LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Марк Аврелий в основном стоит на позициях
стоицизма, и главное, что он излагает в своих записках, - это
этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной
стороны и советы, как к ней относиться. В своих основных
положениях Марк Аврелий не оригинален и
следует в основном за Эпиктетом.
Прежде всего он осознает бренность жизни, в
которой мы живем. Свою оценку Марк Аврелий выводит из
понимания времени: Время есть река стремительный поток.
Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но
проносится и другое и вновь на виду первое [Наедине с
собой. СПб.. 1914. Кн. I. Разд. 43]. Время беспредельно, и
перед этой беспредельностью длительность каждой
человеческой жизни - это какой-то миг, и жизнь по
отношению к этой беспредельности крайне ничтожна.
"Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где
он живет" [III, 10]. "Помни также, что каждый живет лишь...
ничтожно малым моментом" [II, 10].
Марк Аврелий делает вывод и о краткости памяти,
которая остается после смерти человека. "Все
кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем
предается и полному забвению. И я еще говорю о людях, в
свое время окруженных ореолом. Что же касается остальных,
то стоит им испустить дух, чтобы "не стало о них и помину".
Что же такое вечная слава? - сущая суета" [IV, 33].
Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь
настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно
однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все
повторяется. "Окинь мысленным взором хотя бы времена
Веспасиана, и ты увидишь все то же, что и теперь: люди
вступают в браки, взращивают детей, болеют, умирают,
ведут войны, справляют празднества, путешествуют,
обрабатывают землю, льстят, предаются высокомерию,
подозревают, злоумышляют, желают смерти других, ропщут
на настоящее, любят, собирают сокровища, добиваются
почетных должностей и трона. Что же стало с их жизнью?
Она сгинула. Перенесись во времена Траяна: опять все то же.
Опочила и эта жизнь. Взгляни равным образом и на другие
периоды в жизни целых народов и обрати внимание на то,
сколько людей умерло вскоре по достижении заветной цели и
разложилось на элементы" [IV, 32].
В этих строках, проникнутых острым пессимизмом,
отразилась пессимистическая настроенность целой эпохи, в
которой жил Марк Аврелий. Это была эпоха
разочарованности и усталости, охвативших целые народы.
В то же время мировоззрение Марка Аврелия отличает
одна примечательная особенность. Его пессимистическая
оценка жизни и общей направленности всех деяний человека
не определяет тех выводов, которые он делает из всего этого.
Выводы совсем не пессимистические, как можно было бы
ожидать и как часто происходит у людей, пессимистически
относящихся к жизни, а именно - стремление к бездействию
или нарушениям нравственных законов, стремление
предаваться только наслаждению. Своему пессимизму он сам
противопоставляет идеал человека, который олицетворяет
все положительное в личности, а именно - мужественность,
зрелость, преданность интересам государства. В этой суетной
жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению,
нравственные ценности, к которым следует стремиться, это -
справедливость, истина, благоразумие, мужество. К
истинным ценностям он также относит общеполезную
деятельность, гражданственность, которые противостоят
таким мнимым, по его мнению, ценностям, как "одобрение
толпы, богатство, жизнь, полная наслаждений" [III, 6].
Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное
социальное существо, которое, с одной стороны, живет
настоящим, суетным, а с другой, - занимается деятельностью,
которая преследует долговременные цели. Поэтому он
осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими
целями, под которыми имеет в виду благо государство.
Этому он дает философское обоснование. Несмотря на
текучесть всего происходящего, существует нечто целое,
которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди
объединены, в каждом человеке живет частица этого разума,
которому он должен поклоняться и служить. "Тот, кто отдал
предпочтение своему духу, гению и служению его
добродетели, не надевает трагической маски, не издает
стенаний, не нуждается ни в уединении, ни в многолюдстве.
Он будет жить - и это самое главное - 'ничего не преследуя и
ничего не избегая. Его совершенно не беспокоит, в течение
большего или меньшего времени его душа будет пребывать в
телесной оболочке. Ведь всю свою жизнь он только и думает
о том, чтобы не дать своей душе опуститься до состояния,
недостойного разумного и призванного к гражданственности
существа" [Ш, 7]. Этот гений никогда не "побудит тебя
преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь,
подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь
такого, что прячут за стенами и замками" [Ш, 16].
Поэтому Марк Аврелий считает, что несмотря на
тщетность жизни человека перед ним стоят высокие
нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен
выполнять. И в этом ему помогает философия.
"философствовать же значит оберегать внутреннего гения от
поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стал выше
наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни
безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось
его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на
все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на все
проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам а самое
главное, - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого
разложения тех элементов, из которых слагается каждое
живое существо " [1,17].

Маркс
Карл Маркс (1818-1883) - немецкий философ,
основоположник марксизма. Родился в Германии в Трире.
Изучал право в Боннском университете, а затем перевелся в
Берлин, где стал изучать философию. Докторскую
диссертацию защитил в 1841 г., после чего стал заниматься
журналистикой, публикуя статьи по политическим и
социальным вопросам. В 1842 г. - редактор Райнской газеты,
однако вскоре прусское правительство запретило газету, и
Маркс со своей молодой женой отправляется в Париж, где
становится редактором Немецко-французского ежегодника. В
1849 г. переехал в Лондон, где и жил до конца своих дней.
Этот период был тяжелым в жизни Маркса вследствие
тяжелого материального положения и смерти двух детей в
раннем возрасте.
Маркс начал формировать свои философские взгляды
в конце 30-х годов XIX в. в Берлинском университете, где
господствовала философия Гегеля. Последователями Гегеля
были младогегельянцы, которые не во всем следовали за
Гегелем, но тем не менее хотели упразднить самоотчуждение
человека и освободить человечество посредством
исторического и диалектического процесса самопознания.
Они рассматривали религию как форму отчуждения. Под
влиянием идей Фейербаха Маркс отверг гегелевское понятие
Абсолюта и Духа как истинные понятия и вместо этого
поместил человека и человеческое сознание в центр своей
философии. Социальные отношения, которые связаны с
наемным трудом, производством, торговлей и деньгами, он
стал рассматривать как определяющие силы человеческой
истории. Общественные отношения, которые возникают на
определенной стадии развития общества, говорит Маркс,
соответствуют стадии развития материальных сил
производства, и все это в комплексе составляет
экономическую структуру общества. Он писал: "Способ
производств материальной жизни определяет общий характер
социальных, политических и духовных процессов жизни. Не
сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их
общественное бытие определяет их сознание" [Введение к
критике политической экономии].
Маркс полагает, что общество в своем развитии
достигает такой точки, когда материальные силы
производства вступают в конфликт с существующими
производственными отношениями, в результате чего они
становятся тормозом развития общества. Это порождает
социальные революции. В то же время Маркс подчеркивает,
что "ни один порядок не исчезнет, прежде чем все
производительные силы не будут развиты, и новые более
высокие отношения производства никогда не появятся,
прежде чем материальные условия существования не созреют
в недрах старого общества". Под производственными
отношениями он понимает отношения, которые возникают
между землевладельцем и наемным работником, владельцем
завода и рабочим и т.д. Они составляют экономическую
структуру общества и являются основой политической,
моральной и духовной надстройки.
Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что
любая сторона жизни определяется материальными
факторами. Как Гегель верил в необходимый прогресс Духа в
направлении более высокого самосознания, так Маркс верил
в необходимое развитие человеческой материальной жизни и
человеческой природы к гармонии и единству.
Внимание Маркса было направлено на материальную
и физическую, а не духовную реальность. Он выделяет
рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и
крайнее самоотчуждение. По Марксу, сущность человека
состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в
рамках частной собственности. Поэтому условия
существования человека должны быть изменены
посредством упразднения частной собственности, и системы
труда, при которой происходит эксплуатация людей труда.
Все это должно привести к тому, чтобы освободить
людей от условий, при которых они видят все под углом
зрения рынка.
Маркс развил свою экономическую теорию в
Капитале . Он стремился показать, что капитализм несет в
себе самом семена своего собственного разрушения. Он
утверждал, что капиталисты создают свою прибыль на
основе присвоения прибавочной стоимости, которую они
присваивают за счет рабочих. Поэтому по мере развития
капитализма соотношение труда и капитала постоянно
уменьшается. А это значит, что доля прибыли должна в
конце концов падать, что ведет к подрыву капитализма.
Это концепция Маркса не выдержала проверки
временем. Марксистская теория имеет много заслуг. Прежде
всего марксизм представил детальную и оригинальную
критику капитализма, которая в основном является
действенной и по сей день. Он развил новые перспективы
общества, которые преодолевают пороки капитализма и
находятся в русле социалистических традиций
интеллектуальной мысли. Марксизм поднял и развил
глубокое понимание человеческой природы и свободы.
Марксизм оказал большое влияние на многих мыслителей
XIX и XX
веков В XX в под влиянием марксизма возникло
философское течение под названием неомарксизм, которое
интерпретировало идеи Маркса под углом зрения
современности.

Мах
Эрнст Мах (1838-1916) - один из основоположников
эмпириокритицизма, называемого еще по его имени
махизмом Он был крупным австрийским физиком,
сделавшим много открытий в своей области. Мах стал
известен как философ после выступления с рядом работ, в
которых пытался разрешить возникший кризис в физике
посредством истолкования исходных теоретических
понятий классической физики.
Мах исходит из того, что человеческое познание
начинается с ощущений, которые он называет элементами,
и говорит, что эти элементы обладают нейтральным
характером. Он пишет: Итак, восприятия, как и
представления, воля, чувствования, одним словом -весь
внутренний и внешний мир, составляются из небольшого
числа однородных элементов, образующих то более
слабую, то более крепкую связь Эти элементы
обыкновенно называют ощущениями. Ввиду того что под
этим названием подразумевается уже определенная
односторонняя теория, мы предпочитаем коротко говорить
об элементах Все исследование сводится тогда к
определению связи этих элементов" [Анализ ощущений и
отношение физического к психическому. СПб., 1907. С. 27-
28]. Он подчеркивает, что вещь. тело, материя - ничто
помимо связи их элементов [Там же. С. 15].
Мах выдвигает два основных требования, которым
должна следовать наука: экономия мышления и
стремление к чистой описательной науке. Принцип
экономии мышления был выдвинут Махом в связи с его
исследованиями в области механики. Мах высказывает
мысль, что механика не является совершенным и
единственным изображением реальности. Основываясь на
этом, он подвергает критике понимание Ньютоном
абсолютности пространства и времени, утверждая, что
физические законы связаны с взаимодействием масс (это
было сформулировано им как "принцип Маха"); данное
утверждение опровергало положение Ньютона о том, что
пространство и время абсолютны, так как не зависят от
распределения тяготеющих масс.
По утверждениям Эйнштейна, Мах потряс
догматическую веру в механицизм. Отрицание Махом
абсолютности пространства приводило к более
экономному представлению мира, так как в этом случае
существовали не отдельно пространство и материя, а
пространственно упорядоченная материя. В "принципе
экономии мышления" Маха содержалось большое
рациональное зерно, так как в нем высказывалось
требование к содержательной простоте теорий и их
единству. Однако в утверждениях Маха проявилось
преувеличение этого принципа в ущерб требованию
соответствия теории и фактов. Он подчеркивал в принципе
экономии мышления важность "чистого описания", видя в
нем источник нового знания. Он утверждал, что почти
всякое знание возникает из ощущений и тем самым
принижал роль логического мышления. Главное для Маха
- это наблюдение. С. Франк писал:
"Согласно Маху и его непосредственным
последователям, фундаментальные законы физики должны
формулироваться таким образом, чтобы они содержали
только понятия, которые могли бы быть определены
непосредственными наблюдениями, или, по крайней мере,
связаны короткой цепью мыслей с непосредственными
наблюдениями".
Мах впадает в крайность, объявляя экономию
мышления основной характеристикой познания.
Распространяя на человека учение Дарвина о
естественном отборе. Мах полагает, что организмы, в
силу биологического инстинкта к самосохранению и
выживанию, "приспосабливаются" к фактам
действительности, что означает экономию мышления.

Милль
Джон Стюарт Милль (1806-1873) - английский
философ, экономист, общественный деятель.
Милль родился в Лондоне. Его отец Джеймс Милль,
написавший 'Историю Британской Индии", дал ему
блестящее образование. В девять лет он уже бегло говорил
по-гречески и по-латыни, в одиннадцать Прочитал книгу
своего отца. В 1823-1858 гг. служил в Ост-Индийской
компании. В своей "Автобиографии" дал полное описание
своих ранних лет. В двадцатилетнем возрасте он испытал
сильную депрессию, которую приписал истощению эмоций.
Его выздоровление началось тогда, когда он расплакался над
книгой, которую читал, и понял, что еще не перестал
чувствовать глубоко.
Философские взгляды Милля формировались под
воздействием Карлейля, Бентама, Конта. Он считается самым
крупным английским философом XIX в., который
пропагандировал и развил доктрину утилитаризма.
В работе "Утилитаризм" Милль рассматривает
принцип полезности в моральной теории, который дает
руководство к тому, как жить добродетельно. Принцип
пользы утверждает, говорит он, что действия являются
правильными в той пропорции, в какой способствуют
счастью, и неправильными в пропорции, в которой
отвращают от счастья. Счастье желательно, и доказательство
этого состоит в том, что люди действительно желают его:
каждое доброе дело человека -счастье для этого человека и
общее счастье.
Милль стремился преодолеть возражения, которые
были сделаны бентамовскому варианту этического
утилитаризма. Бентам утверждал, что каждый ищет свое
собственное удовольствие и что удовольствие есть
величайшее добро, и на основании этого обвинял людей в
том, что они действуют эгоистически. Милль утверждает, что
хотя мы действительно стремимся получить удовольствие, но
это не означает, что мы действуем эгоистически, так как
многие люди совершают поступки, которые явно не могут
быть определены как эгоистические.
Он также пересмотрел взгляд Бентама на
удовольствие, приравнивавший все удовольствия, и полагал,
что существуют более высокие и более низкие удовольствия.
В последней главе "Утилитаризма" он рассмотрел
возражение на идею, считающую, что счастье - самая
высокая моральная ценность. Возражение состояло в том,
что счастье не может быть самой высокой ценностью
потому, что существует так много ситуаций, в которых мы
ставим справедливость выше счастья. На это Милль
представил целый набор аргументов, в которых показал, что
хотя справедливость действительно имеет высокую ценность
в иерархии человеческих ценностей, счастье и стремление к
нему остаются принципом, который господствует в
человеческом поведении.
В сочинении "Система логики силлогической и
индуктивной" (1843) Милль рассматривает индуктивную
логику как общую методологию наук. В первой книге
"Системы..." он исследует то, что называет "природой
утверждения". Он проводит различие между общими и
единичными именами, конкретными и абстрактными
терминами, коннотативными и неконнотативными
терминами. Его главное утверждение состоит в том, что
термины обозначают только частное и что общий термин,
такой, как "человечество", не обозначает сущности,
отличной от индивидов, которые вместе составляют род
человеческий. Во второй книге рассматриваются
силлогистические суждения.
Главный интерес Милля - рассмотреть индукцию,
которая заключается в том, что мы переходим от знания
известного к знанию неизвестного, а не от прошлого - к
будущим событиям.
В своих философских взглядах Милль стоял на
позициях феноменалистического позитивизма. Он полагал,
что все наше знание происходит из опыта, предмет которого
- наши ощущения. Испытав воздействие Конта и разделяя
некоторые его взгляды, Милль тем не менее не принимал его
социально-политических воззрений, считая, что тот
защищает систему духовного и политического деспотизма и
игнорирует свободу личности. В связи с этим он написал
очерк "О свободе", главной темой которого было
утверждение, что мы можем вмешиваться в действия других
людей только в том случае, если они наносят вред другим
людям. В этом очерке Милль выступал за открытые
дискуссии и демократический индивидуализм.

Монтескье
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель
философии французского Просвещения. Он происходил из
дворянского гасконского рода. Получив классическое и
юридическое образование, был на различных должностях в
судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить
юридическую практику Франции того времени. Затем
отходит от всего этого и посвящает себя изучению
естественных и общественных наук. Первый его
литературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) -
имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально-
абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по
праву считается произведение "О духе законов" (1747). Еще
он написал "Рассуждение о причина величия и падения
римлян" (1734).
В своей социальной философии Монтескье
рассматривает причины существования разных форм
общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную
форму общественного развития, необходимо почитать то
законодательство, которое существует в данном обществе.
Монтескье различал два типа законов, существующих
в обществе:
1) "естественные", которые определяются
биологическими, природными характеристиками человека и
выражают его отношения к природе я к другим людям, но,
так сказать, во внеобщественном состоянии;
2) социальные законы.
Монтескье выделял три основных образа правления,
существовавших в истории: республиканский,
монархический, деспотический. Он полагал что юридические
нормы государства определяются формой государства,
законы же - это юридические выраженные правила,
определяющие отношения между верховной властью и
членами общества. Эти законы, согласно Монтескье,
формируют политическую свободу, состоящую в том, что
каждый имеет право делать все, что дозволено законами.
Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что
законодательства, характерные для определенных форм
правления, а именно демократического, монархического и
деспотического, детерминированы различными факторами:
характером политической власти, почвой, рельефом (т.е.
географической средой), нравами, обычаями, религиозными
верованиями, численностью населения.
Тем самым Монтескье попытался осознать общество
как целое, связанное в единое целым рядом условий,

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign