LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

до "атомарных" или "протокольных высказываний".
Однако в ходе исследований довольно скоро выяви-
лось, что многие высказывания науки невозможно свести
к "эмпирическому данному", к непосредственному опыту.
Особенно наглядно это проявлялось в отношении научных
высказываний о фактах прошлого и высказываний, нося-
щих широкий, обобщающий характер, формулирующих
законы природы. Логический позитивизм встал перед ди-
леммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо
дать новое истолкование принципа верификации. Они за-
явили, что требование необходимости осуществления эм-
пирической проверки касается только частных высказы-
ваний. В большинстве же случаев эмпирическая проверя-
емость должна подразумеваться только принципиально.
Ученые должны исходить из установки о том, что верифи-
кация всегда логически возможна, мыслима по отношению
ко всем высказываниям.
Это отступление от принципа верификации сущест-
венно поколебало устои неопозитивизма. Но не только вну-
тренние трудности процесса верификации ставили под со-
мнение учение неопозитивизма. Его критики вскоре весь-
ма аргументированно показали, что сам принцип
верификации не может быть верифицируем и, следова-
тельно, его провозглашение является высказыванием, не
имеющим смысла, то есть относящимся к разряду мета-
физических высказываний. Так обнаружилась глубокая
внутренняя противоречивость исходных установок нео-
позитивизма. Вместе с тем, была выявлена и противоречи-
вость принципа верификаций самой научной теории. Дей-
ствительно шгука, как утверждают неопозитивисты, опи-
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 245

рается на опыт. Но она не может развиваться только на ос-
нове опыта. Большое значение для развития науки имеет
творческое, конструктивное мышление. Это мышление
поднимается над опытом и создает новый результат, кото-
рый напрямую не содержится в эмпирических данных, чи-
сто экспериментальных действиях. Внутренняя противо-
речивость неопозитивистских установок, критика этих
установок представителями других философских направ-
лений привели к утрате неопозитивизмом своего влияния
в философии науки и разработке проблем методологии на-
учного познания с позиций постпозитивизма
Однако прежде, чем приступить к рассмотрению
постдозитивизма следует отметить, что усилия неопози-
тивистов не были бесплодны для науки и философии. Они
дали определенные положительные результаты. Следует
согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышле-
ния, процесс познания становится доступным логическо-
му исследованию лишь в языковой форме. Отождествле-
ние форм языка и форм логики открывало новые возмож-
ности для комплексного анализа знания, в частности, для
логико-лингвистического анализа. Движение от языковой
формы к формально-логической, а также от математико-
логической формы к более общему логическому формооб-
разованию открывает возможность, с одной стороны, дви-
жение "восхождение", ко все более широкой формализа-
ции, с другой стороны, нисхождение от более общих
логических форм к более конкретным языковым высказы-
ваниям. На пути "восхождения" возможно построение
множества относительно обособленных или взаимосвязан-
ных языковых, формально-логических, математико-логи-
ческих систем: достаточно взять в качестве отправной точ-
ки какие-либо языковые образования (имена, предложе-
ния, их комплексы), договориться (заключить конвенцию)
и родятся новые системы исчисления высказываний.
Таким образом, неопозитивисты создали новые лег-
ко формализующиеся типы анализа языка. На этой основе
были созданы предпосылки формализации огромной об-
ласти гуманитарного знания, проникновение в это знание
математических методов и аппарата. Эти предпосылки бы-
ли реализованы в структурализме. Структурализм - это
течение на стыке современной науки и философии, выра-
246
жающее стремление придать гуманитарным наукам ста-
тус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыг-
рала лингвистика. Введение лингвистических моделей в
этнографию привело к превращению этой описательной
науки в этнологию.
Концепция науки в критическом рационализме
Постпозитивистскую стадию в разработке проблем мето-
дологии научного познания наиболее ярко представляет
критический рационализм. К. Поппер (1902-1988), Т. Кун
(род 1922 г.). И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (род.
1924 г.). Критический рационализм не просто пересмотрел
исходные принципы неопозитивизма в отношении методо-
логии научного познания, но радикальным образом изме-
нил сам предмет изучения. С точки зрения критического ра-
ционализма предметом изучения являются не высказыва-
ния, а наука как целостная, динамичная, развивающая
система Критические рационалисты считают, что научное
значение является целостным по своей природе. Его нельзя
разбить на отдельные высказывания или на независимые
друг от друга уровни: уровень наблюдений (эмпирический)
и уровень теории (теоретический). Любое эмпирическое вы-
сказывание обусловлено какой-то теорией. В научном зна-
нии философские концепции тесно переплетаются, взаи-
мосвязаны с собственно научными. А это значит, что фило-
софия не только оказывает стимулирующее (негативное
или позитивное) воздействие на науку, философские поло-
жения органически входят в "тело" науки. Наука, как цело-
стное явление, требует к себе разносторонних подходов: ис-
торико-научного, методологического, науковедческого,
психологического, логического и т. д.
Основоположник критического рационализма К. Поп-
пер исходил из предпосылки, что законы науки не выража-
ются аналитическими суждениями и в то же время не сво-
димы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не ве-
рифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера, нужен другой
принцип - не принцип верификации, а фальсификация,
то есть не подтверждение на истинность, а опровержение
неистинности. Фальсификация, по Попперу, это принци-
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 247

пиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого
учреждения, относящегося к науке. Принцип фальсифи-
кации используется К. Поппером как разграничительная
линия в отделении научного знания от ненаучного.
Принцип фальсификации, в каком-то смысле, непо-
средственно направлен против принципа верификации.
К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое
высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если най-
дены условия, при которых хотя бы некоторые базисные
"атомарные высказывания" (теории, гипотезы) ложны, то
данная теория, гипотеза опровержима. Когда же опытное
опровержение гипотезы отсутствует, то она может счи-
таться истинной, или, по крайней мере, оправданной. Но
истолкование принципа фальсификации как антиверифи-
кации является неточным. У К. Поппера этот принцип име-
ет гораздо более широкое и принципиально иное значение.
С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опыт-
ному, эмпирическому. Эмпирическое знание - это только
один уровень научного знания. Наряду с ним, существует и
другой - теоретический. Эмпирический и теоретический
уровни органически связаны между собой. Поэтому прин-
цип фальсификации - это не способ эмпирической про-
верки, а определенная установка науки на критический
анализ содержания научного знания, на постоянную необ-
ходимость критического пересмотра всех его достижений.
Таким образом, К. Поппер утверждает взгляд на науку как
на постоянный динамический процесс, в котором непре-
рывно происходят какие-то изменения. Причем, развитие
научного знания, по Попперу, не следует представлять как
прогрессивный, "кумулятивный" процесс, т. е. процесс до-
бавления, накопления новых истинных знаний. Научные
теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не
дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно про-
ходит процесс перестроек теории.
Существенный вклад в разработку идей критическо-
го рационализма внес профессор Принстонского универ-
ситета США Т. Кун. Он считает, что не следует представ-
лять науку как собрание истинных или ложных идей,
высказываний, теорий, развивающихсяпо своим собствен-
ным законам - законам познания. В науке действует че-
ловек-ученый как субъект научной деятельности. При
248
этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществля-
ется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-про-
фессионалов, действующих по неписаным правилам, ко-
торые регулируют их взаимоотношения друг с другом и
обществом, в целом. Например, таким правилом является
запрет обращаться к властям или широким массам, чтобы
они выступили в качестве арбитров для разрешения науч-
ных споров. Таким арбитром может быть только компе-
тентная профессиональная группа.
Таким образом, Кун исходит из представления о науке
как социальном институте, в котором действуют опреде-
ленные социальные группы и организации. Однако главным,
объединяющим началом сообщества ученых, с точки зрения
Куна, являются не нормы профессиональной этики, а еди-
ный стиль мышления, признание данным сообществом оп-
ределенных фундаментных теорий и методов исследования.
Эти положения, объединяющие сообщество ученых, Кун на-
звал парадигмой. "Под парадигмой, -'• писал Т. Кун, - я под-
разумеваю признанные всеми научные достижения, кото-
рые в течение определенного времени дают научному сооб-
ществу модель постановки проблем и их решения" (Кун Т.
Структура научных революций. - М., 1971. - С. 11). Из
этих моделей, по мнению Куна, возникают конкретные тра-
диции того или иного направления в исследовании.
Парадигмы имеют как познавательную, так и норма-
тивную функции. Они дают ученым основные принципы
их познавательной деятельности и формы реализации
этих принципов. Парадигмы, по словам Куна, являются
источником методов, проблемных ситуаций, стандартов
решения проблем, принятых в тех или иных сообществах
ученых. Более низким уровнем организации научного зна-
ния, по сравнению с парадигмой, является научная тео-
рия. Каждая теория создается в рамках той или иной пара-
дигмы. Теории, существующие в рамках различных пара-
дигм, не сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не
может входить в разные парадигмы без предварительного
ее серьезного переосмысления. А это означает, что при сме-
не парадигм невозможно осуществить преемственность
теорий, то есть какие-то теории перенести из старых па-
радигм в новые. В контексте новых парадигм старые тео-
рии получают новое содержание, иную интерпретацию.
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 249

Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарны-
ми матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуж-
дают ученых к определенному поведению, стилю мышле-
ния, а матрицы - потому что состоят из упорядоченных
элементов различного рода, причем, каждый из них требу-
ет дальнейшей спецификации. Дисциплинарная матрица,
по Куну, состоит из четырех основных элементов: 1) симво-
лические обобщения или формализованные конструкции,
используемые членами сообщества ученых без сомнений и
разногласий; 2) "метафизические" общеметодологические
представления, концептуальные модели; 3) цементирую-
щие данное научное сообщество ценности. Наиболее уко-
ренившимися ценностями являются ценности, касающие-
ся предсказаний. Они должны быть точны, количественно
обоснованны, просты, логичны, с высокой степенью веро-
ятности; 4) "образцы" -признанные примеры.
Развитие науки представляется Куном как скачко-
образный, революционный процесс, сущность которого
выражается в смене парадигм или дисциплинарных мат-
риц. На каждом конкретном историческом отрезке в рам-
ках сообщества ученых складывается определенная пара-
дигма. Развитие науки какой-то период идет в рамках дан-
ной парадигмы: происходит накапливание эмпирического
материала, обработка данных, совершенствуются методи-
ки исследований и т. д. Этот период развития знания Кун
называет "нормальной наукой".
Однако спокойное развитие науки не может длиться
вечно. Постепенно возникают причины для сомнения в яс-
ности, очевидности и обоснованности общепринятых тео-
ретических положений. Парадигма как привычный стиль
мышления расшатывается, и на каком-то этапе наступает
кризис основных исходных понятий в данной науке. Кун
описывает этот кризис как с содержательной стороны раз-
вития науки (противоречия новых данных методик выво-
дам и методикам устоявшейся парадигмы), так и с эмоцио-
нально-волевой (утрата доверия к исходным принципам
действующей парадигмы со стороны какой-то значитель-
ной части научного сообщества). И в переходе к новой па-
радигме действуют эти же факторы. Переход от старой к
новой парадигме, отмечает он, не может основываться на
чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значите-
250
лен. Здесь необходимы волевые факторы - убеждение и
вера. "Требуется выбор между альтернативными способа-
ми научного исследования, причем, в таких обстоятельст-
вах, когда решение должно опираться больше на перспек-
тивы будущего, чем на прошлые достижения. Тот, кто при-
нимает парадигму на ранней стадии, должен часто
решаться на такой шаг, пренебрегая доказательством, ко-
торое обеспечивается решением проблемы. Другими сло-
вами, он должен верить, что новая парадигма достигает
успеха в решении большего круга проблем, с которыми она
встретится, зная при этом, что старая парадигма потерпе-
ла неудачу при решении некоторых из них. Принятие ре-
шения такого типа может быт основано только на вере"
(Там же.-С. 207).
Однако Кун - не сторонник иррациональных осно-
ваний смены парадигм. Подчеркивая эмоционально-воле-
вой характер принятия решения, он указывает, что это ре-
шение, эта вера опираются на определенные рациональ-
ные основания, которые заложены в логике научного
исследования в тех требованиях, которые предъявляют к
стилю и способу мышления новые научные данные. Посте-
пенно эти рациональные основания углубляются, и новая
парадигма завоевывает в сообществе все большее количе-
ство сторонников до тех пор, пока она не займет доминиру-
ющие позиции и не превратится в "нормальную" науку.
Затем цикл снова повторяется. Итак, для Поппера наука
- это перманентная революция, постоянный критический
пересмотр знаний, для Куна - развитие науки - это сме-
на парадигм, периодические скачкообразные изменения в
стиле мышления, методологии и методике научного иссле-
дования.
Близкую по смыслу, хотя и в ряде положений отли-
чающуюся от концепции Куна, теорию развития науки
представил профессор Лондонской экономической школы
И. Лакатос. Основной структурно-динамической едини-
цей его модели науки является научно-исследователь-
ская программа. По характеристике Лакатоса, исследова-
тельские программы являются величайшими научными
достижениями и их можно оценивать на основе прогрес-
сивного или регрессивного сдвига проблем. Прогрессив-
ный "сдвиг проблем" - означает по Лакатосу, - научную
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 251

революцию. Каков же критерий прогресса исследователь-
ских программ? Исследовательская программа считается
прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост
предвосхищает ее эмпирический рост, т. е. когда она с не-
которым успехом может предсказать новые факты. Рег-
ресс наступает тогда, когда она дает запоздалое объясне-
ние научных открытий или фактов, предвосхищаемых и
открываемых конкурирующей исследовательской про-
граммой. Если данная исследовательская программа объ-
ясняет больше, нежели конкурирующая, то она вытесняет
последнюю из оборота сообщества ученых.
Каждая исследовательская программа, считает Ла-
катос, представляет собой сложную и структурированную
систему, состоящую из ряда элементов: "жесткого ядра"
- совокупности суждений, которые явно или неявно яв-
ляются теоретической основой данного стиля мышления,
"запретного пояса" - суждений, связывающих исследо-
вательскую программу с эмпирическими данными, "нега-
тивной эвристики", указывающей, каких путей исследо-
вания следует избегать, и "позитивной эвристики", ре-
комендующей наиболее предпочтительные пути исследо-
вания. Утверждения, составляющие "жесткое ядро" в рам-
ках данной программы, принимаются как неопровержи-
мые. "Защитный пояс" предохраняет "жесткое ядро" от
опровержения, но изменяется и совершенствуется благо-
даря правилам "позитивной эвристики", а также с помо-
щью процедур фальсификации и верификации.
История развития науки, по Лакатосу, - это исто-
рия борьбы и смены конкурирующих исследовательских
программ, которые соревнуются на основе их эвристичес-
кой силы в объяснении эмпирических фактов, предвиде-
нии путей развития науки и принятии контрмер против
ослабления этой силы. По сути дела здесь И. Лакатос вос-
производит в иных терминах в более дифференцирован-
ном виде куновскую концепцию развития науки на основе
парадигм. Однако при интерпретации движущих причин
смены исследовательских программ, конкретных меха-
низмов развития науки Лакатос не разделяет взгляды Ку-
на. Он видит в науке внутреннюю и внешнюю историю. Вну-
тренняя история науки базируется на движении идей, ме-
тодологии, методик научного исследования, то, что, по
252
словам Лакатоса, составляет собственное содержание на-
уки. Внешняя история -- это формы организации науки и
личностные факторы научного исследования. Кун подчер-
кивал огромное значение этих "внешних факторов", Лака-
тос же отдает им второстепенное значение.
Наиболее радикальные позиции в критическом ра-
ционализме занимает американский философ П. Фейера-
бенд. Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом
положение о том, что при столкновении научных теорий с
некоторым фактом для их опровержения необходима еще
одна теория (придающая факту значение опровергающего
свидетельства). Фейерабенд выдвинул методологический
принцип пролиферации (размножения) теорий. Согласно
этому принципу, ученые должны стремиться создавать
теории, несовместимые с уже существующими и признан-
ными. Создание таких альтернативных теорий способст-
вует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. По-
знание в таком случае представляется океаном постоянно
увеличивающихся альтернатив, каждая из которых при-
нуждает другие уточнять свои исходные позиции, и все
вместе они, благодаря процессу конкуренции, развивают
мощь человеческого мышления.
Принцип пролиферации в методологии Фейерабенда
базируется на критике принципа инвариантности, от кото-
рого отталкивается неопозитивизм. Фейерабенд отвергает
существование в науке теоретически нейтрального эмпи-
рического языка, считая, что все научные термины "теоре-
тически нагружены", их значение находится в зависимости
от соответствующего теоретического контекста. Разные те-
ории имеют разные наборы постулатов, и значения их тер-
минов не только инвариантны, но и вообще несопоставимы
друг с другом. Отсюда Фейерабенд приходит к выводу о не-
соизмеримости конкурирующих и сменяющих друг друга
альтернативных теорий. Их нельзя сравнивать как в отно-
шении к общему эмпирическому базису, так и с точки зре-
ния логико-методологических стандартов и норм, так как
каждая теория устанавливает свои собственные нормы.
Соединение у Фейерабенда плюрализма теорий с те-
зисом об их несоизмеримости порождает анархизм. Каж-
дый ученый, по Фейерабенду, может изобретать и разраба-
тывать свои собственные теории, не обращая внимания на
Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 253

несообразности, противоречия и критику. Деятельность
ученого не подчиняется никаким рациональным нормам.
Поэтому развитие науки, по Фейерабенду, иррационально:
новые теории побеждают и получают признание не вслед-
ствие рационально обоснованного выбора и не в силу того,
что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а
благодаря пропагандистской деятельности их сторонников.
В этом смысле наука, считает Фейерабенд, ничем не
отличается от мифа и религии и представляет собой одну
из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество
от "диктата науки", отделить науку от государства и пред-
ставить науке, мифу, религии одинаковые права в общест-
венной жизни.
Научная рациональность как предмет исследования
в отечественной "философии
и методологии научного познания"
В нашей отечественной философии проблемы научной ра-
циональности разрабатываются в рамках исследователь-
ских программ философии и методологии научного по-
знания. В. С. Степиным, В. С. Швыревым, П. Ф. Юдиным и
др. Отечественные представители "философии науки"
опираются на достижения философской мысли Запада, и в
то же время вносят свой вклад в осмысление закономерно-
стей развития научной рациональности. Характерным для
отечественной "философии науки" является рассмотре-
ние научного познания как исторически меняющейся дея-
тельности, которая детерминирована, с одной стороны, ха-
рактером исследовательских объектов, а с другой - соци-
альными условиями, свойственными каждому исторически
определенному этапу развития цивилизации.
Современная наука, отмечает В. С. Степин, дисцип-

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign