LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>









3. Человек энергетический и человек информационный
3.1. Информационная природа человека

Человек содержит максимум информации о вселенной. В этом смысле он представляет собой макроскопическое существо, пользующееся преобразованной информацией о явлениях и объектах других уровней (низших и высших).

161

Таким уровнем является уровень макроскопического существования человека потому, что здесь проявляется максимум информации, выражающей сущность природы. Именно на этом уровне появляются разум и Homo Sapiens как его носитель.

Живое вещество уже на начальных этапах становится биологической силой, оказывающей воздействие на атмосферу, что становится условием его самовоспроизводства. Организм человека функционирует на основе биологической информации, закодированной в генах, и поскольку код ДНК представляет собой сообщение, очерчивающее направление эволюции, он хранит всю историю жизни на Земле. Расшифровка генетического кода показала, что он универсален для всех живых организмов, начиная с вирусов и кончая человеком.

Вся исходная информация, на основе которой строится и функционирует организм, сосредоточена в ДНК и закодирована в виде уникальной последовательности нуклеотидов - субъединиц ДНК. Однако до сих пор неясно, как при морфогенезе формируется макроскопический порядок.

В современной науке человек рассматривается как многоканальная система взаимосвязи с окружающим миром. В центральной нервной системе человека происходит селекция информации: из 10 млн. единиц воспринятой информации осознается только одна, остальное не осознается и фиксируется в сфере бессознательного, с которой связана креативность, без чего невозможно развитие познавательной способности.

Пока неизвестно, как мозг человека расшифровывает и воссоздает образ внешнего мира, то есть не установлен код работы мозга.

Строение организма той или иной особи генетически предопределено. Возникает, однако, вопрос, на который до сих пор нет убедительного ответа: почему при одинаковых генах получаются разные клетки? [1].

1 В человеческом организме 250 различных типов клеток, и парадокс состоит в том, что все они содержат в своей ДНК одинаковые гены.


В общем виде установлено, что это зависит от того, какие гены "включаются", а какие "выключаются", благодаря чему оплодотворенная яйцеклетка превращается в растение, животное или человека. Поэтому сейчас интенсивно изучаются химические сигналы, регулирующие процесс клеточной дифференциации.

162

Американские ученые А. Уилсон и В. Зарич в результате сравнительных биохимических исследований человека, шимпанзе и гориллы установили, что каждый из этих видов отличается от других всего на 1-2% в последовательности генетического алфавита, кодирующего различные белки, и это при колоссальном различии между обезьяной и человеком! Развитие генной инженерии может привести к непредсказуемым результатам даже при 1%-ном изменении человеческой ДНК.

Развитие человека, его мозга и сознания, связано с накоплением и изменением генетической информации, в то время как эволюционная теория исходит из готового человека и неизменного генетического кода. Информационная неисчерпаемость и открытость связаны с неисчерпаемостью и открытостью мира.

Переход от энергетической основы жизнедеятельности к информационной, который начался в конце XX века, означает принципиально новый характер общественного взаимодействия, новую парадигму человека и общества. Речь идет о наступающей эпохе несилового информационного общественного взаимодействия и об информационном человеке как его персонификации. В этих условиях человек из функции общества превращается в исходное начало и подлинный субъект общественных отношений.

Человек рассматривается не как таковой, не как готовый продукт эволюции, а в становлении, в развитии его мышления, сознания, интеллекта, познавательной способности, то есть, в конечном счете, с позиций приращения разумности.

Признанный современный ученый, руководитель кафедры прикладной математики Кембриджского университета Стивен Хокинг так представил информационную природу происхождения живого, в том числе и человека, в своей лекции в Белом Доме в октябре 1998 года: около трех с половиной миллиардов лет назад появилась (как и почему, мы не знаем) высокоорганизованная молекула ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), которая стала основой жизни на Земле.

Открытая в 1953 году Ф. Криком и Д. Уотсоном, ДНК (двойная спираль) существует на основе реализации принципа самокопирования, в процессе которого возможны случайные ошибки в порядке расположения аминокислот вдоль спирали. В большинстве случаев это ведет к прекра-

163

щению самокопирования. Но в отдельных случаях эти ошибки (мутации) приводили к таким изменениям ДНК, которые не нарушали ее возможности выживать и воспроизводиться. На основе этого механизма построен естественный отбор, который эмпирически был открыт Ч. Дарвином еще в 1857 году. Таким образом, информация, зашифрованная в последовательности нуклеиновых кислот, обеспечивает постепенную эволюцию и нарастающее усложнение.

Поскольку биологическая эволюция основана на случайных процессах, она развивалась очень медленно, миллиарды лет. В течение по крайней мере последних десяти тысяч лет существенных изменений в ДНК человека не произошло. Но теперь, как считает С. Хокинг, мы находимся в начале новой эры, когда у нас появилась возможность увеличить сложность нашей ДНК, обгоняя биологическую эволюцию с помощью генной инженерии.

Возможность такая действительно появилась, и, скорее всего, она будет реализована, несмотря на то, что может быть использована во вред человечеству ввиду несовершенства нынешнего человека и соответствующей социальной организации.

Если человек хочет оправдать свое предназначение, он должен постоянно совершенствоваться, чтобы вписаться в стремительно возрастающую сложность мира. Для этого, правда, нужны более совершенная техническая база и соответствующие информационные технологии. Однако уже сегодня есть все основания утверждать, что они могут быть созданы в будущем столетии, а тем более тысячелетии.

Будут ли это "разумные машины", как считает Хокинг вслед за "компьютерными романтиками" XX века, или они обеспечат невиданное приращение естественной человеческой разумности, - вот в чем вопрос.

Основное и бесспорное сомнение, которое должно охлаждать наш пыл вмешательства в естественные основы жизни человека, заключается в том, что мы не знаем (а может быть, нам и не дано знать) того, что лежит в основе мира, как возникла вселенная, почему появилась жизнь на Земле, что есть человек и его разум, и т.д.

164

Современный этап развития науки характеризуется изменением представлений о фундаментальных основах природы. От представления об исходной материальности мира и закрытых материальных системах, объединенных на основе внешних и внутренних силовых взаимодействий, осуществляется переход к открытости мира и миро-проявлению; от детерминизма к индетерминизму, от равновесности, устойчивости, от обратимости к неравновесности, неустойчивости и необратимости.

Сущность и место человека в мире в этих условиях связаны с миропроявлением, то есть проявлением в человеке и его деятельности исходного единства материального и идеального начал природы. В познавательном отношении, выражающем миропонимание, человек выступает как результат миропроявления, а не как субъект первичного, исходного отношения "человек - природа", что обеспечивает мировоззренческий подход с объективных позиций.

Информационный человек - это не "киборг" и не "кибернетический человек" Э. Фромма, понятие которых связано с выработкой машинного стиля мышления и общения и практическим уничтожением всего человеческого в человеке. Его становление - объективный процесс, основанный на объективном характере приращения разумности как развитии родового качества человека.

Превращение информации в основной стратегический ресурс общества коренным образом изменяет место и роль материального производства. Уже сейчас в развитых странах доля физических усилий человека в общем объеме энергозатрат на производство составляет меньше 1%. Количество занятых в сфере услуг и применения информационных технологий уже перешагнуло 50-процентный рубеж и в ряде стран приближается к 80-90%. (В США - 3% - в сельском хозяйстве, 10% - в промышленности, 85% - в сфере услуг и информатики). Однако уже сегодня ясно, что в полной мере информационное общество не может состояться даже на основе постнеклассической науки, которая по-прежнему строится по принципу прогресса за счет дифференциации научного знания, а значит, что и при сохранении силовой основы регулирования.

Лишь интеграция различных способов постижения мира может явиться основой развития познавательной способности человека, адекватной информационному обществу.

165

Рациональное мышление как содержание познавательного процесса необходимо дополняется в условиях господства науки образным, интегрируются западный и восточный способы мировосприятия и стили мышления.

Информация, как фиксация различий природных объектов, их размерности и структурирования, выступает в качестве глобального языка природы. Поэтому и субъективное восприятие информации, ее переработка и трансляция имеют объективное содержание, в связи с чем только и возможно превращение информации в основной стратегический ресурс общества.

Синергийно-информационный подход позволяет выявить новые грани феномена информации. Информация представляет собой главный фактор, определяющий развитие всех эволюционных процессов, а также структуру и упорядоченность возникающих при этом природных и социальных систем.

Информационные процессы характерны как для глобального мирового уровня, так и для живой клетки. Информационную основу имеет как живое вообще, так и человек и его сознание. Развитие человека, его мозга и сознания, связано с накоплением и изменением генетической информации, в то время как классическая эволюционная теория исходит из готового человека и неизменного генетического кода.

На мировоззренческом уровне в качестве исходного понятия выступает природа. Человек является ее первичным производным, а его общественные связи выражаются понятием общества. В связи с последними достижениями в области генной инженерии можно говорить о безграничных возможностях человека вне непосредственной связи с действием общественных закономерностей. Более того, общественные отношения и социальные закономерности в этом случае зримо попадают в прямую зависимость от развития человека.

Таким образом, современное обществознание мировоззренчески должно исходить из приоритета человека, а не общества. Подход, основанный на идее развивающегося человека, представляет собой принципиально новую стратегию общественного развития, исходящую из господства разума, а не силы, и не может определяться той или иной формой присвоения.

166

Синергийно-информационный подход предполагает нелинейное развитие по бифуркационному сценарию, когда новое качество человека и общества не представляет собой результата закономерного поступательного развития, а является следствием выбора одного из возможных вариантов развития под влиянием коллективных и индивидуальных взаимодействий, которые коренным образом изменяют направление не только общественных преобразований, но и саму сущность человека.

Человек из функции общественных отношений превращается в фундаментальную системообразующую категорию естественных и общественных наук, а затем и различных способов постижения мира.










3.2. Человек информационный - человек познающий - человек становящийся

Деятельность человека в ее самом общем значении представляет собой самопознание природы, что выделяет в ее структуре, в качестве определяющей, познавательную сторону. То, что человек, прежде чем познавать, должен есть, пить, иметь одежду и жилище - выступает с этих позиций лишь как условие существования, а не в качестве конституирующего признака человека.

Академик Д. И. Блохинцев писал: "Стремление к познанию природы заложено в глубинах человеческого разума и составляет важнейшую суть Человека. Эта деятельность Человека... является предпосылкой всего прогресса человечества - духовного и материального... Открытие огня, паруса, колеса было результатом великих озарений, посещавших разум доисторических гениев. Именно эти великие открытия доисторического и древнего Человека были теми ступенями, шагая по которым, человеческая природа отрывалась от животного мира" [1].

"Человек - это самосознание природы. Созидательная, преобразующая способность и деятельность человека - это не что иное, как сознательная созидательная способность и деятельность самой природы" [2]. К такому выводу приходит Ю. К. Мельвиль, осмысливая место человека в эпоху освоения космоса.

1 Блохинцев Д. И. Предпосылки научно-технического прогресса // В кн.: Современные проблемы физики. - М., 1976. - С. 6-7.
2 Мельвиль Ю. К. Человек и эпоха. Человек в эпоху космических полетов. - М., 1964. - С. 161.


Человек не является чем-то внешним по отношению к природе, не противостоит ей, а выступает как составная часть природы, выделенная ею самой из себя.

167

О возрастании познавательного начала деятельности и превращении его в определяющее свидетельствуют и мысли В. И. Вернадского: "Появление разума и наиболее точного его выявления - организации науки - есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий все нам известное, раньше выявляющееся в биосфере. Он подготовлен миллиардом лет эволюционного процесса" [1].

1 Вернадский В. И. Размышления натуралиста / Научная мысль, как планетное явление. - М., 1972. - С. 43.


Вместе с тем познавательная способность как конституирующий признак человека практически не выделяется ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Говорят о "homo economicus" (экономическом человеке); о "homo fabег" (человеке труда), "homo sociologicus" (социологическом человеке), о "homo utopis" (утопическом человеке), о "homo consumens" (человеке-потребителе), но никак не о "познающем человеке". А именно это понятие выражает информационную сущность цивилизации, что крайне важно с современных позиций.


Большинство указанных определений человека не имеет существенного значения. Представляется, что больше других заслуживают внимания определения человека, связанные с его происхождением и становлением. С происхождением человека связывают понятия "homo habilis" (человек умелый) и "homo sapiens" (человек разумный).

Согласно последним научным данным, человек появился в результате сложного эволюционного процесса 3-5 млн. лет тому назад. Этот период связывается с человеком умелым - homo habilis. Думается, что в этой связи отрывать, как это сейчас принято, разумность как основной признак человека от хабилисов и переносить его на гораздо более поздние сроки нет смысла ни теоретически, ни исторически.

Поскольку проблему происхождения человека нельзя считать решенной раз и навсегда, можно предположить, что будут совершенствоваться и понятия, выражающие этот процесс.

Так, Эрнст Кассирер считал, что разум - очень "неадекватный" термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Он предложил определить человека не как рациональное, а как "символическое животное" [1]. Поскольку символизм связан с иррациональным и бессознательным, то не оставляет сомнения, что философ одно ограниченное, на его взгляд, понимание сущности человека, заменил другим, но еще более ограниченным.

168

В. В. Михеев из института Дальнего Востока РАН выдвинул понятие "хомо интернешнл", которое вынес даже в название большой монографии [2]. "Человек интернациональный" (homo international), - пишет он, - человек, связывающий удовлетворение своих потребностей не со "своим" государством, а с мировым сообществом в целом... Ключевым моментом анализа является предположение о существовании аналитически вычисляемой зависимости между распространенной в данном обществе структурной потребностью человека, средствами и степенью их насыщения, с одной стороны, и потенциалом агрессивности страны, ее склонности к компромиссному мышлению и поведению и готовности к вовлечению в процессы глобализации мировой экономики и персонификации международных отношений, с другой" [3].

1 Кассирер Э. Избранное. Опыт и Человек. - М., 1958. - С. 472.
2 Михеев В. В. Хомо-интернешнл. Теория общественного развития и международной безопасности в свете потребностей и интересов личности. - М., 1999.
3 Там же. - С. 12-13.


Из этого следует, что удовлетворение потребностей такого человека и соотношение их не со "своим" государством, а с мировым сообществом в целом связывается со склонностью к компромиссному мышлению и готовностью к вовлечению в процессы глобализации мировой экономики как условием что, почему-то определяется агрессивностью страны.

Другими словами, не только такому человеку, но и странам наподобие России не остается ничего, кроме того, чтобы приспосабливаться к существующему мировому экономическому порядку и "прогибаться" под мировой капитал и его персонификацию в лице США А если не так, то тебя еще объявят агрессором. Вот вам и гомо-интернешнл!

Становление человека в самых общих чертах можно описать, отправляясь от других крупных эпох, с которыми связано его существование: энергетической с конца неолита (5-8-тысячелетий до н.э.) вплоть до наших дней, и информационной, которая разворачивается на наших глазах.

169

Поскольку энергия как основа человеческих взаимосвязей предполагает силовое взаимодействие" это выражается в терминах труда и присвоения, а общее понятие человека, характеризующее эту эпоху, - человек энергетический.

Информационная эпоха и информационная природа человека выражаются понятием "человек информационный", или "человек познающий". Последнее более точно характеризует человека с точки зрения характера его деятельности, а первое - с точки зрения его природы.









3.3. Становление человека как приращение его разумности

Развитие человека и связанное с этим растущее проявление его информационной природы превращает на наших глазах информацию в основной стратегический ресурс общества, отодвигая на второй план, но не умаляя значения энергетической составляющей. Это является наглядным выражением возрастания роли духовно-познавательных ценностей по сравнению с материальными (потребительскими).

Другими словами, объективная основа регулирования общественных процессов как на энергетической, так и на информационной основе существовала всегда, но изменение их взаимоотношений в этом регулировании связано с развитием человека, возрастанием роли его разумности.

Открытие информации как "содержания, поступающего к нам извне", в отличие от информации как продукта человеческой деятельности позволяет непосредственно сомкнуть в информации объективный (природный) и субъективный (человеческий) уровни, в связи с чем упорядоченность достигается несиловым путем, для характеристики которого понятия организации и самоорганизации не подходят.

Упорядоченность в обществе на энергетической основе означала и означает общественную организацию или самоорганизацию системы как установление порядка за счет внешнего или внутреннего силового воздействия. Многовековое господство представлений о мире с этих позиций, сохраняющееся и по сей день, с одной стороны, приняло характер устойчивого предрассудка, а с другой - загнало в тупик человеческую мысль и поставило человечество на грань катастрофы.

170

Постоянное приращение разумности по мере освоения объективного идеального через природную информацию означает принципиально новый вид упорядоченности, по своей природе исключающий присвоение в любой форме. Это предполагает приоритетное значение всего того, что способствует приращению разумности человека [1].

1 Человек в данном случае рассматривается как собирательное понятие, тождественное человечеству.


Новые проявления упорядоченности, отличные от организации и самоорганизации, характерной для системности, исходной закрытости, - это понятия активности природы, континуума ее материального и идеального начал, открытости как миропроявления, человеческой субъективности как объективной реальности, сознания человека как субъективного проявления объективного идеального, человеческого познания как самопознания природы.









3.4. Биосоциальные корни человеческой индивидуальности

Нет данных, которые позволили бы говорить о прекращении эволюционного развития мозга у современного человека. И дела не меняет тот факт, что его размеры у современного человека практически не изменяются за последние 40-50 тысяч лет. У австралопитеков, обитавших в Африке от четырех до двух миллионов лет назад, размеры головного мозга составляли 500-600 кубических сантиметров. У питекантропов (1,90-0,65 миллиона лет назад) размеры мозга увеличились до 900 кубических сантиметров, у синантропов (400 тысяч лет назад) - до 1000 кубических сантиметров. У современного человека средние размеры мозга составляют 1400 кубических сантиметров у мужчин и 1279 - у женщин. У современного человека амплитуда изменчивости размеров мозга возросла, причем нет определенной зависимости между его величиной и индивидуальной одаренностью. Из одаренных людей, насколько известно, самый маленький мозг имел французский писатель Анатоль Франс, у которого размер мозга немногим превышал 1000 кубических сантиметров, самым же большим мозгом обладал И. С. Тургенев (2012 кубических сантиметров). Совершенно очевидно, что на основании этого делать какие-либо выводы об относительном умственном развитии И. С. Тургенева и А. Франса было бы неправильно. Для того, чтобы пройти путь от кроманьонца до современного человека, ему не по-

171

надобился более крупный мозг. Отсюда часто делается совершенно неправомерный, по нашему мнению, вывод, что весь прогресс человечества был обеспечен и продолжает обеспечиваться чем-то находящимся за пределами развития отдельного человека. Это в свою очередь связывается с тем, что прогресс познания, развитие познавательной способности, познавательных потребностей и интересов связаны с коллективом, обществом. И в этом смысле понятие человеческого разума, интеллекта по мере развития человека все больше выходит за индивидуальные пределы, и реальностью становятся коллективный разум, интеллект как носители этого прогресса.

Нам представляется, что понятие коллективного разума, "третьего мира коллективного знания" и т.д. не должно заслонять собой индивидуальности. Поскольку каждый человек представляет собой неповторимость, этим качеством обладают и различные человеческие общности, вплоть до общества как совокупности национальных и региональных сообществ. Именно поэтому свободное развитие индивидуальности и выступает в качестве основного устоя общественного богатства в самом широком смысле, а также основы общественных связей людей в открытых системах. Представление о коллективном (в том числе и коллективном разуме), погашающем индивидуальное, характерно для закрытых систем, которые рассматриваются как статичные, ибо не имеют внутреннего источника развития. Человеческая индивидуальность будет определять общественную организацию и при смене ценностно-мотивационных парадигм.

Человеческая индивидуальность чем дальше, тем больше связана с продуктивностью мышления, его культурой и творческим характером, что неотделимо от качественных особенностей мозга, связанных как с биологической основой, так и с социальными условиями (образование, воспитание и т.д.).

Неравновесность процессов (в том числе общественных) как исходный принцип предполагает абсолютно новые подходы в обществознании, смысл которых заключается в том, чтобы за исходное начало бралась не система как целое в ее статичном состоянии, а человек с его неповторимостью как постоянный источник стихийности и неупорядоченности общественной системы, порядок и равновесие которой вытекают из его биосоциальной природы.

172

Неповторимость каждого человека имеет биосоциальные корни. И если от животного происхождения для него характерны индивидуализм и групповой эгоизм, которые закрепляются в тех или иных видах экономической обособленности и формах собственности, то человеческое разумное начало все больше проявляется в приоритете общечеловеческих интересов и ценностей, которые находят выражение в познавательной деятельности. В понятии неравновесности как исходного общественного состояния наряду с экономическими условиями играют роль и различные физические, национальные, половые и другие субъективные особенности каждого человека, природная среда его обитания и т.д.

Состояние общественной неравновесности и связанная с ней непредсказуемость событий во многом зависит от субъективных человеческих проявлений и не позволяет рассматривать экономику как самодовлеющую, базисную силу, анализ которой и выбор путей ее дальнейшего развития может быть дан исходя только из самой себя.

Поэтому споры о макро- или микроэкономическом подходе в поисках выхода из кризиса исходят из догмата об определяющей и самодовлеющей роли экономики, который соответствует мировоззрению, исходящему из представления о замкнутом характере исследуемых систем, равновесности и строгой детерминированности происходящих в них процессов.

Такой подход не соответствует современной картине мира, исходящей из открытости мира, необратимости времени, неравновесности природных и общественных процессов.










3.5. Человеческая субъективность как объективная реальность

Положение о том, что сознание человека является производным материального органа человеческого тела - мозга, - призвано доказать производный характер идеального вообще и искажает неразрывную связь материального и, идеального начал природы на исходном уровне.

173

Сущность человека должна быть определена не через противопоставление материального и идеального, что характерно для материализма и идеализма, а через их единство на природном и человеческом уровне.

Единство телесности и духовности человека отражает единство материального и идеального начал природы. Если на исходном уровне не выделяются в качестве равнозначных материальное и идеальное начала природы, то нет и объективной основы для появления человека как мыслящего существа.

Можно спорить о закономерном, предопределенном или случайном характере появления человека, но без реального основания заложенных в природе в виде материального и идеального начал его появление было бы невозможно в принципе. Связанное с таким подходом понимание человеческой субъективности как объективной реальности дает возможность вписать ее в современную научную картину мира.

Человеческое общество характеризуется неустойчивостью, неравновесностью, хаотичностью как результатами стохастических процессов, направляемых человеческой субъективностью. Субъективность же в ее исходном значении производна не от общественных отношений, а от отношения человека с природой в качестве первоосновы, на что затем наслаиваются общественные отношения, в том числе и производственные. В этом и состоит понятие человеческой субъективности как объективной реальности.

Человеческая духовность в условиях господства материальных ценностей не имеет самодостаточности, а выступает в качестве субъективного внутреннего мира человека, всецело зависимого от внешних материальных условий существования.

Вместо развития духовности человека, имеющей безграничные возможности, общество материальных ценностей пытается смоделировать лишь познавательную способность человека, заменить человеческий интеллект искусственным, а его духовность отсечь как нечто второстепенное, а то и вовсе ненужное. В этом и состоит главная причина кризиса, поставившего под угрозу само существование человечества.

Человеческая субъективность, внутренний мир человека гораздо шире того, что часто отождествляется с его разумом. В этом случае воля и чувства человека остаются за кадром. По существу остаются без внимания такие экзистенциалы, как Страсть, Страх, Вера, Любовь, Ненависть, Эрос, Тоска и др., а следовательно, обескровливаются духовность и человек в целом.

174

В трансцендентальной феноменологии место природы занимает проекция вовне трансцендентального "Я". "Пока мы не освободимся от ставшего сегодня почти всеобщим убеждения, что смысл вносит в мир человеческая субъективность,.. пока не вернем природе ее онтологическое значение, каким она обладала до того, как технотронная цивилизация превратила ее не только в "объект", но и в "сырье", мы не сможем справиться ни с проблемой рациональности, ни с экологическим кризисом" [1], - пишет П. П. Гайденко, и она, безусловно, права.

Вывод один: без того, чтобы выяснить объективную природу человеческого разума, невозможно современное понимание человека и мира.

1 Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С.135.










4. Объективное идеальное и человеческая духовность
4.1. К становлению понятия объективного идеального

Понятие идеального идет от идеи. Она в истории философии имеет как субъективный, так и объективный смысл. Так, Демокрит называл идеями атомы; для Платона это метафизическая сущность вещей, лишенная телесности и в этом смысле являющаяся подлинно объективной реальностью; Аристотель мыслил идею как силосозидающее и формообразующее активное начало - энтелехию; неоплатонизм - как излучение высшего мирового принципа; средневековое христианство - как "божественную мысль". В последующем идею начинают трактовать все более субъективистски. Начиная с Декарта и Локка, идея означает лишь "образ вещи, создаваемый духом". Эмпиризм связывал идею с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм - со спонтанной деятельностью мышления.

175

Однако уже в немецком классическом идеализме намечается обратный процесс: Кант называл идеей разум, которому нет места в нашей чувственности; по Фихте идеи - это имманентные цели, согласно которым "Я" творит мир; для Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим процесс развития.

Для такого понимания идеи и идеального характерна та же односторонность, что и для понимания материи и материального. Но природный, независимый от человека срез этих понятий существовал всегда.


Движение к объективному идеальному имеет своей основой преодоление классической гносеологии и исходного субъект-объектного отношения. Его начало в рамках феноменологии заложил Гуссерль, который рассматривает в качестве исходной реальности не сознание и не материю, а жизненный мир, предшествующий субъект-объектному отношению.

Согласно Хайдеггеру, акту сознания, в котором субъект противополагает себя объекту, предшествует изначальная вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится. Способ, которым осуществляется это, есть понимание, а оно реализуется через истолкование, интерпретацию. Тем самым был осуществлен переход от трансцендентальной феноменологии к герменевтической. Для последней важно не определение тех условий, при которых познающий субъект может нечто понять, а то, как устроено сущее, бытие которого выражается пониманием.

Дальнейшее движение к онтологизации понимания совершил Гадамер. Субъективизм в трактовке сознания Гадамер назвал иллюзией "идеализма сознания", связав с ним всю европейскую философию от Декарта до Гуссерля. В связи с этим Гадамер подчеркивает несводимость истины к тому понятию, которое сложилось в рамках европейской науки. Он считает, что истина является характеристикой не познания, а самого бытия. Поэтому она не может быть "схвачена" познающим субъектом, а может лишь приоткрыть себя пониманию. Это различие принципиально, поскольку в первом случае логика идет от субъекта, а во втором - от объекта.

Думается, что это еще один шаг к объективному идеальному.

176

Стремясь преодолеть мистичность гегелевского "абсолютного духа", Гартман вводит понятие объективного духа, который в отличие от человеческих индивидуальностей представляет собой их всеобщую, отчужденную и обезличенную форму. Объективный дух, по его мнению, - это целостность, обладающая собственной структурой и принципами, из которых складываются его специфические проявления в виде науки, философии, искусства, религии, мифа и т.д.

Этим самым, начиная с Гартмана, в новейшей истории философии четко определяется традиция отношения к объективному идеальному как по всеобщему надындивидуальному.

Сегодня одной из разновидностей подобного представления является концепция коллективного разума, предложенная Н. Н. Моисеевым, и понятие осознающей себя вселенной, выдвинутое В. В. Налимовым.

Они опираются на данные естествознания, и прежде всего физики, которые раздвинули и качественно изменили само понятие физической реальности.

Совершенно определенно против объективного идеального высказывался В. И. Ленин: "Всякий человек знает - и естествознание исследует - идею, дух, волю, психическое как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом организованного вещества, превратить эту функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, "подставить" эту абстракцию под физическую природу, - это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием" [1]. Такое понимание вытекает из мономатериализма, предполагает исходным положение о материальности мира. Сторонников такого понимания и сейчас немало.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 18. - С. 241.


С точки зрения современных научных представлений вещественно-энергетическое содержание природных процессов не является определяющим.

В частности, открытие природы информации как содержания, полученного нами извне и не являющегося ни материей, ни энергией, дает основание утверждать, что в сущностных основах мира обнаружена новая субстанция.







177


4.2. Индивидуальное сознание - производное природного идеального

Человеческая субъективность не является закономерно предопределенной, а представляет собой результат бесчисленного количества возможностей для выбора. "Если бы каждый из нас в отдельности оценил вероятность браков наших достаточно далеких предков, - пишет Б. Оливер, - то пришел бы к заключению, что появление на свет каждого из нас - событие совершенно невероятное" [1].

Больше того, эта невероятность заложена даже в жизненном цикле одной родительской пары: вероятность появления конкретного "Я" от этой пары родителей - один шанс приблизительно на сто триллионов (100000000000000) - таково число возможных генных комбинаций родительских половых клеток [2].

1 Проблема СЕТУ. Связь с неземными цивилизациями. - М 1975 - С.121.
2 Философские науки. - 1991. - № 9. - С. 75.


Это свидетельствует о том, что конкретное индивидуальное сознание не просто производно от индивидуального мышления, конкретной мыслящей материи - мозга, а есть и частный случай общеприродного идеального. Именно потому, что через человека осуществляется самосознание природы, его разум есть одна из космических форм идеального, составляющего наряду с материальным природу.

Социальная сущность человека на всем протяжении истории добавляет социальные факторы к биологическим. Социальную окраску приобретают естественные различия в способностях людей и их личных качествах.

Так, известно, что способность двигать вперед человеческое познание характерна лишь для одного-трех процентов людей, и именно они занимаются собственно творчеством, или производством нового знания. Уровень же познания каждого поколения связан с современной научной картиной мира как готовым результатом научного творчества, которая усваивается большинством людей в процессе обучения и воспитания. Соответственно различаются продуктивный и репродуктивный способы и стили мышления. Определяющее место в человеческой субъективности занимает роль отдельных индивидов в миропонимании как освоении природного идеального.

Составляющие человеческой субъективности хотя и неразрывно связаны, но имеют и качественные особенности. Так, если эффективность миропонимания тем выше, чем больше в нем отражается природное идеальное, то в духовных экзистенциалах, в иррациональном, отражаются наиболее глубокие пласты сознания и подсознания, которые выходят за пределы рационального мышления.

178

Именно поэтому комплекс ценностей, составляющий ценностно-мотивационную парадигму, идущую на смену парадигме материальных ценностей, наиболее правильно будет назвать парадигмой духовно-познавательных ценностей. Третьей составляющей человеческой субъективности являются личностные качества (воля, характер, мораль, нравственность и др.), благодаря которым реализуются познавательная способность и духовность человека. Именно в единстве всех трех составляющих человеческая субъективность является первичной, исходной по отношению к обществу, к общественным, в том числе и производственным отношениям.

Человеческая субъективность лежит в основе общественных отношений, которые связаны через нее, и только через нее, с природной реальностью как с первичным отношением. Различные формы экономической и социальной обособленности (материального производства, форм собственности, производственных отношений, товаропроизводителей, классов и др.) являются поэтому не первичными (и в этом смысле объективными) по отношению к человеку, а вторичными производными.

Каждый человек как биосоциальный организм неповторим, и именно этот факт, который выражает его сущность и не может быть заменен никакими изменениями внешних условий и общественных связей людей, лежит в основе современного понимания общества.










4.3. Идеальное, сознание и познание

Человек - существо природы, ее сознательный феномен, что и обусловливает специфический характер его взаимоотношения с природой. Содержанием человеческого сознания является идеальный образ природной реальности. В настоящее время достоверно известен единственный способ субъективного производства идеального - человеческое мышление. Однако нельзя отрицать и того, что в прошлом, настоящем и будущем возможно существование других существ, наделенных сознанием, производство которого коренным образом отличается от человеческого мышления, равно как способ существования может не совпасть с человеческим бытием.

179

Со времен Декарта познание рассматривалось в качестве определяющего момента всякой философской системы, являясь лишь одной из функций сознания. Последнее же само есть составная часть человеческой жизни, характеризующейся не только разумностью, но и настроениями, чувствами, инстинктивными побуждениями и т.д.

Философия должна исходить из целостного жизненного субъекта.

При этом могут быть широко использованы принципы кантовского трансцендентализма, трансцендентальной феноменологии Гуссерля, аналитики человеческого бытия Хайдеггера, философской антропологии Шелера и Плесснера, философии жизни, экзистенциализма. Но подчеркивая значение эмоционального, инстинктивного и бессознательного в жизни человека, не следует впадать в другую крайность и изолировать человека от его объективных связей, превращая в основу его существования иррационально-жизненное становление бытия, в результате чего во главу угла ставится жизнь, понимаемая или биологически, как стремящиеся к освобождению жизненные силы и порывы (Ф. Ницше), или как интуитивное познание живого в его динамическом течении (А. Бергсон), или как попытка философских антропологов объяснить природу человека, исходя из его подсознательных биопсихических импульсов и устремлений.

Не отвечает истине и попытка противопоставить деятельности человека "запороговые" и прочие аргументы, идущие от бессознательного и превращающие его в определяющий фактор. Включение этих факторов обогащает анализ, но не может заменить его плюралистической основы.

Освоение человеком мира природы осуществляется как в рациональной форме познания, которое представлено наукой, так и в других формах постижения природы и человека, которые представляют специфический вид по сравнению с рациональным познанием. Это философия, религия, литература, искусство и другие виды духовности человека.


При этом следует иметь в виду, что субъективное идеальное не возникает из самого себя, а непосредственно связано с постижением объективного идеального, заложенного в природе. Этому нет рационального объяснения, нет конкретных доказательств, так же, как их нет и у материадиетической и идеалистической мировоззренческих позиций.

180

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных не наличием идеального, которое в ней содержится, как и в любом природном объекте (биоритмы, жизненный цикл и т.д.), а тем, что человеческое сознание есть способность к познанию и самопознанию.










4.4. Мозг человека - орган адаптации к объективному идеальному

Ясно, что сознание каким-то образом связано с мозгом. Но каким? Что значит мозг, рассматриваемый в качестве органа сознания и исследуемый в этом качестве современной физиологией, нейрофизиологией, биохимией и т. Тт.?

Прежде всего необходимо отметить способность мозга обеспечивать наше мышление, именно мышление, а сознание выступает уже как его продукт. Анализ химических механизмов не приблизил нас к расшифровке или, точнее сказать, к возможности перекодирования биохимических данных непосредственно в продукт мышления и, таким образом, к раскрытию феномена сознания.

Работы Ч. Шеррингтона открыли впервые возможность современного изучения мозга на основе его физического и математического описания. Еще в 30-е годы были получены экспериментальные данные о взаимосвязи сигнала и рецептора. Механизм генерации нервного импульса оказался совершенно обычным физико-химическим процессом.

Практически параллельно с этим появилось математическое описание теории нейронных сетей. Эта теория, созданная Макколаком и Питцем в 40-е годы, декларировала, что мозг работает в принципе как универсальный вычислитель, поскольку существует некий нейрон - сумматор электрических влияний. Эта идея была математически оформлена еще до того, как было показано, что у нейронов действительно есть и возбуждающие, и тормозные синапсы. Однако дальнейшее движение в этом направлении привело в тупик. До сих пор так и не удалось доказать экспериментально, что мозг действительно работает как "машина", состоящая из нейронов - сумматоров возбуждающих и тормозящих влияний.

181

Более перспективно поставил вопрос в отношении мозга Д. Хьюбел: "Что он такое - гигантский компьютер или какая-то иная гигантская машина, или же нечто большее?" [1]

1 "Мозг". - М., 1984. - С. 9.


Интересное предположение высказал академик В. П. Казначеев: У протогоминида головной мозг достаточно развит и количество нейронов достигает 8-10 млрд. Если в каждой клетке-нейроне сосуществуют белково-нуклеиновые и полевые формы жизни, то до определенного уровня белково-нуклеиновые структуры нейронов, связанные первыми проводниками, работают, как компьютер проводникового типа. Представим себе, что во внешней среде возникает некая физическая или географическая аномалия. Все поля нейронов, которые работали в мозаике контактного компьютера, в один момент могут объединиться в едином кооперативном поле: компьютер проводникового типа перескакивает на организацию полевого типа. К чему это ведет? Существо-носитель такого компьютера начинает воспринимать окружающий мир по-новому. Для этого скачка биологических мутаций не нужно.

К чему привел предполагаемый скачок? До него протогоминиды могли общаться только с помощью сенсорных сигналов - речи, зрения, обоняния и т.д. Но достаточно, что их "компьютеры- перешли с проводниковой на полевую организацию, как все они естественным образом оказались связанными дальнодействующей полевой связью. Выходит, то, что мы называем телепатией, было обязательной фазой, обязательным свойством на самой ранней стадии эволюции.

Свой мозг человек получает по наследству от предков, а вместе с ним - и информационную природу сознания. Знания же приобретаются в опыте, в учении, то есть соматически не наследуются. Поэтому и говорится, что мыслит (приобретает знания и оперирует ими) не мозг, а человек с помощью мозга.

Человеческая жизнедеятельность рефлексивна. Так возникает отношение к себе, к другим, к предметам совместной деятельности - к необозримому миру реальной действительности. Животное же в этом смысле вообще к самому себе никак не относится. Другими словами, процесс жизнедеятельности человека - это единство сознания, знания и коммуникации. И только тогда объективный мир противостоит субъекту в качестве предмета познания.

182

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign