LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1 Цит. по: Льюис Дж. Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа. Минск, 1997. С. 11.
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.3 38-339.
18 О суде над Сократом рассказывает Платон в диалоге "Апология Сократа".
19 Платон. Лахет. Собр.соч. в 4-х т. Т.1. М., 1990. С.277-278.
20 Платон. Пир. Собр.соч. в 4-х т. Т.2. М., 1993. С.216.
1 Термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о бытии", а "онтологизм", соответственно, - философский подход с позиций этого учения.
1 См.: История философии в кратком изложении. Перевод с чешского. М., 1994. С. 196.
1 В античном смысле под диалектикой понимали искусство ведения философской беседы, спора.
2 См.: История античной диалектики. М., 1972. С. 32-33.
21 См.: История античной диалектики. С.35.
22 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1. М., 1963. С.450.
23 Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб.пос. В 2 ч. - М.: Высш.шк.; 1980. Ч.2. С.186.
24 Древнекитайская философия. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, т.1. 1972. С.178-179.
25 Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. - М.: Изд-во МГУ, 1979. С.35.
26 Там же. С.44.
27 Там же. С.66.
28 Антология даосской философии. - М.: Наука, 1994. С.87, 89.
29 Там же. С.78.
30 Там же. С.28.
31 Личность в традиционном Китае. - М.: Наука, 1992. С.142.
32 Там же. С.143.
33 Там же. С.144.
34 Там же. С.150.
35 Древнекитайская философия. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, т.1. 1972. С.131.
36 Конфуций. Изречения. - М.: Изд-во МГУ, 1994. 2,4.
37 Там же. 3,24.
38 Там же. 12, 11.
39 Там же. 1,7.
40 Там же. 16,9.
41 Там же. 7,16.
42 Там же. 17,19.
43 Там же. 6,17.
44 Там же.5,13.
45 Там же. 4,5.
46 Там же. 5,27.
47 Там же. 15,13.
48 Там же. 4,5.
49 Там же. 1,5.
50 Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - Изд-во МГУ. 1987. С.178.
51 Афоризмы Конфуция. 15,5.
52 Древнекитайская философия. Т.1. С.170.
53 Афоризмы Конфуция. 12,1.
54 Там же. 13,19.
55 Там же. 1,11.
56 Там же. 2,7.
57 Антология даосской философии. С.36.
58 Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976. С.27.
59 Тертулиан. Избранные сочинения. - М.: Изд.группа Прогресс, Культура, 1994. С.33.
60 Там же.
61 Честертон Г.К. Вечный человек. - М.: Политиздат, 1991.
62 Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Изд-во "Правда", 1988. С.208.
63 Там же. С.209.
64 Из истории культуры средних веков и Возрождения. С.37.
1 от слова "теология", что означает - богословие (teos в переводе с греческого - Бог).
1 Гревс И.. Августин // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1993. С. 17.
2 от греческого слова "scholasticos" - школьный.
1 См. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 142.
1 От греческого слова "anthropos" - человек.
1 От греческого слова "empairia" - опыт.
1 Термин "индукция" в переводе с латинского - наведение.
1 От латинского "rationalis" - разумный.
2 "Дедукция" в переводе с латинского - выведение.
65 Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т.1. М., 1989. С.269.
66 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1965. С.61.
67 Сенсуализм (от латинского "sensus" - чувство) - учение, признающее ощущение единственным источником познания.
1 Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1957. С. 362.
1 Монизм (от греческого "monos" - один, единственный) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется при помощи единой субстанции - материальной либо духовной.
1 Термин "монада" в переводе с греческого означает "единое" или "единица".
2 Лейбниц Г. - В. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М., 1983. С. 53.
1 Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. С. 172.
2 Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. М., 1970. С.518-519.
1 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск, 1998. С. 201.
1 Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1963. С. 59.
1 Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т.1. М.-Л., 1950. С. 173.
2 Там же. Т. 5. С. 574.
3 Там же. Т. 5. С. 383.
68 Там же. Т.2. С.203.
69 Там же. Т.1. С.79: 81.
70 Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С.294.
71 Там же. С.297-298.
1 Кант И. Критика чистого разума. Симферополь, 1998. С. 52-53.
2 Там же. С. 57.
72 Там же. С. 52.
1 См. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 5. М., 1965. С. 260.
2 Кант И. Указ соч. Т. 4. Ч. 2. С. 79.
1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 420.
2 Там же. С. 424.
1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. М., 1975. С. 43
2 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 371.

1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логика. С. 208.
73 Фейербах Л. История философии. В 3 т. Т. 3. М., 1974. С. 373.
74 Там же. С. 389.
75 Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 42.
76 Там же. С. 685.
77 Там же. Т. 1. С. 190.
1 Там же. Т. 1. С. 621.

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7.
2 Там же. С. 7.
3 Там же.
78 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.
79 Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. Соч. Т. 2. С. 65.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 32. С. 456.
2 Творец (прим. редактора).
3 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.
1 Даже выдающийся древнегреческий диалектик Гераклит выделял повторяемость воспламенений и угасаний огня, являющегося, как уже отмечалось, по его мнению, первоосновой мира. Гераклиту приписывается также учение о так называемом "мировом годе", который длится 360 сменяющих друг друга поколений людей, а затем все возвращается к исходной стадии и все ступени жизни вновь повторяются от начала и до конца.
80 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 12.
81 протисты - одноклеточные организмы (прим. ред.)
82 Там же. С. 354-355.
83 Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. М.: "Московский клуб", 1992. С.54.
84 Там же. С.298-299.
85 Там же. С.340.
86 Там же. С. 363.
87 Цвейг С.Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. - М.: Интерпракс. 1990. С.113-114.
88 "Заратустра" - происходит от "Зороастр", имени пророка и реформатора древнеиранской религии, получившей название зороастризма. Время жизни Зороастра относят к X-VII векам до н.э.
1 Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. М., 1992. С. 45.
1 Пушкин А.. Письмо П.Я. Чаадаеву // Русская идея. М., 1992. С. 51.
1 Там же.
1 Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея. М., 1992. С. 63.
89 Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея. М., 1992. С. 75.
90 Герцен А.И. Былое и дума. Л., 1946, с. 66.
1 Чернышевский Н.Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1987. С. 304.
1 Там же. С. 166.
1 Там же. С. 215-216.
1 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 2. М., 1956. С. 333.
2 Там же. С. 246-247.
1 Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 219.
1 Там же. С. 246.
1 Новиков А.И. История русской философии. С-Пб. 1998. С. 221.
1 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996. С. 248-249.
1 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 254-255.
1 Ильин И.А. Наши задачи. Статьи. 1948-1954 гг. В 2 т. Т. 1. Париж, 1956. С. 312.
1 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 18, с. 152-153.
1 Телеология (греч. teleos - цель, logos - учение) - религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.
91 Бухарин А.И. Избранные произведения. М., 1988. С. 41.
92 Там же.
1 Эпистемология (от греч. "episteme" - знание, "logos" - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
1 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998. С. 409.
2 См.: Там же. С. 422-423.
1 Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и считающие основным инструментом познания интуицию, инстинкт, чувство и т.п.
1 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 129.
1 См.: Зотов А.Ф., Мельвилью К. Западная философия ХХ века. С. 298-301.
93 Киссель М.А. Экзистенциализм // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 388-391.
94 Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь. Минск, 1998. С. 531.
95 См.: Гайденко П.П. Дильтей // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 96-97.
96 См.: Румянцева Т.Г. Дильтей // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 218-221.
97 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. С. 40.
98 Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1993. С. 44.
99 Эйнштейн А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности /Собрание науч.трудов: В 4 томах. М., 1967.Т.2.С.136.
100 Герц Г. Принципы механики, изложенные в новой связи/ Жизнь науки: Антология вступлений к классике естествознания/ Составитель и автор биографич.очерков С.П.Капица. Ответ.ред.Л.А.Арцимович. М., 1973. С.208.
101 Планк М. Смысл и границы точной науки/ Вопросы философии,1958,№5.С106.
102 Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска/ Идеалы и нормы научного исследования. Редактор - составитель В.С.Степин.Минск, 1981. С.11.
103 Вязовкин В.С. Материалистическая философия и химия. Химическая картина природы и ее эволюция. М., 1980. С.53.
104 Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. М., 1975. С.11.
105 Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С.135.
106 Там же. С.134.
107 См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. С.143-144.
108 Космология - учение о Вселенной.
109 Цит. по: Азерников В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. М., 1972. С.14-15.
110 Маркс К, Энгельс Ф. Соч.Т.7.С.360-361.
111 Де Бройль Л. По тропам науки. М., 1962.С.9.
112 Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.С.223.
113 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.347.
114 Бруно Джордано. О бесконечности, Вселенной и мирах. М.: ОГИЗ, 1936.С.160.
115 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.С.8.
116 Там же. С.10.
117 Спустя 350 лет после смерти Галилея, в октябре 1992г., он был реабилитирован католической церковью, его осуждение было признано ошибочным, а учение - правильным. Глава римско-католической церкви папа Иоанн-Павел II заявил при этом, что церковь не должна выступать против науки, а наоборот, должна поддерживать научный прогресс (из телевизионной информационной программы "Время", 31 октября 1992г.).
118 Цит. по: Седов Л. И.Галилей и основы механики. М., 1964, С.36-37.
119 Система научных и философских взглядов Декарта получила название картезианства, поскольку Декарт подписывал свои сочинения латинизированной формой своей фамилии - Картезиус.
120 Существует легенда о знаменитом яблоке, падение которого с дерева будто бы навело Ньютона на мысль о законе всемирного тяготения. Но эта легенда имеет различные толкования. Стукелей - друг Ньютона - утверждал, что якобы сам Ньютон рассказал ему эпизод с яблоком, который и помог ему открыть закон всемирного тяготения. А другой друг Ньютона, Пембертон, считал, что Ньютон, возможно, специально выдумал историю с яблоком, чтобы отделаться от не в меру любопытных собеседников типа Стукелея.
121 Бернал Дж. Наука в истории общества. С.267.
122 Юкава Х. Лекции по физике. М., 1981. С.40.
123 Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1989. С.117.
124 Бернал Дж. Наука в истории общества. С.266.
125 Цит. по : Бернал Дж. Наука в истории общества. С.265
126 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19. С.202.
127 Метафизику Нового времени не следует путать с аристотелевской метафизикой, о которой говорилось ранее. Это - совершенно разные понятия. Метафизический метод в естествознании XYI-XYIIв.в. является методом, противоположным диалектическому.
128 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.19. С.203.
129 Цит. по: Алексеев В.П. От животных к человеку. М., 1969. С.7.
130 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.351.
131 Необулярный (от лат. nebula - туман) буквально означает: "относящийся к туманности".
132 Космогония - учение о происхождении и развитии Вселенной.
133 Цит. по: Хэллем Э. Великие геологические споры. М., 1985.
134 Цит. по: Гурев Г.А. Чарльз Дарвин и атеизм. Ленинград, 1975.
135 Цит. по: Холличиер В. Природа в научной картине мира. М., 1966. С.109.
136 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.29.С.424.
137 Цит. по: Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982. С.208.
138 Там же. С.208.
139 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.353.
140 Цит. по: Келигов М.Ю. Идеи развития в естествознании. Ростов н\Д, 1988. С.47.
141 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.368-369.
142 Цит. по: Дофман Я.Г. Лавуазье, М., 1962.С.209-210.
143 Ломоносов М.В. Полн.собр.соч. М.-Л.,1954. Т.3. С.389.
144 См.: Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982.С.141.
145 Ампер, например, открыл тот факт, что металлическая спираль, обтекаемая током, т.е. соленоид, эквивалентна магниту.
146 Цит. по: Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982.С.142.
147 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С.145.
148 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.304-305.
149 Герцен А.И. Собр.соч.: в 30 томах. Т. YIII. М., 1956. С.114.
150 Там же. Т.III. М., 1954. С.128.
151 Плеханов Г.В. Избран.философ.произв. Т. IY. М., 1958. С.703.
152 Данное письмо, датированное 30 мая 1873г., Маркс показал известному ученому-естествоиспытателю К.Шорлеммеру, который одобрил основные идеи замысла Энгельса.
153 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.
154 Декарт Р. Избран.произв. М., 1950. С.446.
155 Цит. по: Кедров Б.М. Эволюция понятия материи в естествознании и философии /Вопросы философии, 1975, № 8. С.71.
156 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С.102.
157 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.570.
158 Там же. С.570.
159 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.563.
160 Там же. С.632.
161 Там же. С.631.
162 "Мы, несомненно, - писал Энгельс, - "сведем" когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20. С.563).
163 В науке существует понятие многомерного (п - мерного) пространства, которое является результатом некоторого математического обобщения, отражающего не только пространственные, но и другие свойства материальных объектов. В физике, например, к трем пространственным координатам добавляются время и ряд других параметров, связанных с конкретным способом описания объектов (температура, давление и др.).
164 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.181.
165 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.51.
166 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.42-43.
167 Чернышевский Н.Г. Избран.философ.соч. М., 1950.Т.III. С.191.
168 Там же. С.228.
169 Ломоносов М.В. Избран.философ.произв. М., 1950. С.160.
170 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.304.
171 Сравнение с солнечной системой было не случайно: диаметр Солнца (1,4?106км) почти во столько раз меньше размеров Солнечной системы (6?109км), во сколько размеры ядер (10-12) меньше диаметра атома (10-8см).
172 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С.100.
173 Цит.: по Парнов Е.И. На перекрестке бесконечностей. М., 1967. С.122.
174 Однако классическая механика Ньютона при этом не исчезла. По сей день она занимает почетное место среди других естественных наук. С ее помощью, например рассчитывается движение искусственных спутников Земли, других космических объектов и т.д. Но трактуется она теперь как частный случай квантовой механики, принимаемый для медленных движений и больших масс объектов макромира.
175 Цит. по: Парнов Е.И. На перекрестке бесконечностей. М., 1967. С.294.
176 Цит. по: Савельев И.В. Курс общей физики, 2-е изд. М., 1982. Т.3. С.65-66.
177 Термин "гилозоизм" был введен Кедвортом в 1678г.
178 Свойство раздражимости присуще уже самым примитивным живым организмом, не имеющим даже зачатков нервной системы.
179 Имеется гипотеза о возможности жизни во Вселенной и на небелковой (например, кремний органической) основе. Но это пока не более, чем гипотеза.
180 Впервые термин "биосфера" был введен в науку в 1875 году австрийским геологом Э.Зюссом.
181 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.С.16.
182 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.23.С.521.
183 Чайлд Г. Прогресс и археология. М., 1949. С.56.
184 Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968. С.9.
185 Huges I.D. Ecology in ancient civilization. New York, 1976. Р.148.
186Куражсковский Ю.Н. Грамота рационального природопользования. Ростов н/Д, 1979. С.9.
187 Введение в философию. Учебник. В двух частях. М., 1989. Часть 2. С.188.
188 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.252.
189 Эту установку на чисто утилитарное отношение к природе хорошо выразил один из героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". По словам этого героя (Базарова), "природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
190 Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С.35.
191 Один из поэтов - "певцов советской эпохи" - с наивным воодушевлением писал: "По северу гордо шагает, меняет движение рек, высокие горы сдвигает советский простой человек".
192 Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.С.53.
193 При сжигании угля и нефти выделяется двуокись серы (SO2) и окись азота (NO). Iiiaaay a aoiinoa?o, iie anooia?o в реакцию с водой и кислородом, образуя соответственно серную (Н2SO4) и азотную (HNO3) кислоты. Затем эти вещества вместе с дождем, градом, снегом выпадают на землю.
194 Сен-Марк. Ф. Социализация природы. М., 1977. С.63.
195 Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М.,1984. С. 58.
196 Короп Е. Деньга на воздух/ Известия, 16 сентября 2000г. С.5.
197 В настоящее время описано порядка 1 миллиона 550 тысяч видов организмов, обитающих на Земле (от бактерий до человека). Однако предположительно на нашей планете их имеется более 11 миллионов.
198 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.23-24.
199 Эдберг Р., Яблоков А. Трудный путь к воскресенью. (Диалог на пороге третьего тысячелетия). М., 1988.С.115.
200 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.Т.6.С.441.
201 Там же. С.442.
202 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.192.
203 См.: Грицанов А.А. Органическое общество// Новейший философский словарь. Минск, 1999. С.493.
204 См.: А.П.Лимаренко. Социальная структура// Социологический словарь. Минск. 1991. С.263-265.
205 См.: Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.,1998. С.113-150.
206 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С.304.
207 См.: Социология. Под ред.проф.В.Н.Лавриненко. М.,1998.С.123-124.
208 Гегель. Философия права// Кант И. , Гегель ГВФ., Шеллинг Ф.В.И. Немецкая классическая философия.Т.1.Москва-Харьков, 2000.С.508-509.
209 Локк Д. Сочинения в 3-х томах. Т.3. М., 1988. С.26.
210 Фихте И.Р. О назначении ученого. М.,1935 С.75.
211 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.3, С.44.
212 Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск, 2000.С.421.
213 См.: Бабосов Е.М., Русецкая В.И. Социальная среда// Социологический словарь.
214 Волков Ю.Г., Поликарнов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспект. Ростов- на- Дону, 1994. С.74.
215 См.: Маркович Д. Общая социология. Ростов на Дону, 1993. С.151-152.
216 Цит. по: Антология мировой философии. В.4-х т. Т.3. М.,1971. С.280.
217 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3 философия духа М., 1977. С.327
218 Там же. С.393.
219 Шопенгауер. Мир как воля и представление. Т.1. М., 1900. С.420.
220 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.Т.25. Ч.1. С.386-387.
221 Ст.: Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М.,1998.С.522-525.
222 Кемеров В.Е. Культура //Современный философский словарь. Лондон. Франкфурт-на-Майне. Париж. Люксембург. Москва. Минск.1998. С.433.
223 См.: Тихонравов Ю.В. Философия. М., 1998. С.209-210.
224 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.54-55.
225 Цит. по: Антология мировой философии. В четырех томах. Т.2. М., 1970. С.556.
226 Фрейд З. Будущее одной иллюзии. //Сумерки богов. М., 1989. С.105.
227 Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. С.201.
228 Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1999. С.124-132.
229 См.: Степин В.С. Культура // Новейший философский словарь. Минск.1999. С.346.
230 Ивин А.А. Философия истории. М., 2000. С.8.
231 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6. С.442.
232 Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XY-XYIIIв.в. М., 1986. Т.1.С.596.
233 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. С.403.
234 Маркс показал, что старая общественно-экономическая формация не погибает до тех пор, пока в ее недрах полностью не разовьются такие производительные сил для которых базис этой формации создает достаточный простор. И новая формация не возникает, пока в недрах старого общества не сложатся необходимые для этого условия.
235 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.13.С.7-8.
236 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 15.
237 Там же. С.16.
238 Там же. С.17.
239 Там же. С.16-17.
240 Эйхельберг Г. Человек и техника. М., 1981. С.87.
241 Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960. P.2.
242 242 Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960. P.133.
243 Giddens A. Aron:Industrial Society. An Introduction to Sociolgy. Fontana Paperbacks in associacion with the Open Universiti Press. 1989. P.281.
244 Magee B. The Democratics Revolution. London, 1964. P.12; 19.
245 Aron R. Lectures on Industrial Society. London, 1968. P.167.
246 Brzezinski Z. Between two ages. Americas role in the Technotronic Era. New York, 1970. P.9-10.
247 Toffler A. The third Wave. New York, 1980. P.25.
248 Toffler A. The third Wave. Ntw York, 1980. Р.26.
249
250 250 Naisbitt G. Megatrends: Ten New Directions transforming our Lives. New York, 1982. P.13.
251 Naisbitt G. Megatrends: Ten New Directions transforming our Lives. New York, 1982. P.14.
252 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.С.26.
253 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.524.
254 Цит. По: Кузина С. Никто не попался в SETI, хотя поиски внеземных цивилизаций идут не первый год /Комсомольская правда, 28 октября 1994г. С.22.
255 Концепции современного естествознания. Ростов н/Д, 1999. С.309-310.
256 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т.2. С.87.
257 Концепции современного естествознания. Ростов н/Д, 1999. С.311.
258 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. С.265.
259 Ермакова Е.Е. Философия. Учебник. М., 1999. С.183-184.
260 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.102.
261 Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С.302.
262 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.С.188.
263 Не случайно в известном стихотворении В.В. Маяковского, отражавшего настроения того времени, личность низводилась до "нуля". "Единица - вздор, единица - ноль, - писал поэт, - голос ее слабее писка. Кто его услышит? Разве жена - и то, если она не на базаре, а близко".
264 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С.141.
265 Цит. по: Психология экстремальных ситуаций. Минск, 2000. С.103.
266 Там же. С.105.
267 Гегель. Энциклопедия философской науки. В 3т. М., 1974-1977. Т.2. С.577-578.
268 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С.507.
269 Цит. По: История философии. Под ред.В.М.Мапельман и Е.М.Пенькова. М..1997.С.236.
270 Если бы эти клетки расположить в один ряд, то они образовали бы цепочку длиной в 5 тысяч километров.
271 Цит. По: Пенфильд У., Джаспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека. М., 1958. С.258-259.
272 Черносвитов П. Взрослая болезнь "левизны" в человечестве. "Известия", 7 сентября 2000г. С.7.
273 Там же. С.7.
274 См. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1972.
275 Симонов П. Десятилетие мозга. "Правда", 14 августа 1990г. С.3.
276 Павлов И.П. Избран.произв. М., 1949. С.238.
277 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.С.29.
278 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.490.
279 Из джунглей - к людям. "За рубежом", 1977, № 47. С.18-19.
280 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.С.29.
281 Цит. по: Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968. С.201-202.
282 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С.131.
283 Там же. С.132-133.
284 Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992.С.27.
285 Камю А. Мир о Сизифе; Бунтарь. Минск, 1998.С.27.
286 Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990.№6.С.116.
287 См.: Соловьев В.С. Собр.соч. т.26. с.370
288 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.т.26.С.370.
289 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.т.23.С.8.
290 Толстой А.Н. Полн.собр.соч. т.26.С.394.
291 См.: Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., 1989.С.7-20.
292 См.: Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. М., 1974. С.83-85.
293 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998. С.300-301.
294 Сент-Экзюпери А. Сочинения. М., 1964.С.199.
295 Общая теория права и государства. Под редакцией В.В.Лазарева. М., 1999. С.110.
296 Там же. С.120.
297 См.: там же. С.124-126.
298 Нерсесянц В.С. Философия права. М.,1997.С.28.
299 Аристотель. Сочинения в четырех томах.Т.2. М., 1978.С.499, 482.
300 Там же. С.479.
301 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1971.С.381-382..
302 Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1991.С.192,247.
303 Гельвеций К.А.Сочинения в двух томах.Т.1.М.,1973.С.344.
304 Гальвеций К.А. Сочинения в двух томах.Т.2. М., 1974. С.195.
305 Там же. С.198.
306 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. М.,1977.С.352.
307 Нерсесянц В.С. Философия права. С.31.
308 Цит. по: Древнекитайская философия. Собрание текстов. В двух томах. Т.2.М.,1973.С.139
309 Цит. по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М.,1991.С.40.
310 Цит.по: Антология мировой философии. В четырех томах.Т.1.Ч.1. М.,1969.С.105-106.
311 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М., 1984.С.379.
312 Цит.по: Антология мировой философии. В четырех томах. Т.1.Ч.1.С.522.
313 Цит.по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.С.179.
314 Цит.по: Эстетика Ренессанса: Антология. В двух томах.Т.1.М.,1981.С.248.
315 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах.Т.1.М.,1971.С.253.
316 Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах.Т.2.М.,1974.С.425.
317 Фейербах Л. Избранные философские произведения. В двух томах. Т.II.М., 1955.С.778.
318 Цит.по: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. С.405.
319 Соловьев Вл. Сочинения в двух томах.Т.2.М.,1988.С.306.
320 Лосев А.Ф. Жизнь СПб., 1993.С.42.
321 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1998. С.451.
322 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1996. С.188.
323 Фейербах Л. Избран. философ. произведения в двух томах. Т.II.М., 1955. С.633.
324 Кроме внешних воздействий, воспринимаемых экстерорецепторами, на нервную систему человека воздействуют процессы, происходящие внутри его организма и воспринимаемые интерорецепторами.На этой основе возникают ощущения, отображающие эти внутренние процессы и называемые проприоцептивными ( переводится как "ощущающий себя"). К ним относятся ощущения равновесия, двигательные ощущения и т.п.
325 Сифоров В.И. Наука об информации /Вестник Академии наук ССР. 1974, № 3. С.13-14.
326 Антонов Г.В. От формальной логики к диалектике (вопросы теории суждения). М.,1974.С.4.
327 Сеченов И.М. Избран. //философские и психологические произведения. М., 1947. С.376.
328 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.542.
329 Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Л., 1972. С.134.
330 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.542-543.
331 Цит. По.:Астафьев В. К. Законы мышления в формальной и диалектической логике. Издательство Львовского университета. 1968.С.6.
332 Мацкевич В.В. Практика// Новейший философский словарь. Минск, 1999. С.542-543.
333 Гегель Г.В.Ф.. Работы разных лет. В двух томах.М., 1971.С.7.
334 Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.С.627.
335 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189

336 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.С.366-370.
337 См.: Нарский И., Ойзерман Т. Истина //Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962.С.348.
338 Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2т. Т.2. С.501.
339 Гельвеций К.А. Сочинения в 2т. Т.1. С.78.
340 Там же. С.99.
341 Там же.
342 Руссо Ж.Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. М., 1949. С.614.
343 Кант И. Критика чисто разума. Симферополь, 1998. С.73.
344 Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М.,1988. С. 675.
Там же. С.766.
346 Рассел Б. Словарь разума, материи, морали. М.,1996. С.39.
347 Гегль. Наука логики Т. 1. М., 1970. С.97.
348 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С.89.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign