LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 36
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Западной Европе многое, она являлась для него
сосредоточением многих духовных ценностей, страной
"святых чудес". Однако в Западной Европе не была развита
идея соборности, которая была так мила и близка Хомякову.
Соборность для Хомякова означала любовь людей к одним и
тем же ценностям, выражающаяся в свободе и единении всех
людей. Соборность - это характерная черта церкви и
общины, она применима для разрешения многих трудных
проблем социальной жизни. Для Хомякова именно
христианство являлось той религией, которая соединяла в
себе любовь и свободу.










Цицерон

Марк Туллий Цицерон (106-43 до Р.Х.) - крупнейший
древнеримский философ. Он был также выдающимся
государственным
деятелем и оратором.
Он получил широкое образование и в течение всей
своей жизни занимался активной политической
деятельностью, создав свои философские произведения лишь
в конце жизни, когда отошел от дел.
Его перу принадлежат сочинения: "Тускуланские
беседы , О судьбе" "О природе богов", "О законах" и др., в
которых в основном содержится переложение прошлых и
современных философских учений и взглядов для того,
чтобы взять у них самое лучшее.
Цицерон - главный представитель эклектизма,
который, по его замыслу соединяет в себе самое лучшее, что
есть у других философов, то что является самым истинным.
Философским источником эклектизма мог бы служить
скептицизм, утверждавший, что разные философские
положения равносильны. На основе скептицизма оказалось
возможным сближение таких разных философских течений,
как академическая философия, учение Аристотеля,
стоицизм. Лишь эпикуреизм оставался в этом отношении
принципиальным учением, не заимствуя у других свои
положения.
Эклектизм в основном опирается на всевозможные
концепции древнегреческой философии - платонизм,
аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм.
Эклектические идеи уже в значительной степени
присутствуют в стоицизме.
Цицерон рассматривал философию в качестве своего
рода утешительницы и целителя от всех бед. Поэтому он
видел в философии прежде всего практическую сторону,
через которую преломляются все взгляды в философских
течениях. Он пишет, что заниматься философией его
побудила "душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого
удара судьбы. Если бы я мог найти большее утешение от
какого-нибудь занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему
(не к философии). А тем средством, к которому я
прибегнул, я не мог бы воспользоваться лучше, чем
отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей
философии" [Цицерон. Философские трактаты. С. 62-63].
Задача философии, по Цицерону, состоит в
"возделывании души" [Тускуланские беседы]. "Сила
философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы,
избавлять от страстей, отгонять страхи" (Тускуланские
беседы). По мнению Цицерона, чтобы использовать эту
психотерапевтическую функцию философии, следует изучать
различные философские системы, историю философии.
Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского
материала из древнегреческой и раннеримской истории.
Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает
тем, что при решении всех философских вопросов следует
"обсуждать все с противоположных сторон, ибо иначе нельзя
составить правдоподобное мнение о той или иной вещи"
[Тускуланские беседы]. Таким же образом подходили
скептики из Академии. Он принимает стоический взгляд на
природу как гармоническое тело, которое содержит в себе
разумное начало. Однако философские проблемы о бытии и
познании находятся у Цицерона на втором месте, на первом
же стоят проблемы этики, религии и государства. Образцом
поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно.
Добродетелями для него выступают познание,
справедливость и благотворительность (как одна
добродетель), величие духа и благопристойная уверенность
(тоже как единая добродетель). Из этих добродетелей
вырастают те практические обязанности, которым каждый
должен следовать.
Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и
скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше
по душе проба-билистский скептицизм академиков-
скептиков. Он пишет: "Все оспаривать и ни о чем не
высказывать определенного мнения" [О природе богов.
I.V.11].
Он полагает, что "при обсуждении следует придавать
больше значения силе доказательства, чем авторитету" [Там
же. I.V. 10]. Цицерон выступает как против догматизма, так и
против авторитаризма.
В социальных вопросах он стоит на позициях
смешанной формы государственного устройства, которая
объединяет в себе достоинства монархии, аристократии,
демократии. При этом подразумевается, что эти формы
лишены всех своих недостатков.
Заслуга Цицерона состоит в том, что он в своих
сочинениях сформировал философский язык в латинской
терминологии. Но он не просто переводит с греческого языка
на латинский философские понятия, а преобразует всю
философию в духе римского мире философия Цицерона
показывает, что так называемы эклектицизм не является
просто смешением разных понятий, в результате чего
возникает нечто путаное и противоречивое. Эклектицизм
содержит в себе потребность синтезировать целостное
воззрение на мир - как и другие более односторонние
концепции.
Философия Цицерона показывает, что так называемый
эклектицизм не является просто смешением разных понятий,
в результате чего возникает нечто путаное и противоречивое.
Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать
целостное воззрение на мир - как и другие более
односторонние концепции.










Чаадаев

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - представитель
западничества в русской философии.
Был сыном богатого помещика. Учился в Московском
университете, принимал активное участие в войне против
Наполеона.
По своим политическим взглядам близок к
декабристам, но во время декабристского восстания жил за
границей. Встречался с Шеллингом и затем переписывался с
ним. Основное философское произведение Чаадаева -
трактат "философические письма", состоящий из восьми
писем, написанных на французском языке и адресуемых
некой даме, которой автор дает некоторые советы по
организации своей духовной жизни. Первое письмо было
опубликовано в 1836 г. в журнале Телескоп .
В нем он советует своей корреспондентке
придерживаться всех церковных обрядов, упражняться в
покорности, что, по его словам, "укрепляет дух". По мнению
Чаадаева, только "размеренный образ жизни" соответствует
духовному развитию. В отношении России Чаадаев
высказывается весьма критически, полагая, что "одинокие в
мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не
внесли ни одной идеи в массу идей человеческих". "Мы жили
и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-
то важным уроком для отдаленных поколений".
В то же время он всемерно превозносит Западную
Европу, полагая, что там "идеи долга, справедливости, права,
порядка родились из самих событий, образовывавших там
общество, входят необходимым элементом в социальный
вклад". Чаадаев видел в католической церкви,
господствующей на Западе, поборницу просвещения и
свободы. Одновременно Чаадаев критиковал крепостное
право в России. За это письмо Чаадаев был объявлен
Николаем I сумасшедшим, "Телескоп" закрыт, а редактор
журнала профессор Надеждин сослан; цензор, разрешивший
печатать это письмо, уволен.
Последующие письма Чаадаева были опубликованы
лишь в 1935 г. (за исключением шестого и седьмого, которые
опубликованы недавно).
В своем трактате "Философические письма Чаадаева
дает широкую картину религиозного мировоззрения и
всесторонне его обосновывает. Он пишет, что надо прежде
всего "целиком положиться на те столь частые случаи, когда
мы сильнее всего подпадаем действию религиозного чувства
на нашу душу, и нам кажется, что мы лишились лично нам
принадлежащей силы и против своей воли влечемся к добру
какою-то высшей силой, отрывающей нас от земли и
возносящей на небо. И вот тогда именно, в сознании своей
немощи, дух наш раскроется с необычайной силой для
мыслей о небе, и самые высокие истины сами собой потекут
в наше сердце" [Письмо II].
Философские и религиозные взгляды Чаадаева тесно
переплетены. Так, он пишет: "Да, сомнения нет, имеется
абсолютное единство всей совокупности существ... Это факт
огромной важности, и он бросает чрезвычайный свет на
великое Все: он создает логику причин и следствий, но он не
имеет ничего общего с тем пантеизмом, который исповедует
большинство современных философов... Как единая природа,
так, по образному выражению Паскаля, и вся
последовательная смена людей есть один человек,
пребывающий вечно..." [Письмо V].
"Христианское учение рассматривает совокупность
всего на основе возможного и необходимого перерождения
нашего существа".
"Наша ветхая природа упраздняется и... зарождается в
нас новый человек, созданный Христом" [Письмо III].
В другом свое произведении "Апология
сумасшедшего", написанном в 1837 г. и опубликованном
только после его смерти в 1862 г. в Париже князем
Гагариным, Чаадаев стал не так отрицательно относиться к
России и начал более трезво смотреть на ее историю. Он
писал, что бесплодность исторического развития России в
прошлом представляет собой в некотором смысле благо, так
как русский народ не скован окаменелыми формами жизни и
потому обладает свободой духа, чтобы выполнить великие
задачи будущего, которые стоят перед ним. При этом он
придавал большое значение православию, которое, по его
мнению, способно оживить тело католической церкви. Он
признал, что в будущем Россия станет центром,
интеллектуальной жизни Европы, если .она, конечно,
ассимилирует все самое ценное в Европе и осуществит
миссию, предначертанную ей Богом. В этих своих мыслях
Чаадаев перекликается с идеями славянофилов.

Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) -
видный русский философ.
Чернышевский был сыном священника, учился в
духовной семинарии в Саратове, затем на историко-
филологическом факультете Петербургского университета.
Его взгляды формировались под воздействием идей
французских материалистов XVIII в., воззрений Гегеля, Сен-
Симона, Фурье, Фейербаха.
С ранних пор он стал проявлять свое критическое
отношение к существующим порядкам, выступая за
свержение монархии. Эта революционная деятельность
привела Чернышевского к аресту и ссылке на каторгу в 1862
г.
Основные произведения Чернышевского по
философии следующие:
"Эстетическое отношение искусства к
действительности" (1855), "Очерки гоголевского периода
русской литературы" (1855-1856), "Критика философских
предубеждений против общинного владения" (1858),
"Антропологический принцип в философии" (1860),
"Характер человеческого знания" (1855).
Всю существующую действительность Чернышевский
называет природой которая независима от сознания. Он
полагал, что на природу следует смотреть так, как "велят
смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В
природе нечего искать идей, в ней есть разнородная материя
с разнородными качествами, они сталкиваются -начинается
жизнь природы" [Поли. собр. соч. Т. П. С. 154]. "Понятия о
движении, о материи сами собой исчезают из нашего
мышления, когда из него исчезли понятия о пространстве и
времени" [Там же. Т. X. С 729]
Основной источник знания для Чернышевского -
опыт, ощущения "Ощущение по самой натуре своей
непременно предполагает существование двух элементов
мысли, связанных в одну мысль: во-первых тут есть внешний
предмет, производящий ощущения, во-вторых существо,
чувствующее, что в нем происходит ощущение, чувствуя
свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние, а
когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то,
разумеется, чувствуется и самый предмет" [Там же. Т VH. С.
280].
На определенной стадии формирования жизни
ощущение перерастает в сознание. Чувственное и
рациональное познание вместе взятое дает согласно
Чернышевскому, верное представление о мире.
Чернышевский считал, что практика должна решить вопрос
об истинности теоретических положений. "Практика, - писал
он, - этот непреложный пробный камень всякой теории,
должна быть руководительницей нашей и здесь" [Там же. С.
102].
Чернышевский высоко ценил диалектический метод
Гегеля и в своих произведениях по-своему формулировал
диалектические положения Жизнь для него проявлялась
"поляризацией, раздвоением сил, и это раздвоение
выступает источником движения и развития".
Телам присуще внутреннее движение, которое
порождает их саморазвитие Диалектика Гегеля представляет
для Чернышевского свод правил, посредством которых
осуществляется полное и всестороннее исследование и
составляет живое понятие о всех действительных
качествах предмета.
Социологическое учение Чернышевского
основывается на антропологическом принципе. Он писал,
что "основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь
специальной отрасли жизни... должны служить понятия о
натуре человека, находящихся в них побуждениях к
деятельности и ее потребностях" [Там же. Т. IX. С. 829].

Чернышевский исходит из того, что индивид -
первичная реальность, которая обладает всеми свойствами
человеческого, а общество выступает совокупностью
множества людей, которые взаимодействуют между собой.
Чернышевский сознательно проводит принцип
антропологизма в своих теориях, считая, что этот критерий
дает возможность соединить требования теории с
требованиями человеческой природы, с интересами человека
вообще без всяких различий. То, что человек принадлежит к
области природы, определяет и сущность человека, сущность
его побуждений к действиям. Особенностью человеческой
природы является стремление к удовольствию. Поэтому,
согласно Чернышевскому, человек руководствуется своей
собственной выгодой и эта установка порождает волю к'
действию: человек "поступает так, как приятнее ему
поступать, руководится расчетом, велящим отказаться от
меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения
большей выгоды, большего удовольствия" [Там же. Т. VII. С.
285].
С антропологических позиций Чернышевский
подходит и к истолкованию исторического процесса, полагая,
что принцип интереса и расчета лежит в основе движущих
сил всех действий людей. Широко известны слова
Чернышевского, что "исторический путь - не тротуар
Невского проспекта, он идет целиком через поля, то
пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри" [Т. УЛ.
С. 923].
Он придавал большое значение материальным
условиям жизни, которые, по его словам, играют "едва ли не
первую роль в жизни", составляя "коренную причину почти
всех явлений и в других сферах жизни" [Т. Ш. С. 357].
Хотя Чернышевский связывает прогресс общества с
развитием науки, он все же считает, что эгоизм, тщеславие,
корыстные интересы, догмы в значительно большей степени
влияют на ход исторического процесса, чем разум и добрая
воля. В истории, по его мнению, до сих пор действовали
слепые стихийные силы.
Проницательность Чернышевского позволяла ему
трезво оценить итоги исторического процесса и его
сложность, когда результаты действий людей оказываются
совершенно противоположными, а "грошовый результат
достигается не иначе, как растратой миллионов", видя в этом
парадокс исторического развития общества.
Чернышевский стремился создать концепцию морали,
основанную на принципах разумного эгоизма. Он полагал,
что разнообразные мотивы человеческих действий
заставляют человека поступать согласно узкому эгоизму, но
человек, чтобы остаться цивилизованным существом, должен
понимать, что его естественное стремление к счастью может
осуществиться лишь в том случае, если он будет выступать
против всего, что мешает общечеловеческому счастью.
Поэтому разумный человек, руководствуясь принципами
разумного эгоизма, совершает поступки самопожертвования.
Этические воззрения Чернышевского выражены в
романе "Что делать?" Герой романа Лопухов, совершая
жертвы ради других, говорит: "Не такой я человек, чтобы
приносить жертвы. Да их и не бывает, никто их не приносит,
это фальшивое понятие: жертва - сапоги всмятку. Как
приятнее, так и поступаешь".
Большое место в трудах Чернышевского занимает
разработка эстетических воззрений. Здесь он стоял на
позициях, что "прекрасное есть сама жизнь". "Реальная
красота", по мнению Чернышевского, выше "формальной
красоты искусства". В эстетике Чернышевский также стоял
на позициях антропологизма: для человека прекрасным
становится именно то, "что служит намеком на прекрасное в
человеке и его жизни" [Т.П. С. 13].
Искусство не может превзойти реальную
действительность, искусство - это лишь копия подлинника -
реальности.
Работы Чернышевского имели резко критическую
окраску, а потому И С. Тургенев называл движение,
связанное с Чернышевским, нигилизмом. В беседе с ним он
выразился так: "Вы, Николай Гаврилович, просто змея, а
Добролюбов - очковая".











Шеллинг

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) -
немецкий философ.
Родился в семье пастора; родители хотели, чтобы он
стал священником Окончил семинарию и Тюбингенский
теологический институт. Сокурсником Шеллинга по
институту был Гегель. После окончания института работал
домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига,
одновременно изучал философию, математику, физику. В
1798 г занял кафедру философии в Йенском университете. В
последующие годы был профессором Эрлангенского,
Мюнхенского. Берлинского университетов. Имел
знакомства с Фихте, Ф. Шиллером, Гете с братьями
Шлегель, сиенским кружком романтиков.
В творчестве Шеллинга можно выделить несколько
периодов развития: натурфилософия (90-е годы),
трансцендентальный идеализм (1800), философия тождества
(первое десятилетие XIX в.), философия
откровения (до конца жизни).
Свои натурфилософские взгляды Шеллинг изложил в
ряде работ: "Идеи философии природы" (1797), "О мировой
душе" (1798), "Первый набросок философии природы"
(1799). "Общая дедукция динамического процесса" (1800).
Период жизни и творчества Шеллинга приходится на
время крупных открытий в естествознании, поэтому он в
своих натурфилософских исследованиях опирался на эти
достижения.

<< Пред. стр.

страница 36
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign