LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Е. П. БЛАВАТСКАЯ
Разоблаченная Изида
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПЕРЕД ЗАВЕСОЙ
Догматическое высокомерие современной науки и теологии
Философия Платона дает единственную почву для примирения
Обзор древних философских систем
Сирийская рукопись о Симоне Волхве
Словарь, терминов употребляемых в этой книге
Часть I
"Непогрешимость" современной науки
ГЛАВА I. СТАРЫЕ ВЕЩИ С НОВЫМИ ИМЕНАМИ
Восточная Каббала
Древние традиции, подтвержденные новейшими исследованиями
Продвижение человечества отмечено циклами
Древняя зашифрованная наука
Неоценимая ценность Вед
Искажения европейских священных книг переводчиками
Магия всегда рассматривалась, как божественная наука
Достижения адептов магии и гипотезы ее современных хулителей
Человеческое устремление к бессмертию
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН СИЛЫ
Раболепство общества
Предрассудки и ханжество людей науки
Их преследуют психические феномены
Утерянные искусства
Человеческая воля - сила над силами
Поверхностные обобщения французских ученых
Медиумические феномены - к чему их приписать
Их связь с преступностью
ГЛАВА III. СЛЕПЫЕ ВОДИТЕЛИ СЛЕПЫХ
Производное Гёксли из орогиппуса
Комтэ, его система и последователи
Лондонские материалисты
Одеяния с чужого плеча
Эманация объективной вселенной из субъективной
ГЛАВА IV. ТЕОРИИ ПО ПОВОДУ ПСИХИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
Теория Гаспарина
Теория Тьюри
Теория де Мюссе и де Мирвилля
Теория Гудини
Теория Бабинэ
Теория Ройера и Джобарта де Ламбаля
Близнецы - "бессознательная церебрация" и "бессознательное чревовещание"
Теория Крукса
Теория Фарадея
Теория Шевроля
Менделеевская комиссия 1876 г.
Слепота души.
ГЛАВА V . ЭФИР ИЛИ "АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ"
Одна первичная сила, но много корреляций
Тиндаль едва не сделал великого открытия
Невозможность чуда
Природа изначальной субстанции
Толкование некоторых древних мифов
Опыты факиров
Эволюция в индийской аллегории
ГЛАВА VI. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
Наш долг Парацельсу
Месмеризм - его происхождение, прием, возможности
"Психометрия"
Время, пространство, вечность
Перенос энергии из видимой в невидимую вселенную
Опыты Крукса и теория Кокса
ГЛАВА VII. ЭЛЕМЕНТЫ, ЭЛЕМЕНТАЛЫ И ЭЛЕМЕНТАРИИ
Притяжение и отталкивание присущи всем царствам природы
Психические феномены зависят от физического окружения
Наблюдения в Сиаме
Музыка при нервных расстройствах
"Душа Мира" и ее потенциальные возможности
Исцеление прикосновением и целители
"Диакка" и злые демоны Порфирия
Неугасимый светильник
Современное невежество о жизненной силе
Древность теории корреляции сил
Универсальность верования в магию
ГЛАВА VIII. НЕКОТОРЫЕ ТАЙНЫ ПРИРОДЫ
Влияют ли планеты на человеческие судьбы?
Весьма любопытный отрывок из Гермеса
Беспокойное состояние материи
Исполнившееся пророчество Нострадамуса
Симпатии между планетами и растениями
Индийское знание свойств цвета
"Случайные стечения обстоятельств" - панацея современной науки
Луна и приливы
Эпидемические ментальные нравственные расстройства
Боги пантеона - только силы природы
Доказательства магической силы Пифагора
Невидимые расы обитателей эфирного пространства
"Четыре истины" буддизма
ГЛАВА IX. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
Значение выражения "кожаные покрывала"
Естественный отбор и его результаты
Египетский "круг необходимости"
До-Адамовые расы
Схождение духа в материю
Тройственная природа человека
Самые низкие на шкале существ
Описания элементалов
Прокл и существа воздуха
Различные названия элементалов
Взгляды Сведенборга на смерть души
Человеческие души, привязанные к земле
Нечистые медиумы и их "водители"
Психометрия в помощь научным исследованиям
ГЛАВА X. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ЧЕЛОВЕК
Отец Феликс привлекает к суду ученых
"Непознаваемое"
Опасность вызываний
Лярвы и лемуры
Секреты индийских храмов
Реинкарнация
Колдовство и колдуньи
Священный транс сомы
Уязвимость некоторых "теней"
Опыты Клеарха на спящем мальчике
Свидетельство автора о состязании магов Индии
Случай Севенны
ГЛАВА XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА
Человек становится неуязвимым
Посылки силы воли
Нечувствительность к змеиному яду
Очарование змей музыкой
Обсуждение тератологического феномена
Область психологии признается неисследованной
Отчаянные сожаления Берселия
Обращение речной воды в кровь - феномен растительного царства
ГЛАВА XII. "НЕОДОЛИМАЯ ПРОПАСТЬ"
Признание своего невежества людьми науки
Пантеон нигилизма
Тройной состав огня
Определение инстинкта и рассудка
Философия индийских джайнов
Умышленно-неправильные толкования Лемприера
Астральная душа человека не бессмертна
Перевоплощение Будды
Магическое изображение солнца и луны в Тибете
Объяснение вампиризма
Бенгальские фокусники
ГЛАВА XIII. РЕАЛЬНОСТИ И ИЛЛЮЗИИ
Разумное объяснение талисманов
Необъясненные тайны
Магический опыт в Бенгалии
Удивительные феномены Чиб Чондора
Индийский трюк восхождения по ленте - иллюзия
Возвращение к жизни захороненных факиров
Границы задержанной жизнедеятельности
Медиумизм прямо противоположен адептству
Что такое "материализованные духи"?
Шудала Мадан
Философия левитации
Эликсир и алкахест
ГЛАВА XIV. ЕГИПЕТСКАЯ ПРЕМУДРОСТЬ
Происхождение египтян
Их мощные инженерные сооружения
Древняя земля фараонов
Древность нилотических памятников
Искусства войны и мира
Мексиканские мифы и руины
Сходство с Египтом
Моисей - жрец Осириса
Чему учат развалины Сиама
Египетское Тао в Паленке
ГЛАВА XV. ИНДИЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Получение "тайной доктрины"
Две реликвии, принадлежащие палийскому ученому
Упрямая отчужденность индусов
Лидия Мария Чайлд о фаллическом символизме
Век Вед и Ману
Традиции до-потопных рас
Атлантида и ее народы
Реликвии Перу
Пустыня Гоби и ее тайны
Тибетские и китайские легенды
Маг помогает, а не препятствует природе
Философии, религии, искусства и науки - наследие потомкам от Матери Индии
ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-МУ ТОМУ
Часть II
"Непогрешимость" религии
Глава I. ЦЕРКОВЬ - ГДЕ ОНА?
Церковная статистика
Католические "чудеса" и спиритуалистические "феномены"
Сопоставление христианских и языческих верований
Магия и колдовство, практикуемые христианским духовенством
Сравнительная теология - новая наука
Восточные традиции об Александрийской библиотеке
Римские папы - императоры индусского Брахматмы
Христианские догматы, взятые из языческой философии
Учение о Троице языческого происхождения
Диспуты между гностиками и отцами церкви
Кровавые летописи христианства
Глава II. ХРИСТИАНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
Колдовство Катерины Медичи
Оккультные приемы, употребляемые духовенством
Сжигание ведьм и аутодафе малых детей
Лживые католические святые
Претензии миссионеров в Индии и Китае
Святотатственные трюки католического духовенства
Павел - каббалист
Петр - не основатель Римской церкви
Строгие жизни языческих иерофантов
Возвышенный характер древних "мистерий"
Сообщение Жаколио об индусских факирах
Индусская доктрина питри
Христианский символизм, происшедший от фаллического культа
Брахманское общение с духами
Опасности нетренированного медиумизма
Глава III. СЕКТЫ РАННИХ ХРИСТИАН
Сходство между ранним христианством и буддизмом
Петр никогда не был в Риме
Значение слов "назар" и "назарей"
Крещение - заимствованный обряд
Родовое ли имя Зороастр?
Пифагорейские учения Иисуса
Кабалистика Апокалипсиса
Некоторые языческие философы и ранние христиане считают Иисуса адептом
Доктрина пермутации
Значение воплощенного Бога
Догматы гностиков
Идеи Маркиона "ересиарха"
Заповеди Ману. Тождество Иеговы с Вакхом
Глава IV. ВОСТОЧНЫЕ КОСМОГОНИИ И ЗАПИСИ БИБЛИИ
Расхождения в Пятикнижии
Сопоставление индийской, халдейской и офитской систем
Кто были первые христиане?
Христос и София-Ахамот
Тайная доктрина, преподанная Иисусом
Иисус никогда не претендовал на то, что он Бог
Повествования Нового Завета и индусские легенды
Древность "Логоса" и "Христа"
Сравнительный культ Девы
Глава V. ТАЙНЫ КАББАЛЫ
Эн-Соф и сефирот
Первобытная религия мудрости
Книга Бытия - компиляция легенд Старого Мира
Троица Каббалы
Системы гностиков и назареев, сопоставленные с мифами индусов
Каббализм в Книге Иезекииля
Повествование о воскрешении дочери Джайруи найдено в жизнеописании Кришны
Не заслуживающие доверия учения ранних Отцов
Их дух преследования
Глава VI ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ БУДДИЗМА, ПАРОДИРОВАННЫЕ В ХРИСТИАНСТВЕ
Решения Никейского Собора; как к ним пришли
Убиение Ипатии
Происхождение символа-рыбы Вишну
Каббалистическая доктрина космогонии
Диаграммы индусской и халдео-еврейской систем
Десять мифических аватар Вишну
Троичность человека, изложенная Павлом
Сократ и Платон о душе и духе
Истинный буддизм - что это такое
Глава VII. ЕРЕСИ РАННИХ ХРИСТИАН И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА
Назареи офиты и современные друзы
Этимология ИАО
Египетские "герметические братья"
Истинное значение нирваны
Секта джайнов
Христиане и дрестиане
Гностики и их клеветники
Будда, Иисус и Аполлоний Тианский
Глава VIII. ИЕЗУИТСТВО И МАСОНСТВО
"Зогар" и раввин Симеон
Орден иезуитов и его отношение к некоторым масонским орденам
Преступления разрешенные его членам
Принципы иезуитства в сопоставлении с принципами языческих моралистов
Троичность человека в египетской "Книге мертвых"
Масонство перестало быть эзотеричным
Преследование тамплиеров церковью
Тайные масонские шифры
Иегова не есть "Непроизносимое Имя"
Глава IX. ВЕДЫ И БИБЛИЯ
Почти каждый миф обоснован на какой-либо великой истине
Древность Вед
Откуда христианский Саббат
Пифагорейская доктрина о потенциальности чисел
"Дни" книги Бытия и "Дни" Брахмы
Грехопадение человека и Потоп в индусских книгах
Древность "Махабхараты"
Принадлежали ли древние египтяне к арийской расе?
Самуил Давид и Соломон - мифические персонажи
Символизм Ноева Ковчега
Патриархи тождественны со знаками Зодиака
Все библейские легенды принадлежат всемирной истории
Глава X. МИФ О ДЬЯВОЛЕ
Дьявол официально признан церковью
Сатана - главная опора духовенства
Тождественность Сатаны с египетским Тифоном
Его связь с культом змея
Книга Иова и книга Мертвых
Индусский дьявол - метафизическая абстракция
Сатана и Князь Ада в Евангелии от Никодима
Глава XI. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ПО БУДДИЗМУ И ХРИСТИАНСТВУ
Век философии не создавал атеистов
Легенды о трех Спасителях
Христианская доктрина Искупления нелогична
Причина неудачи миссионеров при обращении в свою веру буддистов и брахманистов
Ни Будда, ни Иисус не оставили записей
Величайшие тайны религии в "Бхагавадгите"
Значение возрождения объясненное в "Сатапа-брахмане"
Истолкование жертвоприношений крови
Деморализация Британской Индии христианскими миссионерами
Библия менее подлинна чем любая другая сокровенная книга
Знание химии и физики, проявляемое индийскими фокусниками
Глава XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перечисление основных положений
Провидение души и духа
Феномен так называемой руки духа
Разница между медиумами и адептами
Интервью английского посла с перевоплощенным Буддой
Полет астрального тела ламы в повествовании аббата Хака
Школа магии в буддийских ламасериях
Неизвестное племя индусских тодов
Сила воли факиров и йогов
Укрощение диких зверей факирами
Вызывание живого духа шаманом, засвидетельствованное автором
Колдовство иезуитского отца посредством дыхания
Почему изучение магии почти неосуществимо в Европе
Заключение
Список литературы

Текст по изданию:
Е.П. Блаватская. Разоблаченная Изида. Москва, "АСТ", 1999.
(c) Перевод К. Леонов, О. Колесников, 1999.

Разоблаченная Изида
Е. П. БЛАВАТСКОЙ
КЛЮЧ К ТАЙНАМ ДРЕВНЕЙ И
СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕОСОФИИ
"Это есть книга прекрасной веры", - Монтень
Isis Unveiled
A MASTER-KEY TO THE MYSTERIES OF ANCIENT AND MODERN SCIENCE AND THEOLOGY
BY H. P. BLAVATSKY,
CORRESPONDING SECRETARY OF THE THEOSOPHICAL SOCIETY
"Cecy est un livre de bonne Foy", - Montaigne
Vol. I. SCIENCE
Том I. НАУКА
(c) Перевод К. Леонов, О. Колесников, 1999

Автор
посвящает этот труд
Теософскому обществу,
которое было основано в Нью-Йорке в 1875 г.
для изучения того, о чём эти тома трактуют.
ВВЕДЕНИЕ
Книга, которая теперь выносится на суд публики, является плодом довольно близкого знакомства с восточными адептами и изучения их науки. Она предлагается тем, кто готов воспринять истину, где бы он ни встретил ее, и защищать ее, даже прямо глядя в лицо общераспространенным предрассудкам. Это попытка помочь исследователям разглядеть жизненные принципы, лежащие в основе философских систем старины.
Книга написана со всей искренностью. Она хочет воздать должное и говорить правду, без злобы и без предвзятости Но она не оказывает ни снисхождения сидящему на троне заблуждению, ни уважения самозваному авторитету. Она требует уважения оклеветанному прошлому за его достижения - уважения, которое так долго ему не воздавалось. Она требует возврата чужих одеяний владельцам и восстановления оклеветанных, но славных репутаций. Ни к какой форме поклонения, ни к какому религиозному верованию, ни к какой научной гипотезе ее критика в другом духе направлена не будет. Люди и партии, секты и школы только мотыльки-однодневки мирового дня. ИСТИНА, высоко восседающая на своей алмазной скале, одна только владычествует вечно.
Мы не верим ни в какую магию, которая превзошла бы кругозор и способности человеческого ума, ни в "чудо", божественное или дьявольское, если оно подразумевает нарушение законов природы, вечно существующих. Тем не менее, мы принимаем, как правильное, высказывание талантливого автора "Festus", что человеческое сердце еще не выразило себя полностью и что мы никогда еще не постигали и даже не понимали степени его сил. Разве это слишком много - верить, что человеку следовало бы развивать новые чувствования и более тесную связь с природой? Логика эволюции должна научить этому, если доводить ее до ее законных заключений. Если где-то во время восхождения от растения или до благороднейшего человека зародилась душа, одаренная разумностью, то не будет неразумным сделать вывод и поверить, что в человеке растет способность, дающая ему возможность разбираться в фактах и в истинах превосходящих наш нынешний кругозор. Все же мы без колебаний принимаем утверждение Бифе, что "сущность всегда одна и та же". Отбиваем ли мы мрамор снаружи, двигаясь во внутрь глыбы, скрывающей будущую статую, или же накладываем камень на камень, двигаясь изнутри наружу, пока храм не завершен, - наш новый результат есть только старая идея. Самая последняя из всех вечностей найдет свою суженную другую половину души в самой ранней.
Когда, много лет тому назад, мы первый раз путешествовали по Востоку, исследуя тайники его покинутых святилищ, два приводящих в трепет и постоянно возвращающихся вопроса угнетали наш ум: кто и что есть Бог? Кто видел когда-нибудь бессмертный дух человека и убедился таким образом в собственном бессмертии?
И когда мы были наиболее озабочены разрешением этих смущающих вопросов, - мы пришли в соприкосновение с некими людьми, обладающими таинственными силами и такими глубокими познаниями, что мы можем, поистине, назвать их мудрецами Востока. Мы чутко прислушивались к их наставлениям. Они доказали нам, что путем комбинирования науки с религией существование Бога и бессмертие человеческого духа могут быть доказаны так же, как теоремы Евклида. В первый раз мы убедились, что в философии Востока нет места ни для какой другой веры, кроме абсолютной и непоколебимой веры во всемогущество бессмертного собственного "Я" человека. Нас учили, что это всемогущество происходит от родства человеческого духа со Вселенскою Душою - Богом! Последний никогда не может быть продемонстрирован иначе, как только посредством первого. Человеческий дух доказывает существование божественного духа так же, как одна капля воды доказывает существование источника, откуда она пришла. Скажите кому-нибудь, кто никогда не видел воды, что существует океан воды, и ему придется принять это на веру, или же совсем отрицать. Но пусть одна капля упадет ему на руку, и тогда он будет в состоянии сделать из этого факта все остальные выводы. И после этого он может постепенно дойти до понимания, что существует беспредельный неизмеримый океан. Ему более не будет нужна слепая вера; он заменит ее знанием. Когда видишь смертного человека, проявляющего огромные способности, управляющего силами природы и открывающего взорам вид на мир духов, то рассудительный ум потрясен убеждением, что если духовное Эго одного человека может совершить так много, то способности Духа-Отца соответственно должны быть настолько мощней и обширней, насколько океан мощнее и обширнее одной капли. Ex nihilo nihil fit;<<1>> докажите существование души у человека посредством ее чудодейственных сил - и вы докажете существование Бога!
В нашей учебе нам показали, что тайны не есть тайны. Имена и места, которые для западного ума имели значение только восточных сказок, были нам показаны, как реальности. С благословением мы вступили в духе в храм Изиды, чтобы отодвинуть завесу "того, кто есть, был и будет" в Саисе; чтобы заглянуть через разодранную завесу в святая святых Иерусалима и даже задавать вопросы в подземной часовне, которая когда-то существовала под священным зданием - таинственная Бат-Кол. Филиа Воцис - дочь божественного гласа - отвечала с седалища милосердия за завесой,<<2>> и наука, теология и все человеческие гипотезы, родившиеся от несовершенного знания, навсегда потеряли в наших глазах свой авторитетный характер. Единственный живой Бог говорил через своего оракула - человека, и мы были удовлетворены. Такое знание бесценно; и отказано в нем было только тем, кто проглядел его, высмеивали его и отрицали его существование.
От таких ожидаем критики, осуждения и, возможно, враждебности, хотя эти препятствия на нашем пути возникнут ни от обоснованности наших доказательств, ни подлинных фактов истории, ни от недостатка здравого рассуждения у публики, к которой мы обращаемся. Течение современной мысли явно направлено в сторону либерализма как в религии, так и в науке. Каждый день приближает реакционеров к той точке, где им придется сдать свой деспотический авторитет над общественным сознанием, которым они так долго пользовались. Когда папа римский может дойти до таких крайностей, как бросать осуждающие анафемы на головы тех, кто поддерживает свободу прессы и слова, или настаивают, что в конфликтах между гражданским и церковным законом предпочтение должно отдаваться первому, или что любой метод обучения, чисто светского характера, должен санкционироваться;<<3>> и когда мистер Тиндаль, как рупор науки девятнадцатого века, говорит:
"Непоколебимая позиция науки может быть выражена в нескольких словах: мы требуем и мы вырвем у теологии всю область космологической теории",<<4>> -
то не трудно предугадать, чем это кончится.
Века подчинения еще не совсем свернули жизненную кровь людей в кристаллы вокруг ядра слепой веры; и девятнадцатый век является свидетелем борьбы гиганта, когда он стряхивает с себя карликовые путы и встает на ноги. Даже протестантская община Англии и Америки сейчас занята пересмотром текста своих оракулов и будет вынуждена обнажить источники и достоинства самого текста. День властвования догм над людьми докатился до своих сумерек.
Наше произведение поэтому является доводом в пользу признания герметической философии, древней вселенской религии мудрости, являющейся единственным ключом к Абсолютному в науке и в теологии. Чтобы показать, что мы совсем не скрываем от себя серьезность нашего предприятия, мы можем заранее сказать, что не будет ничего удивительного, если нижеперечисленные классы ополчатся на нас:
Христиане, которые увидят, что мы ставим под сомнение свидетельства подлинности их веры.
Ученые, которые увидят, что их претензии на непогрешимость помещены в ту же связку, что и претензии римско-католической церкви, и по некоторым отдельным подробностям мудрецы и философы древнего мира классифицированы выше, чем они.
Псевдоученые, разумеется, будут нападать на нас яростно.
Широкомыслящие церковники и свободомыслящие обнаружат, что мы не принимаем того, что они принимают, но требуем признания всей истины.
Приверженцы догмы и различные авторитеты, которые прячут свои истинные верования из-за уважения к общепринятым предрассудкам.
Наемники и паразиты прессы, которые проституируют ее более чем королевскую власть и обесчещивают благородную профессию, найдут, что им легко насмехаться над вещами, которые слишком чудесны, чтобы они их могли понять, ибо им плата за абзац дороже, чем цена искренности. От многих может поступить честная критика, а от многих - нет. Но мы смотрим в будущее.
Происходящая теперь борьба между партией общественного сознания и партией реакции уже придала более здоровый тон мышлению. Навряд ли она может окончиться иначе, как окончательной победой Истины над заблуждением. Мы опять повторяем - мы трудимся для более светлого завтра.
И все же, когда мы учитываем то ожесточеннейшее сопротивление, на которое мы идем, кто же тогда имеет больше права, нежели мы, выходя на арену, начертать на нашем щите приветствие римских гладиаторов Цезарю:
MORITURUS TE SALUTВT!<<5>>
Нью-Йорк, сентябрь 1877 г.


ПЕРЕД ЗАВЕСОЙ
Джон - На стены вынести развернутые стяги!
- Король Генрих VI, акт IV.
"Моя жизнь была посвящена изучению человека, его судеб и его счастья"
- Дж. Р. Бьюканан, "Конспекты лекций по антропологии".
Нам говорят, что уже прошло девятнадцать веков с тех пор, как ночь язычества была впервые рассеяна божественным светом христианства; и два с половиною века прошло с тех пор, как светлая лампа современной науки начала сиять во мраке невежества веков. От нас требуют, чтобы мы поверили, что в течение указанных эпох началось истинное продвижение нравственного и интеллектуального развития нашей расы. Древние философы, мол, были достаточно хороши для своих, соответствующих им поколений, но они безграмотны по сравнению с нашими современными мужами науки. Этика язычества, может быть, и отвечала требованиям некультурного народа древности, но только до тех пор, пока появление сияющей "Вифлеемской звезды" не указало ясного пути к нравственному совершенствованию и спасению. В старину животность была правилом, добродетель и духовность - исключением. Теперь даже самый тупой может прочесть волю Бога в слове Его откровения; у людей теперь достаточно побуждений стать добрыми, и они все время становятся лучше.
Так полагают: но каковы факты? С одной стороны лишенное духовности, догматическое, очень часто - развращенное духовенство; уйма сект и три воюющие между собою великие религии; разногласия вместо единения, догматы без доказательств, любящие сенсацию проповедники, ищущие богатства и удовольствий прихожане, лицемерие и ханжество, порожденные тираническими крайностями в требованиях приличия, респектабельности, господствующих взглядов - искренность и действительность благочестия становятся исключениями. С другой стороны, научные гипотезы, построенные на песке; нет ни одного вопроса, по которому достигнуто согласие; ярые ссоры и зависть; общее течение в материализм. Схватка насмерть между наукой и теологией за непогрешимость - "вековой конфликт".
В Риме, в самозваном оплоте христианства, мнимый наследник кресла Петра подрывает общественный порядок посредством своей невидимой, но вездесущей сети преданных ханжеских агентов, науськивая их революционировать Европу ради его временного, а также духовного верховодства. Мы видим его, называющего себя "Викарием Христа", как он братается с антихристианским мусульманством против другой христианской нации, публично призывая Божье благословение на оружие тех, кто огнем и мечом препятствовали претензиям его Христа на божественность. В Берлине, в одном из великих оплотов учености, профессора современных точных наук, повернувшись спинами к восхваленным результатам просвещения после Галилеевской эры, потушили свечу великого флорентийца, пытаясь доказать, что вся гелиоцентрическая система и даже само вращение земли ничто другое, как обманчивые мечтания заблудившихся ученых; Ньютон же - духовидец, и все астрономы прошлого и настоящего только ловкие манипуляторы числами, старавшиеся доказать неподдающиеся проверке проблемы.<<6>>
Между этими двумя столкнувшимися титанами - наукой и теологией - находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
Будет ли строго справедливо осудить на побитие камнями критики самого смиренного и скромного из авторов за то, что он целиком отвергнет авторитет и того и другого из этих сражающихся? Не обязаны ли мы принять за истину афоризм нашего века, провозглашенный Горацием Грили:
"Я не признаю безоговорочно взглядов ни одного человека, ни живого ни мертвого".[2]<<*1>>
Таков, во всяком случае, будет наш девиз, и мы хотим руководствоваться этим принципом на протяжении всего этого труда.
Среди многих необычных ростков нашего века странное вероучение так называемых спиритуалистов возникло среди разваливающихся остатков религий самозваного откровения и материалистических философий; и пока что оно одно предоставляет последнее прибежище компромиссу между двумя. Что этот неожиданный дух дохристианских времен был встречен нашим трезвым и позитивным веком не очень гостеприимно, - этому нечего удивляться. Времена странно изменились. И совсем недавно хорошо известный бруклинский проповедник очень кстати указал в своей проповеди, что если бы Иисус мог снова появиться на земле и вел бы себя на улицах Нью-Йорка так, как вел себя на улицах Иерусалима, он бы очутился в заключении в тюрьме.<<7>> Какого же рода встречу мог тогда ожидать cпиритуализм? Правда, этот вещий чужеземец на первый взгляд не выглядит ни привлекательным, ни многообещающим. Уродливый и неприглядный, подобно ребенку от семи нянек, он выходит из своего раннего детства хромой и искалеченный. Его врагам имя легион; друзей и защитников у него горсточка. Но что из этого? Когда же истину принимали сразу a priori?<<8>> То, что приверженцы спиритуализма в своем фанатизме преувеличивали его качества и остались слепыми к его несовершенствам, - это не дает основания, чтобы сомневаться в его реальности. Подделка невозможна, когда нечего подделывать. Сам фанатизм спиритуалистов является доказательством подлинности и возможности их феноменов. Они дают нам факты, которые мы можем исследовать, а не утверждения, которым мы должны верить без доказательств. Миллионы разумных мужчин и женщин не могут легко поддаться коллективным галлюцинациям. Итак, пока духовенство, придерживаясь своих собственных толкований Библии, и наука, считающаяся только со своим самодельным Кодексом возможного в природе, - отказываются даже выслушивать спиритуалистов, - истинная наука и истинная религия молчат и с серьезным вниманием ожидают дальнейшего.
Весь вопрос о феноменах покоится на правильном понимании старых философий. Куда же мы должны обратиться в своем недоумении, как не к древним мудрецам, если под предлогом суеверия современная наука отказывает нам в объяснении? Давайте спросим их, что они знают об истинной науке и религии; не будем касаться подробностей, но во всей широте понимания этих истин-близнецов, таких сильных в единении и таких слабых, когда разрознены. Кроме того, нам может быть выгодно сравнение этой хваленой современной науки с древним невежеством, усовершенствованной современной теологии с "Тайной доктриной" древней универсальной религии. Может быть, таким образом мы откроем нейтральную почву, откуда мы сможем извлекать пользу из обоих.
Только философия Платона, будучи тонко разработанным компендиумом<<9>> трудно понимаемых систем старой Индии, может предоставить нам эту нейтральную почву. Хотя прошло двадцать два века с четвертью со смерти Платона,<<10>> - великие умы мира все еще заняты изучением его писаний. Он был в самом полном смысле этого слова мировым истолкователем. И этот величайший философ дохристианской эры верно отражал в своих сочинениях духовность ведийских философов, живших тысячи лет до его самого, - верно отражал их метафизические выражения. Можно обнаружить, как Вьяса, Джаймини, Капила, Врихаспати, Сумати и многие другие, несмотря на разделяющие века, оставили свою неизгладимую печать на трудах Платона и его школы. Таким образом, обеспечен вывод, что Платону и древним мудрецам Индии одинаково была открыта одна и та же мудрость. И если эта мудрость могла пережить такой удар времени, - то какою же эта мудрость может быть, как не божественной и вечной?
Платон учил, что справедливость существует в душе ее обладателя и составляет его величайшее благо.
"Люди, пропорционально своему разуму, признали ее (справедливости) трансцендентальные требования"
Все же комментаторы почти единодушно уклоняются от каждого абзаца, свидетельствующего, что его метафизика обоснована на прочном фундаменте, а не на идеальных концепциях.
Но Платон не мог принять философию, лишенную духовных устремлений; у него эти два всегда составляли одно. Ибо для старого греческого мудреца существовала только одна единая цель - реальное знание. Он считал, что только тот является настоящим философом или изучающим истину, кто обладает знанием о реально-существующем, в противоположность тому, что прибывает и убывает, что развивается и уничтожается попеременно.
"За всеми конечными существованиями и второстепенными причинами, всеми законами, идеями и принципами существует РАЗУМ или УМ [???? , nous. ?ух], первый принцип изо всех принципов, Верховная Идея, на которой основаны все другие идеи; Монарх и Законодатель вселенной; единая субстанция, от которой все вещи получили свое начало и сущность, первопричина всего порядка и гармонии, красоты, превосходства и добродетели, проникающих всю вселенную - кого называют ради возвышения Верховным Добром, Богом ( o ??o? ) "?огом над всем", ( o ??? ???? ??o? )" [3, XI, с. 377].
Он не есть ни разум, ни истина, но "отец их". Хотя эта вечная сущность вещей не воспринимается нашими физическими чувствами, она постижима для умов тех, кто не является упрямым глупцом.
"Вам", - говорил Иисус своим избранным ученикам, - "дано познать тайны Царствия Небесного, но им [ ?????? ] ?е дано, ... поэтому Я говорю им притчами [аллегориями]; ибо они глядя не видят, слушая не слышат и не понимают". [Матфей, XIII, 11, 13.]
Порфирий неоплатонической школы свидетельствует, что философия Платона преподавалась и иллюстрировалась в мистериях. Многие в этом сомневались и отвергали это; и Лобек в своем "Аглаофомус" дошел даже до такой крайности, что изобразил священные оргии, как нечто немногим большее, чем пустое представление, чтобы увлечь воображение. И это, несмотря на то, что Афины и Греция в течение более чем двадцати веков посещали через каждые пять лет элевзинские мистерии, чтобы смотреть торжественное религиозное действо. Августин, папа-епископ Хиппона, дал разъяснение этим утверждениям. Он заявляет, что доктрины александрийских платонистов были оригинальные эзотерические доктрины. Он заявляет, что доктрины александрийских платонистов были подлинными эзотерическими доктринами первых последователей Платона и описывает Плотина, как воскресшего Платона. Он также приводит мотивы великого философа, заставившие его завуалировать внутренний смысл того, чему он учил.<<11>>
Что касается мифов, Платон заявляет в "Горгие" и "Федоне", что мифы суть сосуды-носители великих истин, весьма достойных, чтобы их искали. Но комментаторы так мало были en rapport<<12>> с великим философом, что были вынуждены сознаться, что они не знают, "где кончается доктрина и начинается миф". Платон обратил в бегство популярные суеверия по отношению к магии и демонам и преувеличенные теории того времени развил в разумные теории и метафизические концепции. Может быть, они не вполне соответствовали бы индуктивному методу рассуждения, установленному Аристотелем; тем не менее они в высшей степени удовлетворяют тех, кто постигает существование высшей способностью внутреннего зрения, интуицией, дающей критерий при утверждении истины.
Базируя все свои доктрины на присутствии Верховного Разума, Платон учил, что ноус, дух; или разумная душа человека, будучи "порожденной божественным Отцом", обладает естеством родственным или даже однородным с божеством и способна лицезреть вечные реальности. Эта способность созерцать действительность прямо и непосредственно принадлежит только Богу; устремление к этому знанию составляет то, что действительно подразумевается под словом философия - любовь к мудрости. Любовь к истине есть прирожденная любовь к добру; и доминируя над всеми другими желаниями души, очищая ее и приобщая ее к божественному и направляя каждое действие индивидуума, она поднимает человека до участия и общения с божественным и восстанавливает в нем подобие Божие.
"Этот полет,- говорит Платон в "Теэтете", - состоит из становления подобным Богу, и усвоение этого выражается в том что человек становится справедливым и святым мудростью".
Основою этого усвоения всегда утверждается предсуществование духа или ноус. В аллегории колесницы и крылатых коней, данной в "Федре", он изображает психическую природу, как сложную и двойственную; тумос или эпитумическая часть, образованная из субстанций феноменального мира, и ????????? , тумоидес, сущность которого связана с миром вечным. Нынешняя земная жизнь есть падение и наказание. Душа обитает "в гробу, который мы называем телом", и в ее воплощенном состоянии до прохождения дисциплины образования поэтический или духовный элемент находится в "спящем состоянии". Жизнь таким образом скорее является сном, чем действительностью. Подобно пленникам в подземной пещере, описанным в "Республике", наши спины повернуты к свету, и мы воспринимаем только тени предметов и думаем, что это реальности. Не есть ли это идея Майи или иллюзии чувств в физической жизни, которая является характерной чертой в буддийской философии? Но эти тени, если мы не абсолютно отдалились во власть чувственной натуре, пробуждают в нас смутные воспоминания о том высшем мире, в котором мы когда-то обитали.
"Заключенный дух имеет некоторые неясные и затемненные воспоминания о своем состоянии блаженства до начала цикла рождении, а также некоторое томление по возврату туда".
Задачею дисциплины философии является освобождение духа от пут чувств и поднятие ее в царство чистой мысли, к видению вечной истины, добра и красоты.
"Душа, - говорит Платон в "Теэтете", - не может воплотиться в форму человека, если она никогда не видела истины. Это воспоминания о том, что наша душа видела прежде, когда витала вместе с божеством, презирая те вещи, о которых мы теперь говорим, что они существуют, и взирала на то, что действительно реально существует. Вот причина, почему ноус или дух философа (или изучающего высшую истину) окрыляется, ибо он всеми силами старается держать эти вещи в уме, созерцание которых возвышает даже само божество. Правильно используя воспоминания о прежней жизни, постоянным самоусовершенствованием в совершенных мистериях человек становится истинно совершенным - посвященным в божественную мудрость".

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign