LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



А.Е. ЗАБАВНИКОВ


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
в кратком изложении

Материалы для семинарских занятий

Учебное пособие для студентов







ТАМБОВ 2005

УДК
ББК

Рецензент:
Булычев И.И., доктор философских наук, профессор
Основы философии в кратком изложении / А.Е. Забавников ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.- Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004 . - 65 с.

Данное пособие в кратком виде излагает главные положения философии, рассматривает основные исторические этапы ее развития от Древнего Востока до наших дней, вводит читателя в область исследования всеобщих проблем бытия, природы, человека и общества.
Рекомендовано студентам Академии непрерывного образования.








(c) Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина


Тема 1 Предмет философии. Философия Древнего Востока

1. Основные проблемы философии.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.

Философия (с греч. - любовь к мудрости; phileo - любовь, sofia - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на поиск всеобщих закономерностей бытия, природы, познания и отношения человека и мира. Схожее с понятием "философия" - понятие "мировоззрения". Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющая самое общее понимание мира, места в нем человека, его жизненные позиции, программы поведения. Оно включает в себя как обыденное, так и теоретическое познание. Философия - теоретическая часть мировоззрения. Исторические типы мировоззрения - миф, религия, философия.
Основной вопрос философии имеет две стороны: 1) что первично - дух или материя, идеальное или материальное? В связи с этим, философия разделена на два основных направления - материализм, принимающий за основу мир и материю и идеализм, у которого в основе - дух, идея; 2) познаваем ли мир? Гностики (в основном - материалисты) считают, что познаваем, агностики (в основном - идеалисты - Кант, Юм и т.д.) - непознаваем или познаваем частично.
Философия, по мнению ученых, возникла почти одновременно в середине I тысячелетия до н. э. в Китае, Индии и Греции. В Индии это рождение связанно с оппозицией брахманизму, в который входили племенные верования, обычаи, ведический ритуал в четырех самхитах - Ведах. Веды (в переводе - знание) - древнее собрание священных гимнов, песен, молитв. Веды приписывают создание мира - "первочеловеку" - тысячеглазому, тысяченогому Пуруше, который умом породил Луну, глазами - Солнце, дыханием - ветер, устами - Огонь. Так устроены в Ведах и Космос, и общество. В дальнейшем Веды стали включать в себя брахман (описания, комментарии), араньяки - "лесные" книги для отшельников и упанишады (в переводе - сидеть около ног учителя). Вся совокупность текстов именовалась шрути - священным откровением. Обладали знанием о ведической мудрости - брахманы - жрецы, люди "высшей касты".
Позже всевластию брахманов стали противостоять первые "еретики" - аскеты-проповедники, или шраманы (в переводе - совершающие усилия). Они пытались по-своему осмыслить ведическую религию. Шраманские школы породили позже основные философские течения в Индии. Систематизация философских взглядов оформилась в VII-VI вв. до н. э. в сутрах или изречениях, афоризмах. В то время возникли и существовали около 2 тыс. лет шесть школ, опирающихся на Веды - веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика, миманса, а также течения, критические в отношении брахманизма, неортодоксальные, неклассические - локаята (или чарвака, по имени одного из представителей), которая утверждала материализм; джайнизм и буддизм.
Создание мира индийцы объясняли брачным сочетанием неба и земли. Зло считалось проявлением сил природы, пока его не стали нести сами люди. Это наводило на новые размышления. Основатель буддизма, сын царя индийского племени - Сиддхартха Гаутама, позже - Будда, увидев человеческие страдания - калеку, старца, похоронную процессию, а также монаха-аскета, решил начать жизнь аскета. Поскитавшись шесть лет, он стал просветленным - Буддой. Он решил, что жизнь есть страдание, корень страданий - в наших желаниях. И существует путь к избавлению от страданий - это избавление от желаний. Достичь такого состояния "высшего просветления" - нирваны - человек может путем нравственного самосовершенствования. Буддизм отвергает существование бога-отца, религию Вед, но признает их идеи о цепи перерождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Мир - это поток сменяющихся частиц материи и сознания - дхарм. Спасение личности по Будде - в подавлении "беспокойства" дхарм.
Другое философское течение Древней Индии - вайшешика, основные положения которой изложили вначале Канада (6-5 вв. до н. э.), а затем Прашастанада. Это учение содержит как идеалистический, так и материалистический аспекты. Для всего существующего в вайшешике устанавливается семь категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Истинной реальностью обладают первые три категории. Затем идут три логические категории, которые создаются нашим умом. Мир состоит из девяти субстанций: земля, вода, свет, воздух (из атомов этих субстанций состоят материальные объекты), эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы неделимы, невидимы и вечны, их соединением управляет мировая душа.
Веданта ("Завершение Вед", осн. Бадараяной) состоит из: 1) адвайты (Шанкара, VIII в. - абс. не-дуализм): в мире есть только одна реальность - Брахман - высшая духовная сущность, все остальное (предметы, явления) - иллюзия, в основе познания - интуиция и 2) вишишта-адвайты (Рамануджа, ХI - ХII вв. - различительный не-дуализм): в мире есть три реальности - материальное тело подчиняется душе, обе части подчиняются богу, усилия индивида должны быть направлены на освобождение от материальной зависимости благодаря духовной активности, любви к богу и знаниям.
Джайнизм утверждает две сущности - таттвы, из которых строится мир: джива (душа, сознание) и аджива (все остальное). Материя - разновидность адживы. Высшего бога не существует.
Истинное бытие в индийской философии отделялось от мира явленного. Первое (сат) соответствовало законам, упорядочивающим мировой хаос, в результате чего возникал Космос. Второе - это не-бытие (асат) дезорганизует Космос.
Философия Древнего Китая также формировалась под воздействием ломки традиционных общинных отношений. Здесь тоже стали появляться аскеты-мудрецы, оппозиционеры более древним философским трактатам - "Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен"). В Индии школы различались по их отношению к Ведам, в Китае - к ортодоксальному конфуцианству, которое во II веке до н. э. обрело статус официальной государственной идеологии.
Вопросы мироустройства также интересовали китайских философов, но считается, что понятие бытия здесь отсутствует. Правда есть мнение, что у даосов (основатель - Лао-цзы, VI-Vвв. до н. э.) иероглифом "ю" ("иметься") и "У" ("не иметься") обозначали существование вещей от их несуществования. К небытию относилась также некая сверхреальность - дао (в переводе - путь). Оно вечно, бестелесно, бесконечно, бесформенно. Это некий сток, куда стекается все сущее в мире.
Конфуций (Кун (фу)-цзы - учитель Кун, 551-479 гг. до н. э.) в своем учении важное место отводит концепции "жэнь" ("человеколюбие"), которая включает идеи "чжун" ("преданность государю"), "и" ("верность долгу"), "ди" ("уважение к старшим) и др. Бог-отец или "небо" определяет судьбу человека, а также деление людей на "благородных" и "низких", что не может быть изменено. Основой социальной организации конфуцианство считает - ли, некий мировой порядок, правило, церемониал. Ли утверждало незыблемость рангово-иерархических различий, монархии. Но существовала и попытка даосов выйти за пределы человеческого, вырваться из замкнутости земного круга. Они призывали людей следовать природе, естественности вещей, перестать стремиться к мудрости. Даосизм не признавал господство и угнетение, выступал за возврат к общинной жизни.
Кроме конфуцианства и даосизма среди других китайских школ следует выделить: 1) моизм (основатель - Мо-цзы (479 - 400 гг. до н. э.): противостояние конфуцианству (предопределения, судьбы не существует), отстаивание интересов среднего класса, призыв помогать друг другу, отказаться от войн, привлекать к управлению страной мудрых, достойных людей независимо от общественного положения и 2)легизм (законники: Хань Фэй-цзы и др.), для которых одним из важнейших моральных принципов являлось соблюдение закона, которое стоит выше чувства долга (так как политика и нравственность не совместимы), опора государя на психологию людей при управлении страной. Легизм позже "вливается" в конфуцианство.

Контрольные вопросы.
1. Что такое философия?
2. Назовите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
3. Где больше человеческого измерения: в конфуцианстве или даосизме?

Тест 1. Назовите теоретическую часть мировоззрения:
1. Миф. 2. Религия. 3. Философия.

Тест 2. Назовите страну, где родился Будда:
1. Китай. 2. Индия. 3. Греция.

Контрольные задания.
1. Подумайте, сможете ли Вы, как и Будда, отказаться от каких-либо желаний? Сыграло ли роль в его популярности то, что ранее он был богатым?
2. Как Вы считаете, какие идеи философских школ Древнего Китая не потеряли актуальность и сегодня?

Кроссворд

1

2











3




4
5







































По горизонтали: 1. Китайский философ. 5. Область знания, теоретической частью которого является философия.
По вертикали: 2. "Любовь к мудрости". 3. Ортодоксальная древнеиндийская философская школа. 4. Одна из стран, в которой в древности зародилась философия.

Рекомендуемая литература
1. Древнекитайская философия в 2-х т. М., 1994.
2. Семенцов В.С. Бхагавад гита в традиции и в современной научной критике. М., 1985.
3. Законы Ману. М., 1960.
4. Дхаммапада. М., 1960.
5. Лунь юй. //Древнекитайская философия: в 2-х т. Т. 2. М., 1994. С. 139 -174.
6. Упанишады. //Древнеиндийская философия. 2-е изд. М., 1972. С. 82-259.
7. Хань Фей-цзы. //Древнекитайская философия: в 2-х т. Т. 2 М., 1994. С. 224-283.
8. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М., 2002.

Тема 2 Античная философия

1. Милетская школа. Гераклит.
2. Элеаты. Демокрит. Сократ. Платон. Аристотель.
3. Эллинистически-римский период.

Первые греческие философы пытались понять сущность природы, космоса. Поэтому их называли "физиками" (в переводе с греческого physis - природа). Это были представители милетской школы (по городу основания) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, а также пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл. Их взгляды рождались из мифологии того времени, которая рисовала картину происхождения мира. Но если миф объяснял, кто создал все сущее, то философы пытались определить, из чего все произошло. Фалес считает первоначалом воду. Анаксимен - воздух, Анаксимандр - абстрактное вещество - апейрон, Гераклит - огонь. Здесь, как мы видим, преобладает образно-метафорическая форма мышления. Гераклит - основатель диалектики ("Все течет, все изменяется", "в одну реку нельзя войти дважды").
Переход к интеллектуальному знанию пытались осуществить пифагорейцы (в основе всего сущего - число) и элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон, которые ввели понятие бытия). Для Парменида бытие - это то, что познается только разумом. И если что познается разумом - то это и есть бытие. Чувствам открывается только временное, изменчивое, а вечное постигается мышлением.
Демокрит предлагает трактовать бытие как что-то простое, неделимое - атом (в переводе - нерассекаемое). Он материалист, так как атом у него - физическая частица. Между атомами - пустота. Бытие у него - множественно. Так же множественно бытие и у Платона (427-347 гг. до н. э.), но Платон - родоначальник идеалистической линии в философии и, поэтому эти частички мира у него - идеальные бестелесные образования - идеи.
У Платона по-настоящему существует только то, что не делится, т. е. не имеет частей. Неизменные идеи - это бытие, а изменчивые чувственные вещи - мир "становления". В чувственном мире все только становится, постоянно воникает и исчезает, но никогда не существует на самом деле. Платон ввел понятие материи: это нечто иное по отношению к идее - изменчивое, непостоянное. Поэтому материальные вещи лишены определенности и не могут быть предметом научного знания. Для Платона важны не отдельные вещи, а общие понятия - виды и роды; общее у него господствует над индивидуальным. В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное тело. Душу он делит на две части: высшую - разум и низшую - чувственную, в которой преобладает телесное и, которое уже мыслится как нечто злобное, отрицательное.
Идеальное общество по Платону - аристократическое государство с рабским трудом. Во главе государства - "философы"; ниже рангом - "охранники" или воины; еще ниже стоят "ремесленники". Здесь отражена необходимость разделения труда в греческом "полисе" ("городе-государстве").
Основной вопрос для Сократа (ок. 469 - 399 гг. до н. э.) - что такое человек, сознание человека. Всем известно его выражение - "познай самого себя". Сократ не написал ни одной книги, и о его взглядах мы можем судить только по произведениям его учеников Платона и Аристотеля. По мнению Сократа сознание состоит из разных слоев, которые вступают в некоторые отношения с индивидом. В сознании присутствует как субъективное, так и объективное начало. И если объективное выше субъективного, то мы имеем дело с высшей инстанцией сознания - разумом, к которому мы должны стремиться. Таким образом, знание мы можем иметь только о себе самих, познание мира, физической природы вещей невозможно, что выражает идеалистические взгляды Сократа. Цель знания у него - не теория, а практическое искусство жить. Само знание - это обобщение в виде понятий, в основном, об этических категориях: справедливости и т. д. Этика у Сократа опирается на разум, знания: человек совершает зло, потому что не знает, что такое зло, т.е. не по доброй воле. Если человеку объяснить, что такое зло, считает Сократ, то он не будет его совершать.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) не принимает идеалистическую трактовку бытия Платона, хотя и был его учеником. Ведь у Платона мир природы, его движение познать нельзя, о нем можно иметь только мнение. Аристотель пытается найти устойчивое в чувственном мире. Он отказывает в онтологическом (бытийном) статусе платоновским видам и родам и считает истинным бытием не общие понятия, а индивидуумы (в переводе - неделимое) - конкретного человека, животное. Виды и роды у него - вторичные сущности. Материю Аристотель понимает как возможность (потенцию). Для возникновения из нее чего-то действительного ее должна ограничить форма. Форма - активное начало, начало жизни; материя - пассивное начало. Сущности Аристотель делит на низшие, состоящие из материи и формы и высшие - чистые формы. Наивысшая форма - вечный двигатель, источник движения и жизни всего космоса.
В более поздних школах, в эллинистически-римский период осуществляется попытка освободиться от внешнего мира. Это делают стоики - Зенон из Китиона (ок. 333 - ок. 262 гг. до н. э.), Посидоний, римляне - Сенека (ок. 5 до н. э. - 65 гг. н. э.), император Марк Аврелий, а также школа эпикурейцев - Эпикур (341-270 гг. до н. э.), римлянин Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.).
Стоики понимают философию, как жизненный путь, мудрость жизни. Необходимо владеть собой, сохранять достоинство во всех случаях жизни. Человек не должен быть рабом своих страстей; не следует стремиться к удовольствиям, бояться смерти. Они ищут покоя и безмятежности. Пусть нет счастья, но нет и душевных страданий. Это состояние - апатия (бесстрастие) - то, к чему следует стремиться.
Эпикур - материалист и последователь Демокрита - также отказывается от социальной активности. Тем не менее отдельный человек представляет ценность и большую, чем общество: общественные связи зависят от отдельных лиц. Здесь отличие от Аристотеля, у которого человек - "общественное животное", т.е. общество первично и формирует человека как нравственное существо. Этика Эпикура целью человеческой жизни считает удовольствие, что означает счастье. Но необходимо и чувство меры. Высшее счастье у него как и у стоиков - невозмутимость духа, отсутствие страха перед суевериями, перед смертью. Загробной жизни не надо бояться (так считал и Лукреций Кар), т.к. душа человека умирает вместе с телом. Смерти не надо бояться, т.к. пока мы есть, считает Эпикур, смерти нет, а когда есть смерть - нас нет, и мы с ней никогда не встретимся.

Контрольные вопросы.
1. Что было объектом исследования для милетской школы?
2. Какое мышление привнесли элеаты: образно-метафизическое или интеллектуальное?
3. Кто из философов ввел понятие материальной частицы - атома?
4. Какие проблемы интересовали Сократа, Платона, Аристотеля?

Тест 1. Что было первоначалом у Фалеса:
1. Огонь. 2. Вода. 3. Земля. 4. Воздух.

Тест 2. Философ, у которого в основе мира было число:
1. Парменид. 2. Протагор. 3. Пифагор. 4. Платон.

Контрольные задания.
1. Приведите примеры отдельных вещей и общих понятий, в которые эти вещи входят.
2. Подумайте, зачем нужно чувство меры, когда Вы получаете какое-нибудь удовольствие?

Кроссворд:


1








2

3





















4











По горизонтали: 3. Ученик Платона, который ввел понятие "индивидуум". 4. Философ-материалист, видевший целью жизни - счастье, удовольствие, но в меру.
По вертикали: 1. Философ, который первоначалом мира считал огонь. 2. Представитель школы стоиков.

Рекомендуемая литература.
1. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1976. Т. 1.
2. Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1990. ТТ. 1, 4.
3. Философия: Учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. М., 2002.
4. Материалисты Древней Греции. М., 1955.
5. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
6. Платон. Диалоги. Харьков, 1999.
7. Евклид, Начала. М-Л., 1948.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.


Тема 3 Средневековая философия. Эпоха Возрождения

1. Мир как творение бога. Августин Блаженный.
2. Реализм и номинализм. Фома Аквинский.
3. Философия эпохи Возрождения.

Философия средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). В античный период философия была связана с многобожием, язычеством (политеизм). Средневековая мысль основывалась на единобожии (монотеизм - иудаизм, христианство и мусульманство).
В мышлении средневековья господствует теоцентризм. Все сущее определяет не природа (как в античности) а бог. Религиозная философия этого периода отстаивает две идеи - идею творения (средневековая онтология) и идею откровения (основа учения о познании). Бог - высшее бытие, считает Августин Блаженный (354-430).
Несмотря на единство в теоцентризме, философия средневековья постепенно разделяется на два течения: реализм и номинализм. Реализм признавал подлинно реальными только общие понятия, универсалии. Единичные предметы эмпирического мира - это изменчивые чувственные вещи, которые существуют позже универсалий, которые есть мысли, идеи в божественном разуме. Номинализм отдает приоритет единичным вещам, воле, а не разуму.
Фома Аквинский (1225/26-1274) - один из самых известных философов-теологов средневековой схоластики, ученик Альберта Великого (1193-1280), монах доминиканского ордена. Он был умеренным реалистом, отстаивал христианские идеи, основываясь на учении Аристотеля. Основа всего сущего - бытие, под которым Фома понимает христианского бога. В мире существуют сущности или субстанции, которые обладают истинным бытием и акциденции (свойства, качества), которые зависят от субстанций, т.е. имеют место субстанциональные и акцидентальные формы бытия. Как и Аристотель, Фома различает потенциальное и актуальное (форма) начало бытия. Имеются четыре ступени бытийности вещей (их актуальности). Низшая форма - это внешняя определенность вещи, сюда входят неорганические вещества, минералы. Следующая ступень - это конечная причина вещи, ее целесообразность (растения). На третьей ступени существует действующая причина (животные). На четвертом уровне форма не организует материю, а существует независимо от нее. Это - разумная душа (человек), она не зависит от материи и, поэтому не погибает со смертью тела. Это - высшее из сотворенных сущих.
В эпоху Возрождения культурная и общественная жизнь начинает освобождаться от власти церковных институтов. Этот процесс называется секуляризацией. Культура и философия Возрождения объявляет главной ценностью человека как личность. Он имеет право на свободное проявление своих способностей. В мировоззрении этой эпохи происходит смещение религиозных ценностей в пользу художественно-эстетических. В античности людей интересовала природно-космическая жизнь, в средневековые - идея спасения в боге, в Возрождении - человек как творец и художник. Человек этой эпохи должен быть разносторонне развит. Например, художник, гуманист Альберти интересовался живописью и ваянием, архитектурой, математикой, философией, этикой, эстетикой.
Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494) считает, что бог сотворив человека, сказал ему, что не дает ему определенного места и обязанности, а их, и также свое лицо, он должен иметь по собственному желанию, согласно своей воле и решению. Теперь прославляется великая деятельность: художника, инженера, поэта, в отличие от античной созерцательности. Стирается грань между наукой, практически-технической деятельностью и художественным творчеством.
Идеи гуманизма зародили такие художники, скульпторы как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. Работы Леонардо да Винчи посвящены величию человека. "Давид" Микеланджело прославляет физическую и духовную красоту человека.
Изменяется взгляд на природу как несамостоятельное начало. Она теперь похожа на античный космос. Но, тем не менее, это - что-то другое, т. к. бог продолжает оставаться в природе, он просто "растворен" в ней. Это - всебожие (пантеизм). В природе начинают видеть божественные черты. Парацельс ищет сходство между органами человека, животных и частями растений, минералов.
Николай Кузанский (1401-1464) не разделяет противопоставления единого - "иному", предельного - беспредельному, которые имели место у Платона и неоплатоников. В мире есть только единое и ему ничто не противоположно. Единое тождественно беспредельному, бесконечному. Кузанский утверждает принцип совпадения противоположностей, который можно наблюдать в математике: если радиус круга увеличивать до бесконечности, то окружность превращается в бесконечную прямую. Диаметр становится тождественным окружности, т.к. утверждения, что одна бесконечность в 3,14 раза (число "пи") больше другой теряет смысл. Бесконечность равна бесконечности. По той же причине с окружностью совпадает и центр т.к. он может быть где угодно. Это - уже новая диалектика, т.к. раньше говорили только о противопоставлении противоположностей (идеи или формы - материи и др.), а теперь о совпадении, что также необходимо для диалектического понимания мира.
Объединение бога с миром осуществляет и Джордано Бруно (1548-1600). Приоритет отдается бесконечному. Конечная вселенная с Землей в центре перестает существовать и Бруно принимает гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вселенная безгранична и неизмерима. Бруно отождествляет творца и творение, форму и материю, причем начало жизни и движения он приписывает не форме, а материи. Это начало материалистического понимания природы. Эти взгляды были объявлены церковью еретическими и, после того как Бруно отказался изменить свои взгляды, в 1600 г. он был казнен.

Контрольные вопросы.
1. Какие две идеи отражает средневековая философия?
2. Назовите основных представителей философии этого периода.
3. Что такое пантеизм?
4. Как относился Н.Кузанский к противоположностям?

Тест 1. Какое понятие отражает отношение к Богу или богам в античности:
1. Монотеизм. 2. Атеизм. 3. Политеизм. 4. Теоцентризм.

Тест 2. Философское течение, признающее реальным только общие понятия:
1. Номинализм. 2. Теизм. 3. Деизм. 4. Реализм.

Контрольные задания.
1. Приведите пример, когда в искусстве Возрождения прославлялась красота человеческого тела.
2. Найдите сходство и различие во взглядах Фомы Аквинского и Аристотеля.

Кроссворд.






страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign