LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1








2







3

4





































5




















По горизонтали: 4. Философское течение, отдающее приоритет единичным вещам. 5. Взгляд на мир, когда его определяет Бог.
По вертикали: 1. "Всебожие". 2. Имя средневекового философа. 3. Философ эпохи Возрождения.

Рекомендуемая литература.
1. Августин. Исповедь. М., 1991.
2. Творения Тертуллиана. СПб., 1847.
3. История современной зарубежной философии: компаративистский подход /отв. ред. М.Я. Корнеев. СПб., 1997.
4. Философия: курс лекций: Учеб. пособ. для студентов вузов /под общ. ред. В.Л. Калашникова. М., 1999.
5. Валла, Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
6. Николай Кузанский Соч.: в 2-х т. М., 1979.
7. Монтень М. Опыты. В 3-х кн. М., 1992.
8. Макиавелли Н. Государь. М., 1997.
9. Бруно Дж. Диалоги М., 1949.
10. Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1964.
11. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Калининград, 1995.



Тема 4 Философия Нового времени и Просвещения

1. Эмпиризм Ф. Бэкона.
2. Рационализм Р. Декарта.
3. Модель общества эпохи Просвещения.

Развитие науки в этот период оказывает влияние и на философию. При этом продолжается старый средневековый спор между двумя течениями в философии: номинализмом, где главным в познании является опыт, т.е. единичное и рационализмом, где познание опирается на разум. Первое течение еще называется эмпиризмом. Этот период представляют Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
Ф.Бэкон (1561 - 1626) - английский философ, основатель эмпиризма пытается создать новый метод научного познания, опирающийся на опыт. Предназначение науки - служить человеку, его практической деятельности, усилить власть человека над природой. Природа - не храм, а мастерская, "знание - сила" - это выражения Бэкона. Он пытается заменить старый дедуктивный метод познания (когда мысль движется от общих, очевидных положений к частным выводам) на индуктивный, когда опыт или единичные факты создают общие положения. Тем не менее, достигнуть истинного знания не легко, т.к. человек находится во власти заблуждений, считает Бэкон, и от которых нужно освободиться. Это - предрассудки, которыми занято сознание человека и, которые Бэкон называет идолами: идолы пещеры (индивидуальные особенности психики людей, когда человек смотрит на мир как бы из своей пещеры); идолы театра (вера в авторитеты, которая создает предубеждения в каком-либо познании); идолы площади (общение людей, связанное с использованием языка, который несет в себе предрассудки прошлых поколений); идолы рода (особенности именно человеческой сущности искать, например, во всем цель, вместо ответа на вопрос "почему"?).
Р.Декарт пытается создать новую рациональную культуру познания, опирающуюся на разум (ratio - разум лат.). Он предлагает свои принципы в познании. Никогда не следует принимать за истину то, что не открывается уму ясно и отчетливо и не дает повода подвергать это сомнению; мысль в познании должна двигать от простого к сложному; сложную задачу, проблему следует разбивать на простые элементы и др. Его выражение "мыслю, следовательно, существую" является для него примером знания, для которого не требуется опыт. На этом самосознании воздвигается все остальное знание.
В эпоху Просвещения начинает распространяться научное знание, ранее доступное только кругу ученых. В XVIII веке началась критика декартовской умозрительной конструкции (или картезианства), и повышение внимания к опыту. В разных странах были свои представители этого периода. В Англии - это были Дж. Локк, Ф. Коллинз; в Шотландии Т. Рид, А. Смит, Д. Юм. Во Франции - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Вольтер, П. Гольбах, Ж. Ламетри. В Германии - Г.Лессинг, И.Кант.
Дж. Локк пытается создать некие принципы организации общества, т.к. в результате стихийных эгоистических устремлений людей может возникнуть, как говорил Гегель, "война всех против всех". В результате Локк утверждает три основных права для каждого члена общества: право на жизнь, свободу и собственность. Тем не менее, не все разделяли эту точку зрения. Руссо считал, частная собственность губит человека, порождает зло; по своей природе человек должен жить в одиночку - только тогда он будет доброжелательным; человек по своей природе добр.
Возникают дискуссии по поводу понятий случайности и необходимости. В нашей жизни много случайностей. Но это тогда, когда мы живем не разумом, а чувствами, "животными" потребностями. Но иногда разуму удается подавить животное начало в человеке. Здесь разум - это уже необходимое, некий закон. Необходимость бывает двух видов: в разуме (в мировом - немецкие просветители) и в природе - сила, управляющая миром (французские материалисты - Гольбах, Гельвеций, Ламетри). У материалистов существует только материя и ее движение, что является только пространственным перемещением объектов. На основе этих рассуждений, законов механики Ньютона возникает механистическая картина мира, когда мир - это, словно, часовой механизм, состоящий из материальных тел.

Контрольные вопросы
1. Что является основой истинного познания у Ф. Бэкона: опыт или разум? Какие предрассудки мешают человеку в познании?
2. Кому принадлежит выражение "мыслю, следовательно, существую"?
3. Каким, по мнению Ж.-Ж. Руссо, человек был изначально?
4. На что имеет право каждый член общества у Д. Локка?

Тест 1. Какое философское течение главным в познании считает опыт?
1. Рационализм. 2. Эмпиризм. 3. Реализм.

Тест 2. Основатель эмпиризма:
1. Бэкон. 2. Декарт. 3. Спиноза. 4. Лейбниц.

Контрольные задания:
1. Определите, какие философские школы Нового времени соответствуют реализму и номинализму Средневековья?
2. Проведите опыт по примеру Декарта: максимально ограничьте внешние воздействия (свет и т.д.) на органы чувств и определите, осознаете ли Вы себя при этом или нет.

Кроссворд.




1









2
































3








4


5









































<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign