LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на "вызов" могут быть различны, и в этом причина непохо-
жести исторического пути народов.
292
Тойнби считал, что каждое общество проходит в сво-
ем движении определенные стадии: генезис, рост, надлом
и разложение. Жизнеспособность цивилизации определя-
ется уровнем освоения жизненной среды и развитием ду-
ховных основ данного общества. При этом серия последо-
вательных "ответов" на последовательные "вызовы"
должна истолковываться как проявление роста, если по
мере развертывания исторического процесса наблюдает-
ся тенденция действия из области внешнего окружения в
область внутреннего. Тойнби считал, что по мере роста все
меньше и меньше возникает "вызовов", идущих из внеш-
ней среды, и все больше и больше появляется "вызовов",
рожденных внутри действующей системы или личностей.
Основной же критерий роста - это прогрессивное дви-
жение в направлении самоопределения цивилизации на
основе развития самоопределения личности.
Смысл истории и ее постижение
в философии истории К. Ясперса
Своеобразную концепцию исторического процесса разви-
тия общества предложил немецкий философ К. Ясперс
(1883-1969). В отличие от А. Тойнби, Ясперс делает ак-
цент на том, что человечество имеет единое происхожде-
ние и единый путь развития. Однако научно доказать это
положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невоз-
можно доказать и противоположное. Допущение этого
единства он называет постулатом веры. Таким образом,
Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объясне-
нии исторического процесса к религиозной традиции. Ис-
тория, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее дви-
жение определяется силой Провидения. Таким образом,
Ясперс возвращается к линейной схеме истории.
Но Ясперс не является теологом или богословом. Он
философ, поэтому позволяет себе отступить от традици-
онного в христианстве описания исторического процесса.
Как уже отмечалось ранее, в традиционной христианской
концепции истории кульминационным пунктом мирового
исторического процесса, "осью" мировой истории объяв-
лялось явление Сына Божьего - Христа. Ясперс же спра-
Общество и культура как предметы философского анализа 293

ведливо полагает, что в явление Христа верят только хри-
стиане, только для них оно является осевым событием ис-
тории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусуль-
манский, синтоистский и т. д. остается как бы в стороне от
мирового исторического процесса.
Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыс-
лом истории. А значит, возникает вопрос: возможна ли об-
щая для всего человечества вера, такая вера, которая не
разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различ-
ные культуры и цивилизации. Такую веру, по мнению не-
мецкого философа, не может предложить ни одна религия:
ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам и т. д.
Каждая религия объявляет свою веру как откровение ка-
кого-либо Бога: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т. д. Содер-
жания вероучений часто служили источниками раздора и
взаимонепонимания между народами. Ясперс убежден,
что общей для человечества может быть только фило-
софская вера.
Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Она
есть акт воли. Но ее не следует противопоставлять знанию.
Признаком философской веры мыслящего человека слу-
жит всегда то, что она существует лишь в союзе со знани-
ем. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять са-
мое себя. Безграничное познание, наука - основной эле-
мент философствования. Философская вера не может
стать исповеданием, она не может становиться догматом.
Она есть осознание бытия и его истоков посредством обра-
щения к исторической ситуации.
Понятие исторической ситуации является ключе-
вым в философии истории Ясперса. Содержание истори-
ческой ситуации Ясперс связывает с такими понятиями
как "время" и "эпоха". Каждая историческая эпоха отли-
чается от другой своей специфической ситуацией. Однако,
по Ясперсу, возможно формирование близких по своему
духу исторических ситуаций, которые являются предпо-
сылками возникновения и развития родственных по свое-
му духу процессов. Такое совпадение ситуаций, считает
Ясперс, произошло между 800 и 900 годами до новой эры. В
этот промежуток времени возникли параллельно в Китае,
Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные
движения, сформировавшие тот тип человека, который
294
существует и поныне. Это время Ясперс назвал "осевой
эпохой" мировой истории. Это время и есть время рожде-
ния философской веры.
Ясперс указывает, что "основная эпоха" - в емя
рождения мировых религий, пришедших на смену млфо-
логическому сознанию. Почти одновременно, на Земле, не-
зависимо друг от друга, образовалось несколько внутрен-
не родственных духовных центров. Основное, что сближа-
ло их и, следовательно, являлось главной характеристикой
"осевой эпохи" - это прорыв мифологического миросо-
зерцания, составляющего духовную основу "доосевых
культур". Человек, как бы впервые, пробудился к ясному
отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосред-
ственному эмпирическому опыту, а также рационализа-
ция отношения к миру и к себе подобным. А это, по мнению
Ясперса, является одной из главных предпосылок фило-
софского мышления.
К. Ясперс, как помечалось ранее, является одним из
крупных представителей экзистенциализма. Поэтому и
свою философию истории он обосновывает, опираясь на
исходные понятия и принципы экзистенциализма: пер-
вичность существования, ведущую роль "пограничных си-
туаций", в частности, ситуация между жизнью и смертью
и т. д. "Осевая эпоха", согласно Ясперсу, кладет конец не-
посредственному отношению человека к миру и к самому
себе. Обостряется самосознание личности. Человек осо-
знает хрупкость своего бытия, перед ним встают "послед-
ние" смысложизненные вопросы: о смысле человеческого
существования, о смысле бытия. И это, по Ясперсу, слу-
жит проявлением интенсивной духовной жизни. Пробуж-
дение духа, считает Ясперс, является началом бытия об-
щей истории человечества, которое до сих пор было разде-
лено на локальные, не связанные между собой культуры. С
тех пор человечество неуклонно идет по этому общему пу-
ти. Ясперс убежден, что человечество обречено на общ-
ность судьбы и единую веру. В противном случае, история
человечества может закончиться катастрофой. Поэтому
установление взаимопонимания, открытость различных
типов общества, религий и культур является жизненно не-
обходимым для человечества. Отсюда вытекает особая
роль философии, которая, по его мнению, с помощью фи-
Общество и культура как предметы философского анализа 295

лософской веры, открывающей смысл и предназначение
истории, призвана объединять человечество на общих
духовных основаниях.
Понятия культуры и цивилизации.
Культура как форма самореализации человека
Философия истории изображает исторический процесс
как процесс развития культуры. Для того, чтобы понять
содержательную сторону исторического процесса разви-
тия общества необходимо уяснить, что представляет собой
культура. Термин "культура" латинского происхождения
и первоначально означал возделывание почвы, ее культи-
вирование. В этом контексте под культурой понимались
все изменения в природном объекте, происходящие под
воздействием человека, в отличие от тех изменений, кото-
рые вызваны естественными причинами.
В философии истории в понятие "культура" вводит-
ся оценочный момент и соотносится с понятием "цивили-
зация". Но здесь возможны различные подходы. В первом
случае, цивилизация рассматривается как определенная
ступень в развитии культуры отдельных народов и регио-
нов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае, цивилиза-
ция толкуется как конкретный этап общественного разви-
тия, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и
варварства, для которого характерно появление городов,
письменности, сознательная стратификация и формиро-
вание национально-государственных образований
(Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация ин-
терпретируется как ценность всех культур, подчеркивая
тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Яс-
перс). В четвертом случае цивилизация истолковывается
как конечный момент в развитии культуры того или иного
народа или региона, означающий ее "закат" или упадок
(О. Шпенглер). В пятом случае цивилизация отождествля-
ется с высоким уровнем материальной деятельности чело-
века: орудий труда, технологии, экономических и полити-
ческих отношений и учреждений, а культура как проявле-
ние духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков).
Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация
296
трактуется как высшее проявление духовной сущности
человека. Но во всех случаях понятия культура и цивили-
зация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи
лежит определенная концепция культуры. Поэтому необ-
ходимо разобраться в том, что лее составляет основное со-
держание культуры.
В современной философии истории можно выделить
два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле
культура трактуется как система коллективно разделяе-
мых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов по-
ведения, присущих тем или иным индивидам или сооб-
ществам. В качестве духовного образования культура
включает в себя несколько основных элементов.
1. Первый, познавательный, знаково-символичес-
кий элемент, т. е. знания, сформулированные в определен-
ных понятиях и представлениях и зафиксированные в
языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хра-
нения и передачи человеческого.опыта. Рассмотрим крат-
ко, что представляет собой язык как важнейший элемент
культуры. Язык - это система знаков и символов, наде-
ленных определенным значением. Знаки и символы вы-
ступают в процессе общения в качестве представителей
(заместителей) других предметов и используются для по-
лучения, хранения, преобразования и передачи информа-
ции о нем. Люди усваивают это значение знаков и символов
в процессе воспитания и образования. Именно это позво-
ляетим понимать смысл сказанного и написанного.
2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры
является ценностно-нормативная система. Ценность-это
свойство того или иного общественного предмета, явления
удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности
формируются в результате осознания социальным субъек-
том своих потребностей в соотнесении их с предметами ок-
ружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения,
реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социаль-
ного субъекта могут входить различные ценности:
смысложизненные (представления о добре и зле, сча-
стье, цели и смысле жизни);
универсальные (жизнь, здоровье, личная безопас-
ность, благосостояние, семья, родственники, образование,
квалификация, правопорядок и т. д.);
Общество и культура как предметы философского анализа 297

общественного признания (трудолюбие, социальное
положение и т. д.);
межличностного общения (честность, бескорыстие,
доброжелательность);
демократические (свобода слова, совести, партий, на-
циональный суверенитет и т. д.).
Ценностное отношение выступает необходимым ком-
понентом в формировании ценностной ориентации, дея-
тельности и отношений, которые выражаются в ценност-
ной установке. Ценностная установка является своеоб-
разной предваряющей программой деятельности и
общения, связанной с возможностью выбора вариантов де-
ятельности и общения, и представляет собой социально-
детерминированную предрасположенность социального
субъекта к заранее определенному отношению к данному
объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т. д. Ценно-
стные установки вырабатываются обществом в процессе
общественно-исторической деятельности и передаются
индивидам и последующим поколениям в процессе социа-
лизации: обучения, воспитания и т. д.
Ценностные установки ориентирует человека в со-
циальной действительности, направляют и стимулируют
его деятельность. Осознание индивидами содержания цен-
ностных установок, образует мотив деятельности. Мотив
- это фактор, ведущий к превращению установок в ак-
тивную, деятельность. Он позволяет социальному субъек-
ту соотносить конкретные ситуации, в которых он дейст-
вует, с системой ценностей, которыми он руководствуется
в своем поведении.
Ближайший побудительный мотив человеческой де-
ятельности, определяющий способ и характер последней,
выступает в качестве цели. Цель деятельности, как иде-
альный прообраз будущего, формируется на основе инте-
ресов социального субъекта. Она выражает основание, ре-
шимость переделать окружающий мир, приспособить его
к своим потребностям. Поскольку полагание будущего есть
предвосхищение субъектом результатов своей деятель-
ности, которая протекает во времени, постольку следует
подходить дифференцированно к процессу целеполага-
ния. На основе более или менее точного определения вре-
мени правомерно говорить о ближайших и дальнейших це-
298
лях. В целом же по шкале социального времени цели могут
быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, пер-
спективные, конечные и т. д. Конечная цель является са-
моцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизы-
вает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли
средств для собственного достижения. Субъект видит в до-
стижении конечной цели смысл своей деятельности, а ино-
гда - и всей жизни.
Для выделения конечных целей из многообразия це-
лей употребляется понятие идеал. Он принадлежит к фор-
мам опережающего отражения действительности. Сама
возможность возникновения идеала содержится в целепо-
лагающей способности человеческого сознания. Отдель-
ный человек, социальная группа, общество в целом, преж-
де, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании
модель будущего объекта, определенную цель, достиже-
нию которой подчиняет всю свою деятельность. С одной
стороны, идеал можно рассматривать как отражение наи-
более существенных и значимых сторон общественной
практики определенных социальных групп, классов, отра-
жение коренных тенденций, закономерностей и возмож-
ностей, а с другой - как главную оценочную категорию,
определяющую сознательные стимулы, доминирующий
мотив.
Ценностное отношение может быть зафиксировано в
виде социальной нормы. В определенном смысле, соци-
альную норму следует рассматривать как следствие ус-
тойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем
средством, определенной ступенью, которая сближает
ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с
практикой человека. Социальные нормы - это историче-
ски обусловленные общественным бытием требования к
деятельности и отношениям индивидов, социальных
групп, классов и общественных институтов, выражаю-
щие общественную необходимость организации деятель-
ности и отношений в соответствии с объективными усло-
виями. В них в большей мере, чем в ценностях, при-
сутствует приказной момент, требование поступить оп-
ределенным образом. Одной из важных особенностей воз-
действия социальных норм на деятельность и обществен-
ные отношения состоит в том, что их исполнение и пред-
Общество и культура как предметы философского анализа 299

писание обеспечивается различными формами принуж-
дения, начиная от общественного мнения и кончая госу-
дарственными институтами.
Синтетической формой культуры называют обряды,
обычаи, традиции, то, что является образцами поведения.
Обряд - это совокупность символических стереотипных
коллективных действий, воплощающих в себе те или иные
социальные идеи, представления, ценности и нормы и вы-
зывающих определенные коллективные чувства. Сила об-
ряда в его эмоционально-психологическом воздействии на
людей. В обряде происходит не только рациональное усво-
ение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопере-
живание их участниками обрядового действия.
Обычай - это воспринятая из прошлого форма соци-
альной регуляции деятельности и отношений людей, кото-
рая воспроизводится в определенном обществе или соци-
альной группе и является привычной для его членов. Обы-
чай состоит в неуклонном следовании воспринятых из
прошлого предписаний. В роли обычая могут выступать
различные обряды, праздники, производственные навыки
и т. д. Обычай- неписаное правило поведения.
Традиции - элементы социального и культурного
наследия, передающиеся из поколения в поколение и со-
храняющиеся в определенном сообществе в течение дли-
тельного времени. Традиции функционируют во всех со-
циальных системах и являются необходимым условием их
жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к
традиции приводит к нарушению преемственности в раз-
витии общества и культуры, к утрате ценностных дости-
жений человечества. Слепое же преклонение перед тра-
дицией порождает консерватизм и застой в общественной
жизни.
Все эти элементы культуры создают ее смысловое
содержание. Освоение смысла культуры всегда должно
соотноситься с фундаментальными целями существова-
ния человека как универсального существа, жизнь кото-
рого носит осмысленный и, в определенном плане, целена-
правленный характер. Человек осуществляет в мире свое
предназначение. В чем состоит это предназначение и как
оно реализуется, раскрывается во втором, более широком
подходе к культуре. В широком смысле слова под культу-
300
рой понимают специфическую, генетическую, ненаследу-
емую совокупность средств, способов, форм, образцов и
ориентиров взаимодействия людей со средой их сущест-
вования, которые они вырабатывают в совместной жизни
для поддержания определенных структур деятельности и
общения. При таким подходе культура включает в себя ре-
зультаты материального и духовного производства и ис-
толковывается как сотворенная человеком "вторая при-
рода", надстроенная над первой, естественной природой.
Однако такой подход к культуре не означает разде-
ление окружающей человека среды надва мира: природ-
ный, естественный и культурный, "рукотворный", соци-
альный. Напротив, он предполагает, что именно через
культуру и благодаря культуре происходит соединение
этих миров. Культура выступает как связующее звено
между природой и обществом. И основой этого соединения
выступает человек как субъект деятельности, познания,
общения и переживания. Культура представляет собой
результат объективизации, материального воплощения
человеческих стремлений, целей, переживаний.
Наиболее общие закономерности взаимодействия
природы и общества с позиций деятельной общественно-
исторической сущности человека были изучены ранее при
рассмотрении учения К. Маркса об опредмечивании и рас-
предмечивании. Сейчас мы хотели бы обратить внимание
на другую сторону связи природы и общества через куль-
турную деятельность человека. Человек, как известно, яв-
ляется биологическим, природным существом и, одновре-
менно, он в значительной мере преодолел свою зависи-
мость от природы, перешагнул в мир социума. Культура и
выступает как способ и мера овладения человеком естест-
венного и социального миров. Создавая культурные цен-
ности, человек выходит за рамки природной и социальной
детерминации, выступает творческим субъектом, дающим
новые формы развития природе и обществу. В этом смыс-
ле культура равнозначна степени реализации человечес-
кой свободы.
В культуре и через культуру проявляется стремле-
ние человека преодолеть рамки своего временного, биоло-
гического существования. Человек как природное, биоло-
гическое существо подобно любому живому организму
Общество и культура как предметы философского анализа 301

двигается по кругу: рождение - жизнь - смерть. Благо-
даря культуре, человек преодолевает природные границы
своего существования, он становится бессмертным. С по-
лучением бессмертия через культурные ценности человек
получает возможность осмыслить свое историческое раз-
витие В этом плане культура выполняет по отношению к
человеческому бытию конструктивную функцию объек-
тивации не только сиюминутных целей и стремлений че-
ловека, но и его фундаментального призвания, связанного
с формированием человека как универсального существа,
утверждающего непреходящее, вечное. Субстанциональ-
ный смысл человеческого существования раскрывается
именно в этом аспекте культуры, которая выступает как
основа развития человеческой индивидуальности, лично-
сти, воплощающей общечеловеческие цели и устремле-
ния, то есть всечеловеческий смысл. Тем самым, культура
выступает не просто как процесс создания идей, вещей,
знаков, символов, форм и образов поведения, но и как фор-
ма самодетерминации человека, его самовоспроизводст-
ва или творчества.

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign