LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и Благостью и ограниченностью человека. Любовь к Богу, утверждает философ, есть любовь к нравст-
венному совершенству, которое в незначительной степени осуществляется в отдельных разумных су-
ществах. Любовь к Богу составляет верховное начало нравственного мира, которое определяет высшее
значение любви к ближним. И лишь признание единого верховного Разума с необходимостью ведет к
признанию существования единого разумно-нравственного закона, связывающих всех существ, прича-
стных разуму. Истинная любовь во временном видит вечное, в ограниченном – бесконечное. И в этом
чувстве, по утверждению Чичерина, заключается высшее достоинство человека.
Творческое наследие русского философа сегодня предстает неким магическим кристаллом, интен-
сивно проясняющим и упорядочивающим наши представления о мире и о себе.

Список рекомендуемой литературы

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1894 – 1898. Ч. 1 – 3.
1
2 Чичерин Б.Н. Философия права. СПБ., 1998.
3 Чичерин Б.Н. Воспоминания. Москва сороковых годов. М., 1991.
4 Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М., 1880.
5 Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899.
6 Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки. 1989.
№ 10, 11.
7 Поборник свободы и права. Б.Н. Чичерин и социально-философская мысль России второй поло-
вины ХIХ в. / Под ред. проф. Н.М. Аверина. Тамбов, 2003.
8 Чичеринские чтения: Материалы межрегиональной научной конференции. Тамбов, 2001.
9 Чичерин Б.Н. и традиции русской социологии: Материалы межвузовской конференции. Тамбов,
1993.

Контрольные вопросы

Каковы основные вехи жизни и творческого пути Б.Н. Чичерина?
1
2К какому политическому направлению принадлежал
Б.Н. Чичерин?
3 Какие именно грани политической концепции Чичерина обретают особую ценность в контексте
современных российских реалий?
4 Почему, с точки зрения Б.Н. Чичерина, революционные методы неприемлемы для России?
5 Каковы основные положения философско-правовой концепции консервативного либерализма
Б.Н. Чичерина?
6 Как соотносятся право и нравственность в учении Б.Н. Чичерина?
7 В чем суть концепции свободы Б.Н. Чичерина?
8 Каково содержание философской полемики Б.Н. Чичерина и Вл. Соловьева?
9 Какие аспекты свободы выделяют при рассмотрении ее сущности Б.Н. Чичерин и Вл. Соловьев?
10 На каком основании строится метафизическая сущность человека в философской концепции
Б.Н. Чичерина?
11 Как Чичерин доказывает необходимость веры?




Иванович (28.02 (12.03) 1863 –
Вернадский Владимир
6.01.1945) – естествоиспытатель, мыслитель – космист, основатель учения
о биосфере и ноосфере, один из основоположников геохимии, радиогео-
логии, генетической минералогии, биогеохимии и других
научных направлений.
В 1885 г. окончил естественное отделение физико-
математического факультета Петербургского университета. Будучи
учеником великого почвоведа В.В. Докучаева занимался минералогией
и кристаллографией. Затем он много путешествует по Европе, работает в музеях Парижа, Лондона,
Мюнхена. С 1890 по 1911 гг. преподает на кафедре минералогии в Московском университете. Здесь
складывается его научная школа, откуда уходит в знак протеста против репрессивных мер правительст-
ва в отношении университета. Он переезжает в Петербург и начинает работу в Академии Наук и в 1912
г. избирается академиком. В годы первой мировой войны при АН возглавлял Комиссию по изучению
производительных сил России. В 1917 – 1920 гг. участвует в создании Украинской АН, избирается ее пер-
вым президентом. С 1922 по 1926 гг. по приглашению ректора Сорбонны читает курс геохимии в Париж-
ском университете. В 1928 г. под руководством Вернадского создается Биогеохимическая лаборатория
АН СССР (сейчас – Институт геохимии и аналитической химии РАН).
Ученый обладал огромной эрудицией в различных областях естественнонаучного и гуманитарного
знания. Вернадский В.И. читал литературу на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-
французски, по-английски и по-немецки.
Помимо занятий научной работой, Вернадский был активным общественным деятелем, отстаиваю-
щим идеалы гуманизма и просвещения народа. Трижды он избирался в Государственный Совет, был
членом ЦК кадетской партии.
Жизненный путь Вернадского тесно связан с историей Тамбовского края. В Моршанском уезде
Тамбовской губернии находилось родовое имение «Вернадовка», полученное его отцом Иваном Ва-
сильевичем в приданое за женой Марией Николаевной Шигаевой. Впервые подросток Володя Вернад-
ский побывал здесь летом 1875 г. После смерти отца в феврале 1884 г. по завещанию Вернадовка отошла
к Владимиру. 22 июня 1886 г. он приезжает в Вернадовку, чтобы уладить юридические формальности,
связанные с правом владения и заодно решить хозяйственные вопросы. Вернадский хотел поначалу
продать Вернадовку, чтобы купить имение на Украине. Но имение было заложено в Обществе позе-
мельного кредита, и поэтому продать его было трудно. Жена, Наталья Егоровна Старицкая, убеждала
Владимира Ивановича превратить Вернадовку со временем в центр народного просвещения.
В Вернадовке частично был реализован утопический проект создания общины-коммуны, разра-
ботанный Вернадским и его другом С.Ф. Ольденбургом. В силу многих причин Вернадовка не ста-
ла в полном смысле Приютином, как мечтали члены одноименного братства, состоявшего из уни-
верситетских друзей Вернадского по Санкт-Петербургскому университету. Но в то же время име-
ние стало местом реализации многих общественных и политических идей самого хозяина и его дру-
зей, будущих основателей Конституционно-демократической партии. Здесь произошло сближение
демократически настроенной интеллигенции с народом.
Голод 1891 – 1892 гг. поразил многие российские губернии, в том числе и Тамбовскую. Вернадовка
стала центром борьбы с голодом в окрестных деревнях Кирсановского и Моршанского уездов. Универ-
ситетские друзья Вернадского А.А. Корнилов, Д.И. Шаховской, Л.А. Обольянинов и другие занялись
устройством общественных столовых. Вернадский часто приезжал, чтобы лично участвовать в деле
спасения людей и их хозяйств. Он не мог заниматься этим постоянно, так как был загружен работой в
университете, но был главным организатором всего дела.
В 1892 г. В.И. Вернадский был избран гласным Моршанского уездного и Тамбовского губернского
земских собраний и потом переизбирался каждое трехлетие. Он помогал созданию земских школ и
больниц, открытию народных библиотек. На личные средства В.И. Вернадский построил школу в селе
Подъем, которую он поддерживал до октября 1917 г. Примерно к 1912 г. заканчивается тамбовский пе-
риод жизни Владимира Ивановича Вернадского, в котором зарождались идеи будущего учения о био-
сфере, о живом веществе, о едином человечестве. Как следует из картотеки жизни, составленной его
личным секретарем А.Д. Шаховской, с 1912 г. Вернадовка была сдана в долговременную аренду сахар-
ному заводу.
В мае 1913 г. Владимир Иванович купил землю в Полтавской губернии, где и начал строительство но-
вого дома.
Творческое наследие В.И. Вернадского в полной мере демонстрирует высокую эвристическую и
методологическую ценность.
В настоящее время идет становление новой научной парадигмы, утверждающей принципы коэволюции
природы и человечества. Исходный импульс этому процессу был дан идеями В.И. Вернадского, кото-
рый стал одним из провозвестников нового планетарного мышления. Своими метафизическими корня-
ми научные идеи Вернадского уходят в новую философскую традицию конца ХIХ – начала ХХ вв.,
творчески развивавшую тему космичности жизни и феномена человека. Вершиной его творчества яви-
лось учение о биосфере и ноосфере. В 1926 г. была напечатана его знаменитая работа «Биосфера», в ко-
торой была сформулирована важнейшая идея об организованности биосферы и ее эволюции. По утвер-
ждению ученого, биосфера представляет собой тонкую пленку жизни, покрывающую планету. И эта
земная оболочка находится в зависимости от живого вещества. По определению В.И. Вернадского,
«живое вещество биосферы есть совокупность живущих в биосфере организмов – живых естественных
тел … Миграция химических элементов, отвечающая живому веществу биосферы, является огромным
планетным процессом, вызываемым в основном космической энергией Солнца, строящим и опреде-
ляющим геохимию биосферы и закономерность всех происходящих на ней физико-химических и геоло-
гических явлений, определяющих организованность этой земной оболочки»16. Вернадский показал, что
вещество не только планеты, но и космоса образуется в круговороте мертвое – живое – мертвое. Биоген-
ные породы (неживые тела), созданные живым веществом, составляют огромную часть массы биосфе-
ры, которую он называет косным веществом. Биосфера есть сложное планетное биокосное природное
тело, – утверждает Вернадский. Он подчеркивает космическое значение живого вещества: «Между кос-
ным и живым веществом есть, однако, неперывная, никогда не прекращающаяся связь, которая может
быть выражена как непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в косное вещество биосфе-
ры, и обратно. Этот биогенный ток атомов вызывается живым веществом. … Живое вещество охваты-
вает всю биосферу, ее создает, изменяет, но по весу и объему оно составляет небольшую ее часть. … Но
геологически оно является самой большой силой в биосфере и определяет, как мы увидим, все идущие в
ней процессы и развивает огромную свободную энергию, создавая основную геологически проявляю-
щуюся силу в биосфере, мощность которой сейчас еще количественно учтена быть не может, но, воз-
можно, превышает все другие геологические проявления в биосфере»17. Эмпирическое научное обоб-
щение, к которому пришел ученый, состоит в следующем: «Между живыми и косными естественными
телами биосферы нет переходов – граница между ними на всем протяжении геологической истории
резкая и ясная. Материально-энергетически, в своей геометрии, живое естественное тело, живой орга-
низм отличен от естественного тела косного. Вещество биосферы состоит из двух состояний матери-
ально энергетически различных – живого и косного»18. Положение о единстве Природы является клю-
чевым для понимания всей философской позиции Вернадского. Отсюда и начинается его учение о ноо-
сфере, хотя этот термин еще долго не появится в лексиконе Вернадского.
Новые идеи о «живом веществе» возникли у В.И. Вернадского на пороге смерти, когда в 1920 г. за-
болев тифом, в странном состоянии он заново пережил в мельчайших подробностях всю свою жизнь. За
несколько дней им была создана вся система нового естествознания. Размышляя над собственным опы-
том, он приходит к выводу, что есть неосознаваемая нами реальность психической жизни, обладающая
иной физической природой, для которой характерны сверхсветовые скорости. В последующем В.И.
Вернадский находит новый термин: пласт реальности, обозначающий слои мира, связанные между со-
бой, но не сводимые друг к другу. Поначалу « он доверил эти мысли дневнику, построив такое умозак-
лючение: в макромире – мире тяготения – действуют обычные скорости, в микромире – скорости свето-
вые а в мире действия мысли – сверхсветовые скорости»19. Вернадский В.И. вслед за французским фи-
лософом А. Бергсоном приходит к выводу, что разум, познавая, не просто наблюдает мир, фиксирует
его, но и активно воздействует на него.
Термин «ноосфера» (букв. область разума, духа) был введен в науку философом и математиком Э.
Леруа и философом, палеонтологом Тейяром де Шарденом под влиянием парижских лекций
В.И. Вернадского о биосфере. «Ноосфера» для Вернадского – плод человечества как единого целого,
результат «вселенскости». Человек становится геологической (планетной) силой, и решающая роль в
этом процессе принадлежит точной научной мысли, которая изменяет всю духовную среду человечест-
ва.
Изучая роль живого вещества в эволюции биосферы, Вернадский увидел стремительный рост зна-

16
Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975 – 1977. Кн. 2. С. 120.
17
Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975 – 1977. Кн. 2. С. 16.
18
Там же. С. 126.
19
Аксенов Г.П. О научном одиночестве Вернадского // Вопросы философии. 1993. № 6. С. 76.
чения живого вещества и человеческой деятельности в эволюции биосферы: «Живое вещество является
носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не сущест-
вующей. Эта свободная энергия – биогеохимическая энергия – охватывает всю биосферу и определяет в
основном всю ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических эле-
ментов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение.
В пределах живого вещества в последнее десятитысячелетие вновь создается и быстро растет в
своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта
новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, рода Homo и других
(гоминид), близких к нему, сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, вызы-
вает в то же самое время нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощно-
сти далеко оставляющие за собой обычную биогеохимическую энергию живого вещества планеты.
Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой куль-
туры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии,
которая создает в настоящее время ноосферу.
Эта форма биогеохимической энергии присуща не только Homo sapiens, но всем живым организ-
мам. Однако в них она является ничтожной, по сравнению с обычной биогеохимической энергией, и ед-
ва заметно сказывается в балансе природы, и то только в геологическом времени. Она связана с психи-
ческой деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни и сказывается в
форме, производящей переход, биосферы в ноосферу только с появлением разума.
Его проявление у предков человека вырабатывалось, по-видимому, в течение сотен миллионов лет, но
оно смогло выразиться в виде геологической силы только в наше время, когда Homo sapiens «охватил своею
жизнью и культурной работой всю биосферу»20.
В этой связи значительный интерес представляет осмысление взаимосвязи идей ноосферы Вернад-
ского и пневматосферы в творческом наследии П. Флоренского. В конце 1920-х гг. Флоренского заин-
тересовали работы Вернадского, особенно о ноосфере. Между двумя учеными завязалась переписка.
Флоренский иначе обозначает акценты в решении данной проблемы. В письме Вернадскому от
21 сентября 1929 г. он высказывает мысль «о существовании в биосфере, или может быть на биосфере,
того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовле-
ченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа»21. В данном фрагменте выявляется разли-
чие подходов двух ученых. Флоренский высказал предположение, что духовный покров земли тесно
связан с душами живущих на земле людей, поэтому он назвал его не ноосферой, а пневматосферой. Та-
ким образом, «духовная сила всегда остается в частицах тела, ею оформленного, где бы и как бы они ни
были рассеяны и смешаны с другим веществом после смерти человека»22. В отличие от Вернадского,
который возлагает на человеческий разум надежду на спасение от глобальной катастрофы, он подчер-
кивает предельную ограниченность человеческого разума. Традиционная наука, по Флоренскому, бес-
сильна, ей не дано ответить на «последние вопросы бытия». Жизнь бесконечно полнее рассудочных оп-
ределений – поэтому вдохновение, свобода, творчество, подвиг, красота, религия и многое другое стоит
вне методов и средств научного исследования. Из-за умствования сознание перестает «созерцать умно».
Возврат к «умному созерцанию» – залог, без которого жизнь человеческая превращается в бессмыслен-
ное метание и бесконечную самоутрату. У Флоренского складывается образ пневматосферы – одухо-
творенного Космоса, который на всех уровнях его организации строится на взаимоотношениях духов-
ных или «смыслообразующих». Указанные различия лишь подчеркивают исходное единство взглядов
двух мыслителей на перспективы развития универсальной духовности. Их идеи, обогащая друг друга,
создавали широкую панораму планетарного Универсума.
В своем научном творчестве В.И. Вернадский поставил перед собой задачу – раскрыть тайну Жиз-
ни, «живого вещества». Мыслитель-космист преодолевает механистическую концепцию о случайности
происхождения жизни и человека в результате эволюции и доказывает вечность, космичность жизни и
сознания, единство и целостность мира. Впервые ученый публично высказал свою идею о непроисхож-

20
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. С. 95.
21
Переписка В.И. Вернадского и П.А. Флоренского // Новый мир. 1989, № 2. С. 198.
22
Там же.
дении жизни на лекции под названием «Начало и вечность жизни», которую он прочел в 1921 г. Идея о
«живом веществе» явилась новаторской, утверждает Вернадский. С точки зрения философа, необходи-
мо преодолеть инерцию мышления. Наша мысль находится в плену христианской традиции, с ее уста-
новкой на начало, зарождение, в отличие, например, от индийской, где идеи начала нет. Эксперимен-
тальные данные подтверждают принцип Пастера-Реди: «все живое только от живого». Жизнь вечна, за-
ключает Вернадский. Ученый представляет доказательства. Живое вещество, в отличие от косных тел,
обладает особым пространственным свойством – диссимметрией, т.е. углубленной ассиммертией. Для
живого вещества в его кристаллической структуре не характерны кубы, шары и другие правильные
симметричные фигуры. На любых уровнях от молекулы до организма оно строится ассиметричными
конструкциями: закруглениями, спиралями и т.д. Диссиметрия обозначает неравенство левых и правых
фигур в образованиях живых тел. Например, ДНК всегда закручена влево, неодинаковы функции полу-
шарий человеческого мозга и т.д. Исходя из законов природы, при любых синтезах должно образовы-
ваться равное количество левых и правых фигур. Такое пространство и вещество называется рацемиче-
ским. В живом организме его нет. Переход от рацемических синтезов к диссимметрическим синтезам
запрещен законами природы. Согласно принципу Кюри – диссимметрия следствия должна иметь дис-
симметричную причину.
Это свойство живых систем считается загадочным, о его происхождении высказываются различные
гипотезы. Однако, если с точки зрения Вернадского признать несотворенность жизни, ее вечность, то
никакой таинственности в диссимметрии нет. Диссимметрия как основное свойство пространственного
строения живого вещества не возникала, она была всегда. Согласно Вернадскому, диссимметрия пере-
водит понятие вечности жизни из умозрительной плоскости в доказательную.
Оправдала себя гипотеза ученого о том, что мы не найдем в земной коре, т.е. в геологическом про-
шлом, слоев, свободных от влияния жизни. Палеонтологи находят следы жизни в толщах возрастом 3,8
млрд. лет, а геохимия открывает биогенность углерода самых древних пород, где возраст жизни срав-
ним уже с космическими сроками существования Вселенной, что подтверждает центральную идею
Вернадского о вечности и космичности жизни.
Будучи типичным представителем философии космизма
В.И. Вернадский развитие ноосферы, как грядущее царство разума, связывает с идеей бессмертия чело-
вечества. Человек, активно перестраивающий мир, должен изменить и свою собственную природу, ибо
нравственное совершенствование возможно только вместе с физическим усовершенствованием, осво-
бождением от тех природных качеств, которые заставляют человека пожирать, вытеснять, убивать и са-
мому умирать. Реализацию будущего идеала Вернадский видит в автотрофности (самопитании) челове-
чества: «Из всего охвата фактов, точно установленных, мне кажется, вытекает, что этим будущим явля-
ется автотрофность человечества – более простыми словами, независимость его существования от ок-
ружающего живого вещества – растений и животных. Мы знаем сейчас два типа организмов, независи-
мых в своем существовании, питании, – зеленые растения и некоторые бактерии. Человек и все осталь-
ные существа – в своем питании – связаны с другою жизнью. Зеленые растения и некоторые бактерии
могут получать все им нужное для жизни непосредственно из минерального царства. …Человечество
быстро идет к такой автотрофности: научным исканием оно подходит к решению задачи добычи пищи
помимо живых организмов. Мне кажется это неизбежным следствием хода планетного существования.
Автотрофное человечество увеличит до чрезмерности с нашей обыденной точки зрения свою силу и с
точки зрения геологической силы достигнет большего равновесия»23.
Непреходящее значение философских идей В.И. Вернадского состоит в осознании жизни как кос-
мического явления, ответственности человечества за дальнейшую эволюцию живого вещества планеты
и всего Космоса.

Список рекомендуемой литературы

Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
1

23
«Я верю в силу свободной мысли…». Письма В.И. Вернадского И.И. Петрункевичу // Новый мир. 1989. № 12. С. 211.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
2
3 Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.
4 Вернадский В.И. и Тамбовский край. М., 2002.
5 Аксенов Г. О научном одиночестве Вернадского // Вопросы философии. 1993. № 6.
6 Аксенов Г. Третий синтез космоса // Философия русского космизма: Сборник научных статей.
М., 1996. С. 181 – 196.
7 Вернадский В.И.: pro et contra. Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет. СПб., 2000.
8 Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989.
9 Кутырев В.А. Становление ноосферы: надежды и угрозы // Философия русского космизма. С.
316 – 325.
10 Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. 1994. № 4.
11 Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000. № 7.
12 Самсонов А.Л. Человек и биосфера – проблема информационных оценок // Вопросы философии.
2003. № 6.
13 Симаков К.В. Концепция реального времени – дления
В.И. Вернадского // Вопросы философии. 2003. № 4 .

Контрольные вопросы

Какому направлению в русской философии принадлежит творчество В.И. Вернадского?
1
2 Какие новые научные идеи выдвинуты В.И. Вернадским?
3 Почему Вернадский называл себя натуралистом, а не философом, не биогеохимиком?
4 В чем особенности его мировоззрения как натуралиста?
5 Какое определение дает Вернадский понятию биосфера?
6 Укажите основные выводы учения Вернадского о биосфере и его значение для экологических
исследований?
7 Какой смысл вкладывает ученый в понятие ноосферы?
8 В чем смысл эволюции по Вернадскому?
9 В чем состоит качественное отличие живого вещества от неживого?
10 Почему Вернадский считал невероятным абиогенное происхождение жизни на Земле?
11 Какие аргументы использует ученый для доказательства вечности жизни?
12 Возможно ли бессмертие человека по Вернадскому?
13 Что такое автотрофность?
14 Какое значение идеи Вернадского имеют для современности?




Чижевский – (1897 – 1964) личность
Александр Леонидович
яркая и многосторонняя. Будучи вы- дающимся ученым, основателем гелио- и
космобиологии, поэтом и художником, он является в то же время
глубоким мыслителем-космистом.
Философ дает следующее определение основному принципу
космизма: «Человечество, населяющее Землю, находится под
постоянным, мощным и сложным воздействием Космоса, которое мы лишь
с трудом учимся улавливать и понимать. Но для нас уже нет никакого
сомнения в том, что жизнедеятельность и отдельного
человека и всего человечества находится в тесной связи с жизнедеятельностью всей Вселенной, охва-
тывающей земной шар со всех сторон.
В этом научном воззрении, всецело вмещающем в себя философские догадки древних, заключается од-
на из величайших научных истин о мировом процессе как едином и цельном явлении. Охватывая все
стороны неорганической и органической эволюции, он представляет собой явление вполне закономер-
ное и взаимосвязанное во всех своих чувствах и проявлениях»24.
Будущий ученый родился 7 февраля 1897 г. в посаде Цехановец Гродненской губернии, сейчас это
Польша. Чижевский А.Л. – потомок российских дворян, традиционным поприщем которых была воен-
ная служба. Его предками были герои Бородина и Севастополя, большинство из которых являлись геор-
гиевскими кавалерами. Прославленный адмирал П.С. Нахимов был его двоюродным дедом. Прадед
Н.В. Чижевский участвовал в знаменитых походах А.В. Суворова и М.И. Кутузова. Его отец – генерал
Леонид Васильевич Чижевский – был не только военным-артиллеристом, но и талантливым инженером-
изобретателем. В ранней молодости, еще поручиком, он изобрел командирский угломер для стрельбы
артиллерии по невидимой цели с закрытых позиций. Изобретению Артиллерийский комитет не дал хо-
ду, а великий князь Михаил, стоявший во главе российской артиллерии, сказал: «Русские не должны
прятаться за укрепления, а разить врага в лоб». Ровно через 24 года этим изобретением японцы били
русских. По словам английского наблюдателя Гамильтона, русские проиграли русско-японскую войну с
военной точки зрения потому, что японцы умели стрелять с закрытых позиций, т.е. пользоваться изо-
бретенным еще в 1881 г.
Л.В. Чижевским артиллерийским угломером.
По утверждению А.Л. Чижевского, его отец был «человеком сильной воли и необычайного спокой-
ствия, который говорил: «История человечества есть процесс «необратимый». Надо работать, господа,
работать, чтобы создавать культурные ценности. Если вы проникнетесь этим убеждением, работа вам
покажется легкой и приятной, как бы тяжела она ни была, и вы пойдете рука об руку с новой эпохой. Я
– русский и России в ее тяжелые годины не оставлю»25. Это был человек исключительной доброты и
сердечности. Его доброта доходила до такой степени, что он мог снять с себя последнюю рубашку и от-
дать ее нуждающемуся. Правдивость и честность были хорошо известны всем, кто его окружал. Он мог
бы сделать себе блестящую карьеру, но не сделал ее из-за высокого душевного благородства. Работа
была его страстью и утешением, и он всегда был чем-нибудь занят. Практически все эти качества своего
отца унаследовал и А.Л. Чижевский. Личная жизнь отца сложилась весьма неудачно: он рано потерял
жену Надежду Александровну. Вторично не женился и всю последующую жизнь отдал воспитанию де-
тей.
Александр Леонидович Чижевский ранние годы провел в родовом родительском имении Александ-
ровке Брянского уезда. Мать Александра умерла на первом году его жизни и ее ему заменила родная
сестра отца. Он получил прекрасное образование. Много путешествовал, познакомился с культурой
Греции и Египта. В семь лет брал уроки живописи в Парижской академии художеств у одного из учени-
ков Дега. Но в последующем знаменитому исследователю, основоположнику новых научных направле-
ний, несмотря на многочисленные приглашения западных университетов и отдельных выдающихся за-
рубежных ученых, уже ни разу не удастся выехать за границу.
Увлечение естествознанием, особенно астрономией, а также поэзией, живописью, музыкой нача-
лось с самого раннего детства. Именно тогда, по словам Чижевского, были заложены «основные маги-
страли» всей его последующей жизни.
Чижевский был замечательным поэтом. Способность его к поэзии подтверждается положительны-
ми отзывами известных поэтов того времени. Он посещает литературные вечера, знакомится с
И. Буниным, Л. Андреевым, А. Куприным, А. Толстым, И. Северяниным, С. Есениным, тесно общается
с В. Брюсовым, М. Горьким, В. Маяковским.
Чижевский также великолепно рисовал. Его картины высоко ценили специалисты. В трудное время
продажа картин давала ему часть средств для проведения опытов с аэроионами. Сохранилось около че-
тырехсот работ, более ранние его живописные произведения, количеством до двух тысяч, разной техни-
ки, от масла до постели пропали, как и многие рукописи. Чижевский дает свой автопортрет: «Я по своей
внешности ничем не походил на людей науки, о которых принято говорить, что они рассеянны, не-

24
Чижевский А.А. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995. С. 695.
25
Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М., 1995. С. 80.
брежны по отношению к своей внешности, задумчивы, неразговорчивы. Я был в меру разговорчив, вос-
торжен, увлекался поэзией, играл на рояле и скрипке и был страстным коллекционером. В детстве я со-
бирал марки, затем занимался нумизматикой и, наконец, перешел к собиранию книг и научных фактов.
Последнее сделалось моей страстью. В то время моя собственная библиотека насчитывала не менее де-
сяти тысяч книг … по вопросам всеобщей истории, археологии, биологии, медицины, истории наук, ма-
тематики, физики, химии, живописи, музыки и т. д. На внутренней стороне переплета книг я приклеи-
вал свой экслибрис, нарисованный мною еще в 1915 г. На фоне сверкающего лучами солнечного диска
был схематично изображен мозг человека, а поверх него – знак интеграла от минус бесконечности до
плюс бесконечности. Такова была схема моего научного кредо того времени. Изменилось ли оно за со-
рок семь лет? Не знаю. Пожалуй, нет. Можно было сказать, что весь наш дом был битком набит книга-
ми. Действительно, во всех комнатах дома стояли шкафы и книжные полки занимали целые стены.
Уже с восемнадцатилетнего возраста во мне проявлялись некоторые положительные черты: это
способность к обобщению и еще другая, странная с первого взгляда способность, или качество ума, –
это отрицание того, что казалось незыблемым, твердым, нерушимым. Я считал также, что математика
равноценна поэзии, живописи и музыке. Я считал, что плюс и минус – величайшие знаки природы.
Природа оперирует с этими знаками, как хирург скальпелем.
…Я многого не принимал на веру и уподоблялся апостолу Фоме, желавшему лично убедиться в пра-
вильности того или иного высказывания или утверждения, которое по каким-либо причинам я брал под
сомнение. Все опыты я всегда ставил сам и всегда в таком масштабе и количестве, от которых все при-
ходили в ужас. Я, смеясь, говорил: «Верю лишь одному закону – закону больших цифр». Этот склад ума

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign