LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и
вещи не имеет под собой рационального значения, так как
идеи - это просто копии чувственных вещей и тождественны
им по содержанию. Отделение идей от вещей приводит к
тому, что это удваивает то, что должно быть объяснено.
Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при
помощи идей, т.е., по Аристотелю, следует признать
причинную зависимость идей и вещей, но Платон отрицает
какую-либо причинную зависимость между ними. Идеи, по
Платону, - это образцы вещей, но это образное выражение, а
не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь
многообразна, она должна иметь в таком случае несколько
образцов, т.е. несколько идей. Согласно Аристотелю,
платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время
оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что
сущность вещи оторвана от самой вещи.
Аристотель в своих философских рассуждениях
исходил прежде всего из признания существования
объективного мира, который материален. Исходя из своей
критики платоновских "идей", находящихся вне вещей,
Аристотель попытался создать теорию, согласно которой
сущность находится в самих вещах.
По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь
представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма"
понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же
время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по
отношению к материи. Материя и форма -это "то, из чего
состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная
материя. В качестве примера можно взять медный шар,
представляющий собой единство меди (вещества) и
шаровидности (формы). Противоположность "формы" и
"материи" для Аристотеля относительна. Медь может
выступать материей по отношению к одному предмету
(например, шару) и формой по отношению к другому
предмету (например, физическим элементам). Медь может не
быть оформленной, но в то же время в потенции она
содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть
реализованная возможность материи. Таким образом, у
Аристотеля происходит соотносительный переход от
материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к
высшей "форме", которая является последней и за которой
уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой
выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя
и форма, у Аристотеля, представляют собой единство,
взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как
оформление материи.
Аристотель разработал оригинальное учение о
четырех видах причин. Он различает четыре вида причин: 1)
материальную, или материю; 2) формальную, или форму; 3)
производящую; 4) конечную, или цель. Материальная
причина - это материя, она "обозначает входящий в состав
вещи материал, из которого, вещи возникают" [Аристотель.
Метафизика. V, 2, 1013а24-1013в21]. Формальная причина
состоит в том, что под воздействием формы материя
превращается в действительность. Производящая причина -
это то, что создает вещи. "Так, например, человек, давший
совет, является причиной того, что делается, и то, что
изменяет - причина того, что изменяется" [Там же]. Целевую
причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается
ради чего-то. "Например, цель гулянья - здоровье". Теория
причин Аристотеля может быть объяснена примером,
приводимым им самим:
архитектор строит дом, в этом случае материал - это
материя, план дома - это форма, архитектор - это
производящая причина, а законченное здание - это цель.
В вопросе соотношения формы и материи он полагал,
что материя пассивна и бесформенна, а форма - активна,
деятельна. Форма, таким образом, превращалась в сущность
бытия. Более того, форма рассматривалась как такое начало,
которое предшествует материи, ввиду того, что форма
деятельна, а материя пассивна.
Проблема формы и материи ввела в философию два
очень важных понятия - это возможность и
действительность, которые имели огромное значение для
последующего развития философии, так как позволили на
основе их применения решать проблему возникновения,
которое в этом случае объяснялось конкретными
особенностями вещи. Эти категории указывали на источник
движения, рассматриваемый уже не как внешний по
отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Природа для
Аристотеля выступала как превращение возможности в
действительность. Он уподоблял жизнь природы
человеческой деятельности, указывая, что подобно тому, как
скульптор создает из глыбы мрамора фигуру, превращая
возможности мрамора в реальность, так и в природе
возможности семени актуализируются в растении.
Аристотель различал "первую" и "последнюю"
материи. "Первая" материя - это основа всякого бытия, она
только возможность, которая может выступить любой
действительностью, но сама не является действительностью,
она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку
существования. В отличие от "первой" материи "последняя"
представляет собой и возможность какой-либо формы, и в то
же время действительность, так как эта материя обладает
определенными признаками и о ней может быть высказано,
сформулировано понятие. В рассматриваемом ранее примере
такой "последней" материей является медь, шар.
Рассмотренные выше вопросы о материи, форме,
причинах охватывают область так называемой первой
философии как учения о неизменных и неподвижных
сущностях, хотя и в их связи с движением. Эти вопросы
рассматриваются Аристотелем в его "Метафизике",
получившей свое название случайно, в силу того, что в
собрании Андроника Родосского, составившего список
произведений Аристотеля, эта работа находилась "после
физики". Однако слово "метафизика" получило в дальнейшем
свой, особый смысл - как учение о принципах бытия, не
раскрываемых физикой, т.е. умозрительных, онтологических
положениях, из которых выводятся другие философские
положения. Аристотелем было сделано много ценного и
важного в области натурфилософии, физики, хотя последняя
не отделена резкой границей от первой философии. Физика
Аристотеля - это не физика в современном понимании, а те
же общефилософские вопросы, но тесно связанные с
пониманием природы, т.е. натурфилософия. Конкретные
физические вопросы рассматриваются Аристотелем в
трактатах: "Метеорологика", "О возникновении и
уничтожении" и др.
Важный вклад в философию внесен Аристотелем по
проблеме понимания движения. Он различает четыре вида
движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное
изменение, или превращение свойств; 3) количественное
изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение
в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля -
движение в пространстве, которое выступает условием всех
остальных видов движения и к которому сводятся все
остальные виды. Исследуя движение в пространстве как
таковое, Аристотель подразделяет его на отдельные виды, а
именно: 1) круговое движение;
2) прямолинейность; 3) сочетание прямоугольного
движения с круговым. Из них основными видами движения
являются круговое и прямолинейное.
С учением Аристотеля о видах движения связано его
учение о физических элементах природы. Он полагал, как и
Эмпедокл, что природа состоит из четырех элементов: огня,
воздуха, воды и земли, каждый из которых характеризуется
сочетанием двух качеств, образующих два класса - активные
и пассивные качества. Огонь обладает качествами теплого
(активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное)
и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и
влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого
(пассивное).
Кроме перечисленных элементов, существует, по
Аристотелю, еще пятый - эфир, который заполняет все
мировое пространство и из которого состоят небесные тела.
По своей природе он отличается от других четырех
элементов. Эфир обладает свойством неизменности и
совершенства.
Для Аристотеля сочетание четырех стихий, или
элементов, в различных количественных соотношениях
образует сложное тело, в котором эти стихии проникают друг
в друга и растворяются друг в друге. В этом для Аристотеля
выражались текучесть и изменчивость явлений в природе,
идея всеобщей связи вещей в окружающем нас мире, идея
взаимопереходов и взаимосцепления явлений. Однако эти
взгляды на природу не были результатом эмпирического
изучения мира, а являлись натурфилософскими
положениями, выведенными из философской системы, а
потому зачастую приводившими к несоответствующим
действительности выводам. Так, например, если следовать
Аристотелю, меньшее тело, смешиваясь с большим, теряет
свои свойства и принимает свойства большего, и наоборот:
смешав вино с водой, мы получим воду, если воды больше, и
вино, если вина больше.
Аристотель выступал против атомистики, считая, что
неделимых частиц материи не существует так как даже самая
маленькая частица материи состоит из четырех элементов, в
противном случае эти частицы не обладали бы теми
качествами, которыми обладает все тело.
Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизывает
телеология. По Аристотелю, любое явление предполагает
возможность изменения и цель, к которой стремится это
изменение. Реализацию, осуществленность данной цели
Аристотель называет энтелехией, являющейся своего рода
программой изменения. В живых организмах понятие цели
Аристотель связывает с понятием души. Но он переносит
целесообразные функции души на мир в целом. Для
Аристотеля телеологичность определяет целесообразный
характер всего мирового процесса, который направляется к
единой цели. Целенаправленное движение природы
осуществляется бессознательно.
Космология Аристотеля была шагом назад по
отношению к космологии атомистов и пифагорейцев. В
центре мира находится неподвижная Земля, она не совершает
круговые движения, а стремится к центру мира. Тем самым
он отвергает гелиоцентрическую идею, в то время только
зарождавшуюся. Согласно Аристотелю, Земля, находясь в
центре шарообразного мира, сама имеет шарообразную
форму. Вокруг Земли в процессе вращения находятся сферы,
на них закреплены планеты и небо со звездами. Эта
космологическая схема впоследствии была разработана
Птолемеем и принята всеми до открытия Николая
Коперника.
Большую роль в истории философии сыграло учение о
познании Аристотеля. Здесь он исходит из положения, что
независимо от человека существует объективный мир,
который материален, независим от познающего субъекта.
Первая стадия познания - чувственное познание посредством
ощущений, которые являются отражением внешнего мира,
они - отпечатки форм познаваемых предметов. Хотя
ощущения представляют собой источник теоретического
мышления, они дают лишь знание единичного. Результатом
повторяемости ощущений выступают общие представления.
Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в
понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое
осуществляется посредством теоретической деятельности
мышления.
Аристотелю принадлежит заслуга в разработке
вопросов логики. У него впервые в древнегреческой
философии мы находим трактаты, специально посвященные
логике. Для Аристотеля логика выступает прежде всего
орудием любой науки, посредством которого достигаются
определенные результаты, логика - это своего рода наука о
доказательстве, формах мышления, применяемых при
познании. Аристотель заложил основы логики как науки,
если понимать в данном случае науку не как особую отрасль
знания, а как совокупность методологических положений при
исследовании. Основной метод логики Аристотеля -
сведение, состоящее в том, чтобы различать условия, при
которых осуществляются доказательства. Аристотель четко
сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие
должно употребляться в одном и том же значении), закон
противоречия (предложения и суждения не могут быть
истинными одновременно с их отрицанием), закон
исключенного третьего (если даны два
взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях
истинным может быть только одно).
Большой вклад Аристотель внес в создание теории о
категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм - это речь,
"в которой, если нечто предположено, то с необходимостью
вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что
положенное есть" [Аристотель. I Аналитика. I, 246]. Из
положения, что все люди смертны и Сократ -человек,
вытекает, что Сократ смертей. Силлогизм представляет собой
вывод от общего к частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель
признавал и индукцию - вывод от частного к общему.
Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания
общего. В логике Аристотеля большое значение имела
разработка им вопроса об общих принципах доказательства.
Первый принцип состоит в том, чтобы доказательство
осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с
аксиом, как наиболее очевидных утверждений. Второй
принцип состоит в принятии правил, которые гарантируют
формальную правильность выводов.
Заслуга Аристотеля в том, что он определил общие
принципы доказательства, правила силлогизма как
умозаключения, приводящего к доказательству. Он дал
определение суждения как формы мышления, разработал
всестороннее учение о категориях. Аристотель впервые
предложил классификацию категорий, которых насчитывал
десять:
1) сущность - основа всех остальных свойств; 2)
качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7)
положение; 8) обладание;
9)действие; 10)страдание.
Аристотель - создатель не только логической науки,
но и психологии, представленной в трактате "О душе", где
дается понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа,
по мнению Аристотеля, представляет собой высшую
деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус),
который не возникает и не подлежит гибели, разрушению.
Аристотель делает попытку создать теорию растительной,
животной и разумной души, лежащей в основе деления -
живых существ на растения, животных и людей.
Органическая часть философского наследия
Аристотеля - его взгляды по вопросам развития общества и
государства. Он отвергает проект "идеального государства"
Платона и предлагает свою теорию государства, основанного
на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля,
представляет собой лучшую форму сообщества. В этом
государстве власть должна принадлежать не богатым и
бедным, а среднему слою рабовладельцев. "В каждом
государстве мы встречаем три класса граждан: очень
зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине
между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению,
умеренность и середина -.наилучшее между двумя
крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ
всего лучше" [Политика. I, 9, З].
Рабство как явление Аристотель считал
существующим от природы. Он рассматривал раба
"говорящим орудием", который принадлежит господину,
являющемуся "общественным животным".
Аристотель выделял следующие формы государства:
монархию, аристократию, политик? (это все нормальные
формы) и тиранию, олигархию, демократию (ненормальные).
Наиболее совершенной формой государственного устройства
для Аристотеля представлялась политая. Он стоял за
устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал:
"Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что
они представляют большинство, начнут делить между собой
состояние богатых?" [Там же. Ш, 6, I].
Вместе с тем он считал, что значительное богатство -
результат противоестественного способа его приобретения,
который "противен человеческому разуму и
государственному устройству".
Социально-политические взгляды Аристотеля тесно
переплетаются с его взглядами на мораль. Полагал, что
государство, которое он не отделял от общества, должно
требовать от члена общества добродетельного поведения, без
чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у
Аристотеля разделяются на этические, основанные на
привычке и обычае, и дианоэтические - разумные,
основанные на рассуждении. Этические добродетели
деятельны, дианоэтические - созерцательны, хотя и связаны
с поведением. Поэтому этику Аристотель называл
практической философией. Добродетельный член общества
стремится избегать чрезмерности во всех отношениях, так
как нравственность состоит в соблюдении определенной
меры.
Среди добродетелей Аристотель особо выделяет
справедливость. Для него справедливость бывает двух видов
- уравнительная и распределительная. Первый вид
справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет
отношение к обмену в соответствии с количеством и
качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и
направлен на разделение благ в соответствии с
достоинствами граждан.
Этику Аристотель характеризует как проповедь
активной деятельности человека. Он отвергает стремления к
власти и наслаждениям. Такая жизнь - паразитическая и
животная, и он называет ее "рабским образом мышления".
Заслуживающей внимания считает жизнь, которая
характеризуется как практическая (политическая) или
теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его
мнению, не только знать, что такое добродетель, но и
действовать согласно с нею.
Аристотелю принадлежит значительный вклад в
античную эстетику. Для него искусство имело
познавательное значение, и в этом он резко расходился с
Платоном, который разделял и противопоставлял искусство
и познание. Искусство, как считает Аристотель,
воспроизводит действительность, используя при этом все
возможности творчества. Высшим видом искусства для
Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса
очищает человека и облагораживает его чувства.
Творчество Аристотеля в области философии и науки
считается вершиной античной мысли. Он подвел итог
развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее
начала вплоть до IV века до Р.Х. Ему принадлежит заслуга в
систематизации знаний и выделении ряда научных областей,
которые в последующем стали отпочковываться в
самостоятельные направления.








Бергсон
Анри Бергсон (1859-1941) - крупнейший
представитель иррационализма XX в. Родился в Париже в
англо-польской семье. Поступил в лицей Кондорсэ, затем
учился в Высшей нормальной школе, которую окончил в
1881 г. Преподавал философию в Анжере и Клермон-Фер-
ране, затем вернулся в Париж и преподавал в нескольких
лицеях, после чего перешел в Высшую нормальную школу. В
1900 г. получил кафедру в Колледж де Франс. К этому
времени он уже начал публиковать .своя работы: "Смех"
(1900), "Творческая эволюция" (1907). "Творческая
эволюция" принесла Бергсону международную известность и
стала исключительно популярной. В 1914 г. он избирается во
Французскую Академию. В том же году его книги попадают
в Индекс запрещенных книг католической церкви, так как
антиинтеллектуализм Бергсона рассматривается вредным для
римского католицизма. Но его философия продолжала
пользоваться широкой известностью и популярностью. Она
оказала огромное влияние на других философов. В 1919 г.
выходит сборник очерков "Умственная энергия", в котором
Бергсон обсуждает с Эйнштейном проблемы
относительности. В силу плохого здоровья он уходит в
отставку с поста профессора в Колледж Ле Франс в 1921 г. В
1927 г. ему присуждается Нобелевская премия по литературе.
В период после первой мировой войны он уделял
большое внимание международной политике и много сделал
для сотрудничества и мирного сосуществования между
нациями. Вскоре после начала второй мировой войны во
время жизни в оккупированном Париже от Бергсона
потребовали зарегистрироваться в качестве еврея. Ему
пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на
холоде, чтобы заполнить регистрационный лист, и он заболел
воспалением легких, от которого умер 3 января 1941 г.
Хотя философскую известность Бергсону принесла
работа "Творческая эволюция", уже в "Очерке о
непосредственных данных сознания" (1899) он заложил
основные положения своего учения. Центральным для его
философии является понятие времени. Он отличает научное
время, которое измеряется часами и другими средствами, и
чистое время как динамичный и активный поток событий -
поток самой жизни. Это время мы переживаем
непосредственно и внутри него иногда возможно действовать
свободно. Именно интеллект действует во времени в первом
смысле. Он организует и концептуализирует все отдельные
сущности, последовательности, состояния и дает реальности
ясный и оригинальный аспект, которым она фактически не
владеет. Интеллектуализм имеет практическую
направленность, позволяет нам выжить, но в то же время,
полагает Бергсон, это приводит к философской ошибке, а
именно: дает ошибочную картину мира. В реальности нет ни

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign