LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>










По горизонтали: 3. Категория этики, характеризующая выполнение человеком своего нравственного долга. 4. Философ, отдававший предпочтение биологическому началу в человеке.
По вертикали: 1. Русский писатель, философ, считавший, что заботиться надо не только о личном благе, но и об общем. 2. Власть одних людей над другими.

Рекомендуемая литература
1. Акименко А.Д. Об элементах целостного понимания человека. //Философские науки. 1991. № 7.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ТТ. 1, 2.
3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
4. Соловьев В.С. Соч. В 2-х т. 2-е изд. М., 1990. Т. 1.
5. Урысон М.И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза. //Советская этнография. 1978. №3.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
8. Философский словарь. М., 2001.

Тема 14 Общество
1. Общественное бытие. Базис и надстройка.
2. Общественное сознание.
3. Гражданское общество. Концепции общественного развития: формационная и цивилизационная.

Общество - совокупность форм совместной деятельности людей. Попытку найти объективные основания общественно-исторического процесса на основе материализма предпринял еще в XIX веке К. Маркс. До него в рамках той же немецкой классической философии, но в духе идеализма эту задачу пытались решить И. Кант и Г. Гегель. Если у Канта основой общественного развития является наше сознание, то Гегель считал наши интересы, волю, желания не хаосом случайного, а частью объективной закономерности - саморазвитием абсолютной идеи. К. Маркс решил разделить общественную историю на ту, которая находится в зависимости от сознания, и ту, которая находится вне его, т.е. являлась бы материальной основой общества. Признавая роль идей в организации общества на различных этапах развития, Маркс тем не менее уходит от идеализма и считает, что на идеи в первую очередь оказывают влияние условия жизнедеятельности людей, которые и формируют затем системы ценностей, цели и т.д. Сознание у Маркса - это осознанное бытие, т е. бытие людей - реальная основа их жизни.
Общественное бытие, таким образом - это объективная общественная реальность, которую можно назвать "социальной материей", которая определяет общественное сознание, направляет его и, которое, в свою очередь, тоже влияет на общественное бытие, помогает изменить его к лучшему.
Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего бытия, окружающей реальности. Это - и конкретное сознание общества в настоящий момент, и некая идеальная модель будущего общественного сознания. Структура общественного сознания может включать в себя разные слои: обыденное и теоретическое (социальная психология и идеология), в рамках которых существуют следующие формы общественного сознания: наука, мораль, искусство, религия, философия. Социальная или общественная психология, если быть точнее, является не самым обыденным, повседневно-практическим знанием о жизни, а отношением к этому знанию, оценкой окружающей действительности. В свою очередь, идеология рождается на теоретической основе, но в дальнейшем превращается в программу действий и способы распространения. Общественное сознание, помимо подчиненности внешним детерминантам бытия, относительно самостоятельно, имеет внутреннюю логику своего развития, преемственность идей. Логика "вещей" и логика идей имеют сложную диалектическую связь, которая проявляется не только во влиянии бытия на сознание, но и в способности общественного сознания активно влиять на породившее его бытие.
Сущностью и структурой общественного бытия является материальное производство и способ этого производства. В свою очередь способ производства состоит из производительных сил (люди, т.е. сами трудящиеся, орудия труда, средства труда - станки, помещения и т.д.) и производственных отношений (отношения между людьми по поводу принадлежности средств труда: либо отдельным лицам, либо всему обществу, а также по поводу распределения произведенных продуктов). Производственные отношения называются базисом. Это экономический строй общества. Если базис - это фундамент общества, то ему соответствует надстройка - это общественное сознание, идеологические отношения, общественные учреждения и организации. Надстройка порождается базисом, но и сама активно влияет на него.
Гражданское общество - совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных и т.д. Это - самопроявление свободной деятельности граждан и добровольных ассоциаций, организаций, которые отделены от прямого вмешательства в их деятельность со стороны государства. В эпоху Просвещения во взаимодействии между государством и гражданским обществом приоритет отдавался государству (особенно у Гегеля: его идеал - конституционная монархия). Марксизм, напротив, отдает приоритет гражданскому обществу: в раскрепощении общества - предпосылки полного преодоления отчуждения человека, условие его гармоничного развития.
Общественное развитие имеет различные стадии. Марксизм предлагает формационную концепцию (по тому, какой из классов владеет средствами производства): первобытный коммунизм (орудия труда в коллективной собственности), рабовладельческое общество, феодализм, капитализм (средства производства - у буржуазии), социализм и коммунизм, когда эти средства соответственно - у государства и вновь в коллективной собственности (но, в отличие от первобытного общества - при избытке материальных благ, которого, к сожалению, достичь пока не удалось). Цивилизационная концепция делит развитие общества по методу производства: архаическая эпоха (охота, рыболовство, собирательство), аграрная (скотоводство, земледелие), индустриальная (изобретение машин), постиндустриальная (конец XX века в западной цивилизации - снижение роли тяжелой промышленности в обществе: важна не выплавка стали, а компьютеризация, интеллектуализация, информатизация общества).

Контрольные вопросы
1. Что является основой общества?
2. Какова структура общественного сознания?
3. Что такое базис и надстройка?

Тест 1. Философ, выделяющий в структуре общества общественное бытие, определяющее общественное сознание:
1. Маркс. 2. Кант. 3. Гегель. 4. Фихте.

Тест 2. Какой из этапов относится к формационной концепции развития общества?
1. Коммунистический. 2. Аграрный. 3. Постиндустриальный.

Контрольные задания:
1. Приведите пример, когда общественное бытие влияло бы на общественное сознание.
2. Подумайте, актуальна ли проблема гражданского общества в наши дни?

Кроссворд:







1








2



















3









4








































По горизонтали: 2. Совокупность форм совместной деятельности людей. 4. Общественно-экономическая формация.
По вертикали: 1. Немецкий философ, отдававший приоритет государству, а не гражданскому обществу. 3. Производственные отношения в структуре способа материального производства.

Рекомендуемая литература
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ТТ. 3,8,13,26,37.
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. ТТ.1,23.
3. Гегель. Философия права. М. 1990.
4. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.
5. Введение в философию. М., 2002.
6. Булычев И.И. Человек как интегральная философская проблема / Ивановский энергетический институт. М.: Прометей, 1991.
7. Аверин Н.М. Духовное творчество народа в контексте современной социокультурной ситуации // Культура и образование на рубеже тысячелетий. Материалы международной научно-практической конференции (декабрь 2000). Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. С.9-10.
8. Каримов А.В. Общение в социально-культурной сфере как фактор развития воли // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001). Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. С.145-146.
9. Философский словарь. М., 2001.


Тема 15 Культура и практика

1. Философское определение культуры.
2. Нравственные ценности, мораль, справедливость, право, эстетические ценности.
3. Практика и формы практической деятельности.

Важнейшей характеристикой развития общества, человека является культура. В переводе с латинского - это "возделывание почвы". Далее в это понятие стали включать все созданное человеком. Феномен культуры является объектом изучения многих наук: истории, социологии, археологии и т.д. Каждая наука при этом по-своему определяет культуру, например, археология понимает культуру как совокупность остатков различных предметов древних цивилизаций. Культура может быть как материальная (предметы, сооружения), так и духовная (накопленные знания, оценки). Их не следует противопоставлять. Они хоть и различаются, но и одновременно находятся в единстве. Материальная культура содержит духовное начало: идеи, знания, цели (произведения архитектуры, живописи и т.д.). С другой стороны результаты духовной культуры всегда оформляются в материальную форму (книги и т.д.). Не следует также понимать культуру как что-то внешнее по отношению к человеку, ведь она составляет для него какую-то ценность. Поэтому, можно сказать, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Культура имеет внутреннюю детерминацию (т.е. зависимость, когда прошлый опыт не только используется новыми поколениями, но и в силу некоей внутренней логики оказывает влияние, формирует культуру будущего) и внешнюю - влияние привнесенных в общество идей из других цивилизаций, которые не всегда имеют положительный характер. Это могут быть и другие социальные условия.
К духовной культуре можно отнести нравственные ценности, мораль, справедливость, право, эстетические ценности. Слово "мораль" - латинского происхождения (относящийся к нраву, характеру), схожее по смыслу с понятием "этика" (греч.). Позже этика стала пониматься как философская наука, дисциплина о морали. Мораль - это форма общественного сознания, вид общественных отношений, которые утверждают самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой жизни. Человек здесь должен думать не только о себе, но и об обществе, поэтому мораль - это также соотношение личного и общественного в жизни людей, система воззрений на социальную жизнь. Под нравственностью иногда понимают не саму мораль, а ее практическое воплощение в обществе (например, в каком-то обществе могут быть жесткие нравы, хотя мораль везде одинакова и всегда призывает к добру). Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о правах человека. Это - требование соответствия между ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. В ранних классовых обществах были как бы две справедливости: одна для господствующего класса (оправдывала оброк, дань и т.д.), другая - отражала протест угнетенных классов против эксплуатации. В последнее время в мировом сообществе осуществляется попытка установить равенство людей в их реальных политических и юридических правах. Право - нормативное выражение формального равенства людей в общественных отношениях. Это - форма общественного сознания, подразумевающая свободу и независимость людей друг от друга. Нормы права могут конкретизироваться в законах, которые могут расходиться с правом, что недопустимо. Диалектическая концепция гласит: право должно быть законом, закон должен быть правовым. Эстетика (с греч. - чувствующий) - философская наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о творчестве по законам красоты. Здесь пытаются определить такие парные категории, как прекрасное (симметрия, порядок, гармония - единство многообразного) и безобразное (хаос, асимметрия и т.д.), возвышенное (поступки людей ради общества) и низменное (эгоизм), трагическое и комическое. Красоту приписывали ранее и объективному миру и богу. В современной трактовке эстетическое освоение человеком мира - это: 1) признание эстетического в объективном мире, 2) субъективно-эстетическое сознание (потребности, идеалы) и 3) искусство - единство субъективно- и объективно-эстетического.
Если культура - это результат деятельности человека, то практика - это сам процесс, сама деятельность человека по преобразованию им окружающего материального мира. Домарксистское понимание человека не предполагало наделить его деятельным, активным началом, хотя он - и часть материального мира. Человек мог только созерцать (это еще с античности) окружающий мир, либо его деятельность считалась надматериальной, т.е. только духовной. К. Маркс отдает приоритет чувственной деятельности человека, практике, которую он понимает как обмен веществом и энергией с природой. В итоге можно сказать, что практика - это активное преобразование человеком окружающих его предметов и явлений объективного внешнего мира сообразно своим целям.
Практика восходит корнями к древности, когда первобытный человек благодаря сознанию, стал создавать не только орудия труда, не и системы искусственных средств по существенному преобразованию действительности. Это и стало отличать его от животного. Некоторые животные хоть и используют естественные предметы при добывании пищи, обороне, но влияние их на окружающую среду этим и ограничивается.
Среди всех форм практической деятельности главной является материально-производственная деятельность, т.е. непосредственное производство материальных благ. Способ производства материальных благ - основа общественного развития. Следует выделить и социальную форму практики. Это - построение людьми собственных отношений в процессе материально-производственной практики, т.е. эти две формы взаимосвязаны. Социальная практика - это также преобразование самих себя, своего общества. Далее, в связи с тем, что в современном обществе все возрастающую роль начинает играть наука, необходимо выделить и научно-экспериментальную практику, т.к. наука и эксперимент неотделимы. Эта деятельность нацелена не только на познание существующих объектов окружающей действительности и которые уже могут быть воспроизведены в практике, но и на те, которые могут быть произведены только в будущем. На основе материально-производственной в современных условиях можно выделить еще и техническую деятельность, которая включает в себя элементы всех трех форм, указанных выше. Это - не только создание материальных благ, но и искусственной среды обитания, техносферы, где живет человек. Несмотря на положительные моменты, эта деятельность носит противоречивый характер, т.к. многие технические достижения могут одновременно приносить как пользу так и вред (уничтожение природы, создание оружия массового уничтожения и т.д.). поэтому необходимо создать такие общественные условия, которые способствовали бы гуманизации техники, инженеров, развитию прогнозирования последствий создания того или иного сооружения. Очевидно, что такие условия не могут быть созданы только рыночными отношениями. Здесь необходима государственная программа по гармоничному (с природой, человеком) развитию техники.

Контрольные вопросы

1. Что такое культура?
2. Дайте определение морали.
3. Назовите формы практики.

Тест 1. Область знания о закономерностях освоения мира по законам красоты:
1. Мораль. 2. Эстетика. 3. Право.

Тест 2. Какие созданные человеком ценности включает в себя культура?
1. Только духовные. 2. Только материальные. 3. И те и другие.

Контрольные задания:
1. Приведите пример духовной культуры.
2. Попытайтесь определить, имеется ли в каком-либо красивом, на ваш взгляд, предмете - гармония - единство разнообразных линий, элементов?

Кроссворд:




1













2





3
























4














<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign