LINEBURG


страница 1
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

А. А. Радугин
ФИЛОСОФИЯ

СаиАеатиа гдйиг
ФА. А. Радугин _
илософия
курс лекции
Второе издание,
переработанное и дополненное
Рекомендовано
Государственным комитетом Российской Федерации
по высшему образованию
в качестве учебного пособия
для студентов
высших учебных заведений
N08 НаЪеЬИ Нитиз
т типАо /исге?
Тгапзеапз аи вирегоз
Тгапвеаш аи гп/еток
Ноз "г Ш5 тЛеге!
Втеъг /гпгеЫг;
Кари поз аггосйег
Метши рагсеЫг!
'\7юа1 асайетга!
'УюаЛ тетогит
Силою духа живой
одержал он победу и вышел
Он далеко за пределы ограды огненной мира
По безграничным пройдя своей мыслью и духом
пространствам
Тит Лукреций Кар.
"О природе вещей", 11, 1114
гп /1оге!
а!та та!ег
Москва
2004
Издательство
ЦЕНТР

УДК 1(075)
ББК 87я73
Р15
Содержание
Рецензенты:
кафедра философии Воронежской государственной
лесотехнической академии;
А. С. Кривей, •член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,
зав. кафедрой философии Воронежского государственного
университета
На обложке:
фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса
"Портрет молодого человека", 1656 г.
10
От автора
12
тема 1
Философия как мировоззренческая система:
ее смысл и предназначение
1. Понятие мировоззрения и его структура
2. Предфилософское значение мифологии и религии
3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Радугин А. А.
Р15 Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб.
и дополн. - М.: Центр, 2004. - 336 с.
15ВЫ 5-88860-050-4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственными
требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-
держания и уровню подготовки выпускников высшей школы" по циклу
"Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Содер-
жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва-
ется через изложение основных философских направлений, течений,
школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней-
ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст-
венно историко-философским материалом, значительное место в учеб-
ном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву-
зов, а также всех интересующихся философией
Без объявления
5-88860-050-4
ББК 87я73
(С) А. А. Радугин, 2004
26
тема 2
Философский плюрализм: причины
и истолкования
1. Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы.
Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии
2. Сущность и предназначение философии - попытка синтеза
всех трех концепций
36
тема 3
Античная философия
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит
3. Поворот к человеку - философские учения софистов и Сократа
4. Платон и Аристотель - систематизаторы
древнегреческой философии
5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм

69
тема 4
Средневековая христианская философия
1. Христианская апологетика:
основная проблематика и идейные истоки
2. Основные принципы религиозно-философского мышления
и мировоззрения
3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
4 Религиозный интеллектуализм и религиозный
антиинтеллектуализм.
Проблема взаимоотношения разума и веры
94
тема 5
Философия эпохи Возрождения
3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Философские и космологические учения Николая Кузанского
и Джордано Бруно
100
тема 6
Разработка метода научного исследования
в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза
1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики
2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
3. Рационализм Р. Декарта.
Основные правила дедуктивного метода
4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5. Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
113
тема 7
Рационализм эпохи Просвещения
и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм как умонастроение и методология
эпохи Просвещения
2. Механистический материализм и сенсуализм в философии
эпохи Просвещения
120
тема 8
Эволюция британского эмпиризма
конца XVII - середины XVIII века:
Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1. Теория познания Д. Локка
2. Субъективный идеализм Д. Беркли
3. Скептицизм Д. Юма
136
тема 9
Немецкая классическая философия
1. Концепция субъекта в философской системе Канта
2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте
и объективный идеализм Ф. Шеллинга
3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
Марксистское учение о практике и истине
170
тема 10
Русская религиозная философия XIX-XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии:
славянофильское учение о мессианской роли русского народа
и соборности
2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология
3. Проблемы веры и разума в православном религиозном
антиинтеллектуализме
(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
187
тема 11
Человек во Вселенной. Философская, научная
и религиозная картина мира
1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира
2. Диалектико-материалистическая картина мироздания
3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный
космизм П. Тейяра де Шардена.

202
тема 12
Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики человеческого бытия
в "философской антропологии"
2. Марксистская философия о соотношении биологического
и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение
человеческого бытия
220
тема 13
Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение
действительности
2. Чувственное и рациональное познание
3. Диалектика-материалистическая теория истины
4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
235
тема 14
Проблемы научной рациональности в современной
"философии науки"
1. Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы)
2. Разработка методологии научного познания в позитивизме
и неопозитивизме
3. Концепция науки в критическом рационализме
4. Научная рациональность как предмет исследования
в отечественной "философии и методологии научного познания"
261
тема 15
Современный философский иррационализм:
регаение проблем бытия, познания, человека
и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение
и философское направление
2. "Философия жизни" и ее разновидности
3. Эволюция психоаналитической философии.
Структура че.говеческой личности.
Сознание и бессознательное
4. Экзистенциализм: основные темы и учения.
Свобода и ответственность личности
286
тема 16
Общество и культура как предметы
философского анализа
1. Специфика философского осмысления общественной жизни
2. Методологические принципы изучения общества.
Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби
3 Смысл истории и ее постижение в философии
истории К, Ясперса
4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма
самореализации человека
5. Особенности западной и восточной культур.
Россия в диалоге культур.
310
тема 17
Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальных проблем
2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем
современности
3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем
человечества - "философия общего дела" Н. Ф. Федорова
325
Рекомендуемая литература по всем темам

о
т автора
В нашей стране осуществляется формирование новой
системы образования с учетом всех отечественных до-
стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С
этой целью Государственный комитет Российской Фе-
дерации по высшему образованию разработал в 1993 го-
ду основные профессиональные образовательные про-
граммы.
Важное место в этих программах занимает социаль-
но-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия
Государственного комитета Российской Федерации по
высшему образованию утвердила "Государственные тре-
бования (Федеральный Компонент) обязательному мини-
муму содержания и уровню подготовки выпускников выс-
шей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-
экономические дисциплины". Изучение философии
составляет фундамент общекультурной и общетеорети-
ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про-
филя.
Философию нередко представляют как некое абст-
рактное знание, оторванное от реальности повседневной
жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это пред-
ставление. В действительности все свои проблемы фило-
софия черпает из жизни и решает их с единственной це-
лью - помочь человеку совершенствоваться и выработать
мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес-
кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью
которых возможно переживать жизненные невзгоды и до-
биваться успеха. Для этого философия дает изучающему
индивиду как богатый фактический материал для размы-
шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли-
тельной деятельности. Изучение философии - это апро-
бированная многовековым опытом человечества лучшая
школа разумного мышления, которая позволяет свободно
оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под-
вергать критике те или иные суждения, отделять сущест-
венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех
явлений действительности.
Данное учебное пособие - это первая попытка изло-
жить курс философии в соответствии с требованиями Го-
сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив-
шейся в нашей стране практики преподавания философии
с разделением на историю и теорию философии. Такое раз-
деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак-
тически не оправдано, так как предполагает существова-
ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес-
кого движения философской мысли, теории^философии.
На практике это разделение означает преподавание фи-
лософии с позиции какой-то одной конкретной философ-
ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при-
дание абсолютного приоритета марксистской философии.
Не отвергая крупных достижений философии марксизма,
автор стремился избежать односторонности и идеологиче-
ской догматизированности в изложении материала, озна-
комить изучающих философию с различными философ-
скими направлениями, течениями, школами, системами.
Основной замысел автора пособия-раскрыть содер-
жание дидактических единиц Государственного стандар-
та, или, выражаясь проще, дать содержание программы
курса философии через изложение истории философии и
основных философских течений, школ и систем современ-
ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи-
лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее
историческом контексте и проследить ее развитие на про-
тяжении существования европейской цивилизации.
Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно-
го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра-
зие философских проблем, направлений и учений. Цель
автора - помочь изучающим философию составить себе
первоначальное представление о предмете философии и
ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю-
щихся мыслителях, о решении "вечных" человеческих
проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль-
ными проблемами современности. При этом автор исходит
из установки, что знание философии - не самоцель. Он
надеется, что это знание поможет читателю выработать
определенную жизненную позицию и позволит быстрее
решать встающиеперед ним личные, профессиональные и
общественные проблемы.

ф.
тема 1
'илософия
как мировоззренческая
система: ее смысл
и предназначение
1/ Понятие мировоззрения и его структура
2/ Предфилософское значение мифологии и религии
3/ Специфика философского решения
мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Понятие мировоззрения и его структура
Каждый культурный^молодой человек имеет определен-
ное представление о философии. Он может назвать неко-
торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас-
суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь-
ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее,
гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не-
вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые
обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается
ли он по определенным законам? Кто или что определяет
эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был
сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер-
ности, а какое -- случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересует-
ся теми проблемами, которые касаются его положения в
этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно
понять бессмертие человеческого существования? Может
ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или
это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос-
ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж-
дения и лжи?
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-
нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг,
ответственность и справедливость? Можно ли провести
12
I
четкую разграничительную линию между добром и злом?
Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой
истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз-
витии человечества, когда зло исчезнет и наступит "эпоха
всеобщей любви и согласия"?
Можно было бы назвать много наиболее серьезных,
интересующих людей проблем, которые рассматривает и
которым дает определенное решение философия. Но эти-
ми проблемами занимаются не только философы. Еще за-
долго до возникновения философии люди находили ответ
на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому
правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило-
софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе-
цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы
поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том,
что же такое мировоззрение?
Мировоззрение - это сложное, синтетическое, ин-
тегральное образование общественного и индивидуаль-
ного сознания. Существенное значение для его характе-
ристики имеет пропорциональное присутствие различных
компонентов - знаний, убеждений, верований, настрое-
ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В
структуре мировоззрения можно выделить четыре основ-
ных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обоб-
щенных знаниях-повседневных, профессиональных, на-
учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни-
версальную картину мира, систематизирующие и обоб-
щающие результаты индивидуального и общественного
познания, стили мышления того или иного сообщества, на-
рода или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в
себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди-
рективные действия и т. д. Одно из главных назначений
мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи-

страница 1
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign