LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


12 Дешан имеет в виду так называемую трудовую теорию собственности, изложенную Локком. - 175.

13 В XVIII в. права на развод добивался уже Мелье ("Завещание", гл. 51). - 175.

14 Общность мужчин у женщин и женщин у мужчин утверждается уже в утопиях Платона ("Республика"), Морелли ("Система природы", 1755) и Тифэня Делароша (Tiphaigne de la Roche, Jean Francois, 1729 - 1774) ("История галлигенов", 1765). - 177.

15 Точная цитата из третьей песни "Поэмы об естественном законе" Вольтера (1752). - 181.

16 Имеется в виду примечание, начинающееся словами "Один знаменитый автор..." (в кн. Ж. Ж. Руссо. Трактаты. М., 1969, прим. IV, стр. 99 - 105), содержащее критику общественного строя цивилизованных государств. - 181.

515

17 Миссионерская апологетика широко популяризировала учение о "добром дикаре", благодарно воспринимающем христианское учение. Этому посвящена серия так называемых "Поучительных посланий", выпускавшаяся (с 1706 по 1776 г.) орденом иезуитов. - 185.

18 На разрыв между воспитанием молодежи и реальными потребностями жизни указывали уже "Энциклопедия" в статье "Коллеж" (т. III) и Вольтер в статье "Воспитание" в "Философском словаре", не говоря о знаменитом педагогическом романе Руссо "Эмиль". Дешан здесь разделяет общее мнение просветителей. - 186.

19 О том, что религиозных проповедей недостаточно для поддержания морали, пишет и Куайе в памфлете "О проповедях" (1763). - 188.

20 Дешан имеет в виду следующее место из книги Гельвеция "Об уме": ""Если, - как говорит Фонтенель, - люди могут достигнуть в любой области сколько-нибудь разумных результатов только после того, как они в этой области исчерпают все возможные глупости", то и мои ошибки пригодятся моим согражданам; мое крушение укажет на опасный риф" (К. А. Гельвеций. Об уме. М., 1938, стр. 1). Гельвеций цитирует Фонтенеля не вполне точно. - 191.

21 Паскаль (Pascal, Blaise, 1623 - 1662) - знаменитый французский физик и писатель, находившийся под сильным влиянием янсенизма. - 192.

22 О необходимости "упростить" науки, приблизить их к народу и запретить "занятия не только бесполезные, но и вредные для добрых нравов" говорит и крестьянский публицист Руйе в статье "Академия" своего "Морального перегонного куба". И в этом вопросе, таким образом, Дешан идет в русле идей демократического крыла просветителей. - 194.

23 Имеется в виду первый трактат Руссо "Рассуждения о науках и искусствах" (1750). - 194.

24 Астрея, или Дике, - в мифологии дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости. - 195.

25 "Эмиль" Руссо - педагогический роман Руссо "Эмиль, или О воспитании" (1762), подвергшийся осуждению церкви ("Послание" епископа Кристофа де Бомона) и Парижского парламента, после которого Руссо был вынужден бежать из Парижа. Книга была осуждена также властями в Голландии, Берне и Женеве. - 197.

26 Цитируемое место помещено в "Энциклопедии", т. 1, стр. III. - 199.

27 Даламбер (d'Alembert, Jean Le Rond, 1717 - 1783) - известный математик; вместе с Дидро зачинатель "Энциклопедии" (позднее разошелся во взглядах с Дидро и вышел из ее редакции в 1757 г.); ему принадлежит "Вступительное рассуждение" о принципах построения намеченного издания. - 199.

28 В противоположность этому коллективистскому принципу Гельвеций в книге "О человеке" (1773) заявляет: "Общественное счастье складывается из счастья всех частных лиц". - 201.

29 Это положение Дешана отражает тот аскетизм, который, по словам "Коммунистического манифеста", "свойствен еще незрелым движениям пролетариата" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 455). - 202.

516

30 Описание общества, живущего "состоянием нравов", чрезвычайно близко совпадает с утопией Тифэня Делароша "История галлигенов" (1765), где также общее чувство дружбы, связывающее все общество галлигенов, противопоставляется "частным связям". - 204.

31 Совпадение с утопией Тифэня, который пишет: "У нас республика берется воспитывать детей; ей нет дела до того, кто их отец, и гражданину мало дела до того, кто его сын". - 206.

32 Мечты о том, что пороки старого общества будут погребены "под развалинами и обломками городов", свойственны и крестьянской утопии Руйе ("Моральный перегонный куб"). - 208.

33 О молодом готтентоте по имени Кори, увезенном в Европу и по возвращении с радостью сбросившем европейскую одежду и вернувшемся к обычаям своего народа, пишет немецкий путешественник П. Кольбе в книге "Описание мыса Доброй Надежды" (1719, на нем. яз.; в пер. на фр. яз. - Амстердам, 1741); ввиду большого успеха книга была включена в пятый том "Всеобщей истории путешествий" (Париж, 1748). - 209.

34 Протест против передачи грудных детей кормилицам содержится также в романе Руссо "Эмиль" (кн. 1). - 212.

35 О том, что при коммунизме у всех будет потребность трудиться и что труд не будет изнурительным, поскольку трудиться станут все, пишут также Морелли в "Системе природы" и Тифэнь Деларош в "Истории галлигенов". - 213.

36 В крестьянской утопии Руйе ("Моральный перегонный куб") также содержится призыв "очистить язык от всех ненужных и двусмысленных слов". - 214.

37 Выпады Дешана против "излишних" наук и искусств чрезвычайно близко совпадают с положениями первого трактата Руссо. - 214.

38 Имеется в виду, что при состоянии нравов все будут здоровыми, больницы будут просто не нужны. - 216.

39 О политике разумного регулирования рождаемости пишет и Тифэнь Деларош в "Истории галлигенов". - 219.

40 Призыв перейти к более здоровому вегетарианскому питанию содержится и в "Моральном перегонном кубе" Руйе. - 223.

41 Кассини (Cassini, Giovanni Domenico, 1625 - 1712) - первый директор Парижской обсерватории. Семья Кассини на протяжении четырех поколений (124 года) имела привилегию на эту должность, и фамилия Кассини стала нарицательной для астронома. - 224.

42 Представление о том, что в древних мифах содержатся воспоминания о грандиозных геологических потрясениях (катаклизмах) прошлого, было широко распространено в кругах энциклопедистов. Об этом говорят книги Н. А. Буланже (Boulanger, Nicolas Antoine, 1722 - 1759) "Исследование происхождения восточного деспотизма" (1761) и Гольбаха "Система природы" (1770). - 226.

43 Призыв к "опрощению" медицинской науки и замене ее практической медициной (medecine empirique) содержится и в книге Руйе "Моральный перегонный куб". - 227.

44 Людовик XIV - король Франции, умер 15 сентября 1715 г. - 229.

517






Письма о духе века
Lettres sur l'esprit du siecle

Выпущенные анонимно в 1769 г. под издательской маркой Эдуарда Юнга в Лондоне - в чем можно сомневаться ввиду легкости печатания книг во Франции с так называемым "молчаливым разрешением", - "Письма о духе века" Дешана были очень несвоевременны ни по срокам публикации, ни по тону. В 1769 г. симпатии французского общества были уже прочно завоеваны просветителями: изгнание иезуитов из Франции в 1762 г. большинством рассматривалось как их победа, и последовавшие затем выступления церкви против "Эмиля" Руссо (1762), "Философского словаря" Вольтера, "Писем с горы" Руссо (1765), осуждение "Велизария" Мармонтеля воспринимались как акт бессильной ярости. Однако жесточайшие приговоры против протестантов (колесование Каласа в 1762 г.) и вольнодумцев (казнь Лабарра в 1766 г.) показывали, что церковь еще опасна. Поэтому, когда Вольтеру в том же 1766 г. удается добиться пересмотра приговора и посмертной реабилитации Каласа, Европа и Франция воспринимают эту весть с восторгом; Фридрих II шлет из Потсдама, а Екатерина II из Петербурга поздравления в Ферне, и король Франции Людовик XV жертвует вдове Каласа 36 тыс. ливров. Это в большой мере определяло настроение французов; Мельхиор Гримм отмечает в "Литературной корреспонденции" за январь 1768 г. "общий упадок христианства, определившийся повсюду".

В такой обстановке Дешан выступил против просветительской философии и ее носителей - лучших писателей Франции своего времени. При этом его построения зачастую высказаны тяжелым языком, сложными периодами и перегружены богословскими терминами, определениями, несущими следы еще средневековой схоластики; поэтому неуспех его книги у читателей, воспитанных на ясности и точности энциклопедических статей, был предопределен заранее. В ярость пришли и сами энциклопедисты. Известно, что Дидро намерен был обратиться к министру полиции Сартину с призывом запретить "Письма о духе века" и строго наказать ее неизвестного автора. Впрочем, он тут же оговорился: "Или нет, не делайте ему ничего: советы, которые я Вам даю, исходят от нетерпимого человека, а я им не являюсь" (D. Diderot. Oeuvres, ed. J. Assezat et M. Tourneux, t. VI. Paris, 1875 - 1877, p. 370).

1 "О времена, о нравы!" (лат.) - фраза из первой речи Цицерона против Катилины, ставшая поговоркой. - 232.

2 Создавая понятия "религия-род" и "религия-вид", Дешан использует определения, сформулированные Карлом Линнеем (1707 - 1778) в его прославленном труде "Systema naturae... secun-dum classes, ordines, genera, species" (Lipsiae, 1735). - 232.

3 О приближающейся революции пишут Даржансон (d'Argen-son, Rene Louis, 1694 - 1757) в своем "Дневнике" за 1751 г., Вольтер в письмах 1764 г. и др. Здесь Дешан явно выступает противником революции. - 233.

4 Уже в XVII в. абсолютистское правительство было встревожено антисоциальностью монашества. Министр Людовика XIV, Кольбер (Colbert, Jean Baptiste, 1619 - 1683), писал, что необходимо "работать над тем, чтобы мягко и незаметно уменьшать число монахов обоего пола, которые становятся только бесполезными людьми на этом свете и зачастую дьяволами - на том (Colbert. Lettres, t. VI, p. 3). В XVIII в. общественное мнение Франции было полностью настроено против монашества. - 234.

518

5 Боссюэ (Bossuet, Jacques Benigne, 1627 - 1704) - французский епископ, церковный писатель и историк. Его знаменитое "Надгробное слово королеве Генриетте-Марии Английской", произнесенное 19 ноября 1669 г., содержало ожесточенные нападки на английскую революцию XVII в., которую он объяснял разрывом короля Генриха VIII с Римом в 1534 г. - 234.

6 Очевидно, имеется в виду Вольтер. В его книге "Философские письма" (1733) дана очень высокая оценка английской конституции (письма 8 - 10), которую он очень осторожно противопоставляет французскому абсолютизму. - 235.

7 "О теизме" - так озаглавлена одна из статей "Философского словаря" (1764) Вольтера. Сущность теизма (деизма - по нашей терминологии) определяется им как вера в безличного бога, существующего по необходимости извечно и являющегося причиной всего сущего; он дал миру его устройство и людям - нравственный закон ("естественную религию"), но больше не вмешивается ни в дела мира физического, развивающегося по естественным законам, ни в дела людей. Поэтому отпадает вера в бессмертие души и загробные воздаяния, поэтому же излишни все виды внешнего культа. - 236.

8 Ж. Ж. Руссо (Rousseau, Jean Jacques, 1712 - 1778) - французский писатель, философ-просветитель. - 242.

9 "Опрощение" религии проповедует Ж. Ж. Руссо в разделе "Исповедь Савойского викария", входящем в его педагогический роман "Эмиль". - 243.

10 Полное название трактата Руссо - "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755). - 243.

11 Протестанты во Франции пользовались правом исповедовать свою веру только с 1598 г. ("Нантский эдикт" короля Генриха IV) до 1685 г. (отмена "Нантского эдикта" при Людовике XIV). - 244.

12 Для их слуг и их сапожников и портных. - Явная связь с высказыванием Вольтера: "Я хочу, чтобы мой управляющий, мой портной, мои слуги, даже моя жена верили в бога, и я воображаю, что из-за этого меня меньше станут обворовывать, мне меньше наставят рога" ("Диалоги АБЦ", беседа 17-я). - 248.

13 Франция была ареной кровопролитных религиозных войн между католиками и гугенотами (протестантами) в 1562 - 1594 гг.; последний оплот гугенотов во Франции - крепость Ларошель была захвачена королевскими войсками только в 1628 г., уже в правление Ришелье. - 248.

14 Одно из основных положений антиклерикальной пропаганды Вольтера - о том, что религия античности отличается большей терпимостью, чем католическая религия, - изложено им в ряде работ: статьи "Мученики" и "Ересь" "Философского словаря" и во многих главах "Опыта о нравах" (1756). - 249.

15 Пренебрежительный отзыв о Платоне дается в статьях "Платон" и "Софисты" "Философского словаря" Вольтера. - 250.

16 Высказывание это содержится в статье "Благо, высшее благо" "Философского словаря". - 250.

17 Полемика с одним из основных положений Бейля (Bayle, Pierre, 1647 - 1706) о том, что для нравственности есть и другие стимулы, кроме религии, и поэтому вполне мыслимо атеистическое общество. - 261.

519

18 Намек Ж. Ж. Руссо, трактаты которого, воспринятые несколько упрощенно (чему немало способствовал Вольтер своей критикой), составили ему репутацию человека, стремящегося вернуться к состоянию дикости. - 251.

19 27 августа 1758 г. был опубликован эдикт, карающий галерами, изгнанием или позорным столбом "любого, кто будет повинен в составлении, печатании, продаже и распространении произведений, нарушающих государственное спокойствие и подрывающих основы святой веры". - 251.

20 Борьба против целибата монашества (и католического духовенства в целом) наполняет многие страницы книги Лабомеля (La Beaumelle, Laurent Angliviel de, 1727 - 1773) "Мои мысли" (1751) и Вольтера. - 253.

21 Отголоски еще средневековых споров реализма и номинализма, продолжавших звучать в католических семинариях Франции XVIII в. - 255.

22 См. прим. 9 к "Разрешению загадки...". - 255.

23 Явный выпад против Вольтера, прославленного среди современников разносторонностью своих интересов и эрудицией. - 255.

24 Имеется в виду Даламбер. - 255.

25 Ньютон (Newton, Jsaac, 1642 - 1727) - английский математик и физик; в "Философских письмах" Вольтера его учение противопоставляется космогоническим воззрениям Декарта (письма 14 - 16). - 256.

26 См. беседу Кандида с сенатором Пококуранте {Вольтер. Кандид, или Оптимизм, гл. XXV): "Если б один из авторов этой дряни изобрел хотя бы способ делать булавки". В полемике против Вольтера Дешан приписывает ему высказывание одного из выведенных Вольтером персонажей. - 256.

27 В статье "Противоречия" "Философского словаря" Вольтера содержится апология противоречивости суждений, объясняемых многогранностью опыта. - 256.

28 Обвинение просветителей в "нетерпимости" к инакомыслящим - одна из тем иезуитской антипросветительской пропаганды; см. "Послания" епископа де Бомона (de Beaumont, Christophe, 1703 - 1781) против Руссо (1762), Мармонтеля (1767) и др. - 256.

29 Предположение о том, что ввиду дискредитации церкви абсолютизм вскоре будет вынужден опереться на просветителей, в третьей четверти XVIII в. делали многие, начиная от Даржан-сона ("Дневник", 1754), анонимных авторов "Письма г-ну XXX" (Гельвецию) в книге Буланже "Исследование происхождения восточного деспотизма" (1761) и Ж. Ж. Руссо ("Эмиль"). Допущение Дешана, таким образом, не выпадает из контекста эпохи. - 257.

30 Скорее всего речь идет о Рене Луи Даржансоне, отставленном от дел в 1747 г. Близость Дешана к семье Даржансонов заставляет склоняться к этому выводу, тем более что все приведенные ниже мысли неназванного опального министра близко совпадают с положениями книги Даржансона "Рассуждение о древнем и современном правлении Франции" (издана посмертно в 1764 г.). - 258.

520

31 Президент Эно (Henault, Charles Jean Francois, 1685 - 1770) - член Парижского парламента, литератор "второго плана", известный главным образом в светских салонах своего времени. Мистерии - пьесы на сюжеты Ветхого и Нового заветов, исполнявшиеся в средние века на площади перед собором. - 258.

32 Вурламаки (Burlamaqui, Jean Jacques, 1694 - 1748) - профессор Женевского университета, автор исследований по естественному праву. - 259.

33 См. "Философские письма" Вольтера. - 261.

34 "За и против" - название одного из ранних философских посланий Вольтера (другое название - "Послание Урании", 1722, опубликовано в 1732), содержащего критический разбор христианства. Популярность этого произведения побудила Прево Дэкзиля (Prevost d'Exiles, Antoine, 1697 - 1763) дать такое же название журналу, посвященному английским проблемам (с 1733 по 1740 г. вышло 20 томов). Дешан в данном случае явно имеет в виду оба "За и против". - 261.








Разрешение моральной и метафизической загадки в вопросах и ответах
Le mot de l'enigme metaphysique et morale par demandes et par reponses

В предисловии к своему изданию произведений Дешана Ж. Тома и Ф. Вентюри сообщают, что рукопись "Разрешения моральной и метафизической загадки в вопросах и ответах" представляет собой копию книги Дешана "Голос разума", вышедшей в 1770 г., и отличается от нее лишь несколькими добавлениями.

Между тем рукопись датирована 1775 г., т. е. составлена по бумагам Дешана вскоре после его смерти; ее переписчик и душеприказчик покойного философа, дом Мазе, специально указывает, что его копии можно доверять как подлиннику. И поскольку в "Предуведомлении" рукописи сказано, что автор считал нужным доработать свою книгу, и рукопись составлена, очевидно, в самые последние годы его жизни, причем отличается от текста книги не "несколькими добавлениями", а является во многих отношениях ее радикальной переработкой, обогащенной новыми вопросами и ответами и отличающейся откровенными и острыми формулировками, мы сочли нужным обратиться именно к рукописному тексту, как к последней воле автора.

1 В рукописи "проповедовать мыслительное существо" (etre de raison), т. е. существо умопостигаемое, но реально не существующее. "Полный французско-российский словарь" И. Татищева (М., 1816) переводит это понятие словами "химера, мечта, небылица". - 266.

2 Почти дословное воспроизведение положения П. де ла Раме (Pierre de la Ramee, 1515 - 1572) "Никакой авторитет не должен господствовать над разумом" (Scholae mathematicae, 1569, t. III, p. 78). - 267.

3 Некий доктор Сорбонны - дальше oн назван "королевским цензором". Очевидно, имеется в виду теолог Жене (Genet), которому было поручено ознакомиться с книгой Дешана в рукописи до ее опубликования. В библиотеке г. Пуатье сохранилось его письмо от 8 октября 1770 г. маркизу Левуайе с критическими замечаниями, которые приводят в своем предисловии Ж. Тома и Ф. Вентюри. - 267.

4 Оспариваемое Дешаном положение могло быть усвоено им из "Государства" Платона (высказывание софиста Тразимаха - "справедливость - не что иное, как то, что выгодно сильнейшему", кн. 1) или же из "Мыслей" Б. Паскаля ("не будучи в состоянии сделать так, чтобы то, что справедливо, было сильно, люди сделали так, чтобы справедливым стало то, что сильно" - В. Pascal. Oeuvres completes. P., 1963, p. 512). Оба произведения были широко известны во Франции XVIII в., как можно судить хотя бы по каталогам библиотек Монтескье и Вольтера. - 267.

5 Первичный разум - область метафизического; вторичный разум - область морального. - 273.

6 Иоанн Златоуст (346? - 407), которому Дешан приписывает Протест против частной собственности, - один из виднейших идеологов ранней христианской церкви; в 398 - 404 гг. константинопольский патриарх; был низложен и отправлен в ссылку за критику социального строя и проповедь благотворительности. - 277.

7 Первичные доводы - т. е. доводы с точки зрения метафизического. - 277.

8 Имеется в виду Вольтер: его поэма "Светский человек" ("Le Mondain"), посвященная прославлению роскоши, опубликована в 1736 г. - 283.

9 Книга Гельвеция "Об уме" открывается рассуждением о значении руки и пальцев для прогресса человеческого рода (см. Гельвеций. Об уме. М., 1938, стр. 3). - 285.

10 В "Рассуждении о происхождении неравенства" Руссо говорит о невозможности постигнуть, "как могли бы они (люди. - Л. Г.) научиться этому" (см. Руссо. Трактаты. М., 1969, стр. 57). - 285.

11 Руссо призывал философов путешествовать (см. "Попытки войти в сношения с некоторыми из наших философов"). - 286.

12 Перекличка с рассуждением Руссо о том, что на развитие человеческого ума и языка потребовалось много тысяч веков (см. Руссо. Трактаты, стр. 58). - 286.

13 Перекличка с программой Руссо: "До сих пор я рассматривал только физического человека; попробуем теперь взглянуть на него со стороны метафизической и моральной" (Руссо. Трактаты, стр. 59). - 286.

14 Перекличка с трактатом Руссо "Рассуждение о науках и искусствах". - 288.

15 О необходимости божественной санкции земных законов говорил Макиавелли: "...не было ни одного учредителя чрезвычайных законов, который бы не прибегнул к богу, так как иначе они не были бы приняты" (Н. Макиавелли. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия, кн. 1, гл. XI. СПб., 1869). Дешан мог быть знаком с этим высказыванием либо непосредственно: произведения Макиавелли были достаточно распространены во Франции XVIII в., либо из Руссо, цитирующего его в "Общественном договоре" (см. Руссо. Трактаты, стр. 181). - 288.

16 Сведения об орангутангах Дешан мог почерпнуть из примечаний к трактату Руссо "Рассуждение о происхождении неравенства"; сам Руссо ссылается на "Всеобщую историю путешествий" (1746 - 1754, 48 томов), т. 12. - 291.

522

17 Сатурн (рим., миф.) - бог посевов; Рея, или Кибела, - его жена. С их именами связано представление о золотом веке - эпохе равенства и вечного мира. - 294.

18 Возможность того, что абсолютистское правительство Франции откажется поддерживать церковь и обратится к философам-просветителям, чтобы из их среды вербовать союзников и даже министров, серьезно обсуждалась в просветительской литературе 60-х годов XVIII в. Об этом пишет неизвестный автор "Предисловия" к книге Н. А. Буланже "Происхождение восточного деспотизма" (1761). Соответствующие высказывания находим у Вольтера и Руссо. - 294.

19 Положение о том, что общество атеистов может существовать и выполнять свои гражданские и моральные функции, не нуждаясь в религиозной санкции, - одно из основных положений Пьера Бейля, вызывавшее ожесточенные споры в начале XVIII в. - 295.

20 Перекличка с одним из основных тезисов Жана Мелье (см. Ж. Мелье. Завещание, т. 1 - 3, гл. V, "Почему политики используют религиозные заблуждения и обман". М., 1954). - 299.

21 Сведения о предсмертном "обращении" просветителя Тус-сена (Francois Vincent Toussaint, 1715 - 1772) и слухи о примирении Монтескье с церковью широко пропагандировались церковными кругами. - 301.

22 Герой комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" г-н Жур-ден с удивлением узнает, что всю жизнь говорил прозой (действ. 2-е, явл. 6-е). - 303.

23 Очевидно, имеется в виду формулировка Ньютона: "Вывести два или три общих принципа движения из явлений... было бы очень важным шагом в философии, хотя бы причины этих принципов не были еще открыты" (цит. по кн.: С. И. Вавилов. Исаак Ньютон. М., 1949, стр. 262, 263). - 305.

24 "Посредством вещей" и "посредством ума" (лат.). - 306. Три царства - минеральное, растительное, животное; четыре

элемента - огонь, воздух, вода, земля. - 310.

26 Учение о "контингентном", т. е. возможном или случайном, разрабатывалось католической церковью против кальвинистского (и близкого к нему янсенистского) учения о предопределении. - 311.

27 Различения, или дистинкции, - термины схоластической логики. - 312.

28 Признание покоя относительным доказывает, что Дешан принимает одно из основных положений материалистической системы мира в том виде, как она сложилась в XVIII в. (см. П. А. Гольбах. Избранные произведения в двух томах, т. 1. М., 1963, стр. 72). - 312.

29 Здесь и на дальнейших страницах Дешан "побивает теологию теологией", полемизируя против основных положений блаж. Августина, принятых католической церковью (см. "Антология мировой философии в четырех томах", т. 1. М., 1969, стр. 589), - 314.

30 Э. Юнг (Young, Edward, 1683 - 1765) - английский поэт, автор религиозно-дидактической поэмы "Жалобы, или Ночные думы" (1742 - 1745), на французский язык переведенной Летурне-ром (1769). - 317.

31 Под школой подразумевается схоластическая философия, излагаемая теологическим факультетом Парижского университета. - 321.

523

32 ...в чем причина существования? - Вопрос этот в форме вопроса "некоего индостанского властителя католическим миссионерам" приведен Даламбером (см. "Melanges de litterature, d'his-toire et de philosophie". Nouv. ed. t. I - V. Amsterdam, 1759 - 1767, t. V, p. 232). - 321.

33 Просвещенным атеизмом Дешан называет свою социально-философскую концепцию. - 324.

34 Перекличка с известным произведением материалиста Ла-метри "Человек-машина". - 328.

35 "В объединении сила" (лат.). - 330.

38 Дешан пользуется термином деспотизм в смысле "неопровержимость", аналогично тому как физиократы говорили о "легальном деспотизме", т. е. о неопровержимости открытых ими экономических законов. - 334.

37 Противопоставление двора городу идет от времени Людовика XIV, когда (1682) резиденция короля и двора была перенесена в Версаль, а городом стали именовать Париж. - 337.

38 Авгуры - в Древнем Риме жрецы, предсказывавшие будущее по полету птиц. По римской же поговорке, авгуры с трудом удерживают смех, встречая друг друга. - 338.

39 ...десять тысяч сорвиголов. - Идея основать колонию из деклассированных могла быть почерпнута Дешаном из книги Лабомеля "Мои мысли" (1757). - 339.










Попытки войти в сношения с некоторыми из наших философов по вопросу об истине
Tentatives sur quelques-uns de nos philosophies au sujet de la verite

По указанию Е. Д. Зайцевой, эта переписка составляет 6-ю тетрадь рукописей Дешана, хранящихся в Пуатье; составлена, очевидно, в первой половине 70-х гг. XVIII в.

1 "Познайте то, что свыше, дабы стать мудрее тех, кто обитает на земле" (лат.). - 340.

2 Руссо - см. прим. 8 к "Письмам о духе века". - 340.

3 "Эмиль" - см. прим. 25 к "Моральным рассуждениям". - 340.

4 Руссо написал Дешану 25 июня 1761 г., что намерен навсегда "отложить перо"; в "Исповеди" (кн. X) имеется признание в том, что в конце 50-х годов он хотел окончательно бросить литературную деятельность (см. J. J. Rousseau. Oeuvres completes. Paris, 1959, Pleiade, t. I, p. 514). - 340.

5 Вольтер (Voltaire, Francois-Marie Arouet, 1694 - 1778) - французский писатель, философ-просветитель. - 341.

6 Вольтер ошибочно принял самого маркиза де Вуайе Даржан-сона за автора пересланного ему сочинения Дешана "Голос разума", о чем писал Кондорсе 11 октября 1770 г. (см. Voltaire. Oeuvres completes, s. 1. (Kehl), 1785, t. 81, p. 20). - 341.

7 Даламбер - см. прим. 27 к "Моральным рассуждениям". - 341.

8 Робине (Robinet, Jean Baptiste Rene, 1735 - 1820) - философ-материалист. - 341.

9 Аббат Ивон - см. прим. 15 к "Разрешению загадки...". - 341.

10 "И свет воссиял, и тьма не поглотит его" (лат.). - 342.

524

11 Дешан, очевидно, имеет в виду этические проблемы, поднятые Руссо в его трактате "Рассуждение о науках и искусствах" (1750). - 342.

12 "Отдать жизнь за истину" (лат.). - 344.

13 Прусский король - Фридрих II (1740 - 1786). - 346.

14 Я молил небо о свете и притом сожалел о познанном (лат.). - 347.

15 Фонтенель (de Fontenelle, Bernard Le Bovier, 1657 - 1757) - французский писатель, один из ранних просветителей, секретарь Французской академии. - 348.

16 Паскаль (Pascal, Blaise, 1623 - 1662) - математик и философ. - 348.

17 Бейлъ (Bayle, Pierre, 1647 - 1706) - французский философ - скептик и атеист. - 350.

18 Намек Руссо на его расхождение с Дидро и кругом энциклопедистов. - 351.

19 Путешествие в Индию в поисках истины в древности приписывалось Пифагору. - 354.

20 Руссо сам является автором незаконченного сочинения под названием "Мой портрет", очевидно предваряющего "Исповедь". - 355.

21 Имеется в виду Тереза Левассер, фактическая жена Руссо. - 355.

22 Речь идет о романе "Эмиль, или О воспитании". - 357.

23 "Общественный договор" впервые опубликован в апреле 1762 г. в Гааге. - 357.

24 Первое издание собрания сочинений Руссо вышло в 10 томах в 1764 г. - 357.

25 Гольбах. - 358.

26 В опубликованной переписке Вольтера вариант: "Вы пометили ваше письмо неким замком, где остроумия больше, чем где бы то ни было" (см. Voltaire. Oeuvres completes, s. 1. (Kehl), 1785, t. 81, p. 21). - 358.

27 Симонид - греческий поэт (VI - V вв. до н. э.); ему приписывалось изобретение мнемоники; Гиерон - тиран Сиракуз (V в. до н. э.), воспетый Пиндаром. Источник исторического анекдота, приводимого Вольтером, и его анахронизма нам не известен. - 358.

28 Персий (Aulus Persius Flaccus, ум. в 62 г.) - латинский поэт, автор прославленных "Сатир". - 359.

29 "Мне узнать желательно сущую малость, / Кем ты Юпитера чтишь" (лат.). (Персий. Вторая сатира. - в кн. "Римская сатира". М., 1957, стр. 93). - 359.

30 В переписке Вольтера вариант: "...что вы думаете о боге?" (Op. cit, p. 30). - 359.

31 В переписке Вольтера вариант: "...не постигаем некоторых сложных вещей" (Op. cit, p. 31). - 360.

32 Вольтер устроил в поселке Ферне процветающую фабрику часов, на которой работали местные жители. "Эфемериды гражданина" - журнал физиократической школы, выходил под редакцией Н. Бодо. - 361.

33 Сент-Эвремон (Saint-Evremond, Charles de Saint-Denis de, 1613 - 1703) - французский писатель XVII в., вынужден был бежать из Франции в Англию из-за написанного им памфлета против Мазарини (1661). - 361.

525

34 Аристотель (384 - 321 гг. до н. э.) - греческий философ, основатель школы перипатетиков. Платон (429 - 348 гг. до н. э.) - греческий философ-идеалист. Фома Аквинат (Thomas Aquinas, 1225 - 1274) - средневековый философ и богослов. Св. Бонавентура (Johannes Fidanza, 1221 - 1274) - представитель францисканской богословской школы. - 362.

35 Робине. - 362.

36 Дом Дешан. - 362.

37 Орфей - мифический поэт Греции, по преданию - сын нимфы Каллиопы. - 364.

38 Вольтер цитирует этот стих Орфея в статье "Философского словаря". - 364.

39 Вуайе. - 368.

40 Робине иронически использует терминологию "Космогонии" Декарта. - 368.

41 Огромный предмет, требующий обсуждения (лат.). - 368.

42 Приложения к Энциклопедии - в начале 70-х годов Робине подготовлял издание "Supplement a l'Encyclopedie par une societe de gens de lettres, mis en ordre et publee par M." Paris, 1776, 5 vol., in fol.; Amsterdam, 1777. - 368.

43 "Нет бога" (лат.). - 379.

44 "Нет бога по вашему физическому и моральному подобию" (лат.). - 380.

45 "Есть бог" (лат.). - 380.

46 Высшее, среднее и последнее (лат.). - 381.

47 Письмо маркиза де Вуайе г-ну Робине. - 382.

48 "Из ничего не следует ничего" (лат.). - 384.

49 "Да будет свет!" - 384.

50 "Свет воссиял, и тьме не поглотить его" (лат.). - 384.

51 См. письмо Вольтера в "Moland", t. 44, p. 290. - 386.

52 "Из ничего не может остаться ничего" (лат.). - 392.

53 "О, упорное отрицание!" (лат.). - 395.

54 Аббат Ивон. - 396.

55 О - Ормский замок. Монт - Монтрёйль-Белле. - 400.

56 Игра слов, основанная на том, что по-французски robinet (имя философа) d'eau tiede значит "бесцветный говорун". - 400.

57 Маркиза де Вуайе. - 402.

58 Гольбах пишет в "Системе природы": "Для существа, созданного природой и ограниченного ею, не существует ничего, помимо того великого целого, часть которого оно составляет..." (см. П. А. Гольбах. Избранные произведения в двух томах. М., 1963, т. 1, стр. 59). - 403.

59 Игра слов Scot - Sot (глупец). - 407.

60 Сорбонна, основанная в 1253 г., в XVIII в. была теологическим факультетом Парижского университета. - 410.

61 Мост, по которому в поэме Мильтона "Потерянный рай" изгнанные из Эдема Ева и Адам спускаются на землю (кн. 12). - 414.

62 Парижский Новый мост - старейший каменный мост Парижа, выстроен еще в XVI в. - 414.

63 Де Прад (De Prades, Jean Martin, 1720 - 1782) - аббат, сотрудник "Энциклопедии" Дидро и Даламбера; его теологическая диссертация была осуждена Сорбонной, и ему пришлось бежать из Франции. Аббат Ивон действительно сотрудничал вместе с Дидро в составлении "Апологии Де Прада". - 414.

526

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign