LINEBURG


страница 1
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Л.В.Блинников
Краткий словарь философских персоналий
А / Б / В / Г / Д / Е / Ж / З / И / К / Л / М / Н / О / П / Р / С / Т / У / Ф / Х / Ц / Ч / Ш / Щ /Э / Ю / Я

А
* Абеляр
* Августин
* Авенариус
* Аверроэс
* Авиценна
* Аль-Кинди
* Аль-Фараби
* Анаксагор
* Анаксимандр
* Анаксимен
* Ансельм Кентерберийский
* Аристотель

наверх
Б
* Бергсон
* Бердяев
* Беркли
* Боэций
* Бруно
* Булгаков
* Бэкон
наверх
В
* Виндельбанд
* Витгенштейн
* Вольтер
наверх
Г
* Гадамер
* Гассенди
* Гегель
* Гельвеций
* Гераклит
* Герцен
* Гоббс
* Гольбах
* Горгий
* Гуссерль
наверх
Д
* Декарт
* Демокрит
* Джемс
* Дидро
* Дунс Скот
* Дьюи
наверх
Е
*
наверх
Ж
*
наверх
З
* Зенон из Китиона
* Зенон из Элеи
наверх
И
* Ильин
* Иоанн Скот Эриугена
наверх
К
* Кант
* Карнап
* Карсавин
* Киреевский
* Коген
* Кондильяк
* Конт
* Конфуций
* Ксенофан
* Кьеркегор
наверх
Л
* Лавров
* Ламетри
* Лао-цзы
* Левкипп
* Лейбниц
* Локк
* Лосский
* Лукреций
наверх
М
* Маймонид
* Макиавелли
* Мальбранш
* Мандевиль
* Марк Аврелий
* Маркс
* Мах
* Милль
* Монтескье
* Мо-цзы
наверх
Н
* Наторп
* Николай Кузанский
* Ницше
наверх
О
* Оккам
наверх
П
* Панеций
* Парменид
* Пико делла Мирандола
* Пиррон из Элиды
* Пирс
* Пифагор
* Платон
* Плеснер
* Плотин
* Плутарх
* Порфирий
* Посидоний
* Прокл
* Протагор
наверх
Р
* Рид
* Риккерт
* Росцелин
* Ротхакер
* Руссо
наверх
C
* Сартр
* Сенека
* Сократ
* Соловьев
* Спиноза
наверх
Т
*
наверх
У
*
наверх
Ф
* Фалес
* Фейербах
* Филон Александрийский
* Фихте
* Фичино
* Флоренский
* Фома Аквинский
* Франк
наверх
Х
* Хайдеггер
* Хомяков
наверх
Ц
* Цицерон
наверх
Ч
* Чаадаев
* Чернышевский
наверх
Ш
* Шеллинг
* Шефтсбери
* Шопенгауэр
наверх
Щ
*
наверх
Э
* Эмпедокл
* Эпиктет
* Эпикур
наверх
Ю
* Юм
наверх
Я
* Ямвлих
* Ясперс
наверх







Абеляр
Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный
представитель Средневековой философии периода ее
расцвета. Абеляр известен в истории философии не только
своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в
автобиографическом произведении "История моих
бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к
знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих
родственников. Получил образование в различных школах,
затем обосновался в Париже, где занимался
преподавательской деятельностью. Он приобрел славу
искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился
также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их
роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но
дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над
Абеляром по указанию дяди было совершено
надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в
монастырь. Отношения между Абеляром и его женой
известны из их переписки.
Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай
самого себя", "Диалог между философом, иудеем и
христианином", "Христианская теология" и др. Он был
широко образованным человеком, знакомым с
произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими
памятниками античной культуры.
Главная проблема в творчестве Абеляра -
соотношение веры и разума, эта проблема была основной и
для всей схоластической философии. Абеляр отдавал
предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому
вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр -
ревностный сторонник и адепт схоластической логики,
диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные
ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики.
По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере,
лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики.
Абеляр определял веру как "предположение" о вещах,
недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело
не с природными вещами, познаваемыми науками.
В произведении "Да и нет" Абеляр анализирует
взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их
сочинений, и показывает противоречивость приводимых
высказываний. В результате этого анализа возникают
сомнения в некоторых догматах церкви, христианского
вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в
основных положениях христианства, а лишь призывал к
осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не
понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся
извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в
музыке.
Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том,
чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в
самостоятельности философов, в критическом отношении к
теологии.
Взгляды Абеляра осуждены церковью на
Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам
бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в
огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь
один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой-
лишь. проявления его могущества.)
В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои
взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить
крайне реалистические и крайне номиналистические
позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель
Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель
Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что
существуют лишь единичные вещи, общего вообще не
существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо,
наоборот, считал, что общее существует в вещах как
неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят
индивидуальное разнообразие в единую общую сущность.
Абеляр полагал, что человек в процессе своего
чувственного познания вырабатывает общие понятия,
которые выражаются в словах, имеющих тот или иной
смысл. Универсалии создаются человеком на основе
чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех
свойств вещи, которые общи для многих предметов. В
результате этого процесса абстрагирования происходит
образование универсалий, которые существуют лишь в уме
человека. Такая позиция, преодолевающая крайности
номинализма и реализма, впоследствии получила название
концептуализма. Абеляр выступал против схоластических
умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении
знания, существовавших в то время.
В произведении "Диалог между философом, иудеем и
христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он
доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно
истины, поэтому христианство не может считать, что она
единственно истинная религия. Только философия может
достичь истины; она направляется естественным законом,
который свободен от всевозможных священных авторитетов.
В следовании естественному закону и состоит нравственное
познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют
еще всевозможным предписаниям, но они ˜ лишь ненужные
добавления к естественному закону, которому следуют все
люди, - совести.
Этические воззрения Абеляра изложены в двух
произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между
философом" иудеем и христианином". Они находятся в
тесной зависимости с его теологией. Основной принцип
этической концепции Абеляра - утверждение полной
моральной ответственности человека за свои поступки - как
добродетельные, так и греховные. Такое воззрение -
продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии,
подчеркивание субъективной роли человека в познании.
Деятельность человека определяется его намерениями. Сам
по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым.
Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой,
который совершен в противоречии с убеждениями человека.
В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр
полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не
совершали никаких греховных действий, так как эти
действия не находились в противоречии с их убеждениями.
Не были греховны и античные философы, хотя и не
являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в
соответствии со своими высокими моральными принципами.
Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной
миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех
Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был
примером высокой морали, которой должно следовать все
человечество. Абеляр полагал, что человечество
унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь
Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру,
божественная благодать нужна человеку не для
осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их
осуществление. Все это противоречило распространенным
тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским
собором (1140) как ересь.

Августин
Аврелий Августин Блаженный (354-430) -,
крупнейший средневековый философ, виднейший
представитель западных "отцов церкви". Он оказал
сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь
средневековья.
Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни
Прокла и даже приходятся на более ранний период, чем
жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому некоторые
исследователи полагают, что его творчество лучше
рассматривать в русле греческой философии. Более того,
Августин пришел к христианству через манихейство под
воздействием трудов неоплатоников. В философии
Августина много от неоплатоников, однако душа его,
сочинений религиозный, не сорместимый с духом античной
философии.
Родина Августина - город Тагаст (Северная Африка) -
современный Алжир. Интерес к философии у него появился
под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил
после себя богатое литературное наследство. Им написаны
десятки значительных произведений:
"Против академиков", "О блаженной жизни", "О
бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли",
"Исповедь", "О граде Божьем" и др.
По своим философским воззрениям Августин сначала
примыкал к манихейству - религиозному течению,
исповедовавшему противоположность добра и зла, света и
тьмы, - но, разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму
академиков. После знакомства с Амвросием Медиоланским,
оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов
неоплатоников Августин стал склоняться к христианству,
которое принял в 387 г. Он развернул активную деятельность
по распространению христианского вероучения, что дало
возможность исследователям его творчества называть его
"молотом еретиков".
Религиозно-философская система Августина
представляет собой соединение библейского мировоззрения с
теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для
христианского вероучения. Центральный пункт философской
системы Августина - Бог, поэтому она исключительно
теоцентрична. Согласно Августину, Бог представляет собой
высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит
ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит
от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным
имеет для Августина большое философско-теологическое
значение, так как в этом случае он выступает причиной
любого существования и всех изменений в мире. Бог
сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема
креационизма раскрывается Августином всесторонне и с
различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма
Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью
зависят от него, Бог же от человека и природы никак не
зависит.
Идея постоянного творения мира Богом приводит
Августина к концепции фатализма, что является характерной
чертой-августианизма. Все, что происходит в мире,
совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в
мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает.
Даже развитие растений и животных предопределено волей
Бога, который трансцендентно определяет зарождение и
развитие индивидуальных существ. Это приводит к
иррационалистическому истолкованию действительности
Августином, полагавшим, что таинственные, непостижимые
человеком явления природы вполне определяет воля Божья.
Креационистская доктрина Августина по-своему
трактует природу и человека. Для Августина весь
органический мир не обладает одушевленностью, не говоря
уже о неорганическом мире. Душой обладает только человек.
Душа человека создается Богом и после этого существует
вечно. В работе "О величине души" он Пишет, что душа "не
есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение
всех этих элементов или также некоторых из них" [1, 2].
Августин понимает человеческую душу как нематериальную
сущность, как бестелесное образование. При этом он считает,
что человеческая нематериальная душа находится в
материальном теле человека, и здесь возникает проблема их

страница 1
(всего 39)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign