LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Я мыслю, следовательно, существую" (Cogito, ergo sum).
Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать
сомнению, так как во всем можно сомневаться, кроме
мышления. Даже если мои мысли ошибочны, все равно я
думаю, когда они приходят ко мне. Декарт использует
термин "мышление", чтобы охватить все сознательную
духовную деятельность. Уверенность, что он есть "мыслящая
вещь", дает Декарту основу для конструирования всего
здания знания. Он установил это посредством метода
сомнения и того, что он называет "светом разума". Однако
это не скепсис, который был в античной философии,
сомнение для Декарта - лишь средство построения прочного
знания, а не самоцель. Скепсис Декарта - скепсис
методологический, который должен привести к первичной
достоверности.
Если для Бэкона исходная достоверность состояла в
том, чтобы опираться на чувственное познание, опыт, то
Декарт как рационалист не удовлетворяется этим, так как
понимает, что чувства могут обманывать человека и что на
них опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя
доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том,
откуда возникает достоверность авторитетов. Декарту
необходимо такое основание, которое не вызывает никакого
сомнения. Он пишет, что если отбросить и провозгласить
ложным все, в чем можно сомневаться, то можно
предположить, что нет Бога, неба, тела, но нельзя сказать, что
не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо это
неестественно считать, что то, что мыслит, не существует. А
потому тот факт, который выражается словами: "Я мыслю,
следовательно, существую", является самым
достовернейшим для тех, кто правильно философствует.
"Cogito" Декарта тесным образом связано с развитием
прежде всего математики, естествознания. Декарт писал, что
лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и
несомненное. И во сне и наяву, говорит Декарт, два плюс три
всегда равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше
четырех сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины
подвергались сомнению.
"Cogito" Декарта - это мыслящая субстанция, которая
открыта нам непосредственно, в то время как другая
субстанция, а именно материальная, раскрывается нам
опосредованно. Таким образом, мыслящая субстанция - это
мышление, а материальная субстанция - это тело, она
обладает акциденциями - формой, положением, движением
на месте и т.д. Мыслящая субстанция не обладает
протяженностью, она неделима, материальная же субстанция,
или телесная, наоборот, обладает протяженностью, она
делима на отдельные части.
Для Декарта материя является предметом изучения
метафизики, а материя - предметом изучения физики.
Материя - такая субстанция, которая делится до
бесконечности. В то же время Декарт не признавал атомов,
для него не существовало и пустоты.
Декарт своим учением заложил основы дуализма -
противопоставления двух субстанций: мышления и материи.
Он признает, что мышление и материя не зависят друг от
друга. Субстанция - это такая пещь, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе.
Поэтому Декарт приходил к выводу, что совершенной
субстанцией является только Бог, который для него - лишь
гарант истинности познания; По Декарту, Бог не способен
обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в
жизни.
Декарт придерживался принципа гносеологического
оптимизма, согласно которому возможности познания
безграничны.
Основной акциденцией материи является, по Декарту,
протяжение, распространенность. Хотя у материи есть и
другие свойства, все они выступают производными по
отношению к распространенности, поэтому все можно свести
к этому понятию.
Тесно связана с проблемой протяженности вещей и
проблема движения, источник которого Декарт видит вне
материи, тел. Если приведенное в движение тело движется,
то его может привести в состояние покоя нечто такое, что
находится вне поля. Это была четко механистическая
позиция. Механика для Декарта выступала как важнейшая
конкретизация "всеобщей математики".
В своей физике Декарт развивает концепцию
механистического детерминизма, которая нашла выражение в
создании космогонистической гипотезы. Эта гипотеза
содержала в себе прежде всего эволюционистскую
концепцию мира. Декарт писал, что материальные вещи
легче познать, видя их постепенное возникновение, чем
рассматривая их как совершенно готовые. В
космогонистической гипотезе Декарта роль Бога состояла
лишь в создании материи и придании ей первоначального
толчка, в результате которого возникает хаотическое
движение. Ликвидация этого хаотического движения и
образование Солнечной системы происходят уже по законам
механики - вихреобразных движений. В космогонической
гипотезе Декарта важна сама идея развития хотя и
страдающая многими недостатками механистического
порядка. Более совершенная космогоническая гипотеза
Канта-Лапласа появилась лишь спустя полтора века после
Декарта.
Механицизм Декарта проявился во всех других
областях исследования, в частности, в объяснении характера
деятельности растительных и в особенности животных
организмов. Он явился предшественником открытия
безусловных ответных реакций организма, задолго как эта
теория была разработана И.П. Павловым.
Из этих основных положений картезианской
философии вытекал основной принцип механицизма
Декарта, а именно, что человек представляет собой машину,
своеобразную, но все-таки машину, лишенную какой-либо
души, ни растительной, ни чувствующей. Действия человека
в своей непроизвольной, безусловно-рефлекторной форме
подобны действиям животного.
Одним из проявлений механистического подхода к
человеку явилось учение Декарта о страстях. Он
рассматривает страсти, которыми обладает человеческий
организм, больше с физиологической точки зрения, считая,
что страсти отражают те или иные действия человеческого
тела. Все многообразие человеческих страстей он свел к
шести основным: удивлению, любви, ненависти, желанию,
радости, печали.
Рационализм Декарта проявлялся также в
рассмотрении человека как разумного существа, которого
отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь.
Решая психофизиологическую проблему соотношения
духовного и телесного, Декарт признавал независимость
первого от второго. Для Декарта мыслительное,
интеллектуальное является единственно истинным,
начальным и преобладающим. Однако Декарт все не
признает, что материальная и духовная субстанции могут
повлиять на направление течения процессов в
противоположной субстанции. Более того, Декарт пытался
определить центр сосредоточения этой связи чисто
механически, а именно: в шишковидной железе мозга.
Декарт признавал существование у человека
врожденных идей, которые характеризуются независимостью
от внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой.
Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога.
Кроме врожденных понятий существуют и врожденные
аксиомы, как например: "две величины, равные третьей,
равны между собой". К врожденным Декарт относил также и
логические законы.
Познание, по Декарту, освещено светом разума, а
заблуждение возникает вследствие того, что человек
обладает свободной волей, которая представляет собой
иррациональное начало в человеке.
В "Рассуждении о методе" Декарт описывает те
правила, которые дают способ достижения наиболее
истинного, достоверного познания. Эти правила, которых
придерживался и сам Декарт, следующие:
1) исходить в своих рассуждениях только из таких
положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми
и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2)
разделять каждую сложную проблему на составляющие ее
частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельность лучше
разрешить; 3) в своих рассуждениях стараться переходить от
предметов самых простых и легко познаваемых к познанию
более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее
известному и недоказанному; 4) стараться не совершать
никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе
логического хода мыслей.
Роль Декарта и его философии трудно переоценить.
Влияние его на всю последующую философскую мысль
огромно. Учение и различные направления в философии,
развивавшие идеи Декарта, получили название
картезианство (от латинизированной формы его имени -
Картезия).

Демокрит
Демокрит (ок. 460-370 до Р.Х.) - древнегреческий
философ, родом из Абдер. Он много путешествовал, побывал
в Египте, Персии, Индии и преобрел значительное
количество знаний. За свою долгую жизнь сделался
многогранным ученым и написал свыше 70 работ по самым
различным областям знания - физике, математике, риторике,
философии. Он был учеником Левкиппа и основные
положения атомистической теории заимствовал у него, но
развил их дальше.
Следуя за Левкиппом, Демокрит утверждает, что все
существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это
неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и
образуются вещи. Они различаются между собой формой,
порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны
и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как
без пустоты не было бы возможности перемещения, а также
уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру
однородна, она может отделять тела между собой, а может
находиться и внутри самих тел и отделять отдельные части
этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются
абсолютной плотностью.
По мнению Декарта, в мире существует бесконечное
множество атомов. Также бесконечно и число форм атомов.
Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени
и бесконечность его в пространстве. Он был убежден, что
существует множество миров, постоянно возникающих и
погибающих.
Атомы обладают свойством движения от природы, и
передается оно посредством столкновения атомов. Движение
выступает основным источником развития. Демокрит
считает, что первичного движения, первого толчка никогда
не было, так как движение - способ существования атомов.
Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего
не возникает из ничего, как это считали предшествующие
философы, но и что ничего не возникает без причины. Все
происходит по строгой необходимости. Все
детерминировано механическим движением атомов. Как
пишет Диоген Лаэртский, у Демокрита "все
детерминировано: причина всякого возникновения - вихрь, и
этот вихрь он называет необходимостью". Для Демокрита не
существует случайности, все имеет свою причину, а это
значит, что оно не может быть случайным. Даже такое
явление, как пересечение двух независимых рядов событий,
порождающих случайное совпадение, Демокрит называет
необходимым, так как и здесь к этому событию привела
причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на
позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его
признания механического движения единственной формой
движения.
Демокрит придавал большое значение чувственному
познанию. Он выдвинул теорию истечении для объяснения
восприятии внешних предметов органами чувств. По этой
теории из предметов истекают так называемые образы,
подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то
появляются представления о предмете. Чувственное
познание, по мнению Демокрита, не является достоверным
познанием. Познание при помощи чувств он называет
"темным", оно не истинно. Подлинной формой познания
выступает лишь познание при помощи рассуждений.
Объясняя психическую деятельность человека,
Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган
ощущения и мышления. Для того, чтобы производить в
движение тело, душа сама должна быть материальной и
движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна,
так как после смерти человека атомы души тоже
рассеиваются.
Демокрит придерживался атеистических воззрений, о
чем свидетельствует Платон. Он полагал, что люди пришли
к вере в богов под влиянием существования грозных
явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных
затмений.
По своим политическим взглядам Демокрит был
горячим защитником греческой демократии, выступавшей
против аристократии за рабовладельческую форму
правления. Он писал: "Бедность в демократии настолько же
предпочтительнее так называемого благополучия граждан
при царях, насколько свобода лучше рабства".
В этике Демокрит исходит из индивидуалистического
принципа. Для него главное - это "достижение доброй
мысли". "Человек добродетельной (благочестивой) мысли
стремится к справедливым и законным действиям, во бдении
и во сне весел, здрав и спокоен". Основным средством
этического воспитания Демокрит считал убеждение.
"Лучшим стимулятором окажется тот, кто употребляет
возбуждающую и убеждающую речь, чем тот, кто прибегает
к закону и насилию".
Философия Демокрита сыграла огромную роль для
всей последующей философии.

Джемс
Уильям Джемс (1842-1910) - крупнейший
американский философ и психолог, один из
основоположников прагматизма. Был самым старшим из
пяти детей в семье. Его брат Генри Джеме стал выдающимся
литератором. Джеме получил космополитическое
образование, учась в школах разных стран - в Швейцарии,
Германии, Франции, Англии, особенно интересовался
естествознанием и живописью. Во время экспедиции в
Бразилию в 1865 г. заболел оспой и впоследствии страдал
повторяющимися приступами ухудшения здоровья. Окончил
Гарвардский университет, медицинский факультет и вскоре
стал преподавать там анатомию, физиологию, психологию, а
затем философию. Широко известен своей активной
деятельностью: читал лекции, преподавал, путешествовал,
общался с большим кругом выдающихся ученых и коллег.
Живой стиль речи и письма сделали его популярным. В 1899
г. взобрался на гору близ дома и сбился с пути. Это
происшествие так подействовало на него, что затронуло
сердце, и в течение следующих лет он был фактически
инвалидом. Но потом, к своему собственному удивлению,
выздоровел и смог вернуться к своей деятельности в
Гарварде. Впоследствии сердце опять стало его беспокоить, и
он умер в Нью-Хемпшире в 1910 г.
Философское учение Джемса строится на собственном
понимании опыта и сознания. Человек, по мнению Джемса, -
это такое существо, которое стремится выжить и активно
приспосабливается к меняющимся условиям. Сознание для
Джемса - это избирательная активность, оно всегда
осуществляет отбор того, • что нужно индивиду. Сознание
имеет индивидуальный характер, т.е. принадлежит тому или
иному индивиду.
Сознание представляет собой поток непосредственных
ощущений и впечатлений, которые возникают в результате
нервных возбуждений. Из этого потока опыта избирательная
активность внимания выделяет отдельные группы ощущений,
называемых вещами, которые по той или иной причине
представляют для нас интерес. Таким образом, каждый
человек создает свой собственный мир.
Джеме вслед за Пирсом развивает заложенный
последним прагматизм. Он понимает прагматический подход
следующим образом. Если мы сталкиваемся с какой-либо
теоретической проблемой, то возникает вопрос: "Какая
получится для кого-нибудь практическая разница, если
принять за истинное именно это мнение, а не другое? Если
мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то
оба противоположных мнения означают по существу одно и
то же, и всякий дальнейший спор здесь бесполезен". То же
самое он формулирует и для философии: "Вся задача
философии должна была бы состоять в том, чтобы указать,
какая получится для меня и для вас определенная разница в
определенные моменты нашей жизни, если бы была
истинной та или иная формула мира" [Прагматизм. СПб.,
1910. С. 733,36].
Джеме думает прежде всего о том, как наилучшим
образом устроиться в окружающем нас мире, чтобы
"чувствовать себя, как дома во вселенной".
Прагматизм Джемса тесно связан с созданной им
теорией радикального эмпиризма, хотя в работе
"Прагматизм" он отрицал эту связь. Радикальный эмпиризм
означает, что весь материал познания, с которым познание
имеет дело, входит в понятие опыта. Составные части опыта
не нуждаются ни в какой внеэмпирической поддержке.
"Опыт как целое является самодовлеющим и не опирается ни
на что". Действительность, представленная в опыте, состоит
из трех частей. Первая часть - это поток наших ощущений,
источник их неизвестен, они не истинны и не ложны, "они
просто суть". Вторая часть - это отношения между нашими
ощущениями. Третья часть - это совокупность прежних
истин, с которыми должно считаться каждое новое
исследование. Джеме высказывает положение, что мысли
сделаны из того же материала, что и вещи.
Из предыдущих рассуждений вытекает
прагматическая концепция истины Джемса. Согласно
Джемсу, идеи имеют лишь инструментальное значение,
которое зависит от их эффективности. Истина - это то, что
оказалось полезным во время нашего опыта. "Мысль истинна
постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни", -
писал он в "Прагматизме". Истина - это родовое название для
всех видов определенных рабочих ценностей в опыте.
Значительное место в работах Джемса занимают
вопросы религии. Он полагал, что религия нужна человеку
как источник, из которого он черпает дополнительные силы в
жизненной борьбе. Человек должен чувствовать себя в
большей безопасности, и в этом ему помогает религия. Он
писал, что Бог обеспечивает гармонию и порядок в мире, где
есть Бог, там трагедия только временная и частична"
[Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 507]. Он
полагал, что вера в Бога - это своего рода "моральные
каникулы", она дает возможность не терзаться из-за
неисчислимых бедствий человечества и наслаждаться
жизнью. Джеме не утверждает, что Бог реально существует,
он лишь говорит, что религиозное чувство, религиозное
переживание, религиозный опыт существуют и этот опыт, это
переживание, это чувство играют огромную роль в жизни
человека.
Религиозная вера основывается на выдвинутой
Джемсом концепции "воли к вере". В этой концепции он
исходит из предпосылки, что существует абсолютно
свободная воля, которая способна выбрать одну из любых
альтернатив. В своем дневнике он писал, что смог выйти из
душевного кризиса лишь тогда, когда под влиянием чтения
Ренувье нашел в себе силы поверить, что свободная воля
существует. "Если мы свободны, первым проявлением нашей
свободы должно быть внутреннее признание ее"
[Зависимость веры от воли. СПб., 1904. С. 167]. Таким
образом, свобода воли должна приниматься на веру в
результате свободного волевого акта.
Концепция Джемса о воле к вере содержит важное
положение о том, что даже вера в истинность какого-либо
утверждения способна сделать его истинным. "Вера в факт
может способствовать возникновению последнего"
[Зависимость веры от воли. С. 28].

Дидро
Дени Дидро (1713-1784) - крупный французский
философ, писатель, глава энциклопедистов. Родился в г.
Лангре, отец его был ремесленником, воспитывавшим сына в
религиозном духе и думавшим сделать его
священнослужителем. Он окончил парижский колледж, где
отказался от карьеры священника и решил посвятить себя
литературной деятельности и изучению наук. В 1746 г.
написал "Философские мысли", в 1747 г. - "Прогулку
скептика", в 1749 г. - "Письмо о слепых в назидание зрячим".
За распространение опасных материалистических мыслей он
был посажен в Венсенский замок. После тюрьмы принялся за
создание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел", которая
должна была представлять систематическое изложение
достижений во всех областях знаний и которой он посвятил
20 лет жизни. Участие в "Энциклопедии" приняли Вольтер,
Монтескье, Кондильяк, Гольбах и другие прогрессивные
мыслители того времени. Кроме того, Дидро написал ряд
философских и художественных произведений: "Мысли об
объяснении природы" (1754), "Разговор Д'Аламбера с
Дидро", "Сон Д'Аламбера" (1769), "Монахиня" (1760),
"Племяник Рамо" (1762-79), "Жак-фаталист и его хозяин"
(1773). В 1773 г. Екатерина II пригласила знаменитого
философа посетить Россию, что он и сделал. В течение
продолжительного времени он почти каждый день по два
часа беседовал с Екатериной II и пытался убедить
императрицу в необходимости социально-экономических
преобразований. Екатерина соглашалась со всем, что говорил
Дидро, но на существенные реформы так и не решилась.
Свои беседы Дидро запечатлел в "Записках..." Последние
годы жизни посвятил работе над-созданием "Элементов
фмиологии", "Жизни Сенеки" (1778), "Опыту о царствовании

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign