LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

А. Полный круг М - мД - М-К выглядит в этом случае так: ****
Как мы видим, рефлексия начинается здесь с рефлексии над переживанием как целым. При такой мозаике фиксаций рефлексии происходит максимальное совмещение парадигм чистого мышления. Один из жанрообразующих признаков -совмещение временных рядов [напр., у Булгакова в "Мастере и Маргарите", в "Кабале святош" - пьеса в пьесе - см.: Малярова 1983]. То же в киносценарии
"Начало" (постановка Глеба Панфилова): совмещение линий "Паша Строганова -Жанна д' Арк" позволяет воплотить метасмысл "безграничность человеческих возможностей", чему в области метасредств соответствует монтажный принцип [Вебер 1983:254]. Вообще движение рефлексии, начатое от Р/М, позволяет человеку выйти к серьезным достижениям в понимании. Экспериментально проверено [Valle Arroyo 1984], что получив после прочтения заголовок-обобщение для абзаца, школьник начинает лучше понимать прочитанное. Рефлективные жанроопределяющие схемы несут в себе эффективный конструктивизм - в отличие от неэффективного. Пьесы Чехова и пьесы Брехта часто ориентированы на понимание причин и следствий, т.е. ориентируют на Р/м - Р/мД [Gottlieb 1982]; здесь уже герменевтический круг выступает со свободным завершением. Путь от Р/М к Р/мД - это "синтез схватывания" {apprehension), т.е. "сочетание многообразного в эмпирическом созерцании" [Кант 1964:210]. "От синтеза схватывания зависит всякое возможное восприятие... частные законы касаются эмпирически определенных явлений и потому не могут быть целиком выведены из категорий, хотя все они им подчиняются" [там же: 213]. Эмпирия Р/мД и категориальность Р/М выступают в необходимом единстве. Аналогичное единство лежит в основе разделения "вещи" (Р/мД) и "чувств в связи с вещью", что характерно для творчества Толстого [Громов 1971:21]. Сам Толстой называл это "генерализация" (о лирических отступлениях) и "мелочность" (о "вещах"). Такой ход развертывания рефлексии программируется и Чеховым: материал предметных представлений является предметом видения то автора, то персонажа, причем персонаж видит деталь оценочно. Кроме того, один и тот же персонаж по-разному видит деталь в разные моменты времени, поэтому при представлении каждого предмета читатель использует и Р/мД для усмотрения предметного представления, и Р/М для установления категориальных определений субъективности персонажа [Кожевникова 1988:108].
Еще больше, чем Кант, выделял одновременность Р/М и Р/мД Г. Башляр [1987:347]: одновременно поэт выражает "свое видение вселенной и тайн человеческой души, личность и предмет". Поэзия - "воплощение самой одновременности, когда разорваннейшее бытие обретает цельность... Именно для того, чтобы создать мгновение сложное, соединив в нем бесчисленные одновременности, поэт уничтожает простую непрерывность времени... Во всяком истинном стихотворении присутствует обездвиженное время, время не-мерное, которое мы бы назвали вертикальным, дабы отличить это от времени обычного, текущего горизонтально, как река или ветер". П. Рикер [Ricoeur 1983:65-66] пишет, что время представлено в виде единства, куда входят конечность, целостность, протяженность.
Это придает "когерентность интриге" [там же: 71]. Кроме конструкта "время", из Р/М рождается также смысл (метасмысл) "неопределенность" - напр., рассказы Ф. Кафки [Schurf, Stein 1979]. Аналогичным образом наблюдательность писателя вступает в контакт с моральной установкой: Р/мД - след и одновременно причина приключений, Р/М перевыражает наличие в обществе людей, следующих за моральными установками народа. Так, в свое время писали [Moody, Lovett 1903], что Дж. Элиот "была больше чем наблюдателем: она же исследователь и моралист... ее главная функция в качестве писателя - интерпретация мира в терминах морали".
По принципу неполного круга Р/М - Р/мД построены многие текстовые конструкции. Например, О.В. Шапошникова [1982:23] определяет гротеск как развертывающуюся схему: гротеск - "вид условной изобразительности, при котором фантастические сочетания элементов ориентированы на соотнесение с
художественным правдоподобием внутри образной системы произведения". Подчеркнуто название того конструкта, который соотносителен с Р/М, далее идут (в акте усмотрения) как раз сочетания предметных представлений.
Б. Рефлексия типа Р/М - Р/М-К - Р/мД (При полном круге) - последний из известных нам типов герменевтического круга.
****
Есть два способа задать эту мозаику рефлексии в качестве основания индивидуации:
1. Тема, выводящая на Р/М, затем подтверждаемая формой текста, затем предметными представлениями. Так А. Блок может быть сближен с Врубелем по основанию: "Сказочная тема приобретает напряженный, катастрофический характер" [Альфонсов 1966:27]. Такова трактовка темы Демона у Врубеля - и в некоторых стихотворениях Блока, в статье "памяти Врубеля".
2. Хронотоп, связка-парадигма, включающая время и пространство на основе Р/М, затем подтверждение того же в Р/МК и Р/мД. Хронотоп реализуется в любой диалогичное(tm), предполагающей, что есть некто третий (напр., сообщество людей), к которому обращена речь [MacCannell 1986]. Произведения, в которых очевидна историчность темы, идеи и смыслов, обеспечивают движение рефлексии в связи с хронотопом.
Часто и тема, и хронотоп, задав Р/М и Р/МК, оставляют конец круга свободным. Так, в "Евгении Онегине" метаметасмысл "невозможность для свободного человека найти себе место в российском мире" возникает из Р/М, затем следует Р/МК над средствами текстопостроения, позволяющими воспринимать повествование "Онегина" как "рассказ, задушевную исповедь поэта, когда предполагается молчаливое восприятие читателя-слушателя, готового принять все самые неожиданные повороты поэтической памяти ("Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?..")". [Лучанова 1982:22].
Иногда круг, начинающийся с Р/М, свободен далее полностью, хотя при этом кажется, что индивидуация все же произведена. Б. Кроче [Сгосе 1909:142] выделял "жанры" по метасмыслам-переживаниям: трагический жанр, комический, возвышенный, трогательный, печальный, смешной и т.п. Если "круг" состоит из одной заданной фиксации, а остальные позиции для фиксаций ничем не заняты, то метасмыслом, выведенным из Р/М, может быть в принципе любой метасмысл как преддверие к Р/мД или Р/МК или к обоим типам фиксации рефлексии. Например, Р/М дает метасмысл-жанроопределитель: "Человек во власти времени, определяющего усмотрения этого человека" [Шкловский 1983:247]. Или у В. Хлебникова - "эпическое состояние мира, чистая взаимосвязанность и взаимосоотнесенность смыслов" [Степанов 1985:197]. Или: "соотнесенность со всем в прошлом, всеобщая связь вещей, где находится место для моего "Я". Или у Пушкина - "превращение разрозненного мира в систему" [Эйхенбаум 1982:274]. Так, в "Медном всаднике" Пушкин проявляет "дерзость жанрового решения": он "сводит воедино то, что раньше казалось несводимым", в том числе сведены воедино история и проза жизни; мелкий чиновник и Петр Первый.
Мы рассмотрели жанрообразующие эффекты так или иначе построенных наборов, расположенных кругах фиксации рефлексии с началом фиксации в Р/М.
Аналогичным способом круги могут быть и такими, которые начинаются с Р/мД или Р/МК. Поскольку типов круга много, встречаются и такие произведения, в которых так много запрограммировано неопределенных мозаик фиксации, что это может показаться странным.
Очевидно, жанроустановление на основе выбранной автором и читателем мозаики фиксаций рефлексии - достаточно сложный естественно-искусственный процесс в системе понимания текстов. Вместе с тем, достаточно сложны и другие способы индивидуации - по способу развертывания образа автора, путем подведения под известный жанр или под тот или иной тип текста, на основе типа соотнесенности смысла и формы. При этом индивидуация - не единственная сложность процесса понимания: этот процесс по-разному протекает при семантизирующем, когнитивном, распредмечивающем понимании, и это создает бесконечные возможности для увеличения или снижения успешности понимания. Сложность понимания как одного из разделов СМД усугубляется тем, что читателю или слушателю приходится искать и находить оптимальный способ ориентировки и самоопределения в пространстве содержаний, смыслов, метасмыслов и идей, постоянно избегая их "склеивания".
ЛИТЕРАТУРА
Аббасов А.Ф. Соотношение категорий и принципов системно-целостной проблематики. - Баку: Элм, 1984.
Абрамов Б.А. Варьирование в синтаксисе//Проблемы вариативности в германских языках: Всесоюзная конференция. - М.: Ин-т языкознания АН СССР; Калинин: Калин, гос. университет, 1988.
Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. I. M., 1975.
Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации//Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. - М., 1986.
Аветян Э.Г. Смысл и значение. - Ереван, 1979.
Автоян Р.Г. Значение в языке. - М., 1985.
Авраменков А.И., Алексеев Н.Г. Организация рефлексивных процессов при подготовке преподавателей (на материале шахмат)//Проблемы логической организации рефлексивных процессов. -Новосибирск, 1986.
Автономова Н.С. Понимание и язык//Познание и язык: Критический анализ герменевтических концепций. - М., 1984.
Автономова Н.В. Разговорные фразеологизмы в авторском повествовании и в речи персонажей трилогии А.Н.Толстого "Хождение по мукам'У/Вестник Ленингр. университета: История - язык - литература, 1985, 3 (16).
Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. - М., 1974.
Адмони В.Г. О многоаспектно-доминантном подходе к грамматическому строкУ/Вопросы языказнания, 1961а, 2.
Адмони В.Г. Партитурное строение речевой цепи система грамматических значений в предложении//Филологические науки, 19616, 3.
Адмони В.Г. Структура предложения и строения художественного литературного произведения/Шингвистика текста. - М., 1974. - Часть 1.
Адмони В.Г. Поэтика и действительность. - Ленинград, 1975.
Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. -М.-Л., 1947.
Азадовский М. Ленские причитания. - Чита, 1922.
Азадовский М. Русские сказочники//Русская сказка: Избранные мастера. Том 1. - М.-Л., 1932.
Азнаурова Э.С. Прагматика художественного текста. - Ташкент, 1988.
Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. - М., 1983.
Акиндинова Т.А., Бердюгина Л.А. Новые грани старых иллюзий. - Л., 1984.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Речевой этикет. - М., 1973.
Акопян Л.Г. Лирический цикл как особый тип текстаУ/Семантические и коммуникативные категории текста. - Ереван, 1990.
Акоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М., 1974.
Алекперова З.Р. Некоторые наблюдения над названиями русских произведений современных азербайджанских писателей//Изв. АН АзССР. Литература - язык - искусство, 1986, 2.
Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. - М., 1958.
Алексеев И.С. Об универсальном характере понимания//Вопросы философии, 1986, 7.
Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания//Вопросы методологии, 1991, 1.
Алимпиева Р.В. О некоторых особенностях восприятия слов с так называемым тождественным лексическим значением//Восприятие языкового значения. - Калининград, 1980.
Алисултанов А.С. Именование текста как ключевое слово//Вестник МГУ. Филология, 1985, том 40, серия 9, 4.
Алиханова Ю.М. Некоторые вопросы учения о дхвани в древнеиндийской поэтике//Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. - М., 1964.
Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. - М.-Л., 1937.
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., 1984.
Альжанов Р.Г. К проблеме гносеологического статуса категории идефльного//Философские науки, 1985, 2.
Альфонсов В.Н. Слова и краски: Очерки по истории творческих связей поэтов и художников. - М.-Л.: 1966.
Амфитеатров Я.К. Чтения о церковной словесности, или гомилетика. -Киев, 1846, часть 1.
Анандавардхана. Дхваньялокья. - М., 1974.
Ангелова Я.Г. Активность субъекта в формировании познавательного образа: Автограф.... канд. филос. наук. - М., 1979.
Андреев Ю.А. Волшебное зрение. - Ленинград, 1983.
Андреева Л.А. Языковые средства изображения внутреннего мира человека в "Моих университетах" М.Горького//Уч. записки Казанского педагогич. института, 1970, вып. 77.
Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. - СПб, 1905.
Анненский И.Ф. Вторая книга отражений. - СПб, 1909.
Анохин Н.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлексаУ/Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. - М., 1963.
Анохин П.К. Теория функциональной системы//Успехи физиологических наук, 1970, том 1,1.
Анпилова Н.В. Психологический анализ роли личностной значимости содержания высказывания в речевой деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1984.
Антипов Г.А. Философская рефлексия и проблема
идеального/ЛТроблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987.
Антипов Г.А. Текст и мир гуманитарии. Проблемы методологии анализаУ/Текст как явление культуры. - Новосибирск, 1989.
Антонов А.В., Стрельченко В.И. Аппаратурное исследование понимания пиктограмм. - Киев, 1979.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. - М., 1974.
Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М., 1970.
Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текстаУ/Иностранные языки в школе, 1978, 4.
Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М., 1969.
Арутюнова Н.Д. Языковая метафораУ/Лингвистика и поэтика. - М., 1979.
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. - М.: Наука, 1988.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Наука, 1973.
Атаян Э.Р. Уровни предицирования и некоторые аспекты
взаимоотношения предикации и аргументации//Вопросы философии. - Ереван, 1984, вып. 4.
Ахманова О.С., Натан Л.Н. и др. О принципах и методах лингвостилистического исследования. - М., 1966.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. -М.:Изд-во МГУ, 1975.
Баженова И.С. Коннотация и создание эмоционального
подтекстаУ/Коннотативные аспекты семантики в немецкой лексике и фразеологии. -Калинин, 1987.
Байлук В.В. Понятия "материальное" и "идеальное" в их связи с категориями "объективное" и "субъективное'У/Ленинская теория отражения. -Свердловск, 1974. - Вып. 4.
Бакурадзе Т.О. Музыкальный язык и словесный язык//Изв. АН ГрузССР, серия философии и психологии, 1984а, 1.
Бакурадзе Т.О. О воспитании семантического значения музыки//Изв. АН ГрузССР, серия философии и психологии, 19846, 2.
Бакурская М.А. Стилистическое значение фразового эпитета в современном английском языке//Уч. записки Ленингр. педагогич. ин-та, вып. 326, часть 2, 1971.
Баландина Н.В. Приемы субъективации авторского повествования в повести В.Распутина "Деньги для Марии'7/Строение и функционирование синтаксических единиц. - Иркутск, 1983.
Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. - Ленинград, 1927.
Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы. - Новосибирск, 1985.
Бальзак О. Неведомый шедевр//Собр. соч. - М., 1955. - Том 13.
Баранов А.Г. Текст в функционально-прагматической парадигме. -Краснодар, 1988.
Баранов А.Г. О видах функциональной экспрессивности//Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов, 1987.
Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. - М., 1975.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989.
Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. - М., 1973.
Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смыслаУ/Вопросы психологии, 1973, 6.
Бассин Ф.В., Рожнов В.Е. О современном подходе к проблеме
неосознаваемой психической деятельности (бессознательного)//Вопросы философии, 1975, 10.
Бассин Ф.В. О статье В.В.Налимова и Ж.А.Дрогалиной "Вероятностная модель бессознательного'7/Психологический журнал, 1985, том 6, 1.
Бассин Ф.В. и др. О принципе "социальной энергии" Г.Аммона//Бессознательное. - Тбилиси, 1985. - Том 4.
Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. - Новосибирск, 1981.
Батракова СП. О природе идейности искусства. - М., 1960.
Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности//Уч. записки Ивановского педагогич. Института, 1973, 127.
Батурина Г.И. Интеллектуальные чувства, их место и роль в процессе познания//Становление и структура сознания и познания. - Иваново, 1982.
Батюшков Ф.Д. Антон Павлович Чехов//История русской литературы/Под редакцией Д.Н.Овсянко-Куликовского. - М., 1910. - Том 5.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского - М., 1963.
Бахтин М.М. Время и пространство в романе//Вопросы литературы, 1974, 3.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
Бахтин М.М. Проблема текстаУ/Вопросы литературы, 1976, 10.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров/Шитературная учеба, 1978, 1.
Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров//Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
Башляр Г. Новый рационализм. - М., 1987.
Безменова Н.А. Динамические модели языкаУ/Проблемы современного зарубежного языкознания: (80-е годы). - М., 1988.
Белая Г. А. Проблема активности стиля//Смена литературных стилей. -М., 1974.
Белая Г.А. "Задачи критики - познавать эпоху в образах ее художников "//Актуальные проблемы методологии литературной критики. - М., 1980.
Белинский В.Г. Тереза Дюнойе//Пол. собр. соч. - М., 1962. - Том 10.
Белкин А. А. Читая Достоевского и Чехова. - М., 1973.
Белопольский В.Н. Достоевский и позитивизм. - Ростов, 1985.
Белый А. Маски. - М., 1932.
Белькинд B.C. Наблюдения над функцией художественного времени в произведениях Л.Н.Толстого//Вопросы сюжетосложения. - Рига, 1972. - Вып.2.
Бережкова М.С. Семантика поэтического текста и подтекст//Исследования по семантике. - Уфа, 1984.
Беркли Д. Сочинения. - М., 1978.
Берлиоз Г. Мемуары. - М., 1962.
Берман И.М. Чтение как процесс и как предмет обучения/Ючерки методики обучения чтению на иностранных языках. - Киев, 1977.
Беренштейн Б.М. Искусствознание и типология//Советское искусствознание, 1986, 21.
Бессонов А.В. Теория объектов в логике. - Новосибирск: Наука, 1987.
Бессонова И.В. Зависимость понимания текста от особенностей его структурной организации//Проблемы текстуальной лингвистики. - Киев, 1983.
Бибихин В.В. Семантический потенциал языкового знака: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 1977.
Бицилли Н. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализаУ/Годишник на Софийския университет. Историко-филологически факультет.
- София, 1942.
Блисковский З.Д. Муки заголовка. - М.: Книга, 1981.
Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности//Социальная психология личности. - М., 1975.
Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. -Ленинград, 1977.
Богомолов А.С. Проблема абстрактного и конкретного: От Канта к ГегелкУ/Вопросы филослофии, 1982, 7.
Богушевич Д.Г. Параметры коммуникативных ролей в тексте//Теория перевода и методика обучения переводу. - Калуга, 1989.
Бойко Н. О лингвистической природе категории "образ автора"// Studia rossica posnaniensia, 1981, Z. 16.
Бокошев Ж. Предмет общения и понимание/Юбщение в свете теории отражения. - Фрунзе, 1980.
Болинджер Д. Атомизация значения//Новое в зарубежной лингвистике.
- М., 1981. - Вып. 10. Бондаренко Т.М. Творчество и язык научных
теорий//Формы представления знаний и творческое мышление. - Новосибирск, 1989.
- Част 2.
Бондарко А.В. К проблематике функционально-семантических категорий//Вопросы языкознания, 1967, 2.
Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - Ленинград: Наука, 1984.
Бондарко А.В. О грамматике функционально-семантических полеМИзв. АН СССР, отд. лит. и яз... - М., 1984. - Том 43, 6.
Бонецкая Н.К. "Образ автора" как эстетическая категория/ЯСонтекст-1985.-М., 1986.
Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. - Грозный, 1981.
Бородай Ю.М. Речь как инструмент интерпретации действительности: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. - Саратов, 1989.
Бочаров С.Г. "Война и мир" Л. Н. Толстого//Три шедевра русской классики. - М., 1971.
Брехт Б. Восприятие искусства и искусство восприятия//Брехт Б. Театр.
- М., 1965а. - Том 5, часть 1.
Брехт Б. Заметки о литературе и искусстве//Иностранная литература, 1972, 5.
Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. - Фрунзе, 1972а.
Брудный А.А. Экспериментальный анализ процесса понимания//Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. - М., 19726.
Брудный А.А. К проблеме понимания текста//Уч. записки Казахского педагогич. института. Психология. - Алма-Ата, 1972а.- Вып. 3.
Брудный А.А. К анализу процесса понимания текстов//3нак и общение.
- Фрунзе, 19746.
Брудный А.А. Гегель о диалектике понимания и
общения//Международный гегелевский конгресс, 10-й. - Доклады. - М., 1974в.- Вып. 1.
Брудный А.А. Гегель о диалектике понимания и общения//Изв. АН КиргССР. - Фрунзе, 1975а, 1.
Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблемаУ/Вопросы философии, 19756, 10.
Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения//Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975в.
Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия//Теоретические и методологические проблемы социальный психологии. - М., 1977а.
Брудный А.А. Проблема языка и мышления - это прежде всего проблема понимания//Вопросы философии, 19776, 6.
Брудный А.А., Шрейдер Ю.А. Диалектический характер семантики текстов//Философские науки, 1977, 2.
Брудный А.А. Бессознательные компоненты процесса понимания//Бессознательное. - Тбилиси, 1978. - Том 3.
Брудный А.А. Экспериментальный анализ понимания//Вопросы философии, 1986, 9.
Брудный А.А. О смысловом анализе действительности//Активность субъекта и развитие занния. - Фрунзе, 1988.
Брунер Дж. О перцептивной готовности//Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975.
Брюнетьер Ф. Литературная критикаУ/Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX в. - М., 1987.
Брюсов В.Я. Верхарн на Прокрустовом ложе//Печать и революция, 1923, кн. 3.
Бугаенко П.А. Мастерство Константина Федина. - Саратов, 1959.
Будагов Р.А. Об одной стилистической особенности "Дон Кихота" СервантесаУ/Иностранные языки в школе, 1954, 6.
Будагов Р.А. О сценической речи//Филологические науки, 1974, 6.
Будагов Р.А. Категория значения в разных направлениях современного языкознания//Вопросы языкознания, 1974, 4.
Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог. -Ленинград, 1987.
Булгаков Г.И. Теория православно-христианской пастырской проповеди. - Курск, 1916.
Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. - М., 1979.
Бурлина Е.Я. О "жанровом коллаже" в художественной практике советского искусства 70-80-х годов//Диалектика художественной культуры. -Куйбышев, 1984.
Бухбиндер В.А., Розанов Е.Д. О целостности и структуре текстаУ/Вопросы языкозанния, 1975, 6.
Бухбиндер В.А. Основные типы передачи имплицитного смысла в тексте//Уч. записки Тартуского университета. - Тарту, 1983. - Вып. 650.
Бушуева С.К. Моисеи. - Ленинград: Искусство, 1986.
Быкова О.И. Методические принципы интерпретации художественного текстаУ/Психолингвистические основы и методические закономерности обучения иноязыкнойречи. -Воронеж, 1984.
Быстрицкий Е.К. Теория познания, проблема понимания и развитие знания/Юбщие проблемы диалектики развития мира и его познания. - М., 1979.
Быстрицкий Е.К., Кошарный С.А. Философская герменевтика: Гносеологические и онтологические аспекты критического анализаУ/Философские науки, 1987, 1.
Бычко И.В., Жариков Е.С. Научный поиск//Логика научного исследования. - М., 1965.
Бычков В.В. Византийская эстетика. - М., 1977.
Ваганова Л.П. Особенности семантической структуры художественной речи//Семантика грамматических форм. - Ростов, 1982.
Вайман С. Образы понимания художественного текстаУ/Методологические проблемы художественной критики. - М., 1987.
Валлис С. Социальный смысл архитектурной формы//Декоративное искусство СССР, 1973, 6.
Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989.
Варина В.Г. К проблеме семантики слова (Денотативный и сигнификативный аспекты в слове): Автограф, дисс.... канд. филол. наук. - М., 1967.
Варламова Н.И. О семантических связях в структуре художественного текстаУ/Художественный текст: Проблемы изучения. - М.; Пенза, 1990.
Вартазарян С. О художественном образе//Литературная Армения, 1970, 8.
Варшавский Я.Л. Успех. Кинематографисты и кинозрители. - М., 1974.
Василев С. Теория отражения и художественное творчество. - М., 1970.
Василевская Н.И., Лебедзь А.И. Чтение и составление радиограмм на английском языке. - М., 1962.
Василенко В. За життя розплата тшьки кровью//Критика, 1928, 5.
Васильев А.З. Генологические проблемы художественной культуры//Художественная культура и искусства. - Ленинград, 1987а.
Васильев А.З. Жанр как явление художественной культуры//Искусство в системе культуры. - Ленинград, 19876.
Васильев И.А. История и современное состояние проблемы
интеллектуальных эмоций и чувств//Искусственный интеллект и психология. - М., 1976.
Васильев Л.Г. Языковое сообщение и человеческий фактор//Языковое общение: Процессы и единицы. - Калинин, 1988.
Васильев Л.Г. Перевод, переводчик, понимание//Теория перевода и методика обучения переводу. - Калуга, 1989.
Васильев Л.Г. Текст и его понимание. - Тверь, 1991.
Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. - Киев, 1988.
Васильева А.Н. О целостном комплексе стилеопределяющих факторов на уровне макростилей//Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая реализация. - Пермь, 1986.
Васильева И. И. Психологические особенности диалога: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1984.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984.
Введение//Персонаж и предметный мир в художественном произведении. - Сыктывкар, 1988.
Вебер И. К. Монтажный принцип построения сценария Е. Габриловича и Г. Панфилова "Начало'7/Проблемы литературных жанров. - Томск, 1983.
Вежбицка А. Наброски к русско-семантическому словаркУ/Научно-техническая информация. - Серия 2: Информационные процессы и системы, 1968, № 12.
Вейдле В. На смерть ByHHHa//Russian Critical Essays, XX th Century. -Oxford, 1971.
Вейн А. М., Голубев В. Л. Проблема "смысла" и "значения" в современной психотерапии//Научно-техническая революция и медицина. - М., 1973.
Веккер Л. Психические процессы. В двух томах. - Ленинград, 1974.
Велиев Г. Н. Бессознательное и идеальное: Автореф. дисс.... канд. филос. наук. - М., 1979.
Веников В. А. и др. Основы теории подобия. - М., 1964.
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 1973.
Верин В. А. "Я же работал совсем с другими чувствами'7/Литературная газета. - М., 1988. - 27 апр. - № 17.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - Ленинград, 1940.
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. - М., 1963.
Веснины А. А., В. А. Новое по форме и содержаникУ/Архитектурная газета, 1936.-31 декабря.
Ветловская В. Е. Поэтика романа "Братья Карамазовы". - Ленинград, 1977.
Видгоф В. М. Методологический анализ социальной природы
эстетических эмоций и их роли в освоении действительности: Автореф. дисс.....
канд. филос. наук. - Томск, 1974.
Видгоф В. М. О социальной природе эстетических эмоций//Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. - Томск, 1982.
Виноградов В. В. О языке Толстого. - Литературное наследство - М., 1939. - Том 35-36.
Виноградов В. В. Насущные задачи советского литературоведения// Знамя, 1951, №7.
Виноградов В. В. Язык художественного произведения//Вопросы языкознания, 1954, № 5.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М., 1959.
Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.
Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М., 1972.
Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М., 1975 а.
Виноградов В. В. Из истории изучения поэтики (20-е годы)//Изв. АН СССР, серия литературы и языка. - М., 1975 б. - Том 34, № 3.
Виноградов А. И. Проблема художественного метода//РАПП, 1931, № 3.
Винокур Г. О. Понятие поэтического языкаУ/Винокур Г. О. Избр. работы по русскому языку. - М., 1959.
Вишневский В. Г. Природа интерсубъективного в свете теории
познания диалектического материализма: Автореф. дисс.....канд. филос. наук. -
Ленинград, 1980.
Владимиров С. В. Стих и образ. - Ленинград, 1968.
Владимирцев Б. Я. Предисловие//Монголо-ойратский героический эпос. - СПб. - М., 1923.
Власов М. Высокая цена истины//Искусство кино, 1983, № 1.
Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977.
Волкова Е. В. Понятия "тема" и "идея" в эстетике//Вестник МГУ, философия, 1973, № 6.
Волошинов В. Н. Фрейдизм. - М. - Ленинград, 1927.
Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. - Ленинград, 1929.
Вольф Е. М. Грамматика и семантика местоимений (на материале иберороманских языков). - М., 1974.
Вордсворт В.//Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.
Восканян А. В. Методологические и гносеологические аспекты семиотического анализа художественного отражения: Автореф. дисс.... канд. филос. наук. - Ереван, 1983.
Воскресенская К. В. О роли аннотирования в выработке смыслового восприятия текстаУ/Чтение и работа с иноязычным текстом. - Свердловск, 1985.
Вундт В. Основы физиологической психологии. - СПб, без года, т. 3.
Вундт В. Очерк психологии. - СПб, 1897.
Вундт В. Введение в психологию. - М., 1912 а.
Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912 б.
Вундт В. Очерки психологии. - М., 1912 в.
Выготский Л. С. Мышление и речь. - М. - Ленинград, 1934 а.
Выготский Л. С. Проблема развития в структурной психологии//Коффка К. Основы психического развития. - М. - Ленинград, 1934 б.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
Выготский Л. С. Проблема сознания//Психология грамматики. - М., 1968 а.
Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968 б.
Выготский Л. С. Раннее детство/УСобр. соч. в 6-ти т. - М., 1984. - Т. 4.
Габрах Н. Сопоставительный анализ языка и стиля дореволюционных русских, советских и арабских газет: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 1984.
Гадамер X. - Г. Истина и метод. - М., 1988.
Гайда Ст. Проблемы жанраУ/Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая реализация. - Пермь, 1986.
Галеева Н. Л. Понимание текста оригинала как компонент деятельности переводчика художественной литературы: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. -Ленинград, 1991.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
Гамезо М. В., Рубахин В. Ф. Психологическая семиотика: методология, проблемы, результаты исследования//Психологический журнал. - М., 1982. - Том 3, №6.
Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. - Ленинград, 1974.
Гардин В. Р. Воспоминания. В двух томах. - М., 1952.
Геворкян Г. А. О проблеме понимания//Вопросы философии, 1980, № 11.
Геворкян Т. Некоторые жанровые особенности современной советской прозы//Вестник общественных наук АН АрмССР, 1983, № 9.
Гегель Г. В. Ф. Сочинения, том 3. - М., 1956.
Гегель Г. В. Ф. Сочинения, том 4. Часть I: Феноменология духа. - М., 1959.
Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В четырех томах. - М.: Искусство, 1968-1973.
Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтикаУ/Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. - М., 1971. - Том 2.
Гейне Г. Введение к "Дон Кихоту"//Собр. соч. в 10-ти т. - М., 1959, т. 7.
Гельвеции К. А. О человеке//История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. - М., 1964, - Том. 2.
Гельгардт Р. Р. Проблема художественного стиля произведения словесного искусства в связи с понятиями "язык" и "речевая деятельность "//Калининский педагогический институт. Научная конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы 1962/63 учебного года. -Калинин, 1964.
Генисаретский О. И. Вещь, образ и переживание в художественном проектировании//Труды Всесоюзного института технической эстетики. Серия: Техническая эстетика, - М., 1981. - Вып. 31.
Герд А. С. Научный текст как объект лингвистического исследования//Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики. - М., 1971.
Гердер И. Г. Избранные сочинения. - М. - Ленинград, 1959.
Герман М. Судьба человеческая, судьба народная: О персональных выставках Е. Е. Моисеенко//Искусство, 1983, № *.
Гертнер Р. И. Ритмическая структура в английской
речи//Функционально-стилистическая дифференциация английского произношения. -М., 1983.
Герчук Ю. Что такое орнамент?//Декоративное искусство СССР, 1978, №1.
Гершензон - Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV века. - М., 1972.
Гильбурд Г. И. Исполнительское искусство - сфера проявления художественной идеи. - Томск, 1984.
Гиндин С. И. Два принципа внутренней организации текстов и сущность понятия "связность текста'7/Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики. - М., 1971 а.
Гиндин С. И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой организации//Машинный перевод и прикладная лингвистика. - М., 1971 б. - В. 14
Гинзбург Л. Я. К вопросу об интерпретации текстаУ/Структура текста -81.-М., 1981.
Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. - М. - Ленинград, 1966.
Гиршман М. М., Громяк Р. Т. Целостный анализ художественного произведения. - Донецк, 1971.
Гиршман М. М. Внутренняя структура и субъектная организация целостности литературного произведения/Щелостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. - Донецк, 1977.
Глинка А. С. Памяти А. П. ЧеховаУ/Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения: Сборник историко-литературных статей. - М., 1907.
Гогоберидзе Л. Интервью по личным вопросам//Литературное обозрение, 1980, № 1.
Голос автора и проблемы романаУ/Иностранная литература, 1987, № 4.
Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. - М., 1963.
Голыгина К. И. Теория изящной словесности в Китае XIX в. - М., 1971.
Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. - М., 1922. - Том I.
Гончаров Б. П. Поэтика Маяковского. - М.: Наука, 1983.
Горевая В. С. Статистическое описание функционально-стилевых подразделений современного английского языка. - Калинин, 1974.
Горелов А. Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. -Ленинград, 1973.
Горелов И. Н. Релевантные признаки афоризмаУ/Психолингвистические исследования: лексика, фонетика. - Калинин, 1985.
Городецкий Б. Ю., Раскин В. В. Методы семантического исследования ограниченного подъязыка. - М., 1971.
Городецкий Б. Ю. Актуальные проблемы прикладной лингвистики//Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1983. - Вып. 12.
Горохов А. С. Проблемы взаимодействия элементов в человеко-природной интеллектуальной системе/ЛТроблемы развития и освоения интеллектуальных систем. - Новосибирск, 1986. - Секция I.
Григорьев В. П. Художественная речь//Книга о русском языке. - М., 1969.
Григорьев В. П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. - М.: Наука. 1983.
Григорьян Э. Р. Проблемы буржуазной методологии: эпистемология или герменевтикаУ/Философско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания. - М., 1983. - Вып. 2.
Гринбаум Н. С. Язык древнегреческой хоровой лирики. - Кишинев, 1973.
Гринберг И. Три грани лирики. Современная баллада, ода и элегия. -М., 1975.
Гринцер П. А. Древнеиндийская проза. - М., 1963.
Гринцер П. А. Проблемы семантики художественного текста в санскритской поэтике//Уч. записки Тартуского университета. - Тарту, 1977. - Вып. 422. - Труды по знаковым системам. - № 9.
Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. -М.: Наука, 1987.
Грицутенко Л. П. Языковые особенности "авторского" сказа В. АстафьеваУ/Вестник Львовского университета. Серия филологическая, 1984, вып. 14.
Громов П. П. О стиле Льва Толстого. Становление "диалектики души". -Ленинград, 1971.
Громыко Ю. В. Выделение процессов понимания и рефлексии при экспериментальном исследовании совместной деятельности//Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск, 1984.
Гроссман Л. П. Достоевский - художник//Творчество Достоевского. -М.: Наука, 1959.
Грудская А. Заметки на полях детских книг//На литературном посту, 1930, № 5-6.
Грудцова О. М. Литературные портреты. - М., 1977.
Грязное Б. С. Логика, рациональность, творчество. - М.: Наука, 1982.
Грязное М. В. Субъективный мир человека как целостное отражение объективного мира и орган сознательного опосредования рефлексов//Уч. записки Московского педагогического института. - М., 1971. - Вып. 435.
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М. - Ленинград, 1959.
Гулыга А. В. Эстетика истории. - М., 1974.
Гулыга А. В. Кант. - (Серия "Жизнь замечательных людей"). - М., 1977.
Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого родаУ/Звегинцев В. А. История языкознания в очерках и извлечениях. - М., 1964. - Том I.
Гуревич А. Я. История и сага. - М.: Наука, 1972.
Гуревич А. Я. К истории гротеска: "Верх" и "низ" в средневековой латинской литературе//Изв. АН СССР, серия литературы и языка. - М., 1975. - Том 34, № 4.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984.
Гуревич А. Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики//Историческая поэтика. - М., 1986.
Гурова Л. Л. Знания и творчество//Формы представления знаний и творческое мышление. - Новосибирск, 1989. - Часть 2.
Гусева Л. Н. Проблема ритма в эстетической теории//Филологические науки, 1981, №3.
Гюйо М. Задачи современной эстетики. - СПб, 1899.
Дадамян Г. Г., Дондурей Д. Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусстваУ/Советское искусствознание'78. - М., 1979. - Вып. 1.
Данилин Ю. И. Беранже и его песни. - М., 1973.
Данилов В. В. К вопросу о композиционных приемах в "Преступлении и наказании" Достоевского//Изв. АН СССР, отделение общественных наук, 1933, № 3.
Данилова И. Е. Искусство и зритель в Италии XV векаУ/Советское искусствознание'79. - М., 1980. - Вып. 1.
Даниэль С. М. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения//Советское искусствознание. - М., 1986. - Вып. 20.
Дегутис А. Ю. Язык, мышление и действительность. - Вильнюс, 1984.
Дедерер Л. П. О механизме возникновения рефлексии//Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск, 1984.
Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.
Декарт Р. Метафизические размышления//Антология мировой философии. - М., 1970. - Том 2.
Демидова А. Монолог о современном актере//Искусство кино, 1970, №1.
Демьяников В. 3. Понимание как интерпретирующая деятельность//Вопросы языкознания, 1983, № 6.
Демьянков В. 3. Лингвистическая теория в 80-е годы за рубежом: Введение/ЛТроблемы современного зарубежного языкознания: (80-е годы). - М.: ИНИОН, 1988.
Денисов П. Н. Типология языков науки//Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики. - М., 1971.
Дерман А. Б. Творческий портрет Чехова. - М., 1929.
Дерябина В. А., Дерябин Ю. И. К определению понятия "интеллект личности'7/Социалистическая личность и культура. - Свердловск, 1984.
Джанджакова Е. В. О поэтике заглавий//Лингвистика и поэтика. - М., 1979.
Джанджакова Е. В. Сопоставление переводов как прием обучения пониманию текстов//Понимание и рефлексия: Материалы I и II Тверских герменевтических конференций. - Тверь, 1992. - Часть 2.
Джваршейшвили Р. Г. Психологическая проблема художественного перевода. - Тбилиси, 1984.
Джемс У. Психология. - СПб, 1911.
Дживелегов А. Итальянская народная комедия. Commedia delarte. M., 1954.
Джохадзе Д. В. Аристотель//История античной диалектики. - М., 1972.
Дильтей В. Введение в науки о духе//3арубежная эстетика и теория литературы XIX - XX веков. - М., 1987 а.
Дильтей В. Сила поэтического воображения. Начала поэтики//3арубежная эстетика и теория литературы XIX - XX веков. - М., 1987 б.
Димчева Р. Проблеми на теорията на сатирата. - София, 1981.
Дмитриева Э. Я. Марксистская диалектика как метод познания в художественной системе Б. БрехтаУ/Научные труды Куйбышевского педагогич. института. - Куйбышев, 1975. - Вып. 143-а.
Добиаш А. В. Об элементарно-синтаксическом анализе языка в средней школе. - Киев, 1899.
Добин Е. С. Поэтика киноискусства. Повествование и метафора. - М., 1961.
Доблаев Л. П. Психологические основы работы над книгой. - М., 1970.
Долгополое И. В. Рассказы о художниках. В двух томах. - М., 1982-1983.
Долгополое Л. К. "Двенадцать" Ал. Блока (Идейная основа поэмы)//Вопросы советской литературы. - М., 1959, вып. 8.
Долгополое Л. К. Поэмы "Блока и русская" поэма конца XIX - начала XX веков. - М., 1964.
Дондурей Д. Б. Искусство и публика: О новых социальных функциях современной критики//Советское искусствознание'80. - М., 1981. - Вып. 2.
Дондурей Д. Б. Живопись 1970-х годов: Изменение принципа общения со зрителем и функции критики//Советское искусствознание'83. - М., 1985. - Вып. 2 (19).
Дорошенко М. М. Единство симметрии и асимметрии как основа построения целостных систем//Диалектический материализм и философские проблемы естествознания. - М., 1982.
Драганов А. К. Коммуникативно-прагматический аспект
художественного текстаУ/Вопросы синтаксиса и стилистики в современном немецком языке. - Пятигорск, 1986.
Дридзе Т. М. Уровень семиотической подготовки и функционирование массовой информации в обществе//Вопросы философии, 1976, № 11.
Дроздовский В. П. и др. К проблеме углубленного изучения
художественных произведений//Художественный текст: Проблемы изучения. - М.; Пенза, 1990.
Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. - М., 1971.
Дубровский Д. И. О природе идеального//Вопросы философии. 1971, № 4.
Дубровский Д. И. Сознание и информация//Философские науки, 1978, №6.
Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980.
Дудуман Е. К. РелМя як сощально-кторичний феномен. - Кшв, 1974.
Дымарская-Бабалян И. Н. О формальных показателях связности текстаУ/Семантические и коммуникативные категории текста. - Ереван, 1990.
Дьяченко В. А. Пробный камень//Дьяченко В. А. Драматические сочинения. - Казань, 1892. - Том 3.
Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению текстов//Лингвистика текста. - М., 1974.-Часть 1.
Елизарова Г. П. Некоторые особенности смысловой структуры технического текста, обеспечивающие его понимание//Вопросы анализа специального текста. - Уфа, 1982.
Ельчанинов В. А. Об отношении истории как науки к искусству. -Барнаул, 1975.
Еремин И. П. "Слово о полку Игореве" как памятник политического красноречия Киевской Руси//"Слово о полку Игореве", сборник. - М. - Ленинград, 1950.
Ерзинкян Е. Л. Дейктическая семантика слова. - Ереван, 1988.
Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. - М., 1982.
Ермилов В. Стиль искусства и стиль жизни//Красная новь, 1933, № 6.
Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. - М., 1961.
Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. -Кишинев, 1974.
Жалагина Т. А. Взаимодействие прагматических факторов в развитии диалогического процессаШрагматика этноспецифического дискурса. - Бэлць, 1990.
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981.
Жаринов В. М. Эстетическая система форм смехаУ/Вестник Каракалпакского филиала АН УзбССР. - Нукус, 1980. - № 1.
Желнов М. В. Предмет философии в истории философии. Предыстория. - М., 1981.
Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Ленинград, 1972.
Жолковский А., Мельчук И. О семантическом синтезе//Проблемы кибернетики. - М.. 1967. - Вып. 19.
Жолтовский И. В. Классика и эклектикаУ/Строительная газета. - М., 1940, 4 апреля.
Жоль К. К. Мысль - слово - метафора: Проблемы семантики в философском освещении. - Киев, 1984.
Завадская Е. В. Изображение и слово//Жанры и стили литератур Китая и Кореи.-М., 1969.
Завадская Е. В. Мудрое вдохновение: Ми Фу. 1052 -1107. - М., 1983.
Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. - М., 1976.
Зарецкий В. Образ как информация//Вопросы литературы, 1963, № 2.
Зарецкий В. А. Ритм и смысл в художественных текстах//Уч. записки Тартуского университета. - Тарту, 1965. - Вып. 181.

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign