LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нарисованы еще Платоном. Так, Платоном
предусматривалась жесткая идеологическая диктатура
властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Также
подвергалось строгой цензуре любое искусство, которое не
было направлено на развитие морального совершенства в
интересах государства.
"Самое главное здесь следующее, - пишет Платон, -
никто никогда не должен оставаться без начальника - ни
мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх
никто не должен приучать себя действовать по
собственному усмотрению... Надо начальствовать над
другими и самому быть у них под началом" [Законы. ХП.
942].
Платоновское государство - это теоретическая схема
деспотического государства.
Рассмотрев различные стороны учения Платона, мы
видим, что все они являются претворением концепции
"идеи" в различных областях. Однако учение Платона об
"идеях" претерпело с течением времени определенные
изменения. В процессе этого изменения произошло
сближение Платона с пифагорейцами. В частности, это
видно по его космологическому учению. Он прямо
вкладывает свое понимание космологии в уста пифагорейца
в диалоге "Тимей", который написан в последний период его
творчества.
Космология Платона представляет собой следующее
учение. Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен
и конечен. Демиург (создатель) придал миру
соответствующий порядок. Мир этот - живое существо, он
обладает душой, которая находится не в нем самом, а
окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли,
воды, огня и воздуха. Эти элементы организованы в
определенные пропорциональные соединения на основе
закона чисел. В мировой душе господствуют числовые
отношения и гармония. К тому же мировая душа также
обладает познанием. Мир образует ряд кругов: круг
неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира
такова: божественный ум (демиург), мировая душа и
мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом,
по Платону, создаются души, которые после смерти тела, в
которым они живут, переселяются в другие тела. Теорию о
переселении душ Платон, вероятно, заимствовал у орфиков.
Воздействие пифагореизма на Платона особенно
заметно в его учении о строении вещества и
закономерностях его развития. Платон распространяет на
структуру идеи математические взаимоотношения, а так как
идея тесно связана с вещью, то на последней отражается и
математическая структура идеи. Таким образом, .огонь
оказывается состоящим из телец, обладающих формой
пирамиды, воздух - формой восьмиугольников и т.д.
Обращение Платона к числовым взаимоотношениям
объективно направлено на научное познание мира.
Изложенная выше теория "идей" Платона еще
называется "наивной", так как она представляет собой
стержневую линию его взглядов и не учитывает много
сложностей, а потому может быть подвергнута критике.
Платон и сам чувствовал это, поэтому в диалогах
"Парменид", "Филеб" и "Софист" он выдвигает против нее
свои собственные возражения. Критика со стороны Платона
сделана настолько серьезная, что некоторые исследователи
даже считали, что эти диалоги принадлежат не Платону, а
другим философам, например Аристотелю. Однако
скрупулезные исследования все-таки показали, что эти
диалоги платоновские.
Критика теории "идей" Платона раскрывается по
линии ее дуализма, а также за сведение подлинного бытия
лишь к идеям, которые не имеют прямого отношения к
земному чувственному миру. Поэтому Платон в упомянутых
диалогах проводит новый подход к своей концепции идей.
Он полагает, что "идеи" представляют собой противоречивое
единство единого и многого, бытия и небытия, движения и
покоя и это единство - источник любого изменения. В этом
проявляется диалектика позднего Платона, которая признает
противоположности тождественными, когда одно
определение переходит в свою противоположность. Так,
бытие предполагает небытие, единое -многое, покой -
движение, тождество - различие.
Платон - выдающийся представитель объективного
идеализма, его основоположник, давший эвристический
толчок для развития всей западной философии. В этом
смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего:
"Самая надежная характеристика европейской философии
состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к
Платону" [Уайтхед. Процесс и реальность. С. 13].

Плеснер
Гельмут Плеснер (1892-1985) - немецкий философ,
пытавшийся обосновать философскую антропологию в
качестве самостоятельной
философской дисциплины.
В его работах раскрывается круг проблем, которыми
занимается философская антропология, отвечая на вопрос:
"Что такое человек?" Философская антропология, по его
мнению, есть учение о человеке с точки зрения самого
бытия человека. Философская антропология -это
дисциплина, которая, с точки зрения Плеснера, соединяет в
себе объективно-научное и ценностное рассмотрение
человека и мира. Философская антропология стремится
очертить область человеческого бытия в своих
специфических границах, человеческую индивидуальность,
творческие возможности человека.
Плеснер утверждает человека как существо,
занимающее центральное место в мире. Плеснер выступал
как против отрицания биологических сторон человека, так и
против преувеличенного возвеличивания биологизаторских
тенденций в отношении человека, характерных для
бихевиоризма.
Для Плеснера человек заключает в себе синтез
биофизических аспектов его сущности и духовных сторон,
которые вскрываются науками о культуре. Плеснер считает,
что поведение человека и разнообразные средства и формы,
в которых оно проявляется, представляют ту сферу, в
которой выражается сущность человека. При этом основное
звучание в этом поведении он придает телу человека,
поведение которого выражается в эксцентричных актах. В
них он видит выражение отношения человека к самому себе
и к окружающему миру. Для человека и его поведения
большое значение имеет философия, которая рисует самому
человеку картину его положения в мире, раскрывает все те
вопросы, которые стоят перед ним и которые он должен
постоянно решать.
Свои мысли Плеснер изложил в работе "Ступени
органического и человек. Введение в философскую
антропологию" (1928).

Плотин
Плотин (204-270) признается основным зачинателем
неоплатонизма, течения, в основу которого легли требования
согласовать платонизм с аристотелизмом, принцип единства
духовного начала.
Сначала Плотин преподавал устно и только в зрелом
возрасте стал записывать свои мысли. Порфирии
систематизировал все сочинения Плотина и разделил их на
шесть групп по девять произведений в каждой группе,
поэтому они и получили название "Эннеады" (по-гречески
девятка - "эннеада").
Согласно Плотину, структура бытия выступает в
следующем виде:
оно является иерархией трех субстанций - Единого,
Ума и Души. Единому принадлежит высшее место. Понятие
Единого - главное в системе Плотина. Единое - это
первосущее, оно лишено границ и формы, лишено также и
каких-либо определений, стоит над любым существованием и
мышлением. Плотин пишет: "Поскольку природа Единого
творит все вещи, оно не есть что-либо из них. Следовательно,
оно не есть ни качество, ни количество, ни душа, ни дух. Оно
не движется и не покоится, не находится в пространстве или
времени, оно совершенно однородно, более того существует
вне рода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие
свойства присущи только сущему и делают его многим"
[Эннеады. VI. 9,3].
Таким образом, все предикаты Единого
отрицательные, но каким образом может быть оно познано?
Плотин считает, что Единое можно познать особым
сосредоточением - созерцанием познаваемого объекта.
Ум - это вторая субстанция в иерархии Плотина. Он
возникает из Единого, когда оно переливается через край и
переступает через свою границу. Таким образом, возникает
второе бытие, но при этом Единое остается Единым, не
лишаясь своей полноты. Ум - тот же платоновский мир
идей. Плотин пишет: "Идея есть одновременно и мысль
Ума или даже сам Ум, и мыслимая сущность, ибо каждая
идея не отлична от Ума, но есть Ум. Ум же в своей
целостности есть совокупность всех идей" [V. У,8]. В Уме,
по Плотину, различаются следующие моменты: вещество
(но это не материальное вещество, а форма сущности),
мыслимое бытие, само мышление
Третья субстанция возникает из Ума. Эта
субстанция - Душа. "Поскольку он (Ум) совершенен, он
должен рождать, ибо такая полнота силы не может
оставаться бесплодной [V. 1,7].
Душа согласно Плотину, производит "все живые
существа, вдохнув в них жизнь - тех, которых питает земля и
море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и
она же произвела Солнце и великое небо которое она
устроила и украсила [Эннеады. V, 1, 3J.
Все отдельные души возникают из Души как
божественного начала. Душа постоянно остается
неделимой и находится во всех частях
Рассматривая вопрос об образовании мира. Плотин
говорит о материи которую понимает как некий субстрат,
лишенный каких-либо качеств, как нечто
неопределенное. Она лишена формы, красоты, а потому
есть злое начало.
В космологии Плотин придерживался мнения, что
небесные светила обладают разумом. Более того, наша
Земля тоже одушевлена.
Душа человека, по Плотину, находится как в связи
с Душой .божественной, так и с чувственным миром. Для
Плотина цель земной жизни состоит в том, чтобы
отрешиться от телесности и возвратиться к
первоначальной жизни - к жизни, когда она была тесно
связанно Умом и созерцала идеи. Путем к этому должно
стать совершенство нравственной жизни. Души тех
людей, которые сумели отрешиться от всего
чувственного, после смерти тела становятся
божественными.
Учение Плотина о структуре бытия выглядит как
порождение. Единого Ума, который порождает Душу,
состоящую из божественной и земной Души. По
терминологии Плотина, это порождение обозначается как
переполнение Единого, названное как истечение,
эманация. Одного не материальная эманация. Так как
идеи обладают своей особой, умопостигаемой материей,
эманация - это переход идеального в материю Плотина
предполагает и обратный процесс восхождения от
материального через последовательные ипостаси - Душа,
Ум - к Единому.
В этом восхождении Плотин намечает путь от
единичного ко всеобщему. Но диалектика Плотина носит
мистический характер, она не имеет рационального
содержания.

Плутарх
Плутарх из Херонеи (ок. 45 - ок. 127) - платоник
пифагорействующего типа. Он автор многочисленных
произведений на исторические, философские,
нравственные темы.
Наиболее известны его "Сравнительные
жизнеописания", в которых даются парные описания
жизнедеятельности крупных деятелей Древней Греции и
Рима: Александра Македонского и Цезаря, Демосфена и
Цицерона, Ликурга и Нума в др. Давая эти жизнеописания,
Плутарх высказывает много интересных мыслей как
философского, так и жизненного характера, нравственного
плана. Описывая положение, при котором императоры в
целях утверждения политической власти выдавали друг
другу друзей и родственников, Плутарх пишет: "Так
лишились они от бешеной злобы способности мыслить по-
человечески или, лучше сказать, показали, что нет зверя
свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и
власть" [Избр. жизнеописания. Т. П. С. 562].
Кроме "Сравнительных жизнеописаний", Плутарх
также написал сочинения на нравственные темы; в частности,
у него есть произведение "Наставление супругам", в котором
он дает свои рекомендации по поведению мужа и жены с
целью сохранить прочный брачный союз.
Кроме того, Плутархом написано такое сочинение, как
"Пир семи мудрецов", в котором он поднимает историко-
философские и социальные проблемы. В этом произведении
он описывает встречу и беседу тех мыслителей Древней
Греции, которые считались первыми мудрецами западной
мысли. К ним относятся: Фалес, Биант, Питтак, Солон,
Клеобул, Хилон, Анахарсис. Перианд, также относившийся к
этим мудрецам, у Плутарха выступает правителем города,
тираном, который собирает у себя мудрецов.
В своей беседе все мудрецы отвечают на одни и те же
вопросы. На вопрос, какое .государство лучше все"), они
отвечают следующим образом. Солон: "В том государстве
лучше всего и крепче всего народовластие, где обидчика к
суду и расправе привлекают не только обиженный, но и
необиженный". Фалес: 'То, в котором нет ни бедных граждан,
ни безмерно богатых". Биант: "Крепче всего народовластие
там, где закона страшатся, словно тирана". Питтак: "То, где
дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не
править". Хилон: "Лучшее государство то, где больше
слушают законы, меньше ораторов". Анахарсис: "То, где
лучше воздается добродетели, худшее - пороку, а все
остальное поровну". Клеобул: "Самый разумный тот народ, в
котором граждане боятся больше порицания, чем закона"
[Сочинения. С. 373-374].
Положительные взгляды Плутарха по вопросам
истории и морали оказали большое влияние на последующие
поколения философов.

Порфирий
Порфирий (ок. 234-304) - неоплатоник, продолжатель
философии Плотина. Он написал более 70 трактатов, из
которых до нас дошло 18. Самые известные -
"Жизнеописания Плотина", "Введение" к работе Аристотеля
"Категории", "Сентенции".
Порфирий выступал противником христианства и
написал даже труд "Против христиан", до нас не дошедший,
но восстанавливаемый по цитируемым отрывкам. В нем он
подвергает резкой критике Ветхий и Новый заветы, отрицая
подлинность некоторых книг. Он указывал на противоречия в
Евангелиях. В то же время Порфирий не -выступал против
религии как таковой, он стоял на стороне политеистической
религии, полагая, что философские истины выражаются в
аллегорической форме в виде мифов.
Порфирий более ясно излагал плотиновское учение,
делая упор на его практической стороне, т.е. на нравственных
проблемах. Так, он более детально излагает вопрос о
добродетелях. Все добродетели разделяет на четыре вида, но
все они находятся под воздействием практического разума,
который Порфирий ставит выше всего. Он превозносит
умственную жизнь, которая противостоит беззаботности и
склонности к наслаждениям. Порфирий полагал, что учение
философа должно соответствовать его жизни и наоборот.
"Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля
сыграло большую роль в развитии философии, так как в нем
ясно был сформулирован вопрос о характере общих понятий.
"Существуют ли они самостоятельно или же находятся в
одних мыслях, и если они существуют, то тела ли это или
бестелесные вещи, и обладают ли отдельным бытием, или
существуют в чувственных предметах и опираясь на них?" [I,
1a].
Постановка проблемы об общих понятиях явилась
источником тех диспутов об универсалиях, которые
разгорелись в Средние века между номиналистами и
реалистами. Порфирий полагает, что при анализе
аристотелевских категорий следует провести анализ таких
понятий, как род, вид, видовое отличие, собственный
признак, признак случайный. Эти пять понятий образуют по
терминологии Порфирия "пять звучаний".
Результат этих логических исследований Порфирия -
так называемое "древо Порфирия", представляющее собой
пример своего рода пирамиды понятий, в котором
посредством дихотомического деления понятий
осуществляется восхождение от частного к общему, и
наоборот. Существа делятся на телесные и бестелесные,
телесные существа делятся на живые и неживые, живые - на
чувствующие и бесчувственные, чувствующие - на разумные
и неразумные. Разумное существо - это человек, который уже
не делится дихотомически, так как образует общность людей,
разделяющуюся на отдельных индивидов, -Сократа, Платона
и др.

Посидоний
Посидоний (ок. 135-51 до Р.Х.) - крупнейший
древнегреческий философ, стоик. Происходил из г. Апамея,
который находился в Сирии, учился в Афинах у Панеция.
Он много путешествовал, посетив все
Средиземноморье, Египет, Испанию, Англию и другие
страны. Во время своих путешествий проводил
многочисленные наблюдения за явлениями природы. В сорок
лет открыл свою школу в Родосе, которая стала знаменитой.
Умер в Риме, отправившись туда, когда ему было уже за
восемьдесят. Он оставил после себя много произведений, из
которых мало что сохранилось.
Посидоний оказал огромное влияние на
последующую философию, что стало выясняться лишь после
значительного периода времени при тщательном изучении
философских произведений той и последующих эпох.
Тематика работ Посидония самая разнообразная: от
естественнонаучных проблем до широкого круга
философских вопросов.
Посидоний уподоблял философию живому существу,
в котором физика - кровь и мясо, логика - кости и мускулы,
этика - душа.
В физике Посидоний придерживался взглядов, что
мир един, конечен и шарообразен с виду. Надлунный мир
активен, а подлунный -пассивен (т.е. природа). Бог, разумная
космическая душа, пронизывает весь остальной мир, в силу
чего все "устрояется умом и провидением" [Цицерон. О
природе богов. XII. 138]. Этот порядок вносится богом не
извне, а изнутри. Бог выступает у Посидония как
имманентная сила, внутренне присущая миру. Связь между
небом и землей, надлунным и подлунным миром Посидоний
видит в симпатии, которая выступает как своего рода
соответствие, выражающееся в том, что небо - это ведущий
элемент, а земля - ведомый (например, влияние Луны и
Солнца на приливы и отливы).
Посидоний также возрождает стоическое учение об
астрологическом предсказании будущих событий, которое
несколько поколебал Панеций. В этом также, по мнению
Посидония, проявляется симпатия.
Как и Панеций, Посидоний главную роль в своей
системе придает этике. Высшее благо, по его мнению,
принадлежит постижению истины, которое достигается на
путях философии. Он превозносит философию, которая, с
его точки зрения, дает нравственную жизнь человеку.
Говоря, что душа человека способна воспринимать все
разумное и нравственное, Посидоний повторяет положения
Платона о необходимости формировать ту часть души,
которая заведует страстями.
Посидоний соединяет в своем учении черты
платонизма и черты пифагорейского подхода. Он принимает
концепцию о переселении душ. После смерти тела душа, по
мнению Посидония, переселяется в надлунный мир и здесь
очищается от земных грехов. В высших сферах она
существует до того, как мир воспламенится, после этого
душа переселяется в новое тело.
В этой связи Посидоний развивает учение о демонах,
которое получает у него философское обоснование. Учением
о демоническом он пытается обосновать существующую в
мире текучесть и взаимные переходы. Нет четких граней
между человеком и животным, органическим и
неорганическим миром, жизнью и смертью, телом и душой,
между свободными и рабами, национализмом и
космополитизмом, между ощущениями и мышлением,
теорией и эмпирией и т.д.
Значительный интерес вызывает и историческая
концепция Поси-дония, объединяющая воззрения Гесиода о
золотом веке, который прекратил свое существование и
перешел в период вырождения, и воззрения Демокрита и
Эпикура о прогрессе человечества, которое достигло
современного уровня цивилизации благодаря науке, технике,
искусству. В золотом веке господствовали философы, в век
же прогресса человечества роль философии выражается в
том, чтобы воспитывать людей на основе законов.
Посидоний включает в свои воззрения и учение
Гиппократа, утверждавшего, что история человека зависит
от климата и почвы. Он также принимает позицию Полибия,
считавшего, что человек определяется исторической средой.
Концепции Посидония, как и другого стоика Панеция,
часто оценивают как эклектические, соединявшие в себе все
лучшее, что содержалось в философских учениях прошлых
времен. Действительно, в их воззрениях содержится много из
платонизма и аристотелизма. Их учение часто называют

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign