LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

человеческого разума в деле познания всей окружающей
его действительности.
Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили осно-
вы новой методологии научного познания и дали этой ме-
тодологии глубокое философское обоснование.
Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
Развитие этой методологии мы находим в работах нидер-
ландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-
1677). Спиноза отталкивался от идей Ф. Бэкона и Р. Декар-
та, он ведет с ними непрерывный диалог. Б. Спиноза, как и
Р. Декарт, является сторонником рационализма. Рациона-
листические установки проявляются в его системе как в
самой форме изложения материала, так и в решении важ-
нейших гносеологических проблем. Основное произведе-
ние Б. Спинозы написано так называемым геометрическим
способом, в котором постулируются аксиомы, развивают-
ся доказательства, выводятся следствия и т. д. Внешне это
выглядит как решение геометрической теоремы.
С содержательной стороны рационализм Спинозы
проявляется в представленной им трактовке процесса по-
знания. Он резко противопоставляет чувственные пред-
ставления, называемые им воображением, пониманию.
Чувственное представление образует, по Спинозе, пер-
110

вый, низший род знания. Оно слагается из двух способов
восприятия. Первый из них Спиноза именует смутным
или беспорядочным опытом. Этот опыт охватывает наи-
более широкую сферу человеческой жизни, поскольку
без такого опыта не может обойтись ни один человек. Од-
нако теоретическая ценность истин или идей, как назы-
вает их Спиноза, Достигаемых в опытном знании, невели-
ка. Спиноза ограниченность опытного знания объясняет
тем, что опыт не обладает всеобщностью и необходимос-
тью. Сколько бы мы не производили опытов, рассуждает
нидерландский философ, человек не в состоянии почерп-
нуть из них всеобщие и необходимые истины. Этот уро-
вень познания дает людям лишь неполную правду, не-
адекватные идеи.
Достоверное знание возможно только на стадии рас-
судка или разума, составляющей второй вид познания.
Деятельность рассудка связана с оперированием общи-
ми понятиями. Противопоставляя две формы познания,
чувственную и рациональную, Спиноза проводит четкое
различие и между инструментами, которыми они опери-
руют. Результаты чувственного познания - чувствен-
ные представления - имеют сложный состав, поскольку
природу внешних тел они неизбежно отражают сквозь
призму восприятия человеческого тела. В результате это-
го способа познания идеи о состоянии внешних тел ока-
зываются причудливо спутанными с идеями о состоянии
собственного тела человека. В такого рода идеях объек-
тивное не возможно отделить от субъективного. Отсюда
проистекает сугубо индивидуальный характер чувствен-
ных идей.
Общие же понятия отражают объективные свойства
самих вещей. Общими понятиями, по мнению Спинозы, яв-
ляются, прежде всего, математические понятия. На их
формирование опыт не оказывает никакого влияния. Они
даны сознанию человека изначально, а ргюп, то есть до
всякого опыта. Здесь у Спинозы, также как и у Декарта, мы
вновь сталкиваемся с теорией врожденных идей. Таким
образом, если эмпирик Ф. Бэкон всегда подчеркивал чув-
•ственное содержание идей, то рационалист Б. Сгшно.зи де-
лает акцент на их логическую природу. Рациональный вид
познания, по его мнению, это дедуктивный способ выведе-
Разработка метода научного исследования в философии XVII века 111

ния истин из исходных посылок. Только логическая свя-
занность, системность рассуждений способны привести
человека к адекватному знанию.
Вершиной достоверного знания, с точки зрения ни-
дерландского мыслителя, является интуиция. В учении об
интуиции, развиваемое Спинозой, встречаются и накла-
дываются друг на друга два подхода. Первый связан с ми-
стической традицией средневековой философии, идущей
от неоплатонизма. Интуиция в этой традиции трактуется
как "внутренний свет" человеческого сознания, дающий
непосредственное, целостное понимание действительнос-
ти. Вместе с тем, Спиноза, вслед за Декартом, придает ин-
туиции интеллектуальный оттенок. По своему происхож-
дению и функционированию, т.е. в процессе своей деятель-
ности, интуиция у Спинозы связана с дедуктивным
способом познания.
Таким образом, Спиноза, также как и Декарт, опери-
рует понятием интеллектуальной интуиции. Однако в
трактовке этой интуиции у этих философов Нового време-
ни имеются определенные различия. У Декарта, как видно
из предыдущего изложения, под интуитивным суждением
понималось такое простое и отчетливое суждение, которое
само по себе не оставляло сомнения в истинности мысли-
мого. У Спинозы же интуитивное суждение по своей сути
является аналитическим суждением, в котором предикат
(логическое сказуемое) раскрывает признаки объекта. По
мнению Спинозы, такие абсолютно бесспорные суждения
совершенно не зависят от эмпирического обобщения, пол-
ного случайностей и противоречий, и спасают от всякого
субъективизма. Они сами в себе содержат критерий ис-
тинности, и "как свет обнаруживает и самого себя, и окру-
жающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и
лжи" (СтишозаБ. Избр. произв. В 2-х тт. Т.1. - М., 1957.
-С. 440).
Ра
тема 7
ационализм эпохи
'Просвещения
и метафизический
материализм XVIII века
1/ Рационализм как умонастроение и методология
,)похи Просвещения
2/ Механистический материализм и сенсуализм в философии
^ эпохи Просвещения
Рационализм как умонастроение и методология
эпохи Просвещения
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой
Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи
.наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Лок-
1ка, Дж. Толанда и др., во Франции - в работах Ф. Вольте-
1ра, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии - в
"произведениях Г. Лессинга, И. Гер дера, молодого Канта и
Г. Фихте.
Одной из важнейших характеристик философии
эпохи Просвещения является рационализм. В прошлой
1, теме мы уже встречались с рационалистическим учением
Р. Декарта. В отношении учения Декарта термин рациона-
лизм употребляется для характеристики гносеологичес-
ких и логико-методологических установок. Рационализм
Iтрактуется как гносеологическое учение, утверждающее,
что основным инструментом познания является разум.
Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и
[эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение че-
ловеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпи-
ризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в
истории философии имеет место и более широкий подход
к понятию рационализм. Тогда он рассматривается как ши-
рокое идейно-теоретическое течение, выражающее взгля-
ды, потребности, общественные настроения определен-
113

ных социальных классов, слоев, групп на определенном
этапе общественного развития. А на основе этих умонаст-
роений он вырабатывает определенные методологические
установки для ориентации человека в практической дея-
тельности и познании. Рационализм, как правило, связы-
вается с идейными устремлениями передовых, прогрес-
сивных сил общества, находящихся на восходящей стадии
своего развития. Для него характерны возвеличивание че-
ловеческого индивида как активного, свободного и равно-
правного существа, исторический оптимизм, вера в без-
граничные возможности человека в познании и преобра-
зовании природы.
В этом смысле противоположным рационализму по-
нятием является иррационализм. Он выдвигается на аван-
сцену истории в период кризиса общественных структур.
Представителям иррационализма в большей мере прису-
ща пессимистическая оценка познавательных и деятель-
но-преобразовательных возможностей человека, отрица-
ния исторического и социального прогресса, скептицизма
и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при ха-
рактеристике философии конца XIX - середины XX в.
Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось
ранее, характерно умонастроение рационализма.
Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос
следует искать в социально-экономических, политичес-
ких и идеологических процессах, происшедших в эпоху
Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха
Просвещения - это период разложения феодальных от-
ношений и интенсивного развития капитализма, глубо-
ких перемен в экономической, социально-политической
и духовной жизни народов стран Западной Европы. По-
требности капиталистического способа производства
стимулировали развитие науки, техники, культуры, про-
свещения и образования. Изменения в общественных от-
ношениях и общественном сознании служили предпо-
сылкой для раскрепощения умов, освобождения челове-
ческой мысли от феодально-религиозной идеологии,
становления нового мировоззрения. Яркую характерис-
тику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс.
"Великие люди, которые во Франции просвещали головы
для приближающейся революции, выступили крайне ре-
114
волюционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то
ни было рода они не признавали. Религия, понимание при-
роды, государственный строй - все было подвергнуто са-
мой беспощадной критике, все должно было предстоять
перед судом разума и либо оправдать свое существова-
ние, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал
единственным мерилом всего существующего" (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С. 16).
В этот период рационализм, состоящий на различ-
ных по философско-мировоззренческой и политической
радикальности учений, отражая взгляды, настроения, по-
требности буржуазии в ее борьбе против феодализма, аб-
солютизма и их опоры - католической церкви, по ряду
важных вопросов выступал с общих позиций. В центре всех
философских школ, систем, течений того времени нахо-
дится, как правило, активно действующий субъект, спо-
собный познавать и изменять мир в соответствии со своим
разумом. Разум рассматривается в рационалистических
системах в качестве источника всей субъективной дея-
тельности человека. Человек, согласно этой теории, по сво-
ей сущности, по своей "природе" является разумным су-
ществом. Разум, как сущностная характеристика субъек-
та, выступает в рационализме как предпосылка и как
наиболее яркое проявление всех других характеристик:
свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как
разумное существо, с точки зрения рационализма, при-
зван стать властелином мира, перестроить общественные
отношения на разумных основаниях. На этой основе дек-
ларировалось право человека быть равным другому, быть
свободным в своих решениях и действиях, разрабатыва-
лись меры по обеспечению гражданских и политических
свобод. Эти свободы рассматривались "как неотъемлемое
право всякой нации и всякого общества, в виду того, что
они существенно необходимы для сохранения и процвета-
ния общественных союзов" (Гольбах П. Избр. философ,
произв. В 2-х тт. Т. 2. - М., 1963. - С. 533)
Однако общая позиция представителей разных
философских школ, течений и направлений эпохи Про-
свещения не исключала различного решения ими как
мировоззренческих вопросов, так и конкретных про-
блем теории познания. Поэтому при анализе методоло-
Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 115

гии рационализма наряду с вычленением общих поло-
жений, необходимо акцентировать внимание и на раз-
личии учений.
Весь рационализм при построении философской те-
ории исходит из установки о подобии и конечном совпаде-
нии разума и результатов человеческой деятельности. На
основе этой установки характеристики субъективной де-
ятельности человека и, прежде всего, человеческая со-
знательность (рациональность, целесообразность), были
взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропоряд-
ка. Мир предстает в рационалистических системах зако-
носообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводя-
щимся.
Но в конкретной интерпретации устройства этого ми-
ра представители различных мировоззренческих ориен-
тации обнаруживают различные подходы. Идеалистичес-
кий рационализм мистифицирует рациональный аспект
взаимоотношений человека с миром и стремится доказать,
будто бы разумное, рациональное существует вне и неза-
висимо от человеческой деятельности и ее объективиза-
ции. В этих учениях разум как специфическая, сущност-
ная характеристика человека отделяется от его обладате-
ля, затем наделяется самостоятельным существованием,
то есть объективируется. В результате получается образ
субстанции, по своим основным характеристикам анало-
гичной деятельности человека, в которой неразрывно свя-
заны цель и средство, результат и действие, реализация и
замысел.
Представители же материалистического рацио-
нализма субстанциональное, законосообразное устрой-
ство мира связывают с внутренне присущими материи
свойствами. "Вселенная, - пишет Гольбах, - это колос-
сальное соединение всего существующего, повсюду яв-
ляет нам материю и движение...", и далее - "природа
существует сама по себе, действует в силу своей собст-
венной энергии и никогда не может быть уничтожена"
(Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. - М.,
1963. - С. 88, 504). Вечное пространственно-временное
существование материи и ее непрерывное движение яв-
ляются для французских материалистов XVIII в. несо-
мненным фактом.
116
Механистический материализм и сенсуализм
в философии эпохи Просвещения
Учение французских материалистов о внутренней актив-
ности материи, о всеобщем характере движения было про-
грессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Од-
нако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В
XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном
состоянии и поэтому основой общего мировоззрения про-
должала оставаться механика. Законы механики твердых
тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения
возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологичес-
кие и социальные явления развиваются по тем же законам.
Наиболее яркий пример механицизма - взгляды фран-
цузского философа Жюлъена де Ламетри (1709-1751),
изложенные им в сочинении с характерным названием
"Человек-машина". В этой работе Ламетри доказывал, что
люди являются искусно построенными механизмами и
призывал изучать человека, опираясь только на механику
его тела. При этом он полагал, что исследование механики
тела автоматически приведет к раскрытию сущности чув-
ственной и мыслительной деятельности человека.
Наиболее обобщенно и систематично механистичес-
кое мировоззрение материализма эпохи Просвещения вы-
ражено в работе П. Гольбаха "Система природы". Голь-
бах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические
и духовные явления, привычки с помощью чистого меха-
ницизма. В мире ничего не совершается без причины. Вся-
кая причина производит некоторое следствие, не может
быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув,
само становится причиной, порождая новые явления. При-
рода •- это необъятная цепь причин и следствий, беспре-
рывно вытекающих друг из друга. Общее движение в при-
роде порождает движение отдельных тел и частей тела, а
последнее, в свою очередь, поддерживает движение цело-
го. Так складывается закономерность мира.
Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие за-
кономерности мира - это абсолютизируемые законы ме-
ханики твердых тел. "Согласно этим законам, - писал
Гольбах, - тяжелые тела падают, легкие поднимаются,
сходные субстанции притягиваются, все существа стре-
Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 117

мятся к самосохранению, человек любит самого себя и
стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал
это и питает отвращение к тому, что может быть ему вред-
ным". Движение и изменение в мире, согласно взглядам
материалистов этой эпохи - это не постоянное порожде-
ние нового, то есть не развитие в собственном смысле, а не-
который вечный круговорот - последовательное возрас-
тание и убывание, возникновение и уничтожение, созида-
ние и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено
принципу непрерывности. В природе нет скачков.
Этот взгляд, направленный против теологических
представлений о свободном творении Бога и чудесах, ба-
зировался на признании всеобщей и непреложной матери-
альной обусловленности. Непрерывная, постоянная и
нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все про-
исходящее в природе всеобщей необходимости. Необходи-
мость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает
в идею предопределенности всего совершающегося, в фа-
тализм. Как вывод, отсюда следует отрицание случайнос-
ти в природе и свободы в поведении человека. "Мы, - пи-
сал Гольбах, - называли случайными явления, причины
которых нам неизвестны и которые из-за своего невежест-
ва и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписы-
ваем случаю все явления, когда не видим их необходимой
связи с соответствующими причинами" (Гольбах П. Избр.
философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1963. - С. 428).
Фатализм, вера в предопределенность всего сущест-
вующего вопреки общей тенденции философии эпохи Про-
свещения приводили к выводу о предопределенности все-
го существующего, к пассивному подчинению человека
всему тому, что совершается в окружающей его действи-
тельности.
Материалистическое решение мировоззренческого
вопроса об отношении сознания к материи, обусловили
сенсуалистическую трактовку познавательного процес-
са. Источником всех знаний материалисты считали ощу-
щения, порождаемые в человеке воздействием матери-
альных предметов на его органы чувств. Без ощущений,
без чувств, считали они, ничто не доступно нашему позна-
нию. Главным органом познаний действительности явля-
ется человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувст-
118
вительным и живым воском, способным принимать всяко-
го рода формы, запечатлевая на себе воздействие внеш-
них предметов. Ламетри же писал о "мозговом экране", на
котором как от волшебного фонаря отражаются запечат-
левающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взгля-
дам материалистов, чувствует посредством соединяю-
щихся в мог.гу периферических нервов. При этом опыт по-
казывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у
которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способ-
ность чувствовать. Если же происходит какое-либо нару-
шение в самом мозгу, то человек или чувствует несовер-
шенным образом или совсем перестает чувствовать. Та-
ким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг
человека может различать производимые на органы
чувств воздействия.
Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в
противоречии с общей рационалистической установкой
философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с
их точки зрения, может быть познана только разумом. Чув-
ственное непосредственное познание является лишь пер-
вым шагом на этом пути. "Уму свойственно наблюдать,
обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключе-
ния", - писал Гельвеции в своем трактате "Об уме". Все
операции человеческого ума Гельвеции сводит к примене-
нию способности сравнения. Он считал, что одной этой спо-
собности достаточно для познания природы.
Признание подобия мира и человеческой жизнедея-
тельности предопределяет и гносеологический оптимизм
материализма XVIII в. Его представители убеждены в не-
ограниченности познавательных возможностей человека.
Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заяв-
ляет Гельвеции. То, что для наших дедов было удивитель-
ным, чудесным и сверхъестественным фактом, становит-
ся для нас простым и естественным фактом, механизм и
причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким
образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые
нюансы, в целом, разделяют основные установки филосо-
фии своей эпохи.

а
тема 8
'волюция
британского эмпиризма
конца XVII -
середины XVIII века:
Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1/ Теория познания Д. Локка
2/ Субъективный идеализм Д. Беркли

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign