LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не пре-
допределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его сис-
теме как бесконечное стремление. "Она безосновна", "вне
причинности, времени и пространства". У А. Бергсона та-
кие функции выполняют "жизненный порыв" - необуз-
данный , переливающийся через край хаотичный поток ин-
стинктов, которому дается то натуралистическая, то соци-
альная интерпретация. Экзистенциализм сущностной
характеристикой бытия объявляет пульсирующий про-
цесс индивидуального переживания - экзистенцию.
В объективно-идеалистических разновидностях ир-
рационализма производится онтологизация эмоционально-
волевых структур человеческого бытия. Так, А. Шопенгау-
эр наделял Волю универсально-космическими функциями.
"Воля это внутренняя сущность мира". Все сущее: природа,
человек, социальные институты и предметные формы куль-
туры представляют собой лишь ступени объективизации
Воли. У А. Бергсона "жизненный порыв" проходит через
различные материальные образования, претерпевает раз-
личные метаморфозы и завершает свое движение, вопло-
тившись в человеке. В субъективно-идеалистической раз-
новидности иррационализма человеческая субъектив-
ность, индивидуальное сознание рассматривается как
особый вид бытия. Так, в системе В. Дильтея "жизнь", рас-
сматриваемая как основа мира, истолковывается как внут-
ренний опыт переживания человеком своего существова-
ния в мире, придающее миру смысловые характеристики.
264
С отрицанием законообразности и причинной обус-
ловленности в иррационалистических учениях тесно свя-
зано отрицание как познавательной, так и деятельно-пре-
образовательной активности субъекта. Представители
иррационализма решают проблему субъекта безотноси-
тельно к тому процессу, в котором человек познает и преоб-
разовывает мир и в котором силы и возможности природы
становятся силами и возможностями самого человека. По-
этому основную задачу философии они видят не в позна-
нии законов объективности мира, а в определении форм и
норм построения субъективного мира личности, утверж-
дении ее внутренней духовно-нравственной жизни. Теоре-
тико-познавательному и реально-преобразовательному
отношению к миру, выраженному в системах рационализ-
ма, иррационализм противопоставляет нравственно-
практический. Свои усилия иррационалисты направляют,
прежде всего, на выработку эмоционально-нравственных
установок, служащих для ориентировки человека в меж-
личностных ситуациях. На смену субъектно-объектным
отношениям, характерным для рационализма, иррациона-
лизм выдвигает субъектно-субъектные отношения. Чело-
век рассматривается, главным образом, как субъект об-
щения (коммуникации).
В философской теории иррационализм противопос-
тавляет гносеологическому подходу рационализма акси-
ологический. Поскольку активность субъекта, с точки зре-
ния иррационализма, проявляется не в познавательной и
не в реально-преобразовательной, а в нравственно-оце-
ночной деятельности, поскольку снимается проблема объ-
ективности познания и заменяется проблемой оценивания
мира с точки зрения условий бытия в нем личности. Понять
же истинную ценность того или иного явления, рассужда-
ют иррационалисты,. может только человек Человека от-
личает от животного не разум, не способность к понятийно-
му мышлению, а, прежде всего, способность к нравствен-
ной оценке. Человек - это не бесстрастно-теоретическое
существо, а субъективно-заинтересованное в целях и за-
дачах своей деятельности, поэтому наиболее важными для
него являются ответы на вопросы не "что это такое? ", а "что
означает эта вещь?", "какой цели она служит?". Таким об-
разом, человек становится мерилом всего бытия, а гносео-
Современный философский иррационализм 265

чогический подход уступает место аксиологическому, в ос-
нове которого лежат установки антропологизма.
При решении же гносеологических проблем решаю-
щее значение в иррационализме придается субъективно-
психологическим, подсознательным факторам человечес-
кого познания. Отсюда вытекает главная особенность ир-
рационалистической гносеологии, которая заключается в
отрицании способности понятийного мышления адекватно
отражать действительность и противопоставляющее ему в
качестве наиболее адекватных средств постижения сущ-
ности реальности: интуиция, веру и т. д. В результате тако-
го подхода в наиболее крайних формах иррационализма,
традиционные онтологические и гносеологические поня-
тия вытесняются другими или получают новое истолкова-
ние. На передний план выступают понятия, которые, по са-
мой своей природе, не МОГУТ дать образов внешнего мира, а
лишь отражают субъективные переживания личности:
страх, отчаяние, тоска, забота, любовь, причастность и т. д.
При построении философской системы рационализму,
как уже отмечалось выше, свойственно стремление "снять
все иррациональные остатки", уложить все знания в строго
определенные логические формы, а все, что в них не уклады-
вается, отбросить как незнание. Иррационализму не прису-
ща отрицательная реакция на рационалистически система-
тические методы философствования: понятийность, дискур-
сивность, доказательность и другие научно-теоретические
формы выражения знания. В своей гносеологии иррациона-
лизм акцентирует внимание именно на "иррациональных
остатках", заявляя, что только они являются подлинным зна-
нием, а значит, требуют иных нерациональных форм выра-
жения: образов, символов, аллегорий, метафор и т. д. Начи-
ная с С. Кьеркегора, Ф. Ницше, иррационализм приводит
форму изложения в соответствие с содержанием и начинает
изъясняться с миром на языке пророчеств.
"Философия жизни" и ее разновидности
Мы дали общую характеристику иррационализму как
философскому направлению. Теперь приступим к рас-
смотрению конкретных учений этого направления, За-
266
метное место в западноевропейской философии второй
половины XIX - начала XX в. занимает "философия
жизни". "Философия жизни" - это культурно-логичес-
кое течение в современной философии. Она старается по-
стичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые
культура выполняет в жизни человека. Отсюда ее тесная
связь с литературой и искусством. Она оказала большое
влияние на творчество австрийского поэта Р. М. Рильке,
австрийского писателя Гофмансталя, немецкого писате-
ля Германа Гессе, немецкого композитора Рихарда Ваг-
нера и др. Во Франции под влиянием этого философского
направления находился крупнейший писатель Марсель
Пруст.
"Философия жизни" выступила за реабилитацию
жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным,
политическим, экономическим и иными утилитарными
подходами. В связи с этим, понятие "жизнь", как цент-
ральное понятие этого философского течения, призвано
заменить понятие "бытие". Представители этого тече-
ния противопоставляют "жизнь" "бытию". Бытие это ста-
тичное состояние. Жизнь - это движение, становление,
"Нет бытия, есть только становление", - заявлял Ф. Ниц-
ше. "Философия жизни" выступала против того, чтобы
положить в основу становления что-либо устойчивое.
Становление, по мнению ее сторонников, это первоосно-
ва, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представи-
телей подчеркивали, что жизнь - это и деятельность,
творческое созидание, самовыражение человека, формы
объективации человека в культуре, позволяющие ему ре-
ализовать и познавать самого себя. Следовательно, жизнь
- это и человеческая жизнь, и основа бытия. Каждый ин-
дивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни,
затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует се-
бя подчиненным каким-то потокам, потокам жизш V. Пред-
ставители этого философского течения нередко при опи-
сании жизни используют образ реки, атмосферных пото-
ков и т. п. Жизнь, как поток, неуловима рассудочными
методами познания. Ее познание осуществляется на ос-
нове особых познавательных способностей: пережива-
ния и сопереживания (понимания); интуиции, веры, люб-
ви и т. д.
Современный философский иррационализм 267

В "философии жизни" можно выделить три основ-
ных школы:академическую "философию жизни" (В. Диль-
тей, Г. Зиммель), "творческую эволюцию" А. Бергсона
(1859-1941) и его последователей, "философию воли"
Ф. Ницше (1844-1900) и его последователей.
Академическая философия жизни. Б. Дильтей и
Г. Зиммель определяют жизнь как факты воли, побуждений,
чувств и переживаний. С этой точки зрения, действитель-
ность - это то, что содержится в опыте самой жизни. Следо-
вательно, действительность - это чистое переживание, вне
которого действительности не существует. Очевидный субъ-
ективизм этой позиции, приводящий к солипсизму, застав-
ляет их уточнить свою позицию. В. Дильтей говорит о необхо-
димости веры в реальность внешнего мира, основанную на
волевом, "практическом" отношении человека к миру.
Г. Зиммель также видит в "жизни" центр, от которого, с од-
ной стороны, идет путь к душе, к "Я", а с другой - к идее, Ко-
смосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характерис-
тики жизни - это переживание, "жизненный опыт".
"Жизненный опыт" и выступает объектом позна-
ния. "Жизненных опыт", подчеркивают Дильтей и Зим-
мель, не сводим к разуму. Он иррационален. Жизнь - это
поток, изменение, творчество. Поэтому представители
"философии жизни" отрицают возможность знания как
отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может
быть постигнута только через индивидуальное. И здесь
мы встречаем родственные неокантианству установки.
Неокантианцы, как отмечалось ранее, также говорили о
необходимости индивидуализирующего метода позна-
ния в истории. Однако неокантианцы, следуя рационали-
стической традиции, хотя и отвергали понятия "законо-
мерности" применительно к истории, все же считали не-
обходимым применение в историческом исследовании
рационального метода, основанного на отнесении к цен-
ности. Представители академический "философии жиз-
ни" провозглашают методом "наук о духе" непосредст-
венно переживание исторических событий. В их систе-
мах "науки о духе" принимают форму герменевтики -
искусства истолкования, искусства "понимания" пись-
менных текстов, "зафиксированных жизненных откро-
вений. По Дильтею, историк должен не просто воспроиз-
268
вести истинную картину событий, но и "пережить" ее за-
ново, "истолковать и воспроизвести в ее жизненности".
Следует отметить, что здесь "философией жизни"
ставится вполне реальная проблема. Если путем изучения
памятников материальной культуры можно с объектив-
ной достоверностью констатировать изменения, происхо-
дящие в материальных условиях жизни людей - в произ-
водстве, технике, быту и т. д. - то иначе обстоит дело при
изучении побудительных мотивов поведения людей. Вы-
явление этой субъективной стороны исторического про-
цесса имеет немаловажное значение уже потому, что без
него невозможно понять ту или иную материальную фор-
му их выражения. Тем более это важно для изучения исто-
рии духовной культуры. Это изучение действительно под-
разумевает "вживание" исследователя в предмет своего
исследования - в картину, в скульптуру, симфонию и т. д.
Однако следует иметь в виду, что раскрытие субъек-
тивных сторон деятельности людей, их побудительных мо-
тивов, идей и эмоций, оказывается значимым в научном
отношении лишь в тех случаях, когда субъективные моти-
вы оцениваются в свете объективных фактов истории.
Иначе наука превращается в беллетристику.
"Творческая эволюция" А. Бергсона. В отличие от
других представителей "философии жизни" А. Бергсон в
своих работах опирался на естествознание. На основе кон-
цепции "жизни" он стремился построить картину мира,
которая по новому бы объяснила эволюцию природы и раз-
витие человека, обосновала бы их единство. Центральное
понятие философского учения А. Бергсона - жизненный
порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерыв-
ное творческое становление. Материя-косное начало бы-
тия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиня-
ется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы ста -
новится творческой эволюцией. В результате мир в
изображении Бергсона предстает как единый, непрерыв-
но и необратимо развивающийся, спонтанный и непред-
сказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находит-
ся в состоянии непрерывного становления.
Бергсон считал, что человек довольно успешно при-
способился к миру материи с помощью интеллекта. Ин-
теллект, по Бергсону - это разумное и рассудочное по-
Современный философский иррационализм 269

знание, достигшее высших форм в методах физико-мате-
матических наук. Интеллект разлагает целостность мира
на тела, тела на элементы и т. д., а затем конструирует из
них искусственные единые картины мира. Бергсон не от-
рицает познавательных возможностей интеллекта. Но он
считает, что мир и его движение "схватываются" интел-
лектом примерно также, как он "схватывается" в кинема-
тографе, где естественное течение жизни заменяется ис-
кусственным с помощью движения кинопленки, состоя-
щей из отдельных мертвых кадров. Интеллект утверждает
сходное, повторяющееся, общее ценой утраты уникально-
го, неповторимого. Он обретает способность предвидеть
аналогичные процессы в будущем.Однако интеллект сов-
сем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в соб-
ственном смысле этого слова, то есть непрерывность изме-
нения.
Интеллекту принципиально недоступен "жизнен-
ный порыв". Его познание возможно только на основании
интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род ин-
теллектуальной симпатии, посредством которой человек
переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что
есть в нем единственного, и следовательно, невыразимого.
Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Берг-
сон характеризует интуицию как основу Духа, в извест-
ном смысле, как самое жизнь. Это тождественное с Духом
состояние он называет первоначальной интуицией. С гно-
сеологической точки зрения, эволюция представляет со-
бой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция
разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она
лишается самосознания, во втором - способности прони-
кать в сущность реальности. У человека интуиция почти
целиком отдана в жертву интеллекту. Однако, считает
Бергсон, утрата человечеством первоначальной интуиции
не была полной. В "пограничных" ситуациях, когда речь
идет о жизненных интересах первостепенной важности,
интуиция освещает человеческое "Я", его свободу, судьбу
и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон отно-
сит так же эстетическую способность, с наибольшей силой
проявляющуюся у творцов произведений искусства. За-
дача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы по-
мочь человеку овладеть рассеивающимися интуициями.
270
Наиболее сильное влияние "философии жизни" об-
наруживается не в онтологии и гносеологии, а в этике. Со-
здателем этической интерпретации "философии жизни
"является немецкий философ Ф. Ницше. Он развивал кон-
цепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни".
Понятие Воли, как основы всего существенного, Ниц-
ше заимствует у Шопенгауэра. Однако если для Шопенга-
уэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает
этому понятию социально-нравственный оттенок. "Жизнь,
по его словам, стремится к максимуму чувства власти". "Во-
ля к власти" - это наиболее значимый критерий любого
типа поведения, любого общественного явления. "Что хо-
рошо?" - вопрошает Ницше. - Все, что укрепляет созна-
ние власти, желание власти и саму власть человека. "Что
дурно?" - Все, что вытекает из слабости. Способствует ли
познание как рациональная деятельность повышению "во-
ли к власти?" - Нет, ибо преобладание интеллекта пара-
лизует волю к власти, подменяя активность, деятельность
рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает
"волю к власти", проповедуя любовь к ближнему.
"Воля к власти" - основа права сильного. Это пре-
вышение всех моральных, религиозных и иных норматив-
ных установлений. Именно таким правом должен руковод-
ствоваться подлинный человек во всех сферах своей жиз-
недеятельности. В том числе, право сильного - основа
власти мужчины над женщиной. Известен афоризм Ниц-
ше: "Идешь к женщине - бери плетку". Всякое стремле-
ние к уравнению прав мужчины и женщины - показатель
упадка и разложения власти. Такая же характеристика
распространяется Ницше и на другие демократические
институты, и на демократию, как институт в целом, по-
скольку, по его мнению, в условиях демократии масса со-
ставляет оппозицию праву сильного.
Из права сильного, "воли к власти" Ницше выводит
все основания морали. Он утверждает, что мораль, опреде-
ляющими понятиями которой являются понятия добра и
зла, возникает как следствие чувства превосходства одних
людей над другими: аристократов (лучших) над рабами
(худшими). На протяжении всей истории рабы в виде ду-
ховной мести пытались навязать свою мораль господам. На-
чало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете. На-
Современный философский иррационализм 271

ивысшее развитие этот процесс получил в христианстве,
прежде всего, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. По сло-
вам Ницше, аристократическое уравнение ценностей (хо-
роший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый =
любимый Богом).евреи сумели с ужасающей последова-
тельностью вывернуть наизнанку и держались за это зуба-
ми безграничной ненависти, ненависти бессилия. По их ло-
гике, только одни несчастные, бедные, бессильные, низкие
- хорошие, только страждущие, терпящие лишения, боль-
ные, уродливые - благочестивы, блаженны. Только им
предназначено вечное блаженство, а знатные, могущест-
венные - злые, жестокие и похотливые - отвергнуты Бо-
гом, и им навсегда быть проклятыми и отверженными.
Ницше считал, что иудео-христианская мораль пре-
пятствует полному самовыражению человека и. поэтому
необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой
переоценки состоит в упразднении результатов "восста-
ния рабов в морали" и возрождении "морали господ". В ос-
нове "морали господ", с точки зрения Ницше, должны ле-
жать следующие принципы: 1) "ценность жизни" есть
единственная безусловная ценность; 2) существует при-
родное неравенство людей, обусловленное различием их
жизненных сил и уровнем "воли к власти"; 3) сильный че-
ловек свободен от моральных обязательств, он не связан
никакими моральными нормами.
Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет
субъект морали господ - сверхчеловек. Сверхчеловек -
"белокурая бестия" - центральное и наиболее спорное по-
нятие в этике Ницше. Это понятие, наряду со многими ан-
тисемитскими и антихристианскими идеями, было заим-
ствовано у Ницше идеологами фашизма. Учение Ницше
было объявлено чуть ли не официальным философским
учением фашизма. И для этого, как мы видим, были опре-
деленные основания. Наряду с генетической характерис-
тикой сверхчеловека, как Человека арийской расы, с оп-
ределенными фенотипическими признаками ("нордичес-
кий тип"), Ницше пропагандировал двойную мораль
сверхчеловека. По отношению друг к другу - это снисхо-
дительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные
люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше
необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных
272
тормозов и руководствуются в своих действиях инстинк-
тами. Внешней особенностью сверхчеловека Ницше счи-
тал "врожденное благородство", "аристократичность". Он
презирал современных господ - буржуа - за их проис-
хождение или занятие, а прежде всего, за недостаток у них
этих качеств, способных, по его мнению, автоматически
обеспечивать власть над людьми. Ницше считал, что массы
готовы повиноваться, если господин доказывает право по-
велевать уже своей внешностью, манерой держаться. Если
же аристократический облик отсутствует, то массу легко
навести на мысль, что только случай и нечаянное счастье
возвышает одного над другим. А коли так, попытаем и мы
однажды счастье и случай, бросим и мы жребий - отберем
богатство, построим социализм. Обладатель власти, сверх-
человек становится не в силу рождения членом определен-
ного сословия или класса, а предназначен к этому самой
природой. И эта антибуржуазная направленность учения
Ницше, конечно, находилась в полном противоречии с иде-
ологией и практикой фашизма. Ницше был категоричес-
ким противником любых форм господства массового созна-
ния, которое наивысшим образом проявилось в фашист-
ской Германии. Его сверхчеловек - это гармонический
человек, в котором сочетаются физическое совершенство,
высокие моральные и интеллектуальные качества.
Ницше нередко заявляет, что в действительности
сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в
этом состоит цель человечества. Заратустра - это не
сверхчеловек, а "мост" к сверхчеловеку. Обычные люди
нашего времени - это исходный материал, "навоз", необ-
ходимый для того, чтобы создать плодородную почву. для
выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек, по сути дела,
занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили -
возвещает Ницше устами Заратустры, и на его место долж-
ны прийти сверхчеловеки.
V V

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign