LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>








По горизонтали: 2. Основатель рационализма. 4. Понятие, противоположное индукции.
По вертикали: 1. Французский материалист. 3. Французский философ, отрицательно относящийся к частной собственности. 5. Предрассудки в философии Ф. Бэкона.

Рекомендуемая литература
1. Бэкон Ф. Соч.: В 2-х т. М., 1977.
2. Декарт Р. Соч.: В 2-х т. М., 1989.
3. Введение в философию. М., 2002.
4. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. М., 1989.
5. Спиноза Б. Соч. в 2 т. СПб., 1999.
6. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права М., 1998.
7. Философия в современном мире. М., 1990.
8. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
9. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1994.
10. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982-1989.
11. Ламетри Ж.О. Сочинения. М., 1983.
12. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963.


Тема 5 Немецкая классическая философия. Философия К.Маркса и Ф. Энгельса

1. Категория познания у И. Канта.
2. Г.В.Ф. Гегель.
3. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии (1724-1804) переносит акцент с познаваемой субстанции в процессе познания на познающего субъекта. Он пытается выявить субъективные и объективные элементы знания (вспомним Сократа). В связи с этим, Кант выделяет у субъекта два уровня - эмпирический (индивидуально-психологическое в человеке) и трансцендентальный (всеобщее знание, отражающее принадлежность субъекта к человеческому роду). Первый уровень отражает субъективность знания; второй - его объективность. Чувственность и рассудок - две стороны научного знания, которое является синтезом этих двух частей. Ощущения без понятий, говорит он, - невозможны. Синтетические, использующие опыт, знания являются вероятными. ("Все лебеди белы", - но возможно и исключение). Это - апостериорные (опытные) знания. Но существуют и синтетические доопытные (априорные) суждения.
В свою очередь, чувственность имеет и доопытные, априорные формы, в которых ощущения упорядочиваются: это пространство (внешняя форма чувственности) и время - внутренняя форма чувственности. Первая форма - это созерцание пространства (геометрия), вторая - созерцание времени (арифметика).
В итоге существует мир явлений, открытый чувствам и мир "вещей себе", который доступен лишь разуму, ввиду ограниченных возможностей наших чувств.
Г.В.Ф. Гегель отдает приоритет рациональному познанию, логическому мышлению, формой которой является понятие. Причем это не формальная, а диалектическая логика, где основой является признание противоречия (в отличие от Аристотеля, Фихте). Гегель предлагает заменить понятие как объективное образование на тождество субъекта и объекта - "абсолютное понятие". Понятие, явления в природе находятся в развитии, проходя три стадии: утверждение, отрицание и отрицание отрицания, т.е. нового утверждения, которое возвращает нас назад, к началу, но на более высоком уровне (распускается цветок - исчезает почка, цветок опровергает почку, далее появляется плод и т.д.). Абсолютное понятие, или идея, дух - основа мира. Развиваясь, оно проходит три этапа: 1) развития в своем лоне "чистого мышления" (логика); 2) развитие идеи как инобытия, природы (у идеалистов природа - инобытие духа) - это материя (философия природы); 3) вновь развитие в мышлении, но обогащенном первыми двумя этапами, в истории (философия духа). Другими представителями этого периода были: Шеллинг, Фихте, Фейербах.
Философ-материалист Л. Фейербах (1804-1872) выступил с критикой гегелевского идеализма. Он считал, что идеализм - это рационализированная религия. Соответственно, религию он тоже подвергал критике: религия опирается на веру, а философия на знание. По мнению Фейербаха мы приписываем богу те качества, которые присущи самому человеку, но мы сами отчуждаем эти атрибуты от себя. Любовь к богу надо заменить на любовь к человеку. Объектом для человека, в первую очередь, должен быть другой человек, которого он понимал как единство души и тела. Тем не менее, по Фейербаху биологическое в человеке преобладает над духовным, социальным. Человек у него - прежде всего представитель человеческого рода, а не социально-историческое существо. С этой точкой зрения не соглашался К. Маркс, который, разделяя атеизм Фейербаха, выделял социальную природу человека.
Философия марксизма возникла в 40-х годах XIX века. Основатели - К.Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Свое учение они связывают с деятельностью определенных классов - пролетариев, которых они считают угнетенными, и интересы которых они отстаивают. Изучая процессы, происходящие в обществе, Маркс использует диалектический метод Гегеля, но переносит его на материальную почву. Маркс не согласен с Гегелем, что законы диалектики действуют только в независимом от реальности "абсолютном разуме". Эти законы, по его мнению, присутствуют и в реальной жизни природы и общества, в человеческой практике. Таким образом, Маркс и Энгельс создают диалектический материализм, то есть понимание мира в изменчивости и развитии.
Мир человека, то есть общество, тоже можно изменять, улучшать разными методами, в том числе и революционным путем (в отличие от Маркса, Гегель не считал, что в материальном, общественном мире можно что-то существенно изменить, соответственно, он был противником революций и считал, что наилучшая форма правления в государстве уже создана: это та, что была на тот момент в Германии - конституционная монархия).
В социальной концепции Маркса и Энгельса центральным является понятие "отчуждение человека" или "отчуждение труда", которое порождается буржуазным обществом с частной собственностью на средства производства. Человек здесь - не хозяин результатам своего труда (хозяином является собственник предприятия). Это отчуждение должно быть преодолено путем преобразования общества - установления вначале государственной собственности на средства производства (социализм - переходный этап), а затем - общенародной - коммунизм (отмена государственных институтов). При коммунизме человек будет работать не за деньги (денег тоже не будет), а в силу своей потребности в труде, сознательности. Работать - по способностям, а получать по потребностям, так как будет изобилие товаров, которое должен дать социализм (работать - по способностям, получать по своему труду). Эта идея частично была реализована последователем Маркса - В.И. Лениным в России при создании нового государства - СССР. Философские работы Ленина - "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" и др.

Контрольные вопросы
1. Каково мнение И.Канта о познаваемости мира?
2. Как происходит развитие "абсолютной идеи" у Гегеля?
3. Каким, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса должно быть общество?

Тест 1. Философ, который делил мир на "вещи" и "вещи в себе":
1. Кант. 2. Гегель. 3. Фихте. 4. Шеллинг.
Тест 2. Автор концепции "абсолютного духа":
1. Маркс. 2. Фейербах. 3. Энгельс. 4. Гегель.

Контрольные задания:
1. Определите, что общего увидел Фейербах в философии Гегеля и религии.
2. Попытайтесь представить, смогли бы Вы работать при коммунизме только исходя из потребности в труде?

Кроссворд:






1







2









3






















4


















По горизонтали: 3. Философ, критиковавший Гегеля. 4. Представитель марксизма.
По вертикали: 1. Немецкий философ-идеалист. 2. Последователь К.Маркса, частично воплотивший его идеи на практике.

Рекомендуемая литература
1. Кант И. Соч. в 6 т. М., 1963-1966.
2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
3. Гегель Г.В.Ф. Соч.: М.-Л., 1934-1958.
4. Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1974-1986.
5. Маркс К. и др. О диалектическом и историческом материализме. М., 1984.
6. Философия Фихте в России. СПб., 2000.
7. Философия: Учебник. /Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. М., 2002.

Тема 6 Русская философия

1. Русская философия XI-XIX веков.
2. Русская философия XIX-XX веков.

Русская философия возникла в Киевской Руси под влиянием христианизации. Ее начало относят к XI веку, когда Киевский митрополит Иларион написал свое "Слово о законе и благодати...", где он на основе Ветхого завета создал богословско-историческое вероучение, и где отстаивает участие Руси в общемировом процессе торжества божественной благодати над язычеством.
Владимир Мономах в своем "Поучении" (XII век) предлагает этический кодекс поведения людей. Для праведной жизни необходимы добрые дела: покаяние, "слезы", милостыня.
В послании монаха Филофея - царю Василию III - содержится идея о назначении светской власти: сохранение православного христианства с целью утверждения Москвы как третьего Рима.
М.В. Ломоносов (1711-1765) создает "корпускулярную философию", признающую атомистическую доктрину, где атомы объясняют сущность материи, и где Ломоносов допускает существование всемогущего "двигателя".
П.Я. Чаадаев частично признает немецкую классическую философию (Шеллинга, Канта) развивает социальную сторону философии - критикует самодержавие. Далее он развивает область познания и ценностей, опираясь на религию: в начале на католицизм, а затем на православие. Это выражается в его "философии тотальности", где есть место и "философии индивидуальности" (ценность личности).
Учение Чаадаева послужило созданию двух течений в русской философии XIX-XX вв.: славянофильства (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский - философия "тотальности", коллективности, гармония человека в едином знании, монархия - идеальная социальная форма, крестьянская община - совершенный "нравственный мир") и западничества (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, М.А. Бакунин - философия "индивидуальности", принятие учение Гегеля как ведущее слово науки, "алгебру революции", опора на науки: физику, химию, развитие Н.Г. Чернышевским антропологического материализма).
В конце XIX века В.С. Соловьев создает свою философию "всеединства" - одухотворение человека, соединение человека с богом, объединение христианских религий: православия, католицизма и протестантизма. Соловьев включает в свое учение элементы неоплатонизма: параллельно богу в мире существует еще и "мировая душа", с помощью которой бог и передает человеку идею всеединства для создания последней стадии человеческой истории - богочеловечества. Идея "всеединого сущего" - синтез истины, добра и красоты - представляет собой" цельное знание, которое состоит из трех частей: мистической, рациональной или философской и эмпирической. Приоритет Соловьев отдает мистическому знанию: вера, интуиция, творчество.
Идеи богоискательства развивал и Н.А. Бердяев (1874-1948), который в ранние годы был и "легальным марксистом", и "этическим социалистом". Его философия - христианский экзистенциализм (экзистенциализм будет рассмотрен в следующей главе) - проблемы духовности, свободы, творчества, смысла жизни.
Представитель русского "космизма" Н.Ф. Федоров (1828-1903) высочайшей ценностью выдвигает понятие "братства". Это - всеобщий синтез теоретического и практического разума, бога, человека и природы. Эти идеи Федорова оформляются в философию "общего дела", цель которой - победа над смертью, благодаря памяти о предках, регуляция природных процессов в земных и космических масштабах. Последнюю идею развивал и другой представитель космизма - К.Э. Циолковский: расширение среды обитания человека путем построения ракет и переселения на другие планеты.

Контрольные вопросы
1. Какие идеи преобладали в русской философии XI - XIX веков? Назовите представителей этого периода.
2. Какие два основных течения образовались в русской философии XIX века.
3. Назовите представителей и расскажите об основных идеях русского космизма.

Тест 1. Автор идеи: "Москва - третий Рим":
1. Иларион. 2. Мономах. 3. Филофей.

Тест 2. Создатель философии всеединства:
1. Соловьев. 2. Бердяев. 3. Ломоносов. 4. Хомяков.

Контрольные задания:
1. Попытайтесь определить, какой концепции придерживаетесь Вы сами: славянофильства или западничества.
2. Подумайте, что дает нам идея Н.Федорова - помнить о наших предках?

Кроссворд:





1







2





3

























4






























5








<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign