LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Астральный X.
6.
Астральный Буддхический.
5.
Астральный Манасический.
4.
Астральный кама-манасический.
3.
Астральный психический, или праническо-земной.
2.
Астральный астральный.
1.
Астральный объективный.

Астральное сознание
Что касается первого деления второго плана, Е. П. Б. напомнила нам, что все видимое на нем должно быть перевернуто при истолковании, например, цифры предстают в обратном порядке. Астральный объективный соответствует земному объективному.
Второе деление соответствует второму делению земного плана, но предметы здесь чрезвычайно тонки - астрализированный астрал. Этот план - предел обычного медиума, за который он не может переступить. Чтобы достичь его, немедиум должен либо спать, либо находиться в трансе, либо под воздействием веселящего газа. В состоянии обычного делирия* люди переходят на этот план.
Третий план, пранический, является по своей природе чрезвычайно ярким. Острейший делирий переносит больного на этот план. Во время белой горячки страдалец переходит на этот план и на тот, что находится выше. Душевнобольные часто сознательны на этом плане, где они лицезреют ужасающие видения. Он переходит в четвертое деление.
Четвертое деление, мир астральных планов, камический и ужасный. Отсюда исходят искушающие образы; образы пьяниц в камалоке, понуждающие других к пьянству; образы всех пороков, возбуждающие в людях желание совершать преступления. Слабые подражают этим образам на манер обезьян, тем самым подпадая под их влияние. Он является причиной эпидемий порока и циклов бедствий, всякого рода несчастных случаев, носящих групповой характер. Острейшая белая горячка - на этом плане.
Пятое деление есть деление предчувствий в снах, отражения низшего менталитета, мимолетных прозрений в прошлое и будущее, план вещей ментальных, но не духовных. Гипнотический ясновидец может достичь этого плана и может даже, если он человек добрый, подняться выше.
Шестое - это план, откуда исходят все самые прекрасные вдохновения в искусстве, поэзии и музыке; возвышенные сны, вспышки гениальности. Здесь мы можем уловить проблески прошлых воплощений, не будучи в состоянии их локализировать или проанализировать. К. В. видела здесь Учителя, когда она смотрела вниз, на свое камическое тело и, следовательно, находилась выше камического плана.
Мы пребываем на седьмом плане в момент смерти или же во время исключительных видений. Здесь находится утопающий, когда он вспоминает свою прошлую жизнь. Память о событиях на этом плане должна быть сосредоточена в сердце - "Печати Будды"; там она и пребудет. Но впечатления этого плана не отлагаются на физическом мозге.
Общие заметки
Два плана, рассмотренные выше, являются единственными двумя, используемыми в хатха-йоге. Пратьека-Будды не могут подняться выше третьего космического плана. Они обуздали все свои материальные вожделения, но все еще не освободились от ментальных и духовных.
Прана и аурическая оболочка, в сущности, одно и то же, и, опять-таки, как джива она есть то же, что и Всемирное Божество. А оно в своем пятом принципе есть Махат, в шестом - Алайя (Всемирная Жизнь также состоит из семи принципов).
Махат есть высочайшая Сущность в Космосе; нет Сущности божественней; он состоит из тончайшей материи - сукшмы. В нас это Манас, и сами Логосы менее высоки, ибо не приобрели опыта. Манасическая сущность не уничтожится даже при конце Махаманвантары, когда будут поглощены все боги, но вновь выявится из Парабрахмической латентности.
Сознание есть космическое семя сверхкосмического Всеведения. Оно обладает потенциальностью расцвести в Божественное Сознание.
Грубое физическое здоровье препятствует провидчеству. Так было со Сведенборгом.

ЗАСЕДАНИЕ VI
3 декабря 1890 г.
Присутствуют: К. В., Г. А. В. К., А. Л. К., Э. К., Д. Р. С. М., И. К.-О., Л. М. К., В. Р. О., А. Б., К. Ф. Р.

Е. П. Б. продолжила объяснение планов сознания.

Космос Диаграмма I


Общие заметки о космической семеричности
Фохат
Фохат вездесущ; он, словно нить, пронизывает собой все и имеет свои собственные семь делений.
Аурическая оболочка
В космической аурической оболочке - вся карма проявленной Вселенной; она есть Хираньягарбха.
Джива вездесуща; то же относится и к другим принципам.
"Пракритический" (I) Диаграмма II
План Космоса

Диаграмма II представляет собой модель
всех солнечных систем.
Общие заметки
Если эту диаграмму использовать для изображения человеческих принципов и планов сознания, тогда:
7, 6, 5 = Шиве, Вишну, Брахме, причем Брахма - самый низший.
Шива, Вишну, Брахма
Шива есть четвероликий Брахман, Творец, Охранитель, Разрушитель и Возродитель.
Между 5 и 4 простирается антахкарана.
^ символизирует Христа, жертву, распятую меж двух разбойников; это есть "двуликая" сущность.
Веданта
Ведантисты, сокрытия ради, превращают его в (, а именно: ахамкара, Чит, Буддхи и Манас.
1-й (пракритический) план, Диаграмма III
подразделенный = нашей Земле
(Видимая Вселенная - на этом плане)

Семеричность сознания земного объективного плана.
Заметки
Перцептивная жизнь начинается с астрального; но отнюдь не наши физические атомы видят, и т. д.
Сознание как таковое зарождается между камой и манасом. Атма-Буддхи действует больше в атомах тела, бациллах, микробах и т. д., чем в самом человеке.
1. Чувственное, объективное сознание:
все, что относится к пяти физическим чувствам человека, животных, птиц, рыб и некоторых насекомых и т. д. Здесь пребывают "Жизни"; сознание их - в Атма-Буддхическом; они совершенно без манаса.
2. Астральное сознание:
а именно сознание растений (чувствительных), муравьев, пауков, а также некоторых ночных мотыльков (индийских), но не пчел. У позвоночных животных это сознание отсутствует, но плацентарные животные имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, и дремлющие в настоящее время. На этом плане действуют идиоты; расхожая фраза "он лишился ума" есть оккультная истина. Ибо когда из-за испуга и пр. низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане. Изучение умопомешательства прольет много света на этот вопрос. Он может быть также назван и "нервным планом"; он не познается нашими "нервными чувствами", о которых физиология ничего не знает. Примеры: ясновидящий, читающий с завязанными глазами, солнечным сплетением, и т. д. Это сильно развито у глухонемых.
3. Кама-праническое сознание:
всеобщее жизне-сознание, принадлежащее всему объективному миру, даже камням; ибо, если бы камень не обладал чувствительностью и сознанием, он не мог бы испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого камического сознания. Опять-таки там, где разложение, должна быть также и жизнь, и т. д. Камни разрушаются.
4. Кама-манасическое сознание:
низшие степени инстинктивного сознания животных и идиотов; планы восприятия; у человека они рациональны, например, у собаки, запертой в комнате, возникает инстинкт вырваться на волю, но она не может, так как инстинкт ее недостаточно рационален; тогда как человек сразу же разберется в ситуации и вызволит себя. Высшая степень этого кама-манасического сознания является психической (например, когда находишься под воздействием веселящего газа). Следовательно, существует семь степеней - от инстинктивно животной до рационально инстинктивной, или психической.
5. Манасическое сознание:
отсюда манас простирается ввысь к Махату.
6. Буддхическое сознание:
план Буддхи и аурической оболочки; отсюда оно подымается к "Отцу на Небесах" (Атману) и отражает все, что есть в аурической оболочке. Пятый и шестой, стало быть, охватывают планы от психического до Божественного.
Заметки
Рассудок - это то, что колеблется между правильным и неправильным; но разум (интуиция) - выше, он есть ясное видение.
Чтобы избавиться от камарупы, мы должны подавить в себе все материальные инстинкты ("раздавить материю"). "Плоть" - это дело привычки, она будет механически повторять как хороший импульс, так и дурной. Но не всегда плоть является искусителем, в девяти случаях из десяти именно низший манас ввергает плоть в искушение своими образами.
Самадхи
Высочайший адепт начинает свое самадхи на четвертом солнечном плане, но не может вырваться за пределы Солнечной системы; когда он начинает самадхи, он наравне с некоторыми Дхиан Коганами, но превосходит их, поскольку подымается к седьмому плану (нирване).
Безмолвный Страж
Безмолвный Страж пребывает на четвертом космическом плане.
Воля, желание
Высший Разум направляет Волю, но низший обращает ее в эгоистическое желание.
Дхиан Коганы лишены страстей, они чисты и неразумны; в них нет боренья, нет страстей, которые надо обуздать.
Питри
Питри есть "астрал", осеняемый Атма-Буддхи, который был привлечен к материи. "Puddings"* имели Жизнь и Атма-Буддхи, но не Манас. Стало быть, они были неразумны.
Великое "Почему"
Смысл всякой эволюции - накопление опыта. Дхиан Коганы вынуждены проходить "школы жизни": "Бог ходит в школу".
Астрал
Астральное тело - первое в утробе; затем исходит семя и оплодотворяет его; и тогда оно облачается в материю, как облеклись ею питри.
Чхайя
Чхайя в действительности есть низший манас, тень (высшего Разума); эта чхайя и образует майявирупу. Луч облачается в высшую (седьмую) степень астрального плана. В пятом Круге все мы будем играть роль питри; нам придется проецировать свои чхайя в другое человечество и оставаться с ним, пока человечество это не усовершенствуется.
Питри исполнили свое предназначение в этом Круге и погрузились в нирвану, но они вернутся и будут выполнять те же функции вплоть до срединной точки следующего Круга. Четвертая, или камическая, Иерархия питри становится человеком из плоти.
Аурическая оболочка
Аурическая оболочка воспринимает свет Атмана и осеняет корону, окружая голову.
Дополнительные заметки (из Тетради А. Б.)*
"Лучшие из нас станут в будущем Манасапутрами, а низшие - питри. Мы здесь представляем собой семь интеллектуальных Иерархий. Эта земля станет луной для следующей земли". (Е. П. Б.)
Был задан вопрос: "Находится ли лайя-центр майявирупы в сердце?"
Е. П. Б.: "Майявирупа состоит из астрального тела как упадхи, из направляющего разума сердца, свойств и качеств аурической оболочки".

ЗАСЕДАНИЕ VII
17 декабря 1890 г.
Присутствуют: И. К.-О., Э. К., В. Р. О., К. Ф. Р., Э. Т. С. А. Л. К., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., Л. М. К., К. В., А. Б.
Аурический флюид
Аурический флюид есть сочетание принципов Жизни и Воли, так как они представляют собой одно и то же в Космосе. Он эманирует из глаз и рук, когда его направляет воля оператора.
Аурический свет
Аурический свет окружает все тела; он есть "аура", что эманирует из них, будь они животным, растением или минералом. Это свет, видимый, например, вокруг магнитов.
Три Логоса
Атма-Буддхи-Манас в человеке соответствуют трем Логосам в Космосе. Они не только соответствуют, но являются излучением из Космоса в Микро-Космос. Третий Логос, Махат, становится манасом в человеке, ибо манас есть лишь индивидуализированный Махат, как индивидуализированы солнечные лучи в телах, их поглощающих. Солнечные лучи дают жизнь, оплодотворяют то, что в них уже есть, - и индивидуум образован. Махат, можно сказать, оплодотворяет, и следствием является манас.
Буддхи-Манас есть Кшетраджна.
Существует семь планов Махата, как и всего остального.

Здесь Е. П. Б. начертила две диаграммы, иллюстрируя различные способы изображения человеческих принципов. В первой: два низших игнорируются, они исчезают, дезинтегрируются, не имеют значения. Остаются пять, осиянные Атманом.

Во второй: низшая четверица рассматривается лишь как материя, объективная иллюзия; остается Манас и а[урическое] я[йцо], ибо высшие принципы отражаются в а[урическом] я[йце].
Во всех этих системах следует помнить о главном принципе - нисхождении и восхождении Духа как в человеке, так и в Космосе. Дух притягивается вниз как бы духовной гравитацией.
Попытки учеников проникнуть глубже в причину этого были пресечены, Е. П. Б. дала лишь намек на три Логоса:
1. Потенциальность ума (Абсолютная мысль).
2. Мысль в зародыше.
3. Идеация* в действии.
Изменение
Защитное изменение, например, идентичность окраски насекомого и того, чем он питается, объяснено как работа элементалов Природы.
Форма
Форма существует на различных планах, и формы одного плана могут быть бесформенными для обитателей другого. Космократоры строят на планах в Божественном Разуме, видимых им, но не нам. Принцип ограничения, principium individuationis, есть Форма; Божественный Закон, проявленный в космической материи, которая в сущности своей беспредельна. А[урическое] я[йцо] есть предел человека, как Хираньягарбха - предел Космоса.
Крийяшакти
Первым шагом к овладению крийяшакти является использование воображения. "Вообразить" что-либо - значит создать устойчивую модель желаемого, совершенную во всех деталях. Тогда в действие приводится воля и форма переносится ею в объективный мир. Это и есть творчество силой крийяшакти.

ЗАСЕДАНИЕ VIII
24 декабря 1890 г.
Присутствуют: К. В., И. К.-О., Д. Р. С. М., К. Ф. Р., А. Л. К., А. Б.

(Разговор начался с замечания, сделанного Е. П. Б. в начале недели, что Солнце намного моложе Луны; что при конце солнечной манвантары Солнце расколется на многочисленные кусочки, каждый из которых, улетая в пространство, соберет свежую материю и в конечном итоге образует планету в новой солнечной системе. Семеричность в природе служит ключом к тому факту, что Луна, передавшая свои принципы в лайя-центр, где мы сформировались, была семерична. И другие миры слагаются на основе цифр, например, Солнце основано на десяти.
Разговор был несколько бессвязным.)
Солнца и планеты
Комета частично охлаждается и воцаряется в качестве солнца. Затем она постепенно притягивает вокруг себя планеты, которые еще не пристали ни к какому центру; и так, в течение миллионов лет, образуется солнечная система. Исчерпавшая себя планета становится луной для планеты иной системы.
То Солнце, что мы видим, есть отражение истинного Солнца, и как внешняя конкретная вещь есть камарупа, ибо все солнца образуют камарупу Космоса. Для собственной системы солнце есть Буддхи, так как является отражением и носителем истинного Солнца, которое есть Атман, незримого на этом плане. Все фохатические силы - электричество и т. д. - пребывают в этом отражении.
Луна
В начале эволюции нашего Глобуса Луна находилась гораздо ближе к Земле и была больше, нежели сейчас. Она отступила от нас и намного уменьшилась в размере. (Луна отдала все свои принципы земле, тогда как питри отдали людям лишь свои чхайя.)
Влияния Луны - всецело психо-физиологические. Она мертва и испускает вредоносные эманации, подобно трупу. В отношении земли и ее обитателей Луна является вампиром, так что любой, спящий под ее лучами, страдает, утрачивая некоторую часть своей жизненной силы. Защитой служит белая ткань, ибо лучи не проникают сквозь нее, особенно же так следует предохранять голову. Луна наиболее сильна, когда она полная. Она извергает частицы, которые мы поглощаем, и постепенно распадается. Там, где есть снег, луна выглядит как труп, будучи неспособной сквозь белый снег эффективно вампиризировать*. Потому-то покрытые снегом горы свободны от ее пагубных влияний. Луна фосфоресцирует.
Говорят, что ракшасы с Ланки и атланты подчинили себе Луну. От них фессалийцы научились своей магии.
Эзотерически Луна есть символ низшего манаса; она также и символ астрала.
Растения, которые благотворны под лучами солнца, зловредны под лучами луны. Травы, содержащие яд, наиболее действенны, когда они собраны под лучами луны.
Новая Луна
Новая Луна появится в течение седьмого Круга, и наша Луна окончательно дезинтегрируется и исчезнет. За Луной сейчас есть планета, "таинственная планета", и она постепенно умирает. Наконец, наступит время, когда она передаст свои принципы новому лайя-центру, и там образуется новая планета, которая будет принадлежать к другой солнечной системе, а теперешняя "таинственная планета" станет тогда Луной для этого нового Глобуса. Луна эта не будет иметь никакого отношения к нашей Земле, хотя и будет находиться в пределах видимости.
Солнечная система
Все видимые планеты, причисляемые астрономами к нашей Солнечной системе, действительно входят в нее, за исключением Нептуна. Также в нее входят и некоторые другие, не известные науке, и "все луны, пока что невидимые - для следующих творений".
Драгоценные камни
В ответ на вопрос Е. П. Б. сказала, что алмаз и рубин находятся под воздействием солнца, сапфир - под воздействием луны; но "какое это для вас имеет значение?"

ЗАСЕДАНИЕ IX
31 декабря 1890 г.
Присутствуют: А. Б., К. В., Э. К., Л. М. К., Г. А. В. К., А. Л. К., Д. Р. С. М., И. К. О., В. Р. О., К. Ф. Р.
Время
Когда пребываешь вне тела и не зависишь от сложившегося сознания других - времени не существует.
Циклы
Существуют реальные и условные циклы времени. Каждый день проносит перед нашим сознанием события, происходившие в прошлом, так как в своем циклическом странствии мы проходим все по той же земле. Циклы измеряются сознанием человечества, а не Природой. Именно потому, что мы все те же люди, что и в прошлые эпохи, эти события и происходят с нами.
Влияния планет
Планеты движутся только в нашем сознании. Управители семи священных планет не имеют влияния на эту землю, как и эта земля - на другие планеты.
Солнце
Именно Солнце и Луна реально оказывают не только ментальное, но и физическое влияние. Влияние Солнца на человечество связано с кама-праной, с наиболее физическими камическими элементами в нас; именно жизненный принцип способствует росту.
Луна
Влияние Луны главным образом кама-манасическое, или психофизиологическое; она воздействует на психологический мозг.
Смерть
Индусы взирают на смерть как на явление нечистое, вследствие распада тела и перехода с одного плана на другой.
Атомы
Атомы суть "принципы" молекул (числом шесть). Атом - гипотетический Атом науки - находится на седьмом подплане семи космических планов, на материальном, видимом плане.

ЗАСЕДАНИЕ X
7 января 1891 г.
Присутствуют: А. Б., К. В., И. К.-О., Л. М. К., А. Л. К., В. P. O., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., Э. Т. С., Г. А. В. К., Э. К.

(Ни дугпа, ни кто-либо еще не может читать ваши мысли, если только они не находятся на его же собственном плане. Ассоциация - идей - объясняется законом гармонии.)
Е. П. Б. начала с того, что сказала, что мы должны знать точное значение санскритских терминов, используемых в оккультизме, и усвоить оккультную символику. Для начала нам следует лучше изучить подлинную эзотерическую классификацию и названия четырнадцати (семи, и т. д., и т. д.) и семи (сапта) лок, встречающихся в экзотерических текстах. Они даны весьма запутанно и полны завес.
Локи
Чтобы это проиллюстрировать, были даны три классификации:
1) Общая экзотерическая, ортодоксальная и тантрическая категория - не что иное, как перечень сокрытий:
Бхурлока
Бхуварлока
Сварлока (вторая семерица
Махарлока суть отражение)
Джаналока
Тапарлока
Сатьялока (Высочайшая)
2) Категория санкхьи и некоторых ведантистов:
Брахмалока
Питрилока
Сомалока
Индралока
Гандхарвалока
Ракшасалока
Якшалока
Пишачалока (призраков, камалока)
3) Ведантическая, которая приближается к эзотерической:
1. Атала
2. Витала
3. Сутала
4. Талатала (Каратала)
5. Расатала
6. Махатала
7. Патала
Все они соответствуют как Иерархиям космическим и Дхиан Коганов, так и человеческим состояниям сознания и их (49) подразделениям. Чтобы это оценить, сперва нужно понять значения терминов, используемых в ведантической классификации.
Тала означает место и т. д.
1. Атала - не-место.
2. Витала - некоторое изменение к лучшему, т. е. к лучшему для материи, поскольку в нее входит больше материи; или же, иными словами, она становится более дифференцированной. Это древний оккультный термин.
3. Сутала - хорошее, отличное место.
4. Каратала - нечто, что можно схватить или потрогать (от кара - рука), т. е. состояние, при котором материя становится осязаемой.
5. Расатала - "место вкуса"; место, которое вы можете воспринимать одним из органов чувств.
6. Махатала - экзотерически "огромное место", но эзотерически - место, заключающее в себе все другие, субъективно и потенциально, включающее все, что ему предшествовало.
7. Патала - нечто под ногой (от пада - нога); упадхи, или основа чего-либо, антиподы, Америка, и т. д.
Пять махабхут, таттв и т. д.*
Каждая из этих лок, мест, миров, состояний и т. д. соответствует и трансформируется в пять (экзотерически) и семь (эзотерически) состояний, или таттв, для которых нет определенных названий. Они-то и составляют 49 Огней в четырех главных подразделениях, приведенных ниже.
5 и 7 танматр, внешних и внутренних чувств.
5 и 7 бхут, или элементов.
5 и 7 джнанендрий, органов восприятия.
5 и 7 кармендрий, органов действия.
В целом они соответствуют состояниям сознания, Иерархиям Дхиан Коганов и т. д. Эти пять таттв претворяются в мир иллюзии.
Локи
14 лок состоят из 7, с 7 отражениями: вверху, внизу - внутри, извне - субъективные, объективные - чистые, нечистые - позитивные, негативные - и т. д., и т. д.
Объяснение состояний сознания, соответствующих
ведантической классификации лок
1. Атала
Атмическое, или аурическое, состояние или местность; излучается непосредственно из Абсолютности и суть первое нечто во Вселенной. Ей соответствует Иерархия нематериальных первозданных существ, в месте, которое (для нас) не есть место, и в состоянии, которое (для нас) не является состоянием. Иерархия эта вмешает в себе изначальный план, все, что было, есть и будет - от начала до конца Махаманвантары; тут все и вся. Утверждение это не следует, однако, понимать как предпосылающее фатальность; последняя идет вразрез со всеми учениями оккультизма.
Дхьяни-будды
Они представляют собой Иерархии Дхьяни-будд. Состояние их есть состояние Парасамадхи, дхармакая, состояние, при котором никакое продвижение уже невозможно; о таких Сущностях можно сказать, что они кристаллизовались в чистоте, доброте, великодушии и однородности.
2. Витала
Здесь пребывают Иерархии небесных будд, или бодхисатв, которые, как сказано, эманируют из семи Дхьяни-будд.
Ш.М.* На земле соотносится с самадхи, буддхическим сознанием человека. Ни единый адепт, кроме лишь одного, не может быть выше него и жить; если он переходит в атмическое состояние, или состояние дхармакая (Алайя), он более не может вернуться на землю. Эти два состояние всецело гиперметафизические.
3. Сутала
Дифференцированное состояние, соответствующее на земле В[ысшему] Манасу и, следовательно, шабде (звуку), Логосу, нашему В[ысшему] Эго, а также состоянию Мануши-будды, подобное состоянию Гаутамы на земле.
Это есть третье состояние самадхи (которая семерична). Здесь обитель Иерархий Кумар, Агнишватов и т. д.
4. Каратала
Соответствует спарше ("осязанию") и Иерархиям эфирных, полуобъективных Дхиан Коганов астральной природы Манас-Манаса, или же чистому лучу Манаса, т. е. н[изшему] манасу до того, как он смешался с камой (как у младенцев). Они именуются спарша-дэвами, дэвами, наделенными "осязанием". (Эти Иерархии дэв прогрессирующие: первая имеет одно чувство, вторая - два и так далее до семи. Причем потенциально каждая содержит в себе все чувства, но еще не развитые. Смысл термина "спарша" лучше передают такие слова, как "близость", "сродство", "соприкосновение".)
5. Расатала
Или рупатала, соответствует Иерархиям рупа дэв, или дэв "зрения", обладающим тремя чувствами (зрением, слухом и осязанием). Они суть кама-манасические сущности и высшие элементалы. У розенкрейцеров они - сильфы и ундины. На земле расатала соответствует искусственному состоянию сознания, такому, которое вызвано гипнозом и наркотическими средствами (морфием и пр.).
6. Махатала
Соответствует Иерархиям раса дэв, или дэв "вкуса", и включает в себя состояние сознания, объемлющее низшие пять чувств и эманации жизни и бытия. Соответствует каме и пране в человеке и саламандрам и гномам в природе.
7. Патала
Соответствует Иерархиям гандха дэв, или дэв "обоняния"; преисподняя, или антиподы - Миалба. Сфера неразумных животных, не имеющих никаких чувствований, кроме чувства самосохранения и удовлетворения чувств; а также крайне эгоистичных людей, бодрствующих или спящих. Вот почему сказано, что Нарада посетил паталу*, когда он был проклят и осужден на новое рождение; он сообщил, что жизнь там была очень приятной для тех, "кто никогда не покидал своего отчего края", они были очень счастливы. Она есть земное состояние и соответствует чувству обоняния. Здесь также находятся животные, дугпа, элементалы животных и духи природы.
Дальнейшее объяснение той же классификации
1. Аурическое, атмическое, алаическое чувство, или состояние, оно преисполнено потенциальности, но не действия.
2. Буддхическое, чувство единства со Вселенной; невозможность представить себя отдельно от нее.
(Был задан вопрос, почему термин "алаическое" применен к атмическому, а не к буддхическому состоянию?
Ответ. Классификации эти не есть раз навсегда установленные деления. Термин может переставляться в зависимости от того, является ли классификация экзотерической, эзотерической или практической. Внутренняя Группа должна стремиться все сводить к состояниям сознания. Буддхи, поистине, едина и неделима; это чувство внутреннее, абсолютно невыразимое словами. Никакая каталогизация не поможет его объяснить.)
3. Шабдическое, чувство слуха.
4. Спаршическое, чувство осязания.
5. Рупическое, состояние, при котором ощущаешь себя телом и воспринимаешь его (рупа - форма).
6. Расическое, чувство вкуса.
7. Гандхическое, чувство обоняния.
Все космические и человеческие состояния и чувства соответствуют нашим органам восприятия, джнанендриям - рудиментам или органам, позволяющим черпать знание через прямой контакт - зрение и т. д. Они суть способности шариры, проявляющиеся через нетра - глаза, нос, речь и т. д. и также соответствуют органам действия, кармендриям - рукам, ногам и т. д.
Экзотерически они образуют пять групп по пяти, в целом составляя 25. Из них двадцать - факультативные, а пять - буддхические. Экзотерически Буддхи, как сказано, наделена восприятием; эзотерически же она получает восприятие только через посредство в[ысшего] Манаса.
Каждый из этих двадцати либо позитивен, либо негативен, что в целом составляет сорок.
Существует два субъективных состояния, соответствующих четырем группам по пяти, что в сумме составляет 8. Они, будучи субъективными, не могут быть удвоены.
Таким образом, мы имеем 40 + 8 = 48 "познавательных способностей Буддхи". Они вместе с майей, включающей их всех, составляют 49. (Стоит вам только познать майю, и вы - адепт.)

ЗАСЕДАНИЕ
8 января 1891 г.*
(Рай Б. К. Лахери дал клятву в присутствии И. К.-О., Л. М. К., В. P. O., К. Ф. Р. и Д. Р. С. М.)

ЗАМЕТКИ
11 января 1891 г.*
В своих экзотерических сокрытиях брамины насчитывают 14 лок (включая Землю), из которых 7 объективны, хотя и невидимы, а 7 субъективны, тем не менее полностью явлены Внутреннему человеку.
Они суть:
7 божественных лок 7 адских (земных) лок
-
¦
¦
З ¦
е ¦
м +
н ¦
ы ¦
е ¦
¦
¦
¦
L
1) Бхурлока (Земля).
2) Бхуварлока (пространство между Землей и Солнцем - муни).
3) Сварлока (пространство между Солнцем и Полярной Звездой - йоги).
4) Махарлока (пространство между Землей и крайними пределами Солнечной системы)1.
5) Джанарлока (за пределами Солнечной системы, обитель Кумар, не принадлежащих этому плану).
6) Тапарлока (состояние за пределами махатмической области, чертог божеств вайраджа).
7) Сатьялока (обитель нирвани).
-
Р ¦
у ¦
п ¦
и ¦
ч +
е ¦
с ¦
к ¦
и ¦
е ¦
¦
L
1) Патала (наша земля).
2) Махатала.


3) Расатала.



4) Талатала (также каратала)



5) Сутала.




6) Витала.




7) Атала2

-
А ¦
р ¦
у ¦
п ¦
и +
ч ¦
е ¦
с ¦
к ¦
и ¦
е ¦
L
Все эти 14 являют собой планы извне вовнутрь и состояния сознания, через которые человек может и должен пройти, раз он решился миновать семь Путей и Врат Дхьяни. И для этого не обязательно быть развоплощенным. Все это достигается на земле за одно или множество воплощений.
Обратите внимание на порядок:
Четыре низшие (1, 2, 3, 4) есть рупа, т. е. они осваиваются внутренним человеком в согласии с божественной частью, или элементом, низшего манаса и сознательно - личным человеком. Трех же высших состояний последний не может достичь и запомнить, если только он не вполне посвященный адепт. Хатха-йог никогда не вырвется за пределы махарлоки психически и талаталы* (двоякого, или дуального, плана) - психо-ментально. Дабы стать раджа-йогом, чела должен подняться к седьмым Вратам - сатьялоке. Ибо таков, как говорит нам Учитель йогов, плод яджны, или жертвы. Когда бхур, бхувар и сварга (состояния) пройдены, то остается последний план и состояние между полным слиянием личного и в[ысшего] Манаса.
Одно следует помнить: тогда как "адские", или земные, состояния представляют собой также 7 делений Земли - на планы и состояния, равно как и деления космические, божественные сапталока чисто субъективны и начинаются с плана психического, астрального света, а заканчиваются состоянием сатья, или дживанмукта.
Эти 14 лок, или "сфер", составляют протяженность всей Брахманды (Мира). Четыре низшие суть преходящие, со всеми их обитателями, а три высшие - вечные, т. е. первые состояния, планы и субъекты их длятся только День Брахмы, изменяясь с каждой кальпой; последние же существуют на протяжении целого Века Брахмы.

Элементы (бхуты)
Божественные локи
и состояния
Адские (или земные) локи и состояния
Планы соответственных Иерархий
1. Земля
Бхуми
Притхиви

1. Бхурлока. Среда обитания мыслящих и добрых людей. Состояние - психическое.
1. Патала. Обиталище плотного животного тела человека и его личности.
1. Обитель людей, животных, состояние младенчества. На одном полюсе - невинность, на другом - инстинктивный эгоизм.
2. Вода
Апас

2. Бхуварлока. Человек больше думает о своем внутреннем состоянии, нежели о своей личности. Его астрал переходит в эту сферу, равно как и субстанция оного. Состояние - высшее психическое.
2. Махатала. Обитель астрала человека, тени плотного тела; принимает характерные особенности этой сферы. (От Манас = свет, и Маха = Великий)
2. Область астрального света и камалоки; обитель элементалов, духов Природы, элементариев. На другом полюсе - рупа дэвы, охранители животного мира. План инстинкта.
3. Воздух
Ваю

3. Сварлока. Состояние, когда йог утратил всякий вкус и устремился к воссоединению. Состояние - святость.
3. Расатала. Где кама жаждет вкуса (раса) всего и вся.
3. Дэвакханическое состояние; обитель, или место блаженства, необоснованного счастья; чистых устремлений и реализаций; кама-маносов; высших элементалов.
4. Огонь
Агни
Теджас

4. Махарлока. Состояние при котором низший манас утратил всякое сродство с камой. Состояние - серхсвятость.
4. Талатала. Низший манас цепляется за объективную и чувственно-разумную жизнь; является камическим.
4. План, где майя отступает и ослабевает; обитель самых святых из рупа дэв. Сфера сострадания - на одном конце и обостренного эгоизма - на другом.
5. Эфир

5. Джанарлока. Состояние, при котором низший манас совершенно освобождается от камы и становится единым с Эго. Состояние - Кумара.
5. Сутала. Здесь манас становится всецело рабом камы и единым с животным человеком.
5. Обитель Кумар, сынов Махата, или Брахмы. Всеведение относительно всего, что принадлежит царству майи и находится в ее власти.
6. Божественный Огонь

6. Тапарлока. Состояние, при котором сущность, даже если она рождается вновь, становится неуязвимой, неистребимой. Состояние - Прирожденный Христос.
6. Витала. Когда она достигается, высший совершенно отрывается от низшего; нить обрывается.
6. План предвечной неуничтожимой субстанции; Божественного Огня. Обитель вайраджиев, питри-дэв Солнца. (Т.Д., II, с. 110).
7. Акаша

7. Сатьялока. Состояние, при котором йог достигает высочайшего самадхи. Он на пороге Великого Выбора.
7. Атала. Здесь человек умирает, чтобы сразу родиться вновь; "не-место" означает не-дэвакхан; духовная смерть; уничтожение.
7. План Consummatum Est во Вселенной проявления. Ноуменальный.

Принципы
Чувства
(танматры)
Цвета
Сознание
Органы восприятия (джнанендрии)
Органы действия (кармендрии)
Соответственные духовные органы и центры восприятия

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign