LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>












4.5. Познавательная потребность и деятельная активность



Понятие разумности, являющееся конституирующим признаком человека, в современной философии и психологии раскрывается через познание и его активность. Посредствующими звеньями при этом являются психика, восприятие, мышление, ум, воля, чувства, память, внимание, эмоции, мотивы.

Отсутствие единого стержня этих понятий приводит к тому, что в этот стержень превращается сама активность: психическая активность, умственная активность, интеллектуальная активность, познавательная активность, исследовательская активность, творческая активность. Психика, ум, интеллект и т.д. являются понятиями, выражающими одно и то же содержание, применительно к которому активность является лишь одной из характеристик.

Думается, что изучение разумности как конституирующего качества человека может стать плодотворным через выявление его информационной природы. В основе информационного подхода к выяснению природы разумности лежат генетическая предопределенность и обусловленность познавательной потребности, которая является объективной (природной) основой познавательной способности человека как его субъективного качества. Последняя реализуется как познавательная активность, или познавательная деятельность.

В отличие от информационного подхода, трактующего познавательную активность как объективно обусловленную, многие современные философские и психологические школы исходят из ее субъективистской трактовки, которая стала становиться преобладающей на грани XIX и XX веков. Гуссерль, например, считал, что познавательная активность состоит в интуитивном постижении трансцендентального в виде открытия чистых сущностей сознания, освобожденных от конкретных форм.

Ф. Брентано утверждал, что "всякое психическое есть некоторое объединение психической активности и феноменального поля".

А основатель вюрцбургской школы Кюльпе выдвинул положение о безббразном активном характере мышления, определяемом "монархизмом" целостного "Я".

183

Познавательная активность трактовалась и трактуется с этих философских позиций практически всеми основными психологическими школами: гештальтизма, необихевиоризма, пиажизма, когнитивизма, метакогнитивизма. Их издержки обычно, пытаются компенсировать апеллированием к социальной стороне: "Логика развития психологического изучения мышления и познавательной активности обнаружилась в закономерной эволюции указанных школ от сугубо интеллектуал истической трактовки механизмов мыслительного процесса к необходимости ее преодоления путем учета личностной обусловленности и социальной детерминации познавательных процессов" [1], - отмечает И. Н. Семенов в обобщающей работе.

Психическая активность, включая познавательные процессы, в этом случае рассматривается как "производное от целостности социального субъекта". Другими словами, решение проблемы в этом случае переносится из природной в социальную плоскость.

И. Н. Семенов характеризует как общепризнанное в отечественной психологии следующее понимание психического, а также связи его когнитивного и личностного аспектов: "Потребность познания выступает как фактор, мотивирующий все формы психической деятельности, начиная с процесса ощущения, кончая пониманием... Подчиняясь специфической мотивации, познавательная деятельность порождает и богатую гамму эмоций, аффектов и чувств человека ...Психическая деятельность мотивируется (выделено мной. - В. Е.) не порождением психических образований, но познанием окружающего мира" [2].

1 Семенов И. И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексиии познавательной активности. - Москва-Воронеж, 2000. - С, 12.
2 См.: Анциферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности или методологии психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969.- С. 57-117.


Во-первых, понятие "окружающего" мира свидетельствует о субъективистской антропоцентристской мировоззренческой позиции. Во-вторых, если есть такая мотивация, в конечном счете связанная с познавательной потребностью, то необходимо определить ее основу. Именно в этом главное. Но этот вопрос остается без ответа, и по серьезному счету такого ответа быть не может в рамках этого подхода, и выяснение причины переносится в производную, социальную область. В-третьих, в пределах самого "общепризнанного" утверждения доказательство имеет характер порочного круга: в начале рассуждения потреб-

184

ность познания мотивирует все формы психической деятельности, а в заключительном пассаже психическая деятельность мотивируется познанием окружающего мира (подчеркнем, что не потребностью познания, а познанием). Не добавляет ясности в решение проблемы и следующее утверждение: "Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние,.. которое предшествует деятельности и порождает ее" [1]. Другими словами, здесь понятия "познавательная потребность" и "познавательная активность" практически не разводятся.

Но совершенно определенным фактом является то, что познавательные потребности являются исходным началом человеческой активности, имеющим генетическую предопределенность.










4.6. Структура человеческой духовности: психика, разум, сознание, интеллект, язык

Психика - это то, что определяет качественное своеобразие человека, его субъективность. Она проявляется в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и т.д. Человеческое сознание есть субъективный способ реализации объективного идеального.

Разум представляет собой специфически человеческую (субъективную) способность к реализации объективного (природного) идеального, к восприятию и переработке природной информации.

Развитие этой способности как приращения разумности безгранично, с чем связана специфика человека как животного вида. В понятии интеллекта подчеркивается уже не способность, а характер и способ переработки информации. Поскольку разумность является исключительно человеческим качеством, при конструировании понятия интеллекта обычно пользуются человеческими мерками.

Обобщение наукой огромного фактического материала позволило развить представление о психике, выдвинуть ее новое понимание.

Психика выражает не только биологические и социальные, но и общеприродные закономерности [2].

1 См.: Вопросы психологии. - 1982. ˜ № 4. - С. 22.
2 Ершова-Бабенко И. В. Проблема методологии исследования психики как системы синергетического порядка // Московский синергетический форум. - М., 1996. - С. 56.

185

Другими словами, современное понятие психики неразрывно связано с природным началом, то есть с природным идеальным.

Человек отличается от других природных объектов наличием разума, сознания, как субъективным проявлением и реализацией объективного идеального, которое в силу этого не подвержено тленности, как человеческая телесность, материальная форма. Именно это служит основой того, что идеальное начало человека воспринимается как его бессмертная душа.

Представление об изначальной одухотворенности природы по аналогии с человеческим сознанием связывается со смыслом, который в той или иной форме присутствует либо в божественном промысле, либо в мире платоновских идей, либо в априорных механизмах разума, и т.п.

Источник смыслов (Бог, трансцендентальное "Я" и т.п.), с которым по мере возможности устанавливается устойчивая связь, свидетельствует об идеалистическом подходе. Главная отличительная черта человеческого (естественного) интеллекта - в неразрывной связи с понятиями человеческого разума, сознания, познания.

Существует точка зрения, согласно которой для определения интеллекта необходимо освободить его от гомоцентрических значений. В связи с этим интеллект представляется как свойственный всем живым организмам способ и механизм переработки природной информации, их целенаправленной реализации во взаимодействии со средой. Сознание и разум не являются конституирующими понятиями при таком понимании интеллекта, в то время как сам его перевод с латыни означает ум, рассудок, способность мыслить.

Двигаясь дальше в этом направлении, с интеллектом пришлось бы связать и различные способы трансляции и переработки информации в пределах неживой природы. Ведь информация - это именно то, что в рамках фазового перехода размывает "китайскую стену" между неживым и живым.

Думается, что было бы более правильно интеллект как человеческий способ восприятия и переработки информации "оставить" за человеком и не пытаться сделать его универсальным понятием, означающим механизм переработки информации.

186

Наличие языка у человека и отсутствие его у животных устанавливает четкую грань между интеллектом человека и механизмом переработки информации животных, и тем более в неорганической природе. С этой точки зрения наличие интеллекта у кошки и вороны лишь количественно предпочтительней, чем "интеллект" травы и камня.

Всякий издаваемый животными сигнал, наделенный коммуникативным содержанием, не требует ответа. В соответствии с этим "язык" животных в отличие от человеческого языка не ориентируется на конкретного "собеседника", не стремится достичь возможно полного понимания. Адресат "говорящего" носит всеобщий характер. Такой язык не связан с опытом, который можно было бы передавать во времени и пространстве, а именно это является определяющим признаком разумности и человеческого интеллекта.

Любое положение математики, логики или любой другой науки всегда есть производное от естественного языка. Если бы человек не обладал естественным языком, он не смог бы создать никакой, даже самой простой формулы. Между машиной и человеком всегда стоит язык, через который машина не сможет переступить. Чтобы порождать новые знания, нужен язык, а своего собственного языка машина не способна создать, и, используя человеческий язык (в любой его форме), она оперирует выраженными им человеческими знаниями.

В. Гейзенбер приводит в своей книге "Часть и целое" следующее высказывание Н. Бора: "Язык в какой-то мере представляет собой сеть, которая связывает людей, и мы с нашим мышлением и с нашими возможностями познания оказываемся в этой сети". Н. Бор писал, что "никакое настоящее человеческое мышление невозможно без употребления понятий, выраженных на каком-либо языке, которому всякое поколение должно учиться заново" [1].

1 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1961. - С. 45.


Язык играет роль средства коммуникации и общения, в процессе которого формируется то, что можно обозначить как психосферу человека. Возникая в результате формирования и консолидации человеческого общества, психосфера оказывает обратное воздействие на развитие естественной природы человека, в том числе на приращение его разумности. Искусственной психосферы компьютер создать не может, поскольку она включает такие не поддающиеся формализации составляющие (помимо механизма переработки информации), как воля (в том числе и общественная воля - власть), альтруизм, эмоции и прочие экзистенциалы.

187

Пока человек остается человеком, он будет находиться в "кругу" порождаемых им самим психосфер, которые, какими бы они нам ни представлялись, будут устанавливать границы власти компьютерного ига. Психосфера и есть та величина, через которую не способна перешагнуть никакая машина. Интеллект есть мыслительная способность человека, совокупность его умственных функций (понятия, суждения, заключения), которые превращают восприятие в знание.

Последнее предполагает формализацию природных и общественных процессов, которая может иметь как естественную, так и искусственную основу. С последней связана проблема так называемого "искусственного интеллекта", понятие которого имеет чисто фигуральный смысл и значение.









4.7. Функциональная асимметрия мозга и информационная природа сознания

Информационная природа мышления и сознания связана с межполушарной церебральной асимметрией головного мозга человека. Ей соответствуют два типа мышления и два способа переработки информации: логико-вербальный, преимущественно связанный с активностью левого полушария, и пространственно-образный, связанный с активностью правого полушария.

Левополушарное мышление так организует материал, что при этом из всех бесчисленных реальных связей между предметами и явлениями активно отбираются только некоторые, наиболее существенные для упорядоченного анализа реальной действительности.

Отличительной же особенностью правополушарного, пространственно-образного мышления является одномоментное "схватывание" всех имеющихся связей, что обеспечивает восприятие реальности во всем ее многообразии.

Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты.

188

Развитие общения, необходимость передачи сложной информации привели к тому, что имеющаяся у животных ограниченная способность к анализу трансформироваласъ у человека в мощный аппарат логико-вербального мышления со способностью к абстрагированию. Абстрактное мышление и есть субъективное "включение" в объективное идеальное. С помощью абстрактного мышления человек преодолевает ограниченность конкретного мира, данного ему в ощущениях, конструирует универсальные понятия.

Логико-вербальное и образное мышление представляют собой не просто два разных способа переработки информации, но и два способа постижения мира. Обе стратегии мышления имеют познавательную направленность, связь и в единстве составляют познавательную деятельность.

Развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга в процессе развития, обучения и воспитания свидетельствует о приращении разумности в процессе исторического развития как генеральном направлении становления человека.










4.8. Феномен сознания

Выяснение сущности сознания и закономерностей его становления и развития начинается с его происхождения, что неразрывно связано с проблемой возникновения самого человека. Однако наши знания о возникновении человека до сих пор не переросли стадии гипотезы, что не позволяет абсолютизировать представления о существе проблемы в целом и представлять их как окончательно установленные.

Материалистическая трактовка сознания неразрывно связана с эволюционной теорией Ч. Дарвина, интерпретированной применительно к человеку и обществу Л. Морганом и Ф. Энгельсом и взятой на вооружение в XX в. многими историками, философами, психологами, археологами, этнографами и др.

Попытки даже таких видных физиологов, как И. Павлов, связать "производство" сознания непосредственно с деятельностью мозга не дали убедительных результатов, и сейчас мы так же далеки от "расшифровки" тайны сознания, как и столетие назад.

189

Ф. Крик говорил, что мы знаем, как двойная спираль синтезирует белок, но почему она начинает жить, - непонятно. Так и с сознанием: можно изучить сложные процессы в каждом участке мозга, а с появлением позитронно-эмиссионной томографии и функционально-магнитного резонанса наблюдать мозг в объемном виде, но как бы мы ни знали мозг, все равно остается тайна качественного перехода к сознанию человека в результате то ли божественного творения, то ли панспермии, то ли антропного принципа, то ли эволюции неживого в живое, а живого в разумное, и т.д.

Человеческое сознание не может быть представлено ни как результат эволюции материального в идеальное (материализм), ни как нечто внеприродное, не связанное с материей на исходном уровне и выступающее по отношению к ней в качестве первоосновы (идеализм). Человеческое сознание (как и сам человек) представляет собой миро-проявление, особую форму объективного идеального, которое изначально присуще природе.

Можно выделить три основных философских подхода при объяснении феномена сознания:

а) Моноидеалистический, объединяющий субъективный и объективный идеализм, в условиях которых идеальная субстанция как в виде объективной идеи, так и в виде трансцендентального "Я" противостоит как первичное, исходное, определяющее, материальной субстанции.

б) Мономатериалистический, или отражательный. Здесь первичной субстанцией является материя (тождественная природе), которая не только определяет, но и порождает идеальное и в конечном счете индивидуальное сознание, как субъективную реальность, в отличие от объективной. Этот подход выдвинут философией рационализма и исходит из противопоставления субъекта и объекта в познавательном отношении, в котором активная роль на стороне субъекта.

в) Синергийно-информационный, который отрицает как идеалистический, так и материалистический монизм, предполагает единство и дополнительность материального и идеального как равнозначных исходных природных начал, где объективное идеальное выражает природные различия, размерности, связи и отношения. Сознание в этом случае представляет собой составную часть и выражение объективного идеального.

190

XXI век - век завершения перехода человечества к постиндустриальному, информационному обществу. Массовое внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности обусловит коренное изменение всей картины общественных связей и самой природы человека, переход от энергетического человека к информационному.

Мих. Лифшиц в статье "Об идеальном и реальном" одним из первых среди советских философов подчеркнул "важность преодоления столь непривычной для обыденного сознания мысли о принадлежности идеального миру объективных вещей и отношений, а не формально-логическим или социально-психологическим явлениям сознания" [1].

И далее: "В природе самой по себе, в том числе природе человека, как биологического существа, идеального нет", - пишет Э. Ильенков. Но так ли это? Если идеальное есть форма человеческой деятельности, то она существует также в природе, а не вне природы. И откуда бы человеческий труд мог извлечь нечто идеальное, если бы он не был полезной общественному человеку стилизацией процессов природы? ...Идеальное есть во всем, оно есть и в материальном бытии и в сознании, оно есть и в обществе, и в природе, или же его нет нигде" [2].

1 Лифшиц М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. - 1984. - № 10. - С. 123.
2 Там же. - С. 123.


Рассмотрение сознания в рамках различных отраслей научного знания неизбежно опирается на определенную мировоззренческую позицию. В современной западной и отечественной литературе доминируют материалистические и идеалистические концепции возникновения сознания и связи сознания и мозга. В случае материалистического истолкования природы сознанию не находится места в сущностных основах мира, а идеалистический подход (с позиций как объективного, так и субъективного идеализма) отрывает сознание от материи, мысль от мозга, душу от ее психофизиологической основы.

Объективному природному идеальному на человеческом уровне соответствуют мысль, разум, сознание, которые представляют собой его частные проявления.

Действительно, если идеального нет в сущностном основании мира, откуда оно берется в природном существе, которым является человек? Традиционный ответ на этот вопрос связан с понятием эволюционного развития неорганической материи в живое вещество - и в конеч-

191

ном счете в человека с его разумом и сознанием. Другими словами, возникновение идеального связывается с превращением материального в идеальное и фиксируется в человеческом мышлении, разуме, сознании. Такое понимание эволюции является механическим и до сих пор не имеет убедительного подтверждения.

Природа и человек в этом случае представляются разносущностными системами: природа отождествляется с материальным, человеческий разум - с идеальным, что соответствует классической науке и философии рационализма.

С позиций постнеклассической науки в основе миропонимания лежит открытый мир в его самодостаточности. Поэтому если с позиций закрытости систем теоретически можно допустить переход от материальной системы к идеальной, то с позиций открытости мира это даже теоретически сделать нельзя, ибо разрушает само исходное понятие открытости как открытости мира.

Наиболее общим выражением открытости мира на достигнутом уровне познавательной способности человека является континуум материального и идеального, их единство и равноположенность. Поэтому не могут эволюционировать друг в друга материальное в идеальное, равно как и материя возникать из пространства или времени. Разум человека - частный случай природного идеального, и его возникновение связано с миропроявлением, то есть с проявлением в человеке материального и идеального начал природы, которое может иметь, как космическое (панспермия), так и земное (эволюционное) происхождение. Нельзя исключить и другие возможные варианты. Кроме того, современное понимание органического и неорганического, живого и неживого связано с ограниченностью наших знаний. Известно, например, что в современных условиях живое и жизнь уже не трактуются как способ существования белковых тел, что казалось абсолютно неоспоримым несколько десятков лет назад.

Итак, эволюционный подход в смысле превращения неживого в живое, которое в свою очередь порождает разум, другими словами, представление об эволюции как превращении материального в идеальное не имеет ничего общего с глобальным эволюционизмом, который исходит не из противопоставления материального и идеального, а из их исходного единства и дополнительности.

192









4.9. Натуралистическая трактовка сознания

В статье Е. П. Велихова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторского "Сознание: опыт междисциплинарного подхода" [1] сознание рассматривается как нематериальное вневременное и внепространственное образование и в то же время как духовный организм, оснащенный самостоятельными органами, к числу которых, ссылаясь на К. Маркса, авторы относят различные формы сознания: индивидуальное, групповое, коллективное, классовое, национальное, мифологическое, религиозное, научное, правовое, политическое, профессиональное и т.д. и т.п.

"Психическая реальность... выступила как система функциональных органов индивида, своего рода "духовный организм", имеющий не менее сложное строение и представляющий собой не менее увлекательный и имеющий практическое значение объект исследования, чем мозг (выделено мной. - В. Е.).

Таким же организмом является и индивидуальное сознание, порождаемое в совокупной деятельности индивидов и становящееся органом этой деятельности. На определенных этапах развития или в определенных обстоятельствах сознание может отслоиться, автономизироваться от деятельности, от породившего его социума" (выделено мной. - В. Е.) [2].

Понятие духовного организма, оснащенного функциональными органами, пытаются обосновать ссылками на К. Маркса: "Каждое из его человеческих отношений к миру - зрение, слух, обоняние, вкус, хотение, деятельность, любовь - словом, все органы его индивидуальности... существуют как общественные органы, - являются в своем предметном отношении, или в своем отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности" [3]. Думается, что смысл сказанного заключается в отношении к предмету и присвоении предметной деятельности, а не в выделении понятия органов, выражающих понятия индивидуального и общественного как предметных функциональных понятий.

1 См.: Вопросы философии. - 1988. - № 11. - С. 3-30.
2 Там же. - С. 15.
3 Там же. - С. 11.

193

Авторы рассуждают иначе. "Не только к моторной, но и когнитивной сфере можно подходить как к органу или органам, организованным в более или менее сложную систему... Эти органы обладают свойством предметности... Их нельзя непосредственно осязать, ощущать, хотя они так же, как и орудие труда, входят в схему нашего тела" [1]. Память, восприятие, мышление, таким образом, рассматриваются как предметные свойства реальности наряду с физиологическими.

Авторы хотят видеть в своем подходе преодоление "примитивного разделения души и тела" [2]. Но все их аргументы говорят об обратном: они направлены на конструирование души по типу тела, психического по типу физиологического.

1 Вопросы философии. - 1988. - № 11. - С. 14.
2 Там же. - С. 16.









4.10. Сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное

Характерный для современности концептуальный мировоззренческий плюрализм в значительной степени усугубляется тем, что достоянием широкой научной общественности сегодня стали многочисленные парапсихологические феномены, традиции восточной психотехники, а также экспериментальные данные о существовании измененных состояний сознания, которые явно не укладываются в традиционные стандарты европейской научной рациональности.

Это вызывает настоятельную необходимость в создании универсальной концепции сознания. На сегодняшний день в научной литературе можно насчитать несколько десятков определений сознания. Существуют попытки определить его как субъективную реальность, противостоящую реальности объективной, как идеальную деятельность, противоположную деятельности предметно-материальной; как функционирование особой сложно организованной материальной системы - человеческого мозга. Все чаще сознание связывается с информационно-биомолекулярными процессами, лежащими в основе психической деятельности.

Если попытаться выделить общее, что объединяет все подходы, то обнаружится, что термин "сознание" употребляется в двух смыслах: широком (сознание есть все, что существует в психическом мире человека) и узком (сознание есть то, что может осознаваться и контролироваться нашим "я").


194

Подобное единство исходит из безоговорочного отнесения сознания к явлениям чисто субъективного характера.

В этой связи прежде всего выделяется та сфера сознания, которая может быть названа перцептивной сферой. К ней относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Другими словами, уже на этом уровне сознание рассматривается как основной способ получения и переработки информации из внешнего мира.

Следующей сферой являются логико-понятийные компоненты сознания. С этой сферой связываются способности человека к мыслительному постижению свойств и связей внешнего мира на основе рефлексии. Это следующая ступень в постижении объективного идеального.

С помощью мышления человек выходит за пределы чувственно данного в сферу абстрагирования существенных связей и выработки общих понятий.

Указанные сферы сознания применительно к мозгу можно назвать левополушарными.

К правополушарным относится эмоционально-афективный компонент сознания. Это: а) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); б) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); в) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

К ценностно-смысловому компоненту относятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способность к продуктивному воображению, интуиция различных видов. С интуицией непосредственно смыкается уровень психической деятельности, определяемый как сверхсознание. Последнее является субъективной формой объективного идеального, наиболее непосредственного освоения информации как глобального языка природы. Сверхсознание означает непосредственное слияние сознания с объективным идеальным.

К проявлениям сверхсознания относятся явления непосредственного постижения, озарения или откровения, проницательности (инсайта). К числу субъективных психических проявлений относится и бессознательное.

195

Понятие бессознательного было впервые сформулировано Лейбницем, трактовавшим его как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Э. Гартман, вслед за А. Шопенгауэром, возвел бессознательное в ранг универсального принципа и основы бытия.

Исследования в области психопатологии, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили зафиксировать психическую деятельность, не осознаваемую человеком. Продолжением этой линии явилась концепция Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и бессознательными переживаниями. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистической сознанию. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Учение Фрейда о бессознательном получило развитие в неофрейдизме, шизоанализе, психосоматике, американской культур-антропологии, а также оказало влияние на этнографию, литературоведение. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Концепция бессознательного преломилась в теории и практике различных современных художественных течений.

С бессознательным связан парапсихологический феномен - душевное состояние, которое не может быть объяснено известными законами природы, а также знания, полученные иначе, чем обычными сенсорными путями. Реальность парапсихологических феноменов (ясновидение, телепатия, экстрасенсорное восприятие, особенно, телекинез) продолжает быть предметом дискуссий, что не отменяет наличия самого их предмета и не снижает интереса к их научному объяснению. Не исключено, что научное объяснение этих и иных феноменов явится еще одним подтверждением существования объективного идеального.


П. Гуревич в статье "Вселенная по имени человек" пишет: "Исследования показали, что наша психика гораздо богаче, неисчерпаемее и глубже, нежели это представляли себе 3. Фрейд и К. Г. Юнг. Зона бессознательного кажется беспредельной. Она вбирает в себя беско-

196

нечное множество феноменов, раскрывающих мир психического, духовного... В экстатическом состоянии человек преодолевает собственное "я". Он выходит на такие пласты "видений", которые не являются его индивидуальным достоянием. Пациент, например, начинает говорить на древнем языке, который известен современным специалистам в самых общих чертах... С помощью такой практики добывается некое знание... Вместе с тем традиционные методы теории познания здесь отсутствуют... Человек - единственное существо, которое, судя по всему, обладает способностью раскрыть целостность материального и идеального, воссоздать, воспроизвести единство бытия и духа" [1]. Понятие сознания человека как субъективной формы объективного идеального здесь прочитывается наиболее рельефно.

1 См.: Свободная мысль. - 1991. - № 14, - С. 62.


Информационную природу человека нельзя отождествлять с символическим мышлением и языковой коммуникацией в отрыве от деятельности. Символическое мышление и язык - это субъективный человеческий механизм восприятия и переработки информации как объективного содержания, получаемого нами извне. Однако он не дает представления об уровне развития познавательной способности человека.

На начальных этапах человеческой истории эту роль выполняют орудия человеческой деятельности, в которых она нашла свою материализацию. Это связано с тем, что на данном этапе развитие материального производства является основой человеческого общежития и главным критерием общественного прогресса.

В дальнейшем в определении уровня познавательной способности все большую роль начинают играть памятники материальной культуры (вавилонская башня, египетские пирамиды, замки, крупные города и т.д.). Уровень познавательной способности человека начинает связываться напрямую с развитием средств передачи информации: изобретение письменности, книгопечатания, средств передачи информации на большое расстояние, электронных машин и торсионных генераторов.

Все это не должно и не может противопоставляться мышлению и языку, как готовые результаты процессу и механизму их получения. Более того, мышление и язык, как орудие познания, как познание в целом, не имеют, во всяком случае пока, четких самостоятельных критериев, являющихся показателем уровня их развития.

197

Человек есть миропроявление, в котором в наиболее общем виде реализуются сущностные основы мира.

Постижение мира осуществляется человеком различными способами: образное восприятие, рефлексия, рациональное познание, вера. На различных этапах человеческой истории тот или иной из этих способов был преобладающим. В XVII-XVIII веках решающую роль начинают играть рациональное познание, наука, с выделением которой связан наиболее резкий скачок в развитии познавательной способности человека. Выделение науки как рациональности, отличной не только от образного мышления, но и от философской рефлексии, и растущая дифференциация научного знания внутри науки явились наиболее общей характеристикой развития познания в последние три столетия. Однако возможности рационального познания тоже оказались предельными и уже сейчас близки к своему исчерпанию, что проявляется во множестве апорий и тупиковых ситуаций, с которыми сталкивается наука на микро-, макро- и мегауровне.

Научная рациональность, или опытное, верифицируемое знание, приемлема лишь для решения определенного класса проблем. Ряд проблем не может быть решен только рациональным способом. К их числу относятся такие основополагающие мировоззренческие проблемы, как возникновение вселенной, появление живого, человека и человеческого разума и ряд других.

Из этого вытекает необходимость интеграции способов постижения человеком мира как условие дальнейшего развития познавательной способности человека в XXI в.

Синтез науки, философии, искусства, религии в этом контексте связан с введением иррациональных моментов в описание природной реальности, там, где она не объяснима с помощью физической реальности, и рациональное исследование сталкивается с непреодолимыми трудностями.

Идея глобального бутстрепа, согласно которой природные основания носят не вещественный, а событийный характер, все более укрепляющая свои позиции, противоположна не только классическому анализу, но и самому рациональному способу освоения действительности. Новый способ будет совершенно иной формой человеческого интеллектуального усилия, которое не только будет лежать вне области физики, но даже не сможет описываться в рамках научного (рационального) способа постижения человеком мира.

198

Подведем итог. Главным для нас в этом разделе являлось преодоление представления о человеческом разуме, сознании, субъективном идеальном лишь как о субъективной реальности, противостоящей объективной реальности - материи.

Поэтому основное внимание было уделено разработке понятия сознания, как субъективного идеального имеющего объективную основу в объективном идеальном, как природной сущности равноположеннои материальному началу природы.

Это, однако, самое общее о нем представление в рамках противоположности материального и идеального. Дальнейшая разработка представления о человеческом сознании связана с его информационной природой. Последняя не отрицает идеального содержания сознания, а развивает его на уровне более глубокой природной сущности.













Раздел III
Открытое общество - информационное общество

1. Исходная открытость человека и общества

Исходная открытость человека связана с тем, что он является результатом миропроявления и выражает открытость мира. Фиксацией открытости человека его аналогия с миром исчерпывается. Многосущностность исключает редуцирование мира, природы, космоса к человеку, именно поэтому понятие микрокосмоса некорректно по отношению к человеку. Лишь весьма условно можно рассматривать сведение материального и идеального начал природы к телесности и духовности человека.

Тот факт, что в действительности понятие своей телесности и духовности человек распространяет на познаваемый им внешний мир, подчеркивает субъективную ограниченность этого представления о мире, который, как безначальная бесконечность, этими сущностями ограничен быть не может.

Информационный человек и информационное общество адекватно выражают открытость мира и соответствуют достигнутому лишь ныне уровню развития познавательной способности человека. Открытие информационной природы человека позволяет на исходном уровне обнаружить неразрывную связь разума, мышления, языка и коммуникации.

Лишь в общественных отношениях человека проявляется, реализуется и развивается его разумность как родовое качество. Вне общества, общественных связей новорожденный не может стать человеком, ибо он на начальной ступени tabula rasa - чистая доска в полном смысле, у него на ранних этапах онтногенеза даже не выражена функциональная асимметрия полушарий мозга. И лишь под влиянием общения, воспитания и образования начинает доминировать логико-знаковое мышление.

200

Различные функциональные особенности мозга по переработке информации и связанная с этим способность человека к абстрактному мышлению помогают ему преодолевать ограниченность восприятия мира на основе ощущений, которые есть и у животных, и выражаются в способности конструировать максимально общие понятия, то есть приобретается способность к анализу и синтезу. Способность человека к восприятию и переработке информации как глобального языка природы свидетельствует о генетически заложенной в нем познавательной потребности и познавательной способности, то есть о его информационной природе.

Тот факт, что информационная природа человека реализуется лишь в его общественных связях, говорит и об информационной природе общества.

Общественные связи человека согласно эволюционной теории исторически представляют различного рода закрытые обособленные системы (семья, род, племя, орда, община, государство и т.д.). Эти зависимость и обособленность имеют биологические и социальные корни. Коренной родовой признак человека - его разумность - характеризует человеческое общество, состоящее из отдельных неповторимых индивидуальностей. Это является причиной общественной нестабильности и флуктуации. Обособленность и замкнутость общественных систем как социальное явление связаны с энергетической (силовой) основой социального взаимодействия.

Присвоение (собственность), отношение, являющиеся превращенной формой отношения субъект - объект (человек - природа), заменяют в нем разум на силу и в виде экономической детерминанты определяют весь строй общественных отношений с первобытных времен вплоть до нынешнего состояния человека и общества.

Суть этого превращения заключается в том, что общественное взаимодействие, являясь исходно информационным, исторически-конкретно выступает как энергетически-силовое. Различные теории описывают общественный процесс исходя из силового взаимодействия как всеобщего содержания общественных форм. Это формационный и цивилизационный подход, модернизм и постмодернизм и т.д.

Все они исходят из либеральных ценностей, которые имеют "естественное" происхождение и поэтому являются "священной коровой", не подлежащей сомнению и преодолению. Это частная собственность, свободная конкуренция, рынок, материальные (потребительские) ценности, лежащие в основе открытого общества. Цена этой "открытости" доказана опытом человечества, особенно последнего столетия. Человек в этом контексте рассматривается как функция общества, а не наоборот.

"Человек как микрокосм общества, - пишут авторы статьи в энциклопедическом словаре "Человек", - модель, согласно которой человек воспроизводит в сжатом виде мир общества. Социальные отношения - основа развития интегрального человека... Общество образует личностные отношения" [1].

1 Волков Ю. П., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. - М., 1999. - С. 219.



202


Общество, представляющее собой человека в его связях и взаимодействии с себе подобными, - принципиально иное понятие по сравнению с обществом как агрегатом людей, сущностью каждого из которых является совокупность общественных отношений.

В первом случае исходное - человек, во втором - общество. И это принципиально. Открытость мира - в его бесконечности. Открытость человека - в том, что он представляет собой миропроявление. Открытость общества - в том, что оно представляет собой форму реализации разумности, как конституирующего качества человека.

Общество предполагает образование в широком смысле каждого пришедшего в этот мир человека. Каждый индивид представляет собой единство миропроявления и социализации.

Таким образом, открытость общества играет роль социализирующего начала в становлении человека. Это исходное качество общества в последующем реализуется в различных формах системной замкнутости и закрытости, поскольку давление груза, связанной с ними социальной наследственности, превращает человеческое общество в закрытое, которое исторически сложилось и которое мы наследуем в готовом виде. Именно поэтому понятие открытого общества исходно связано с общечеловеческими стратегиями его становления и образования как наполнение каждого конкретного индивида духовным достоянием всех предшествовавших поколений.

Открытость общества, в этом смысле являясь его непреходящей общечеловеческой характеристикой, представляет собой нечто само собой разумеющееся, находящееся за естественной запретительной чертой, посягать на нарушение которой противоестественно и просто не принято. В условиях конкретных социальных форм это рассматривается как естественная предпосылка и никак не сказывается на характеристике общественных отношений.

Факт исходной открытости общества был "опущен" или не принят во внимание во всех общественных теориях, имеющих силовую, энергетическую основу, и, именно поэтому социальность стала представляться как исходная замкнутость, закрытость. Открытое общество является исходным понятием и не может рассматриваться как преодоление закрытости общественных систем.










2. Физикализация и биологизация общественных процессов

Утверждение Г. Хакена о том, что "в синергетике мы исходим из абстрактных математических соотношений", которые представляют собой лишь "принятый нами уровень описания" природных явлений, свидетельствует о том, что физические, биологические и социальные системы лишь иллюстрируют смысл математических принципов синергетики и в лучшем случае лишь приблизительно выражают сущность реальных природных и общественных процессов.

Параметры порядка и принцип подчинения - это синергетические конструкции, которые не могут в неизменном виде прилагаться к системе того или иного рода, особенно к такой сверхсложной системе, какой является человеческое общество.

Вот один из примеров подобного упрощения.

Ю. Аверин связывает переосмысление концептуальных основ социального управления с "теорией самоорганизации (синергетикой) и социальной энтропией" [1].

1 Аверин Ю. Обновление концепции социального управления в контексте современного научного знания// Социология на пороге XXI века. - М., 1999. - С. 230.

203

"Социальный порядок - ключевое понятие теории социальной энтропии, - пишет он. - Энтропия - это свойство системы, характеризующее направленность протекания в ней самопроизвольных процессов и являющееся мерой их необратимости (очевидно, имеется в виду: неупорядоченности. - В. Е.). К самопроизвольным относятся про - цессы, которые не обусловлены функциональным взаимодействием элементов системы. По отношению к социальной системе такими процессами может считаться все то, что нарушает установленный порядок действий люден (выделено мной. - В. Е.).

Понятие социальной энтропии выражает меру организованности (?! - В. Е.) социальной системы, меру социального порядка.


Чем стабильнее регулярность в повторении действий, тем стабильнее социальный порядок, тем ниже энтропия. И, наоборот: то есть социальная энтропия выступает как мера социального беспорядка. В свою очередь регулярность в повторении действий зависит от степени следования существующим в обществе правилам и нормам" [1].

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign