LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

качестве его части или в качестве его причины безусловно
необходимая сущность, в мире нет нигде никакой
абсолютной необходимой сущности в качестве его причины.
Первые две антиномии Кант называл
математическими, а последние две - динамическими. Он
полагал, что возникновение антиномий обусловлено
ложным допущением, что мир как безусловное целое
является предметом теоретического познания разума. Вся
диалектика противоречий, содержащаяся в антиномиях,
согласно Канту, мнимая. На самом деле учение Канта об
антиномиях поставило перед философией ряд сложных
проблем - о противоречивом единстве конечного и
бесконечного, простого и сложного, необходимого и
случайного, необходимости и свободы. Поэтому проблема
антиномий явилась мощным стимулом для диалектических
подходов в разрешении истинных противоречий
действительности.
При рассмотрении "рациональной теологии"
заслуживает внимания выявленная Кантом
несостоятельность доказательств бытия Бога, которые у него
сводятся к трем: онтологическому, космологическому,
физико-теологическому. Опровергнув все доказательства
бытия Бога, Кант приходит к выводу, что все попытки чисто
спекулятивного применения разума к теологии бесплодны, а
принципы его применения к природе не ведут к теологии.
Значение этих опровержений доказательств бытия Бога в
том" что они способствовали освобождению философии от
теологии, которая еще была сильна в то время в Германии.
Общим выводом Канта было утверждение, что
рациональные психология, космология и теология не могут
существовать как науки. В то же время он считал, что
возможно преобразовать метафизику в науку.
Этика. Разработка этических проблем занимает в
творчестве Канта особое место. Им посвящено несколько
работ: "Основы метафизики нравственности" (1785),
"Критика практического разума" (1788), "Метафизика
нравов" (1797), "Об изначально злом в человеческой
природе" (1792), "О поговорке "может быть это верно в
теории, но не годится для практики" (1793), "Религия в
пределах только разума" (1793).
Одной из важнейших задач философии Кант считал
понимание сущности нравственности, которая регулирует
поведение человека. Он писал: "Две вещи наполняют душу
всегда новым и все более сильным удивлением и
благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем
о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во
мне" [Соч. Т. 4. Ч. l.C. 499].
'Основа нравственности лежит, по Канту, априори в
понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант
понимает как практический разум, а не теоретический, как
было раньше. Практический разум - это и есть
нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и
свободной воли. Чистый разум функционирует как
практический, когда он определяет волю и она становится
свободной волей.
Кант исходит в построении своей системы
нравственности из наличия "доброй воли" как сущности
нравственности. Кант начинает свое рассмотрение
нравственности с известного утверждения, что "нигде в мире,
да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что
могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной
только доброй воли" [Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 228]. Воля
определяется лишь моральным законом. Кроме понятий
доброй воли и морального закона, основным понятием
нравственности является понятие долга, которое содержит в
себе понятие доброй воли. Волю Кант фактически
отождествляет с практическим разумом и понимает как
автономную, не зависящую от какого-либо внешнего
воздействия: как от материального, в том числе социального,
так и от религиозного.
Нравственная воля, по Канту, содержит практические
основоположения, которые подразделяются на аксиомы и
законы. Максима -это субъективный принцип воления, закон
- это объективный принцип воления. Законы как императивы
подразделяются в свою очередь на гипотетические и
категорические. Категорический императив Канта имеет
несколько формулировок, в которых он оттачивал этот закон.
Окончательно он формулируется в следующем виде:
"Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же
время иметь силу принципа всеобщего законодательства"
[Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 331].
Этот категорический императив дополнялся у Канта
требованием поступать "так, чтобы ты всегда относился к
человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же,
как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству" [Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 270].
В работе "Метафизика нравов" он представил целый
комплекс нравственных обязанностей человека. Он считал
очень важными обязанности человека по отношению к
самому себе, в которые включал заботу о своем здоровье и
своей жизни. Он рассматривал в качестве пороков
самоубийство, подрыв человеком своего здоровья путем
пьянства и обжорства. К добродетелям относил правдивость,
честность, искренность, добросовестность, чувство
собственного достоинства. Высказывался, что не следует
становиться холопом человека, допускать безнаказанного
попрания своих прав другими, допускать угодничества и т.п.
К числу обязанностей в отношении друг к другу он
относил любовь и уважение. Пороки, которые противостоят
уважению, являются высокомерие, злословие и
издевательство. Особенно подчеркивал дружбу между
людьми, основанную на взаимной любви и уважении. Кант
полагал, что добродетели необходимо учить и начинать это
делать надо с ранних лет, наставляя ребенка в моральном
катехизисе.
Кант довольно определенно высказывается о
независимости нравственных норм от веры в Бога. Он писал:
"Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как
существе свободном, но именно поэтому и связывающем
себя безусловными законами посредством своего разума, не
нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы
познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона,
чтобы этот долг исполнять" [Соч. 4. Ч. 1. С. 40]. "Мораль
отнюдь не нуждается в религии" [С. 78]. Все существовавшие
в истории религии Кант рассматривал как виды ложного
богопочитания. Единственно истинная религия содержит в
себе лишь нравственные законы, устанавливаемые
практическим разумом, и ничего более. В этом духе он
стремился истолковать христианство.
Таким образом, этика Канта - это этика долга,
имеющая своим источником стоицизм. Однако к
стоическому духу своей этики Кант присоединил "нечто
такое, что обеспечивает наслаждение жизнью". "Это нечто -
всегда радостный дух", по идее добродетельного Эпикура.
"Критика способности суждения". Кроме двух
"Критик" - "Критики чистого разума" и "Критики
практического разума" - Кант написал еще третью "Критику"
- "Критику способности суждения", которая должна была
связать первые две и представить рефлектирующую
способность суждения. Она подразделяется на две части:
философию искусства и философию органической
природы.
В своей философской эстетике Кант дал понятие
прекрасного. Он говорит, что "прекрасно то, что всем
нравится без (посредства) понятия". Эстетическая
способность суждения для Канта состоит в том, чтобы
испытать чувство удовольствия (благорасположения),
которое испытывают от предметов, оцениваемых как
прекрасные или возвышенные. Эстетическое удовольствие
отличается от просто приятного, которое испытывают в
чувствах, и доброго, которое испытывают в моральных
отношениях.
Эстетическая оценка произведения искусства, по
Канту, заключается в том, что мы получаем удовольствие,
получаемое не из понятия, а из созерцания формы
эстетического предмета. В этом случае эта эстетическая
оценка субъективна, но она высказывается так, что вроде
имеет всеобщее значение. Произведение искусства должно
рассматриваться как целесообразное, но эта
целесообразность не имеет цели, а потому прекрасное и
нравится нам, что мы не имеем практического интереса.
Кант заканчивает анализ эстетической способности
суждения рассмотрением эстетически возвышенного,
основывающегося на чувственном восприятии предметов
природы.
Социальная философия. В этой области Кант написал
следующие работы: "Идея всеобщей истории во всемирно-
гражданском плане" (1784), "Ответ на вопрос: что такое
"Просвещение"?", "К вечному миру" (1795), "Метафизика
нравов" (первая часть).
Кант исходил из выдвинутого идеологами
Просвещения идеи прогресса в историческом развитии
человечества. Он пытался выявить сущность закономерности,
которая направляет этот прогресс, полагая, что история
развивается по определенному плану. При этом Кант
придавал решающее значение деятельности самих людей в
создании этого прогресса.
Заслуга Канта состоит в том, что он поставил
проблему противоречий в общественном прогрессе,
источником которых выступает конфликт между людьми,
порождаемый эгоизмом, честолюбием, властолюбием,
корыстолюбием, хотя Кант трактовал эти страсти чисто
натуралистически. Он полагал, что главной проблемой
человечества является достижение правового гражданского
общества. Идеалом же государственного устройства считал
республиканский строй, хотя и полагал, что лучше всего,
если этот республиканский строй будет возглавлять монарх,
руководствующийся общей волей граждан, выражаемой
философами. Республиканский строй "есть государственный
принцип отделения исполнительной власти (правительства)
от законодательной" [Соч. Т. 6. С. 269]. Для Канта философы
были истинными представителями народа перед
государственной властью. Концепция философии истории
Канта направлена против феодализма и абсолютизма.
Большое значение придавалось Кантом вопросам
войны и мира. В работе "Идея всеобщей истории..." он
высказывает мысль о вечном мире, который должен быть
заключен между государствами, иначе войны могут
уничтожить все достижения цивилизации. Он разработал
проект договора о вечном мире, который подробно изложен в
произведении "К вечному миру". Сначала у Канта идут шесть
предварительных статей проекта: 1) по договору
уничтожаются все имеющиеся причины будущей войны,
например, территориальные притязания; 2) ни одно
государство не может быть приобретено другим
государством по наследству, в обмен, посредством купли,
дара; 3) со временем постоянные армии должны полностью
исчезнуть; 4) государство не может использовать займы для
подготовки войны и ее ведения; 5) "ни одно государство не
должно насильственно вмешиваться в политическое
устройство и правление других государств"; 6) ни одно
государство не должно использовать такие враждебные
действия, которые подрывали бы взаимное доверие
(например, засылка убийц, подстрекательство к
государственной измене). Основные статьи проекта Канта
предусматривали создание всемирной федерации государств,
которые отвергают войны и проводят принцип
гостеприимства, гарантирующий чужестранцу, прибывшему
в другую страну, чтобы с ним обращались подобающим
образом. Для Канта вечный мир -это "высшее политическое
благо", которое достигается только при наилучшем строе,
"где власть принадлежит не людям, а законам" [Соч. Т. 4. Ч.
2. С. 283].
Большое значение имел сформулированный Кантом
принцип о примате морали над политикой. Этот принцип был
направлен против аморальной политики власть имущих.
Главные положения безнравственной политики Кант
определяет следующим образом: 1) захватывание чужих
земель, а затем поиск оправдания этим действиям; 2)
отрицание своей причастности к преступлениям; 3)
проведение принципа "разделяй и властвуй". Главным
средством против безнравственной политики Кант считает
публичность, гласность всех политических действий. Он
полагал, что "несправедливы все относящиеся к праву других
людей поступки, максимы которых несовместимы с
публичностью", при этом "все максимы, которые нуждаются
в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и
с правом, и с политикой" [Соч. Т. 3. С. 303, 308]. Кант
утверждал, что "право человека должно считаться
священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей
власти" [Соч. Т. 6. С. 302].

Карнап
Рудольф Карнап (1891-1970) - один из главных
представителей логического позитивизма. Он родился в
Роннедорфе, в Германии. Изучал физику, математику и
философию в университетах Фрейбурга и Вены. В своей
философии испытал влияние Готтлиба Фреге. В первой
мировой войне служил в армии. Его докторская диссертация
о сравнительном анализе понятий пространства, которые
используются в физике, математике и философии,
направлена на подчеркивание важности логического
рассмотрения понятий.
Карнап был ведущей фигурой в Венском кружке. В
1929 г. опубликовал работу "Логическая конструкция мира".
В том же году вместе с Отто Нейратом и Гансом Ханом
создал манифест Венского кружка:
"Венский кружок: научное понятие о мире", в котором
провозглашались цели и методы Венского кружка. Вместе с
Гансом Рейхенбахом создал "Эркеннтнис" - журнал,
посвященный философии науки. С 1931 г. он назначается
заведующим кафедрой естественной философии в
германском университете в Праге. Здесь Карнап опубликовал
свой "Логический синтаксис языка". В 1935 г., не выдержав
нацистских порядков, переехал в США, где преподавал в
разных университетах.
Логический позитивизм еще часто называют
логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником
Давида Юма, который отвергал претензии на знание таких
метафизических вопросов, как существование Бога и
бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии
основываются, не могут быть прослежены к простым
чувственным впечатлениям, являющимися их источником.
Таким же образом члены Венского кружка отвергали как
бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы
эмпирически. Посредством этого критерия
верифицируемости они считали, что метафизические
утверждения бессмысленны.
В манифесте Венского кружка было записано: "Если
кто-либо утверждает: "Существует Бог", "Первоначальной
причиной мира есть бессознательное", "Существует
энтелехия, которая является основой жизни существ", то мы
не должны говорить: "То, что вы говорите, ошибочно", а
должны скорее спросить: "Что вы имеете в виду под этими
предложениями?" По-видимому существует четкое
разделение между двумя типами утверждений. Один из типов
включает утверждения в том виде, как они высказаны в
эмпирической науке, их значение может быть определено
логическим анализом, или, более точно, сведением к простым
предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения,
включая вышеупомянутые утверждения, оказываются
полностью бессмысленными, если мы берем в том смысле, в
котором использует их метафизик".
Ранние формулировки критерия для определения
осмысленности приводят к трудностям, которые связаны с
проверкой простых предложений посредством опыта людей,
так как опыт может быть различный у разных людей. Карнап
выдвинул свое решение этой трудности в отличие от
решения, выдвигаемого Шликом. Он полагал, что некоторое
утверждение проверяемо, если оно находится в
определенном отношении к утверждениям наблюдения. Это
говорит о логической возможности проверки утверждения.
Он называет утверждения наблюдения "протокольными
предложениями". Хотя протокольные предложения связаны с
данным и описывают данный опыт или явление, они делают
это, по словам Карнапа, только в виде материального способа
речи, т.е. способа, посредством которого мы связаны с
фактами, явлениями, объектами, в отличие от формального
способа речи, при котором мы имеем дело лишь с
лингвистическими формами.
Таким образом, решающая проверка какого-либо
утверждения состоит в том, что существует логический
эквивалент между утверждением и рядом проверяемых
предложений наблюдения. Это требование вызывает
критику, так как любое универсальное утверждение,
например, утверждение о законах, является бессмысленным
посредством критерия проверяемости, потому что какое-либо
предложение, относящееся к неограниченному числу
случаев, не может быть логически эквивалентно
ограниченному числу предложений наблюдения. В силу
этого Карнап отказывается от этого критерия и обращается к
понятию подтверждаемости. В 1936-37 гг. в статье
"Проверяемость и значение" он писал: "Если под
проверяемостью иметь в виду определенное и окончательное
установление истины, тогда ни одно синтетическое
предложение не является проверяемым... Мы можем только
подтверждать предложение снова и снова. Поэтому мы будем
говорить о проблемах подтверждаемости, а не о проблеме
проверки".
Карнап отличает между проверяемыми и
подтверждаемыми предложениями. Некоторое предложение
проверяемо, если мы знаем экспериментальный метод для
проверки его и подтверждаемо, если мы знаем, при каких
условиях оно должно быть подтверждено. Таким образом,
предложение может быть подтверждаемо без проверки, так
как мы можем знать, какие процедуры подтверждают ее, но
не способны осуществить их.
Карнаповское понятие подтверждения было
начальной точкой для его работы по теории вероятности. Он
дает описание двух различных значений термина
"вероятность". Первое относится к степени подтверждения и
имеет дело с логическим отношением между гипотезой и
предложениями наблюдения, которые ее подтверждают.
Второе значение имеет дело со статистической вероятностью,
выводимой из вычисления относительной частоты.
В 1950 г. Карнап опубликовал свою главную работу
"Логические основания вероятности", в которой он исследует
возможность формального подобия между индуктивными и
дедуктивными процедурами. В то же' самое время он развил
свои исследования в модальной логике. Важным выводом
этой работы Карнапа было утверждение, что семантика -
изучение значений в языке - теперь приобретает важность
для всех отраслей логики.

Карсавин
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - русский
философ. Родился в семье артиста балета, сестра - всемирно
известная балерина Тамара Карсавина. Окончил
Петербургский университет, в 1922 г. был выслан Советским
правительством вместе с другими представителями
интеллигенции из России. Был профессором в Вильнюсе до
1946 г.
Основные работы Карсавина: "Культура Средних
веков" (1914), "Введение в историю" (1920), "Восток, Запад и
русская идея" (1922), "Философия истории" (1923), "О
началах" (1925), "О личности" и др.
Свою философию Карсавин создает на основе
концепции абсолюта, понимая его как всеединство и следуя в
этом отношении за Вл. Соловьевым. Карсавин пишет, что
"абсолютность выше всякого разумения, выше нашего
понятия об относительном, полагаемом в необходимом
противостоянии относительному" [Философия истории. С.
351].
Карсавин различает четыре значения всеединства: "I)
божественное как абсолютное совершенное всеединство; 2)
усовершенствованное или обожествленное
(абсолютизированное) тварное всеединство, отличное от Бога
тем, что когда оно есть, Бога нет, а оно само есть ставшее
Богом "ничто"; 3) завершенное или стяженное тварное
всеединство, стремящееся к своему усовершенствованию как
идеалу или абсолютному заданию и через него к слиянию с
Богом- к становлению Богом и гибели в Боге; 4)
незавершенное тварное всеединство, т.е. относительное
многоединство, всеединство, становящееся совершенным
через свое завершение, или момент всеединства в его
ограниченности" [С. 358].
В своей религиозной метафизике Карсавин
рассматривает вопрос о сотворении мира и полагает, что его
позиция отличается как от теизма, так и от пантеизма. По его
мнению. Бог сотворил мир из ничто, однако это не означает,
что это сотворенное нечто отличается от него самого.
Карсавин развивает свою систему сотворения мира в
книге "О началах". Он пишет, что сотворение мира есть
теофания, т.е. проявление Бога в нечто, и прежде всего - в
человека. Человек есть тварь, созданная Богом из "ничто".
"Сотворение меня Богом из ничего вместе с тем есть и мое
собственное свободное самопорождение" [С. 37].
Таким образом, согласно Карсавину, все, что
сотворено, это проявление Бога, Бог самоотчуждается и
создает сотворенное содержание всего того, что существует.
"Наш гнев, зависть и ненависть божественны; не только
блаженство, но и страдание тоже божественны. Иначе Бог не
был бы всеединством и существовало бы некоторое иное злое
Божество, что является абсурдным, нечистивым
предположением" [Там же. С. 21]. Таким образом, в основе
системы Карсавина лежит принцип всеединства, которым
является Бог, тварь же представляет собой "ничто".
При этом Карсавин вскрывает в божественной
реальности и в сфере сотворенного бытия триединство,
которое у него проявляется как истина, любовь, всеблагость.

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign