LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





3








































4




















5































По горизонтали: 3. Качественно определенное количество. 4. Внешняя для бытия вещи определенность. 5. Характеристика закона взаимопроникновения противоположностей.
По вертикали: 1. Противоположность диалектики. 2. Философ, один из основателей диалектики.

Рекомендуемая литература
1. Журавлев А.Ф. О законах и опасностях мира. //Позиция. /Самарский Дом Печати. 1992.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М., 2002.
3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970.
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
5. Системные исследования. Ежегодник. 1971. М., 1972.
6. Урманцев Ю.А. Начала общей теории систем. //Системный анализ и научное знание. М., 1978.

Тема 11 Проблема сознания в философии
1. Формы отражения в материальном мире.
2. Сознание как одна из форм отражения.
3. Мышление, логика и язык.

Сознание - одна из форм такого проявления свойств материи как отражение. Все предметы материального мира постоянно взаимодействуют друг с другом. Каждый из взаимодействующих объектов вызывает в другом какие-либо изменения, оставляя своеобразный "след". Отражение - это способность материальных явлений, предметов воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов в процессе взаимодействия с ними. На ранних этапах эволюции материи в ней имело место простое отражение (в неживой природе) - когда отпечаток воздействия одного объекта на другой не является для последнего поводом для проявления какой-либо активности, например, воздействие солнечного луча на камень вызывает нагрев его, но не вызывает его активности. Отражение, когда результаты внешних воздействий служат ориентиром в построении активности, "поведения" другого объекта (т.е. воздействие несет информацию), называется информационным. Оно имеет место в живой природе.
В свою очередь информационное отражение имеет пять уровней: самый низкий уровень - это раздражимость (луч света падает на растения и оно растет). Следующая форма отражения уже присуща животному миру - это чувствительность. Когда, например, амебу кормят в освещенном участке бассейна, то затем, если осветить пустой участок, то амеба устремляется туда, "думая", что там пища, она "запоминает" свет, он для нее сигнал, посредник в процессе реагирования на раздражитель - пищу. Отражение на нейрофизиологическом уровне (на основе нервной системы) предполагает сложную систему оповещения в процессе реакции на раздражитель, которая заложена в генах, видовом "опыте" организма, в большей степени опосредствует эффект воздействия внутренними причинами организма , существо обладает большей степенью свободы в построении своих действий. Наиболее сложная у животных - психическая форма отражения, когда у живых существ создаются психические образы. Например, в результате реакции на раздражитель (животное, например, приближается к пище) может возникнуть опасность - сторож, стреляющий из ружья, который запомнится в виде образа опасности, и животное в следующий раз может испугаться подходить к пище и даже погибнуть от голода. Человек в этом случае прибегает к практике - преобразованию природы: он достает металлы, строит автомобиль, если не может догнать животное и т.д.
Этот уровень отражения, когда используется практическо-преобразовательное отношение к действительности и называется сознанием. Сознание присуще только человеку. Животные не занимаются практикой. Если они и строят плотины (бобры), то не используют орудия труда, и их возможности поэтому ограничены.
Мышление также, как и сознание связано с психическими процессами, направленными на получение какого-либо знания, но это понятие используют, когда речь идет о чувственных объектах (например, человеку могут дать чертеж чтобы построить что-либо, но человек не задумается - для чего это? Не вредит ли это людям, т.е. цель, как духовное, а не чувственное образование здесь отсутствует).
Как разновидность сознания следует признать и существование самосознания, т.е. осознание человеком самого себя.
Логика - наука о законах и формах мышления, о развитии самого познания. Зародившись в античности, она вначале была преимущественно формальной, когда формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - изучаются со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Такая логика не учитывает противоречивость реальности, его изменчивости (Аристотель, его силлогистика). Изменения, противоречия, развитие в окружающем мире включает диалектическая логика. Элементы такой логики были у того же Аристотеля, Платона, Гераклита. Позже, законы диалектики (в мышлении) сформулировал Гегель, а применил их к общественному развитию К. Маркс.
Язык - это средство общения и взаимодействия людей. Это - "материализованное" сознание. Он зародился в древности. Речь - это деятельность по использованию языка, сам процесс общения, обмена мыслями. Из всех живых существ только человек наделен речью. Животные не обладают сознанием и языком, равном человеческому. У дельфинов, пчел есть особая система сигнализации (пчелы особыми пространственными фигурами передают информацию о местонахождении пищи и пути к нему). Но у животных сигналы существуют для выражения субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой. У человека звук из выражения эмоции преобразовался в средство просто общения, обозначения образов предметов, их свойств, отношений. У языка две функции: средство общения и средство мышления.

Контрольные вопросы.
1. Какие имеются формы отражения в материи?
2. Какова роль практики в наличии высшей формы отражения - сознания?
3. Каковы функции языка в деятельности сознания?

Тест 1. Высшая форма отражения в материальном мире, когда происходит преобразование окружающей среды:
1. Ощущение. 2. Воображение. 3. Сознание. 4. Представление

Тест 2. Наука о законах и формах мышления:
1. Математика. 2. Логика. 3. Физика. 4. Анатомия.

Контрольные задания:
1. Приведите пример мышления, как работы человека со зрительно воспринимаемыми объектами.
2. Произведите какое-нибудь действие, какое можно было бы характеризовать как работу сознания.

Кроссворд:









1


2



















3









4






















5























<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign