LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>














По горизонтали: 2. Русский православный философ. 4. Представитель "западничества". 5. Философия "тотальности".
По вертикали: 1. Основатель "корпускулярной" философии. 3. Представитель русского "космизма".

Рекомендуемая литература
1. Громов М.Н. О своеобразии русской средневековой философии //Философские науки. 1990, № 11.
2. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- первая половина XVI века . М., 1984.
3. Мономах В. Поучение.//Златоструй. Древняя Русь.Х - ХIII вв.М.,1990.
4. Ильин И.А. О русской идее //Русская идея. М., 1992.
5. Введение в философию. М., 2002.
6. Юдин А.И. Проблема обоснования общественного идеала в социологии Н.К. Михайловского: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997.
7. Каримов В.А. Из истории русской философии: Учебное пособие. (Тамбовский государственный институт культуры). - Тамбов, 1993.
8. Высоцкая Н.М. Н.А.Бердяев: политическая двойственность мышления // VIII Державинские чтения. Культурология. (февраль 2003 г.). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С.4-5.
9. Денисов В.Н. Идея естественного добра в философии В.С. Соловьева // VIII Державинские чтения. Культурология. (февраль 2003 г.). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С..5-6.


Тема 7 Философия конца XIX - начала XXI веков

1. Философия экзистенциализма.
2. Герменевтика.
3. Неопозитивизм и постпозитивизм.

Одним из влиятельнейших философских течений XX века является экзистенциализм. Это - иррационалистическое направление в философии прошедшего века. Немецкую школу представляют К. Ясперс (1883-1969) и М. Хайдеггер (1889-1976). Французское направление - Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю, Г.О. Марсель. Это направление возникает в 20-х гг. XX века как пессимистическое философское мировоззрение, которое ставит волнующий человечество вопрос, как человеку существовать в мире при острых противоречиях и исторических катастрофах (I-я и II-я мировые войны). Человек должен развить духовную выдержку чтобы противостоять враждебному миру. Человека нельзя превращать в инструмент для манипуляции - это не объект, а субъект, свободное бытие. Тем не менее субъективное бытие человека наполнено страхом, тревогой, одиночеством, апатией (Хайдеггер).
Бытие внешнего мира здесь порождается бытием внутреннего, личностного. Человек - временное, конечное, существо, которому не избежать смерти. От осознания смерти не следует убегать: "пограничные ситуации" - это условие существования человека. Они заставляют человека задуматься о смысле жизни, о ценностях. Экзистенциалисты критикуют рационализм, позитивизм, где разделяются объект и субъект. В результате человек тоже становится объектом. Это - внеличная, "объективная" мысль (область науки). Философия должна быть противоположна науке, ее предметом должно стать "бытие", а предметом науки - "сущее" (эмпирический мир). Бытие открывается человеку через его личное бытие, существование - экзистенцию.
Другое философское течение этого периода - герменевтика. Это - искусство истолковывать тексты. Главная цель этой философской школы - понять истинный смысл текстов наших предшественников, в результате чего на первый план выходят проблемы языка. В таком исследовании учитываются два фактора: объективный (исторически обусловленный смысл слов) и субъективный (намерения самого автора). Истолкование текстов имело место еще в античности при интерпретации произведений Гомера. Новые идеи внесли философы XIX века: Шлейермахер (1768-1834) предлагает "вживаться" в текст лучше самого автора. Дильтей (1833-1911) создает реконструкцию духа прошедших культур, смысла общественных событий через понимание субъективных намерений лидеров, вождей тех эпох. В XX веке проблемы герменевтики рассматривал М. Хайдеггер в своем онтологическом экзистенциализме. Истинной онтологией герменевтика становится у Гадамера (р. В 1900 г.), который считает, что бытие, которое может быть понято есть язык. Философия замыкается в сфере языка. Вводится даже понятие - "герменевтический круг". Это парные выражения типа: "язык философии" - "философия языка" и так далее.
Прежде, чем перейти к рассмотрению неопозитивизма, следует немного остановиться на позитивизме. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - направление в философии, в котором единственным источником знания о мире признаются эмпирические науки. При этом отвергалась спекулятивная философия, умозрительная, теоретическая. Размышления о бытии, сущностях, причинах из-за их абстрактности считаются ложными и лишенными смысла. Но такие утверждения тоже нельзя доказать эмпирически, поэтому позитивизму тоже не удалось избежать "метафизичности". Основные представители этого течения: О. Конт (1798-1857), Г. Спенсер (1820-1903, создатель органической теории общества в терминах биологии, противник социализма), Д. Милль (1806-1873).
Неопозитивизм - это развитие идей позитивизма в XX веке. В процессе познания здесь допускается конкретно-научное, но также и повседневное мышление. Философия же должна заниматься анализом языка, в котором отражена деятельность и результаты такого мышления. Здесь мы уже имеем дело с аналитической философией. Неопозитивизм не интересуется объективной реальностью вообще, его интересует конкретное "данное", опыт, язык, индивидуальное переживание, что несет в себе элементы субъективного идеализма. Позже из неопозитивизма выделился логический позитивизм, который появился на основе объединения Венского кружка (Р.Карнап, М.Шлик, О. Нейрат и др. и берлинского "Общества эмпирической философии" (Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др.). С 30-х годов ХХ в. идейный центр этого течения переносится в США. Целью научной философии логический позитивизм считает логический анализ языка науки, устранение традиционной "метафизичной" философии, выявление эмпирически проверяемого содержания научных понятий. В научном знании должно быть "непосредственное данное", где стираются различия между физикой, биологией, психологией и т.д. С одной стороны, в этом течении были хорошие достижения в области формальной логики, с другой - попытка применить эту логику к моральным суждениям, что привело к упрощению природы морали: так как добро и зло не воспринимаются органами чувств, не проверяются экспериментом, следовательно, эти понятия лишены содержания.
Представителями постпозитивизма (50-е гг. ХХ в.), а в частности - критического рационализма были Карл Поппер, Пол Фейерабенд и др. Поппер предлагает заменить в науке метод "верификации", (где истинность всякого суждения о мире должна базироваться на чувственных данных, опыте) на метод "фальсификации" - любое научное знание носит лишь гипотетический характер, где возможны ошибки. Например, выражение: "Все лебеди белы" истинно, пока не встретим черного. Это - метод отделения науки от ненауки: статус научности, по Попперу, имеют лишь те высказывания, для которых в принципе возможна фальсификация, остальные - лишены этого статуса. В социальной области Поппер выступал с критикой объективных законов развития общества К. Маркса. Томас Кун отстаивает плюрализм мнений в науке, вводит понятие "научной парадигмы": некая ступень в развитии науки, которой присуща единая система ценностей, основных законов науки. Пол Фейерабенд настаивает на введение в науке плюрализма теорий, гипотез. Для этого необходимо выдвигать альтернативные, может быть, и не подтвержденные законы и гипотезы, признавал шаманство, знахарство, мистику.

Контрольные вопросы
1. Что послужило возникновению философии экзистенциализма?
2. Что такое герменевтика?
3. Каковы основные положения позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма?

Тест 1. Философское течение, где основное бытие - бытие человека:
1. Герменевтика. 2. Позитивизм. 3. Экзистенциализм.
Тест 2. Кто из философов ввел понятие "научной парадигмы"?
1. Поппер. 2. Кун. 3. Фейерабенд. 4. Шлик.

Контрольные задания:
1. Приведите свой пример "герменевтического круга".
2. Определите различия между выражениями: "философия истории" и "история философии".
3. Приведите свой пример фальсификации научного знания по Попперу.

Кроссворд:








1







2
3






































4






























5





















По горизонтали: 4. Искусство истолковывать тексты. 5. Представитель герменевтики.
По вертикали: 1. Ступень в развитии науки у Т.Куна. 2. Немецкий философ-экзистенциалист. 3. Философ, допускающий в науке ошибки.

Рекомендуемая литература
1. Камю А. Избранное. М., 1990.
2. Философский словарь. М., 2001.
3. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
5. Конт О. Дух позитивной философии. М., 1910.
6. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
7. Мур Д. Принципы этики. М., 1984.
8. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.
9. Медведев Н.В. Две ведущие традиции в современной западной философии: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1996.

Тема 8. Категории бытия и материи

1. Философский смысл категории бытия.
2. Материя и уровни ее организации.
3. Формы движения материи.

Бытие - наиболее общая философская категория, которая включает в себя как материальное, так и духовное. Соотносимые с ним понятия: мир, реальность, существование. В связи с размышлением о бытии возникают следующие вопросы: что существует? Мир. Он существует где? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Он был, есть и будет. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли сознания человека. Окружающая действительность имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.
В философии существует три модели бытия: монистическая, дуалистическая и плюралистическая. Монизм (от греч. monos - один) - концепция, в которой мир имеет одно начало. Это - материальная или духовная субстанция. Если это - материя, то дух появляется из материи и, если это дух, идея, то, соответственно, - наоборот. У Спинозы имеется единая субстанция, содержащая "мышление" и "протяжение" как атрибуты, т.е. свойство, без которых вещь не может существовать. Сами вещи - мыслящие существа или протяженные предметы - лишь модусы (видоизменения, проявления) субстанции. Дуализм утверждает равноправие двух начал: материи и сознания. У Р. Декарта в основе бытия - две субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). Плюрализм полагает множество субстанций. В античности это были: вода, земля, огонь и т.д. У Лейбница - это "монады" (с греч. - единое). Монада не материально-вещественна, не протяженна; она - деятельна, у нее есть стремление и ее можно только представить.
Бытие природы способно к эволюции. Один из ее механизмов - самоорганизация - спонтанный, самопроизвольный переход открытой, неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка.
Философская категория материи имеет очень продолжительную историю своего существования. В итоге она начинает пониматься как всеобщая основа объективных отдельных вещей. Определения категориям чистых наук можно дать формально-логическим способом, через род и видовые отличия, т.е. через более общие понятие (например, в физике: законы Ньютона отражают взаимодействие материальных тел). Чего нельзя сказать о философской категории материи, т.к. это предельно широкое понятие. Материю пытаются определить диалектически, через противопоставление своей противоположности - духовного. Т.е. материя - это все, кроме духовного, идеального, неосязаемого, т.к. материя осязаема. Тем не менее вполне приемлемо ленинское определение материи в работе "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131.). Сюда включено все положительное, чего достигла предшествующая материалистическая философия, диалектика, естественные и др. науки. В материю мы включаем и различные поля, например, электромагнитные, которые мы не всегда ощущаем непосредственно, но можем видеть результаты их воздействия на другие предметы (например, на стрелку прибора). Эта категория не сводятся к конкретным видам материи (вода, земля и т.д.), но имеет одно свойство - существование независимо от нашего сознания.
Уровни организации материи: микромир, макромир (в котором мы живем), мегамир (планетарный). Формы движения материи: механическая (простое перемещение - например, движение спички относительно коробка); физическая (нагрев головки спички в результате трения); химическая (реакция горения); биологическая (как говорил Ф. Энгельс, плавный переход из неживой материи в живую в эксперименте наблюдать не удается, т.е. это - живой мир); социальная - сообщество людей, когда коллективный разум может существенно изменить мир и ему следует дать определенный статус.
Понятие идеального тесно связано с человеческим мышлением - продуктом деятельности мозга. Но сами материальные процессы возникновения и распада сетевых взаимосвязи нейронов в мозгу, соответствующие какой-нибудь мысли - ни есть сама мысль. Нейроны осуществляют лишь кодировку, связь между предметом и его представлением. Идеальность - это отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее, представляет (символизирует) нечто совсем другое, не связанное с природой, представляемого предмета.

Контрольные вопросы.
1. Что мы включаем в понятие "бытие"?
2. Дайте определение материи.
3. Назовите формы движения материи.

Тест 1. Что включает категория бытия:
1. Материальное. 2. Духовное. 3. Обе субстанции.

Тест 2. Концепция, где мир имеет два начала:
1. Монизм. 2. Плюрализм. 3. Дуализм.

Контрольные задания:
1. Определите сходство и различие между взглядами Декарта и Спинозы.
2. Приведите свой пример определения какой-либо вещи через род и видовое отличие.

Кроссворд:








1




























2

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign