LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«забавных случаев».
Некрасиво перебивать говорящего, особенно если это человек преклонного возраста. Не следует подсказывать
слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не
исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Чужим детям можно сделать
замечание, однако не в присутствии их родителей.
Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе
это позволить, но только в дружеской форме, мягко, как бы между прочим. Можно сказать: «Говорят, что непри-
лично дуть на горячий чай» или: «Мне нравится этот человек, он никогда никого не отправляет к черту».
В обществе не следует, выспрашивать у партнера подробности его болезни, если он мельком заметил, что плохо
себя чувствует или что лежал в больнице. Можно вежливо вставить: «Да, это малоприятно». Если партнер за-
хочет, он расскажет сам, что его беспокоит. Если ваш знакомый говорит: «Жена болеет», не спрашивайте: «Что с
ней?» Лучше спросить: «Что-нибудь серьезное?»
С женщинами, которые красят волосы, чтобы спрятать седину, лучше не обсуждать эту тему. Можно поздравить
с новым красивым оттенком волос молодую женщину. Опасной темой является возраст. В обществе пожилых
людей, говоря о ком-то другом, не говорите «Он уже старый» или «Ну, в этом возрасте». Вообще интересоваться
возрастом другого не следует. Если женщине говорят: «Вы уже немолоды» (иногда ведь так случается), она спра-
ведливо может ответить: «Зато хорошо воспитана».
Не допытывайтесь, кто сколько зарабатывает. Большой бестактностью является пожелание выйти замуж жен-
щине после 25 лет. Такая неделикатность встречается даже в отношении самых близких людей, в семье.
Некрасиво выспрашивать у знакомой, почему она не вышла замуж, удивляться этому, вообще делать на эту тему
какие бы то ни было намеки.
Если кто-нибудь ссылается на занятость, уходит раньше или отказывается от встречи, не требуйте подробных
объяснений. Если вам называют причину, не принимайтесь разубеждать, что она не так важна, не давайте
советов, как ее преодолеть, и тем более не показывайте всем своим видом, что принимаете названный довод за
отговорку. Даже если это и так, лучше показаться простодушным.
Не спрашивайте профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице
или в транспорте.
Некрасиво публично заниматься самобичеванием, постоянно жаловаться на неудачи, на большой нос или кривые
ноги. Может быть, ваш собеседник никогда этого не отмечал.
Редко вызывает симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.
В компании мужчина может и, пожалуй, даже обязан говорить женщинам любезности, но при этом нужно быть
корректным и ненавязчивым. Поток неловких любезностей лучше остановить как можно раньше и тише.
«Простите, я не расположена к шуткам», «Вы повторяетесь», «Не лучше ли досмотреть передачу» — примерно
так лучше всего ответить в подобных случаях. Говорить нужно спокойно, негромко, но достаточно категорично,
не вдаваясь в дискуссию. На комплимент отвечаем коротким «спасибо». Обычно тот, кто слишком старается
держаться свободно, казаться остроумным и занимать общее внимание, чаще всего склонен ко всяческим
«ляпам». Этим людям особенно стоит помнить, что абсолютно недопустимы шутки по поводу чужой фамилии,
комплекции, лысины, роста, национальности, местожительства, цвета волос, образования, серьезной
автомобильной аварии. И, кроме того, вообще всякая шутка, рассказанная в четвертый раз, превращается в
катастрофу.
Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в таких случаях не действует лучше, чем
минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать
разговор на другую тему. Если «острослов» без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые приводят
слушателей в замешательство, хозяину стоит его остановить: «Кажется, ты сегодня не в ударе».
Анекдотами не следует сыпать, не давая слушателям опомниться. Лучше всего вспомнить анекдот к месту. Все-
гда мешает в полной мере оценить остроумный анекдот взрыв неуместного веселья в устах самого рассказчика.
Не рекомендуется злоупотреблять в обществе колкостями. Незадачливый умник, который старается с их помо-
щью блеснуть в ущерб выбранным для этой цели «жертвам», обычно производит удручающее впечатление. Под-
черкиваю, что колкости часто выглядят наивно и скорее фиксируют общее внимание на слабостях самого «остро-
слова».
Полезно учиться не только говорить, но и слушать. А это не значит просто молчать. Нельзя смотреть на собе-
седника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. В то время, когда кто-нибудь говорит с
вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, в зеркало. Следует
смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания как свидетельство
того, что вы понимаете, о чем идет речь. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю,
слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ,
даже если слышал его добрую сотню раз.
То, что пришлось услышать случайно, не обсуждается и в дальнейшем не проявляется осведомленность в этом.

БИЗНЕСМЕН ЗА РУБЕЖОМ
В деловых кругах за рубежом существует ряд строгих правил этикета, не зная которых, вы можете выглядеть -
нелепо в глазах ваших партнеров.
В рабочее время в деловом мире принято носить не слишком светлые костюмы. Не рекомендуется надевать
пестрые или темные сорочки. Сорочка должна быть белой или светлой (голубой, бежевой, в тонкую полоску,
чуть заметную клетку). Галстуки желательно выбирать для деловой обстановки не слишком яркие и без броских
узоров. При этом понятно, что они должны подходить по цветовой гамме к костюму и сорочке.
Носить сорочки с короткими рукавами в деловой обстановке также не рекомендуется, поскольку считается
элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака, примерно на два сантиметра. Темно-синий
или темно-серый костюм в тонкую полоску - наиболее распространенный тип костюма для любого случая. Дело в
том, что менеджер за границей нередко утром не знает, куда его пригласят вечером и удастся ли ему еще
вернуться в гостиницу или домой для того, чтобы переодеться.
В театр, на торжество желательно прийти в темной одежде, хотя одевать откровенно черные костюмы уже не
принято, кроме как в случаях траурных церемоний.
Что касается обуви, то черную обувь в принципе можно носить ко всем видам костюмов и ко всем цветам.
Коричневая обувь подходит к костюмам бежево-коричневой гаммы. Носки лучше иметь не очень яркие и
броские, чаще носят серые или черные, а к бежево-коричневой одежде и обуви - коричневые.
Если судить о моде, то, например, Германия в этом отношении больше ориентируется на Англию, а в Австрии и
Швейцарии больше следуют рекомендациям моды Франции и Италии. Вообще в деловой мир мода входит не так
активно и быстро, он достаточно консервативен, строг и сдержан.
Деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моде, а определенного уровня - одеваться так, чтобы
не уронить свой престиж. В этом смысле весьма важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными.
Заношенный, неглаженый костюм, несвежая сорочка, «съехавшие» носки или галстук в пятнах при всем
уважении к человеку всегда обращают на себя внимание и оставляют не лучшее впечатление.
Еще более сложно научиться одеваться относительно вольно, как говорят, с «шармом», но одновременно с чув-
ством меры, другими словами, по-настоящему модно и элегантно. Нечего скрывать, молодым менеджерам, жела-
ющим не отставать от моды, тоже не всегда это удается.
В ходе коммерческих переговоров, а тем более встреч, не рекомендуется снимать пиджак, не спросив разрешения
окружающих дам. Это относится и к курению. Кстати, заметим, что в последнее время курение имеет все мень-
шее распространение в процессе делового общения. Об этом нужно помнить и при отсутствии дам в обществе.
Если переговоры проходят в небольшом помещении, то лучше подавлять в себе желание покурить.
Во всех западноевропейских странах в деловом мире, будь то на обеде или на приеме, алкоголь воспринимается
весьма условно, поэтому настоятельно рекомендуется сдерживаться и стараться пить как можно меньше.
Во всех западноевропейских странах при общении лучше называть людей по их титулу, званию, должности, на-
пример: «Господин министр...» или «Господин секретарь...» и т. п. Опускать такие звания, как, например, доктор
или директор, считается невежливым. Одна тонкость: в Германии принято говорить «господин доктор» плюс
фамилия, в Австрии и Швейцарии достаточно произнести - «господин доктор».
Самые распространенные звания - «доктор», «магистр» или «дипломированный инженер» (выпускник
технического вуза). К так называемым недипломированным инженерам (выпускникам технических училищ)
можно обращаться проще, только «господин» плюс фамилия. Однако известно, что именно эти люди
испытывают определенный комплекс неполноценности по отношению к дипломированным инженерам.
В Австрии еще существует ряд старинных титулов,
например, «надворный советник». Такой титул государственные чиновники получают при выполнении данной
функции или он предоставляется президентом республики за определенные заслуги.
И в Германии, и в Австрии распространен также титул «коммерции советник» (Kommerzialrat в Австрии, и
Kommerzientrat в Германии). Этих титулов люди также удостаиваются за определенные заслуги, а в Австрии их
можно, кроме того, просто купить.
Во всех западных странах точность считается признаком хорошего тона. И не зря говорят, что точность - это
вежливость королей. Опоздать на встречу или приглашение на 15 минут еще допустимо, но опоздание на более
продолжительный период считается грубой невежливостью. Если все же опоздание по каким-либо причинам
неизбежно, необходимо найти способ предупредить об этом заранее и извиниться. Приходить на встречи заранее
хотя и допустимо, но лучше все-таки этого избегать, так как ранним появлением можно поставить в неудобное
положение пригласивших вас на переговоры. Ведь у них могут в это время проходить другие встречи или
мероприятия, и они вынуждены будут как-то менять свои планы. Раннего прихода следует избегать при
приглашении посетить дом, поскольку хозяева могут оказаться просто не готовы к встрече гостей.
Существуют отличия и в ведении переговоров. В Швейцарии и Германии они ведутся достаточно целенаправлен-
но и сухо. В их ходе может допускаться даже известная грубость. Австрийцы же не любят говорить «нет», они
предпочитают сказать скорее «да, но...» «Нет» или резкий отказ, по мнению австрийцев, достаточно грубое дело.
В ходе переговоров или после их окончания принято приглашать партнеров на обед или ужин. Домой обычно
приглашают вечером и только тех иностранцев, с которыми уже существуют достаточно тесные контакты или
при наличии четко выраженной симпатии. В таком случае принято оказывать знак внимания хозяйке дома - это
могут быть цветы или сувенир из своей страны. При этом разрешается даже поцеловать руку. Делая это, не
следует наклоняться чересчур низко, а лишь приподняв руку дамы, осторожно поднести ее к своим губам. На
следующий день
после такого приема рекомендуется по телефону или письменно поблагодарить хозяев за приятно проведенный
вечер.
Порядок усаживания гостей за столом почти во всех странах одинаков и ничем не отличается от принятых в
России норм: почетный гость сидит справа от хозяйки, жена почетного гостя - справа от хозяина, все остальные
гости располагаются по чину или по возрасту, причем мужчины чередуются с женщинами. В официальных
случаях практикуется использование так называемых столовых карточек: на местах, где должны сидеть гости,
располагаются таблички с их фамилиями.
При сервировке стола вилки и ножи кладутся острием кверху и к центру, для закуски - те, что лежат снаружи, а
для основного блюда - ближе к тарелке. Одна особенность состоит в том, что в некоторых странах принято
использовать специальные ножи для рыбы - с коротким, тупым и более круглым острием.
Салфетку перед едой кладут на колени, только во Франции и некоторых франкоговорящих странах салфетку
принято вставлять за воротник, но это, согласитесь, выглядит немного странновато. Перед тем, как запить мясное
или рыбное блюдо, не следует забывать вытереть губы салфеткой. Когда одно блюдо закончено (или гость
больше не хочет есть), следует положить нож и вилку на тарелку параллельно вместе. Это означает для
официанта, что тарелку можно унести. И наоборот, если вилка и ложка на тарелке порознь, то это означает, что
гость делает перерыв и потом поест.
Хочется еще раз напомнить, что излишняя скованность делает ситуацию неестественной, а излишняя вольность в
поведении близка к отсутствию культуры. Для окружающих всегда наиболее приемлемо, когда человек,
осознавая чувство меры, остается тем не менее самим собой.
Как известно, результаты командировки зависят в основном от хорошей подготовки. Поэтому рекомендуем, как
можно тщательнее исследовать рынок и получить по возможности полную информацию о своих будущих
партнерах по переговорам. Такую информацию получают обычно на основе банковских справок, либо через
посольство в конкретной стране.
Очень важным является вопрос согласования сроков. В работе с западными партнерами необходимо постоянно
помнить, что согласование сроков командировки происходит обычно заблаговременно, причем по обоюдному
согласию сторон. Считается невежливым, когда один из партнеров не придает значения возможностям другой
стороны принимать гостей. Этот момент весьма существенен, от него во многом зависит результат встречи.
Отправляясь в командировку, нужно проверить наличие всех необходимых документов, начиная с паспорта и
визы и заканчивая сертификатами о прививках. Со всех этих документов рекомендуется снять копии, чтобы в
случае утери их можно было восстановить.
Рекомендуется захватить с собой большое количество визитных карточек, поскольку их расход в командировках
всегда превышает ожидаемое количество.
И в заключение добавим, что многие замечания и советы вряд ли понадобятся человеку, обладающему чувством
такта и получившему хорошее образование и воспитание.
В последние годы многие предприятия и организации получили право непосредственного выхода на внешний
рынок, открылись новые возможности для налаживания прямых, торговых, экономических и производственных
связей с организациями и фирмами разных стран, а также широких контактов в области научных исследований,
разработки и передачи технологий, в профессиональной подготовке кадров.
Знание некоторых национальных и психологических особенностей разных стран поможет бизнесменам вести
себя в каждой стране сообразно ее правилам и главное - добиться успеха в задуманном предприятии.

США
Американцы - народ предприимчивый, настойчивый и мужественный.
Американский стиль делового взаимодействия характеризуется утилитаризмом (все должно давать доход!);
стремлением не делать лишней работы, обходиться без напрасных затрат труда; пренебрежением к традициям;
силой данного слова; тщательной проработкой организации любого дела; разделением и скрупулезной проверкой
исполнения; нацеленностью сегодня сделать лучше, чем вчера; большим вниманием к мелочам; специализацией
кадров и производства; краткостью и ясностью; конструктивизмом.
Российским бизнесменам, вступающим в незнакомый мир, необходимо придерживаться существующих там пра-
вил, чтобы успешно решить свои проблемы.
Постарайтесь вникнуть в суть американских деловых отношений. Американцы считают, что они превосходно
разбираются в бизнесе любой страны и любой национальности. При деловых контактах они не дают вам знаний
обо всех деталях, но ожидают от вас понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски.
Если при ведении деловых переговоров вы не имеете информации, которую вам излагают, то принимайте ее как
уже известную вам. Американцы быстро реагируют на все и требуют от партнеров того же. Одним из способов
быстрого общения являются факс-аппараты.
В деловых письмах и разговорах всегда используйте имена людей или названия организаций, которые предста-
вили вас партнеру. Желательно попросить человека, предлагающего вам контактировать с какой-либо фирмой,
позвонить в эту фирму и представить вас.
При деловых переговорах обязательно найдите оригинальные черты вашего предложения, отличающие вас от
других аналогичных фирм, и всегда фиксируйте внимание партнера на этом. Вы обязаны знать и четко сказать,
кто вы, что делаете и почему вашему партнеру выгодно вести переговоры с вами, а не с другими фирмами.
Фиксируйте свое внимание на целях партнера и на вашей помощи в достижении этих целей. Всеобщий принцип
американского бизнеса — получение прибыли. Если ваши предложения помогают достижению цели партнера, то
они обязательно заинтересуют американцев. Но эти предложения должны быть только реальными.
Американских бизнесменов заинтересует следующая информация:
¦ способы удешевления продукции для получения большей прибыли;
¦ пути создания новых рынков сбыта или привлечение новых клиентов для своего производства;
¦ возможность заключения благоприятных контрактов;
¦ создание хорошего имиджа для фирмы и ее продукции. Перед деловыми переговорами определите заранее
желаемый результат. Спланируйте разговор так, чтобы он коснулся ваших главных задач и преимуществ, поста-
райтесь организовать встречу.
-- Итак, ищите успеха на американском рынке, соблюдая деловой этикет, четко организуйте свою деятельность
как самостоятельно, так и привлекая специалистов, которые всегда готовы предоставить свой опыт и знания.

Великобритания
Для английского бизнеса характерна кастовость, которая, с одной стороны, определяет его высокий профессио-
нальный уровень, а с другой - препятствует притоку «свежей крови».
Бизнесмены Великобритании - одни из самых квалифицированных в деловом мире Запада. Английские бизнесме-
ны, работающие в промышленности, умеют тщательно и умело анализировать ситуацию, складывающуюся на
рынке, составлять краткосрочные и среднесрочные прогнозы.
Английскому бизнесу свойственны социальный консерватизм, приверженность идеям, имеющим многовековую
историю.
Отечественным предпринимателям следует хорошо представлять себе портрет английского бизнесмена, четко
знать «правила игры» бизнеса этой страны.
Английский бизнесмен — это вышколенный, эрудированный человек, в котором сочетаются высочайшая про-
фессиональная подготовка и своеобразный политический инфантилизм. Чисто человеческие факторы имеют для
него огромное значение. Он не замыкается в своей работе, а имеет широкий круг интересов, связанных не только
с экономикой, но и спортом, литературой, искусством. Он очень наблюдателен, является хорошим психологом и
не
приемлет как фальши, так и сокрытия слабой профессиональной подготовки.
В связи с этим вам лучше сразу заявить, что у англичан есть чему поучиться и вы просите своего английского
коллегу о практической помощи. Тем более что делятся они своими знаниями и опытом весьма охотно, часто рас-
крывают секреты своего ремесла и умело вводят вас в тонкости того или иного рынка.
Отечественным предпринимателям очень важно знать, как вести переговоры с англичанами. Прежде чем присту-
пить к переговорам с ними, необходимо выяснить хотя бы в общих чертах фирменную структуру рынка того или
иного товара, примерный уровень цен и тенденции их движения, особенности той или иной фирмы, а также
узнать о людях, которые там работают. И только после этого можно договариваться о встрече.
Начинайте переговоры не с предмета обсуждения, а с чисто человеческих проблем - погоды, спорта, детей. По-
старайтесь расположить к себе английского партнера. Необходимо подчеркнуть ваше доброе расположение к
британскому народу и к идеям, которые этот народ разделяет. Все вопросы должны быть выдержаны и
корректны.
Если английский партнер пригласил вас на ланч - не отказывайтесь, но и запомните, что вы должны также
организовать подобное мероприятие.
Перед началом встречи поинтересуйтесь, каким временем располагает ваш партнер — тем самым вы покажете,
что цените не только свое, но и его время.
Не менее важно не забывать оказывать знаки внимание тем, с кем вы когда-либо встречались или вели пере-
говоры. Поздравительная открытка к празднику или по случаю дня рождения, приветы близким вашего
английского коллеги поднимут ваш деловой авторитет и укажут на вашу вежливость и хорошие человеческие
качества.
Не следует преподносить некоторые подарки, которые могут быть расценены как взятка. Например: календари,
записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, алкогольные напитки. Если в деловых кругах станет
известно, что представители каких-то фирм замешены в таких действиях, то доверие к ним может быть
подорвано.
И это настолько серьезно, что таким бизнесменам приходится уходить из этой сферы деятельности.
Позиция на переговорах любой английской фирмы, как правило, жесткая. Переговоры ведутся с привлечением
многочисленного фактического, справочного и статистического материала. Обговаривается и определяется не
только все, что связано с контрактом, но также и деятельность, направленная на дальнейшее развитие делового
сотрудничества, в частности, перспективы заключения других сделок, возможность совместной работы в области
производства и сфере сбыта.
Хотя британские фирмы принимают решения не так быстро, как, например, американские, зато степень риска в
принятом решении минимальная. И последнее: везде и всегда британский бизнес умело и эффективно проявляет
и отстаивает свои интересы.

Франция
Один из основных партнеров России среди промышленно развитых стран.
Прежде чем приступить к установлению деловых отношений с французскими фирмами, необходимо четко пред-
ставить цели этих отношений. Узнав как можно больше об интересующих вас фирмах, пошлите в их адрес
комплект рекламной литературы и каталогов по продукции вашего предприятия, а также условия, на которых вы
готовы ее поставлять. Все это должно быть изложено на французском языке - французы болезненно реагируют на
использование английского или немецкого языков в деловом общении с ними, полагая, что это ущемляет чувство
их национального достоинства.
При этом следует помнить, что в деловой жизни Франции большую роль играют связи и знакомства. Поэтому
обычно новые контракты устанавливаются через посредников, которые связаны дружественными отношениями с
нужным вам лицом. Элита делового мира здесь ограничена, новых людей, никому не знакомых, к себе не
допускают.
Если у вас нет прямого выхода на ответственных руководителей, и вы ведете переговоры на менее высоком
уровне, следует дождаться, пока ваше предложение дойдет до соответствующего управленческого звена и будет
выработано решение — здесь решения принимаются ограниченным числом лиц высокого ранга.
В отличие от американских бизнесменов французские стараются избегать рискованных финансовых операций.
Они не сразу позволяют убедить себя в целесообразности сделанного предложения, предпочитая
аргументировано и всесторонне обсудить каждую деталь предстоящей сделки.
Иногда во время разговора французские предприниматели перебивают собеседника, высказывая критические за-
мечания. Это не должно восприниматься как проявление неуважения, так у них принято. Но лучше, если вы хоро-
шо подготовитесь к переговорам, овладеете существом дела, не дадите себя сбить с толку и проявите определен-
ную напористость.
При заключении контрактов с крупными предприятиями основное внимание следует уделить техническим ха-
рактеристикам и долговечности предлагаемых товаров.
Во Франции многие важные решения принимаются не только в служебном кабинете, но и за обеденным столом.
Деловые приемы могут быть в форме коктейля, завтрака, обеда или ужина. О делах принято говорить только
после того, как подадут кофе. Наиболее подходящие темы для застольной беседы - спектакли, книги, выставки,
города. Но остерегайтесь затрагивать следующие вопросы: вероисповедание, личные проблемы, доходы,
расходы, болезни, семейное положение, политические пристрастия.
Если вас пригласили на ужин - это исключительная честь. Прибыть на ужин следует на четверть часа позже
назначенного времени. И принести с собой подарки: цветы (только не белые и не хризантемы, которые во
Франции считаются символом скорби), бутылку шампанского (а если вино, то дорогих марок), коробку
шоколадных конфет.
Кухня для французов - предмет их национальной гордости. Приветствуются любые восторженные комментарии
по поводу качества блюд и напитков на столе. Не следует оставлять на тарелке еду, подсаливать или
пользоваться специями.
Культура потребления спиртных напитков, являющихся
непременными спутниками французского застолья, предполагает рюмку аперитива (портвейн, анисовый ликер
или виски с содовой, к которым подаются соленые орешки, специальное печенье, небольшие сандвичи с сыром
или ветчиной), три-четыре бокала вина (белое под рыбу и морепродукты, красное - под мясо и сыр), а после
десерта или кофе - рюмка дижестива (фруктовая водка, крепкий ликер или коньяк). Важнейшим требованием
является умеренность в употреблении напитков.
Во Франции не принято обращаться к собеседникам по имени, если только они сами не попросили. Обычно
говорят «мсье» - мужчинам и «мадам» - женщинам.
При знакомстве необходимо представить свою визитную карточку. Если на встрече присутствуют несколько
человек, визитная карточка вручается лицу, занимающему более высокое положение.
Требования к вашему внешнему виду делового человека во Франции в основном те же, что и в других европей-
ских странах, но есть одно важное правило: одежда должна быть высокого качества из натурального материала.
Исключите из вашего гардероба все синтетическое.

Италия
Знакомство с представителем итальянского делового мира начинается с обмена визитными карточками, поэтому
необходимо их иметь при себе в достаточном количестве. Если в ответ на протянутую визитную карточку вы не
можете дать свою, надо извиниться, объяснив причину, и пообещать послать ее при первой же возможности.
Тексты на визитных карточках итальянских бизнесменов печатаются, как правило, на итальянском и английском
языках (реже - французском).
Итальянцы придают немалое значение неформальным отношениям и с удовольствием встречаются с партнерами
в неслужебное время. Кроме того, многие вопросы итальянцы предпочитают обсуждать в неофициальной
обстановке, например, в ресторанах.
И еще несколько советов бизнесмену, установившему контакт с итальянскими партнерами.
Если вы прилетели в итальянский аэропорт, а вас почему-либо не встретили, позвоните своим партнерам.
Вы едете на переговоры, и вам нужно такси. Не пытайтесь сами остановить свободную машину. Если вы в
гостинице, попросите портье вызвать такси - оно будет через несколько минут. Если вы на улице, зайдите в
ближайшее кафе и обратитесь к его хозяину. Такого рода услуги делаются бесплатно или за очень умеренную
сумму.
В такси занимайте заднее правое сиденье - в Италии не принято сидеть рядом с водителем. Платите по счетчику
или чуть больше, но ненамного - здесь уважают тех, кто не сорит деньгами.

Китай
Россия - евроазиатская страна. Поэтому особое значение для нас имеет активизация внешнеэкономического со-
трудничества с Китаем.
Стиль ведения переговоров с китайскими партнерами отличается длительностью - от нескольких дней до не-
скольких месяцев. Это объясняется тем, что китайцы никогда не принимают решений без досконального
изучения всех аспектов дела.
Если вы хотите сберечь свое время и сократить сроки проработки вашего предложения, направьте его подробное
и конкретное описание за 3-4 недели до командировки.
Успех переговоров уже на первом этапе зависит от того, насколько удастся убедить партнера в реальных
преимуществах сотрудничества с вами. Поэтому в состав участников переговоров необходимо включить
высококвалифицированных специалистов, способных на месте решить технические вопросы, а также хорошего
переводчика, знающего специфические термины вашего дела. Затем начинается коммерческий этап переговоров.
Китайские компании обладают, как правило, хорошо подготовленными в коммерческом отношении и опытными
кадрами, располагают обширной конъюнктурной информацией и в процессе переговоров часто ссылаются на
прежде заключенные с большой выгодой для себя контракты.
В Китае придают важное значение налаживанию дружественных, неформальных отношений с иностранными
партнерами. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении, детях — не обижайтесь, это искренний
интерес к вам, Вас радушно пригласят в гости или ресторан на обед, где подадут не менее 20 блюд. Если вы не
готовы попробовать предлагаемое вам экзотическое блюдо, не отказывайтесь демонстративно. Попытайтесь
съесть хотя бы маленький кусочек, а остальное смешать на тарелке. Подача супа к столу - сигнал того, что обед
близится к завершению. Гость встает из-за стола первым.
Одеваются в Китае очень просто, костюм с галстуком обязателен лишь на официальные приемы и во время ви-
зитов к высшим государственным деятелям.

Япония
Деловая этика японских бизнесменов существенно отличается от правил и норм делового мира Запада.
Знакомство с представителем японского бизнеса начинается с обязательного обмена визитными карточками.
При встречах с руководством фирмы и переговорах необходимо быть пунктуальным - японцы болезненно отно-
сятся к опозданиям, какими бы причинами они ни были бы вызваны. Если вы не можете прибыть вовремя, обяза-
тельно предупредите об этом японскую сторону, а продолжительность встречи сократите на время опоздания, так
как у партнера по встрече могут быть другие дела.
Избегайте рукопожатий при встрече с японцами — они предпочитают поклон.
Следует знать об еще одной особенности японского бизнеса. Японский предприниматель стремится к реализации
продукции и получению прибыли так же, как его американские и европейские коллеги, но в отличие от них он
старается привнести в деловые отношения дух гармонии, установить между партнерами «человеческие
отношения».
При кадровых изменениях в японских фирмах всем имеющим с ними контакты посылают уведомления об этом.
Отечественным предпринимателям следует поучиться у своих японских коллег этой норме деловой этики.
Итак, вот что советуют новичкам от бизнеса, отправляющимся в Японию.
Будьте максимально вежливы, поскольку сами японцы в большинстве очень вежливы и высоко ценят такое же
отношения к ним самим.
Не теряйте самообладания, не горячитесь в присутствии японских партнеров. Даже если вас довели до «белого
каления», оставайтесь холодным и улыбайтесь, пока можете. Нет сил улыбаться - так хоть держите себя в руках и
не допускайте воинственных действий и слов. Не давите на японца, не принуждайте его к конкретным действиям.
Показывайте, что вы доброжелательны, практичны, искренни, отзывчивы, общительны - эти черты особенно
симпатичны японцу, ибо нередко именно их не хватает нашим бизнесменам. Совет прост: не разочаровывайте со-
беседника.
Не разбирайте человеческие проблемы холодно и безучастно, ибо тем самым вы можете затронуть эмоцио-
нальный настрой японского партнера.
Насколько можете, познакомьтесь с Японией.

Финляндия
Особенности национального характера финнов — трудолюбие, основательность, упорство. Они имеют
репутацию сдержанных, замкнутых и не очень коммуникабельных людей. Но это не совсем верно. В
действительности они обладают чувством юмора, любят подшутить над собой.
Современная финская этика коммерческой работы отличается надежностью, четкостью, корректностью и чест-
ностью в отношениях и не уступает немецкой в пунктуальности и педантичности.
Многие деловые вопросы здесь проще решать в сауне или ресторане, поэтому не отказывайтесь от подобных
приглашений и не забывайте отвечать на них взаимностью. Финская баня в особенности станет для вас неоцени-
мым подспорьем в коммерческой работе.

Германия
Как известно, немцы аккуратны и щепетильны. Если вы сомневаетесь в том, что сможете соблюсти все условия
И сроки договоренностей с немецкими коллегами, лучше заранее отказаться от своих предложений.
Если на ваших глазах немецкие партнеры заперли на замок в бюро телефон или ксерокс, не воспринимайте это
как акцию, направленную против вас. Это просто немецкая бережливость.
Немцы умеют вести деловые телефонные разговоры. Они не тратят лишнего времени на то, чтобы вступить в
разговор. Сам разговор носит сугубо конкретный характер.
Пунктуальность и строгая регламентация сказывается везде. Чаевые в ресторане или кафе можно не давать -они
уже заложены в стоимость вашего обеда. Но если вы все-таки хотите их дать, то округляйте размер чаевых до
полной суммы. Большие чаевые давать не принято.
На железнодорожных вокзалах изучите расписание, садитесь в вагон в соответствии с классом, указанным в
билете. Не берите с собой в купе большой чемодан — громоздкую кладь здесь принято сдавать в специальный
багажный вагон.

Турция
В Турции многие беседы начинаются в кафе за чаем с пирожными. Турки большие сладкоежки. У них даже пого-
ворка есть: «Сладко поели - сладко поговорили».
Готовясь пойти в гости к своему турецкому партнеру, не забудьте о цветах для хозяйки дома.
Турки очень любят дарить и получать подарки. Решив сделать презент своему партнеру, подарите ему эмблему
вашей фирмы, положив ее в «плакет» - бронзовую коробочку, обшитую бархатом.
Часто в приемных стоят аквариумы, клетки с птицами или комнатные цветы. Проявите интерес к ним, это рас-
положит к вам хозяина кабинета.
Никогда не ходите на встречу с турками, не располагая запасом времени. Ведь деловому разговору обязательно
будет предшествовать «сохбет» - беседа о том, о сем, чай или кофе. И может быть, именно во время этой беседы

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign