LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Эволюция психоаналитической философии.
Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное
Иррационалистические тенденции "философии жизни"
продолжает и углубляет психоаналитическая филосо-
I Фшос1.фия Современный философский иррационализм 273

фия. Эмпирической базой психоаналитической филосо-
фии являет психоанализ. Он возник в рамках психиатрии
как своеобразный подход к лечению неврозов методом ка-
тарсиса или самоочищения Постепенно из медицинской
методики он вырос до уровня философского течения, стре-
мящегося объяснить личностные, культурные и социаль-
ные явления.
Основоположник психоанализа австрийский врач -
психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Ос-
новные идеи психоанализа изложены в его работах: "По
ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), "Массовая
психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и
"Оно" " (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда
изучала явления сознания, как они проявлялись у здоро-
вого человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя харак-
тер и причины неврозов, натолкнулся на ту область чело-
веческой психики, которая раньше никак не изучалась, но
которая имела большое значение для жизнедеятельности
человека - это бессознательное.
Открытие бессознательного, исследование его
структуры, влияния на индивидуальную и общественную
жизнь было главной заслугой 3. Фрейда. Бессознательны,
по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Доволь-
но часто прорывается бессознательное наружу в гипноти-
ческих состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах на-
шего поведения: оговорках, описках, неправильных дви-
жениях и т. д. Согласно Фрейду, психика человека
представляет собой взаимодействие трех уровней: бес-
сознательного, предсозна-тельного и сознательного. Бес-
сознательное он считал центральным компонентом, соот-
ветствующим сути человеческой психики, а сознательное
- лишь особой интуицией, надстраивающейся над бес-
сознательным. Созданная Фрейдом модель личности
предстает как комбинация трех элементов. "Оно" - глу-
бинный слой бессознательного влечения - психическая
самость, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера со-
знательного, посредник между "Оно" и "внешним миром",
в том числе, природными и социальными институтами.
"Сверх-Я" (зирег - е§о) внутриличностная совесть, ко-
торая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу
постоянно возникающего конфликта между ними." Сверх-
274
Я" является как бы высшим существом в человеке Это
внутренне усвоенные интериоризированные индивидом
социально значимые нормы и заповеди, социальные за-
преты власти родителей и авторитетов.
Глубинный слой человеческой психики, по мысли
Фрейда, функционирует на основе природных инстинк-
тов, "первичных влечений" с целью получения наиболь-
шего удовольствия. В качестве основы первичных влече-
ний Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные вле-
чения. Позднее он заменяет их более общим понятием
"либидо", которое охватывает уже всю сферу человечес-
кой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже
любовь к Родине. В конечном счете, он выдвигает гипотезу,
что деятельность человека обусловлена наличием как би-
ологических, так и социальных влечений, где доминирую-
щую роль играют так называемые "инстинкт жизни" -
эрос и "инстинкт смерти" - танатос.
Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид
сталкивается с внешней реальностью, которая противосто-
ит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуз-
дать бессознательные влечения и направить их в русло со-
циально одобренного поведения при помощи "сверх-Я".
Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он счи-
тал, что человек может овладеть своими инстинктами и стра-
стями и сознательно управлять ими в реальной жизни. За-
дача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том,
чтобы бессознательный материал человеческой психики пе-
ревести в область сознания и подчинить своим целям.
Фрейд считал, что психоанализ может быть исполь-
зован и для объяснения и регулирования общественных
процессов. Человек не существует изолированно от дру-
гих людей, в его психической жизни всегда присутствует
"Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы
психического взаимодействия между различными инстан-
циями в личности находят свой аналог в культурных про-
цессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно нахо-
дятся в состоянии страха и беспокойства от достижений
цивилизации, поскольку таковые могут быть использова-
ны против человека. Чувство страха и беспокойство уси-
ливаются от того, что социальные инструменты, регули-
рующие отношение между людьми в семье, обществе и го-
Современный философский иррационализм 275

сударстве, противостоят им как чуждые и непонятные си-
лы. Однако при объяснении этих явлений Фрейд концент-
рирует внимание не на социальной организации общества,
а на природной склонности человекак агрессии и разру-
шению. Развитие культуры - это выработанная челове-
чеством форма обуздания человеческой агрессивности и
деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это уда-
ется сделать, агрессия вытесняется в сфере бессознатель-
ного и становится внутренней пружиной человеческого
действия. Противоречие между культурой и внутренними
устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку
культура является достоянием не одного человека, а всей
массы людей, то возникает проблема коллективного не-
вроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являют-
ся ли многие культуры, или даже культурные эпохи "не-
вротическими", не становится ли все человечество под
влиянием культурных устремлений "невротическим"?
Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впос-
ледствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875-
1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось
к пониманию природы и формам проявления бессозна-
тельного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю
человеческую деятельность к биологически унаследован-
ным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологи-
ческую, а чисто символическую природу. Он предполо-
жил, что символика является составной частью самой пси-
хики и что бессознательное вырабатывает формы или
идеи, носящие схематический характер и составляющие
основу всех представлений человека. Эти формы не имеют
внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга,
формальными элементами, способными оформиться в кон-
кретное представление только тогда, когда они проникают
на сознательный уровень психики. Этим формальным эле-
ментам, неотъемлемо присущим всему человеческому
роду, Юнг даетназвание "архетипы". Архетипы представ-
ляют собой формальные образцы поведения или символи-
ческие образы, на основе которых оформляются конкрет-
ные, наполненные содержанием, образы, соответствую-
щие в реальной жизни стереотипам сознательной
деятельности человека. Архетипы действуют в человеке
инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и сим-
276
вол" Юнг следующим образом разъясняет суть этого по-
нятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по сво-
ей природе формы и образцы, встречающиеся практичес-
ки по всей земле как составные элементы мифов и в то же
время являющиеся автохтонными индивидуальными про-
дуктами бессознательного происхождения. Архетипичес-
кие мотивы берут свое начало от архетипических образов
в человеческом уме, которые передаются не только по-
средством традиции и миграции, но также с помощью на-
следственности. Эта гипотеза необходима, так как даже
самые сложные архетипические образцы могут спонтанно
воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или
архетип является сформулированным итогом огромного
технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так
сказать, психический остаток бесчисленных пережива-
ний одного и того же типа"
Понятие "архетипы" Юнг разъясняет на основе уче-
ния о коллективном бессознательном. Юнг проводит чет-
кое разделение между индивидуальным и коллективным
бессознательным. Индивидуальное бессознательное от-
ражает личностный опыт отдельного человека и состоит
из переживаний, которые когда-то были сознательными,
но утратили свои сознательный характер в силу забвения
или подавления. Коллективное бессознательное - это об-
щечеловеческий опыт, характерный для всех рас и наро-
дов. Оно представляет собой скрытые следы памяти чело-
веческого прошлого, а также дочеловече-ское животное
состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпо-
се, религиозных верованиях и проявляется, то есть выхо-
дит на поверхность у современных людей через сновиде-
ния. Поэтому для Юнга главным показателем действия
бессознательного являются сновидения, и его психологи-
ческая деятельность, в том числе и как врача-психоневро-
лога, концентрировалась на основе сновидений.
Основоположники психоаналитической философии
Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить инди-
видуальные поступки человека. Их последователи нео-
фрейдисты А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952),
Э. Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой фило-
софии стремились объяснить социальное устройство жиз-
ни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведе-
Современиый философский иррационализм 277

ния личности сосредоточивал свое внимание на выявле-
нии причины действия человека, то А. Адлер считал, что
для этого необходимо знать конечную цель его устремле-
ний, "бессознательный жизненный план", при помощи ко-
торого он старается преодолеть напряжение жизни и свою
неуверенность. Согласно учения Адлера, индивид из-за
дефектов в развитие своих телесных органов (несовер-
шенства человеческой природы) испытывает чувство не-
полноценности или малоценности. Стремясь преодолеть
это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали-
зирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Ад-
лер, используя понятийный аппарат психоанализа, назы-
вает компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхком-
пенсация - это особая социальная форма реакции на
чувство неполноценности. На ее основе вырастают круп-
ные личности, "великие люди", отличающиеся исключи-
тельными способностями. Так,замечательная карьера На-
полеона Бонапарта на основе этой теории объясняется по-
пыткой человека за счет своих успехов компенсировать
физический недостаток - низкий рост.
На творчество Карен Хорни оказала серьезное влия-
ние ситуация социальных потрясений, в которые вошел
мир в период второй мировой войны, связанных с установ-
лением фашистского господства в Германии и фашистской
оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда,
она придавала важное значение бессознательным процес-
сам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни
проявилось в том, что основным побудительным мотивом
она считала стремление к безопасности, постоянно рож-
дающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувст-
во тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базо-
выми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровож-
дают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть
вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой
и насильственным подавлением желаний посредством
власти или авторитета.
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945 г.)
К. Хорни формирует три типа направленности поведения
личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к лю-
дям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминиро-
вании в поведении индивида одного из этих векторов скла-
278
дываются три типа невротической личности: 1) услужли-
вая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытаю-
щаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жажду-
щая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций
являются неадекватными, создается порочный круг: тре-
вожность не устраняется, а нарастает, порождая все но-
вые и новые конфликты.
Один из крупнейших представителей неофрейдизма
Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марк-
сизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет
ничего прирожденного. Все ее психические проявления -
это следствие погруженности личности в различные соци-
альные среды. Однако в отличие от марксизма, Фромм
выводит характер формирования того или иного типа лич-
ности не из прямого воздействия социальной среды, а из
двойственности человеческого существования: "экзистен-
циальной" и "исторической". К экзистенциальной состав-
ляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) че-
ловек, по его словам, изначально находится между жиз-
нью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте
и времени" и "выбирается из него опять же случайно";
2) существует противоречие между тем, что каждое чело-
веческое существо является носителем всех заложенных
в нем потенций, но не может реализовать их в результате
кратковременности своего существования. Человек не мо-
жет избежать этих противоречий, но реагирует на них раз-
личными способами, соответственно своему характеру и
культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исто-
рические противоречия. Они не являются необходимой
частью человеческого существования, а создаются и раз-
решаются человеком или в процессе его собственной жиз-
ни, или в последующие периоды истории. Устранение ис-
торических противоречий Фромм связывал с созданием
нового гуманистического общества. В книге "Революция
надежды" (1968 г.) Фромм излагает свои представления о
путях гуманизации современного общества. Он возлагал
большие надежды на введение "гуманистического плани-
рования", "активизацию индивида путем замещения ме-
тодов "отчужденной бюрократии" методами "гуманисти-
ческого управления", изменения способа потребления в
Современный философский иррационализм 279

направлении увлечения "активации" человека и устране-
ния его пассивности, распространения новых форм психо-
духовной ориентации", которые должны быть "эквивален-
тами религиозных систем прошлого". Одновременно
Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в
которых люди должны иметь свою собственную культуру,
стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих
"психодуховных ориентациях", напоминающих резуль-
таты и символы церковной жизни.
Экзистенциализм: основные темы и учения.
Свобода и ответственность личности
Одним из крупнейших и влиятельных течений современ-
ной философии является экзистенциализм (философия
существования). Экзистенциализм представлен в совре-
менной философии многочисленными учениями и школа-
ми. По геосоциокультурному признаку все эти учения и
школы можно классифицировать как немецкий, француз-
ский, русский, японский и другие экзистенциализмы. По
решению одного из важных мировоззренческих вопросов
- отношение к сверхъестественному, выделяются рели-
гиозная и секулярная формы экзистенциализма.
Экзистенциализм сформировался в Западной Евро-
пе в период между двумя мировыми войнами. Он опирает-
ся на антрополого-персоналистскую традицию, которая
берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее вли-
яние на идеи экзистенциализма оказали работы датского
религиозного философа середины XIX в. С. Къёрке-гора и
немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосред-
ственными родоначальниками экзистенциализма явля-
ются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976),
К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писате-
ли Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель
(1889-1973), Альбер Камю (1913-1960).
Экзистенциализм характеризуется в отечественной
литературе как философское выражение глубоких потря-
сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со-
временную эпоху. У поколения западной интеллигенции,
пережившей первую мировую войну, обманчивую стаби-
280
лизацию 20-30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую
оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего
потому, что она обратилась к проблеме критических и кри-
зисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в
период жестоких исторических испытаний. Экзистенциа-
лизму даже был приклеен ярлык "философии кризиса".
Экзистенциализм, действительно, отталкивается от
наиболее типичных форм радикального разочарования в
истории, которые приводят к истолкованию современного
общества как периода кризиса цивилизации, кризиса ра-
зума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не высту-
пает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса.
Напротив, он протестует против капитуляции личности
перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что ка-
тастрофические события новейшей истории обнаружили
неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но
и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в
этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со сво-
им собственным внутренним миром, оценить свои возмож-
ности и способности. На передний план они выдвинули про-
блему человека. Крупный французский философ-персо-
налист Э. Мунъе в книге ((Введение в экзистенциализмы"
так характеризует это течение: "Наиболее общим образом
- это мышление можно было бы охарактеризовать как ре-
акцию философии человека против крайностей филосо-
фии идей или философии вещей".
Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на
духовной выдержке человека перед лицом враждебного
ему мира. Его представители отказываются превращать
человека в инструмент, которым можно манипулировать:
в инструмент познания или производства. Человек, по их
мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное,
ответственное бытие. Первый призыв этой философии:
"Человек, пробудись!". То есть займи активную жизнен-
ную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему
всеми своими силами.
Однако если в различных школах философского ра-
ционализма человек осмысливает себя, прежде всего, как
полномочный представитель человеческого рода, суверен-
ная личность, то экзистенциализм переносит акцент на по-
знание качественной специфичности, индивидуальной не-
современный философский иррационализм 281

повторимости личности. Преимущественным объектом
философского осмысления в экзистенциализме выступа-
ет бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, об-
разующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир,
с позиций экзистенциалистов, - это не фрагмент пред-
метного материального мира, а мир духовности, субъек-
тивности.
Одна из главенствующих установок экзистенциализ-
ма - это противопоставление социального и индивиду-
ального бытия, утверждения радикальной разорванности
этих двух сфер человеческого бытия. Это противопостав-
ление выливается в способ решения проблем человеческо-
го существования в форме антитез и парадоксов. Развер-
нутые в различных плоскостях - сущности и существова-
ния, бытия и обладания, познания и понимания - они
отражают трагизм положения человека в мире.
Экзистенциалисты утверждают, что человек не оп-
ределяется никакой сущностью: ни природой, ни общест-
вом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущ-
ности, по их мнению, не существует. Имеет значение толь-
ко его существование. (На французском языке слово
существование звучит как экзистенция. Отсюда пошло и
название этого философского течения.) Основная установ-
ка экзистенциализма, по словам Ж.-П. Сартра, существо-
вание предшествует сущности. Это означает, что человек
сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а
уж потом определяется как личность.
В немецком языке термин "существование" обозна-
чается словом Вазет (буквальный перевод "здесь - бы-
тие"); вводя этот термин, немецкий экзистенциалист
М. Хайдеггер хотел подчеркнуть, что человека можно рас-
сматривать как историческое существо, пребывающее
"здесь и теперь" в этом остановленном моменте времени.
Следовательно, и задача философии определялась им как
анализ наличного бытия человека, застигнутого "здесь и
теперь", в непроизвольной сиюминутности переживаний.
Исследования сиюминутного переживания, опыта време-
ни - одна из ведущих тем основной работы М. Хайдеггера
"Бытие и время". В этой работе М. Хайдеггер ставит во-
прос о создании новой онтологии. Исходный пункт этой он-
тологии "здесь - бытия" - экзистенция. Экзистенция, по
282
М. Хайдеггеру, определяется конечностью человека, его
положением в мире и коммуникацией (общением) с други-
ми людьми.
Согласно экзистенциализму, человек - это времен-
ное, конечное существо, предназначенное к смерти. Пред-
ставление о смерти как самоочевидной, абсолютной гра-
нице любых человеческих начинаний занимает в экзис-
тенциализме такое же место, как и в религии, хотя
большинство представителей этой философии не пред-
лагают человеку никакой потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты считают, что человек не должен убе-
гать от сознания своей смертности, а потому высоко це-
нить все то, что напоминает индивиду о суетности его
практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в эк-
зистенциалистическом учении о "пограничных ситуаци-

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign