LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ловой, реальное существо со всеми пространственно-вре-
менными характеристиками, которое только в качестве
такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта в системе
Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность -
это синтетическая, обобщающая характеристика антро-
пологических свойств "природы человека", его телесно-
сти, разума, воли, "сердца". Однако Фейербах не замыка-
ется на натуралистическом описании субъекта, он пыта-
ется преодолеть этот натурализм, вводя в понятие
субъекта не просто "Я", но и другого человека. "Идеализм
прав, - писал он, - в своих поисках источников идей в
человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из
обособленного, замкнутого существа, из человека взятого
в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из
"Я", без чувственного данного "Ты". Идеи возникают толь-
ко из общения между людьми, только из разговора чело-
века с человеком" (Фейербах Л. Избр. философ, произв.
Т. 1. - М., 1955. - С. 190). Таким образом, чувственность в
его системе рассматривается не как натуральная и непо-
158
средственная, а как опосредованная общением с другим
человеком. Следовательно, отношение человека и приро-
ды опосредуется отношением человека к человеку. Имен-
но в сфере межчеловеческого общения и осуществляется,
по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущ-
ности. В ходе этого общения и совместной деятельности
субъективные и частные определения человеческой при-
роды поднимаются до всеобщих объективных определе-
ний, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой,об-
разует целостность человеческих способностей. Это зна-
чит, что человек, отправляя "функции рода" превратил
сущностные силы всего человечества, продукты культу-
ры в свои собственные жизненные силы, в целостность
своих способностей.
Итак, субъект, по замыслам Л. Фейербаха, - это це-
лостный человек, человек в единстве телесных, духов-
ных и родовых характеристик. Однако в теории познания
такая трактовка субъекта остается нереализованной. В
решении конкретных проблем теории познания Фейер-
бах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит
взгляды французских материалистов. Исходным пунк-
том познания, по Фейербаху, является ощущение. Источ-
ник же ощущений заключен в самом объективном мире,
природе. На базе ощущений у человека возникает мыш-
ление. По содержанию мышление не дает людям ничего
нового, по сравнению с тем, что содержалось в чувствен-
ных данных. Но вместе с тем, мышление надо отличать от
чувственных данных, мыслить - это значит связно чи-
тать показания чувств. Фейербах доказывал правиль-
ность показаний органов чувств, достоверность чувствен-
ных данных. Он резко выступал против разграничения
познавательного мира на "мир явлений" и "мир вещей в
себе". Критерием истины тех или иных научных сужде-
ний он считал согласие с ними большинства людей. "Ис-
тинно то, что соответствует сущности рода. Ложно то, что
ему противоречит" (Фейербах Л. Избр. философ, произв.
Т. 2. - М., 1955. - С. 192). Разработанная Л. Фейербахом
материалистическая трактовка субъекта, атеистическое
мировоззрение оказали серьезное воздействие на после-
дующих мыслителей, в частности на К. Маркса и Ф. Эн-
гельса.
Немецкая классическая философия 159

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
Марксистское учение о практике и истине
Разрешением идей, сформулированных в немецкой клас-
сической философии, после Л. Фейербаха занимались
К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Их фило-
софское учение, в определенном смысле, можно рассмат-
ривать как завершающий этап развития немецкой клас-
сической философии. Тесная связь философии марксизма
с немецкой классической философией особенно наглядна
при изучении творческой биографии К. Маркса.
К. Маркс, еще будучи студентом Берлинского уни-
верситета, в 1837 г. познакомился с гегелевской филосо-
фией и примкнул к кружку младогегельянцев, возглавля-
емому А. Руге и Б. Бауэром. Маркс разделял тогда многие
установки немецкой классической философии. Как и дру-
гие гегельянцы, он считал, что философия - это духовная
квинтэссенция своего времени, призванная вносить в об-
щество мудрость и разум и, там самым, содействовать об-
щественно-историческому процессу. Вместе с другими
младогегельянцами Маркс подчеркивал значительную
роль активности личности в деле общественного прогрес-
са, выступал с идеями просвещения масс, надежды на важ-
ные общественные перемены, связывал их с разоблачени-
ем религии и проповедью атеизма.
Включение К. Маркса в активную общественную де-
ятельность в качестве журналиста и редактора "Рейнской
газеты", позволило ему ближе познакомиться с реальной
жизнью, способствовало разочарованию в исходных иде-
ях гегелевской философии. В 1843-1844 гг. Маркс поры-
вает с младогегельянцами и переходит на позиции Л. Фей-
ербаха. В то время Марксу глубоко импонирует гуманис-
тический пафос фейербаховского материализма, который
выступал за реабилитацию чувственного начала в челове-
ке, за полную реализацию человеком своих природных
способностей, за гуманизацию отношений человека к при-
роде и человека к человеку.
Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая
работа того времени "Экономическо-философские руко-
писи 1844 года". В этой работе Маркс выступает в защиту
160
гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной
творческой сущности человека. Реализации этой сущнос-
ти, по Марксу, препятствуют различные виды человечес-
кого отчуждения: отчуждение человека от природы, от-
чуждение от своей собственной "родовой" сущности, от-
чуждение человека от человека и отчуждение человека от
общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению
Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на ча-
стнособственнических отношениях.
В условиях отчуждения, по словам Маркса, "дея-
тельность человека оказывается мукой, его собственное
творение - чуждой ему силой, его богатство - его бедно-
стью, его сущностная связь, соединяющая его с другим че-
ловеком - несущественной связью, и напротив, его ото-
рванность от другого человека оказывается его истинным
бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его
жизни, его власть над предметом оказывается властью
предмета, а сам он властитель своего творения, оказыва-
ется рабом своего творения" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 42. - С. 24). Обратный отчуждению процесс Маркс на-
зывает процессом присвоения человеком своей подлин-
ной родовой сущности, в ходе которого коренным образом
меняется отношение человека к природе и к другим лю-
дям. На основе концепции присвоения он создает гранди-
озное по гуманистическому пафосу учение общественно-
исторической, предметно-практической сущности чело-
века. В этой концепции он стремится представить
человеческую деятельность как глобальный процесс оче-
ловечивания мира, преобразующего природу "по мерке
каждого вида", то есть в соответствии с самими законами
природы и, в то же время, налагающего на природу свои/
характеристики, без чего природа не смогла бы возвысить-
ся до человека, стать фактором человеческого бытия.
Маркс не противопоставляет человека природе. На-
против, он всемерно подчеркивает, что человек это часть
природы и ее продукт. Вместе с тем, по его мнению, чело-
век не просто часть природы, а высший продукт ее разви-
тия, природное существо особого рода. Человек - это уни-
версально-всеобщая сила природы. Возможность этого за-
чожена в физиологической конституции человека как
>рганизма. наделенного такими достоинствами как чело-
Немецкая классическая философия 16 1

веческме руки, мозг, язык и др. В силу этих качеств чело-
век способен к любому роду деятельности, к овладению си-
лами природы, превращением этих сил в свои собственные
силы и способности. Реализация этой возможности осуще-
ствляется, по Марксу, в производственной деятельности,
в труде. Именно в труде проявляется специфичность бы-
тия человека, принципиальное отличие человека от жи-
вотного в их отношении к материальному миру, к природе.
Маркс выделяет в деятельности человека два основ-
ных момента: опредмечивание и распредмечивание. Рас-
крывая содержание этих понятий, Маркс отмечает, что
первейшим определением труда является его предметно-
чувствительный характер. Преобразование природы про-
исходит не в силу духовности человека, а прежде всего,
потому, что человек как материальное, предметное суще-
ство действует предметным образом. В ходе трудовой дея-
тельности человек постоянно осуществляет опредмечива-
ние, то есть переход свойств и характеристик иного про-
цесса деятельности субъекта в объект, в покоящееся
свойство предмета, в предметное воплощение.
Но человеческая деятельность не сводится к матери-
альному, чувственно-предметному процессу. Этот процесс
имеет в своей основе духовное, идеальное содержание:
проект, замысел, идею. Перед Марксом стояла проблема
материалистического объяснения духовного момента дея-
тельности человека, истоков и содержания идеального об-
раза. Такое объяснение, на его взгляд, можно дать, если
раскрыть социально-исторический характер деятельнос-
ти на основе концепции распредмечивания. Распредмечи-
вание - это обратный переход предметности в живой про-
цесс, в действующую способность, это процесс освоения
субъектом предметных форм культуры, а посредством их
- также и природы.
Человек, по Марксу, в процессе деятельности имеет
дело не только с предметами природы, он обязательно ис-
пользует орудия труда, систему знаний и другие продук-
ты человеческой деятельности. Поскольку эти средства
созданы предшествующими поколениями или представи-
телями другого рода деятельности, то в самой трудовой де-
ятельности человека заключена простейшая социальная
связь. Уже в форме средств труда человек имеет дело с
162
другим человеком. Эта связь актуализируется в процессе
распредмечивания продуктов труда. Распредмечивание,
по мнению Маркса, это освоение социального опыта чело-
вечества, превращение предметных форм в содержание
внутреннего мира человека, в его собственные силы и спо-
собности, в момент живого труда.
Концепция общественно-исторического, предметно-
практической сущности человека под гуманистическим
углом зрения изменяет не только взгляд на взаимодейст-
вие человека с природой, но и на отношение человека к че-
ловеку. Богатство внутреннего мира личности ставится в
прямую зависимость от богатства внутреннего мира дру-
гих людей. Обмен этим богатством является главной целью
межчеловеческого общения. Под влиянием такого типа об-
щения внутренняя природа личности существенно преоб-
разуется. Вместо однобоких, ущербных индивидов долж-
ны появляться всесторонне развитые личности. Универ-
сально-развитый, живущий в единстве и гармонии с
внешней и внутренней природой человек - таков гумани-
стический идеал, который рисует К. Маркс в ранний пери-
од своего творчества. Достижение же этого идеала он свя-
зывает с ликвидацией частнособственнических отноше-
ний, преодолением социального закрепления ролей
человека в системе разделения труда, формированием от-
ношений нового типа - коммунистических отношений.
Так с самого начала творчества К. Маркса начала про-
являться социальная ориентация его философии, которая
в дальнейшем получила все более глубокое и всестороннее
развитие. В результате Маркс значительно расширил сфе-
ру действия материализма. Материалистический подход
был распространен на область общественных явлений. Од-
ним из важнейших открытий, сделанных К. Марксом,
Ф. Энгельсом и другими марксистами называют материа-
листическое понимание истории.
С точки зрения Маркса и Энгельса, это понимание ис-
тории заключается в том, чтобы, исходя из материального
производства непосредственных средств для жизни, сна-
чала объяснить систему производственных отношений
между людьми, а затем на этой основе - и политическое
устройство общества, право, мораль, религиозные и дру-
гие духовные явления. Установление зависимости созна-
Немецкая классическая философия 163

ния людей от их общественного бытия и его главного вида
- материального производства - позволило Марксу пе-
реосмыслить роль духовной деятельности человека. По
мнению Маркса, идеи и теории пусть даже самые ради-
кальные и благожелательные не могут служить причина-
ми исторических изменений реальности. Они лишь отра-
жают объективную реальность и могут быть применены
лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благопри-
ятные возможности. "Сознание с самого начала есть обще-
ственный продукт и остается им пока существуют люди,
- писали К. Маркс и Ф. Энгельс в "Немецкой идеологии"
(Соч. Т. 3. - С. 29). Таким образом, по Марксу и Энгельсу,
сознание есть ничто иное как отражение и осознание людь-
ми своего общественного бытия, способа производства ма-
териальных благ, деятельности и межчеловеческого об-
щения.
На основе материалистической концепции истории
Маркс и Энгельс сформировали свое учение об идеологии.
С точки зрения Маркса и Энгельса, характерными для иде-
ологии представления о самодетерминации, автономной
форме существования сознания, в результате чего созда-
ются ложные, предвзятые схемы самодетерминации, под
которые подгоняется действительность. Идеология - это,
прежде всего, "ложное сознание". Источник "ложного со-
знания" Маркс и Энгельс видели не в случайных заблуж-
дениях и ошибках людей, не в сфере самого сознания, а вне
ее-в социальной действительности. Идеология, по Марк-
су и Энгельсу, как процесс формирования "ложного созна-
ния" протекает в том случае, когда сама действительность
существует в извращенном виде. Таким образом, идеоло-
гия отражает действительные противоречия историчес-
кого процесса, но в тех их проявлениях, когда господству-
ет отчуждение, когда действительные отношения перево-
рачиваются с ног на голову.
К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали социально-клас-
совую сущность идеологии. Идеология - это плод соци-
ального расслоения общества. Она возникла, когда возник-
ли классы, имеющие свои специфические интересы и це-
ли. Теоретической формой отражения и выражения этих
интересов и целей является идеология. Классовый харак-
тер обусловливает односторонний, субъективный харак-
164
тер идеологических конструкций. В этих конструкциях
происходит сознательный отбор материала, поскольку оп-
ределенные социальные установки не позволяют вклю-
чить в идеологические системы противоречащие социаль-
ной установке факты, то есть такие факты, осмысление
которых вело бы к выводам, противоречащим социальным
интересам. При этом идеология стремится свой однообраз-
ный образ действительности выдать за целое, за наиболее
полную картину действительности.
Концепция общественно-исторической, предметно-
практической деятельности человека и материалистичес-
кое понимание истории позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу
коренным образом преобразовать материализм. Главным
фундаментным принципом их философской системы ста-
новится принцип практики. С позиций этого принципа
Маркс и Энгельс анализируют и оценивают всю предшест-
вующую философию, дают позитивное решение многих
проблем, поставленных немецкой классической филосо-
фией. "Вся общественная жизнь является по существу
практической. Все мистерии, которые уводят теорию в ми-
стицизм, находят свое рациональное разрешение в челове-
ческой практике и в понимании этой практики", - писал
Маркс в знаменитых "Тезисах о Фейербахе" (Соч. Т. 42. -
С. 263). Практика исходна и первична по отношению ко все-
му духовному миру, из нее можно объяснить все самые
сложные социальные процессы и духовные явления.
Понятие "практика" в марксистском представлении,
прежде всего противостоит широко используемому поня-
тию "опыт". В понятии "опыт", по мнению основоположни-
ков диалектического материализма, заложена пассивная
позиция человека. Мир воздействует на человека - чело-
век отражает этот мир. Опыт истолковывается как сово-
купность взаимосвязи человека с внешним миром, это
нечеткое двусмысленное понятие. Маркс и Энгельс стре-
мились подчеркнуть активную, деятельную, преобразова-
тельную позицию человека в этом мире. Понятие "труд",
"производство" в какой-то мере достигали этой цели, но не
могли служить в качестве основополагающего философ-
ского принципа. Понятие "практика" выражает бесконеч-
но многообразные формы взаимодействия людей с приро-
дой и друг с другом в процессе материального и духовного
Немецкая классическая философия 165


производства. Практика - это совокупная деятельность
человечества по преобразованию природы, формирова-
ния социальных отношений, взаимосвязи и взаимодей-
ствия всех людей. Таким образом, практика это процесс
труда в единстве социально-исторических условий его
функционирование. Практика всегда носит общественный
характер. Она невозможна вне связей и общения между
людьми. Практика исторична. Она стоит в непрерывном
преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих
себя. В практической деятельности человек выступает и
как универсально-всеобщая сила природы и как олице-
творение всеобщности культурно-исторического процес-
са. Бытие людей, практика выступают в марксистской фи-
лософии как всемирно-историческое явление.
Практика - это объективное основание целостности
человеческого отношения к миру, в котором взаимодейству-
ют различные аспекты: материальный и духовный, природ-
ный и исторический, моральный и эстетический. Это един-
ство проявляется в производительной, преобразовательной,
общественно-преобразовательной и в теоретико-познава-
тельной деятельности. Социальные аспекты практики в про-
изводстве и общественных отношениях рассматриваются
Марксом и Энгельсом в политэкономии и социологии. Фило-
софский же аспект практического отношения к миру рас-
крывается преимущественно в гносеологии.
В теории познания принцип практики получает
конкретное и более узкое толкование. Здесь практика
выступает как материально-чувственная деятельность
по преобразованию предметов природы и общественных
отношений. В этом смысле понятие практики противо-
стоит понятию теории как духовкой, научно-теоретиче-
ской деятельности. Но это совсем не исключает их тесно-
го взаимодействия. С точки зрения философии марксиз-
ма, практика является основной и движущей силой
познания, всей научно-теоретической деятельности.
Главным стимулом для развития знания служат прак-
тические потребности людей. Они оказывают решающее
влияние и на выбор предмета исследования, и на направ-
ление, и на темпы развития знания, и на характер их ис-
пользования. Например, появление геометрии объясня-
ется потребностями измерения земли в Древнем Египте
166
при проведении ирригационных работ. Появление астро-
номии объясняется потребностями в мореплавании и т. д.
Практика является так же сферой приложения зна-
ния. Познание мира, в конечном счете, служит целям его
преобразования. Но практика - это не только стимул для
развития познания и средство его применения, но также и
первоначальная форма его получения. На ранних этапах
люди узнали о тех или иных свойствах предметов в про-
цессе производственной трудовой деятельности. Напри-
мер, представление о пластичности металлов появилось
тогда, когда люди воздействовали металлическими пред-
метами друг на друга. Позднее формой получения нового
знания стала такая форма практического взаимодействия
как эксперимент. Эксперимент - это такая форма мате-
риального взаимодействия вещей, при котором они искус-
ственно ставятся человеком в определенные взаимоотно-
шения, и на основе этих взаимоотношений выявляются те
или иные их свойства.
Целью познавательных усилий является достиже-
ние истины. Истина определяется в марксистской филосо-
фии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому
миру, объективной действительности. Таким образом, что-
бы отличить истину от заблуждения, необходимо выяс-
нить, насколько наше знание соответствует объективной
действительности.
Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна.
Но, что значит объективность, истина? Ведь термин "объ-
ективность" означает независимость от сознания субъекта.
А таким свойством обладают лишь вещи, предметы, про-
цессы. Истинными или ложными могут быть только знания
о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зре-
ния философии марксизма, означает, что содержание зна-
ния совпадает с объективной действительностью и в этом
смысле не зависит от сознания субъекта, "ни от человека,
ни от человечества". Но в то же время истина субъективна
по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объек-
тивизации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от осо-
бенностей тех людей, которые формируют данную теорию.
Таким образом, значение объективной истины имеют все

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign