LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Согласно Соловьеву, мир претерпевает два этапа
своего развития: природу и историю. Окончательным
результатом этого процесса развития выступает торжество
Царства Божия, которое "есть то же, что действительность
безусловного нравственного порядка или, что то же, что
всеобщее воскресение и восстановление всех" [Т VII С.
205].
На этапе эволюции природы формируются
предварительные ступени единства мира, которых
насчитывается пять: минеральное, растительное, животное,
человеческое, Божие. Постепенная эволюция природы - это
развитие мирового единства. Самая высшая степень
мирового единства достигнута в истории человечества.
Для Соловьева человек выступает-определенной
связью между божественным и природным миром в силу
того, что он - нравственное существо Жизнь человека имеет
нравственный характер потому, что "состоит в служении
Добру - чистому, всестороннему и всесильному [Оправдание
добра. С. 18]. Тот, кто стремится к совершенству в
нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству,
так как само добро непременно есть благо".
Исторический процесс для Соловьева - это совместное
осуществление добра В связи с этим Соловьев рассматривает
проблему соотношения отдельной личности и общества. Он
полагал, что "общество есть дополненная или расширенная
личность, а личность - сжатое или сосредоточенное
общество" [С. 215].
"Степень подчинения лица обществу должна
соответствовать степени подчинения самого общества
нравственному добру, без чего общественная среда никаких
прав на единичного человека не имеет [XII. С. 272].
"Каждый человек как таковой есть нравственное
существо, или лицо имеющее независимо от своей
общественной полезности безусловное достоинство и
безусловное право на существование и на свободное развитие
своих положительных сил... Каждое лицо есть нечто
особенное и незаменимое и, следовательно, должно быть
самоцелью, а не средством или орудием только, - это право
лица по существу своему безусловно" [С. 277].
Условие совершенствования - свободное развитие
человека. Он полагал что общественное развитие в конце
концов приведет к возникновению идеальной человеческой
цивилизации, которую видел как вселенскую теократию. При
свободной теократии, по мысли Соловьева власть
принадлежит церкви в лице первосвященника, сила
принадлежит царю При этой теократии государство
добровольно подчиняется церкви. Власть должна
принадлежать церкви потому, что видимая церковь
выступает объективно Царством Божием. это живое тело
божественного Логоса, т.е. исторически обусловленного в
Богочеловеческой личности Иисуса Христа [Т. IV. С. 347].
Однако в последний период своего творчества он
разуверился в том; что теократия приведет к Царству
Божиему. В книге Три разговора утверждается, что в конце
концов история придет к исторической трагедии когда
наступит эпоха религиозных обманщиков, под которыми он
понимал людей, чуждых делу Христа, но действующих под
Его именем В изображении Соловьева общественная
организация того периода будет иметь вид мировой империи,
во главе которой будет стоять гениальный мыслитель. Этот
правитель станет аскетом. Однако в основе его деятельности
будет лежать тщеславие которое заставит его обеспечивать
каждому хлеба и зрелищ. Таким образом, в этом обществе не
осуществится христианский идеал.
Создавая свое христианское мировоззрение,
Соловьев полагал, что необходимо формировать цельность
политической и общественной жизни, в основе которой
должно находиться христианство, выражающееся в любви
ко всем людям, а именно сострадание. Некоторые же, писал
Соловьев, подменяют социальную справедливость личной
святостью и считают, что в этом состоит русский народный
идеал. Соловьев полагал, что христианское миропонимание
должно исходить прежде всего из общественной
справедливости, а не из личной святости.
Соловьев считал, что государство должно проводить
христианскую политику. Оно должно способствовать
"мирному сближению" народов. По мысли Соловьева,
отношения между народами должны основываться на
христианской заповеди о любви к ближнему: "Люби все
другие народы как свой собственный", так как истинное
благо едино и нераздельно. Необходимо, по Соловьеву,
нравственною волею преодолеть бессмысленную и
невежественную национальную вражду, после этого другие
народы станут нам нравиться. "Если такое отношение станет
действительным правилом, то национальные различия
сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а
исчезнут только враждебные разделения и обиды,
составляющие коренное препятствие для нравственной
организации человечества" [Т. ХП. С. 310].
Соловьев полагал, что каждый из народов и каждая
раса представляют собой органы в организме
Богочеловечества. Задача христианской религии состоит, по
Соловьеву, в объединении всего мира в одно живое тело, в
совершенный организм Богочеловечества, и отдельный
народ по-своему служит этой задаче. Осуществляя
христианскую политику, каждый народ должен добиваться
уничтожения экономического рабства и эксплуатации
человеком человека, введения справедливой организации
труда и распределения.
Лишь соединение положительных качеств духовной
культуры Востока и Запада, по мнению Соловьева, приведет
к созданию христианской культуры и свободной теократии.
Развитием человеческого общества управляют три коренные
силы: первая - это центростремительная, которая направлена
на подчинение человечества одному верховному началу,
вторая - центробежная, которая направлена на отрицание
общих единых начал. Третья сила таит в себе возможность
обогатить новым содержанием первые две и соединить их в
единстве, создав "целость общечеловеческого организма", и
дает ему внутреннюю тихую жизнь [Т. I. С. 214].
Соловьев говорит, что "те вещи, тот народ, через
который эта сила имеет возможность проявиться, должен
быть только посредником между человечеством и тем
миром, должен быть свободным, сознательным орудием
последнего. Такой народ не должен иметь никакой
специальной ограничительной задачи, он не призван
работать над формами и элементами человеческого
существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь
и целость разорванному и омертвелому человечеству через
соединение его с вечным божественным началом" [Там же.
С. 224].
Соловьев полагал, что свойства, которые дают
возможность стать именно таким народом, "несомненно
принадлежат племенному характеру Славянства, в
особенности же национальному характеру русского народа"
[С. 222]. Он писал, что "внешний образ раба, в котором
находится наш народ, жалкое положение России в
экономическом и других отношениях не только не может
служить возражением против ее признания, но скорее
подтверждают его. Ибо та высшая сила, которую русский
народ должен провести в человечество, есть та сила не от
мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не
имеют никакого значения. Великое историческое призвание
России, от которого только получает значение и ее
ближайшая задача, есть призвание религиозное в высшем
смысле этого слова" [Т. I. С. 225].
Соловьев создал философскую концепцию религии,
которая не была конкретной религией - православием,
католичеством, протестантизмом он ратовал за
универсальную религию - христианство, за союз
православной и католической религий. Этот союз он понимал
как "такое сочетание, при котором каждая религия сохраняет
свое образующее начало и свои особенности, упраздняя
только враждебность и исключительность" [Оправдание
добра. С. 344].
Он писал: "Исповедуемая мною религия Св. Духа
шире и вместе с тем содержательнее всех отдельных религий:
она не есть ни сумма, ни экстракт из них, как целый человек
не есть ни сумма, ни экстракт своих отдельных органов"
[Собр. соч. Т. V. С. 67].

Спиноза
Бенедикт Спиноза (1632-1677) был самым
значительным философом ХVII в.
Он родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая
поселилась здесь спасаясь от испанской инквизиции.
Воспитывался как ортодоксальный еврей и учился в
еврейском религиозном училище, которое готовило
служителей еврейского культа. Но ему пришлось оставить
училище чтобы помогать отцу-вести торговое дело. Так как
оно совсем не занимало его, после смерти отца через
некоторое время Спиноза стал заниматься тем, что его
больше всего интересовало -научной и философской
деятельностью. Среди его друзей и знакомых были
нидерландские республиканцы и сектанты из протестантской
секты так называемых "Коллегиантов".
В то же время Спиноза оставался членом
амстердамской еврейской общины руководители которой
были недовольны им. После нескольких предупреждений
его подвергли великому отлучению (1656) как еретика что
было суровым наказанием, так как в этом случае евреи
становится изгоем. Спиноза покидает Амстердам, живет в
сельской местности и зарабатывает себе на жизнь
шлифовкой линз, которая
неплохо оплачивалась и давала возможность спокойно
заниматься научной деятельностью.
Главные интересы Спинозы были направлены на
изучение и разработку философских проблем, хотя он также
интересовался и вопросами математики.
В 1660 г. Спиноза переселился в Гаагу, где написал
свои главные произведения: "О Боге, человеке и его счастье",
"Трактат об усовершенствовании разума" (неоконченный),
"Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (1675,
опубликована посмертно), "Политический трактат" (также
опубликован посмертно).
Спиноза, подобно другому крупнейшему философу
XVII в. Декарту, стремился построить философию на
достоверных началах. Достоверность и строгую
доказательность, как считалось в то время, давала
математика, поэтому Спиноза берет геометрию с ее
аксиомами в качестве формы, в которой можно обосновать
философскую систему. Главный свой труд "Этику" он
изложил геометрическим способом.
Все пять основных частей "Этики" начинаются с
дефиниций - наиболее простых определений основных
понятий. За дефинициями даются аксиомы, которые
излагают интуитивно очевидные ясные идеи, не требующие
никакого обоснования в свое подтверждение. За
дефинициями и аксиомами следуют утверждения, которые
выводятся из дефиниций и аксиом, поэтому для них
требуются доказательства, опирающиеся или на дефиницию,
или на аксиому. После этого Спиноза приводит свои
замечания, или примечания, в которых собственно и
содержится философская аргументация, обнимающая все
предшествующие положения, выраженные в дефинициях и
аксиомах.
Основу философской системы Спинозы составляет
учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как
единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна,
она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая
субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы
существовать. Природа разделяется на природу творящую и
природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая
субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает
существование какого-либо надприродного или
сверхприродного, что называется пантеизмом.
Субстанция обладает двумя главными атрибутами:
мышлением и протяжением, распространенностью,
посредством которых человеческий ум воспринимает
субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов,
присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины,
которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее
самой.
От субстанции, представляющей собой
необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи,
для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи,
или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят
от- внешней причины. Они характеризуются не только своей
конечностью, но и такими качествами, как изменение,
движение. Между модусами существуют как внешнее
воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные
вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов
существует бесчисленное множество.
Концепция субстанции Спинозы определяет и его
концепцию детерминизма, которая вытекает из первой. В
мире не существует ничего случайного, так как субстанция
характеризуется внутренней необходимостью своего
существования. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а
не внешней причиной всех вещей". Каждая вещь имеет
причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует
жесткий детерминизм, который понимается Спинозой
механически. Он отождествлял причинность с
необходимостью, а случайность считал только субъективной
категорией. Спиноза был сторонником жесткого
детерминизма во всех областях человеческой деятельности,
даже в области аффектов и поведения на основе этих
аффектов. Для Спинозы аффект является следствием
воздействия окружающих предметов на нас. В "Этике"
Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно
обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом
Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено
возникновением аффектов, изменяющих духовную и
телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к
самоубийству так же, как в противоположных случаях он
детерминирован инстинктом самосохранения. (Хотя Спиноза
не отрицает того факта, что человек при определенных
условиях может овладеть аффектами.) Это приводило
Спинозу к утверждению фатализма.
Для Спинозы познание человека состоит из
нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень, - это
чувственное познание, которое неадекватно отражает
предмет и часто ведет к заблуждению, хотя и содержит в
себе зерно истины. Вторая ступень познания - это
понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта
ступень - единственный источник достоверных истин.
Третьей ступенью познания выступает интуиция,
являющаяся фундаментом достоверного знания. Истины,
получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и
отчетливы.
Спиноза исходит из того, что человек составляет
частичку природы, и в его деятельности проявляется второй
атрибут субстанции - мышление (первый атрибут выражен в
природе, это протяжение). Телесная организация человека
полностью объясняется законами механистического
детерминизма. Решая проблему соотношения телесного и
духовного, Спиноза утверждает параллелизм этих двух
субстанций. В "Этике" он пишет: "Ни тело не может
определять душу к мышлению, ни душа не может определять
тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому".
Спиноза подверг критике понятие свободы воли.
Согласно Спинозе, свободы воли как таковой нет, так как
человек - частичка природы и представляет собой звено
мировой детерминации. Субстанция - это единство свободы
и необходимости. Свободен только Бог, ибо все его действия
продиктованы своей собственной необходимостью. Человек
же часть природы, поэтому он включен в необходимость, но
он - существо особого рода, так как кроме протяжения
обладает атрибутом мышления, разумом. Тем самым свобода
воли человека ограничена, она сводится по сути дела к
определенной степени разумного поведения. Свобода и
необходимость у человека выступают связанными
понятиями, обусловливая друг друга. Спиноза ввел даже
понятие свободной необходимости. Одним из самых
сильных проявлений свободы он считал стремление к
самопознанию. Воля - это разум, полагал Спиноза.
Поведение человека, согласно Спинозе, направляется
тремя основными аффектами: радостью, печалью,
вожделением, которые порождают множество производных.
Все аффекты основываются на инстинкте самосохранения,
поэтому и в целом в своем поведении человек направляется
не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к
собственной выгоде. Добродетель - это всего лишь
стремление человека сохранить свое существование.
Спиноза считает, что человек - раб своих страстей,
аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает,
что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать
свободным, если он составит ясную идею о своих страстях,
аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от
познания своих аффектов разные люди, согласно Спинозе,
находятся на разной степени свободы.
Подобно Гоббсу, при объяснении общества Спиноза
исходит из теории естественного права и общественного
договора, т.е. руководствуется законом природы, который
направляет каждого человека по пути самосохранения.
Спиноза исходил из неизменной эгоистической
человеческой природы, обуздать которую может только
государство, возникающее для того, чтобы обеспечить
безопасность граждан и взаимную помощь, когда
эгоистические интересы граждан могут сочетаться с
интересами всего общества.
В отношении форм государства Спиноза выступал
сторонником демократии и в отличие от Гоббса не
признавал монархию как заслуживающую уважения. Самой
лучшей формой государства он считал ту, которая
предоставляет всем гражданам участвовать в управлении
государством. "Государство, - пишет он в "Этике", - которое
стремится лишь к тому, чтобы его граждане не жили в
страхе постоянном, будет скорее безошибочным, чем
добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы им
представлялось, что они не ведомы, но живут по своей воле
и что решают свои дела совсем свободно, чтобы
удерживаемы в узде были лишь любовью к свободе,
стремлением увеличить имение и надеждой, что достигнут
почетных мест в государственных делах".
Спиноза в своем "Богословско-политическом трактате"
заложил основы научной критики Библии. Исходя из
концепции "двух истин", Спиноза считал, что для познания
подлинной истины Библия имеет мало цены, так как
авторитетом может быть только разум, а не Священное
писание. Он отвергает тот ореол, которым окружена Библия,
и полагает, что необходимо учитывать исторические
обстоятельства, при которых создавались те или иные
тексты. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором
Пятикнижия. Спиноза также выявил много противоречий,
повторений и разночтений в текстах различных
книг Библии.
Причины религиозных суеверий Спиноза видел в страхе
народа
перед непонятными и таинственными силами природы.
В то же время Спиноза отрицал обвинения в атеизме, так
как полагал, что его критика религии - это критика
невежества и предрассудков. А настоящая религия
равносильна моральности и основывается на достоверном
знании. Между религией и суеверием то различие, писал он,
что суеверие имеет своей основой невежество, а религия -
мудрость.





Шеллинг


Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) -
немецкий философ.
Родился в семье пастора; родители хотели, чтобы он
стал священником Окончил семинарию и Тюбингенский
теологический институт. Сокурсником Шеллинга по
институту был Гегель. После окончания института работал
домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига,
одновременно изучал философию, математику, физику. В
1798 г занял кафедру философии в Йенском университете. В
последующие годы был профессором Эрлангенского,
Мюнхенского. Берлинского университетов. Имел
знакомства с Фихте, Ф. Шиллером, Гете с братьями
Шлегель, сиенским кружком романтиков.
В творчестве Шеллинга можно выделить несколько
периодов развития: натурфилософия (90-е годы),
трансцендентальный идеализм (1800), философия тождества
(первое десятилетие XIX в.), философия
откровения (до конца жизни).
Свои натурфилософские взгляды Шеллинг изложил в
ряде работ: "Идеи философии природы" (1797), "О мировой
душе" (1798), "Первый набросок философии природы"
(1799). "Общая дедукция динамического процесса" (1800).
Период жизни и творчества Шеллинга приходится на
время крупных открытий в естествознании, поэтому он в
своих натурфилософских исследованиях опирался на эти
достижения.
Понимание природы формировалось у Шеллинга под
влиянием Фихте Он рассматривал природу как некое
единство противоположностей, проявляющееся в разных
формах в виде мирового закона: это и полярность полюсов
магнита, и положительный и отрицательный заряды
электричества, и противоположные отношения кислот и
щелочей. Он также распространяет этот принцип
противоположностей и на органическую жизнь. Раздвоение
на противоположности порождается живой силой,
духовным началом, которое бессознательно. Все указанные

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign