LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в теории двух истин или "двойственной истины". Эта тео-
рия переносит проблему соотношения веры и разума, ре-
лигии и знания в сферу взаимоотношений теологии и фи-
лософии. Главный смысл теории "двух истин" утвердить
независимость науки и философии от вероисповедных
догм теологии.
В средневековой мысли существовали различные ва-
рианты теории "двух истин". Один из них, представлен-
ный Шартрской школой, сводился к утверждению разли-
90
чий предмета и методов теологии, с одной стороны, науки и
философии, с другой. Теологии отдавалась область
сверхъестественного, науке и философии - область зна-
ния, относящаяся к естественному миру. Истина сверхъе-
стественного откровения в силу авторитета "Священного
писания" и церкви должна быть принята на веру. Филосо-
фия же в своем исследовании опирается на разум и опыт.
Основные усилия представителей Шартрской школы бы-
ли направлены на то, чтобы доказать положение об отсут-
ствии противоречий между теологией и философией в си-
лу различия их предметных областей и методов, хотя не-
сомненный примат отдавался теологии.
Более радикальным выглядит вариант теории "двух
истин", представленный латинскими аввероистами Сиге-
ром Брабантским и Боэцием Даккийским. Представители
данного направления свободомыслия действуют в новых
исторических условиях. К этому времени были переведе-
ны на латинский язык произведения Авиценны, Альфара-
би, Мамоннида, Ибн-Геброля, ряд произведений арабо-
язычной науки - медицины, астрономии, математики, оп-
тики. Еще большую роль сыграли переводы античных
философов Платона, Плотина, Прокла. Особое значение
имел перевод "Метафизики" Аристотеля.
В отличие от представителей Шартрской школы, Си-
гер Брабантский и Боэций Даккийский уже борются, по
возможности, за полную автономию научно-философско-
го знания и доходят до признания возможности полной
противоположности теологии и философии по ряду важ-
ных вопросов. В своем учении о нуметрическом единстве
разума Сигер Брабантский выдвинул идею вечности мира
и вечности разума как природного качества человека. Со-
гласно учению Сигера всеобщий и вечный разум обеспечи-
вает адекватное познание мира каждому человеку, по-
скольку он причастен этому разуму. Отдельный человек
может ошибиться, разум же, как таковой, никогда не оши-
бается. В сущности, здесь высказывается уверенность в
объективной ценности человеческого знания, накопленно-
го веками и проверенного опытом людей. Данные науки и
исследования человеческого разума, по Сигеру, находятся
как бы вне сферы веры, основываясь на законах мышле-
ния и природы. Важным средством обоснования автоно-
Средневековая христианская философия 91

мии понятийно-рациональной сферы было подчеркивание
латинскими аввероистами иррационального ха рактера ре-
лигиозной догматики, невозможности обоснования ее
средствами разума, противоположности самим началам
науки.
Перед католическими теологами руководством церк-
ви была поставлена задача выработать средства противо-
действия влиянию свободомыслия, и в то же время учесть
возросший авторитет науки и философии. Наилучшим об-
разом, с точки зрения церкви, эту задачу решил Фома Ак-
винский (1225-1274 гг.). Учение Фомы Аквинского вскоре
после его смерти было признано в качестве официального
учения католицизма. Краеугольным камнем всей громад-
ной философско-теологической системы Фомы Аквинско-
го является новая, по сравнению с Августином, версия те-
ории о гармонии веры и разума. Аквинский провозгласил,
что вера не должна противоречить разуму, что некоторые
принципиальные положения вероучения могут быть ра-
ционально обоснованы. Например, разум способен дока-
зать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о
бессмертии души и др. В конечном счете, разум и вера на-
правлены к познанию одной и той же Истины - Бога, но
делают они это разными путями. Разум опирается на на-
уку и философию, вера - на теологию. Возможность гар-
монии разума и веры базируется на том факте, что Бог от-
крывается человеку двумя путями: естественным - че-
рез сотворенный мир и сверхъестественным - через
откровение. Наука и философия средствами разума, по-
знавая сотворенный мир, приходят к мысли о существова-
нии Бога и управлении Богом всеми процессами в этом ми-
ре. Теология на основании сверхъестественного открове-
ния, содержащегося в Библии и решениях церкви,
позволяет человеку принять наиболее важные истины ве-
роучения.
Признавая возможность совпадения выводов, к ко-
торым человек приходит на основании разума и веры, Фо-
ма Аквинский в тоже время подчеркивал, что они не могут
и не должны противоречить друг другу. Разум и вера -
это принципиально различные пути к Истине. Основанием
для принятия истин разума служит их внутренняя убеди-
тельность, доказательность всех исходных положений, ос-
92
нованием же для принятия истин веры служит авторитет
возвестившего их Бога. Итогом деятельности разума яв-
ляется знание. Итогом же деятельности веры является ве-
роучение. Знание это область очевидных и доказуемых ис-
тин, а вера - неочевидных и недоказуемых.
Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и ве-
рить в нее. Человек о чем-то либо достоверно знает, либо он
принимает это за веру. Согласие с истинами разума явля-
ется следствием логической необходимости, согласие же с
истинами веры является актом свободной воли. Проведя
четкое различие между разумом и верой, Фома Аквинский
отделял науку и философию от теологии и обосновал тем
самым их относительную самостоятельность. Но относи-
тельная самостоятельность, по Аквинскому, отнюдь не оз-
начала, полного обособления веры от знания и знания от
веры. Фома Аквинский исключает возможность призна-
ния теории двух истин. Согласно его учению, в науке и фи-
лософии не может быть признано истинным то, что явля-
ется ложным, с точки зрения теологии. В случае конфлик-
та между ними решающим является критерий истин
откровения, которые превосходят своей истинностью и
ценностью любые рациональные доказательства. Таким
образом, Фома Аквинский признавал ценность научного
знания, рациональных доказательств и в то же время со-
хранил контроль теологии над наукой и философией.
Итак, средневековая христианская философия, со-
храняя приверженность основным принципам религиоз-
ного философского стиля мышления и мировоззрения,
прошла длительный путь развития. Начав с небольших по
объему и довольно простых по содержанию "Апологий",
она закончила созданием грандиозных философско-тео-
логических систем, в которых получили свое отражение и
развитие все стороны философской теории: онтология,
гносеология, философия истории, этика и эстетика.

ф
тема 5
илософия эпохи
Возрождения
1/ Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2/ Философские и космологические умения
Николая Кузанского и Джордано Бруно
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения XV-XVIII вв. - период ранней ста-
дии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отно-
шений. Термин "Возрождение" употребляется для того,
чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого
времени, возродить ценности и идеалы античности. Одна-
ко в этом значении термин "Возрождение" следует трак-
товать весьма условно. Возрождение на деле означало по-
иск нового, а не реставрацию старого. В истории невозмож-
но повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую
эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный по-
тенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно бу-
дет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот
капитал является той экономической и культурной сре-
дой, в которой приходится действовать людям, ориенти-
рованным на его преодоление.
Таким капиталом, наследием для мыслителей и дея-
телей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрожде-
ние и противопоставляет себя христианству, но оно воз-
никло как итог развития средневековой культуры, а пото-
му несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно
эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как
эпоху перехода, потому, что она является мостом к систе-
ме общественных отношений и культуре Нового времени.
Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных
общественных отношений, прежде всего, в сфере эконо-
мики, именно в этот период получают развитие науки, ме-
няются отношения церкви и государства, формируется
идеология секуляризма и гуманизма.
94
Важнейшей отличительной чертой мировоззренчес-
кой эпохи Возрождения является ориентация на челове-
ка. Если в центре внимания философии античности была
природно-космическая жизнь, а в средние века - религи-
озная жизнь - проблема "спасения", то в эпоху Возрож-
дения на передний план выходит светская жизнь, деятель-
ность человека в этом мире, ради этого мира, для достиже-
ния счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия
понимается как наука, обязанная помочь человеку найти
свое место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарак-
теризовать как антропоцентрическое. Центральная фигу-
ра не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, а человек -
центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а ре-
зультат деятельности людей. Человек в своей деятельности
и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по пле-
чу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется но-
вым уровнем самосознания человека: гордость и самоут-
верждение, сознание собственной силы и таланта, жизне-
радостность и свободомыслие становятся отличительными
качествами передового человека того времени. Поэтому
именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся ин-
дивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, все-
сторонней образованностью, выделявшихся среди людей
своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит яр-
ко выраженный гуманистический характер. Человек в
этом мировоззрении истолковывается как свободное су-
щество, творец самого себя и окружающего мира. Мысли-
тели эпохи Возрождения, естественно, не могли быть ате-
истами или материалистами. Они верили в Бога, призна-
вали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и
человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную во-
лю, и теперь человек должен действовать сам, определять
всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В фило-
софии этой эпохи значительно ослаблены мотивы грехов-
ной сущности человека, "испорченности его природы". Ос-
новная ставка делается не на помощь Божию - "благо-
дать", а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и
безграничные возможности человека присущи филосо-
фии этой эпохи.
Философия эпохи Возрождения 95

Важным элементом мировоззрения является также
культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения вся-
кая деятельность воспринималась иначе, чем в античности
или в средние века. У древних греков физический труд и да-
же искусство ценились невысоко. Господствовал элитар-
ный подход к человеческой деятельности, высшей формой
которой объявлялись теоретические искания - размыш-
ления и созерцания, потому, что именно они приобщали че-
ловека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то
время как материальная деятельность погружает в перехо-
дящий мир мнений. Христианство высшей формой деятель-
ности считало ту, которая ведет к "спасению" души - мо-
литву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Свя-
щенного писания. В целом, все эти виды деятельности
носили пассивный характер, характер созерцания.
В эпоху же Возрождения материально-чувственная
деятельность, в том числе и творческая, приобретает свое-
го рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто
удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир,
красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого
себя. Именно тогда появляется в философии идея проме-
тсизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В
мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабили-
тация человеческой плоти. В человеке имеет значение не
только его духовная жизнь. Человек - это телесное суще-
ство. И тело - это не " оковы души ", которые тянут ее вниз,
обусловливают греховные помыслы и побуждения. Теле-
сная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко
распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты.
Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и
человеческое тело. Таковы общие характеристики миро-
воззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем
к рассмотрению собственно философских учений.
Философские и космологические учения Николая Кузанского
и Джордано Бруно
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изу-
чению природы. Это обусловлено развитием производства
и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрял-
96
ки, парохода, доменно-металлургического процесса, во-
зобновление интереса к астрономии, физике, анатомии,
физиологии, развитие экспериментального естествозна-
ния - все это расширяло человеческий кругозор, укреп-
ляло власть человека над природой. Изменяется средне-
вековая картина мира. Математическое обоснование ге-
лиоцентрической системы мира, данное польским ученым
Н. Коперником, нанесло существенный удар средневеко-
вой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опро-
вергшее представление об исключительном характере
Земли и человечества, позволяли предложить существо-
вание бесконечного количества других небесных тел, по-
добных Земле и Солнцу.
Итак, философия в эпоху Возрождения восприни-
малась, прежде всего, как натурфилософия, философия
природы. На первый взгляд, может показаться, что проис-
ходит возврат к античному космоцентризму эпохи "физи-
ков", "досократиков". Однако философия природы эпохи
Возрождения в большей мере связана со средневековой
философией. Для нее центральным остается трактовка во-
проса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактов-
ке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрожде-
ния имеет свою специфику. Характерной для нее является
антисхоластическая, а, следовательно,и антиаристотелев-
ская направленность. Происходит возврат к идеям плато-
низма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира ут-
рачивают откровенно теистический характер. На смену
теизму приходит пантеизм ("Бог во всем"). Христианский
Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный
характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем
самым обожествляется.
Одним из характерных представителей философии
эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464).
Как и большинство философов его времени, он ориентиро-
вался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо сле-
довал этой традиции, а внес в нее существенные измене-
ния. Как мы уже отмечали, центральное понятие неопла-
тонизма - понятие "Единого". У платоников единое
характеризуется через свою противоположность "иному ",
не единому. Николай Кузанский отвергает античный дуа-
лизм и заявляет, что единому ничто не противоположно -
4 Фшккофш ^ _ п˜7
Философия эпохи Возрождения У /

Единое есть все. Это философская установка служит ос-
новой для пантеистического мировоззрения. Из утверж-
дения, что единое не имеет противоположности, Кузан-
ский делает вывод, что единое тождественно беспредель-
ному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего
ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его
максимумом, единое же - это минимум.
Центральным пунктом философии Николая Кузан-
ского является учение о совпадении противоположностей
- абсолютного максимума и абсолютного минимума. Аб-
солютный максимум единствен, потому что он есть все, в
нем все есть, потому, что он - высший предел. Так как ему
ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает ми-
нимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как
он абсолютен, то воздействует в действительности на все
возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ог-
раничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанско-
му, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в
нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем.
Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он
существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от тво-
рений и останется небытие, ничто, - писал Николай Кузан-
ский в своем знаменитом сочинении "Об ученом незнании".
Пантеистическое приближение бесконечного Бога к
природе привело к новому истолкованию происхождения
Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто
против идеи креационизма, Кузанский фактически устра-
няет принцип творения мира Богом. Он представляет от-
ношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог, с
точки зрения итальянского философа, - это "бесконеч-
ный максимум", а бесконечный мир, Вселенная - это
"ограниченный максимум". Ограниченный максимум про-
изошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъ-
естественного творения, а посредством ограничения, по-
скольку все конечные или ограниченные вещи находят
свое место где-то между абсолютным максимумом и абсо-
лютным минимумом. Развивая это воззрение в генетичес-
ком плане, Кузанский прибегает к понятию свертывания и
развертывания мира. Объявляя божественное существо
как бы "свертывающим" в себе все вещи и представляя
природу как результат "развертывания" ее из божествен-
98
ных глубин, он, в сущности, возобновляет неоплатоничес-
кий принцип эманации (истечения). В связи с этим, Нико-
лай Кузанский вводит неоплатоническое понятие "Душа
мира", "Дух вселенной". Душа мира должна рассматри-
ваться как универсальная форма, заключающая в себе все
формы, что есть в действительности.
Осуществленное Николаем Кузанским отождеств-
ление единого с беспредельным абсолютным максимумом
разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось ан-
тичное и средневековое мировоззрение. Античная и сред-
невековая космология исходила из признания центра ми-
ра и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Ни-
колая Кузанского, центр и окружность Космоса - это Бог,
потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и
конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был
бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у
мира стабильного центра, каким в средневековой космоло-
гии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавли-
вает коперниковскую революцию в астрономии, устранив-
шую геоцентрическую систему строения мира.
Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и уг-
лубил Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Единство и беско-
нечность мира, его несотворимость и неуничтожимость -
таковы исходные посылки философии итальянского мыс-
лителя. На этом базируется его космологическое представ-
ление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концеп-
цией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся
вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтож-
ная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может
быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни
центра, ни границы. Понятия "верх", "низ" и им подобные
применимы лишь к отдельным, ограниченным и времен-
ным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. "В
безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, разви-
ваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные
миры. Наша Солнечная система - лишь одна из бесчис-
ленного множества других, подобных систем". "Существу-
ют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые
кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь
планет кружатся вокруг нашего Солнца ", - писал Д. Бру- >
но в книге "О бесконечности, вселенной и мирах".

Т˜"\ тема 6
разработка метода
научного исследования
в философии XVII века:
Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза
1/ Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолахи критика схоластики
2/ Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
3/ Рационализм Р. Декарта. Основные правила
дедуктивного метода
4/ Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5/ Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
1
Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсив-
ным развитием буржуазных отношений в обществе. По-
требности капиталистического производства коренным
образом изменили отношение людей к науке, к целям и
значению человеческого познания. Если во времена сред-

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign