LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

важную для философии категорию, как отчуждение, которое
он понимает в разных смыслах, хотя и связанных между
собой. Отчуждение для Гегеля - это прежде всего
порождение духом природы и общества, т.е.
опредмечивание. Затем под отчуждением он понимал любую
целесообразную деятельность человека, опредмечивание
деятельности человека в результатах его труда. Кроме того,
Гегель видел отчуждение в искаженном восприятии людьми
продуктов своей деятельности.
Логика. Свое логическое учение Гегель изложил в
работах: "Наука логики" (так называемая Большая логика),
"Энциклопедия философских наук", часть первая (так
называемая Малая логика) и в "Философской пропедевтике"
(здесь оно изложено популярно).
Основные разделы гегелевской философской
системы: логика, философия природы и философия духа, к
последней примыкают философия права, философия
истории, эстетика, философия религии, история философии.
Логика представляет исходную и важнейшую части всей
гегелевской системы, так как она рассматривает
абсолютную идею, которая, составляя существо всей
действительности, развертывает в логике свои категории.
Гегель исходит из идеалистического принципа
тождества мышления и бытия. Однако этот принцип
позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть
логические категории как содержательные понятия. Вместе с
тем единство логического и исторического понимается
Гегелем в духе приписывания логическому первичности по
отношению к историческому. Логические категории Гегель
представил как взаимосвязанные и переходящие друг в друга,
а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей,
действительности, то диалектика Гегеля имеет глубокий
смысл.
Логику Гегеля подразделяет на учение о бытии,
сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно
есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в
то же время и ничто, лишенное каких-либо определений.
Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит
становление, в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они
одновременно и упразднены, и сохранены. В этом процессе
выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие
(тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Этот
принцип триады Гегель проводит через весь анализ
категорий.
Становление характерно лишь для духа, природа же
хотя и существует во времени, но только в пространстве
получает разнообразие.
Осуществляющийся в триаде процесс снятия,
отрицания - это сформулированный Гегелем один из законов
диалектики - закон отрицания отрицания.
В результате становления возникает наличное бытие,
обладающее некой определенностью - качеством. Количество
не приводит к изменению качества в определенных границах.
Единство качества и количества образует меру, переход
которой приводит к изменению качества, совершающегося
посредством скачка. Таким образом, Гегель сформулировал
закон перехода количества в качество.
Во втором разделе логики - учении о сущности -
Гегель рассматривает проблему противоречия. Он говорит,
что "противоречие является корнем всякого движения".
Гегель смотрит на противоречие как на источник
самодвижения и саморазвития. Он считает, что возможно
примирить противоречия.
Гегель подверг критике кантовскую "вещь в себе",
считая ее пустой абстракцией и полагая, что вещь в себе - это
неразвитый предмет, когда же предмет получает развитие, то
он становится предметом для себя.
Гегель раскрыл содержание такой категории, как
закон, который для него выступает как существенное
явление. Далее Гегель рассматривает другие категории:
существенное отношение, возможность, необходимость и
случайность, причинность, взаимодействие, свобода.
Свободу он понимал как постигнутую в понятии
необходимость.
В третьем разделе логики - о понятии - Гегель
переосмысливает традиционную логику, критикуя
сформулированные ею законы мышления, имея в виду в
основном логику вольфианцев.
В своей логике Гегель воспроизвел действительность
на идеалистической основе как развертывание абсолютной
идеи в категориях. Изображенная Гегелем картина отражает
реальные стороны и связи внешнего мира.
Философия природы Гегеля - это учение об идее,
которая воплощается в природе, как своем инобытии.
Философия природы у него делится на три раздела:
механику, физику и органическую физику. В механике
Гегель рассматривает такие категории, как время,
пространство, притяжение и отталкивание, количество, мера.
Философия духа - это завершающая часть гегелевской
системы, в которой идея, становясь духом, выступает как
конкретно разумная. Философия духа имеет своим
предметом учение о человеческом сознании, а также о
различных видах человеческой деятельности. Она
подразделяется на три части: субъективный дух,
объективный дух, абсолютный дух. Учение о субъективном
духе - это характеристика индивидуального сознания,
которое выступает в тесной связи с духовным развитием
человечества. В учении об объективном духе Гегель излагает
свои воззрения на общественную жизнь человека,
рассматривая такие категории, как право, мораль,
нравственность, семья, гражданское общество, государство,
и подходит к человеку как общественному существу.
Учение об объективном духе более обстоятельно
рассмотрено Гегелем в работе "Философия права", где
история представлена в целом как "прогресс духа в сознании
свободы", развертывающийся в "духе" отдельных народов,
которые сменяют друг друга в историческом процессе.
Гегель выдвинул идею объективной закономерности,
прокладывающей себе путь независимо от конкретных
людей и их действий. Исходя из своей концепции о
развертывании абсолютной идеи, Гегель называет это
"хитростью мирового разума", который пользуется
индивидуальными интересами для достижения собственных
целей
Эстетика. Философию искусства Гегель
рассматривает как учение об идеале и его развитии. Идеал в
искусстве проходит ряд ступеней своего развития,
являющихся формами искусства, которые
дифференцируются в зависимости от соотношения идеи и ее
внешнего образа. Символическая художественная форма дает
лишь намек на идею. Это искусство характерно для Востока.
Когда идея и ее внешний облик полностью соответствуют
друг другу, мы имеем классическое искусство. Если внешняя
форма не достаточна для воплощения развивающейся идеи,
то возникает романтические искусство.
Гегель связывает искусство с различными видами
человеческой деятельности.
Искусство - это первая форма самораскрытия
абсолютного духа, второй формой выступает религия.
Религия. Гегель утверждал, что содержание религии и
философии тождественно, они различаются лишь по форме:
в религии - представление, в философии - понятие. Религию
Гегель рассматривает в качестве специфической формы
знания. Религия, по Гегелю, снимается более высокой
формой знания - философией, которая имеет задачу
разработать логические категории и является наукой наук.
Гегель связывает философию с историческими условиями ее
существования, рассматривая каждую философкую систему
как постижение современной ей эпохи в понятии. История
философии - это не просто перечень мнений, а закономерный
процесс достижения абсолютной истины. Свою
философскую систему Гегель рассматривал как завершение
развития философии.
В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он
подчеркивал, что философское обобщение действительности
не есть дело произвола, капризное желание пройтись для
перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на
ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук,
просто философия не должна с ними считаться.
Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил
диалектический метод понимания мира. Гегель разработал
вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения
количественных изменений в качественные, вопросы
природы теоретического мышления, о логических формах и
категориях, в которых осуществляется это теоретическое
мышление.
Большой вклад сделан Гегелем в понимание метода
науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность
искусственных приемов изобретенных человеком, он не есть
нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод -
отражение реальной связи, движения, развития явлений
объективного мира.
Гегель показал, что познание есть исторический
процесс. Поэтому истина - это не готовый результат
познания, навсегда данный, она постоянно развивается;
логические формы, в которых развивается истина, имеют
объективный характер.

Гельвеций
Клод Адриан Гельвеций (171^-1771) - видный
французский философ. Его отец был придворным врачом в
Париже и уготовил сыну карьеру финансиста, мечтая, чтобы
тот стал чиновником налогового ведомства. Действительно,
отец приобрел для него должность генерального откупщика
(сборщика налогов), которая приносила большой доход. Но
Гельвеций, разочаровавшись в этой работе, через некоторое
время отказался от нее и полностью посвятил себя
философскому и литературному труду. Был знаком с
выдающимися умами того времени - Вольтером, Монтескье,
Фонтенелем, Бюффоном. Посещал парижские салоны, сам
открыл свой собственный салон, стал членом круга
энциклопедистов.
Первое опубликованное произведение Гельвеция -
труд "Об уме", над которым он работал более 20 лет. Эта
книга за свои идеи вызвала негодование реакционных кругов
и ее приговорили к сожжению. Гельвецию пришлось два раза
отказываться от нее. Осуждение книги также отозвалось тем,
что была запрещена "Энциклопедия".
По Гельвецию, материя - это лишь слово, которое
обозначает свойства. В тоже время окружающий нас мир он
понимал как объективно существующий, бесконечный и
находящийся в постоянном движении, рассматриваемое им
широко - как любое изменение.
Человеческое познание, согласно Гельвецию, имеет
чувственно-эмпирическую основу. Хотя он часто
высказывался в духе сведения познания лишь в
чувственному, но одновременно утверждал, что разум
развился из чувственности, и сознание - это высший этап
познания природы. Подчеркивал связь становления сознания
с трудовой деятельностью людей.
Гельвеций верил в неограниченные возможности
познания, способного давать знания о действительных вещах.
Гельвеций высказывал свои взгляды по поводу характера
наших заблуждений и считал, что существуют два рода
заблуждений: природные, которые выражаются в невежестве,
и приобретенные, которые возникают в силу ложных идей.
Гельвеций пытался создать "науку о нравственности",
базирующуюся на физической основе человеческой психики.
Он писал, что из двух чувств: чувства любви к удовольствию
и отвращения к страданию, возникает то, что называется в
нем "любовь к себе". "Любовь к себе" он определял как
первичный импульс "всех наших действий". Три главные
пружины, которые возникают на основе "любви к себе", -
страсти, стремление к счастью, интересы. Он раскрыл свое
положение следующим образом: "В нравственном мире
страсти имеют такое же значение, какое имеет движение в
мире физическом: движение создает, сохраняет, оживляет
все, без него все было бы мертво; страсти оживляют все в
мире нравственном". При этом, руководствуясь любовью к
себе, люди стремятся к счастью, "наслаждение есть
единственный предмет желаний людей". Кроме того, люди
всегда выступают в границах своих интересов. Все эти
факторы тесно между собой связаны и переплетаются, но
все-таки главная категория для Гельвеция - это интерес,
представляющий основную пружину человеческой
деятельности. Он выделял личные интересы, интересы
отдельных социальных групп и общественные интересы.
Человек добродетелен, по Гельвецию, тогда, когда его
поступки в различных областях являются полезными: или
данному лицу, или сообществу, или обществу в целом. Он
также выступал против мнения, что частные интересы не
совместимы с нравственностью и должны подавляться ради
общего интереса. Гельвеций полагал, что люди будут
добродетельными, лишь объединяя личную выгоду с общей.
Для этого, считал Гельвеций, законы страны должны быть
такими, чтобы личные интересы, выгода индивида
соответствовали общему интересу. По мнению Гельвеция,
путем распространения просвещения можно добиться такого
положения, когда личными интересами становятся не только
индивидуальные, но и общественные интересы. Он писал,
что "добродетельный человек не тот, кто жертвует своими
привычками и самыми сильными страстями ради общего
интереса, - такой человек невозможен, а тот, чья сильная
страсть до такой степени согласуется с общественным
интересом, что он почти всегда принужден быть
добродетельным" [Соч. Т. 1. С. 413].
Гельвеций выступал против отождествления
нравственности с религией, а также против религиозного
фанатизма. Добродетельное поведение необходимо
основывать "не на принципах религии... но на принципах,
которыми не так легко злоупотреблять, - а таковы мотивы
личного интереса" [Соч. Т. 1. С. 314].
Гельвеций придавал большое значение воспитанию
добродетельного поведения. Он полагал, что люди от
рождения равны в интеллектуальном отношении.
Возникающее впоследствии умственное неравенство
Гельвеций объяснял различием в воспитании. Воспитание он
понимал не только как педагогическое, а в широком смысле:
воспитывающими могут быть самые различные факторы,
которые воздействуют на человека в социальной среде.
Среди этих факторов решающее значение он все-таки
придавал форме правления.

Гераклит
Гераклит Эфесский (ок. 544-480 до Р.Х.) был родом из
Эфеса -города на западном побережье Малой Азии.
Происходил из аристократической древнегреческой семьи.
Враждебно относился к демократии и полагал, что власть
должна принадлежать меньшинству "лучших", так как
"наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу всему
тленному. 'Толпа же набивает себе брюхо, подобно скоту"
[Маковельский А.0. Досократики. Т. 1. С. 162]. Однако
аристократизм Гераклита имел больше духовный, чем
политический оттенок. Ему принадлежит труд "О природе",
из которого дошло только 130 отрывков. Это сочинение
написано образно, сжато, но трудным языком, часто
непонятным (поэтому Гераклита прозвали "темным").
Первоначалом всего сущего -Гераклит признает огонь.
Сохранился фрагмент, в котором он пишет: "Этот космос,
один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и
никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым
огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". В
другом фрагменте он пишет об изменениях этого вечно
живого огня: "Все обменивается на огонь и огонь на все, как
на золото товары и товары на золото". Те изменения, которые
происходят в направлении: земля - вода - воздух - огонь,
называются Гераклитом путем вверх, а те изменения,
которые идут в обратном порядке, - путем вниз.
Гераклит высказал мысль о переходе явлений в свою
противоположность: "Одно и то же в нас - живое и мертвое,
бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это,
изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это".
"Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает,
сухое увлажняется". "Враждующееся соединяется, из
расходящихся.- прекраснейшая гармония, и все происходит
через борьбу". Всякое явление для Гераклита составлено из
противоположных начал. Эти противоположности находятся
в состоянии борьбы:
"Война есть отец всего и мать всего; одним она
определила быть богами, другим людьми; одних она сделала
рабами, других свободными". "Следует знать, что война
всеобща, и правда - борьба, и все происходит через борьбу и
по необходимости".
Концепция Гераклита - это универсальность
изменения, его всеобщности. Ему приписывают слова: "все
течет". Подлинные его слова следующие: "В одну и ту же
реку нельзя войти дважды".
Признавая главной характеристикой мира борьбу
противоположностей, Гераклит одновременно полагает, что
противоположности, переходя друг в друга, сохраняют
общую для обеих тождественную основу, т.е. он выдвигает
идею о тождестве противоположностей. Выступая против
тех, кто не понимает единства противоположностей, он
пишет: "Они не понимают, как расходящееся согласуется с
собой. Оно есть возвращающаяся к себе гармония подобно
тому, как наблюдается у лука и лиры".
Закон бытия у Гераклита - "всеобщий логос", который
лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и
тождества.
Постоянный процесс изменения, процесс движения, а
также переход противоположностей друг в друга связаны с
относительностью качеств вещей. Так, Гераклит приводит
примеры, когда морская вода может выступать и как
чистейшая, и как грязнейшая: "Для рыб она питательна и
спасительна, людям же негодна для питья и пагубна". В 62-м
фрагменте он пишет: "Бессмертные - смертны, смертные же
бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних
есть жизнь других".
Гераклит в своем трактате отводит большое место
вопросам познания. По его мнению, истинную природу
вещей нельзя познать простым накоплением знаний.
"Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно
научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и
Гекатея". По Гераклиту, познание осуществляется через
чувства, но последние не могут дать истинного знания,
которое приобретается только мышлением. Для Гераклита
чувства и разум в познании тесно связаны: "Я предпочитаю
то, что можно увидеть, услышать и изучить". В 107-м
фрагменте он подчеркивает: "Плохие свидетели глаза и уши
у людей, которые имеют грубые души".
В литературе Гераклит изображается нелюдимым
мыслителем с аристократическим образом мыслей. Диоген
Лаэртский пишет в своем труде "О жизни, учениях и
изречениях знаменитых философов": "Был он высокоумен и
надменен превыше всякого... Возненавидев людей, он
удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами". Но эти
расхожие мнения историков не согласуются с
основополагающими идеями Гераклита, которые
предвосхитили многие дальнейшие философские концепции,
и прежде всего диалектику Гегеля.

Герцен
Александр Иванович Герцен (1812-1870) - русский
философ, принадлежал к западническому направлению. Был
незаконным сыном помещика Яковлева и немецкой девушки,
которую тот увез в Россию из Германии. Окончил физико-
математический факультет Московского университета. В
молодые годы увлекался учением Сен-Симона. Ему
принадлежат следующие философские произведения:
"Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении
природы" (1845-46), "Письма к сыну" - А.А. Герцену (1876).
На взгляды А.И. Герцена большое влияние оказали
идеи Сен-Симона, Шиллера, Гегеля, Фейербаха, Прудона. В
философии для него была важна практическая сторона
применения философских воззрений, использования
философии в борьбе за свободу личности, социальной
справедливости. Поэтому в его произведениях можно
встретить самые противоречивые теоретические положения,
как в защиту материализма, так и в защиту идеализма. Здесь
он не придерживался единой концепции. Он писал, что
"логическое развитие идеи идет теми же фазами, как
развитие природы и истории, оно, как аберрация звезд на
небе, повторяет движение земной планеты" [Избр. филос.
произв. Т. I. С. 126].
В то же время он указывал, что "материалисты-
метафизики совсем не то писали, о чем хотели, они до
внутренней стороны вопроса и не коснулись, а говорили
только о внешнем процессе, его они изображали довольно
верно, и никто с ними не спорит, но они думали, что это все,
и ошибались: теория чувственного мышления была своего
рода механическая психология, как воззрения Ньютона -
механическая космология. ...Вообще материалисты никакие
могли понять объективности разума... У них бытие и
мышление или распадаются, или действуют друг на друга
внешним образом" [Там же. С. 278-280].
Герцен принадлежал к западническому направлению и
резко критиковал славянофилов за их идеализацию
православия и поддержку самодержавия. Однако после
подавления революции 1848 г. у Герцена наступило
некоторое разочарование в Западной Европе и он стал
считать, что русская деревенская община содержит зародыши
социализма. Принял некоторые положения славянофильства.
В статье 1851 г. "Московский панславизм и русский
европеизм" он писал, что мы принимаем социализм так же
как славянофилы, "это мост, на котором мы можем подать
друг другу руки". Однако он не смотрел на социализм как на
совершенную форму правления и социальных отношений и
писал, что "социализм разовьется во всех своих фазах до
крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется
из титанической груди революционного меньшинства крик

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign