LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Некоторому старцу говорили помышления его: оставь сегодня, завтра займешься принесением покаяния. Он отвечал помышлениям: "нет! Сегодня займусь принесением покаяния, а завтра что Господь устроить по воле Своей".
Не откладывай до завтра: этому завтра, никогда нет конца (Св. Златоуст).
Отлагая до завтрашнего дня, или вернее сказать до неизвестного времени, исправление своей жизни, грешник как бы так рассуждает сам с собою: "чтобы исторгнуть из моего сердца страсть, я буду ожидать. пока она еще глубже пустить в нем свои корпи. Чтобы потушить огонь, меня пожирающий, я подожду, пока он сделается неугасимыми. Чтобы избавиться от оков, меня обременяющих, я помедлю, пока еще более увеличится их тяжесть. Чтобы освободиться от зловонного ила грехов, в котором я задыхаюсь, я останусь в нем до тех пор, пока совершенно в нем погрязну",-Таким образом Богу он, посвящает свои неисполнимые желания, а во грехах проводит всю свою жизнь.
Всякий грешник, отлагающий свое обращение, как бы так говорить Богу: "Боже мой! Я отказываю Тебе в том, что теперь имею, что могу теперь сделать, и что должен воздать Тебе; но я приношу Тебе то, чего у меня нет, и обещаю Teбе то, чего я, может быть, никогда иметь не буду".
Более или мене всякий думает спастися (путем покаяния: но беда в том, что многие не хотят ближайшего спасения (Рим. 13, 11). (Филар. М. Москов.).
Смотри, чтобы покаяние не пришло тебе на мысль уже тогда, когда только одному отчаянию будет время и место! (Св. Исид. Пилус.).
"Я при смерти могу покаяться", говорить иной,- Можно с таким покаянием и в ад пойти.
Надобно опасаться, чтобы у немощного не было и покаяние немощное, а у умирающего мертвое (Св. Тихон Задонский).
Если только при смерти приносим покаяние, то можно сказать, что не мы оставляем грехи, но они оставляют нас. Надобно оставить прихоти, пока он нас не оставят; надобно оставить суету, пока она нас не оставить (Св. Тихон Задон.).
Помня, что при смерти нет уже силы творить добро, если ты не творил добра во время жизни.
Как сомнительно спастись пловцам, когда они у жерла пучины: так сомнительно спасение для грешника, когда он во вратах, или челюстях смерти.
Когда же мы будем лучше? О, исправимся, пода есть время!
Если рыба, будучи еще в воде, проторгла есть, в которую была завлечена, и уплыла в глубину, то она спаслась: по если сетью извлекли ее на сухой берега, тогда нет уже для ней спасения. Так и мы. доколе находимся в здешней жизни, дотоле имеем силу и возможность рассторгнуть те узы, коими врага наш диавол оковывает нас, - и, чрез покаяние, свергнув с себя бремя грехов, наследовать вечное спасение; но когда душа разлучится с телом, и переступить на ту сторону гроба, как рыба на сухой берега, тогда уже нет для ней спасения, ибо после смерти нет покаяния. Должно делать, пока день (настоящая жизнь) есть: а когда придет ночь (смерть), тогда никто не может делать.
Св. Таинство Покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба (Прот. И. Толмачев).
При Крещении мы рождаемся водою и Духом; при Покаянии мы возрождаемся слезами и Духом (Игнатий Еп. Кавказ.).
В книге жизни нашей есть много страниц мрачных: эти страницы должны быть омыты слезами покаяния.
Грех полагает на нас такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами я раскаянием (Св. Златоуст).
Кто хочет очиститься от грехов, очищает их слезами (Авва Пимен).
Пост почитай оружием, молитву-стеною, слезы- банею (Св. Нил Синайский).
Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается чрез злострадание я печаль (Авва Фалассий).
Грех входить услаждением, а изгоняется горечью.
Оскорбление Бога исцеляется скорбью по Бозе.
Бога обыкновенно отвращается не столько грешащих, сколько тех, которые, учинив грех, не сокрушаются о нем (Св. Златоуст).
О семь-то более и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях.
Кто не плачет о грехах своих, тот будет плакать от наказании за грех.
Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно такать там. Итак, необходимо плакать или здесь- добровольно, или там - от мучений (Авва Арсений).
Восплачем, братия; пусть очи наши проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь наши тела (Св. Макар. Велик.).
Будем плакать по мере беззакония: для глубокой раны должно быть внимательное и долгое врачевание; покаяние не должно быть меньше преступления (Св. Кипр. Карфаген.).
Если кто впадет в какое либо прегрешение и не будет печалиться по мере оного, то легко опять впадет в ту же есть (Св. Марк Подвижн.).
Плач твой да соответствует грехам твоим. Если падение твое не велико, довольно с тебя слезы; если же велико, должен быть поток слезный. Если же ты чисть, то дай взаим другому слезу твою, и плач о грехе брата; но о если бы плакали мы и о своих только грехах! (Св. Иоанн Постник).
Павел (Апостол) три года плакал день и ночь. исправляя чужие недостатки (Деян. 20. 31), а мы и о своих не плачем (Св. Златоуст).
Не только не оплакивает содеянного, по еще умножаем то, что должно быть оплакиваемо (Св. Григор. Двоеслов).
Блажен, кто постоянно оплакиваете грехи свои! (Авва Исаия).
Как, после проливного дождя, воздух делается чистым! так и по пролитии слез настает тишина и ясность, а мрак греховный исчезает (Он же).
Печаль, яже по Бозе (2 Кор. 7, 10) есть путь к радости о Боге.
Hет ничего сладостнее, как печаль по Боге (Св. Златоуст).
Печаль по Боге лучше и полезнее радости мирской (Он же).
Как мирская радость бывает смешана с печалью; так слезы по Бог произращают всегдашнюю и неувядающую радость (Он же).
Mиp смотрит на кающегося с сожалением, насмешкою, а частию с отвращением. Но придет время,-и печаль, яже по Бозе обратится в радость, а мир восплачется и возрыдает, но уже никогда не возрадуется.
Поспешим сеять слезы покаяния, чтобы пожать радость спасения.
Одно из главных действий покаяния есть исповедь. После того, как грешник придет в себя, подобно блудному сыну, упоминаемому в Евангельской притч (Лук. 15, 17), познает свои грехи, обратится к Богу с сердцем сокрушенным к смиренным, укорить, осудить, оплачет себя пред Ним.-он должен исповедать, обнаружить свое греховное состояние пред священником, не утаивая от него ни одного греха.
Не довольно исповедываться пред Богом, надобно исповедываться также и пред теми, которые получили от Бога власть исповедывать (Блажен. Августин).
Напрасно многие смотрят на исповедь, как на тяжкое бремя, а некоторые и вовсе избегают ее. В этом постановлении мы должны видеть бесконечную благость Небесного Царя к преступным подданным Своим. Величие сей благости можно усматривать в следующем пример: представим, что человек из низкой доли призван был ко двору могущественного монарха, осыпан неисчетными благодеяниями и милостями его, и за все это заплатил своему государю жестокою неблагодарностью, нанесши ему самое грубое оскорбление. Разгневанный царь осудил виновного на смертную казнь. Приговор уже должен был совершиться; преступник ожидал своей смерти. Но вдруг является к нему посланный от царя и обещает ему от имени государя прощение, если он исполнить одно условие, а именно, если признается в своих преступлениях одному из министров царских, какого сам изберет себе. Мало того, министра этого царь обязует никому не открывать поваренной ему тайны. Ужели условие это тяжело для преступника? Представим при том, что благосердый царь за исполнение такой исповеди снова обещает принять преступника в милость свою и возвратить ему все прежние достоинства и почести. Что может быть выше этой милости царской? Только милость Царя Небесного выше ее, и бесконечно выше. Ибо, совершив грех, мы заслуживаем смерть не только временную, но и вечную, и дабы избавиться от нескончаемых казней, бесконечная благость указывает не мене легкое для нас средство. Это средство есть чистосердечная исповедь пред служителем церкви: и она опять вводить нас в число чад Божиих.
Некоторые возражают против исповеди: "Бога знает, что мы грешны и в чем грешны,-к чему же исчисление грехов. за которое мы большею частью принимаемся с неохотою? Зачем между Богом и человеком стоить священник, присутствие которого только стесняет нас и мешает нашей откровенной исповеди"?-Представьте себе, что вы оскорбили кого-нибудь, сознаете свою вину и ищете примирения. Оскорбленный вами знает иногда, что вы раскаиваетесь в своей обиде, но все-таки не мирится с вами дотоле, доколе вы сами не придете к нему и не попросите прошения. И Бог, конечно, знает все наши грехи, но ждет, когда мы раскаемся в них, исповедуем их пред Ним, и попросим прощения. В таком только случае Бог объявляет нам прощение грехов чрез священника.
Правда Божия не имеет нужды в нашем оправдании. Но неправда наша должна быть обнажаема для нашего же от Бога оправдания.
Бог не покроет, если мы прежде не откроем.
Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться.
Не стыдись признаваться во грехах, после того, как не постыдился предаваться им.
Стыдно грешить, а не исповедывать грехи.
Нужно краснеть делать ошибки, а не признаваться в них.
Исповедав свои грехи священнику и получив чрез него явное прощение грехов самим Богом, решись твердо и старайся уже не повторять их никогда.
Ты примирился с Богом; теперь живи в мире с Богом (Кирил. Еп. Мелитоп.).
Покаемся не на день, в который очищаем свою совесть пред служителем алтаря, но на все последующее время жизни (Филар. М, Москов.).
Благо исповБдан1е грехов, когда следует за тем исправление. Но что пользы открывать врачу язву и не употреблять целительных средств? (Блажен. Августин).
Покаяние есть договор с Богом об исправлении жизни (Адриан Югский).
Покаяние имеет как бы два лица, но выражению Св. Григория Богослова. Оно взирает на прошедшее и будущее; на прошедшее, дабы оплакивать сделанные грехи; на будущее, чтобы не делать их уже более.
Говорящий, что он оплакивает согрешения свои, и продолжающий подвергаться им, обманывает сам себя (Авва Исаия).
Насаждающий деревья и опять исторгающий, не будет иметь плодов от своего насаждения; так и кающиеся, но опять согрешающие, не соберут плодов покаяния.
С поверхностно раскаявшимся бывает тоже, что с больными после превратного врачевания: болезнь ожесточается более и более (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
Бог не оставляет нам грехов, когда мы сама их не оставляем.
Чтобы получить нам прощение от Бога, недовольно помолиться два в три два; надобно произвести перемену во всей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в добродетели (Св. Златоуст).
Прощение грехов есть свобода от страстей, а кто от них не освободился благодатно, тот не получил еще прощения (Авва Фалассий).
Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, ость тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом (Св. Васил. Вел.).
Как может, вопрошает тот же святый Отец. известиться душа, что Бог простил ей грехи? - и отвечает! если увидит себя в таком же расположении, какое имел сказавший: неправду возненавидных и омерзих (Пс. 118, 163).
Молитвы, милостыни, посты, умерщвление плоти составляют только одежду христианского покаяния; а ненависть ко греxy есть сущность его.
Покаяние есть война согрехом (Архимандр. Макарий).
Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично совершить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом (Св. Исаак Сирин).
Будем помнить жену Лотову: за то только, что озрелась на погибельные города, она превращена в столп сланый. Какому же, думаете, наказанию подвергнемся мы, если, презрев милосердие Божие, исторгшее нас из бездны греховной, легкомысленно опять возвратимся в нее?
Чтобы сохранить себя от грехопадений после покаяния, старайся особенно на первых порах, когда еще ты не окреп нравственно, избегать встречи со грехом, - удаляйся тех лиц и тех мест, какие могут дать тебе случай согрешить.
Тех мест, которые подают тебе случай к падениям, убегай как бича: ибо, когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем (Св. Иоанн .Леств.).
Отчего Мария Египетская не воротилась (из Иepyсалима, где она раскаялась в своей прежней греховной жизни) в Египет, а ушла в пустыню Заиорданскую? Оттого, что прежде, чем дошла бы она до Египта, должна была бы встретиться с прежними предметами и едва ли устояла бы против имевших произойти от того возбуждений греxa. - Так надо поступать и всякому. Положив доброе намерение исправиться, надо отбросить вес прежнее и назначить себе новые порядки и правила. Этим порочные склонности и страсти стеснятся и положатся как бы под гнет (Феофан Еп. Владим.).
Как невозможно разучиться какому-нибудь языку, или искусству, не переставь совершенно, не только делать или говорить что-нибудь относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих: тоже надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока (Св. Васил. Велик.).
Полезно удаляться от причин ко греху (Причина греха, или поводы ко греху, по мнению Св. Исаака Сирина суть: жены вино, имущество, власть и т.п. "Это говорит Св. Исаак, несуть собственно грехи, но они приводят ко грехам."). Человек, находящийся близ повода ко греxy, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нес, когда только захочет. Удаленный же от поводов ко греху, подобен стоящему вдали от ямы; когда враг повлечет его к яме, то он имеет время и возможность воспротивиться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему (Авва Пимен).
Спичка от чего возгорается?-От прикосновения и трения. Так и наше грехолюбивое сердце, при открытии случаев ко греxy, не может не пленяться (Прит. Авр. Некрасов).
Внушайте, сколько угодно, дитяти, держащему в руках своих острое орудию, чтобы оно не сделало им себе какого либо вреда; но если не лишите его сего орудия, то все наставления, все даже угрозы останутся тщетными. Так и мы, если не будем удаляться причин греха и случаев ко греxy, то кто поручится за нас, что и мы не будем им опять уязвлены?
Столпы и чудотворцы падают, как видим в историях; чего уже ожидать тростям сокрушенным? (Св. Тихон Задон.).
Если нет возможности удалиться от предметов соблазнительных, приготовь себя к ним ясным сознанием всей опасности их, - это ослабить силу опасной встречи, если не совсем уничтожить ее (Филар. Apхиеп. Черниг.).
Не позволяй сердцу вспоминать с наслаждением прошедшее, дабы не вкралось в душу твою похотение и не заставило ее возвратиться в Египет (Здесь слово Египет употреблено в смысле плотской, чувственной, греховной жизни). (Блаж. Августин).
Грехов содеянных прежде не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновлялись в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся (Св. Антон. Велик.).
Бойся впадать в те же грехи, которые милосердие Божие простило тебе чрез Таинство Покаяния, но если, но немощи, и впадешь, то но приходи в отчаянию.
Если и тысячи раз согрешишь, но потом опять прибегнешь к покаянию, то снова очистишься от скверн и от соделанных тобою беззаконию (Св. Ефрем Сирин).
Брат спросит, Авву Пимена: Отец! если человек владеть в какое либо согрешение, и потом снова обратится к добродетельной жизни, то будет ли прощено ему Богом согрешение его?-Старец отвечал: "Бог заповедал Ап. Петру прощать брату своему семьдесят кратседмирицей (Мф. 18, 22); Он заповедал человекам поступать так: тем более Он сам так поступит".


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign