LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ФИЛОСОФИЯ

Автор – доцент А. М. Бобр

Введение
Особенности современной социокультурной ситуации и мировые
тенденции в развитии образования подтверждают обоснованность вывода
о том, что социально-гуманитарное знание является необходимым компо-
нентом в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим
образованием. Этот тезис приобретает особое значение, когда речь идет о
классическом университетском образовании. Именно классические уни-
верситеты призваны обеспечивать своим выпускникам не только обуче-
ние в сфере конкретно-технологических знаний и умений, т. е. в области
ремесла, но и формирование современного мировоззрения, развитие ин-
теллекта и культуры личности.
В структуре социально-гуманитарного образования особая роль при-
надлежит философии. Это вполне объяснимо как с исторической, так и с
концептуально-содержательной точек зрения, ибо философия всегда пре-
тендовала на отражение и репрезентацию в своих идеях и категориальных
моделях наиболее глубинных и сущностных оснований природной и со-
циокультурной реальности. Именно в структурах философского знания
наиболее полно и рельефно воплощалась фундаментальная интенция
творческого мышления, направленного на критическую рефлексию по
поводу основополагающих вопросов бытия. Вместе с тем философский
разум ориентирован на внимательное и уважительное отношение к тради-
ции, что позволяет философии реально воплощать системную методоло-
гию теоретического объяснения и реконструкции прошлого духовного
опыта, истории познания и культуры.
Эти атрибутивные для философии характеристики делают ее уни-
кальным духовно-теоретическим феноменом и определяют ее особое ме-
сто в системе социально-гуманитарного знания и образования. В совре-
менной ситуации именно философия воплощает наиболее общие и инва-
риантные тенденции в развитии социально-гуманитарного образования,
именно в преподавании философии удалось достаточно органично соеди-
нить рациональное содержание классических идей и подходов с новыми
ценностями и инновационными программами. Вот почему в структуре
классического университетского образования философии отводится столь
значительное место.
Сборник типовых учебных программ 51
для бакалавров 1–2 курса

Отличительными особенностями университетского курса философии
является высокий уровень его содержательной репрезентативности, пол-
нота и систематичность. Он должен заложить основы философской под-
готовки студента, обеспечить ему возможность освоения мировой фило-
софской традиции и сформировать у него навыки творческой интерпрета-
ции этой традиции в контексте современных проблем духовного и соци-
ального развития. Представленная кафедрой философии и методологии
науки Белорусского государственного университета программа курса фи-
лософии ориентирована на реализацию указанных выше задач. Она разра-
ботана в соответствии с основными требованиями государственного обра-
зовательного стандарта и скоррелирована с учебной программой курса
философии для высших учебных заведений Республики Беларусь1. Вместе
с тем в ней учтены важнейшие особенности классического университет-
ского образования и те требования, которые предъявляются к философ-
ской и социально-гуманитарной подготовке студентов Белорусского госу-
дарственного университета как ведущего высшего учебного заведения в
национальной системе образования.
Данная программа представляет структурно-содержательную модель
курса философии, в которой обозначена инвариантная его составляющая,
ориентированная на раскрытие базовых и фундаментальных проблем фи-
лософского знания. Естественно, эта модель может быть модифицирована
и конкретизирована с учетом специфики преподавания на гуманитарных и
естественнонаучных факультетах университета.


Ч а с т ь 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура
и основные функции. Знания, ценности и убеждения в структуре мировоз-
зрения. Исторические типы мировоззрения. Сравнительный анализ фило-
софии, мифологии, религии, искусства и науки.
Проблема начала философии. Генезис философского мировоззрения
и его особенности. Философские категории и универсалии культуры.
Проблемное поле и язык философии. Предмет философии и его историче-
ская динамика. Многообразие форм философствования. Основные разделы

1
Философия. Учебная программа для высших учебных заведений. Мн., 2000.
Направления: «Экономическая теория»,
52 «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит»

философии: онтология, гносеология, аксиология, философская антропология,
социальная философия. Социокультурные функции философии. Статус и роль
философии в современной культуре.

Т е м а 2. Исторические типы классической и неклассической фило-
софии
Философская мысль Древнего Востока. Специфика древневосточных
цивилизаций и культурных традиций Востока. Религиозно-мифологи-
ческий характер древнеиндийской философии, ее становление и основные
направления (ортодоксальные и неортодоксальные). Рационально-
практическая направленность древнекитайской философии. Философские
учения Древнего Китая, их место и роль в исторической динамике куль-
туры (конфуцианство, даосизм, легизм).
Древнегреческая философия. Особенности древнегреческой цивили-
зации и становление античной философской мысли. Этапы развития
древнегреческой философии, ее основные проблемы. Натурфилософские
ориентации досократической философии. Феномен Сократа в философии
и сократические школы. Философия Платона и Аристотеля – «высокая
классика» в античной философской культуре. Философия эпохи эллиниз-
ма (кинизм, стоицизм, эпикурсизм, скептицизм, неоплатонизм). Социо-
космизм римского эллинизма. Античное наследие в европейской истори-
ко-философской традиции.
Статус и основные проблемы философии в эпоху средневековья. Циви-
лизация средневекового Запада и становление христианской традиции. Ос-
новные этапы развития средневековой философии. Проблема соотношения
веры и разума в патристике и схоластике. Средневековый символизм и про-
блема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Рецепция фило-
софии средневековья в истории культуры.
Основные философские идеи в культуре Возрождения. Культурно-
исторические основания философского мировоззрения эпохи ренессанса.
Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия
и пантеизм. Коперниканский переворот и его роль в становлении научно-
го мышления. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения. Ис-
торическое место философии Возрождения в цивилизационном процессе.
Европейская философия Нового времени. Становление индустриаль-
ной цивилизации и классическая западноевропейская философия ХVII–
XIX вв. Исторические формы и направления новоевропейской филосо-
фии. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Дилем-
ма эмпиризма и рационализма. Механико-математи-ческая модель мира и
Сборник типовых учебных программ 53
для бакалавров 1–2 курса

новоевропейская метафизика. Принцип суверенности разума и проблема
человека в философии Просвещения. Особенности классической немец-
кой философии. Идея «гносеологической революции» и критическая фи-
лософия Канта. Философская система и метод Гегеля. Антропологический
материализм Фейербаха.
Основные черты классического и неклассического типов философст-
вования: сравнительный анализ. Основные направления и школы неклас-
сической философии. Рационалистическая и иррационалистическая ори-
ентации в современной философии. Трансформация традиций классиче-
ского наследия в марксистской философии. Аналитическая программа и
исторические формы позитивистской философии (классический позити-
визм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм. Феноменоло-
гия и философия экзистенциализма. Варианты «экзистенциального виде-
ния» мира. Герменевтика и ее роль в философии. Религиозная философия
в контексте современной европейской культуры. Социокультурная ситуа-
ция на рубеже веков и феномен постмодернизма в философии.

Т е м а 3. Философия и национальное самосознание
Философия в контексте развития национальных культур. Социокуль-
турные особенности развития русской и белорусской философской мыс-
ли. Феномен русской философии и ее основные темы. «Русская идея» и
философские воззрения западников и славянофилов. Либерально-
демократическая традиция в русской философии. Философская доктрина
всеединства и «новое религиозное сознание» (В. Соловьев, Н. Бердяев).
Философия русского космизма (Н. Федоров).
Философская мысль Беларуси. Ассимиляция духовного опыта запад-
ноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Социально-
философские и гуманистические идеи в белорусской культуре эпохи Воз-
рождения (Ф. Скорина, С. Будный). Проблема отношений церкви и госу-
дарства, разума и веры в философии Просвещения. Философия и развитие
белорусского самосознания в ХХ веке (И. Абдиралович-Канчевский, В.
Самойло-Сулима и др.).


Ч а с т ь 2. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ

Т е м а 4. Метафизика и онтология
Философский смысл и мировоззренческие основания проблемы бы-
тия.
Направления: «Экономическая теория»,
54 «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит»

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в историко-
философской традиции.
Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие. Бытие
и сущее. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассиче-
ской философии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие мате-
риальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о
материи в философии и науке.
Системная организация бытия. Категории системы, структуры, эле-
мента. Основные структурные уровни организации материального бытия.
Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты
бытия. Исторические формы диалектики. Диалектика как философская
теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Принцип
глобального эволюционизма.
Пространственно-временная структура бытия. Субстанциональная и
реляционная концепции пространства и времени. Пространство и время в
неживой и живой природе. Специфика социально-исторического про-
странства и времени.

Т е м а 5. Философия природы
Понятие природы. Природа как объект философского и научного по-
знания. Эволюция представлений о природе в философских учениях Вос-
тока и Запада. Роль естественнонаучных знаний в формировании фило-
софских моделей природы. Динамика образов природы в классической и
неклассической науке.
Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее
существования. Естественная и искусственная среда обитания. Экология
природных систем и антропогенные изменения в биосфере. Понятие ноо-
сферы. Коэволюционный императив и экологические ценности современ-
ной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы «общество-
природа».

Т е м а 6. Философия сознания
Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа:
субстанциональная, функциональная, экзистенциально-феномено-
логическая. Генезис сознания и его предпосылки. Сознание и отражение.
Уровни и формы отражения. Проблема субстрата сознания. Сознание и
мозг. Психофизиологическая проблема в современной философии и нау-
ке. Проблема искусственного интеллекта. Структура сознания. Знание,
эмоции, память, воля как компоненты сознания.
Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Соз-
нательное и бессознательное. Проблема бессознательного и механизмы
Сборник типовых учебных программ 55
для бакалавров 1–2 курса

творческого мышления. Сознание и мышление. Мышление и язык. Роль
знаково-символических структур в сознательной деятельности человека.
Культура и коммуникация как условия становления развитых форм соз-
нания. Сознание, самосознание, познание.

Ч а с т ь 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
Представления о человеке в структуре философского мировоззрения.
Образ человека в классической и неклассической философии «Антропо-
логический поворот» в европейской философии ХIX–XX вв. Проблема
антропогенеза и варианты ее философской интерпретации: креационист-
ская, эволюционная, трудовая, игровая.
Человек как биопсихосоциальное существо. Природное и духовное в
человеке. Феномен человеческой телесности. Программа синтеза фило-
софского и научного знания в «философской антропологии» (М. Шелер,
А. Гелен, Г. Плеснер).

Т е м а 8. Аксиологические параметры бытия человека
Человек и личность. Личностный выбор и смысл жизни. Проблема
жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Поведение и деятельность как атрибуты бытия человека. Бытие чело-
века и модусы человеческого существования (любовь, страх, вина и др.).
Феномен свободы в жизни человека. Свобода и ответственность, свобода
и отчуждение. «Человек массы» как явление культуры ХХ века. Филосо-
фия прав человека.

Ч а с т ь 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКИХ
И ПОСТКЛАССИЧЕСКИХ ВЕРСИЯХ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского
анализа
Специфика познавательного отношения человека к миру и многооб-
разие форм познания. Особенности познания природы, человека, общест-
ва. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных фило-
софских традициях.
Познание как деятельность. Практическая природа познания. Диалек-
тика субъекта и объекта познания. Структура и основные закономерности
Направления: «Экономическая теория»,
56 «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит»

познавательного процесса. Чувственное, рациональное и иррациональное
в познании. Познание и творчество. Роль воображения и интуиции в по-
знавательном процессе. Познание как постижение истины. Истина и за-
блуждение. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Истина и
ценность. Феномен релятивизма в современной гносеологии. Специфика
естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Т е м а 10. Наука: ее когнитивный и социокультурный статус
Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и сис-
тема знаний. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика. На-
учное познание и его специфика. Научное и вненаучное знание: их воз-
можности и границы. Перспективы развития и гуманитарные параметры
современной науки.


Ч а с т ь 5. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Т е м а 11. Общество как предмет философского познания
Место социальной философии в системе философских знаний. Эво-
люция представлений об обществе в истории философской мысли. Соци-
альная философия и современное социально-гуманитарное знание. Поня-
тие о исследовательских программах в обществознании.
Специфика социальной реальности. Природная и социальная исто-
рия. Объективное и субъективное в социальном бытии. Общество как ре-
зультат человеческой деятельности и система отношений. Основные сфе-
ры общества и их взаимосвязь.

Т е м а 12. Общество как развивающаяся система
Проблема социогенеза. Факторы и движущие силы социальной дина-
мики. Понятие социального субъекта: народ, толпа, масса, элита. Роль
личности в истории. Природа и функции социальных противоречий и
конфликтов. Эволюция и революция в общественном развитии. Концеп-
ции ненасилия в современной социальной философии.
Проблема единства и многовариантности исторического развития. Ли-
нейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный,
цивилизационный и культурологический подходы к анализу общества. Про-
Сборник типовых учебных программ 57
для бакалавров 1–2 курса

блема исторического прогресса и его критериев. Теория локальных культур и
исторического круговорота. Проблема смысла истории.

Т е м а 13. Философские проблемы цивилизационной динамики
Понятие цивилизации. Развитие общества как цивилизационный
процесс. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, ин-
дустриальный, постиндустриальный). Западная и восточная стратегии
развития цивилизации. Особенности современной цивилизации.
Техника и ее роль в истории цивилизации. Понятие техники и техно-
логии. Техника и экономические процессы в жизни общества. Система
хозяйствования и ее историческая динамика. Человек в системе экономи-
ческих отношений. Типы социальных структур (социально-классовая,
социально-этническая, социально-демографическая) и стратификацион-
ные процессы в современном мире.
Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социаль-
ный интерес. Политическая система общества в цивилизационной дина-
мике. Политика и право. Государство и гражданское общество. Концеп-
ция правового государства. Политика, право и нравственность в совре-
менном обществе.

Т е м а 14. Философия культуры
Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные
направления философского анализа культуры: культура как система цен-
ностей; культура как системно организованная деятельность; культура как
мир символических форм. Материальная и духовная культура.
Культура как коммуникативный процесс и транслятор социального опыта.
Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия
культурно-исторического процесса. Феномен субкультуры и контркультуры.
Понятие диалога культур в современном мире.
Культура, цивилизация и духовная жизнь общества. Культура и нрав-
ственность. Мораль как форма регуляции поведения человека. Искусство
и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как фор-
ма духовной культуры.
Направления: «Экономическая теория»,
58 «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит»

Ч а с т ь 6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И
ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современ-
ности. Будущее человека и общества. Философия и футурология. Совре-
менные футурологические модели и проблема духовного единства чело-
вечества. Феномен коммуникации и новые стратегии философского по-
знания.

Основная литература
1. В качестве учебной литературы могут быть рекомендованы следующие учебные и
справочные издания:
2. Введение в философию. В 2 кн. / Под ред. Фролова И. Т. М., 1989.
3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.
4. Спиркин А. Г. Философия. М., 1998.
5. Философия // Отв. ред. Кохановский В. П. Ростов-на-Дону, 1998.
6. Новейший философский словарь. Мн., 1999.
7. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
8. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люк-
сембург, Москва, Минск, 1998.
9. Философский энциклопедический словарь. М., 1994.

Дополнительная литература
1. Бибихин А. Язык философии. М., 1990.
2. Виндельбанд В. Что такое философия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и исто-
рия. М., 1995.
3. Вольф Р. П. О философии. М., 1996.
4. Гильдебрандт Д. Что такое философия? СПб., 1997.
5. Глядков В. А. Философское сознание. М., 1996.
6. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972.
7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
8. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.
9. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991.
10. О социальных функциях и статусе философии. М., 1989.
11. Хайдеггер М. Что такое философия // Вопросы философии. 1993. № 8.
12. Ясперс К. Философия и нефилософия. Философия в будущем //Феномен челове-
ка. Антология. М., 1993.
13. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969.
14. Гiсторыя фiласофii // Пад рэд. Кiрвеля Ч. С. Гродна, 1997.
15. Древнеиндийская философия. М., 1972.
16. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1994.
17. Исторические типы философии: Учебное пособие. М., 1995.
Сборник типовых учебных программ 59
для бакалавров 1–2 курса

18. История философии. Учебное пособие. М., 1997.
19. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М.,
1992.
20. Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 1998.
21. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т.
СПб., 1994–1997.
22. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
23. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
24. Степанянц М. Т. Восточная философия. Тексты. М., 1997.
25. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.
26. Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1978.
27. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983.
28. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.
29. Платон Пир // Платон. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1970.
30. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
31. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991.
32. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.
33. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
34. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
35. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
36. Гуревич А. Я. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
37. Кузанский Н. О возможности бытия // Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.,

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign