LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

детском уровне развития" (цит. По [8]). Согласитесь, странно ожидать
от 5 летнего малыша способности осознать какую-либо проблему,
выходящую за рамки его понимания и интересов. Специальное
88


тестирование позволяет с той или иной степенью адекватности
оценивать степень взрослости населения страны. Взросление - процесс
сложный, но на него можно влиять. Как это делать - вопрос отдельного
рассмотрения.

Заключение: необходимые действия
ТЕЗИС №2. Необходимым, но не достаточным условием
изменения тенденции разрушения биосферы и преодоления
биосферного кризиса являются следующие изменения в массовом
менталитете (я не говорю о массовом сознании, потому что одного
осознания недостаточно):
1) достижение уровня взрослости "взрослого" или хотя бы
"юноши" по классификации [8];
2) понижение активности деструктивной компоненты в
подсознании людей;
3) конструктивное преодоление страха смерти;
4) развитие навыков "моделирования" будущего.
Более подробно психологические аспекты преодоления
экологического кризиса предполагается рассмотреть во второй статье
цикла, однако здесь уместно отметить, что психологические корни
экологического кризиса могут быть преодолены специальными
действиями воспитательного характера, причем поскольку эти корни
лежат на уровне подсознания, то эти педагогические действия должны
включать работу с подсознанием.
Вопрос об этичности таких действий очень важен, поскольку
вопрос об их осуществлении должен приниматься ограниченным
кругом лиц, которые возьмут на себя ответственность за реализацию
этих действий. Эта сторона истинного экологического воспитания
может показаться ужасающей, если позабыть о том, что ежедневно
оказывается массированное деструктивное воздействие на подсознание
людей, и в первую очередь молодежи, средствами массовой
информации. И либо нужно понять и принять суровость ситуации,
либо вообще игнорировать экологическую проблематику и дать всему
идти как идет.
В конечном счете выходит, что необходимые предпосылки
для решения экологических проблем лежат в воспитании и
89


образовании. Можно показать, что все остальные аспекты решения
экологического кризиса - научный, технологический, социальный,
политический и др. вторичны по отношению к мировоззренческому.
Отсюда следует, что истинное экологическое образование и
воспитание заключается в первую очередь не в изучении школьниками
схем химических изменений в биогеоценозах, методов
биотестирования и устройства очистных сооружений (есть и такое!), а
в изменении подсознательных установок и ценностной ориентации.
Это значит, что в экологическое образование нужно вовлекать не
учителей естественнонаучного профиля, а лучших психологов и
гуманитариев.
В любом случае, любая экологическая деятельность, включая
образование, должна проводиться с учетом выше рассмотренных
психологических корней ГЭК и оцениваться по тому вкладу, который
она вносит в их преодоление. Иначе это обман (намеренный или
нечаянный) себя и окружающих, а также расходование ресурсов,
которые очень нужны для решения грандиознейшей задачи на
экзамене по выживанию человечества.

Благодарности
Автор благодарен сотрудникам Института биофизики СО РАН
В.В.Межевикину и В.А.Охонину за плодотворные обсуждения
кризисных проблем, А.Б.Саранговой за ценные замечания по форме и
содержанию статьи, сотрудникам виртуальной творческой
педагогической группы "НооГен" при Красноярском государственном
университете за стабильную творческую атмосферу.

Литература
1. Ю.М. Арский, В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов и др.,
"Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что
делать?", Москва: МНЭПУ, 1997, 330 с.
2. Р.М.Джиффорд, "Глобальный фотосинтез и проблема пищевых и
энергетических ресурсов", в сб. "Фотосинтез" под ред. Говинджи, том
2, Москва:Мир, 1987, стр.411-450.
3. Дж.Форрестер, "Мировая динамика",
90


4. Н.Н.Моисеев, "Современный рационализм", МГВП КОКС, 1995,
376 с.
5. Н.Ф.Реймерс, "Методология научной (эколого-социально-
экономической) экспертизы проектов и хозяйственных начинаний
(общие принципы)", Москва :Экологический Союз, 1990, 24 с.
6. Л.К.Бэндлер, Д.Гордон, М.Льебо, "Know-how технология
(обучающие программы построения вашего будущего)",
Одесса:"Перемога", 1995, 206 с.
7. Э.Фромм. "Некрофилы и Адольф Гитлер", Вопросы философии, №9,
1991, с.69-160.
8. Дж. Стивенс, "Приручи своих драконов", Санкт-
Петербург:"ПИТЕР", 1995, 472 с.
91




ВЕРСИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К
ПРОБЛЕМЕ САМООРГАНИЗАЦИИ

В.А.Дмитриенко, О.Ю.Петрова (Томск)




Проблема понимания есть (существует). Общепризнанно
проявление следствий этой проблемы в политике (идеология),
психологии (социальная психология), педагогике (дидактика, как
понятие)…
Покажем, что корни проблемы понимания лежат в специфике
проявления онто-гносеологического (телеологического) противоречия,
когда аксиоматическая теория рационального познания не в состоянии
учитывать внешнее по отношению к самой себе онтологическое
обусловливание существования именно таких аксиом. Конкретное
каждый раз в истории развития науки проявление специфики этого
противоречия может быть частично снято средствами
естествознания. Как следствие подобного снятия появляется та или
иная концепция самоорганизации.
Обратим внимание на принципиальную неполноту
конкретного снятия телеологического противоречия для
аксиоматической теории. Идеальной естественнонаучной аксиоматики,
позволяющей абсолютно безопасно осуществлять техногенную
деятельность (в том числе ликвидировать ее негативные последствия) в
принципе не существует. Всегда будет существовать вероятность того,
что осуществляя социально-значимую деятельность в рамках
некоторой системы аксиом, мы разрушаем онтологические связи,
обусловившие возможность существования какой-то аксиомы
92


(например, две точки определяют прямую, и при том только одну; два
умножить на два равно четырем…).
Дедуктивная теория может быть замкнута, непротиворечива и
полна лишь в определенном смысле. Т.е. (принципиальное,
неустранимое, извечное) телеологическое противоречие любой
аксиоматической системы, лежащей в основе теории вообще может
быть контролируемо средствами самой этой теории.
Анализ проблемного поля самоорганизации показывает, что
аксиоматических систем, способных задать алгоритмы осуществления
социально-значимой деятельности (рациональную науку), по крайней
мере, больше двух.
Разные рациональные науки могут возникать непосредственно,
каждая на своей аксиоматической основе. Последнее является основной
причиной сложности однозначного понимания (со-знания) в науке.
Мы подразумеваем постулат о том, что между
аксиоматическими базисами любых двух (разных) рациональных
естественнонаучных систем может быть установлена однозначная, в
частности, физико-математическая связь. Или короче - со-знание
(понимание) возможно. Специфика таких связей проявляется в
процессе (в динамике) снятия онто-гносеологического противоречия
имманентного базовой системе аксиом естественной науки, редукция к
которой является основной для данного типа рациональности.
Философский термин «редукция» обозначает применение научной
методологии одной области знания в другой, вообще, далекой области.
До сих пор в науке ведущим типом рациональности остается
редукция к классической физике - физикализм. Физикализм, как
философский термин, обозначает сведение некоторой области знания к
научной методологии, выработанной средствами классической физики.
Например, применение методов математической физики в биологии,
геологии, химии, социальных науках и т.п.

Структура классического физикализма
Исследуем структуру классического физикализма для того,
чтобы выяснить, что именно из методологического багажа физики
составляет основу рационального научного знания, применяемого либо
93


оказывающего определяющее влияние на все другие частные науки
современности.
В классической физике имеется четыре типа физических
величин. Это основные измеряемые величины, их всего три: длина,
время и направление, дополнительные измеряемые величины: масса,
электрический заряд (или сила тока) и т.д. перечислять все
дополнительные измеряемые величины физики для достижения целей
данной статьи не имеет смысла. Функции связей (например, сила, сила
тока, давление…) и интегралы движения (импульс, энергия…).
Основные измеряемые величины физики вводятся особым образом, а именно
аксиоматически. Некоторые ощущения выделяются в совместной деятельности
людей как непосредственные и далее неструктурируемые. Совместная
деятельность постоянно проверяет, что некоторое ощущение воспринимается
одинаково всеми ее участниками. (Осуществляется проверка на истинность в
смысле К. Маркса.) Далее разрабатывается способ сопоставления такому
ощущению логического символа, например, математического числа.
Вводя понятие длины на уроках физики мы не объясняем что
это такое, мы не исследуем сущностный смысл понятия. Мы выясняем
наличие сенсорного опыта, возникшего в предыдущей деятельности,
одинакового у всех присутствующих: путь, траектория, протяженность,
длина… - это понятия одного логического объема, одно из них нельзя
определить через другое. На уроке мы лишь перечисляем их все.
Строгим определением измеряемой физической величины является
лишь способ ее измерения. В физике введены способы
непосредственного измерения для длины, угла и времени, например
метр, радиан и секунда. Эти способы, вообще, базируются на
аксиоматике геометрии Евклида и арифметики, что не всегда
достаточно явно оговаривается, хотя и подразумевается как само собой
разумеющееся. Математик, да и физик, как правило, уверен, что
система математических аксиом априорна любому
естественнонаучному явлению или процессу.
Дополнительные измеряемые величины возникают при
изучении влияния свойств среды (вещества) на характер измерения
измеряемых физических величин в специально организованных
модельных условиях. Например, для введения массы организуется
вещество: берется металлическая пружина и один кубический дециметр
дистиллированной воды. Вода нагружает пружину и непосредственно
94


замеряется длина ее растяжения. Если нечто растянуло пружину также,
как один дециметр кубический дистиллированной воды, то мы
говорим, что это нечто имеет гравитационную, или инертную массу
один килограмм. Подобным образом вводится электрический заряд,
давление света, единица освещенности, теплота и т.д. иногда сложно
опосредованно дополнительная измеряемая величина физики вводится
при непосредственном измерении основных.
Остальные физические величины являются математическими
функциями чисел, которые сопоставляются основным и
дополнительным измеряемым величинам. Эти величины выражают
устойчивые функциональные связи вещества, распределенного в
пространственно-временном континууме, либо фрагменты таких
связей.
Можно выделять по крайней мере три основные черты
проявления сути физикализма. Во-первых, в рамках текущего типа
рациональности считается, что набор измеряемых величин
естественной науки единственен. Основной тезис философского
материализма сообщает: пространство-время есть единственная форма
существования материи. В современных рациональных теориях
признается если не единственность, то главенствующая роль и
неуничтожимость этих форм существования материи. Считается, что
в области человеческой деятельности столько науки, сколько в ней
математики. В конкретную науку математические алгоритмы можно
ввести, сопоставляя значимым в данной области знания параметрам
среды математические числа, а числа эти могут возникнуть только
через посредство единственного набора измеряемых величин
естественной науки, который совпадает с тем, что возник в физике. Это
одна сторона физикализма.
Вторая его особенность, не так очевидна. Структура
функциональных связей, присущих физике оказывает существенное
влияние на формирование фигур логики и неявно используется в тех
науках, где нет вещества (и оснований для измерения) по
представлениям классического физикализма. Т.е. в психологии,
педагогике, литературе истории и т.д. для построения фигур
гуманитарной логики используются структурно-функциональные связи
вещества, образующего пространственно-временной континуум.
95


Третья особенность физикализма состоит в том что
классический тип рациональности однозначно определяет способ
выхода за собственные границы, задает способ перехода к другой
научной парадигме, оставляя вопрос об единственности такого
перехода телеологическим вопросом (антиномией) сознания в
кантовском смысле.

Структурное ядро другого типа рациональности
Введем другой набор измеряемых величин, способный задать
аксиоматику естественной науки, отличную от физикализма.
Существует достаточно простой пример, способный
проиллюстрировать смысл этой операции. Рассмотрим как
самоорганизующуюся систему летучую мышь, осуществляющую
гравитационно-акустическую навигацию в некотором пространстве.
Поставим мысленный эксперимент. Пусть зверек замрет при двух
последовательных одинаковых положениях крыла. В первом
положении мышь издает акустический импульс, который отражаясь от
препятствия, возвращается на приемную мембрану ее локатора. Мозг
мыши может посчитать, сколько колебаний мембраны N1 при этом
произошло. Такое же число, полученное при втором положении мыши,
обозначим N2. Двойной смысл физической величины – «частота»,
который состоит в том, что если было испущено N колебаний, то
пространство N раз было энергетически структурировано, так, что
между ближайшими точками одинаковой энергетической
насыщенности пространства укладывалась каждый раз одна длина –
«длина волны», и позволяет мыши лоцировать пространство.
Действительно разность двух локационных чисел покажет, мимо
скольких длин волн прошла мышь на взмахе крыла, а отношение
второго локационного числа к этой разности с точностью до константы
соответствует количеству взмахов, таких же, как этот, которые
необходимо совершить, чтобы настичь лоцируемый объект.
R= N2/ (N1-N2) (1)
В этом примере протяженность выступает в новом, по
сравнению с физикалистской ситуацией качестве – как характеристика
вещества (среды) проявляющаяся одинаково при определенном способе
измерения чисел колебаний мембраны и взмахов крыльев зверька. Т.е.
96


подобно тому, как появляется в классической физике скорость, сила
тока или давление. Протяженность получена как математическая
функция других (нефизикалистских) измеряемых величин. Через эти
же измеряемые величины (счет актов колебания и взмахов – для
каждого из них мы ввели синоним «действие») нетрудно выразить
физикалистское время, оно совпадет со счетом чисел колебаний
мембраны мыши, организованном определенным образом. Немного
более сложно, скорее громоздко, через счет тех же чисел введен угол
(по анализу биений, возникающих на повороте при приеме отклика
правым и левым ухом). Т.е. все старые физикалистские измеряемые
величины могут быть выражены через новые. А значит, путем замены
переменной может быть переписана вся современная физика
(теоретическая в том числе). Смысл каких-то связей упростится, что-то
станет неоправданно сложным…
Та же операция проведена в наших работах [1] для
гравитационно-электромагнитного пространства-времени человека, где
счетными элементами (=измеряемыми величинами) являются
«действия» -элементы гравитации – некоторые шаги, и элементы
электромагнетизма – акты поглощения квантов света веществом.

Анализ способа акустического лоцирования летучей
мыши как самоорганизующейся системы
Специалисты рассматривают самоорганизацию как метаязык науки, как уровень
мышления, и в соответствии с таким рассмотрением вводится гуманитарное
функциональное описание ядра самоорганизующейся системы. [2]
При зарождении некоторой науки сначала изучаются свойства ее объекта. В
случае с будущей кинематикой мыши это, например, упругие свойства крыла,
свойство звука отражаться от преграды и т.п.
Затем определяется состав предмета науки. Для акустико-гравитационного
пространства-времени мыши состав системы (т.е. материальные тела системы) это
то, что способно совершить гравитационный шаг и изменяет характер
прохождения ультразвукового колебания (отражает, преломляет, поглощает…).
Например волосы пышной прически дамы, в которую, якобы, вцепляется мышь по
врожденной злобе (мифологическое предположение, имевшее хождение в средние
века), не являются материальным телом такого пространства, поскольку волосы не
искажают акустического колебания такой частоты – прозрачны для него.
(Подобный состав, но для другого волнового процесса, имеется у локационной
системы человек – среда)
97


Далее при эволюционном развитии науки изучается структура
самоорганизующейся системы. В случае пространства мыши это взаимное
положение опорных неподвижных материальных тел - Земля и ее географический
ландшафт. Структура пространства для лоцирующих мыши и человека частично
совпадают.
Функции системы – это математические функции физикалистского измеряемого
набора (длина и время в разрыве и угол), которые могут возникнуть в
пространстве мыши абсолютно аналогично тому, как они возникли в
пространстве-времени гравитации и электромагнетизма человека. Это, например,
скорость V=R/N, скорость сигнала C= N0/R0, импульс (масса может быть введена
посредством аналогичного пространству человека алгоритма) и т.д. в соответствии
с этапами развития классической физики.
Структурно-функциональные связи – для механики мыши это аналогичные
гравитационно-электромагнитным интегралы движения.
И наконец для момента, когда наука выходит на уровень осознания себя как одной
из самоорганизующихся систем – структурно – функциональное единство. В
приведенном примере линейного (одномерного) пространства акустико-
гравитационного локатора соотношение (1) отражает структурно-
функциональную целостность навигационной системы мыши. Действительно,
анализ этой функции в конкретных условиях некоторого реального пространства
позволит исследовать его свойства, состав, структуру, функции, и структурно-
функциональные связи.
Можно заметить, что только лишь при выходе на самоорганизационный уровень
(т.е. на уровень отыскания формализованной логической фразы структурно
функционального единства состава предмета исследования), как равноправная
характеристика системы (в нашем случае локационной системы мышь-среда)
выступает понятие «связь» во всей полноте конкретных проявлений. Связь в
примере с мышью проявляется в том, что единое свойство вещества (упругость
газообразных, жидких и твердых тел) по-разному проявляется в каждом отдельном
фрагменте лоцирования, пронизывает весь состав системы, обусловливая ее
(системы лоцирования) существование. Отметим, что на уровне структурно-
функционального единства самоорганизующейся системы мы делаем вывод о
состоянии других материальных тел системы по анализу состояния одного из этих
тел на основании предположения о постоянстве некоторых свойств связи.
Вопрос о качестве связи, обеспечивающей стационарность (стабильность)
предсказаний о состоянии системы может быть поставлен только на системном
уровне развития науки. До тех пор пока способы измерения протяженности и
времени задаются независимо, существующая между ними связь не может быть
обнаружена. Нетрудно показать [1], что способ измерения времени при
непосредственном его задании (как это сделано в классическом физикализме),
фактически нормирован на конкретную длину (длину волны). Искажение частоты
98


из-за нарушения свойств связи в пространстве человека, аналогичные например
флуктуациям плотности воздуха при порывах ветра в пространстве мыши, могут
быть отнесены лишь к сбою работы аппаратуры, к ошибкам оператора, но не к
объективным свойствам самого пространства.
Особенность акустико-гравитационного пространства-времени мыши состоит в
том, что на него можно взглянуть извне – из гравитационно-электромагнитного
пространства- времени человека. На гравитационно-электромагнитное
пространство-время человека не взглянешь извне, что придает некоторые
особенности осуществлению выхода на уровень написания для него системы
соотношений структурно-функционального единства (закона композиции).


Некоторые следствия рассмотрения пространства-
времени человека как самоорганизующейся системы
В процессе поиска массивов чисел, достаточных для
построения логической фразы структурно-функционального единства
системы гравитационно-электромагнитной навигации человека, как
самоорганизующейся системы, обнаружено, что аксиомы не только
геометрии, но и арифметики однозначно соответствуют структурному
построению монохроматических потоков светового излучения, при их
рассмотрении в условиях некоторого конкретного
«макроэксперимента» (т.е. в узкой области существования
гравитационно-электромагнитного соответствия). При других условиях
проведения эксперимента теория чисел изменяется на уровне
аксиоматики. Т.о. обнаружена онтологическая обусловленность
аксиоматического базиса классической рациональности конкретным

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign