LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ресурсов физической организации человека восполняет-
ся, компенсируется его "второй природой" - культурой. В
основе же культуры лежит духовное начало. Таким обра-
зом А. Гелен в конечном счете приходит к тому же выводу
о дуалистической сущности человека.
Своеобразный подход к определению сущностных
качеств человека проявляет Г. Плесснер (1892-1991). Он
понимает, что свободу человека, его способность к куль-
турному творчеству нельзя объяснять лишь специфичес-
кой биологической структурой. Но в объяснении причин и
факторов, определяющих способность человека разры-
вать рамки животной замкнутости, возвышаться над при-
родной средой, осознавать свою специфику, он обращает-
ся к отдельным отличительным способностям человечес-
кого индивида, в частности, к особенностям его психики.
Человек отличается от животного, по Плесснеру, так
называемой Эксцентрической позицией. В силуэтой по-
зиции человек способен отделять свое "Я" от своего физи-
ческого существования, и, следовательно, осознавать свою
206
собственную "самость", осознавать себя как личность. Это
осознание в дальнейшем приводит и к осознанию внешне-
го мира, окружающих явлений как вещей.
Эксцентрическая позиция задает не только структу-
ру внутреннего мира человека, но и способы реализации
человеческого существования, отношения человека к бы-
тию. Основные формы этого отношения определяются, по
Плесснеру, тремя базовыми антропологическими закона-
ми. Сущность первого закона можно сформулировать так:
человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Иначе
говоря, человек может жить, только сам управляя своей
жизнью. Это управление он осуществляет на основе созда-
ния второй природы - культурного творчества.
Второй закон определяет способ, каким даны объек-
ты человеку в познавательном и эмоциональном отноше-
нии к миру. По мнению Плесснера, непосредственность по-
знавательного отношения человека к предметам всегда
опосредованного "Я". Таким образом, человек не только
растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отноше-
нию к нему.
Эмоциональная же Эксцентричность человека наи-
более ярко реализуется в таких сущностных формах его
самовыражения, как смех и плач. Г. Плесснер характери-
зует смех и плач как катастрофические реакции человека,
возникающие в результате самообладания при столкнове-
нии с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно
как надо реагировать. Почему же именно эти эмоциональ-
ные проявления Г. Плесснер характеризует как специфи-
ческие качества человека. Да потому, утверждает он, что
существо лишенное "Эксцентричности", такое как живот-
ное, не способно заменить несоответствующих в ситуации.
Этой способностью обладает только "физико-духовное"
существо-человек. Смех и плач представляют собой про-
явление физико-духовной сущности человека, в которых
физическая реакция теснейшим образом сочетается с ду-
ховной основой внутреннего мира личности.
Третий закон: закон утопического места. Характе-
ризует неукорененность человека в бытии. В силу своей
эксцентричной позиции человек, по мнению Г. Плесснера,
постоянно лишен равновесия. Достигнув чего-либо, чело-
век сразу не может обрести покой. Опыт подобной неуко-
Природа человека и смысл его существования 207

рененности означает осознание ничтожности своего бытия
и, тем самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное
существование, равно как существование всего сущего,
осознается человеком как нечто случайное. Отсюда выте-
кает тяга к поиску такой основы мира, которая более не
подвержена случайности, является абсолютным бытием,
Богом. В этом Плесснер видит ядро всякой религиозности.
Религиозность неразрывно связана со своеобразием жиз-
ненной формы человека. Но та же самая эксцентрическая
позиция, которая вызывает у человека идею Бога, несет в
себе и сомнение в его существовании. Утопическое место
человека, его преобразование в ничто, постоянное сомне-
ние и неуверенность распространяются и на идею Бога. Че-
ловеку не дано обладание знанием, лишенным сомнения.
Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия.
Марксистская философия о соотношении биологического
и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
Другую, наиболее развитую и внутренне непротиворечи-
вую концепцию человека развивает марксистская фило-
софия. Марксистская философия исходит из предпосыл-
ки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию
этого положения служит развиваемая в рамках этой фи-
лософской школы концепции антропогенеза, учение о со-
четании биологической и социальной сущности человека:
теория предметно-практической деятельности как опре-
деляющей формы взаимодействия человека с окружаю-
щей средой. Рассмотрим же основные положения марк-
систской антропологии.
С точки зрения марксизма, человек - это предель-
но общее понятие для обозначения субъекта историчес-
кой деятельности, познания и общения. Понятие "чело-
век" употребляется для характеристики всеобщих, при-
сущих всем людям качеств и способностей. Таким
образом понятие "человек" выражает целостность чело-
веческого существа, единство самых различных его жиз-
ненных функций и проявлений. Используя понятие "че-
ловек", марксистская философия стремится подчерк-
нуть, что существует такая особая и исторически
208
развивающаяся общность, как человеческий род, чело-
вечество, которое отличается от всех иных материаль-
ных систем только ему присущим способом жизнедея-
тельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности
человек на всех этапах исторического развития остается
тождествен самому себе, сохраняет определенный онто-
логический статус.
Но каковы особенности человеческого бытия? Что
обусловливает его уникальное положение в мире? Начи-
нать искать ответ на эти вопросы, с точки зрения марк-
систской философии, следует прежде всего с уяснения
взаимоотношения человека и природы. Марксистская ан-
тропология признает природную обусловленность бытия
человека. Человек - это часть природы, живое телесное
существо. С этой точки зрения его можно охарактеризо-
вать определенной совокупностью родо-видовых призна-
ков. Природно-биологически обусловлено рождение, вну-
триутробное развитие,продолжительность жизни, спо-
собность усваивать определенные виды пищи, передача
по наследству определенных задатков и возможностей,
пол и другиекачествачеловека. Подобно другим биологи-
ческим видам человечество (Ьото заргепз) имеет устойчи-
вые вариации разновидности. Наиболее крупные из них -
расы. Раса - это набор определенного генотипа, приспо-
собленного к конкретным условиям среды его обитания,
который выражается в специфических анатомических и
физиологических признаках.
Каково же влияние природно-биологической орга-
низации на жизнь людей? Без сомнения, оно огромно как
для человечества в целом, так и для индивида, в частности.
Большую часть своего времени, всех своих сил человек
должен был использовать для удовлетворения своих био-
логических потребностей в пище, воде, жилище, одежде и
т. д. Усилия человека в этом направлении составляют ос-
новное содержание материального производства. Но не
только материальное производство обеспечивает природ-
но-биологическое существование человека. Из потребнос-
ти жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение
была направлена вся социальная организация жизнедея-
тельности людей: род, племя, семья, государство, мораль-
ные и правовые нормы и т. д.
Природа человека и смысл его существования 209

Один из самых главных социальных институтов че-
ловечества - это семья. Главное назначение семьи всегда
определялось задачами природного, биологического по-
рядка: воспроизводство человеческого рода, рождение и
воспитание потомства, организация жизнедеятельности
всех членов семьи для удовлетворения биологических по-
требностей организмов. Все прочие духовные стимулы для
формирования семьи возникли сравнительно поздно, ког-
да формы социальной организации позволили иным обра-
зом организовать удовлетворение первых биологических
потребностей. Можно с полной уверенностью сказать, что
и такие формы духовной жизни людей, как мораль, искус-
ство, религия также выросли из потребностей организа-
ции материального производства для удовлетворения би-
ологических потребностей человека. В основе морали ле-
жат нормы по регулированию половых отношений, защите
жизни человеческого сообщества от различного рода
столкновений. Религия формируется на основе первобыт-
ной обрядности, играющей существенную роль во всех
сферах жизнедеятельности рода и обеспечивающей его
выживание. Искусство также формируется для решения
задач жизнеобеспечения человека. Наскальные изобра-
жения животных, сцены охоты и т. д. носили чисто прагма-
тический характер.
Природно-биологические основы человека опреде-
ляют многие стороны его жизнедеятельности. Однако рас-
крытие сущности человека не может ограничиться харак-
теристикой его как природно-биологического существа.
Этот признак указывает на общую основу жизнедеятель-
ности человека и всего живого, но не выясняет качествен-
ного отличия человека от животного, не раскрывает той
специфической основы, которая обусловливает его выход
из животного мира и весь процесс его существования и раз-
вития. Марксистская философия предлагает объяснить
специфику человеческого бытия на основе концепции об-
щественно-практической, деятельностной сущности че-
ловека.
С точки зрения этой концепции, человек выделяется
из мира животных благодаря активной производствен-
ной деятельности, благодаря труду. Марксисты любят по-
вторять слова американского просветителя Д. Франклина
210
"Человек - это животное, способное трудиться", "Труд
создал человека". В этих высказываниях отражена специ-
фическая особенность жизнедеятельности человека. Од-
нако необходимо уточнить, в чем состоит особенность че-
ловеческого труда, позволившая ему конституироваться в
качестве особого существа, речь идет о решении проблемы
человеческого начала.
Решение вопроса о человеческом начале означает
выяснение специфики человека как качественно новой, по
сравнению с животным, сложной открытой системы. При
определении границы перехода от животного к человеку
чаще всего в марксистской антропологии ее определяют
началом изготовления орудий труда. Однако такая точка
зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что уже у жи-
вотных наблюдаются элементы инстинктивной трудовой
деятельности, имеют место начальные формы изготовле-
ния примитивных орудий труда. Однако следует принять
во внимание, что главным моментом здесь является то, что,
во-первых, эти инстинктивные формы примитивной тру-
довой деятельности используются для обеспечения непо-
средственной жизнедеятельности индивида, его детены-
шей, а, во-вторых, они выступают в качестве вспомога-
тельного средства животного способа жизнедеятельности.
В своей сущности способ жизнедеятельности животного
заключается в приспособлении и собирательстве, основан-
ных на системе условных и безусловных рефлексов, ин-
стинктов. Возникновение инстинктивных форм трудовой
деятельности у животных, безусловно, является предпо-
сылкой для осуществления перехода от животного к чело-
веку, но их еще нельзя рассматривать в качестве челове-
ческого начала.
Действительным человеческим началом следует счи-
тать такой уровень развития живого, когда производство
орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятель-
ности из вспомогательного средства животного способа
жизнедеятельности постепенно перерастают в специфи-
ческий способ жизнедеятельности человека. Специфика
этого способа заключается в том, что производство орудий
труда превращается в особую потребность, без удовле-
творений которой становится невозможной сама жизнь.
Превращение производства орудий труда в особую, соци-
Природа человека и смысл его существования 211

альную потребность взаимосвязано и с превращением жи-
вотной активности и животной деятельности в трудовую
деятельность человека, которая выступает как процесс со-
здания самих орудий труда, а также создания с их помо-
щью путем воздействия на природу средств удовлетворе-
ния жизненных потребностей человека.
Особенно важно здесь то, что производство орудий
труда как средство вспомогательного обеспечения инди-
видуальной жизнедеятельности животного превращается
в средство обеспечения коллективной жизнедеятельнос-
ти, жизнедеятельности первобытной общины. Иными сло-
вами, потребность в производстве орудий труда и трудо-
вой деятельности становится потребностью первобытной
общины как качественно новой целостной системы, в кото-
рой жизнедеятельность индивида становится в зависи-
мость от удовлетворения потребностей общины. Таким об-
разом, переход от животного к человеку характеризуется
проявлением интегративных процессов, и первобытная
община явилась такой интегрированной системой, в кото-
рой жизнедеятельность индивидов и общины выступают
как две взаимосвязанные стороны единого процесса. По-
этому нужно подчеркнуть, что переход от животного к че-
ловеку следует рассматривать не в цепи качественных
преобразований в развитии индивидуальных форм жиз-
недеятельности, а как переход к новой, более высокой и бо-
лее совершенной форме жизнедеятельности.
Человеческое начало, следовательно, необходимо ус-
матривать в том, что производство орудий труда стано-
вится потребностью, удовлетворение которой обусловли-
вает удовлетворение жизненных потребностей людей, что
труд становится главным условием бытия человека. Это
значит, что специфическим способом жизнедеятельности
человека является не приспособление и собирательство, а
материальное производство, в процессе которого чело-
век, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной
природы. В процессе трудовой деятельности человек со-
здает средства для удовлетворения своих жизненных по-
требностей. Причем под влиянием нового способа жизне-
деятельности происходит изменение, очеловечивание са-
мих жизненных потребностей, унаследованных человеком
при его выделении из животного мира. Определяющим в
212
системе общественных отношений марксизм признает
производственные отношения. Но кроме производствен-
ных отношений в систему общественных отношений вхо-
дят отношения между историческими общностями людей
(род, племя, народность, нация), брачно-семейные, быта,
межличностные, между обществом и личностью Поэтому
жизнедеятельность человека предстает как сложный про-
цесс не только удовлетворения потребностей, но и воспро-
изводства системы общественных отношений. Их вос-
производство становится особой потребностью человека,
превращается в относительно самостоятельную сферу
жизнедеятельности.
Зависимость удовлетворения потребностей челове-
ка и всей его жизнедеятельности от социальных условий
жизни находит свое выражение в интересе. Содержание
интереса определяется, во-первых, характером и направ-
ленностью потребностей, и, во-вторых, тем, в какой степе-
ни социальные условия бытия обеспечивают или не обес-
печивают удовлетворение потребностей.
Если потребность ориентирует человека на объект его
удовлетворения, то интерес - на те условия, которые обес-
печивают возможности отыскания объекта и определяют
способ удовлетворения потребностей Через интересы осу-
ществляются взаимосвязи между людьми. Различное мес-
то социальных субъектов (индивидов, групп, классов) в сис-
теме общественного производства обусловливает различ-
ную роль их интересов в жизни общества. Под воздействием
интереса человек относится к объективной действительно-
сти как субъект, ибо эта действительность, оказывает вли-
яние на возможности удовлетворения его потребностей, вы-
нуждает к определенному характеру и виду деятельности,
поэтому отражение объективной действительности в со-
знании людей осуществляется не зеркально, через призму
их интересов, и как осознание своего отношения к ним.
Осознание людьми отношения к природным и соци-
альным условиям жизни через призму интересов находит
свое выражение в целях, которые становятся-идеальными
побудительными импульсами активной деятельности че-
ловека. Целеполагание и реализация целей приобретают
значение относительно самостоятельной сферы жизне-
деятельности.
Природа человека и смысл его существования 213

На основе всего изложенного выше можно сформу-
лировать такую синтетическую характеристику челове-
ка. Человек - это живое, телесное существо, жизнедея-
тельность которого представляет собой основанный на
материальном производстве, осуществляющийся в сис-
теме общественных отношений, процесс сознательного,
целенаправленного, преобразующего воздействия на мир
и на самого человека для обеспечения его существования,
функционирования, развития.
Человек, индивид, личность.
Смысл и назначение человеческого бытия
Итак, марксистская философия утверждает существова-
ние человека как уникальной материальной реальности.
Но вместе с тем, в марксистской философии отмечается,
что человечества как такового не существует. Живут и дей-
ствуют конкретные люди. Существование отдельных
представителей человечества фиксируется понятием "ин-
дивид ". Индивид - это единичный представитель челове-
ческого рода, конкретный носитель всех психофизиологи-
ческих и социальных черт человечества: разума, воли, по-
требностей, интересов и т. д.
Понятие"индивид" в этом случае употребляется в
значении "конкретный человек". При таком подходе мы
абстрагируемся как от особенностей действия различных
физико-психологических факторов (возрастных особен-
ностей, пола, темперамента и т. д.), так и от различия соци-
альных условий жизнедеятельности человека. Однако
полностью игнорировать действие этих факторов невоз-
можно. Очевидно, что существуют большие отличия меж-
ду жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, че-
ловека первобытного общества и человека более развитых
исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-историче-
ские особенности развития человека на различных уров-
нях его индивидуального и исторического развития в марк-
систской философии наряду с понятием "индивид" ис-
пользуется и понятие "личность". Индивид в данном
случае рассматривается как отправной момент для фор-
мирования личности. Он - исходное состояние для онто-
214
генетического и филогенетического развития человека.
Личность же - итог развития индивида, наиболее полное
воплощение человеческих качеств.
Использование понятий "индивид" и "личность" в
таком контексте позволяет марксистской антропологии
применить исторический подход к изучению человека,
рассматривать как отдельного человека, так и человечест-
во в целом, в процессе становления и развития. Каждый
индивид, поскольку он является носителем всех биологи-
ческих, психологических и социальных черт человека, вы-
ступает как субъект познавательной и общественно-пре-
образовательной деятельности. Процесс формирования
индивида - это процесс перехода человечества со стадии
антропогенеза, когда определяющими в жизнедеятельно-
сти человека являлись природно-биологические факторы,
на стадию социогенеза, когда человек начинает развивать-
ся на основе социальной деятельности и отношений.
Исторически человек первоначально существует как
стадное животное, племенное существо. По мере разви-
тия, включения социальных факторов происходит обособ-
ление индивидов, нанинают формироваться личности. В
индивидуальном развитии человека происходит анало-
гичный процесс. Первоначально ребенок это просто биоло-
гическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и ре-
флексов. Но по мере развития, усвоения социального опы-
та, опыта человечества, он постепенно превращается в
человеческую личность.
Но марксистская философия проводит различие
между индивидом и личностью не только в плане их раз-
личного места в онтогенетическом и филогенетическом
развитии человека. Она различает индивида и личность
как особые типы социальности человека. Индивид харак-
теризуется как доличностное существо, носитель пред-
метно-традиционного действия и слитного родового созна-
ния. Этот тип является доминирующим на заре формиро-
вания человечества, но имеет и широкое распространение
в современном обществе. Индивид - это массовидное су-
щество, то есть человек, который является носителем сте-
реотипов массового сознания, массовой культуры. Чело-
век который не хочет и не может выцеляться из общей мас-
сы людей, который не имеет своего мнения, своей
Природа человека и смысл его существования 215


собственной позиции, который предпочитает в любых ус-
ловиях действовать как все. Таких людей в избытке фор-

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign