LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

















По горизонтали: 1. Основатель формальной логики. 4. Низший уровень информационного отражения. 5. Деятельность по использованию языка.
По вертикали: 2. Свойство материи, лежащее в основе сознания. 3. "Материализованное" сознание.

Рекомендуемая литература.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1974-1986. ТТ. 20, 23.
2. Планк М. Религия и естествознание //Вопросы философии. 1990. №8.
3. Философия: Курс лекций /под общ. ред. В.Л. Калашникова. М.,1999.
4. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука. М., 1970.
5. Философский словарь. М., 2001.


Тема 12 Познание, его возможности и границы

1. Два взгляда на процесс познания. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
2. Истина. Знание и вера. Понимание и объяснение.
3. Научное и вненаучное знание. Структура научного знания.

Познание - активное, целенаправленное отображение действительности в сознании человека. В процессе познания выявляются различные грани бытия, изучаются внешние стороны и сама сущность явлений, вещей окружающего мира, а также сам субъект познавательной деятельности, т.е. человек.
В настоящий момент в философии имеются два взгляда на процесс познания: 1) гностицизм; 2) агностицизм. Представители гностицизма (чаще материалисты) считают, что мир познаваем и у человека имеются потенциально безграничные возможности познания. Агностики (чаще идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира, либо допускают ограниченную возможность познания. Самый известный из агностиков - И. Кант. Кроме того, идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума, а материалисты утверждают, что материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.
В настоящее время гносеология опирается на следующие принципы: диалектики (рассматривать явление в многообразии форм его проявления, в развитии, в единстве противоположных свойств), историзма, практики, познаваемости, движения от абстрактного к конкретному. Познание бывает чувственным, рациональным и интуитивным (иррациональным). Чувственное познание связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга. Благодаря их деятельности, у человека возникают ощущения (реакция от раздражения того или иного органа чувств) и восприятие (целостный образ материального предмета, полученный посредством всех органов чувств). Представление работает, когда предмет нам не дан, но мы его вспоминаем благодаря памяти. Основа рационального познания - понятие - словесное, языковое выражение предшествующего опыта человечества. Например, "это - дом". Дом здесь - понятие, которое включает группу предметов, служащих человеку жильем. То есть, такое познание - это поиск общих свойств у группы предметов и создание понятий, а также установление между ними каких-либо (например, численных) отношений (математика и др.). Иррациональное знание - это знание, которое мы получаем, но не знаем, каким путем мы к нему пришли (отсутствует цепочка логических утверждений в виде доказательства). Здесь в большей мере, чем в рациональном познании, присутствует элемент веры, интуиции. Это - непосредственное постижение истины, без доказательства (у Декарта, например, это - аксиомы, на которых строится дедуктивное доказательство). Иррационалистические школы заявляют о себе, начиная с А. Шопенгауэра (начало XIX в.). Миром правит у него не разум, а воля, мировая воля, "воля к жизни". Ф Ницше далее делает акцент на "воле к власти". У А. Бергсона (XX в.) преобладает интуитивизм - это попытка умерить рационализм, который превращает все в выгоду, расчетливость. Люди ненасытны: как только удовлетворяются одни потребности - тут же появляются новые, столь же необходимые. Поэтому, необходимо, считает Бергсон, иногда обращаться к античной "созерцательности" природы, а не ее эксплуатации.
Когда мы познаем мир, то неизбежно сталкиваемся с вопросом: является ли наше знание истинным, которое соответствует нашим суждениям из очень ограниченного опыта. Что же такое истина? Гегель говорил, что истина есть великое слово и еще более великое дело. Когда мы говорим - "истинное чувство, радость", то это значит - неподдельная, действительная радость. Тем не менее, фальшивый, драгоценный камень, например - тоже действительный, но не тот каким он кажется. Значит в истине не только действительное. Это такое действительное, которое согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным явлением, предметом, т.е. истина - это соответствие понятия своему предмету или знания - действительности, адекватное и идентичное отражение объекта субъектом. Заблуждением называется неадекватное, недостоверное отражение субъектом окружающего мира; это - искаженный результат познания. Основной формой познания является практика; она же является критерием истины.
Истина бывает абсолютной (содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки) и относительной, когда знание зависит от конкретных исторических условий, которые характеризуют его точность, которая соответствует данному уровню познания. Поэтому, развитие познания, науки есть постоянная смена одних относительных истин другими, которые более точно отражают объективную истину.
Знание - продукт духовной деятельности, направленный на отражение объективных свойств мира в нашем сознании. Вера - духовное образование, связанное с чувством уверенности (в устройстве мира, например) и с построением своего поведения, деятельности в соответствии с этой уверенностью (если человек верит в Бога, то, когда ему плохо, он обращается к Богу, идет в церковь; а если - в возможности человека, то он, может быть, занимается спортом и т.д.). В знании частично присутствует вера (в чувственное познание, познаваемость мира), а в вере частично присутствует знание, т.е. рациональное мышление (попытка доказать в средневековье существование Бога, а в современном неотомизме - признание достижений науки).
Понимание - форма освоения действительности сознанием, когда раскрывается и воспроизводится смысловое содержание предмета. Окружающий мир при этом превращается в систему предметов "мира человека". Объяснение - функция человеческого познания, научного в том числе, когда раскрывается сущность изучаемого объекта, то, чем она является сама по себе, в отличие от других вещей или изменчивых состояний вещи под влиянием обстоятельств.
Научное познание - это познание, которое направлено на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность актуально или потенциально (в будущем), и их исследование при условии, что эти объекты подчинены объективным законам функционирования и развития. В других формах познания, например в искусстве, сильнее представлен субъективный фактор. Отличиями науки от обыденного, вненаучного познания можно считать: 1) изучение в науке особых объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта (например, поиск законов в природе вместо приблизительных знаний о ней); для этого требуется специальный язык науки, который более точен и менее многозначен, чем понятия обыденного языка; 2) в научном исследовании требуется особая система орудий для изучения объекта (измерительные приборы); 3) наука создает специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана; 4) наличие в науке особых методов познания: например, для обнаружения короткоживущих частиц - резонансов, в камере Вильсона наблюдают не след самого резонанса (из-за малого времени его существования), а следы частиц, на которые он распадается, для чего требуются сложные расчеты.
В структуре научного знания имеются два уровня - эмпирический и теоретический. Они соотносятся с чувственным и рациональным соответственно. Но эмпирическое (через опыт) - это не то же самое, что чувственное, это - преимущественно чувственное (в нем присутствует рациональное - научные приборы для эксперимента и т.д.). Соответственно, теоретическое - это преимущественно рациональное, но включает и чувственный опыт экспериментов. В свою очередь, эмпирический уровень имеет два подуровня: 1) наблюдение и 2) эмпирический факт; теоретический - тоже два: 1)частные теоретические модели и законы (для ограниченной области явлений) и 2) развитая теория.
Понятие "научная картина мира" находится на стыке науки и философии. Это - синтез знаний, полученных в различных науках и содержит общее представление о мире (например, что является мельчайшей частицей материи в данный момент). Философская картина мира более гипотетична, обширна, она включает и аксиологический (ценностный) аспект: что для нас ценно в окружающем мире?


Контрольные вопросы
1. Назовите две традиции во взгляде на познание в философии.
2. Каковы различия между чувственным и рациональным познанием?
3 В чем разница между абсолютной и относительной истиной?

Тест 1. Познание на основе ощущений:
1. Рациональное. 2. Чувственное. 3. Иррациональное.

Тест 2. Выражение: "Вода кипит при 100° С" является:
1. Абсолютной истиной. 2. Относительной истиной.
3. Заблуждением.

Контрольные задания:
1. Приведите пример относительной истины в истории науки.
2. Назовите какие-нибудь понятия, объединяющие свойства группы предметов.

Кроссворд:



1
2



3


















4



















5



















По горизонтали: Непосредственное постижение истины без доказательства. 4. Соответствие знания действительности. 5. Взгляд на процесс познания в философии, отрицающий таковое.
По вертикали: 2. Область знания, включающая эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Продукт духовной деятельности, отражающий объективные свойства мира в нашем сознании.

Рекомендуемая литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л. 1934-1958.
2. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963-1966.
3. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. 2-е изд. М., 1990.
4. Философская энциклопедия: в 5 т. М., 1960-1970.
5. Введение в философию. М., 2002.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. Т.2.
7. Философский словарь. М., 2001.

Тема 13 Философские взгляды на природу и сущность человека

1. Проблема антропосоциогенеза. Природное и общественное в человеке.
2. Смысл человеческого существования. Понятие личности.
3. Свобода и необходимость, ответственность. Насилие и ненасилие в истории.

По поводу происхождения человека наиболее общепризнанной сейчас является теория, согласно которой человек - результат биологической эволюции. Вследствие этого в научном мире, в антропологии главной темой для дискуссии стал вопрос о том, чем человек отличается от высокоорганизованных животных.
У животного структура его организма определяет его потребности и "поведенческое амплуа". Животное уже рождается с набором инстинктов, который обеспечивает его приспособленность к окружающей среде. Но у человека выявить его внутривидовые отличия - принадлежность к Homo sapiens (человек разумный) - очень трудно. Человек может приспосабливаться к любым условиям, развивать в себе способности различных животных. Эти способности не являются врожденными и биологически закрепляемыми. Если представитель отсталого племени приедет в город, то со временем он станет цивилизованным горожанином. Поэтому, если у животных поведение определяется в основном генетической программой в молекулах ДНК, то для человека этой "программой" является возможность общения, язык, речь, нормы, преемственность знаний. Также и общество есть надбиологическое объединение (в отличие от животных) людей. Общество характеризует культура (материальные и духовные ценности), нормативно-ценностная система, которая влияет на человеческое поведение. В вопросе о том, что же конкретно повлияло на становление человека современного типа: общество или труд (материально-практическая деятельность), многие сходятся во мнении, что оба этих фактора повлияли одновременно, но все же центральное место отводится труду при взаимодействии его с такими социальными факторами, как язык, сознание и т.д. Основанием для объединений родов в более крупные сообщества, государства, послужили, скорее всего, принципы агамии (исключения близкородственных брачных связей) и экзогамии (требование искать партнеров в других брачных общинах). Маловероятно, что это объяснялось знаниями о плохой наследственности в результате инцеста (кровосмешения), т.к. таковых не было. Видимо это было желанием устранить внутриродовые конфликты из-за нехватки самок, которые входили в гарем вождя. Возникла необходимость сделать гарем самок "ничейным", неприкосновенным для своих соплеменников.
Биологическое и социальное в человеке в той или иной степени всегда присутствовало в различных философских школах. Аристотель объединил эти понятия: он называл человека "общественным животным". Людвиг Фейербах отдавал предпочтение биологическому началу в человеке, за что его критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс, делая акцент на социальном. Надо признать, что оба эти фактора присутствуют в человеке. Например, на продолжительность жизни может влиять как биологическая наследственность, так и социальные условия.
Размышления над вопросом о смысле жизни способствуют выработке основной "линии" жизни, которая влияет на поведение, поступки. Отход от своих принципов приводит к переживаниям человека, состоянию душевного дискомфорта. Цель жизни каждого человека должна совпадать с целью всего общества, где живет человек. Л.Н. Толстой считал, что нельзя видеть смысл жизни только в личном благе: так может жить только "животная личность". Необходимо заботиться об общем благе.
Понятие личности тесно связано с человеческим обществом, культурой, прогрессом. Вместе с тем, это понятие следует рассматривать в единстве с другими характеристиками человека: индивид, индивидуальность. Общественный индивид - это конкретный человек, отдельно взятый представитель человеческого рода, хотя с момента осознания самого себя он является все же продуктом общественных отношений, которые формируют, но тем не менее не определяют раз и навсегда дальнейшее поведение людей. Понятие индивидуальности выделяет в человеке его неповторимость и своеобразие (если, например, спортсмен или актер обладает пылким темпераментом, то про него можно сказать, что он - яркая индивидуальность). Понятие личности включает в себя прежде всего сознательно-волевое начало. Оно характеризует независимость, силу, самостоятельность человека. Мы называем человека личностью, если в самых трудных ситуациях он сохраняет свое лицо, не изменяет своей жизненной стратегии, осознанно выбранной ранее.
Свобода и необходимость - философские категории, которые устанавливают отношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Некоторые идеалистические философские направления (например, экзистенциализм) считают, что эти два понятия несовместимы. Здесь свобода - свобода воли, духа, возможность поступать согласно волеизъявлению независимо от внешних условий, и только в этом случае у человека должна быть ответственность за свои поступки. Если человек не свободен, т.е. его поступки детерминированы необходимостью, то он и не может отвечать за свои действия и понятие нравственности здесь теряет смысл. Представители механистического детерминизма отрицают свободу воли и абсолютизируют объективную необходимость в наших поступках, которые определены внешними условиями. Современное, научное понимание свободы и необходимости признает их взаимосвязь. Еще Спиноза понимал свободу как осознанную необходимость. Единство этих понятий признавал и Гегель. Таким образом, свобода - это осознанное, свободное понимание того, что мы до конца не свободны. Например, в обществе, полной свободы нам не дает ответственность - категория этики и права, которая характеризует выполнение человеком своего нравственного долга и правовых норм перед обществом. Также с проявлением несвободы связана зависимость людей от господствующих в данное время общественных сил. В идеалистических течениях существует теория насилия, когда власть одних людей над другими приводит к образованию классов, государства, т.е. это - неизбежность при общественном прогрессе (К.Каутский, но, правда, считавший, капитализм изживает свои противоречия и пролетарские революции не будут так неизбежны). Соответственно, ненасилие - это отсутствие власти одних людей над другими. Исторический материализм, не отрицая роль насилия в истории, отрицает ее решающий характер. Основа развития общества здесь - материальное производство и идеалы гуманизма.

Контрольные вопросы
1. Какие имеются взгляды на проблему происхождения человека?
2. Что преобладает в человеке: природное или общественное?
3. Кого мы называем личностью?

Тест 1. Какие факторы повлияли на становление человека современного типа?
1. Общество. 2. Труд. 3. Труд и общество одновременно.

Тест 2. Какое понятие характеризует сознательно-волевое начало в человеке, его независимость?
1. Индивид. 2. Личность. 3. Индивидуальность.

Контрольные задания:
1. Попытайтесь представить себе, смогли бы мы существовать в обществе, если бы каждый человек считал бы, что он полностью свободен от долга, обязанностей и т.д.?
2. Приведите пример того, как человек приспосабливается к условиям, развивает в себе способности животных, которые не даны ему от рождения.

Кроссворд:








1













2














3
































4









<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign