LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

¦ разговаривать с женщиной, не сняв шляпы (но можно попросить разрешения надеть ее) или не приподняв ее,
когда следует;
¦ не помочь женщине нести что-то слишком тяжелое, например, чемодан. Вы не должны нести меховую накидку
или манто, кроме случаев, когда она плохо себя чувствует;
¦ брать женщину за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя,
кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу;
¦ откровенно говорить о девушке или женщине с другим мужчиной;
¦ не подать женщине стул, не обслужить ее или не позаботиться о том, чтобы ее обслужили первой;
¦ говорить о неприятных вещах за столом;
¦ критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать чью-либо национальность или страну;
¦ входить в официальное учреждение в шляпе или громко разговаривать;
¦ смеяться над ошибками или промахами других людей;
¦ не проявить должного уважения к женщине.

МУЗЕЙ, БИБЛИОТЕКА
Собираясь посетить музей или выставку выделите достаточное количество времени. Согласитесь, что нелепо
«забежать» на 15 минут, окинуть взглядом экспонаты, вынести свое категорическое суждение и уйти.
Настройтесь на то, что вы хотите увидеть, вы погрузитесь в другой мир, мир творчества и вдохновения, а это
требует долгого времени.
Перед тем, как войти в залы музея, оставьте в гардеробе одежду и головные уборы, сумки и пакеты — все, что
может мешать вам.
В большом музее не стремитесь охватить все за час — вы только устанете от мелькания картин и от смены впе-
чатлений. Заранее определите, чтобы вы хотели увидеть, скульптуру или живопись, произведения одного из на-
правлений искусства, что-то еще. Записанные на пленку лекции на ту или иную тему можно взять напрокат.
Не загораживайте собой картины и другие экспонаты. Не наклоняйтесь очень низко и не прикасайтесь к ним.
Помните, что своими громкими высказываниями, обсуждением и смехом вы отвлекаете других посетителей.
Воздержитесь от критики экспонатов — может быть не они виной тому, что их не поняли, а ваши недостаточная
информированность или вкус.
На выставке, вернисаже не позволяйте себе громких оценок, особенно в присутствии автора. Но вы можете
обратиться к автору, поблагодарить или поздравить его, даже если вы не знакомы.
В книге отзывов и предложений надпись делайте разборчиво, продуманно, корректно и по возможности, полезно.
Ведь во многом по ним автор и устроители будут судить об успехе выставки.
Правила посещения библиотеки во многом сходны с вышеперечисленными.
Оставьте все лишнее в гардеробе.
Не отвлекайте других читателей.
Аккуратно обращайтесь с книгой. Не загибайте уголки страниц, ведь существуют закладки, они более удобны; не
слюнявьте палец и не дергайте страницу, чтобы
перелистнуть ее; не делайте карандашных и тем более, чернильных надписей, они не помогут тому, кто будет
читать эту книгу после вас.
Помните, что переплеты многих изданий ломаются при переламывании, книга может рассыпаться по листочку.
Взяв книгу домой, не забывайте, что ее ждут другие читатели, а библиотека не сможет восполнить свой фонд
подобной книгой, особенно, если она издана давно.




НАПИТКИ
Сервируя стол, надо помнить о традиционных правилах подачи напитков, которые вырабатывались на протя-
жении столетий: для определенных вин использовать соответствующие бокалы, выдерживать нужную темпера-
туру пива и т. д.
Вино
Вино — это чудесный напиток, который вобрал в себя силу земли и тепло солнечных лучей. Оно вызывает слад-
кое опьянение, наполняет сердце радостью, возвышает дух. Благородство этого напитка, несомненно,
заслуживает того, чтобы его употребление стало настоящим ритуалом, всегда было в радость, а главное - на
здоровье. Умение пить вино — это подлинное искусство. В связи с этим хочется сказать несколько слов.
После того, как вы наполните бокал, поднимите его к глазам, полюбуйтесь цветом вина, вдохните его букет и
лишь потом пригубите его, согрев теплом губ, еще раз прочувствуйте его аромат.
Существуют определенные ПРАВИЛА ПОДАЧИ ВИНА к столу. Белое вино должно быть охлажденным, бокал им
наполняют на две трети. В первую очередь подают легкие вина, затем уже крепленые. Красное вино должно быть
комнатной температуры, но пусть оно будет лучше холодным, чем слишком теплым. Учтите, что красное вино
«дышит», а потому следует открыть бутылку с красным вином примерно за час до его подачи к столу. В первую
очередь подают охлажденные вина, а потом уже более теплые. Исключением является шампанское, которое
подают хорошо охлажденным обычно в конце торжественного застолья.
Удовольствие, которое дарит вино, в значительной мере зависит и от ВИДА БОКАЛА, В котором его подают. Пона-
добились столетия, прежде чем были созданы сосуды, по форме и размеру соответствующие определенным
винам (см. рис. 1).
В наше время существуют рюмки и бокалы для крепких напитков и ликеров, белого и красного вина, шампан-
ского и, разумеется, для смешанных напитков - коктейлей. Для коньяка подходит бокал закрытой формы, такой,
чтобы налитый на дно напиток согревался теплом ладоней. Только так вы сможете прочувствовать свойственный
коньяку букет. Для шампанского уже с начала XIX века стали использовать высокие, узкие бокалы. Их форма
способствует образованию пузырьков, которые поднимаются со дна кверху. Бокалы в виде широкой и низкой
чаши, в которых иногда подается шампанское, не совсем подходят для него, так как игристое вино в них не
пенится. Бокал большого размера с широкой верхней частью в виде колокольчика предназначается для легких
белых вин. Для большинства красных вин, особенно десертных, - немного закругленные бокалы в виде тюльпана.
Высокие, в виде широкой чаши бокалы предназначаются для рейнского и мозельского вин, в виде бочонка - для
бургундского. Для терпких вин - малаги, шерри - бокалы очень простой, прямой формы. Со временем
разнообразие бокалов уменьшилось, но сохранилось их традиционное деление на бокалы для вина, крепких
напитков, воды, пива и т. д.
Прозрачный, запотевший бокал отлично передает прохладу чистой воды и веселую желтизну. Помните, что цвет
вина благороден сам по себе, и передать его может лишь прекрасный прозрачный бокал.

Как наливать вино
Прежде чем налить вино, посмотрите, что это за вино
и какой оно выдержки. В вине, которое пролежало несколько лет, иногда образуется белый осадок, хотя оно и
хранилось в идеальных условиях. Такое вино следует подавать в горизонтальном положении, т. е. так, как оно
хранилось. В этом случае лучше всего подойдет сервировочная корзинка для вина.
Бутылку осторожно открывают и медленно, чтобы не поднялся осадок, наливают вино. Если вино подают в за-
водских бутылках, их открывают непосредственно перед подачей. Если же вино запечатано глиняной пробкой, ее
сначала обрезают сверху, примерно в полсантиметре от края горлышка бутылки.
Перед тем, как вынуть оставшуюся часть пробки, тщательно очищают горлышко бутылки, так как после долгого
хранения под пробкой может образоваться плесень. Горлышко бутылки оборачивают салфеткой, чтобы, откупо-
ривая ее, не пораниться, если оно вдруг треснет. Ввинчивая штопор, надо следить, чтобы он не вошел в пробку,
так можно вдавить пробку в бутылку или раскрошить ее. Бутылку с плавающими на поверхности вина кусочками
пробки к столу не подают. Если крошки попали в бутылку, их сливают, прежде чем приносят бутылку к столу.
Шампанское открывают, не вынимая из ведерка со льдом. Кончиком салфетки накрывают пробку и придер-
живают ее большим пальцем левой руки. Правой рукой освобождают пробку от проволоки. Левой же,
защищенной салфеткой, медленно выворачивают пробку. Бутылку стараются открывать бесшумно. Для этого
пробку перед последним поворотом нужно свернуть на бок, в сторону. Бутылку в этот момент держат чуть
наклоненной. Открывая бутылку таким образом, вы не прольете ни капли драгоценной влаги.
Открыв бутылку, хозяин стола сначала наливает немного вина в свой бокал, потом наполняет бокалы всех
сидящих и в последнюю очередь доливает свой бокал. Белое вино, перед тем, как его подать, охлаждают до 10
"С; красное вино должно быть комнатной температуры (+18 °С). Игристые вина охлаждают до температуры 6°.
Десертные ликеры и вермуты должны быть такой же температуры, как и белое вино. Вермуты и аперитивы
подают со льдом и лимоном. Терпкие вина тоже могут подаваться охлажденными.
Стеклянная посуда (Рис. 1)
1. Кружечка для пунша. Наполняется на три четверти.
2. Бокал для пива.
3. Пивная кружка. Возможны варианты.
4. Бокал для чая со льдом. Возможны варианты.
5. Бокал для воды. Возможны варианты. Желательно подавать на стол к завтраку или обеду. Наполняется либо
наполовину, либо полностью.
6. Стакан для воды. Наполняется либо наполовину, либо полностью.
7. Большой бокал для бренди, около 250 г. Наполняется только на четверть.
8. Маленький бокал для бренди. Наполняется только на четверть.
9. Стакан. Наполняется на три четверти. Используется для крепких напитков со льдом.
10. Стакан для сока. Наполняется наполовину.
11. Большой бокал для белого вина. Наполняется наполовину.
12. Бокал для мятного коктейля со взбитыми сливками. Может использоваться также для виски с мятным
ликером и других взбиваемых коктейлей. Наполняется примерно на три четверти.
13. Стакан для виски (может использоваться и для коктейля).
14. Бокал на ножке для виски. Наполняется наполовину.
15. Вокал для сухого вина. Может быть из зеленого стекла с орнаментом. Подается только под рейнвейн. Любой
винный бокал на столе может быть заменен. Наполняется наполовину.
16. Традиционный бокал для хереса. Наполняется наполовину.
17. Вариант бокала для хереса. Наполняется наполовину.
18. Бокал для коктейля, 30 г.
19. Большой стеклянный бокал. Для красного вина.
20. Шарообразный бокал. Шире и больше, чем винный бокал. Используется для красных и белых дешевых вин.
Иногда в него наливают пиво, и даже мартини со льдом. Не используется в наборе с другими стаканами.
21. Универсальный бокал для столового вина. Наполняется наполовину. Для белого вина, портвейна и красных
столовых вин.
22. Бокал для шампанского. Желательна толстая ножка. Также используется для охлажденных дайкири и
игристых коктейлей. Наполняется наполовину.
23. Стакан для виски со льдом. Возможны варианты. Наполняется наполовину.
24. Стакан для виски. Возможны варианты. Наполняется наполовину.
25. Рюмка для ликера. Может использоваться также для коньяка.
Напитки для гостей
Если вы пригласили гостей к обеду, смешайте только один вид коктейля и предложите дополнительно херес и
виски с содовой водой, а для трезвенников — любой фруктовый или овощной сок. Популярны и просты в
изготовлении напитки со льдом: различные сорта виски, мартини, водка с мартини. Некоторые считают, что
должно быть представлено не менее четырех-пяти различных напитков. Но лучше остановиться на мартини,
который относительно недорог и довольно легко приготовляется. Его можно без ущерба вкусовым качествам
приготовить заранее. Разлитые по бутылкам различные разновидности мартини могут храниться в холодильнике
фактически неделю. Но не пытайтесь хранить их разбавленными — тогда они не простоят и суток. Мартини к
тому же можно разнообразить: крошечная золотистая луковка вместо традиционной маслины создаст новый,
совершенно неповторимый букет. Удобно иметь под рукой заранее смешанные и охлажденные коктейли.
Мартини обязательно должен быть сухим, ни в коем случае не сладким. В емкость, в которой готовится мартини,
нужно положить несколько колец лимонной кожуры либо класть по небольшой корочке в каждый бокал. Неко-
торые специалисты настаивают на том, что ингредиенты должны смешиваться в строго определенной последова-
тельности с добавлением колотого льда; их ни в коем случае нельзя взбалтывать, можно только осторожно поме-
шивать в одном направлении.
Бар с напитками на любой вкус, и хозяин, готовый услужить любой прихоти, отвлекают внимание гостей от
главного события - обеда - и довольно бестактно акцентируют внимание на второстепенных вещах. Больше одно-
го вида коктейля можно предлагать гостям только на очень больших вечерах, но и в этом случае хозяин ни в коем
случае не должен выступать в роли бармена.
На званых обедах следует также избегать экзотических коктейлей, если только вы твердо не уверены, что ваши
гости хотят именно этого. Крепкие смешанные напитки обычно становятся лакомствами для мужчин, хотя и
некоторые женщины не прочь отведать их. Но лучшим выбором все же остаются стандартные коктейли.
В жаркую погоду вместо виски лучше выбрать джин или водку с тоникам, ромовые коктейли и пиво. Яичные
коктейли больше подходят к холодной погоде и не подаются перед обедом. Это скорее дневной напиток, который
употребляют обязательно с фруктовым пирогом и сладким печеньем, обычно на Новый год.
Ром, грог, горячее вино со специями хорошо пить зимой на свежем воздухе, особенно после занятий спортом. Но
в качестве прелюдии к обеду они совершенно не подходят.
Ром с кока-колой, «Том Коллинз», пунш (за исключением, пожалуй, молочного пунша), водка с сиропом и вино
со специями хороши в дневное время, но никак не подходят для возбуждения аппетита перед обедом.
Вы не ошибетесь, подав перед обедом на выбор один из следующих коктейлей: мартини, баккарди или дайкири
(особенно летом), виски в различных вариантах (хорошо в любое время года как для мужчин, так и для дам),
Манхэттен.
Единственное исключение составляет джулеп (коктейль из коньяка или виски с водой, сахаром, льдом и мятой),
для приготовления которого требуется очень много льда, что, естественно, снижает его крепость.
Для пунша или любого другого напитка, подаваемого в высоком узком бокале, требуется соломинка или
коктейльная палочка, которая является одновременно и декоративным украшением. Слегка помешивая напиток
этой палочкой, вы сможете насладиться его ароматом. Если коктейль украшен маслиной, ломтиком лимона или
чем-нибудь в этом роде, украшение не принято брать руками. Вишню, маслину или луковку, если они не
насажены для удобства на маленькую шпажку, нужно просто аккуратно взять в рот, слегка запрокинув бокал.
Алкогольные напитки пьют следующим образом.
КОКТЕЙЛЬ - маленькими глотками, с перерывами.
ВОДКУ ИЗ небольшой рюмки можно выпить сразу. Следует обратить внимание: пустую рюмку вам могут опять
наполнить! Если вы намерены сохранить разумный темп, начиная с третьей рюмки, пейте водку понемногу. В
таких случаях вам не станут увеличивать порцию, это не принято.
Виски пьют обычно со льдом или содовой водой. Но можно пить и без этого, как кто любит.
Вино отпивайте из рюмки понемногу.
ЛИКЕР - маленькими глотками.
Коньяк — тоже маленькими глотками, с перерывом. В это время рюмку можно держать в руке: коньяк любит
тепло.
ШАМПАНСКОЕ И другие муссирующие вина лучше пить сразу. Но можно и понемногу.
Пить до дна после произнесенного тоста нужно в особых случаях, в последнее время это перестало быть обя-
зательным.
Можно, не ожидая приглашения, отпить из рюмки или, наоборот, на приглашение только пригубить ее.
На очередное предложение долить спиртного, когда вам больше этого не хочется, лучше сказать: «Спасибо, пока
не хочу», — что предлагающему следует принять без дискуссии.

НЕЛОВКИЕ СИТУАЦИИ
Каждый находящийся в обществе человек не застрахован от казусных ситуаций - невольных ошибок. Вот
несколько классических казусов: познакомиться с кем-то вторично; опрокинуть рюмку с вином;
„поинтересоваться у соседа по столу: «Вы не знаете, кто эта болтливая блондинка?» — и получить ответ- «Это
моя жена»; проявляя чуткость, спросить у знакомого: «Как себя чувствует ваша супруга?» — и услышать в ответ:
«Уже год как умерла» или «Мы давно разошлись». Чрезвычайная неприятность: по ошибке вытереть нос
салфеткой; рассказать внимательным слушателям неудачный анекдот.
Подобные обстоятельства надолго могут оставить в памяти неприятный осадок. Однако совершенно напрасно
мучить себя такого рода воспоминаниями. Ну что ж,
случилось и прошло. Конечно, лучше, чтобы подобные неприятности случались как можно реже; нужно заметить
только, что окружающие обращают на такие вещи гораздо меньше внимания, чем это вам может показаться. Нет
человека, воспитанного самым идеальным образом, у которого на совести не было бы чего-либо подобного. Мел-
кий казус не терпит подробных оправданий, они больше способны вовсе испортить, чем исправить положение. В
таких случаях короткое «Простите», как правило, решает проблему.
Совсем иное дело «афронты» - действия преднамеренные и сознательные, то есть сознательное нарушение пра-
вил вежливости, когда одно лицо не только не старается скрыть своей неприязни к другому, а наоборот,
стремится ее подчеркнуть. Надо ли говорить о том, что в этом случае вы не только публично представляете в
невыгодном свете самого себя, но и, помимо своей воли, можете обидеть других.
Среди подобных, весьма решительно проявляемых форм неприязни можно перечислить следующие:
¦ демонстративно не подать кому-либо руки;
¦ наделить своего противника вслух оскорбительным эпитетом;
¦ отослать по обратному адресу письмо или подарок;
¦ в неуважительном тоне отозваться о ком-либо из близких своего собеседника.
Подобные шаги могут привести к полному прекращению знакомства.
Бывает, что случайная неловкость кажется кому-то афронтом. Здесь кстати будет вспомнить о коверкании фа-
милий. Такая небрежность, если ее не примут за нечто худшее, всегда бывает обидной. Иногда человека может
серьезно оскорбить факт, что к нему повернулись спиной. Обычное невнимание, но оно может серьезно
осложнить отношения. Поэтому, общаясь с людьми, всегда следует строго себя контролировать. Никогда и
никого не красит ответная грубость, как бы ни вел себя ваш противник. Скандал унижает обоих.
Кроме того, имейте в виду: некрасиво открывать чужую сумку, а также заглядывать в нее, если она случается
открытой. Это относится и к чужим портфелям или карманам пальто. Нельзя самовольно открывать и переклады-
вать содержимое ящика чужого стола, как дома, так и на работе. Не следует открывать чужой шкаф, буфет, кла-
довку.

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ОБЕД
Какими бы ни были приборы, они размещаются примерно в дюйме от края аккуратно накрытого стола так, чтобы
места для гостей оказались на равном расстоянии друг от друга. Салфетка кладется на мелкую тарелку; если же
сразу ставится закуска, то салфетку кладут слева от вилок так, чтобы она их не закрывала. Так же и края тарелки
не должны закрывать приборы. Остальные особенности сервировки неофициального стола зависят от его
размеров, наличия и количества прислуги и числа приглашенных. Например, если на небольшом круглом столе
предполагается разместить блюда с мясом и овощами, то от настольного украшения придется отказаться.
Кроме блюд, на середину такого стола удобно поставить лишь свечи в подсвечниках. Свечи следует зажечь,
предварительно затемнив комнату, причем они должны быть выше уровня глаз сидящих за столом (подсвечники
с незажженными свечами могут находиться в любой комнате в качестве украшения, в случае необходимости их
можно зажечь).
Обычно на стол кладут все приборы, которые могут понадобиться за обедом; предпочтительнее подавать де-
сертные приборы вместе с десертом. В первом случае десертные вилка и ложка или только ложка помещаются
перед тарелкой. Поскольку на неофициальном обеде редко бывает больше четырех блюд, то обычно подают два
ножа: один — для закуски (если она предусмотрена), а другой - для мяса. Для салата же с сыром необходим
специальный нож.
Приборы принято размещать справа и слева от тарелки, в последовательности от края к центру, таким образом,
чтобы необходимые для подаваемого первым блюда вилка и нож всегда находились дальше всего от тарелки.
Обычно подают две вилки: одну - для мяса, другую — для салата, иногда еще одну — для закуски, но не более
трех одновременно. Вилка для салата располагается ближе к тарелке; если же салат подается в качестве закуски,
то, соответственно, и вилка кладется первой.
На неофициальных обедах можно подать холодный кофе или чай со льдом, но только не одновременно с вином.
По желанию хозяйки чай или кофе можно подать в маленьких чашечках в конце обеда. Ложечка для чая со льдом
помещается справа от ножей. Иногда охлажденный кофе или чай со льдом подают на маленьких тарелочках или
на небольшом подносе, а иногда ставят прямо на предварительно убранный стол. К холодному кофе подают
сливки и сахар. Лучше всего в чай заранее добавить сахар и лимон и прямо за столом разливать его из кувшина в
стаканы со льдом.
Ложки для супа и фруктов помещают на столе справа от ножей. Если предполагается подать горячий кофе или
чай, то кофейные или чайные ложечки кладут на блюдца справа от чашек, которые следует повернуть ручками в
правую сторону.
На стол ставятся также тарелочки и ножи для масла, причем нож можно разместить по-разному: поперек тарелки
в верхней ее части, лезвием к обедающему, в верхней части тарелки, кончиком к центру; иногда даже па-
раллельно остальньщ ножам, лезвием влево.
Солонки и перечницы для неофициального стола могут быть самыми разными - от деревянных мельничек (для
особых любителей) до викторианских наборов для специй, включающих литые или граненые стеклянные
емкости с серебряными крышечками для соли, черного и красного перца, горчицы и уксуса. Если стол очень
велик, удобнее подать соль и перец не каждому, а сразу двоим обедающим. Для этого используются небольшие
емкости из стекла, хрусталя, керамики или фарфора. Перед обедом их следует наполнить заново и снабдить
маленькими ложечками, конечно, если это не индивидуальные солонки и перечницы. Следует помнить, что
любую солонку с серебряной крышкой
после пользования необходимо промывать. В противном случае, крышка подвергнется коррозии и за обедом в
тарелке гостя окажется намного больше соли, чем нужно.
Если среди гостей есть курящие, то на неофициальном обеде они, могут курить за столом. Лучше подать пепель-
ницы к каждому прибору, можно также поставить одну большую пепельницу для двух гостей. Хозяйки чаще
всего не предлагают за столом сигареты, хотя и ставят пепельницы и кладут спички. Предполагается, что
курящие сами позаботятся о сигаретах своей любимой марки. Не предлагая сигареты, хозяйка деликатно
намекает, что лучше было бы воздержаться от курения за столом. В наши дни курящие все чаще остаются в
меньшинстве, поэтому им следует проявлять внимание к окружающим.
Чаще всего к неофициальному столу подают всего два сорта вин - возможно, херес к супу и какое-нибудь столо-
вое вино в течение всего обеда. Бокалы размещают в порядке их использования. Бокал для хереса ставится за но-
жами, справа от него - бокал для вина. Иногда после супа бокалы для хереса убирают, иногда же они остаются на
столе до десерта. Бокалы для вина находятся на столе в течение всего неофициального обеда. Иногда, в
зависимости от меню, вино можно заменить пивом. Его подают после хереса, но после пива уже не следует
подавать сладкие вина или ликеры. Пиво подают в высоких пивных стаканах, в больших бокалах, кружках или
любых высоких стаканах.
ОБРАЩЕНИЕ
Большую роль в процессе общения играет способ обращения к собеседнику. Он может быть официальным (граж-
данин, товарищ, по фамилии, имени, отчеству), доверительным (уважаемый коллега, друзья), шуточным (про-
звище человека), интимным (дорогой Сережа, милая Наташа). Все зависит от того, в каких отношениях с данным
человеком вы находитесь и при каких обстоятельствах встретились.
В официальной обстановке, при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми используется вежливое мес-
тоимение «Вы». Подобная форма обращения свидетельствует, прежде всего, о вашей собственной культуре.
Кроме того, она подчеркивает уважительное отношение к лицу, с которым вы беседуете.
Хорошо воспитанный человек будет обращаться на «Вы» независимо от того, с кем он беседует: с подчиненным
или начальником, с человеком старше или моложе себя, с мужчиной или женщиной. Такое общение нисколько не
унизит вас, даже если вы употребляете его в разговоре с человеком, неприятным вам, с соперником или даже
врагом.
Обращением «ты» можно воспользоваться, если вы беседуете с близким, хорошо знакомым вам человеком, в
неофициальной обстановке. Инициатива и право перехода на «ты» принадлежит женщине и старшим по
возрасту. Не торопитесь переходить на «ты» с вашими новыми знакомыми. Поспешная фамильярность неприятна
многим людям также, как и излишняя назойливость. Будьте осторожны с «брудершафтом»! Бывает, что, выпив с
кем-то на «брудершафт» во время веселого застолья, мы убеждаемся потом, что в повседневной жизни это не
привилось. Не стоит настаивать. От нежелательного «брудершафта» лучше сразу же вежливо отказаться.
К незнакомому человеку можно обратиться со словами: «гражданин», «господин», «молодой человек», «суда-
рыня», «девушка». В нашей стране нет стандартной формы обращения, выбор той или иной формы зависит от
человека, но иногда используются безличные формы обращения: «извините, вы не подскажете», «скажите,
пожалуйста» и т. д.

ОДЕЖДА
Культуру человека в первую очередь подчеркивает его одежда. Со вкусом подобранная одежда и опрятный вид
делают человека уверенным, собранным, энергичным и, в конце концов, более привлекательным для
окружающих»
Зеркало и домашние весы являются лучшими советчиками для тех, кто стремится выглядеть элегантно. Даже
если у вас нет таких весов, все равно необходимо время от времени контролировать свой вес и смотреться в
зеркало перед каждым выходом из дома. В зеркале, достаточно большом и хорошо освещенном, должна
отражаться вся фигура. Не верьте зеркалу, подвешенному наклонно, оно, правда, выгодно скрывает излишнюю
полноту, но все же не дает объективного представления о нашем настоящем внешнем облике. Зеркало следует
вешать вертикально. Оно способно подсказать каждому, достаточно ли опрятно и модно он выглядит,
соответствует ли его внешность и туалет предстоящему выходу.
Однако та внешняя, поверхностная опрятность платья или парадного костюма, которую мы с удовольствием от-
мечаем, глядясь в зеркало, еще далеко не самое главное. Наше тело и все, что на нем надето, всегда должно быть
безукоризненно чистым, самая блистательная элегантность парадного костюма рассыплется в прах в тот самый
миг,
когда из кармана появится грязный носовой платок. Волос! всегда должны быть чистыми и блестеть. Мужчинам
следует бриться ежедневно, брюнетам даже дважды, если вечером придется выйти в темном костюме.
Важно не только, чтобы все было чистым, но и подшитым, застегнутым, выутюженным. Обувь следует чистить
даже в дождливую погоду, ботинки часто «пробалтываются», что грязь на них позавчерашняя.
Мода существует для того, чтобы в основных чертах к ней индивидуально приспосабливаться. Объективно ни-
какая мода не бывает красивой или некрасивой, в ней нет постоянных критериев. То, что вчера казалось
неприемлемым, сегодня может показаться естественным. Благодаря этому свойству человеческой природы мы
время от времени обновляем свой внешний вид. Примирение с очередной новой модой часто бывает процессом
нелегким и длительным. Почти всякий раз поначалу она многих шокирует. На опыте мы все не раз убеждались,
что через год новая мода неизбежно наденет на нас узду, а через полтора она будет казаться нам единственно
приемлемой, и мы опять начнем протестовать против того, чтобы ее менять. Вещь модная послужит нам
последующие три года, если говорить о дамском гардеробе, и пять, когда мы говорим о мужском. Не стоит
рассчитывать на то, что мы «удержим» старую моду - лучше сдаться без боя. Не оправдывает себя система
консервировать одежду с нафталином в сундуках. Мода возвращается, но никогда не приходит точно в том же
облике. Модными будут вещи похожие, но не такие же.
Серьезно ошибается тот, кто, купив модную вещь, вешает ее в шкаф, редко надевает, «потому что жалко».
Случается, что, когда такой туалет, наконец, извлекают из шкафа, он оказывается устаревшим.
Мода требует чувства меры, учета факторов времени, вкуса, возраста. Есть люди, на лету подхватывающие
элементы новой моды; другие обязательно должны пройти «адаптационный период». В это неустойчивое время
их раздражают те, кто уже полностью переключился на новую моду. Последним, можно лишь посоветовать быть
терпимыми. Еще в старину говаривали: старайся быть изящным, но не щеголем. Модно одетый и потому не
вызывающий нашей симпатии «франт» вполне может оказаться добропорядочным семьянином и весьма
хорошим человеком. И, вероятнее всего, через некоторое время мы сами будем одеваться так же.
Другое дело, что современный элегантный облик не терпит слепого, рабского поклонения новой моде. Не всякий
фасон платья подходит каждому. Но мода очень мобильна. Есть модели для молодых и для людей постарше, для
худеньких и полных, для маленьких и высоких (общие образцы в журналах - это только основная тенденция).
Искусство одеться элегантно и современно заключается в том, чтобы применить основные требования новой
моды к себе, выбрать для себя наиболее подходящее.
Обстоятельства сами подсказывают нам, как следует одеться на прогулку, на работу, отправляясь с визитом или
на вечер. Больше всего хлопот доставляют те исключительные моменты, когда необходимо выходное платье.
Правда, темный костюм висит у нас в шкафу, а обувь, носки, рубашка?.. Выходное платье есть, а вот сумка, чул-
ки, туфли? Как тут оперативно все это собрать на завтрашний вечер? К тому же еще может оказаться, что темный
костюм пахнет нафталином, а у выходного платья испорчена, «молния».
Настоятельно советуем выходной наряд всегда держать в боевой готовности, костюм вычищенным, пуговицы и
крючки пришитыми. Снимая выходное платье, посмотрите его тут же и приведите, если возникла необходимость,
в порядок. Сказанное относится и к обуви, чулкам, носкам, запонкам. По мере необходимости и учета моды
докупать мелочи, даже если нам «не угрожает» в ближайшее время никакой торжественный выход, — случай
может явиться неожиданно.
Иногда мужчин занимает дилемма: стоит ли развязывать галстук, снимая его? Если галстук сделан из недорогого
материала, узел желательно не развязывать, а снимать галстук через голову. При этом деталь нашего туалета
дольше сохраняет свежий вид. Если же материал галстука позволяет обращаться с ним менее церемонно, лучше
всякий раз узел развязывать.
Практически, за исключением спортивного вояжа, мужчинам никуда нельзя пойти без пиджака. На лето очень
кстати иметь хлопчатобумажный костюм. В гостях у близких можно попросить разрешения снять пиджак, на
иных приемах ждем случая, чтобы это предложил сам хозяин.
К костюму необходим галстук. Он необязателен только к цветной или спортивной рубашкам.
В официальной обстановке пиджак застегнут. В застегнутом пиджаке следует входить в квартиру к знакомым, в
ресторан (особенно в обществе женщины), в кабинет на совещание, в зрительный зал театра. Пиджак должен
быть застегнут, если вы сидите в президиуме за столом или выступаете с докладом. То же самое — во время
танца.
Расстегнуть пуговицы пиджака можно во время ужина или сидя в креслах театра. Нижнюю пуговицу пиджака не
застегивают никогда.
На защиту диссертации кандидат надевает темный костюм.
Дома халат или пижама служат только для того, чтобы утром и вечером отправиться в ванную комнату. В другое
время нужно одеться полностью, удобно, чисто и аккуратно. Особенно женщина должна одеваться дома кра-
сиво. Вовсе не подобает оставлять на этот случай выцветшие, тесные или растянувшиеся вещи. Одеться дома к
лицу необходимо для нашего собственного хорошего самочувствия, не говоря уж о том, что в дом могут зайти и
чужие. Поэтому вместо того, чтобы надевать вещи с «домашнего переучета», женщине следует приспособить
старые вещи так, чтобы они представляли собой приличный домашний костюм. Он должен быть не только
удобным, но и современным. Нет никаких оправданий в пользу того, чтобы женщина дома выглядела
«допотопно». А между тем, нередко женщина, смастерившая себе удачный домашний наряд, вешает его в шкаф,
решив, что он слишком хорош, чтобы носить дома.
Как правило, мужчины носят дома трикотажный костюм спортивного покроя или джинсы. Иногда же для этого
служат пиджак и брюки, которые уже не годятся для выхода. Ничего страшного, если по квартире мужчина ходит
в рубашке с залатанным рукавом или брюках с
художественной штопкой на коленке. Это выглядит даже мило. Главное, чтобы и старые вещи вовремя сдать в
чистку, пришить пуговицы, выгладить.
Если гость застанет вас в пижаме, на нее нужно надеть халат. То же самое следует делать и во время пребывания
в чужом доме или в доме отдыха. Тапочки, как у мужчин, так и у женщин должны быть не истоптанными и
чистыми.
Приглашенных гостей хозяева никогда не принимают в тапочках, хотя и не всякий раз хозяйка обязана
облачаться в лучший наряд, особенно если гостья придет в обычном повседневном платье.
Удобная и нарядная одежда в праздничный вечер поможет женщине сбросить груз повседневных забот, ощутить
себя не только хозяйкой дома, женой, матерью, но и даст возможность почувствовать себя просто женщиной,
которой хочется отдохнуть, немного развлечься, расслабиться и помечтать. Что еще может в такой степени спо-
собствовать этому чудесному превращению как не наряд: эффектный, эстетически совершенный! Почему бы не
позволить себе немного роскоши в кругу самых близких?
Для мужчин столь эффектный костюм, предназначенный для праздничных семейных вечеров, мода пока еще не
придумала. Но в любом случае это не должны быть джинсы, дополненные вязаным свитером или клетчатой
рубашкой. Подобный наряд хорош только для будней. Пожалуй, лучше всего для приема гостей надеть светлые
брюки и рубашку. Она не должна быть слишком пестрой, но и не обязательно однотонной. Не следует надевать

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign