LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

статью «Телефон». Однако относительно телефонных разговоров на работе нелишне заметить: как можно
меньше и реже ведите частные беседы со служебного телефона, а уж если придется, то делайте это вполголоса и
в наиболее сокращенной форме. Нет необходимости отвлекать сослуживцев своими заботами по поводу
утерянного ключа или встречи с портнихой.
В отдельных рабочих коллективах укрепилась традиция отмечать дни РОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ. Традиция сама
по себе хорошая, но чем меньший размах принимает торжество, тем лучше. В складчине для покупки подарка не
обязаны участвовать все члены коллектива. Участвует только тот, кто этого хочет. В данном случае недопустимо
какое-либо принуждение. Поздравляя, можно сказать: «Подарок от Александра Макеева и меня».
Принимая поздравления, следует встать. В ответ на поздравления можно предложить скромное угощение: кофе,
пирожное, бутерброды. Не угощайте слишком широко. В рабочей обстановке это неуместно и к тому же как бы
обязывает к подобному следующего «новорожденного». Как раз такие вещи иногда превращают хорошую
традицию в бедствие. Если в подарок получены сладости, ими следует угостить товарищей. Можно унести
коробку с собой только в том случае, если именинник оказался предусмотрительным и принес конфеты из дома.
Полученные в подарок цветы следует унести домой.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ отмечают в зависимости от сложившейся в данном учреждении традиции. Самая
подходящая форма поздравления руководителя — поставить цветы на его письменный стол. Если же сотрудники
непременно хотят преподнести подарок, то лучше всего выглядят «нейтральные» и недорогие вещи, например,
сладости (если их любят), редкие фрукты, пепельница или другие мелочи для письменного стола, альбом, книги.
В небольших, сжившихся коллективах можно практиковать и такие подарки, как бумажник, портфель, перчатки.
Посетитель, входящий в комнату учреждения, не должен стучать в дверь - это только отвлекает и нервирует
занятых делом людей. Обычно на стук в дверь официального помещения не бывает отрицательного ответа.
В дверь кабинета руководителя, если у него нет секретаря, тоже можно не стучать. В случае, когда руководитель
выразил пожелание, чтобы сотрудники не входили к нему без стука, следует соблюдать это правило.
СОБРАНИЯ, СОВЕЩАНИЯ - вещь полезная, если их участники не отнимают у других времени выступлениями не по
существу. На узком собрании, где нет посторонних лиц, можно, обращаясь к товарищу по работе, назвать его по
имени и
на «ты» (естественно, только в том случае, если вы в дружеских отношениях).
Во время совещания или собрания не следует украдкой зевать или сосать конфеты. Мужчины снимают пиджаки
только тогда, когда это сделал председательствующий. Можно обменяться несколькими словами с сидящим
рядом товарищем, но не вести при этом продолжительных дискуссий.
В ином рабочем коллективе такие неприятные явления, как интриги и сплетни, если они не встречают
решительного осуждения, способны превратиться в настоящее бедствие. Сообщение непрошенного
доброжелателя о том, что кто-то дурно о вас говорил, лучше всего прервать в самом начале: «Мне это
неинтересно». Встретив подобный отпор, интриганы обычно тоже теряют интерес к начатому предприятию.
Культурный человек также не обсуждает проблем чужих семейных неурядиц, источников дохода, внешнего вида
или беспорядка в квартире, отмеченного во время случайного визита.
Не пользуются общей симпатией и любители всякий раз по любому поводу высказывать свое мнение. Реплика
вроде «Ты безвкусно подобрал себе галстук» меньше всего говорит о доброжелательности или стремлении
помочь, скорее всего, в ней сквозит откровенная мысль: «У тебя нет вкуса, а у меня он есть, и я хочу тебе об этом
сказать».
Всякие замечания, настойчивые вопросы, громкие суждения об одежде, семейном положении, прическе, фигуре,
спутнике (спутнице), семейных отношениях, покупках, квартире, дырке в носках крайне бестактны.
Кроме перечисленных выше явлений существуют некоторые особенности поведения или привычки, часто спо-
собные серьезно мешать спокойной, продуктивной работе.
Ваш коллега много курит. В таком случае он не должен возражать против частого проветривания помещения.
Или лучше следить за этим самому. Курящие имеют право на существование, но и некурящие — тоже.
Кто-то из сотрудников с лечебной целью употребляет много чеснока. Для остальных это делается невыносимым.
Если такой любитель профилактики не использует средства, ликвидирующие запах этого «лекарства», ему сле-
дует отказаться от его употребления.
Встречаются в коллективах и маньяки гигиены. Они все время что-то вытирают, чистят (руки, уши, нос). Мания
гигиены может стать неприятной для окружающих, равно как и обратная ее сторона, когда человек
недостаточное время проводит в ванной комнате. Если это особа молодая, ей можно тактично намекнуть на то,
что вода способна творить чудеса. Пожилому человеку такое сказать неудобно. Поэтому стоит обращать
внимание на то, не слишком ли часто в вашем присутствии товарищи стремятся проветривать помещение, хотя
на улице мороз.
Если вы ЗАНИМАЕТЕ РУКОВОДЯЩИЙ пост, не забывайте, придя на работу, приветствовать своих коллег. Дайте им
понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и
поддержку. Обращение к подчиненным на «вы» - необходимый инструмент поддержания нормальных
служебных отношений и трудовой дисциплины.
У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник-женщина для решения текущего
вопроса. В случае длительного разговора начальник предлагает сотруднице сесть.
Проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы
выработать управленческие решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель.
Научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения
только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников
совещаний.
В любых ситуациях сохраняйте самообладание; будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным. Помните, что
подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем в форме приказа.
Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое
«спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия.
Руководителю, беседующему с сотрудником или посетителем, не следует: просматривать бумаги, не
относящиеся к делу, без конца говорить по телефону; барабанить пальцами по столу.
Этика служебных отношений требует во время приемов граждан по личным вопросам не отвлекаться на другие
виды работ, быть тактичным и справедливым в отношениях с посетителями.
Если беседа нежелательным образом затягивается, руководитель может сигнализировать ее окончание, подняв-
шись со стула.
Если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При
выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.
Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не зло-
употребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерас-
тания критики в элементарную ссору; не преследуйте за конструктивную критику снизу. Она избавит вас от
ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом; будьте самокритичными - это только укрепит ваш
авторитет.

ЭТИКЕТ БИЗНЕСМЕНА
Бизнес делается на экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила предпринима-
тельства в коммерции. Деловой риск не имеет ничего общего с риском преступления закона. Порядочность - ви-
зитная карточка предпринимателя.
Главный показатель эффективного предпринимательства - практические результаты: получение прибыли,
профессиональное удовлетворение, утверждение положительной репутации в обществе, среди партнеров, созда-
ние денежного фонда, прочности фирмы или предприятия.
Самое трудное в общении с российскими предпринимателями - несовременное мировоззрение, закомплексо-
ванность их мышления, упрощенная деловая мотивация, бедность на нестандартные подходы при решении
хозяйственных, коммерческих и управленческих задач. Существуют и другие факторы, мешающие развитию
предпринимательства.
Морально-психологическая неподготовленность предпринимателей проявляется в их неуемном стремлении к
сиюминутным успехам, в патологическом отношении к деньгам, недопонимании важности использования дохода
на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности.
Мизерный объем маркетинговой информации. Нет справочников о фирмах, отсутствуют информационные меха-
низмы нахождения партнеров. Неэффективная реклама. Невладение методами сбора информации о
потребительском и покупательском спросе.
Неразвитая технология деловых отношений. Незнание техники переговорных отношений. Несоблюдение
делового протокола, этики коммерческого общения. Слабая ориентация в особенностях национальной и
региональной психологии партнеров.
Языковые и терминологические трудности. Незнание иностранных языков. Отсутствие ясного понимания базо-
вых понятий в области бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела. Трудности в
оформлении документации. Устарелость научно-технических терминов, которыми пользуются предприниматели
и специалисты.
Осваивая жизненное пространство, имя которому — цивилизованный рынок, предприниматели должны знать,
что только 10—15 % из жаждущих утвердиться в рыночных структурах добиваются успеха. На удачу могут
рассчитывать те, в ком сильно стремление к реализации своих творческих способностей, кто постоянно изучает
людей, знает их нужды и интересы, стремится завоевать доверие людей, кто совестлив и порядочен, показывает
личный пример непрерывного духовного и профессионального совершенствования и, наконец, умеет раскрывать
интеллектуальный потенциал людей - это высший показатель управленческого мастерства. Это признаки
истинного бизнесмена.




ЮМОР
Веселый собеседник весьма приятен в обществе, и для хозяев дома он всегда желанный и приятный гость. Но шу-
тить нужно умеючи. В обществе позволительна шутка с тонким смыслом и юмором, никого из присутствующих
не оскорбляющая, деликатная, сказанная кстати и то лишь между людьми, умеющими отличить шутку от
оскорбления, так как есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство
неуважения к их личности и очень легко могут рассердиться.
Со старшими неприлично позволять себе шутки, так как это равняется нарушению должного к ним почтения и
уважения. Так же и лица, поставленные выше, не должны позволять себе шуток со своими подчиненными; это
было бы не великодушно с их стороны. Не следует позволять себе издеваться или насмехаться над другими.
Такие лица не пользуются симпатиями в обществе; злого насмешника избегают, его даже боятся, и в собственных
насмешках он обнаруживает свое скудоумие и недостаток воспитания. Как легкая и приличная шутка есть
признак ума, так грубая насмешка доказывает противоположное и нетерпима в порядочном обществе.




ЯРОСТЬ
Не задумываясь над своими привычками и не имея опыта ведения домашнего хозяйства, многие люди могут
довести до белого каления любую хозяйку. Рассмотрим некоторые моменты, на которые следует обращать
внимание, находясь в чужом доме.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАШЕК, ТАРЕЛОК И БЛЮДЕЦ ПОД ПЕПЕЛЬНИЦЫ или бросание окурков в остатки чая, кофе или
коктейля. Если на столе нет пепельницы, значит, предполагается, что хозяйка предпочитает, чтобы вы не курили
после застолья. Но если вы чувствуете себя в этом доме настолько своим человеком, что не постесняетесь попро-
сить пепельницу, пожалуйста, не делайте этого, пока не подадут десерт. Курение во время еды - признак дурного
тона и означает неуважение к предложенной вам кухне. Это, как правило, присуще людям одиноким, живущим
без семьи. Хорошая беседа и хорошая еда должны сочетаться с комфортной обстановкой. Закуривая за столом,
спросите сначала разрешения у хозяйки, если конечно, она сама не курит. Стряхивание пепла на пол, в вазы или
цветочные горшки, без сомнения, не прибавит вам уважения со стороны хозяйки. Если вам не хватило
пепельницы, не надо импровизировать, лучше попросите другую. Камин, превращенный в мусорный ящик, поте-
ряет значительную долю своей привлекательности для остальных гостей. Кроме того, помните, что вы можете
оказаться единственным курильщиком среди присутствующих
и тогда, даже действуя согласно всем правилам этикета, вы можете стать причиной дискомфорта для остальных
гостей.
РАСКАЧИВАНИЕ НА ЗАДНИХ НОЖКАХ СТУЛА. Если хозяйка дома -обладательница дорогой мебели, она вдвойне
возненавидит вас за это.
Ноги в БОТИНКАХ, ЛЕЖАЩИЕ НА КРОВАТИ ИЛИ на обивке стула. Бывают ситуации, время и место, при которых ноги
сами по себе ищут иную опору, кроме пола, но будьте внимательны, несмотря на все эти обстоятельства, и по-
старайтесь найти в себе силы не испортить окончательно впечатление хозяев от вашего неформального
поведения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ: рисование на скатерти, открывание ими бутылок и т.
д.
Использование мебели, как подставки, чтобы достать что-нибудь. Если вы всем своим весом встанете на стул или
пружинный диван, пружины могут просто лопнуть.
БЕСПОРЯДОК, оставленный в ванной комнате. Не забудьте слить за собой воду и затем используйте
принадлежности по назначению. Мужчины, естественно, должны оставить чистой раковину после бритья.
Если ваше полотенце висит не в вашей комнате, а в ванной, после пользования им аккуратно расправьте его и
повесьте, а не бросайте скомканным. Это портит общий вид ванной комнаты. Лучше всего поставить все после
себя таким же, как было до вашего появления.
НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ. Никогда не отчитывайте и тем более не наказывайте детей при их родителях. Если вы не лю-
бите детей, встречайтесь со своими друзьями вне дома или дождитесь, пока их дети не вырастут. Нормальные и
здоровые дети всегда являются источником повышенного шума. Если вы не можете этого перенести, оставайтесь
дома.
РАЗБРАСЫВАНИЕ БУМАГИ, вырывание страниц из книг. Прочитав книгу или газету, сложите по порядку все страни-
цы и положите газету на отведенное в доме место. Не оставляйте ее на стуле или на полу. Даже если после вас
никто и не будет читать эту газету, ее легче будет убрать, если все страницы будут аккуратно сложены. Что
касается книг, то, вырывая страницы, чтобы отметить,
где вы остановились, или оставлять ее раскрытой, обложкой вверх, вы портите книгу.
РАННИЙ ПОДЪЕМ. Если вы привыкли к ранним утренним прогулкам, сделайте это тихо, чтобы не потревожить тех,
кто еще не знает, что уже наступило воскресенье.
ЛЮБИТЕЛИ ПОЗАВТРАКАТЬ В ПИЖАМЕ. Если в семье, где вы гостите, принято выходить к воскресному завтраку в
халатах и пижамах, вы вольны поступить так же. Но не принимайте эту неформальную атмосферу так близко к
сердцу, чтобы сесть за стол не причесавшись, не умывшись, не почистив зубы.
Лучше выйти к столу пораньше, чем заставлять других ждать себя. Если вас разбудили достаточно поздно, то,
чтобы не задерживать завтрак, можно выйти в пижаме, предварительно приведя себя в порядок, но для этого
нужно спросить разрешения. Если вы предпочитаете все же одеться или если все остальные уже одеты, скажите,
чтобы вас не ждали.
Если вы ПРОГОЛОДАЛИСЬ. Гость иногда может проголодаться в перерывах между едой. Чтобы гости могли
подкрепиться, во всех комнатах, как правило, ставятся вазы с фруктами, орехами и конфетами. Их можно брать,
не спрашивая разрешения.
Если вы по утрам привыкли обходиться стаканом сока и чашкой кофе, вам будет трудно дотерпеть до обеда в
доме, где принято по воскресеньям питаться лишь два раза в день. В этом случае попросите что-нибудь переку-
сить - бутерброд, тост или стакан молока. Выразите готовность самим приготовить его. Обязательно уберите за
собой, после того как покончите с едой.
Маленькая дружеская пирушка на кухне возле холодильника — что может быть лучше. Но опять же, не ос-
тавляйте после себя грязной посуды, для хозяйки это может стать утром неприятным сюрпризом.
Помощь В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ. При всем желании угодить хозяйке, делайте это лишь в том случае, если види-
те, что хозяйка сама не справляется, и при этом старайтесь насколько можно подстроиться под ее привычки. Она
для вас капитан корабля. Не важно, как вы привыкли мыть тарелки. Возможно, вам окажут большую честь -
доверят
мыть тарелки без хозяйского присмотра. Гордитесь, ведь в душе хозяйка наверняка уже смирилась с мыслью, что
увидит лишь осколки столового сервиза. Чтобы мучающие ее кошмарные видения не превратились в реальность,
отнеситесь к ее тарелкам с должным уважением.
По вопросам оптовых закупок обращаться
к эксклюзивному дистрибьютору
издательства «Айрис-пресс» ООО «Рольф».
Тел./факс: 785-29-25, 956-16-84,
e-mail: rolf@airis.ru
Адрес: Москва, пр. Мира, 106
Вы можете приобрести наши книги
в киоске по адресу: пр. Мира, д. 106.
Киоск работает с 1100 до 1730,
кроме субботы, воскресенья.
Адрес редакции: 129626, Москва, а/я 66
Издательство «Айрис-пресс» приглашает
к сотрудничеству авторов образовательной
и развивающей литературы.
По всем вопросам обращаться по тел.
(095) 956-16-84, 785-29-25


Научно-популярное издание
ЭТИКЕТ

Художественный редактор: А. М. Драговой
Литературный редактор: М. Е. Гурьянова
Технический редактор: С. С. Коломеец
Компьютерная верстка: Г. В. Доронина
Художник: И. Красилъникова
Корректоры: И. И. Позняк, Н. Гончарук


Подписано к печати 31.03.99. Формат 84x108/32. Бумага офсетная.
Печать высокая. Гарнитура «Журнальная». Усл. печ. л. 14,28.
Тираж 13 000 экз. Заказ № 1169


Налоговая льгота - общероссийский классификатор
продукции ОК-005-93, том 2 - 953000.


ЛР № 064657 от 27.06.96 г.
ООО «Рольф». 129626, Москва, пр. Мира, 106,
тел. (095) 785-29-25.


Отпечатано с готовых позитивов
в ГП типография им. П. Ф. Анохина
185000, г. Петрозаводск, ул. "Правды", 4.


ISBN 5-7836-0058-Х




9 785783 600586>

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign