LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Память и ум
Есть ли память нечто, в нас рождающееся, чтобы породить Эго? Знание, чувство и воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник цепкости, ее можно заострить или оставить тупой, и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления; знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы, коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи, приукрашивая, отделывая и выдавая их. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом. Мозговой разум обусловлен отзывчивостью мозга на этот свет, он есть ристалище сознания Манаса. У животного монада и манас латентны, но мозг его не может отзываться. Все потенциальности на месте, но они дремлют. На Западе господствуют некоторые признанные заблуждения, которые лишают силы теории383.
Одновременные впечатления
Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем сознании? Обитатели Запада говорят - одно; оккультисты же говорят - нормально семь, а анормально - четырнадцать, семнадцать, девятнадцать, двадцать одно, вплоть до сорока девяти впечатлений можно воспринимать одновременно. Оккультизм учит, что сознание всегда воспринимает семеричное впечатление и хранит его в памяти. Вы можете доказать это, взяв сразу семь нот музыкальной гаммы, семь звуков достигают сознания одновременно, но нетренированное ухо может распознавать их лишь одно за другим, и вы, если того пожелаете, можете измерить интервалы. Натренированное ухо услышит семь нот сразу же, одновременно. В результате эксперимента было доказано, что через две или три недели человек может научиться воспринимать семнадцать или восемнадцать цветовых эффектов, а с практикой будут уменьшаться и интервалы384.
Память
Память приобретается для этой жизни и может быть расширена. Гениальность есть величайшая отзывчивость мозга и мозговой памяти на высший Манас. Впечатления, произведенные на любое чувство, хранятся в памяти385.
Ментальное и физическое чувства
Развитию физического чувства предшествует ментальное чувствование, которое и претворяется в физическое чувство. Ум воспринимает и хранит вещи любого рода механически и бессознательно и выбрасывает их в память как бессознательные восприятия. Если внимание чем-то сильно поглощено, то чувственное восприятие какой-либо раны в этот момент не ощущается, но позднее страдание входит в сознание. Так, возвращаясь к нашему примеру семи нот, взятых одновременно, мы имеем одно впечатление, но на слух ноты воздействуют последовательно одна за другой, так что они откладываются в мозговом разуме по порядку, ибо нетренированное сознание не может запечатлеть их одновременно. Все зависит от тренировки и внимания. Тогда перенос ощущения от любого органа к сознанию происходит почти одновременно, если ваше сознание сосредоточено на нем, но, если какой-либо шум отвлечет ваше внимание, пройдет интервал немногим более секунды, прежде чем оно достигнет вашего сознания. Оккультист должен тренировать себя, чтобы воспринимать и передавать по семи ступеням своего сознания каждое впечатление или впечатления одновременно. Кто наиболее сократит интервалы физического времени, наиболее и продвинется386.
Сознание; семь его ступеней
Существует семь ступеней, или оттенков, сознания Единицы, например, в момент наслаждения или боли - четыре низших и три высших.
1. Физическое чувственное восприятие: восприятие клетки; если она парализована, чувство в ней присутствует, хотя "вы" и не ощущаете его.
2. Самовосприятие, или апперцепция: т. е. самовосприятие клетки.
3. Психическая апперцепция: астрального двойника, доппелгенгера, переносящего ее выше, к
4. Витальному восприятию: физическое чувствование, ощущение удовольствия или боли - качества.
Таковы четыре низших ступени, относящиеся к психофизиологическому человеку.
5. Манасическое самовосприятие: манасическое распознавание низшего манаса.
6. Волевосприятие: волевое восприятие, добровольное принятие идеи: вы можете замечать или не замечать физическую боль.
7. Духовная, всецело поскольку она достигает высшего
сознательная апперцепция: самосознательного Манаса.
(Апперцепция означает самовосприятие, сознательное действие; не так, как у Лейбница, но когда внимание сосредоточено на восприятии.)
Вы можете воспринимать их на любом плане; например, плохая весть проходит через четыре низшие стадии, доходя до сердца. Или возьмем звук:
1. Он доходит до слуха.
2. Самовосприятие слуха.
3. До психического, или ментального, который переносит его к
4. Витальному (резкий, мягкий, сильный, слабый и т. д.)387
Эго
Одним из лучших доказательств того, что существует Эго, истинное поле сознания, является уже упомянутый факт, что состояние сознания никогда не воспроизводится в точности, живите вы хоть сотню лет, проходя через миллиарды и миллиарды состояний. Сколь много состояний и подсостояний испытываешь в течение активного дня; невозможно иметь достаточно клеток для всех. Это поможет вам понять, почему некоторые ментальные состояния и абстрактные вещи следуют за Эго в дэвакхан и почему другие просто рассеиваются в пространстве. То, что достигает Сущности, имеет с ней сродство как благородное деяние, является бессмертным и идет вместе с ней в дэвакхан, составляя неотъемлемую часть биографии распадающейся личности. Возвышенная эмоция проносится через семь стадий и достигает Эго, ум, что наигрывает свои мелодии в клетках мозга388.
Я-состояния
Высший и низший манас, аурическое яйцо и астральный свет
Качества определяют свойства я-состояний.
Поле сознания высшего Эго никогда не отражается в астральном свете. Аурическая оболочка получает впечатления как от высшего, так и от низшего манаса, и именно последние впечатления суть те, что также отражаются и в астральном свете. Тогда как естество всего духовного, всего, что достигает высшего Эго или же не отвергается им, не отражается в астральном свете, ибо последний находится на слишком низком плане. Но в течение жизни человека естество это запечатлевается, в кармических целях, на аурической оболочке и после смерти и разъединения принципов соединяется воедино со Вселенским Разумом, (то есть те "впечатления", что превыше даже плана дэвакхана), чтобы ожидать там кармически того дня, когда Эго должно воплотиться вновь. (Существует три рода впечатлений, которые мы можем назвать камическими, дэвакханическими и манасическими.) Ибо сущности, как бы высоки они ни были, должны получить свои кармические награды и наказания на земле. Эти духовные впечатления более или менее отлагаются на мозге, в противном случае низшее Эго было бы безответственным. Однако имеются некоторые впечатления, которые воспринимаются через мозг и которые не являются результатом нашего предыдущего опыта. У адепта мозг приучается удерживать эти впечатления389.
Ответственность
Перевоплощающийся Луч может быть подразделен, ради удобства, на два аспекта: низшее камическое эго рассеивается в камалоке; манасическая часть завершает свой цикл и возвращается к высшему Эго. В действительности именно это высшее Эго и наказуется, так сказать, и страдает. Это и есть истинное распятие Христа, самая мудреная и все же самая важная тайна оккультизма; весь цикл наших жизней зависит от нее. Воистину, именно высшее Эго и является страдальцем; ибо, запомните, что абстрактное сознание высшего личного сознания остается запечатленным на Эго, поскольку оно должно стать неотъемлемой частью его Вечности. Все наши самые возвышенные и благородные побуждения запечатлеваются на высшем Эго, так как они той же природы, что и оно само390.
Патриотизм
Патриотизм и великие деяния на военной службе не так уж хороши, с высшей точки зрения. Облагодетельствовать часть человечества - хорошо; но сделать это за счет других - плохо. Стало быть, в патриотизме и т. п. вместе с благом присутствует и яд. Ибо, хотя внутренняя сущность высшего Эго незапятнана, внешнее одеяние может оскверниться. Так, и плохое и хорошее из этих мыслей и деяний запечатлевается на аурической оболочке, и карму за все плохое принимает на себя высшее Эго, хотя оно совершенно неповинно. Так, оба рода впечатлений после смерти рассеиваются во Вселенском Разуме, и Эго, воплощаясь вновь, испускает луч, который и есть оно само, в новую личность и в ней страдает. Оно страдает в самосознании, сложенным им своим же накопленным опытом391.
Высшие Эго
Каждое из наших Эго влачит за собой карму прошлых манвантар. Существует семь Иерархий Эго, причем некоторые из них, например в отсталых племенах, можно сказать, только начинают настоящий Цикл. Эго начинает с божественного сознания; нет ни прошлого, ни будущего, ни разъединения. Еще долго оно не сознает самое себя. Лишь после многих рождений начинает оно понимать, благодаря этой совокупности опыта, что оно индивидуально. В конце своего цикла воплощений оно все то же божественное сознание, но теперь уже оно стало индивидуализированным самосознанием392.
Ответственность
Чувство ответственности внушается присутствием Света высшего Эго. Так как Эго в своем цикле перевоплощений становится все более и более индивидуализированным, оно все больше и больше учится через страдания сознавать свою собственную ответственность, в силу чего оно в конце концов вновь обретает самосознание, сознание всех Эго целой Вселенной. Абсолютное Существо, дабы иметь представление обо всем или чувствование его, должно пройти через все испытания индивидуально, не коллективно, с тем чтобы оно по возвращении обладало бы тем же всеведением, что и Вселенский Разум, плюс памятью обо всем том, через что оно прошло393.
Следовательно, мы всегда должны стараться акцентировать нашу ответственность394. Чувство ответственности есть начало мудрости, доказательство того, что ахамкара начинает исчезать, начало утраты чувства разобщенности395.
День "Будь-с-Нами"
В День "Будь-с-Нами" каждое Эго должно вспомнить все циклы своих прошлых воплощений за манвантары. Эго приходит в соприкосновение с этой Землей, все семь принципов становятся единым целым, оно видит все, что совершило на ней. Оно зрит поток своих прошлых воплощений посредством некоего божественного света. Оно видит все человечество сразу, но тем не менее всегда имеется как бы поток, который и представляет собой неизменно "Я"396.
Человеческие принципы
Здесь Е. П. Б. начертила две диаграммы, иллюстрируя различные способы изображения человеческих принципов. В первой:

два низших игнорируются, они исчезают, дезинтегрируются, не имеют значения. Остаются пять, осиянные Атманом. Во второй:

низшая четверица рассматривается лишь как материя, объективная иллюзия; остается Манас и аурическое яйцо, ибо высшие принципы отражаются в аурическом яйце. Во всех этих системах следует помнить о главном принципе - нисхождении и восхождении Духа как в человеке, так и в Космосе. Дух притягивается вниз как бы духовной гравитацией.
Попытки учеников проникнуть глубже в причину этого были пресечены, Е. П. Б. лишь дала намек на три Логоса:
1. Потенциальность ума (Абсолютная Мысль)
2. Мысль в зародыше
3. Идеация в действии.
Солнце и планеты
(Разговор начался с замечания, сделанного Е. П. Б. в начале недели, что Солнце намного моложе Луны; что при конце солнечной манвантары Солнце расколется на многочисленные кусочки, каждый из которых улетит в пространство, соберет свежую материю и в конечном итоге образует планету в новой солнечной системе. Семеричность в природе служит ключом к тому, что Луна, передавшая свои семь принципов в лайя-центр, где мы сформировались, была семерична. Другие миры слагаются на основе других цифр: например, Солнце основано на десяти. Разговор был немного бессвязным).
Комета частично охлаждается и воцаряется в качестве солнца. Она постепенно притягивает к себе планеты, которые еще не пристали ни к какому центру; так в течение миллионов лет образуется солнечная система. Исчерпавшая себя планета становится луной для планеты иной системы.
Солнце, которое мы видим, есть отражение истинного Солнца. Отражение это как внешняя конкретная вещь есть камарупа, ибо все солнца образуют камарупу Космоса. Для собственной системы Солнце есть Буддхи, так как является отражением и носителем истинного Солнца, которое есть Атман, незримый на этом плане. Все фохатические силы - электричество и т. д. - пребывают в этом отражении397.
Луна
В начале эволюции нашего Глобуса Луна находилась гораздо ближе к Земле и была больше, нежели сейчас. Она отступила от нас и намного уменьшилась в размере. (Луна отдала все свои принципы Земле, тогда как питри отдали людям лишь свои чхайя.)
Влияния Луны - всецело психофизиологические. Она мертва и испускает вредоносные эманации, подобно трупу. Она вампиризирует Землю и ее обитателей, так что любой, спящий под ее лучами, страдает, утрачивая некоторую часть своей жизненной силы. Зашитой служит белая ткань, ибо лучи не проникают сквозь нее, особенно же так следует предохранять голову. Луна наиболее сильна, когда она полная. Она извергает частицы, которые мы поглощаем, и постепенно дезинтегрируется. Там, где есть снег, луна выглядит как труп, будучи неспособной сквозь белый снег эффективно вампиризировать. Потому-то покрытые снегом горы свободны от ее пагубных влияний. Луна фосфоресцирует.
Говорят, что ракшасы с Ланки и атланты подчинили себе Луну. От них фессалийцы научились своей магии.
Эзотерически Луна есть символ низшего манаса; она также и символ астрала.
Растения, которые благотворны под лучами Солнца, зловредны под лучами Луны. Травы, содержащие яд, наиболее действенны, когда они собраны под лучами Луны398.
Новая Луна появится в течение седьмого Круга, и наша Луна окончательно дезинтегрируется и исчезнет. За Луной сейчас есть планета, "таинственная планета", и она постепенно умирает. Наконец, наступит время, когда она передаст свои принципы новому лайя-центру и там образуется новая планета, которая будет принадлежать к другой солнечной системе, а теперешняя таинственная планета станет тогда луной для этого нового Глобуса. Луна эта не будет иметь никакого отношения к нашей Земле, хотя она и будет находиться в пределах видимости399.
Солнечная система
Все видимые планеты, причисляемые астрономами к нашей Солнечной системе, действительно входят в нее, за исключением Нептуна. Также в нее входят и некоторые другие, не известные науке, и "все луны, пока что невидимые, для следующих творений"400.
Ниданы
Экзотерически и эзотерически существует двенадцать нидан, основная доктрина буддизма. Также существуют двенадцать экзотерических буддистских сутр, именуемых ниданами, в каждой из которых дается по одной нидане.
Ниданы имеют двоякое значение. Они суть:
1) Двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную Природу с объективной или же существующих между субъективной и объективной Природами.
2) Цепь причин и следствий.
Каждая причина производит следствие, и следствие это, в свою очередь становится причиной. Каждая из них имеет упадхи (основу), одно из подразделений одной из нидан, а также следствие, или последствие.
Как причины, так и следствия принадлежат той или иной нидане, причем каждая имеет от трех до семнадцати, восемнадцати и двадцати одного подразделения.
Названия этих 12 нидан таковы:
1. Джарамарана 7. Спарша
2. Джати 8. Чадаятана
3. Бхава 9. Намарупа
4. Упадана 10. Виджнана
5. Тришна 11. Самскара
6. Ведана 12. Авидья
1. Джарамарана, буквально, смерть вследствие старческой немощи. Заметьте, что смерть, а не жизнь стоит в качестве первой ниданы. Это - первооснова буддийской философии: каждый атом каждое мгновение, как только он рождается, начинает умирать.
На ней зиждятся пять скандх, они суть ее следствия или продукт. К тому же она, в свою очередь, основана на пяти скандхах. Они - вещи обоюдные, одна приводит к другой.
2. Джати, буквально, рождение.
Иными словами, рождение в соответствии с одним из четырех способов чатурйони (четырех чрев), а именно:
I) из чрева, подобно млекопитающим;
II) из яйца;
III) воздушные или жидкие зародыши - рыбья икра, пыльца, насекомые и т. д.;
IV) анупадака - нирманакая, боги и т. д.
То есть рождение происходит одним из этих способов. Вы должны родиться в одной из шести объективных форм существования или же в седьмой, которая субъективна. Эти четыре - внутри шести форм существования, а именно - Экзотерически:
I) Дэвы.
II) Люди.
III) Асуры.
IV) Люди в аду.
V) Преты, демоны-пожиратели на земле.
VI) Животные.
Эзотерически:
I) Высшие боги.
II) Дэвы или питри (все классы).
III) Нирманакая.
VI) Бодхисатвы.
V) Люди в Миалбе.
VI) Камарупические существования, будь то людей или животных, в камалоке или астральном свете.
VII) Элементалы (субъективные существования).
3. Бхава, буквально, кармическое существование, не существование-жизнь, но как моральный агент, определяющий, где вам надлежит родиться, т. е. в какой из трилок - бхур, бхувар или свар (в действительности 7 лок).
Причина, или нидана, бхавы есть упадана, то есть привязанность к существованию; то, что заставляет нас желать жизни в любой форме. Следствием является джати, в той или иной из трилок и в любых условиях401.
Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах, или же, мы могли бы сказать, закон кармы в двенадцати ниданических аспектах402.
Скандхи
Скандхи есть зародыши жизни на всех семи планах Бытия и образуют совокупность субъективного и объективного человека. Каждая вибрация, порождаемая нами, есть скандха. Скандхи тесно связаны с картинами астрального света, который является посредником впечатлений, и скандхи, или вибрации, связанные с субъективным и объективным человеком, представляют собой звенья, притягивающие перевоплощающееся эго, зародыши, что оно оставило за собой, отправляясь в дэвакхан, которые должны быть подобраны и изжиты новой личностью. Экзотерические скандхи имеют отношение к физическим атомам и вибрациям, или объективному человеку; эзотерические - к внутреннему, или субъективному, человеку.
Ментальное изменение или проблеск духовной истины могут побудить человека обратиться к истине даже в момент смерти, создавая, таким образом, хорошие скандхи для следующей жизни. Последние деяния или мысли человека оказывают огромное влияние на всю его будущую жизнь, но все же ему придется страдать за свои проступки и злодеяния, именно это и лежит в основе идей о предсмертном раскаянии. Но кармические следствия прошлой жизни должны воспоследовать, ибо человек в своем следующем рождении должен подобрать скандхи, или вибрационные отпечатки, оставленные им в астральном свете, так как в оккультизме ничто не возникает из ничего и так как должна существовать связь между жизнями. Новые скандхи рождаются от своих старых родителей.
Говорить о танхах во множественном числе неправильно, существует только одна танха, желание жить. Она-то и претворяется во множество, или, мы могли бы сказать, в сочетание идей. Скандхи бывают как кармическими, так и некармическими. Скандхи могут создать элементалов посредством бессознательной крийяшакти. Каждый элементал, извергаемый человеком, должен рано или поздно к нему вернуться, ибо он есть его собственная вибрация. Таким образом, они становятся его Франкенштейном. Элементалы есть просто следствия, производящие следствия; они суть развоплощенные мысли, добрые или дурные. Они остаются кристаллизованными в астральном свете, притягиваются в силу сродства и оживляются, когда их породитель возвращается к земной жизни. Вы можете парализовать их противоположными следствиями. Элементалов подхватывают как болезнь, и, стало быть, они опасны и для нас самих, и для других. Вот почему опасно воздействовать на других. Элементалы, которые живут после вашей смерти, суть те, что вы внушаете другим; остальные же пребывают латентными до вашего нового воплощения, когда они оживают вновь. "Таким образом, - сказала Е. П. Б., - если я вас плохо учила или сподвигла на что-то нехорошее, то после моей смерти вы будете продолжать грешить из-за меня, но карму придется нести мне. Кальвину, например, придется страдать за все свои лжеучения, хотя он и давал их с добрыми намерениями. Даже Будда допустил ошибки; он преподал свое учение людям, которые не были готовы к нему, и это создало ниданы403.
Огонь
Огонь есть не элемент, но нечто божественное. Физическое пламя являет собой объективный носитель высшего духа. Элементалы Огня суть высочайшие. Все в мире имеет свою ауру и свой дух. Пламя, которым вы зажигаете свечу, не имеет ничего общего с самой свечой. Аура объекта соединяется с низшей частью эфира. Гранит нельзя сжечь, поскольку аура его есть Огонь. Элементалы Огня не имеют сознания на этом плане, они слишком высоки, отражая божественность их собственного источника. Другие элементалы обладают сознанием на этом плане, ибо они отражают человека и его природу. Существует огромная разница между минеральным и растительным царствами. Фитиль лампы, например, является отрицательным, он становится положительным благодаря Огню, масло же служит посредником. Сверхэфир есть Огонь. Низшая часть Сверхэфира есть пламя, которое вы лицезреете. Огонь есть божество в своей субъективной вездесущности во вселенной. В иных условиях этот Вселенский Огонь проявляется как вода, воздух и земля. Именно единый элемент в нашей видимой вселенной суть крийяшакти всех форм жизни. Именно он порождает свет, тепло, смерть, жизнь и т. д. Он есть даже кровь. Во всех своих различных проявлениях он в сущности един. Он суть "Семь Космократоров".
Доказательства почитания огня можно найти в Ветхом Завете. Столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево - все есть Огонь. Огонь по природе своей подобен зеркалу и отражает лучи первопорядка субъективных проявлений. Тех субъективных проявлений, которые, как полагают, отбрасываются на экран первых очертаний сотворенной Вселенной; в своем низшем аспекте они суть творения огня.
Огонь в грубейшем аспекте своего естества есть первая форма и отражает низшие формы первых субъективных существ, имеющихся во Вселенной. Первые божественные хаотические мысли суть элементалы Огня. Будучи на земле, они принимают форму и порхают в пламени в виде саламандр, или низших элементалов огня. В воздухе присутствуют миллионы живых и сознательных существ, помимо наших мыслей, которые они и подхватывают. Элементалы Огня относятся к чувству зрения и поглощают элементалов всех других чувств. Так, через зрение вы можете иметь сознание осязания, слуха, вкуса и т. д., ибо все они заключены в чувстве зрения404.
Разное
Изменение. Защитное изменение, т. е. идентичность окраски насекомого и того, чем он питается, объяснено как работа элементалов природы.
Форма. Форма существует на различных планах, и формы одного плана могут быть бесформенны для обитателей другого. Космократоры строят на планах в Божественном Разуме, видимых им, но не нам. Принцип ограничения - principium individuationis - есть Форма; принцип этот суть божественный Закон, проявленный в космической материи, которая в сущности своей беспредельна. Аурическое яйцо есть предел человека, как Хираньягарбха - предел Космоса.
Крийяшакти. Первым шагом к овладению крийяшакти является использование воображения. Вообразить что-либо - значит создать устойчивую модель желаемого, совершенную во всех деталях. Тогда в действие приводится воля и форма переносится ею в объективный мир. Это и есть творчество силой крийяшакти.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Е. П. Блаватская
Двойники и экс-двойники
Как обнаружить источник "Воли позади сознания" (ваше собственное выражение), который срывает физическое я с якоря контроля, что нередко случается со многими людьми? Сие подразумевает разглашение величайшей тайны: изобличение, весьма часто, личности нашего незримого врага, который, кажется, руководит нами здесь и понуждает делать то, что опасно и нецелесообразно. Я не могу разгласить всего, но все же могу сообщить достаточно, дабы направить вас по верному пути. Так знайте же, что атомическое качество ваших астральных двойников не однородно. Напротив, оно в огромной степени зависит от нравственного, духовного и физического склада индивидуума. Давайте возьмем, к примеру, одно и то же эго, которое было А. 1500 лет тому назад и которое ныне, в 1888 году, есть Б.
Итак, двойник А после смерти тела является либо преимущественно духовным, либо преимущественно земным. В первом случае он быстро растворяется в камалоке и исчезает словно дым; ибо у него нет камарупы (тела сильных желаний и страстей), чтобы прилепиться к ней и ассимилироваться с нею. "Лингашарира доброго человека, покинув тело иллюзии, подобна утреннему туману; заслуги добродетели человека, что был, подобны солнцу. Когда солнце восходит, теплые лучи его рассеивают образ (астральное тело) словно аромат розы" ("Оккультные Афоризмы"). Это в том случае, если А. был даже средним, хорошим человеком. Но, предположим, он был большим сладострастником, или жестоким, или же чем-то в этом роде, тогда после смерти двойник его выживает посредством нечто вроде эластичного качества, вследствие того, что уцелевший посредник приводит свои атомы в столкновение такой огромной силы, которая делала человека сладострастником или чем бы он ни был при жизни.
Итак, в этом случае двойник выживает, не растворяясь порой столетиями. Тогда как двойник А., доброго человека, дезинтегрируется задолго до перевоплощения своего эго, двойник А., сладострастника, может просуществовать до следующего воплощения. И вот тогда происходит следующее. Предыдущий двойник, в силу сродства, притягивается к новой личности (или, вернее, к эго в ней, своему старому эго). Но вы должны хорошенько усвоить и познать природу, происхождение и приемы двойников, генезис и законы рассеивания этих отражений людей, прежде чем вы сможете вполне понять меня. Объяснение всего этого заняло бы слишком много времени, к тому же оно не может быть дано сейчас, но постарайтесь понять меня. Старый двойник весьма часто прилепляется к новой личности своего экс-эго, и, если подлинный двойник слабее, прежний овладевает последним; он одолевает его и иногда делает хорошего человека - каковым бы он был при других обстоятельствах - тем, чем являлась его экс-личность в предыдущем рождении и даже хуже. Это, как я понимаю, ваш случай. Один из ваших двойников или, вернее, ваш экс-двойник, пытается вновь соединиться с вами. И все же он всего лишь фантом фантома и не может навредить третьим лицам, разве что вскоре после смерти, - что к вам не относится, ибо ваше прошлое воплощение имело место много веков назад, - или же если почивший был чересчур злобен. Но пока он окончательно не дезинтегрировался и не растворился, он способен навредить своему старому эго сейчас, в новой форме - той индивидуальности внутри вашего настоящего тела и ваших прошлых тел, которая продвигается вперед от рождения к рождению. Он может придать ему (новому человеку) в его физическом "я" стремление к сладострастию, или жестокости, или эгоизму, или же алчности в противовес его лучшим чувствам, сделать его тщеславным и самонадеянным и попользоваться им на славу, пока он будет изо всех сил стараться стряхнуть с себя инкуба. Именно экс-двойники настоящих мужчины и женщины - если мужчина был женщиной в предыдущем рождении или женщина мужчиной - принимают личины или формы их прошлых воплощений и играют с несчастными смертными в "духов-жен" и "духов-мужей". И именно они... но давайте оставим эту тему.
По вашей фотографии я вижу, что, по крайней мере, одна из причин вашего несчастья - это влияние вашего прежнего нерассеявшегося двойника. Но, как я и говорила вам в своем последнем письме, "лучшее лекарство - ваша Воля" при совершенном вдохновении и с помощью духовности. Она (Воля) есть единственная непреодолимая сила в природе и в психическом мире, и, каким бы ни был фантом или демон, он может быть обращен в ничто, если сосредоточить на нем эту Волю и повелеть ему убраться прочь.

Приложение 2
Е. П. Блаватская
Диаграмма медитации
Сперва представьте Единство расширяющимся в Пространстве и бесконечным во Времени.
(Либо с самоотождествлением, либо без него)
ПРИОБРЕТЕНИЯ
-------------------T------------------¬
Постоянное присутствие Непрестанная попытка Восприятие во всех
в воображении во всем направить ход мыслей ко воплощенных существах
Пространстве и Времени всему сущему, что есть одного лишь ограничения
¦ ни любовь, ни ненависть, ¦
¦ ни равнодушие. ¦
¦ ¦ ¦
Из этого рождается Различна во внешней Критика без хвалы или
субстрат памяти который деятельности для каждого, порицания.
не пресекается ни во сне, поскольку у каждого
ни наяву. Проявлением способность разнится.
его является смелость Ментально одинакова для всех.
¦ ¦
С памятью о вездесущности Равновесие и постоянное
весь страх исчезает во спокойствие. Большая легкость
время опасностей и в развитии "добродетелей",
испытаний жизни которые, воистину, являются
следствием мудрости, ибо
благожелательность, сострадание
справедливость и пр. возникают
из интуитивного отождествления
индивидуума с другими, хотя и
незнакомыми для личности.

Примечание: Приобретение заканчивается концепцией: "Я есмь все Пространство и Время".
За гранью сего... (Но об этом говорить нельзя).
ЛИШЕНИЯ
-----------T----------T---------T--------¬
Расставания Отличие. Собственность. Личность. Восприятие.
и встречи. Друг и враг. L----T----- |
Ассоциация ¦ Тщеславие, Обжорство,
с местом. ¦ угрызения похоть и пр.
Времена и ¦ совести
формы. ¦
¦ ¦
Пустые Результатом
мечтания. является
Ожидания. отсутствие
Печальные злобы и
воспоминания. предвзятости. Жадность,
Разбитые (Заменяются эгоизм,
сердца суждением). амбиции

Примечание: Эти лишения производятся непрестанным воображением - без самообмана405 - идеи "У меня нет"; признание, что они есть источник привязанности, невежества и раздора.
"Лишение" заканчивается медитацией: "У меня нет атрибутов".
Общее примечание: Все страсти и добродетели переплетаются между собой. А посему диаграмма дает лишь общие намеки.

Приложение 3
Эзотерическая Секция Теософского Общества
и Инструкции Е. П. Блаватской
Насколько явствует из документов, первой попыткой создать группу учеников в целях более глубокого эзотерического изучения была "Петиция к Учителям об Образовании "Внутренней Группы" в Лондонской Ложе", приблизительная дата которой - июль или начало августа 1884 года.
В конце того же года, а именно в декабре 1884 г., мы узнаем о Комитете, который был предложен Т. Субба Роу и создан в Адьяре для получения дальнейших эзотерических учений и передачи их "Внутренней Группе" в Лондоне. Похоже, что Учителя согласились учредить специальную группу из своих чела, чтобы предоставлять материал этому Комитету через Субба Роу и Дамодара. Комитет этот должен был состоять* из полковника Генри С. Олькотта, Т. Субба Роу, м-ра и миссис Купер-Оукли и С. Рамасвами Ийера. Мы более не имеем никаких сведений относительно этой попытки и вполне резонно предположить, что из нее ничего не вышло.
Через несколько лет после этой попытки Уильям Куан Джадж пишет следующее письмо Е. П. Б., датированное 18 мая [1887 г.]:
Дорогая Е. П. Б.
Пожалуйста, ответь на это письмо. Так много людей просятся в ученики, что я должен что-то предпринять. Поэтому я составил прилагаемый при сем документ, который ты можешь мне отослать, добавив некоторые формальности, - как сочтешь нужным это сделать - или же любой другой документ, который мне следует иметь. Если же ты думаешь иначе, тогда, пожалуйста, подскажи мне, как лучше действовать.
Я знаю много хороших людей, кои себя прекрасно проявят и образуют собою скалу, о которую разобьется враг; план же этот их приободрит. Так что санкционируй что-нибудь. Преданный тебе
Уильям К. Джадж.
Прилагаемый при сем документ, составленный мистером Джаджем, гласил:
"Уильяму К. Джаджу: Вам поручается собрать вместе всех тех лиц, членов Теософского Общества в Соединенных Штатах, которые выражают желание служить делу Благословенных Учителей. Это ты должен сделать при наличии в каждом случае письменной договоренности о том, что принятые лица не становятся, таким образом, чела Учителей, но что им просто дается шанс предварительно испытать себя; ты же, прежде чем составить свой собственный список имен, будешь в каждом случае брать с кандидата письменное заверение, что он прекрасно осознает, на каком основании ты его принимаешь. Никаких обещаний; каждый получит лишь то, что он или она заслуживает - ни больше ни меньше. И все должны быть верны Делу, Учителям и основателям Теософского Общества...
Дано [и т. д.]
Е. П. Б. :. ответила, что я могу начинать и без документа и что вскоре она предпримет что-то еще. Позднее, когда она объясняла в Лондоне план В[осточной] Ш[колы] Т[еософии], я телеграфировал ей с просьбой "предать огласке Внутреннюю Секцию". Телеграмма эта была принята в присутствии д-ра Кейтли и других. Затем она попросила меня приехать в Лондон и помочь, что я и сделал. Э[зотерическая] С[екция] была образована в точном соответствии с вышеупомянутыми документами. Я не хочу ставить себя на ту же высоту, на которой стоит Е. П. Б. :., но в оккультизме Ложи Мастера низший чела часто используется как инструмент, дабы указать такой великой личности, как Е. П. Б. :. время, сезон года, а иногда и план. Что я и сделал в данном случае и по указанию Мастера. Промульгации* Е. П. Б. следовали этим идеям и отчасти словам в моем документе406.
Осенью 1888 г. У. К. Джадж отправился в Англию и Ирландию, где посетил, вместе с д-ром Арчибальдом Кейтли, Дублинскую Ложу, которая получила огромный импульс от их визита, состоявшегося 27 ноября.
В связи с посещением Лондона м-р Джадж пишет:
Я не являюсь присягнувшим членом В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] и никогда не давал в этой Школе клятву, так как клятвы мои были задолго даны непосредственно Мастеру; я был одним из ее основателей, вместе с Е. П. Б. :., и она с самого начала сделала меня в ней менеджером и учителем, своим заместителем, особенно для Американского отделения... Я сам составил правила В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] в Лондоне в 1888 г. по просьбе Е. П. Б. и по указанию Мастера...407
Вскоре после этого на последней странице октябрьского номера "Люцифера" за 1888 г. (том III) было опубликовано нижеследующее извещение:
Эзотерическая Секция Теософского Общества
Ввиду того, что огромное число собратьев Общества ощущает настоятельную потребность в создании группы эзотерических учеников, которая должна быть организована в соответствии с изначальными принципами, разработанными истинными основателями Т[еософского] О[бщества], Президентом-Основателем был издан следующий приказ:
I. В целях поддержания интереса Теософского Общества к эзотеризму посредством более глубокого изучения эзотерической философии, настоящим учреждается группа, которая будет известна как "Эзотерическая Секция Теософского Общества".
II. Формирование Секции и единоличное руководство ею возлагается на мадам Е. П. Блаватскую как ее Главу; она является единолично ответственной перед членами за результаты; также эта секция не имеет никакой официальной или корпоративной связи с экзотерическим Обществом, кроме как в лице Президента-Основателя.
III. Лица, желающие вступить в Секцию и выражающие готовность соблюдать ее правила, должны обращаться непосредственно к мадам Е. П. Блаватской, 17 Lansdowne Road, Holland Park, London, W.
(Подписал) Г. С. Олькотт,
Председательствующий в Совете.
Заверил(а): Е. П. Блаватская.

14 декабря 1888 г. Е. П. Б. специальным приказом назначила У. К. Джаджа своим "единственным представителем для вышеупомянутой Секции в Америке" и "единственным каналом, через который члены названной секции и я [Е. П. Б.] будут посылать и получать сообщения"408.

Специальный приказ
Елены Петровны Блаватской
о назначении У. К. Джаджа.


ЗНАТЬ СМЕТЬ
[ПЕЧАТЬ]
ВОЛЯ МОЛЧАНИЕ
Эзотерическая Секция [Теософского Общества]
Я как Глава Эзотерической Секции Теософского Общества настоящим заявляю, что Уильям Куан Джадж из Нью-Йорка, США, на основании своего статуса чела с тринадцатилетним стажем и в силу того доверия, которым он был облечен, является моим единственным представителем для упомянутой Секции в Америке, и он же является единственным каналом, через который члены названной секции и я будут посылать и получать сообщения, и в этом ему должно быть оказано полное доверие. :. Составлено в Лондоне сего четырнадцатого декабря 1888 г. и в четырнадцатый год со дня основания Теософского Общества :.
[Печать] Е. П. Блаватская :.

В 1889 г. полковник Г. С. Олькотт посетил Европу, и во время своего длительного визита он виделся с Е. П. Б. в последний раз. За день до того, как он выехал из Лондона в Коломбо, Шри-Ланка, она вручила ему следующий документ409:
Теософское Общество
Эзотерическая Секция
Лондон, 25 декабря 1889 г.
Настоящим назначаю полковника Г. С. Олькотта своим доверенным агентом и единственным официальным представителем Эзотерической Секции для азиатских стран.
Вся корреспонденция относительно приема в Секцию и выхода из нее должна направляться ему, а также все инструкции, переданные им, равно как и его решения, должны восприниматься и приниматься как данные мною.
Такая корреспонденция должна неизменно иметь на конверте пометку "Конфиденциально".
(Подписала) Е. П. Блаватская
Статус Э[зотерической] С[екции] и ее сотрудников определен в нижеследующем Уведомлении, изданном в начале следующего года:
В[осточная] Ш[кола] Т[еософии] не имеет никакой официальной связи с Теософским Обществом.
С начала своего основания она была известна как секция Т[еософского] О[бщества], но, когда стало ясно, что полная свобода и общественное положение Общества могут быть нарушены, Е. П. Б., незадолго до своего ухода, довела до всеобщего сведения, что всякая официальная связь между двумя организациями должна прекратиться, и затем поменяла название на настоящее.
Это предоставляет всем сотрудникам Т[еософского] О[бщества], состоящим в В[осточной] Ш[коле] Т[еософии], полную свободу в отправлении их служебных обязанностей, а также позволяет членам, если их о том спросят, правдиво отвечать, что Школа не имеет никакой официальной связи с Т[еософским] О[бществом] и не является его частью.
Просьба ко всем членам иметь это в виду.
(Подписано) Анни Безант,
Уильям К. Джадж410.
Первым документом, составленным Е. П. Б., похоже, был краткий текст, озаглавленный "Предварительный меморандум", который был размножен на гектографе и разослан в 1888 г. вместе с брошюрой Клятвы. 14 декабря 1888 г. вышло печатное издание (которое также включало в себя и "Правила")411.
Текст "Предварительного меморандума" и "Правил" опубликован в начале этой книги.
Затем были изданы Инструкции I и II, написанные Е. П. Б. для Эзотерической Секции. Сначала они размножались на примитивном ротаторе. Для этого изготовлялись трафаретки, использовался чернильный цилиндр и расстилались листы для просушки. Генри Т. Эдж, личный ученик Е. П. Б., которому было тогда всего 22 года, рассказал мне, что он сам проделал всю эту работу и что Е. П. Б. поставила на некоторых из этих листов свои инициалы, которые в некоторых случаях сопровождались треугольником из трех точек.
Когда Инструкции вышли в издательстве "Aryan Press", основанном м-ром Джаджем и Джеймсом Морганом Прайзом в Нью-Йорке в 1889 году, Инструкция I была датирована январем и февралем 1889 года, а Инструкция II - мартом и апрелем. Более поздние издания, которые, к сожалению, не датированы, показывают, что эти Инструкции были целиком набраны заново, с различными небольшими изменениями и исправлениями, внесенными в них.
Инструкция III, которой предшествуют "Предварительные объяснения", вышла в 1889-1890 гг. и была напечатана. Все ключевые слова в "Предварительных объяснениях" были изъяты из копии, предоставленной печатнику. Е. П. Б. сама пером и чернилом вписала ключевые слова, для которых наборщик оставил пустое место, а затем на каждой копии поставила свои инициалы.
Следующим документом была небольшая брошюра, называвшаяся "Книгой Правил" и состоявшая из двух частей: текста и правил. Текст не имел специального названия, но в действительности являлся "Предварительным меморандумом", изданным ранее. Стиль общих правил, отчасти, по крайней мере, составленных м-ром Джаджем, был несколько изменен.
Что же касается Инструкции III, то следует отметить, что ее первоначальное издание включало в себя полный текст "Предварительных объяснений к Инструкции III", написанных Е. П. Б. в период тяжелейшего кризиса или, вернее, ряда кризисов, которые Теософское Общество переживало в 1889-1890 гг. В этом первоначальном тексте Е. П. Б. горячо защищает У. К. Джаджа от злобных нападок. В то время, когда Инструкции должны были переиздаваться в Лондоне, где-то в 1890-1891 гг., некоторые части этих "Предварительных объяснений" были изъяты учениками, назначенными редакторами, под тем предлогом, что они были слишком личными. И сделано это было, когда Е. П. Б. была еще слишком больна, чтобы проследить за этой работой, и, как она призналась впоследствии, без ее санкции и вопреки ее желаниям.
Процитируем опять слова д-ра Арчибальда Кейтли:
Когда пришлось пересматривать и переиздавать английские копии Инструкций, эта статья ["Предварительные объяснения"] была частично объединена с Инструкцией III, и те, кто занимался этой работой, изъяли некоторые части из этого материала. На домашнем собрании, проходившем в доме 19 на авеню Роад в январе 1894 г., м-р Мид заявил, что412:
"Инструкции пересматривались с целью их публикации; он считал, что будет лучше издать Инструкции без всяких ссылок на ныне здравствующих людей; он передал материал на усмотрение Е. П. Б.
В то время Е. П. Б. была очень больна и было чрезвычайно трудно привлечь ее внимание к любому рутинному делу.
Его просили не беспокоить Е. П. Б., но "делать так, как считает нужным".
Он, действуя, как он тогда считал, из лучших интересов В[осточной] Ш[колы] Т[еософии], вычеркнул из Инструкций всякое упоминание о ныне здравствующих людях".
В третьем печатном издании Инструкции III, вышедшем в Нью-Йорке в 1895 году, изъятые части были восстановлены.
В 1890 году в Англии был опубликован второй "Предварительный меморандум"413, который являл собою отрывки из "Предварительных объяснений к Инструкции III", написанных Е. П. Б., а также включал в себя предпоследний параграф этой же Инструкции.
В конце 1889 года Е. П. Б. направила следующее послание всем своим эзотерикам:
Э[зотерическая] С[екция] Т[еософского] О[бщества]
Строго конфиденциально
Мною было получено нижеследующее, с приказанием отослать копию сего всем членам Секции.
Уильям Куан Джадж,
секретарь Е. П. Б.
Эзотерическая Секция 17 Lansdowne Road,
[Печать Теософского Лондон
Общества] 29 ноября 1889 г.
Е. П. Блаватская
Эзотерикам:
Как изъяны лица отражаются в зеркале, так и сияющий образ истинного, продвинутого эзотерика, явленный вам, обнажил перед самыми старательными из вас их собственные несовершенства. И столь ошеломляющим было это открытие, что некоторые из лучших членов Э[зотерической] С[екции] возжелали с чрезмерной поспешностью порвать с нею связь и сойти с "пути". И не знали они, что, будь среди них хоть один, воплощавший в себе описанный идеал, моим долгом было бы уступить ему кресло Учителя. Ибо с моей стороны было бы верхом наглости притязать на обладание столь многими добродетелями. Сам факт, что Учителя, на стадиях бодхисатвического развития, действительно обладают подобными Paramitas, - пропорционально их соответственным темпераментам - дает им право на наше почитание их своими Учителями. И цель каждого из нас - стремиться, всеми фибрами своей души, следовать и подражать им.
Возьмите же назад свои заявления, вы, ученики прилежные, кои, ослепленные идеалом, явленным в письме Учителя, и уязвленные своим собственным несовершенством, избрали ложный путь - выхода из Секции. Он - антипод смелости. Постарайтесь понять, что продвижение возможно лишь шаг за шагом и каждый шаг дается героическим усилием. Выход из Секции означает отчаяние или робость. "Ни один Архат, о Лану, не становится таковым в том воплощении, когда Душа впервые взалкала конечного освобождения" ("Голос Безмолвия", часть II). Прочтите эти слова и запомните их. "И коли падет он, даже тогда не падет он напрасно; враги, умерщвленные им в последней битве, не вернутся к жизни в его последующем воплощении" ("Голос Безмолвия", часть II). Обузданные страсти, как убитые тигры, никогда уже не смогут обернуться и растерзать вас. Так надейтесь, а не отчаивайтесь. Пробуждаясь каждое утро, старайтесь прожить день в гармонии с высшим Я. "Дерзай" - есть боевой клич, которому Учителя учат каждого ученика. Большего от вас и не требуется. Кто делает все возможное, тот делает все, о чем можно просить. Наступает момент, когда даже какой-либо Будда перестает быть смертным грешником и делает свой первый шаг к состоянию Будды.
Так что в ответ на прямые вопросы, которые в нескольких письмах задают мне испуганные эзотерики, я говорю, что, хотя ни единый из вас и не достигнет, вероятно, в этом воплощении сего совершенного идеала (состояния Будды), все же каждый из вас может вступить на "Aryashtanga-Marga"414. Испугались Paramitas, не так ли? Человек может быть терпеливым, добрым и совестливым, и не становясь в одночасье царем Харичандрой. Как сказано, "шестнадцать Paramitas не для одних лишь священников и йогов", но представляют собой образец, к которому все должны стремиться; и ни священник, ни йог, ни чела и ни Махатма никогда еще не достигали всего в одночасье. Опять-таки, мысль о том, что грешники и святые могут равно вступить на Путь, ярко выражена в "Голосе Безмолвия", часть II, где сказано, что "ни одному новобранцу никогда нельзя отказывать в праве вступить на путь, что ведет к полю брани".
Прочтите "Голос [Безмолвия]", я говорю. Он для вас был написан и вам посвящен, по особому указанию Учителей. В нем предугаданы все ваши вопросы и даны на них ответы.
Братски Ваша Е. П. Б.
Примечание. Paramitas - трансцендентальные добродетели. - У[ильям] К[уан] Д[жадж].
Что касается Клятвы испытуемых, то одна из ее ранних версий была открыто опубликована на страницах "Lucifer" (vol. III, September, 1888, p. 63-67), в статье, озаглавленной "Значение Клятвы", которая, как говорят, была написана д-ром Арчибальдом Кейтли и которую мы воспроизводим вместе с этой версией в Приложении 5.
После смерти Е. П. Блаватской были изданы Инструкции IV, V, VI и "Первый дополнительный материал к Инструкции IV".
В Уведомлении, предваряющем Инструкцию IV, Анни Безант говорит следующее:
Материал, содержащийся в этой Инструкции, был устно изложен Е. П. Блаватской в ее группе по обучению членов третьей ступени...
По ее указанию весь материал был разбит на рубрики так, как представлено ниже...
Заявление миссис Безант, что Е. П. Блаватская сама руководила подготовкой к печати Инструкции IV, подтверждается и двумя другими документами Эзотерической Секции. В Протоколах заседания Совета Восточной Школы Теософии (от 27 мая 1891 г.) две ссылки на Инструкцию IV подтверждают заявление миссис Безант. Также и в документе Эзотерической Секции, озаглавленном "Reprint of Instructions I, II and III" (от апреля 1891 г.), ясно сказано, что Инструкция IV была набрана и отпечатана в "Н. Р. В. Press" в апреле 1891 г. Соответственная часть этого документа гласит415:
Отпечатана тысяча копий Инструкций и сейчас печатается Инструкция IV.
Новая Инструкция, однако, не будет выслана всем членам Э[зотерической] С[екции], но лишь тем, кто считается достаточно продвинувшимся, чтобы в ней нуждаться.
От имени Совета Э[зотерической] С[екции]
Д. Р. С. Мид, Секретарь Э. С.
Одобрил(а): Е. П. Блаватская, Глава Э. С.
Апрель 1891 г.
В результате проведенного исследования установлено, что Инструкция IV являет собой перегруппировку материала, данного Е. П. Блаватской на заседаниях Внутренней Группы V-VIII (с 26 ноября 1890 г. по 28 января 1891 г.). Инструкция V являет собой перегруппировку материала, данного Е. П. Блаватской на заседаниях Внутренней Группы I-XX (с 20 августа 1890 г. по 22 апреля 1891 г.). Этот материал можно найти на с. 31-154 нашей книги.
Один вариант Инструкций IV и V опубликован в H. P. Blavatsky, CW, XII, р. 654-673, другой был переписан с копии оригинальной инструкции, подписанной Анни Безант и Уильямом К. Джаджем, и издан в книге "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", Point Loma Publication, 1995, p. 127-150, составитель Х. Спиренберг.
"Первый дополнительный материал к Инструкции IV" не составлен из материала Протоколов Внутренней Группы, но состоит из серии объяснений и толкований, написанных Анни Безант и Уильямом К. Джаджем, относительно различных утверждений, сделанных в Инструкции IV. Один вариант "Первого дополнительного материала" опубликован в H. P. Blavatsky CW, XII, р. 675-687, другой - в книге "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", Point Loma Publication, 1995, p. 153-164, составитель Х. Спиренберг.
В 1901 г. Восточная Школа Теософии416 (Почтовый ящик 1584, Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк) выпустила для своих эзотерических членов книгу, озаглавленную "E. S. T. Instructions: IV, V and VI" [Инструкции Восточной Школы Теософии: IV, V и VI]. В книге были перепечатаны: Инструкция IV, Дополнительный материал к Инструкции IV и Инструкция V. Книга также включала в себя новую (никогда прежде не издававшуюся) Инструкцию VI, которая была частично составлена (см. книгу 1901 года издания, с. 191-206) из устных наставлений Е. П. Блаватской, данных ею на заседаниях Внутренней Группы VII, VIII, XIII, XIV, XVII и XVIII; части эти никогда прежде не публиковались ни в Инструкции IV, ни в Инструкции V. Этот материал Внутренней Группы, приведенный в Инструкции VI, опубликован в книге "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", Point Loma Publication, 1995, p. 198-211, составитель Х. Спиренберг.
Инструкция VI также содержит выдержки из некоторых неопубликованных писем Е. П. Блаватской, равно как и "доселе неопубликованные письма Учителя К. Х." (см. книгу 1901 г. издания, с. 206-237). Текст Инструкции VI можно найти на с. 191-241 в томе 1901 года издания. Насколько можно определить, Инструкция VI была не перепечаткой некоего более раннего тома, но новым (никогда прежде не выходившим) изданием.
Материал составлен по статьям Б. Цыркова и Спиренберга. [H. P. Blavatsky, CW, vol. XII; "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", составитель и автор примечаний Х. Спиренберг.]

Приложение 4
Создание Внутренней Группы и протоколы ее заседаний
Е. П. Блаватская объявила о создании Внутренней Группы всем членам Эзотерической Секции в новой "Книге Правил":
Вследствие различного уровня развития членов было признано необходимым образовать внутренний круг эзотериков, которые считаются достаточно продвинувшимися, чтобы получить более глубокое учение, нежели члены внешнего круга, и которые, соответственно, связаны клятвой хранить молчание даже относительно остальных членов Э[зотерической] С[екции], равно как и вести более строгий образ жизни.
Имена членов внутреннего круга останутся неизвестными членам внешнего, дабы исключить возможность личной зависти. Если, однако, таковая зародится в душе какого-нибудь эзотерика, то это навредит лишь ему одному.
Члены внешнего круга всегда смогут стать членами внутреннего, но это будет всецело зависеть от их собственных успехов и заслуг.
Никто не должен подавать прошение о вступлении в сей круг, ибо любое прошение будет рассматриваться как полная дисквалификация.
По распоряжению Главы Секции члены внутреннего круга могут быть уполномочены вести переписку с членами внешнего круга в целях их дальнейшего обучения.
В циркуляре, изданном для членов Эзотерической Секции, датированном 3 ноября 1894 г., Уильям К. Джадж писал417:
Внутренняя Группа была... создана Е. П. Блаватской... в Лондоне, чтобы она могла давать наставления членам и, если возможно, обучать их практическому оккультизму, причем наставления эти должны были ими записываться. Секретарем Группы была назначена миссис Анни Безант, а Джордж Мид - ее помощником.
По указанию Е. П. Блаватской Анни Безант и Д. Р. Мид написали письмо, датированное 19 августа 1890 г., избранным членам Эзотерической Секции, приглашая их вступить в недавно образованную Внутреннюю Группу:
Дорогой собрат-ученик,
Если ты готов соблюдать следующие условия, Е. П. Блаватская согласна принять тебя в качестве испытуемого во "Внутреннюю Группу" Э[зотерической] С[екции]:
1) Строго соблюдать правила Э[зотерической] С[екции].
2) Хранить строжайшую тайну относительно даваемых инструкций и своем членстве во "В[нутренней] Г[руппе]".
3) Воздерживаться от мясоедения и хранить абсолютное целомудрие418.
4) Согласиться покинуть Группу тотчас же, если по какой-либо причине твое присутствие нарушает ее совершенную гармонию.
5) Регулярно присутствовать на заседаниях Группы, в условленный день и час.
6) Если ты готов дать следующую клятву:
Клятва, даваемая перед первым заседанием
Я еще раз заявляю пред своим Высшим Я, мною призванным, что я хочу получать инструкции только лишь для того, чтобы служить другим, что я отбрасываю все мирские мысли и личные амбиции, что я свободен от всякой ненависти и немилосердных чувств к другим, что я повинуюсь как скромный и послушный ученик, постигающий Гупта-Видью.
Аум!
Формула, которую следует использовать вместо
вышеупомянутой перед каждым заседанием
"Заявляю, что я готов.
Так помоги мне, мое Высшее Я".
Правила
Каждый член должен иметь при себе тетрадь и письменно готовить от одного до трех вопросов, которые надлежит передавать секретарям.
Итак, если ты можешь соблюдать все вышеназванные условия, приглашаем тебя придти сюда в 8 часов вечера в среду, 20 августа.
Искренне и братски Ваши
Анни Безант, Д. Р. Мид,
секретари.

Существует очень мало письменных источников, рассказывающих об истории Внутренней Группы, да и то большинство этих источников написано спустя много лет после смерти Е. П. Блаватской. Три книги были написаны одним из членов Внутренней Группы, Алисой Л. Клифер, которая дала вступительную клятву 17 сентября 1890 года во время третьего заседания группы. Каждая из этих книг содержит некоторую информацию о Внутренней Группе.
Она [Е. П. Б.] избрала шесть мужчин и шесть женщин (впервые половину традиционных "двенадцати учеников" составляли женщины) из числа своих наиболее доверенных сотрудников и объединила их во Внутреннюю Группу, связанную более торжественной клятвой419.
Внутренняя Группа была создана; ее еженедельные заседания проходили по адресу: 19, Авеню Роад, в комнате, специально для этой цели построенной и выходившей из спальни Е. П. Блаватской; в нее никто никогда не входил, кроме нее самой и ее двенадцати учеников. У каждого из нас было свое собственное место и свой собственный стул; и во время наставлений Е. П. Блаватская сидела со своими учениками полукругом, шесть мужчин по правую руку от нее, шесть женщин - по левую420.
Членами Внутренней Группы были следующие шесть женщин и шесть мужчин (обе группы даны в алфавитном порядке и с инициалами):
А. Б. Анни Безант (1847-1933)*
А. Л. К. Алиса Л. Клифер (1856-1939)
И. К -О. Изабель Купер-Оукли (1854-1914)
Л. М. К. Лора М. Купер (?-1924)
Э. К. Эмили Кислингбери (?-?)
К. В. Констанция Г. Л. Вахтмайстер (1838-1910)
Г. А. В. К. Г. А. В. Корин (1863-1927)
А. К. Арчибальд Кейтли (1859-1930)
Д. Р. С. М. Джордж Р. С. Мид (1863-1933)
В. P. O. Уолтер Р. Олд (1864-1927)
Э. Т. С. Э. Т. Стерди (1860-1957)
К. Ф. Р. Клод Фоллс Райт (1867-1923)
Было также и три "внешних" члена Внутренней Группы:
Р. Б. К. Л. Рай Б. К. Лахери (?-?)
У. У. В. Уильям Уинн Весткотт (1848-1925)
У. К. Д. Уильям Куан Джадж (1851-1896)
Всего было проведено двадцать "регулярных" заседаний Внутренней Группы, на которых Е. П. Блаватская давала эзотерические знания. Также прошло два "специальных" заседания (12 ноября 1890 г. и 8 января 1891 г.), на которых Е. П. Блаватская не давала никаких учений. Все эти заседания проводились по вечерам в среду, кроме заседания 8 января 1891 г. На диаграмме, приведенной на странице 519, можно сразу увидеть даты заседаний Внутренней Группы и количество членов, посещавших эти заседания.
Присутствовавшие на первом заседании 20 августа 1890 г. Констанция Вахтмайстер, Анни Безант, Д. Р. С. Мид и Клод Фоллс Райт дали клятву Внутренней Группы и были предупреждены Е. П. Блаватской об "исключительной важности даваемых инструкций". Второе заседание проходило три недели спустя - 10 сентября. Третье заседание Внутренней Группы состоялось 17 сентября; на нем были приняты и дали клятву Алиса Клифер и Лора Купер. На четвертом заседании 24 сентября, на котором присутствовало десять членов, Е. П. Блаватская ответила на восемь переданных ей вопросов.
Вскоре после заседания 24 сентября "... деятельность Внутренней Группы... была приостановлена на... время, по приказу Учителя... из-за неприличной грызни между двумя ее членами". Почти через семь недель, 12 ноября, было созвано следующее заседание, "после продолжительной дискуссии группа решила связать себя специальной клятвой". Е. П. Блаватская возобновила свои устные эзотерические наставления на заседании 26 ноября. Регулярные заседания продолжались еженедельно (кроме заседания 10 декабря, которое не проводилось), вплоть до заседания 11 февраля 1891 г. включительно.
8 января 1891 г. (на следующий же день после регулярного еженедельного заседания) прошло специальное собрание Внутренней Группы. На этом собрании Рай Б. К. Лахери (один из "внешних" членов, находившийся тогда в Англии) дал клятву Внутренней Группы в присутствии Е. П. Блаватской, Изабель Купер-Оукли, Лоры Купер, Уолтера Олда, Клода Фоллса Райта и Д. Р. С. Мида. Поскольку Лахери не мог посещать регулярные заседания, Е. П. Блаватская попросила Алису Клифер "переписывать после каждого заседания наставления и посылать их" Лахери в Индию.
После заседания 11 февраля заседания Внутренней Группы проходили 11 марта, 25 марта, 1 апреля, 15 апреля и 22 апреля 1891 г. Вскоре после этого последнего заседания Е. П. Блаватская серьезно заболела и 8 мая умерла.
Глядя на диаграмму посещений, интересно отметить, что ни на одном из заседаний Внутренней Группы не присутствовали все двенадцать членов. Арчибальд Кейтли присутствовал только на трех заседаниях Внутренней Группы в сентябре 1890 г., поскольку ему пришлось надолго уехать из Англии в Новую Зеландию и Америку. Анни Безант отсутствовала на трех последних заседаниях Внутренней Группы в апреле 1891 г.; она покинула Лондон утром 1 апреля и отправилась в Соединенные Штаты, где прочла лекции от имени Теософского Общества и посетила ежегодную Американскую Конвенцию Теософского Общества. Из всех членов Внутренней Группы Клод Фоллс Райт был единственным, кто присутствовал на всех заседаниях. Д. Р. С. Мид посещал все собрания Внутренней Группы, за исключением одного.

Месяц:
08
09
09
09
11
11
12
12
12
12
01
01
01
01
01
02
02
03
03
04
04
04
День:
20
10
17
24
12
26
03
17
24
31
07
08
14
21
28
04
11
11
25
01
15
22
Год:
90
90
90
90
90
90

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign