LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ние опирается на результаты чувственного познания и да-
ет обобщенное знание. Сторонники диалектического
материализма дают такое определение мышления. Мыш-
ление - это целенаправленное, опосредованное и обоб-
щенное отражение в сознании человека существенных
свойств и отношений действительности.
Мышление осуществляется в трех основных формах:
понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это фор-
ма мысли, в которой отражаются общие, существенные
свойства, связи и отношения действительности. Понятие и
представление сближает то, что их содержание носит обоб-
щенный и опосредованный характер. Но между ними име-
ются и различия. Представление дает наглядный образ
действительности. Содержание понятия лишено нагляд-
ности. В представлении отражены общие признаки объек-
тов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделе-
ния существенного.
Понятия возникают и существуют в сознании чело-
века в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о
чем-то понятиями - это значит судить о нем, выявлять его
определенные связи и отношения. Суждение - это такая
форма мысли, в которой посредством связи утверждается
(или отрицается) что-либо - о чем-либо.
К тому или иному суждению человек может прийти
либо путем непосредственного наблюдения какого-либо
факта или опосредованно с помощью умозаключения.
Умозаключение - это форма мысли в виде рассужде-
ния, в ходе которого из одного или нескольких суждений,
именуемых посылками, выводится новое суждение, ко-
торое называется заключением или следствием. Напри-
мер, из двух суждений - "все элементарные частицы
имеют массу" и "X - вновь открытая элементарная час-
тица" - логически вытекает вывод, что "X обладает
массой".
Диалектический материализм, выделяя чувствен-
ное и рациональное как две ступени познания, не противо-
поставляет их друг другу. Его представители утвержда-
ют, что эти ступени находятся в постоянном взаимодейст-
226
вии, образуют неразрывное единство познавательного
процесса. Рациональные формы познания невозможны без
форм чувственного познания. Отсюда они черпают исход-
ный материал. В свою очередь, на уровне человеческого
сознания чувственное познание находится под воздейст-
вием рационального познания. Ощущения, восприятия,
представления человека несут в себе характеристики всей
духовно-интеллектуальной деятельности сознания.
<_/
Диалектика-материалистическая теория истины
Целью познавательных усилий является достижение ис-
тины. Истина определяется в марксистской философии
как соответствие мысли, наших знаний о мире самому ми-
ру, объективной действительности. Таким образом, чтобы
отличить истину от заблуждения необходимо выяснить,
насколько наше знание соответствует действительности.
Марксистская философия утверждает, что любая ис-
тина объективна. Но что значит - объективность истины?
Ведь термин "объективность" означает независимость от
сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь ве-
щи, предметы, процессы, но истинными или ложными мо-
гут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объектив-
ность истины, с точки зрения философии марксизма, озна-
чает, что содержание знания совпадает с объективной
действительностью и в этом смысле не зависит от созна-
ния субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то
же время истина субъективна по форме выражения. Ее
оформление, то есть способ объективации во внешнем ми-
ре, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, ко-
торые формируют данную теорию. Таким образом, значе-
ние объективной истины имеет все достоверные знания
людей, все положения науки, в которых отражается объ-
ективная действительность.
Однако закономерно возникает вопрос: может ли
объективная истина быть выражена в человеческих зна-
ниях сразу, целиком, полностью? Или иначе говоря, может
ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы зна-
ния? Этот вопрос на философском языке формируется как
вопрос о достигаемости абсолютной истины. Ответ на этот
Познание, его возможности и средства 227

вопрос может быть очень прост. Абсолютная истина недо-
стигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если
под абсолютной истиной понимать полное и исчерпываю-
щее знание о мире в целом, которым человек может распо-
лагать в какой-то конечный момент времени, то бесспорно
такая абсолютная истина недостижима. Она существует в
гегелевской системе под именем Абсолютного духа.
Но из утверждения о недостижимости абсолютной
истины может следовать вывод о невозможности для че-
ловечества получения полного и достоверного знания о ми-
ре. Следовательно, в каких-то пределах познания мира не-
возможно. В этих пределах разум наталкивается на не-
преодолимые препятствия и вступает в противоречия
(вспомните антиномии разума Канта). Марксистская фи-
лософия стремится преодолеть эти агностические уста-
новки. Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" ут-
верждал, что никакой противоположности между явлени-
ем и "вещью в себе" не существует, а существует
противоречие между тем, что мы знаем и чего мы не знаем.
В теории познания, как и во всех областях науки следует
рассуждать диалектически, то есть не предполагать гото-
вым и неизменным наше знание, а рассматривать конкрет-
но, как из незнания появляется знание, каким образом не-
истинное, неполное знание становится более полным и бо-
лее точным.
Эта проблема в марксистской философии решается
на основе диалектики абсолютной и относительной исти-
ны. В этом случае термин "абсолютная истина" употреб-
ляется в значении, близком значению "объективная исти-
на". Поскольку в каждой научной теории имеется момент
объективного содержания, совпадения мыслей с действи-
тельностью, поскольку в нем имеется момент абсолютной
истины. Но сами теории или другие формы знания носят
относительный характер. Они формируют истину в каких-
то исторически конкретных, преходящих формулах, вы-
сказываниях, теориях. Развитие познания, с этой точки
зрения, можно представить как длительный, непрекра-
щающийся процесс движения относительных истин, кото-
рой приводит к накоплению и обогащению человеческого
знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как
бесконечная сумма относительных истин, которые форму-
228
лирует человечество на протяжении всей истории своего
развития. Этот процесс никогда не может завершиться.
Следующий вопрос теории познания состоит в сле-
дующем: а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в
теориях содержится момент совпадения с объективной
действительностью или, выражаясь языком Канта, что да-
ет нам возможность сопоставить явления и "вещи сами по
себе"? Марксистская философия отвечает на этот вопрос
однозначно - практика. Практика является критерием
истины. Только те результаты познания, которые прошли
проверку практикой, могут претендовать на роль истины
потому, что она как материально-чувственная деятель-
ность людей имеет качество непосредственной действи-
тельности. Практика соединяет и соотносит объект и дей-
ствие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Имен-
но в таком действии и проявляется истинность мысли.
Практическая проверка истинности знаний, теорий
может носить многообразные формы в соответствие с осо-
бенностями тех сфер знания, которые требуют данной про-
верки. Такой формой может быть непосредственная реа-
лизации замысла в природной и социальной реальности. В
науке формой практической проверки является экспери-
мент. Для сложных, абстрактных областей познания объ-
ективной формой проверки может служить построение
модели, моделирование.
Персоналистская концепция познания. Знание и вера
Методология рационализма является господствующей в
теории познания. В русле рационализма решает проблемы
гносеологии и диалектический материализм. Однако в со-
временной философии существует и иной подход к про-
блемам познания, который отвергает методологию рацио-
нализма. Этот подход цредставлен рядом школ современ-
ного иррационализма. Представители иррационализма
критикуют основные установки гносеологии рационализ-
ма за их абстрактный, по своей сущности, антигуманный
характер. Они утверждают, что в рационалистической мо-
дели познания предмет познания выступает как нечто
чуждое сознанию исследователя, а мыслительная дея-
Познание, его возможности и средства 229

тельность познающего субъекта принимается во внима-
ние лишь как методика, способ оперирования с объектами,
от которого можно отвлечься, как только получен резуль-
тат. Причем познающему субъекту - ученому, неважно
какое применение найдет этот результат. Это выходит за
рамки интереса исследователя. Важен сам процесс позна-
ния, поиск объективной истины. Термин "объективный" в
их интерпретации принимает оттенок антисубъективнос-
ти, античеловечности, бездушного отношения к действи-
тельности.
Представители иррационализма требуют коренного
пересмотра основных принципов традиционной рациона-
листической гносеологии. Они выступают против произве-
денной рационалистической традицией разрыва познава-
тельного акта на субъектно-объектные отношения.
Поэтому усилия иррационалистов направлены на то,
чтобы преодолеть эту традиционную поляризацию позна-
вательного акта. Примером реализации этой идеи служит
персоналистическая концепция познания как "вовлече-
ние". Познание с этих позиций, рассматривается как всео-
хватывающее движение, которое объединяет субъект со
всем окружающим миром. Оно выступает одновременно и
как непосредственное существование "Я", и как его дейст-
вие, и как познание этого действия. "Познающий субъект
при таком подходе, - считает основоположник француз-
ского персонализма Э. Мунье, - уже не выступает как чис-
тое сознание или безличностное бытие, а как человек, кото-
рый живет и действует: я мыслю с моим телом, с моими ру-
ками, с моей страной, с моим временем. "Я" начинает свое
мышление не от абстрактных идей, изолированных симво-
лов, а от опыта, пронизывающего всю жизнь личности.
Познание больше не выступает как нечто "объективное", а
как нечто такое, куда я глубоко вовлечен, где объект ощу-
щается и объясняется в той мере, насколько включен я в не-
го. Такая форма познания непосредственно организует мою
жизнь и мой быт". В процессе вовлечения, считают персо-
налисты устанавливаются новые отношения между позна-
ющим и познаваемым - это больше не отношения безлич-
ности и безразличия, а отношения заинтересованности.
Преодоление традиционной концепции познания, ос-
нованной на объектно-субъективных отношениях и реа-
230
III
иш
лизацию теории познания с позиции субъективно-субъ-
ектных отношений персонализм связывает с включением
в теорию познания в качестве главного познавательного
средства - эмоционально-чувственных и эмоционально-
волевых факторов любви и веры. "Современная психоло-
гия, - писал другой видный персоналист Ж. Лакруа, -
открыла в любви наиболее совершенный инструмент по-
знания. Любовь утверждает ценность того, на кого направ-
лено это чувство. Она дорожит проявлением индивидуаль-
ного и не стремится превратить его в объект обладания".
Любовь, с точки зрения персоналистов, наиболее
адекватно раскрывается в вере. Поэтому вере принадле-
жит важнейшая роль в познавательном процессе. "Вовле-
ченное познание, - подчеркивает Ж. Лакруа,-имеет ста-
рое и прекрасное имя - вера". Персоналисты стремятся
доказать, что вера входит необходимым составным компо-
нентом во всякий познавательный акт. Она предшествует
знанию, является движущей причиной и конечной целью
познания. Таким образом, в персонализме осуществляет-
ся подмена гносеологического субъекта психологическим.
При разработке теории верований персоналисты
подчеркивают личностные, эмоционально-психологичес-
кие моменты познания, наличие в самом познавательном
акте момента волевого выбора, удовлетворения и т. д. Вера
в этой концепции предстает как некая психологическая
установка, как форма принятия решения без достаточного
экспериментального и логического обоснования. По харак-
теристике М. Недонселя, "вера выражает утвердитель-
ную силу духа. Она является отправной точкой всякого по-
знания, помогает преодолеть разрыв между знанием и не-
знанием, служит средством их интеграции". Для
доказательства этих положений персоналисты использу-
ют тот факт, что в жизни людей, в том числе и в познава-
тельной деятельности, немаловажное значение имеют та-
кие моменты как вера, уверенность, убеждение.
Действительно, следует признать, истина никогда не
выступает в абсолютно законченном и завершенном виде:
какая-то часть нашего знания получила свое подтвержде-
ние общественной практикой и стала объективной исти-
ной, другая же часть еще не проверена и вызывает сомне-
ние. И то, что в процессе познания человек непременно ста-
Познание, его возможности и средства 231

вится перед выбором между более убедительным и менее
убедительным объяснениями процессов действительнос-
ти - является объективным основанием необходимости
веры как определенного этапа в процессе познания. Вера
необходима человеку для мобилизации его духовных и фи-
зических сил, при недостатке информации или отсутствии
достаточных доказательств. Она играет компенсаторную
функцию: в качестве положительной эмоции вера позво-
ляет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного
Но персонализм неоправданно расширяет область
применения веры. Он, по сути дела, размывает границы
между рационально-обоснованным знанием и субъектив-
ным выбором человека. Эта тенденция отчетливо прояв-
ляется, когда персоналисты проводят полное отождеств-
ление веры и убеждения. "Всякая уверенность, - заявля-
ет Ж. Лакруа, - есть вера, поскольку она содержит акт
выбора". Постараемся же более внимательно разобраться
в том, какую роль играет вера в познавательном процессе и
как соотносятся друг с другом знания, вера и убеждение.
Проблема роли веры и убеждения в познании может
рассматриваться прежде всего с позиций места в познава-
тельном процессе субъективно-личностных факторов.
Огромное значение этих факторов в познавательном про-
цессе, по-видимому, не отвергает ни одна гносеологичес-
кая теория. В гносеологии признается особо важная роль
субъективного фактора в достижении нового знания. Для
дальнейшего развития научного познания, принятие прак-
тических решений исследователю необходима определен-
ная уверенность в достоверности своих знаний. Особенно
возрастает роль субъективного фактора в познании в слу-
чае принятия принципиально новых решений. Перед ис-
следователем остро встает вопрос о выборе тех или иных
мировоззренческих и методологических посылок. Поэто-
му для мобилизации духовных и физических сил, обрете-
ния психологической стабильности исследователь на раз-
личных этапах творческого процесса может использовать
как веру, так и убеждение.
Убеждение и вера с психологической точки зрения
проявляется одинаково. Они представляют собой субъек-
тивно-личностное отношение человека к объективно не-
однородному знанию. Из всех сведений, которыми распо-
232
лагает человек, предметом веры или убеждения, стано-
вятся те из них, которые имеют знание для его повседнев-
ной жизни. Круг таких сведений определяется особеннос-
тями самой деятельности человека, его практическими и
духовными интересами. Вера и убеждение предполагают
определенное эмоционально-волевое отношение к позна-
ваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует мо-
мент волевого выбора, преодоление сомнения, обретения
состояния психологической стабильности. Это проявляет-
ся, например, э готовности человека отстаивать свои убеж-
дения, принимать практические решения.
Но наряду с общими психологическими характерис-
тиками убеждение и вера различаются как по предмету
применения, так и по основаниям принятия решения.
Убеждение - это выражение внутренней уверенности
субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения яв-
ляется логически обоснованное и практически подтверж-
денное знание о действительности. Знание и убеждение-
однопорядковые явления. Знание в теоретической форме
выражает объект действительности. Убеждение же пере-
водит этот объект в практическую сферу. Оно служит не-
обходимым средством реализации знаний, создает целеу-
стремленность, эмоциональное возбуждение, которое не-
обходимо для практической реализации идеи. В случае
убеждения объективно истинное знание переходит во вну-
треннюю уверенность человека, которая толкает, психо-
логически настраивает его на практическое действие. Та-
ким образом, убеждение можно истолковать как объек-
тивную истину, оплодотворенную волей, чувствами и
стремлениями человека
Предметом же веры могут быть только те идеи, кото-
рые еще не получили достаточного логического обоснова-
ния и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения
объективных истин. В той ситуации, когда однозначно
обоснованных и проверенных на практике знаний оказы-
вается недостаточно при формировании той или иной ги-
потезы, при принятии практических решений исследова-
телю приходится руководствоваться верой в правильность
избранного пути, верности выбранных исходных посылок.
Таким образом, вера в отличие от убеждения, имеет в ка-
честве своего предмета гипотетические положения. Эти
Познание, его возможности и средства 233

положения формируются на основе познания и практиче-
ской деятельности человека. Но содержание веры нельзя
непосредственно вывести из этих предпосылок. Между ло-
гическими и эмпирическими предпосылками веры и со-
держанием самой веры имеется разрыв, преодоление это-
го разрыва осуществляется на основе волевого выбора, ин-
туиции и других нерациональных форм познания
Проблема состоит в том, как объяснить основание этого
выбора, дать ему естественное или сверхъестественное
толкование. С точки зрения персонализма, основание ве-
ры носит не гносеологический, а этико-религиозный ха-
рактер. Каждое частное верование возможно лишь в силу
приобщения человека к фундаментальной вере - вере в
Бога.
Рационализм, не отрицая присутствия в познава-
тельном процессе нерациональных моментов, интуиции
веры, - считает необходимым дать им естественное объ-
яснение на основе взаимодействия общественной и инди-
видуальной сторон познающего субъекта. Реальный по-
знающий субъект - это индивид, освоивший достиже-
ния человечества, культуру, превративший их в свои
силы и способности. Интуиция - это и есть действие раз-
витого на основе освоения материальной и духовной куль-
туры творческого воображения субъекта, или, как выра-
жается ростовский философ В. Дубровин "действие чу-
жого, общественного "Я" во мне". Следовательно,
реальной базой интуитивных прозрений выступает ин-
териоризованная, то есть освоенная индивидом общест-
венная культура. Но эта культура начинает "говорить" в
индивиде в какие-то особенные моменты, "моменты про-
зрения". Каковы конкретные предпосылки возникнове-
ния этих моментов, раскрывается в учении о роли вооб-
ражения в познании.
Таким образом, основные направления современной
философии признают принципиальную возможность по-
знания действительности. Однако они существенно рас-
ходятся во мнении при решении вопросов о характере про-
цесса познания и наиболее эффективных познавательных
средствах. У каждой школы, течения есть свои серьезные
аргументы и с ними надо считаться в своей теоретической
и практической деятельности.
Д тема14
роблемы научной
рациональности
в современной
"философии науки"
I/ Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы)
2/ Разработка методологии научного познания
в позитивизме и неопозитивизме
3/ Концепция науки в критическом рационализме
4/ Научная рациональность как предмет исследования
! отечественной "философии и методологии научного познания"
Рассмотрение проблем и возможностей познания, как мы
убедились по изучению предыдущих тем, является одной
из сквозных проблем истории философии. Однако в различ-
ные эпохи эта проблема приобретает свои специфические
черты, рассматривается в различных ракурсах. В совре-
менную эпоху она связана, прежде всего, с характерными
чертами развития научно-технической цивилизации, с по-
рождаемыми ею формами осознания действительности
Ведущую роль в становлении и развитии научно-тех-
нической цивилизации сыграла и продолжает играть на-
ука. Бесспорные успехи научного познания привели к рас-
пространению в общественном сознание неоправданно за-
вышенных оценок возможностей науки, культа научного

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign