих, он чаще всего ведет
диалог с философами близких ему учений (в рамках шко-
лы) или, наоборот, противостоящих его учению идей. И этот
диалог является фактором, усиливающим единство исто-
рико-философского процесса, дает основание для само-
отождествленности философии и, в то же время, он кос-
венно способствует философскому плюрализму, так как в
процессе диалога формируется своеобразие того или ино-
го философского учения.
Сейчас, после рассмотрения общих предпосылок раз-
вития историко-философского процесса целесообразно
перейти к конкретному рассмотрению его основных эта-
пов, философских учений, школ, течений и направлений.
34

Л тема 3
нтичная философия
1/ Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2/ Онтологизм древнегреческой философии- элеаты и Демокрит
3/ Поворот к человеку -
философские учения софистов и Сократа
4/ Платон и Аристотель -
систематизаторы древнегреческой философии
5/ Поздпеантичный идеал мудреца- эпикуреизм и стоицизм
Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древ-
ней ИНДИР! и Древнем Китае в середине I в. до н. э. Древне-
восточная философия это большое, относительно самосто-
ятельное направление историкофилософского процесса,
тесно связанное с религией и культурой данного региона. В
ее рамках было создано большое количество оригиналь-
ных философских учений, школ, течений и направлений,
ко горые внесли существенный вклад в развитие челове-
ческой цивилизации. Однако недоста гок учебного времени
не позволяет нам более или менее внимательно рассмот-
реть основные направления философии Древнего Востока.
Поэтому мы сосредоточим свое внимание на изучении ев-
ропейской философии.
Начало развития европейской философии было
положено в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. Она воз-
никла и развивалась в тесной связи с зачатками конкрет-
ных знаний о природе. Первые древнегреческие филосо-
фы были одновременно и естествоиспытателями. Они де-
лали попытки научно объяснить происхождение Земли,
Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были
высказаны интересные идеи о движении, величине и фор-
ме небесных тел, о причине солнечных затмений, о коли-
честве дней в году и т. д.
Спецификой древнегреческой философии в ее на-
чальный период является стремление понять сущность
природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых гре-
36
ческих философов называли "физиками" (от греческого
рп!315-природа). Главным вопросом древнегреческой фи-
лософии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле
философия перекликается с мифологией, наследует ее ми-
ровоззренческую проблематику. Но если мифология стре-
мится решить этот вопрос по принципу - кто родил су-
щее, то философы ищут субстанциальное начало - из
чего все произошло. Так, родоначальник греческой фило-
софии Фалес, рассматривал все существующее многооб-
разие вещей и явлений природы как проявление единого,
вечного начала - воды. Он утверждает, что все вещи воз-
никают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в во-
ду. Испарения воды питают небесные огни-Солнце и дру-
гие светила, затем во время дождя вода опять возвращает-
ся и переходит в землю в виде речных отложений, в
дальнейшем из земли снова появляется вода как подзем-
ные ключи, туманы, росы и т. д. Излагая учение Фалеса о
воде как начале, великий греческий философ Аристотель
употреблял два выражения: вода как элемент материи,
стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат
всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим,
отвлекаясь от различных конкретных состояний материи,
первоначало, видоизменения которого и дают различные
состояния.
Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и
Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субст-
ратом всех вещей является конкретная стихия - воздух.
У Анаксимандра - апейрон ("бесконечное") - неопреде-
ленное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в
движении первоначало.
Одним из наиболее крупных философских учений
раннегреческой философии является учение Гераклита
Эфесского. Главное произведение Гераклита - "О приро-
де". Гераклит в качестве субстанциально-генетического
начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Герак-
лита он выступил как субстанция бытия, поскольку пре-
бывает всегда равным самому себе, неизменным во всех
превращениях и как первоначально, конкретная стихия.
Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и
бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда
был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспла-
Античная философия 37

меняющимся и закономерно потухающим. На основе пре-
вращений Огня строится космология Гераклита. Все пред-
меты и явления природы рождаются из Огня и, исчезая,
вновь обращаются в огонь. "Огня смерть - воздуха рож-
дение и воздуха смерть - воды рождение. Из смерти зем-
ли рождается воздух, из смерти воздуха - огонь" и т. д.
Все изменения мироздания у Гераклита происходят
в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая
тождественна необходимости. Необходимость - это все-
общий закон - Логос. "Логос" в дословном переводе с гре-
ческого языка означает "СЛОБО", но одновременно Логос
означает разум, закон. Всегда все совершается по этому
Логосу. Известный исследователь истории философии
А. С. Богомолов отмечал, что понятие Логос у Гераклита
носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить
эту категорию с современными категориями, то она была
бы наиболее близка категории "сущность" во многообра-
зии ее связей и опосредовании. В самом общем плане Логос
Гераклита есть выражение логической структуры Космо-
са, логической структуры образа мира, непосредственно
данного живому созерцанию (Богомолов В. С. Диалекти-
ческийлогос. - М., 1982. - С. 71-72).
Гераклитовская космология строится на основе сти-
хийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет
собой упорядоченную систему - Космос. Образование этого
Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости яв-
лений, общей текучести вещей. "Все течет, все изменяется,
нет ничего неподвижного". Для выражения этой мысли Ге-
раклит пользуется образным сравнением изменяющегося
Космоса с текущей рекой, потоком. "На входящего в одну и
ту же реку текут все новые и новые воды". Движение, по Ге-
раклиту, свойственно всему существующему. Вся природа,
не останавливаясь, изменяет свое состояние. "В одну и ту же
реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть
смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота
и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение,
происхождение никогда не прекращается". "Солнце - не
только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое".
Учение Гераклита о потоке тесно связано с его уче-
нием о переходе одной противоположности в другую, о
"мене", "обмене" противоположностей. "Холодное теп-
38
леет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлаж-
няется". Обмениваясь друг с другом, противоположности
становятся тождественными. "Одно и то же в нас - жи-
вое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и ста-
рое". Утверждение Гераклита, что все есть обмен проти-
воположностей дополняется указанным, что все проис-
ходит через борьбу. "Следует знать, что война всеобща, и
правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и
по необходимости". На основе борьбы устанавливается
гармония мира. "В рождающемся соединяется, из расхо-
дящегося- прекраснейшая гармония, и все происходит
через борьбу".
Таким образом, в раннегреческой философии налицо
совмещение философского и физического (естественно-
научного) подхода в объяснении первоначала мира. С од-
ной стороны, они довольно четко осуществляют субстан-
ционалистский подход, с другой стороны, - субстанция
бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихи-
ей, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приоб-
рела значение метафоры, в образной форме давала пред-
ставление о первоначале всесущего.
Онтологизм древнегреческой философии:
элеаты и Демокрит
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой
философии была философия Элейской школы Пармени-
да, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет
собой дальнейший этап на пути рационализации знания,
освобождения мышления от метафорических образов и
оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в
истолковании субстанции перешли от конкретных при-
родных стихий - воды, воздуха, земли, огня - к бытию
как таковому. Центральное понятие их философии - бы-
тие. По словам Парменида, единственно истинным явля-
ется положение: "бытие есть, небытия нет, ибо небытие
невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни выска-
зать". С этим связано утверждение Парменида, что "мыс-
лимо только сущее". Ибо "нельзя отыскать мысль без бы-
тия, в котором осуществлена эта мысль". Бытие вечно. Воз-
Античная философия 39

никновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возник-
нуть: из ничего ничего не может возникнуть, оно не может
возникнуть из другого бытия, так как до него не было дру-
гого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небы-
тия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя
сказать, что его не было раньше, то есть, что оно возникает.
Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что
оно останется бытием. Следовательно, бытие есть, оно веч-
но, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождест-
венным и всегда равным самому себе.
Бытия не моясет быть ни чуточку больше, ни чуточку
меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и
пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все
непрерывно. Ведь бытие плотно примыкает к бытию. Бы-
тие бесконечно во времени (поскольку оно не возникло и не
уничтожалось), бытие ограничено в пространстве, оно ша-
рообразно. Это связано с его однородностью, с тем, что оно
повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра. Ксено-
фан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое
начало называет Богом. Бог - субстанция мира. У Ксено-
фана отчетливо прослеживается пантеистическая тенден-
ция отождествления Бога с природой. Бог тождествен
Космосу.
Элеаты, как и все древнегреческие философы, были
энциклопедистами - мудрецами. И поэтому они также
стремились дать физическую картину мира. Следует от-
метить, что их физическая картина мира находилась в оп-
ределенном противоречии с их философским учением. По-
лучалось, что это как бы две разные, нестыкующиеся сто-
роны Мудрости. Так Парменид многообразие мира сводит
к двум началам. Первое - Эфирный огонь, чистый свет,
теплое, второе - густая тьма, ночь, земля как костное на-
чало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все
многообразие видимого мира. Вселенная представляется
Парменидом как состоящая из концентрированных кру-
гов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, рас-
положенной в центре Вселенной. Всех их окружает небес-
ная твердь. Промежуточные круги состоят из смеси огня и
земли. В самом центре всех сфер царствует великая боги-
ня Правды и необходимости, которая управляет всеми про-
исходящими в мире явлениями.
40
Это противоречие между метафизикой (философи-
ей) и физикой - (учением о Природе) элеатов отчасти объ-
ясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничива-
ли истину, основанную на рациональном познании, и мне-
ние, основанное на чувственных восприятиях. Последние,
считают они, - знакомят людей лишь с видимостью ве-
щей. Знание их истинной сущности дает философское уче-
ние о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, опи-
сывается в учении о Природе. Чувственное многообразие
мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.
Доказательству иллюзорности многообразия мира и
движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее мно-
жественно, доказывал Зенон, то оно одновременно должно
быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и
настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину.
Оно не имеет величины потому, что каждая из многих ве-
щей сама по себе есть единица, ибо множество есть сово-
купность единиц, но если она единица, то она неделима,
стало быть, она есть точка, которая, будучи прилагаема, не
увеличивает, а будучи отнимаема, не уменьшает, то вся
она не имеет величины и плотности, есть ничто. Если еди-
ница ничто, то и сумма единиц - ничто. С другой стороны,
рассуждаетЗенон, если предположить, чтокаждаяиз мно-
жества вещей имеет величину, плотность и некоторое рас-
стояние от другой части и так до бесконечности, стало быть,
каждая вещь бесконечно велика.
В этой антиномии (неразрешаемости противоречий)
Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, пробле-
му бесконечной делимости конечных вещей. Заслуга его
заключается именно в постановке проблемы, а не в ее ре-
шении, в котором обе противоположности - конечное и
бесконечное (у него взаимно) исключают друг друга и пред-
ставляют нечто внешнее по отношению друг к другу. Зенон
видит только противоположность конечности и бесконеч-
ности, но не видит их единства. Он видит, что они являют-
ся отрицанием друг друга, но не видит, что каждая из них с
необходимостью предполагает свою противоположность.
То же самое относится и к проблеме единицы и мно-
жества. Зенон не видит, что единица есть ничто иное, как
внутренняя сторона множества, что различие их необхо-
димо предполагает их взаимное отношение. По существу,
Античная философия 41

Зенон воспроизводит учение Парменида, противопостав-
ляющее бытию небытие, ибо Зенон сводит единицу к небы-
тию. Из своих рассуждений он делает вывод, что множест-
венное бытие не существует.
Наиболее известны апории Зенона, ставящие своей
целью опровергнуть движение (апория - отсутствие вы-
хода, тупик, непреодолимая трудность): "Дихотомия"
(разделение надвое), "Ахилл и черепаха", "Стрела" и
"Движущиеся тела". Рассмотрим вкратце суть апории
"Дихотомия". Апории состоят в следующем: предмет, дви-
жущийся к цели, должен сначала пройти половину пути к
ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти сна-
чала ее половину и так до бесконечности. Стало быть, за-
ключает Зенон, тело никогда не может достигнуть цели,
ибо путь его бесконечен, и тело вечно должно преодоле-
вать эти бесконечные половины. Уже Аристотель указы-
вает, что Зенон бесконечно делимое смешивает с бесконеч-
но большим, актуальную и потенциальную бесконечность.
Хотя в возможности, время и пространство бесконечно де-
лимы, это не означает, однако, что они в действительности
бесконечно раздельны. Ошибка Зенона состоит в том, что
непрерывность пространства он абсолютизирует и проти-
вопоставляет прерывности. В этих апориях Зенон рассма-
тривает пространство как сумму конечных отрезков и про-
тивопоставляет ему бесконечную непрерывность време-
ни. В апории "Ахилл и черепаха" Зенон доказывал
невозможность движения тем, что нельзя пройти в конеч-
ное время бесконечное число половинок пути. Ахиллес на-
ходится позади черепахи. Пока он пробежит разделяющее
их расстояние, черепаха несколько продвинется вперед.
Пока Ахиллес пробежит это новое расстояние, черепаха
опять несколько продвинется вперед и так до бесконечно-
сти. Хотя расстояние будет все более уменьшаться, но ни-
когда не исчезнет.
В чем состоит основной смысл всех этих доказа-
тельств? В обнаружении противоречия в строго логически
выведенных следствиях основных понятий, которыми опе-
рирует античная наука и обыденное сознание. Противоре-
чие же рассматривается как достаточное основание для
устранения их из сферы подлинного знания, с "пути исти-
ны", и перевод его в область "мнений".
42
Крупным шагом по пути развития онтологического
подхода в решении философских проблем является ато-
мизм Демокрита (460 -370 до н. э.). Демокрит стремился к
созданию стройного, ясного и логически обоснованного уче-
ния. Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кро-
ме атомов и пустоты, все существующее разрешается в
бесконечное множество первоначальных неделимых веч-
ных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бес-
конечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг
с другом".

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign