LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

особенность в развитии общества, когда в застойные или
кризисные периоды процветают схоластические
псевдознания, на которых наживаются множество
бездельников или просто шарлатанов.
Согласно Локку, язык - это система знаков, состоящая
из чувственных меток наших идей, которые дают
возможность нам, когда желаем, общаться друг с другом. Он
утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе,
без слов, а слова - это просто общественное выражение
мысли и имеют значение, смысл, если поддерживаются
идеями.
Локк объясняет, как мы можем прийти к общим
словам, которые обозначают общие идеи, путем обращения к
понятию абстракции. Все существующие вещи, говорит
он/являются индивидуальными, но по мере того, как мы
развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы
наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих
отдельных людей, например, и "отделяя от них
обстоятельства времени и пространства и любые другие
частные идеи", мы можем прийти к общей идее "человека". В
этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и
другие общие идеи - животного, растения. Все они -
результат деятельности разума, в основе их лежит сходство
самих вещей.
С вышеизложенным тесно связана проблема видов
знания и его достоверности. По степени точности Локк
различает следующие виды знания: интуитивное,
демонстративное, сенситивное. Интуитивное знание - это
истины самоочевидные. Примерами могут служить
высказывания: "белое не есть черное", "треугольник не есть
круг" и т.п. Демонстративное знание - это выводы,
доказательства, они образуют дедуктивный вид познания.
Интуитивное и демонстративное знание составляют
умозрительное знание, которое обладает качеством
бесспорности. Третий вид знания образуется на основании
ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных
предметов. Они по своей достоверности значительно ниже
первых двух. Существует, по Локку, и знание недостоверное,
вероятное, или мнение. Однако из того что мы иногда не
можем обладать ясным и отчетливым познанием, не следует,
что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно,
считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего
поведения.
В работе "Два трактата о государственном
правлении (169U) Локк излагает свое учение о
государстве. Как и Гоббс, он рассматривает людей в
естественном состоянии как "свободных, равных и
независимых" [Избр. произв. Т. II. С. 56]. Он исходит из
идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в
отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной
собственности и труда, которые рассматривает как
неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он
считает, что для естественного человека всегда было
характерно владеть частной собственностью, что
определялось его эгоистическими наклонностями,
присущими ему от природы. Без частной собственности,
по мнению Локка невозможно удовлетворить главные
потребности человека. Наибольшую пользу природа
может дать только тогда, когда становится личным
достоянием. В свою очередь собственность тесно связана
с трудом. Труд и трудолюбие - главные источники
создания стоимости.
Переход людей от естественного состояния к
государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью
прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность
должны сохраняться и в условиях государства, так как для
этого оно и возникает. При этом верховная государственная
власть не может быть произвольной, неограниченной.
Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в
истории политической мысли идеи разделения верховной
власти на законодательную, исполнительную и
федеративную, так как только в условиях их независимости
друг от друга можно обеспечить права личности. Локк
фактически выступает как теоретик конституционных
режимов, при которых законы и исполнительная власть
подчинены правосудию и естественному праву.
Политическая система становится соединением народа и
государства, в котором каждый из них должен играть свою
роль в условиях равновесия и контроля.
Локк - сторонник отделения церкви от государства, а
также противник подчинения знания откровению, отстаивая
"естественную религию". Пережитые Локком исторические
смуты побудили его проводить новую по тому времени
идею веротерпимости. Она предполагает необходимость
разделения между гражданской и религиозной сферами:
гражданская власть не может устанавливать законы в
религиозной сфере. Что же касается религии, то она не
должна вмешиваться в действия гражданской власти,
осуществляемой общественным договором между народом и
светским государством.
Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в
своей теории воспитания, считая, что если индивид не может
получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то
значит надо изменить общественные условия. В работах по
педагогике он развил идеи формирования физически
сильного и духовно цельного человека, который
приобретает знания, полезные для общества.
В своих "Опытах" Локк утверждал, что добро - это то,
что доставляет длительное удовольствие и уменьшает
страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время
Локк подчеркивает, что моральное добро - это добровольное
подчинение человеческой воли законам и общества и
природы, которые находятся в божественной воле -
истинной основе морали. Гармония между личными и
общественными интересами достигается в благоразумном и
благочестивом поведении.
Философия Локка оказала огромное влияние на всю
интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа,
так и в последующие периоды. Под воздействием его
философии формировались взгляды Толанда, Кондильяка,
французских материалистов. Влияние Локка чувствуется
вплоть до XX в. Его мысли дали толчок развитию
ассоциативной психологии. Большое влияние локковская
концепция воспитания оказала на передовые педагогические
идеи XVIII- XIX веков.

Лосский
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) - русский
философ, выразитель идей интуитивизма и персонализма.
Окончил Санкт-Петер-бургский университет (факультуты
историко-филологический и естественный), впоследствии
там же преподавал философию. В 1922 г. выслан советским
правительством из России. До 1942 г. жил в Праге, затем в
Братиславе. После переехал в США, где был профессором
философии в Русской духовной академии в Нью-Йорке.
Основные произведения Лосского: "Основные учения
психологии с точки зрения волюнтаризма" (1903),
"Обоснование интуитивизма" (1906), "Мир как органическое
целое" (1917), "Свобода воли" (1927), "Чувственная,
интеллектуальная и мистическая интуиция" (1938), "Условия
абсолютного добра" (1944).
Под интуитивизмом Лосский понимает "учение о
том, что познанный объект, даже если он составляет часть
внешнего мира, включается непосредственно сознанием
познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому
понимается как существующий независимо от акта
познания. Подобного рода созерцание других сущностей
такими, какими они являются сами по себе, возможно
потому, что мир есть некое органическое целое, а
познающий субъект, индивидуальное человеческое Я - некое
сверхвременное, сверхпространственное бытие, тесно
связанное с целым миром".
Лосский называет отношение субъекта ко всем другим
сущностям в мире при котором возможна интуиция,
гносеологической координацией Лосскому принадлежит
заслуга в разработке координационной теории восприятия,
подчеркивающей большую роль в восприятии
физиологических процессов. Согласно этой теории,
возбуждение определенного органа чувств и
физиологический процесс, который при этом происходит в
коре головного мозга, - это не причина, вызывающая
восприятие, а стимул, который побуждает познающего
субъекта направить свое внимание на объект внешнего мира.
Реальные внешние объекты обладают большим
богатством содержания но лишь малую толику этих сторон
объекта мы познаем, так как познаем только то, что
представляет для нас интерес. Все остальные стороны
объекта, которые не попали в наше восприятие, связаны с
субъектом только подсознательно. Именно поэтому два
разных человека воспринимают один и тот же объект по-
разному, так как отбор содержания из подсознательного в
сознание производится разными людьми по-разному.
Свою концепцию окружающего мира Лосский
называет идеальным реализмом, так как вводит различие
между идеальным и реальным бытием Идеальное бытие - это
все то, что не имеет пространственного и временного
характера. Идеальное бытие охватывает содержание общих
понятий, таких, как отношение, количественные формы и
отношения. Реальное бытие - это все. что охватывается
временем и пространством. Реальное бытие возникает лишь
на основе идеального.

Кроме того, Лосский вводит понятие металогического
бытия, под которым подразумевает бытие, не
подчиняющееся законам тождества, противоречия и
исключенного третьего; это бытие Бога.
Идеальное бытие познается, по Лосскому,
интеллектуальной интуицией (умозрением), реальное -
чувственной, а металогическое - мистической.
Познание, согласно Лосскому, осуществляется
сверхвременным и сверхпространственным деятелем,
субъектом, человеческим Я, которое представляет собой
субстанцию. Лосский называет это Я субстанциальным
деятелем. Эти субстанциальные деятели не только
совершают познание, но и творят все события, т.е. все
реальное бытие. Те события, которые протекают только во
времени, представляют собой психические процессы,
события, которые протекают и во времени и в пространстве, -
телесную реальность. События, участвующие в процессе
притяжения и отталкивания, называются материально
телесными.
Таким образом, действия субстанциальных деятелей
могут выражаться в разных формах. Материальная
телесность - это самые простейшие проявления деятеля, на
более высшей ступени развития действия субъекта уже
представляют собой психические процессы, стремления и
усилия, связанные с идеями прошедшего и будущего, а также
с эмоциональным переживанием ценностей.
Субстанциальный деятель - это всегда реальная
личность, в некоторых случаях он является по крайней мере
потенциальной личностью. Реальная личность - это когда она
достаточно развита, чтобы понимать абсолютные ценности, и
стремится к достижению их в своем поведении. В этом
состоит персоналистский подход, поэтому учение Лосского
можно назвать и персонализмом. Персонализм Лосского
имеет свои характерные черты, а именно: он реалистически
интерпретирует материальные процессы, отрицает
психофизический параллелизм, признает зависимость
материальных процессов от психических и
консубстанциальность субстанциальных деятелей.
Деятели совершают многочисленные действия и
творят системы отношений, существующие в пространстве и
времени. Все эти отношения не образуют отдельные миры, а
представляют одну единую систему космоса, во главе
которой стоит высокоразвитый субстанциальный деятель -
мировой дух.
Все субстанциальные деятели не отделены друг от
друга, они тождественны между собой, т.е.
консубстанциальны. В этом отличие персонализма Лосского
от монадологии Лейбница. Лосский, в противоположность
Лейбницу, не признает, что существует монада без окон и
дверей. У Лосского субстанциальные деятели, хотя не
зависимы друг от друга, тождественны между собой в
качестве носителей основных абстрактно-идеальных форм и
образуют единое бытие, т.е. они взаимно общаются. Но
характер этого общения не предопределен. Они могут
соединять свои силы или для любви, или для вражды.
Некоторые деятели могут объединяться для
совместного осуществления некоторых общих стремлений, в
этом случае это является средством достижения более
сложных стадий существования. Лучший путь такого
объединения - подчинение себя некоторому деятелю,
стоящему на более высокой стадии своего развития.
Возникает иерархия единств: атом, молекула, кристалла;
одноклеточный организм, многоклеточный организм,
общность организмов, подобно пчелам, термитам в сфере
человеческой деятельности - это нации и человечество как
целое, далее: планета, солнечная система, вселенная. Лосский
называет такое построение иерархическим персонализмом.
Творчески независимые деятели образуют систему
мира, единую систему космоса, которая не может содержать
в себе основу собственного существования. Основой этого
мира может быть только принцип, который существует над
миром и возвышается над всеми системами.
Сверхкосмический принцип совершенно свободен от мира.
Последний не существует без первого, а первый мог бы
существовать без последнего Философия открывает его
посредством интеллектуальной интуиции которая ведет к
мистической интуиции, направленной на металогический
принцип. Сверхкосмический принцип становится основой
мира в силу абсолютного творчества, т.е. творчества из
ничто. Таким образом Бог сотворил мир из ничто. На основе
религиозного опыта этот сверхкосмический принцип
раскрывается как живой Бог, как иерархия ценностей. Бог -
это самая высшая ценность, которую необходимо любить
больше всего на свете. Затем идет тварная личность,
неповторимый индивид, который незаменим никакой иной
ценностью. Потом идут безличные ценности: истина,
нравственная добродетель, свобода, красота. Они являются
составными частями абсолютного блага полноты жизни.
Наиболее свободным проявлением личности
выступает любовь. Она есть проявление свободы воли. При
рассмотрении проблемы свободы воли Лосский проводит
различение между формальной и материальной свободой.
Первая означает, что деятель в каждом конкретном случае
может воздержаться от своего отдельного проявления
Материальная свобода означает то, что деятель свободен
творить. Она - материальная свобода - не имеет границ в
царстве Божием.
Этика Лосского делает упор на иерархию ценностей
в системе нравственных отношений. Если деятель
направляет свою любовь на какую-нибудь ценность без
учета ее иерархии, то это - выражение себялюбия, так как
прежде всего он должен любить Бога и себя самого.
Нарушение этого приводит к грехопадению.
Лосский полагает, что жизнь вне царства Божиего -
выражение направильного использования свободы воли.
Некоторые деятели, стремясь к абсолютной полноте бытия,
пытаются достигнуть этого своим собственным путем. В
таком случае ими руководит гордость, они стремятся
возвыситься над господом Богом и другими существами.
Это также приводит к грехопадению.

Эгоизм - вот, что отделяет нас от Бога. Таким же
образом эгоизм отделяет деятеля и от других существ. У
эгоистически мыслящего существа творческие способности
постепенно угасают. Эгоизм - зло, первородный грех. В силу
этого греха многие деятели стали не актуальными, а
потенциальными личностями.
Лосский принимает христианское мировоззрение,
которое ставит Богочеловека во главе мира. Он также
принимает концепцию софиологии русских религиозных
философов.

Лукреций
Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до Р.Х.) - древнеримский
философ, прославился своей философской поэмой "О
природе вещей", написанной на латинском языке. О его
жизни ничего не известно.
Произведение "О природе вещей" представляет собой
по содержанию полную энциклопедию эпикуреизма. Более
того, она предлагает наиболее полную картину всей
античной атомистики. Художественная форма изложения
дает дополнительную аргументацию всем философским
положениям Лукреция. Философ исходит из того, что
человеку требуется философия, которая давала бы основу
спокойного существования. Задача состоит в том, чтобы
противостоять врагам человеческого счастья - страху смерти,
страху загробного возмездия и страху богов, их
вмешательству в жизнь человека.
Этим страхам можно противостоять, если человек
будет знать свое истинное положение в мире, свою
истинную природу, а для этого требуются знание,
философия. От страхов можно освободиться в том случае,
если человек будет знать, как устроен окружающий мир и
сам человек. Но знание природы - не самоцель, оно важно,
считает Лукреций, для того, чтобы достичь безмятежного
существования. Завершением исследования природы должна
стать этика - наука о счастье.
В поэме Лукреция наиболее разработанная часть - все-
таки учение о природе. Лукреций исходит из того, что ничто
не может возникнуть из ничего и ничто не превращается в
ничто. Вещи лишь разлагаются на составляющие их
элементы. В мире существуют лишь тела и пространство.
Тела характеризуют их свойства, которые нельзя отделить от
тел. Тела бывают или сложные или простые. Простые тела -
это неразложимые дальше частицы материи. Бесконечную
делимость частиц Лукреций не допускает. Хотя Лукреций
излагал атомистическую концепцию, он не употреблял слово
"атом", а заменял его другими различными названиями:
"тельца", "семена" и др.
Атомы как первоначала вещей невидимы,
непроницаемы, обладают плотностью и тяжестью,
различаются фигурой и величиной, местоположением и
количеством (в соединениях). Они не обладают свойствами и
качествами, которые присущи только телам. Свойства тел
зависят от формы атомов, их количества и расположения.
Форма атомов разнообразна. В соответствии-с учением
Эпикура Лукреций различал три вида движения атомов: 1)
движение по прямой линии вследствии тяжести; 2)
самопроизвольное отклонение; 3) движение от толчка
Спонтанным отклонением атомов Лукреций объяснял и
возникновение миров, которое происходит, по мнению
Лукреция, без всякого вмешательства богов. "Не для нас, -
писал он, отнюдь не божественной создана волей эта природа
вещей [Лукреции. О природе вещей. V, 198-199].
В природе происходит, по мнению Лукреция,
бесконечное изменение постоянное образование и гибель
миров. Вселенная бесконечна, как и бесконечно
пространство. Лукреций полагал, что жизнь возникла путем
самозарождения из "первоначал". Организмы в прошлом
возникли в определенном порядке, а именно: растения,
животные, люди. Лукреций отрицал учение о переселении
душ, утверждал неразрывную связь тела и души, духа. Он
также выступал против страха смерти, считая что смерть -
это избавление от страданий, а страх смерти возникает
вследствии незнания людьми законов природы.
В учении о познании Лукреций исходит из того, что
чувственное восприятие дает им объективное знание
действительности. Ощущения он понимает как образы,
которые истекают от предметов.
Лукреций, как и Эпикур, считал не только
допустимым, но и необходимым множественность
объяснений природных явлении. Для каждого явления
возможны самые разнообразные объяснения, и каждое
объяснение будет вполне приемлемо. Лукреций вслед за
Эпикуром повторяет пример в подтверждение этой своей
позиции. Можно считать верным и то, что каждый день
возникает новое солнце, и то, что на небе появляется
прежнее светило. Одинаково правильно и то что Луна
шаровидна и сияет отраженным от Солнца светом, и то, что
Луна сияет собственным светом. Хотя Лукреций верит в
познаваемость мира, он полагает, что при современном
состоянии науки нельзя дать определенный ответ. В вопросе
понимания общества он стремился все объяснить
естественным путем. Первобытные люди жили в полудиком
состоянии и только развитие материальной культуры
приводит к возникновению общества. Как и Эпикур, он
считал, что общество - это продукт взаимного соглашения
людей.
Этические воззрения Лукреция сводятся к
эпикурейским принципам
счастливой жизни, при которой счастье достигается
познанием. Однако Лукреций привносит в этическую
концепцию нечто новое. Если для Эпикура жизнь состояла в
незаметном существовании, то Лукреций в своей жизни,
напротив, занимается активной общественной
деятельностью. Хотя теоретически он и ценит покои как
цель счастливого человека, но выступает против всего в
обществе, что ведет к нарушению социального порядка. Так,
он очень резко осуждал проявления нравственного
разложения в знатном римском обществе.








<< Пред. стр.

страница 21
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign