LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Каждый человек получит по части просвещения и содействия ровно столько, сколько он или она заслуживает, и не больше; также следует четко понимать, что в этой Группе и при этих отношениях такая вещь, как фавор, неизвестна - все зависит от заслуг человека - и ни один член не обладает властью или знанием решать, на что он или она имеет право. Это должно быть предоставлено тем, кто знает, - и только им. Явный фавор выказанный некоторым лицам, и их последующее явное продвижение будут зависеть от тех деяний, которые они совершают, прилагая максимум усилий, ради Всемирного Братства и возвышения Расы.
Ни один мужчина и ни одна женщина не обязаны делать больше того, что он или она в состоянии сделать; но предполагается, что каждый будет работать в меру своих сил и способностей.
Ценность деятельности этой Секции для отдельного члена будет всецело зависеть от:
1. Способности человека ассимилировать учения и сделать их частью своего существа; и
2. Бескорыстия мотивов, побуждающих его искать эти знания; то есть от того, вступил ли он в эту Секцию с твердым намерением трудиться во благо человечества или же с единственным желанием выгадать что-нибудь лишь для себя.
А посему пусть все члены вовремя учтут сие предостережение и серьезно изучат свои мотивы, ибо для всех вступивших в эту Секцию определенные следствия неминуемы.
И на этой стадии, возможно, будет лучше, если все кандидаты узнают о причине образования этой Секции и о том, чего именно она должна достичь.
Теософское Общество только что вступило в четырнадцатый год своего существования; и если оно достигло огромных, можно даже сказать колоссальных результатов на экзотерическом и утилитарном плане, то потерпело полный провал во всех тех вопросах, которые считаются наиглавнейшими среди целей, поставленных перед ним с момента его образования. Итак, как "Всемирное Братство", или даже как община, одна среди многих, оно скатилось до уровня тех Обществ, претензии коих велики, но чьи имена являются всего лишь маской - более того, даже фикцией. Нельзя также оправдать и отговорку, будто оно пошло по этому недостойному пути в силу того, что его естественное развитие было затруднено и почти что подавлено из-за заговоров его врагов, открыто начавшихся в 1884 году. Ибо даже до этого дня в рядах нашего Общества никогда не царила та солидарность, которая позволяет ему не только отразить все внешние нападки, но также делает возможным предоставление более широкой и осязаемой помощи всем его членам со стороны тех, кто всегда готов оказать эту помощь, когда мы готовы ее принять. Когда возникли трудности, слишком многие поспешили поддаться сомнению и отчаянию и, поистине, мало было тех, кто трудился ради Дела, а не ради себя. Нападки врагов сделали Общество несколько осмотрительным, что касается направления внешнего развития, но его истинное внутреннее состояние не улучшилось, и члены, в своем стремлении к духовной культуре, все еще нуждаются в той помощи, право просить которую им может дать лишь единение в их рядах. Учителя могут оказать лишь малое содействие Органу, который не очень-то объединен целью и чувством и который нарушает свой основополагающий принцип - всемирной братской любви, без различия расы, вероисповедания или цвета; равно как и Обществу, многие члены которого проводят свою жизнь судя, осуждая, а зачастую и понося других членов самым нетеософским, если не сказать позорным образом.
Именно по этой причине мы сейчас и намереваемся собрать воедино "избранных" из Т[еософского] О[бщества] и призвать их к действию. Только благодаря усилиям избранной группы смелых душ, горстке решительных мужчин и женщин, изголодавшихся по истинному духовному развитию и обретению мудрости души, Теософское Общество в целом может вернуться к своим изначальным принципам. И только через Эзотерическую Секцию, т. е. группу, в которой все члены, даже незнакомые друг с другом, трудятся друг для друга, а трудясь для всех, трудятся и для себя, великое Экзотерическое Общество можно наставить на путь истинный и привести к осознанию, что сила его - в единстве и согласии. Стало быть, цель этой Секции - содействовать будущему развитию всего Теософского Общества в истинном направлении, укрепляя братский союз, по крайней мере, среди немногих. Все знают, что при создании Общества преследовалась именно эта цель и даже в самих его рядах, не связанных клятвой, существовала возможность для развития и познания, пока оно не стало выказывать отсутствие истинного единения; и ныне его необходимо спасти от грядущих опасностей посредством общей цели, братского чувства и непрестанных усилий членов этой Эзотерической Секции. А посему любому, подписавшему клятву без осознания всего этого, со всей серьезностью рекомендуется пересмотреть свою позицию и выйти из Секции, если он не готов посвятить себя осуществлению этой цели. Стоит только явить великий пример практического альтруизма, благородной жизни тех, кто учится овладевать величайшим знанием лишь для того, чтобы помочь другим, и кто стремится обрести силы и способности лишь ради того, чтобы поставить их на службу своим собратьям, как все теософское сообщество может еще устремиться к действию и последовать примеру, преподанному ему.
Итак, Эзотерическая Секция "отделяется" ради спасения всего Общества, и курс обучения в ней, с первых же шагов, будет представлять собой напряженный труд для ее членов, хотя за многими препятствиями, как только они будут преодолены, их ждет великая награда. Кто хочет следовать голосу своего внутреннего я и своей внутренней природы с целью самопознания, должен постичь их путем сравнения; он должен стремиться разгадать тайны человеческого сердца в целом, прежде чем надеяться узнать всю правду о тайнах своей собственной души.
Сила оккультного самоанализа слишком ограничена в своей сфере, если она не вырывается за пределы Я, и исследование разрозненных случаев навсегда останется безуспешным, если мы не сможем его провести согласно твердо установленным принципам. Мы не можем творить благо себе - на высшем плане, - не сотворив благо другим, поскольку каждая природа реагирует и на все другие природы; мы также не можем помогать другим без того, чтобы помощь эта не облагодетельствовала и нас самих.
Но разочарование, несомненно, ждет тех, кто вступил в эту Секцию с целью овладеть "магическим искусством" или же получить "оккультные знания" лишь для себя, совершенно не принимая во внимание благо других людей, менее решительных. Анормальные, искусственно развитые силы и способности - кроме тех, что венчают усилия черного мага, - являются лишь кульминацией труда, бескорыстно отданного человечеству, всем людям, плохим или хорошим, равно как и наградой за сей труд. Забвение личного я и искренний альтруизм суть первые и необходимые условия обучения тех, кому суждено стать "белым адептом" в этом воплощении или же в грядущем.
Если любой член данной Секции согласен со всем этим, но все же говорит себе, что, несмотря на все сказанное, он будет искать знаний лишь для себя, мало заботясь - при условии, что он обретает силы и способности, - о том, кончит ли он черным или белым адептом, пусть же он знает, что несчастье подстерегает его намного раньше, чем он думает, и что, хотя он и пытается скрыть свои мотивы, они станут известны и окажут на него такое воздействие, которое никто не сможет отвратить.
Никого не упрекнут за отсутствие у него способности ассимилировать преподанные учения, если он трудится усердно и непрерывно, если устремления его не ослабевают; об усилиях его узнают в нужном месте и, в соответствии со своими заслугами, он получит помощь тогда, когда меньше всего ее ожидает.
Пусть каждый член к тому же знает, что время для такого бесценного приобретения ограничено. Пишущая эти строки стара; жизнь ее почти что угасла, и она может быть призвана "домой" в любой день и час. И если, может статься, место ее займет тот, кто более достоин и сведущ, нежели она, тем не менее остается всего лишь двенадцать лет до последнего часа срока - именно до 31 декабря 1899 года. И кто к сему дню не воспользуется этим шансом (предоставляемым миру каждую последнюю четверть столетия), кто не достигнет определенной точки психического и духовного развития или же той точки, от которой начинается цикл адептства, тот не продвинется дальше тех знаний, что он уже приобрел. И ни один Владыка Мудрости с Востока не появится сам и не пошлет никого в Европу или Америку после этого срока, и лентяям придется отказаться от всякого шанса на продвижение в их настоящем воплощении - вплоть до 1975 года. Таков закон, ибо мы находимся в кали-юге - черном веке, и ограничения в этом цикле, первые 5 000 лет из которого истекают в 1897 году, велики и почти что непреодолимы.
Что же до отношения Учителей к этой Секции, то можно также добавить, что, как это ни парадоксально, с Ними все возможно и все невозможно. Они могут сообщаться, а могут и не сообщаться лично с каким-либо членом на внешнем плане, и те, кто постоянно жаждут получать "приказы" или сообщения непосредственно от Них на этом плане, феноменально или же как-то иначе, будут, по всей вероятности, разочарованы. Учителя не имеют никакого желания доказывать Свою силу или же подвергать "испытаниям" кого бы то ни было. А тот факт, что кто-то из членов пришел к заключению, будто вот-вот разразится кризис того или иного рода, когда, по его глубокомысленному суждению, Учитель или Учителя должны прервать молчание и вмешаться лично, вовсе не является причиной для подобного внешнего вмешательства.
Однако верно и то, что каждый член, раз он уверовал в существование таких Учителей, должен постараться понять, каковы их природа и силы, почитать Их в сердце своем, приблизиться к Ним, насколько в его силах, и открыть для себя сознательное сообщение с гуру, чьему водительству он вверил всю свою жизнь. Но это можно осуществить лишь восхождением к духовному плану, на котором находятся Учителя, а не стремлением низвести Их вниз, к нашему.
И поскольку рост в духовной жизни происходит изнутри, члены не должны ожидать получения каких-либо иных сообщений, кроме тех, что посланы через Е. П. Б. Дополнительная помощь, наставление и просветление придут с внутренних планов бытия и будут, как сказано, даваться всегда, когда заслужены.
Чтобы добиться этого, склад ума, при котором следует воспринимать даваемые учения, должен быть таким, который способствует развитию интуиции. При этом члены обязаны воздерживаться от заявлений, что сделанные утверждения не соответствуют сказанному или написанному другими людьми, или их собственным воззрениям на сей счет, или же, опять-таки, что они явно противоречат любой общепринятой философской системе. Практическая эзотерическая наука является всецело sui generis. И ученик должен будет использовать все свои умственные и психические способности при изучении всего ему данного, дабы раскрыть подлинный смысл, предпосланный Учителем, настолько, насколько ученик в состоянии его постичь. Изучая или стараясь выполнить то, что ему дано, он должен стремиться, насколько возможно, освободить свой ум от всех идей и представлений, почерпнутых им в силу наследственности, образования, из своего окружения или от других учителей. Его ум должен быть полностью свободен от всех посторонних мыслей, дабы внутренний смысл инструкций мог запечатлеться в его сознании помимо слов, в которые они облечены. Иначе идеи его рискуют столь же окраситься предубеждениями, как и идеи писателей некоторых - в остальных отношениях и отличных - трудов на эзотерические темы, приноровивших оккультные доктрины больше к современной науке, нежели к оккультной истине.
И чтобы ученик мог почерпнуть как можно больше пользы, совершенно необходимо избавиться от привычки мыслить поверхностно и невнимательно, порожденной западной цивилизацией, и сконцентрировать ум на инструкциях в целом, равно как и на каждом слове в них. А для этого ученики должны развить в себе привычку концентрировать ум, внимательно и постоянно, на каждой обязанности и на каждом деянии в жизни, а не беречь при этом силы лишь для постижения учений. Ученику надлежит сосредоточить все свои желания на приобретении духовного знания, чтобы мысль его естественно устремлялась в этом направлении. Стало быть, в каждое мгновение своего досуга он должен возвращаться к этим темам, равно как и выделять определенное время для их изучения.
Ученики не должны ожидать каких-либо особых проверок и испытаний; они возникнут в жизненных ситуациях и в отношениях с ближними. Вообще никаких специальных проверок проводиться не будет, но даже то, как ученик приближается к этим учениям, само по себе послужит проверкой, или испытанием. Учителя не судят учеников лишь по их умению сделать что-то особое или трудное, но по действительному саморазвитию и достигнутому прогрессу.
Вступая в эту Секцию, ученик начинает лицезреть свою собственную природу, и трудности, с которыми он столкнется, будут зависеть от интенсивности его устремлений. Трудности эти могут проявиться на физиологическом, ментальном, моральном или психическом планах его существа или же в жизненных обстоятельствах. Если он, подписав клятву, хоть однажды нарушит любое из ее положений, значит, он не выдержал первого испытания. Такая неудача, однако, не является поражением, если только предпринимаются дальнейшие упорные усилия.
Правила
В нижеследующем мужской род заключает в себе женский, единственное число - множественное и vice versa.
1. Следует воздерживаться от основанного на слухах, голословного осуждения других, теософов или нет, и широко проявлять снисхождение как внутри, так и вне теософской сферы к ошибкам друг друга.
2. Не следует повторять высказывания или сплетни, унижающие других. Но осуждать преступления, социальные пороки и системы всякого рода абстрактно есть долг каждого члена. Превыше всего долг каждого члена - бороться против лицемерия, ханжества и несправедливости в любой форме.
3. Член Секции должен протестовать против уничижительных или клеветнических утверждений, сделанных в его присутствии и направленных против собрата-теософа, если только он не знает, что они истинны, в противном же случае ему следует хранить молчание.
4. Ни один член не должен похваляться, что он состоит в этой Секции.
5. Ни один член не должен выведывать о положении в этой Секции какого-либо собрата, равно как не должен он, если его не просят, стремиться разузнать, не является ли другой теософ ее членом. Члены могут пользоваться паролем Секции для опознавания друг друга, но никогда из любопытства или же из желания выяснить, является ли лицо, к которому обратились, членом Секции.
6. Любой член может, если того пожелает, оставаться безвестным, и желание это, если о нем заподозрят другие, не должно обсуждаться или упоминаться.
7. Если какой-либо член утверждает, превратно или правдиво, что он получает письма или сообщения от Учителей, если только ему не велят предать их огласке, он перестает ipso facto извлекать всякую пользу из учений, независимо от того, будет ли сей факт известен или неизвестен ему самому или другим. Повторение подобного нарушения предоставляет Главе Секции право исключить неблагоразумного нарушителя. В каждом конкретном случае, когда член получает письмо или же сообщение, якобы пришедшее от Учителя или Учителей, в котором предписывается разгласить его содержание или же часть оного, это письмо или сообщение еще до разглашения должно быть направлено непосредственно Е. П. Б., если получатель сего находится в Европе, и Уильяму К. Джаджу - если в Америке, для пересылки его Е. П. Б. Ибо обмануть легко, и, не имея большого опыта, члены не в состоянии разобрать, подлинно ли такое сообщение или нет.
8. Ни один член не должен ни при каких обстоятельствах выдвигать какое бы то ни было обвинение против другого члена и обращаться с этим обвинением к Е. П. Б., Уильяму К. Джаджу или же любому иному члену Секции. Правило это не подразумевает, что Учителя предают забвению, прощают или сносят любую ошибку или преступление. Но ни один член не является судьей поступков другого члена или теософа, и менее всего в этой Секции, нежели в любой другой. Ибо, тогда как во всяком Экзотерическом Отделении его Президент или Совет выносят решение по поводу любых обвинений, выдвинутых против их собратьев, в этой Секции каждый член должен быть судим лишь своею кармой и Учителями.
9. Ни один член не должен притворяться, что обладает психическими силами, которых у него нет, а также похваляться теми, которые он может развить. Зависть, ревность и тщеславие суть коварные и мощные враги продвижения, а по опыту известно, что похвальба психическими силами или привлечение к ним внимания - особенно среди начинающих - почти неизменно влекут за собой эти ошибки и умножают их при наличии этих сил. Посему -
10. Ни один член не должен рассказывать другому, особенно собрату-члену, насколько он продвинулся или какое признание он получил, также не должен он намеками давать об этом знать. Если же ученики, имеющие одинаковые вкусы и наклонности, выражают желание создать группу или группы для оказания взаимопомощи в обучении, им надлежит подать прошение Е. П. Б., испрашивая на это разрешение и совет. Но поспешного суждения относительно целесообразности образования таких групп следует избегать. Ибо может так статься, что два члена или более, связанные истинной дружбой, все же могут быть настолько противоположными по своим магнетическим идиосинкразиям и условиям, что дружба их может превратиться в ненависть на оккультном плане, если они создадут группы без эзотерического знания.
11. Ни один член не должен спрашивать о каких-либо указаниях относительно того, как вести свой бизнес, управлять общественными отношениями или справляться с обыденными делами в жизни, а также как исцелиться от болезней как своих, так и чужих. Будут приниматься и рассматриваться только те вопросы, которые относятся к даваемым инструкциям.
12. Член Секции должен, когда у него возникнет какой-либо вопрос, глубоко продумать его, чтобы самому найти ответ; но ни в коем случае нельзя задавать вопросы из любопытства, а также до тех пор, пока человек не исчерпает все обычные средства для разрешения сомнения или получения искомой информации своими силами. Иначе интуиция его никогда не будет развита. Он не обретет уверенности в себе, и две из главных целей Секции не будут достигнуты. Ибо адепт становится таковым благодаря своим собственным усилиям, благодаря саморазвитию своих сил и способностей; и никто за него не может выполнить эту работу. "Адептом становятся, его не создают". Обязанность гуру, или Водителя, - регулировать развитие ученика, а не тащить или толкать его вперед.
13. Употребление вина, спиртных напитков и ликеров любого рода, наркотических или одурманивающих средств строго запрещается. Если предаваться этим удовольствиям, все развитие замедляется, и усилия учителя, равно как и ученика, сводятся к нулю. Все подобные вещества оказывают непосредственное пагубное воздействие на мозг, и особенно на "третий глаз", или шишковидную железу (см. "Тайную Доктрину", том II, с. 288 [d]*). Они совершенно препятствуют развитию третьего глаза, называемого на Востоке "Оком Шивы".
14. Умеренное употребление табака не запрещается, ибо он не является токсическим веществом; но злоупотребление им, равно как и злоупотребление всем прочим, даже чистой водой и хлебом - губительно.
15. Относительно диеты: мясоедение не запрещается, но если ученик может поддерживать здоровье овощами или рыбой, то рекомендуется именно такая диета. Мясоедение усиливает страстную природу и желание приобретать в собственность имущество, а стало быть, все более и более затрудняет борьбу с низшей природой.
16. Предполагается, что каждый член будет отводить определенное время дня или ночи - не менее получаса - для размышления над полученными инструкциями, самоанализа и самопознания. Избранное для этого место не должно, по возможности, использоваться другим человеком или же для иной цели; однако на выделении такого специального места, если это причиняет неудобства, настаивать не следует.
17. Сомневаться в существовании Учителей в целом не является преступлением, поскольку сомнение зачастую есть всего лишь следствие невежества и возникает невольно. Но оно неизбежно воспрепятствует усилиям ученика обратить на себя внимание Учителя; ему равно не удастся привлечь к себе и Его влияние. Подозрения насчет статуса членов Секции также вредят продвижению. Словом, любое недоброжелательное чувство, особенно злоба, зависть или месть, по отношению ко всякому человеку, высокого или низкого звания, создает условия, особо затрудняющие путь ученика, и абсолютно мешает продвижению любого рода. Искоренение желания награды помогает ученику в его развитии.
18. Ни один член этой Секции не должен состоять ни в каком ином органе, ассоциации или организации с целью мистического познания или оккультного обучения, кроме масонства и Одд Феллоуз*, если того пожелает. Но члены должны настолько же тщательно охранять секреты этой Секции от масонов, насколько оберегать тайны масонства от теософов. Причина этого правила столь очевидна, что не нуждается ни в каких объяснениях.
19. Предполагается, что члены этой Секции должны иметь следующие книги и журналы, к коим они будут обращаться, так как в ходе обучения на них постоянно придется ссылаться и поскольку никаких длинных отрывков не будет даваться. Следует приобрести труды по метафизике и статьи, разъясняющие учения нашей особой Школы. Необходимо особо позаботиться о следующих книгах и теософских журналах: "Тайная Доктрина", "Бхагавадгита", "Свет на Пути", "Философия йоги Патанджали", "Theosophist", "Lucifer", "Path".
Сие правило не подразумевает, что члены должны тотчас же ринуться покупать эти книги и журналы, однако нижеподписавшаяся не имеет времени для копирования отрывков, давая разъяснения, которые уже появились в печати. Многое уже опубликовано, к тому же на такой материал придется часто ссылаться, но если член Секции действительно не может приобрести упомянутые издания, то предполагается, что остальные, кто может, предоставят по чьей-либо просьбе необходимую книгу или копию материала, на который дана ссылка. При этом жалоба на бедность, если это всего лишь притворство, будет столь же губительна для ученика, сколь и любой другой порок.
20. "Поскольку первым испытанием подлинного ученичества является преданность интересам других", то предполагается, что члены будут стараться полностью соблюдать пункты 1 и 5 клятвы. Теософия должна стать живой силой в жизни и прилагаться, для начала, ко всем отношениям, будь то деловым, общественным или личным. Так как "Доктрина" в целом, "обнародованная Адептами, является единственной истиной, то она, подкрепленная такими доказательствами, какие они готовы предоставить, должна в конечном итоге восторжествовать, как и всякая другая истина. Но все же совершенно необходимо прививать ее постепенно, подкрепляя ее теории - неоспоримые факты для тех, кто знает, прямыми заключениями, которые выводятся из доказательств современной точной науки и подтверждаются ими. Дабы доктрины эти практически воздействовали на жизнь через так называемый моральный кодекс, или представления о правдивости, чистоте, самоотречении, милосердии и т. д., мы должны проповедовать и популяризировать познание теософии. Не индивидуальная цель или решимость достичь для себя нирваны, которая есть, в конце концов, лишь возвышенное и прекрасное бескорыстие, но самоотверженный поиск лучших возможностей, позволяющих повести нашего ближнего по правому пути и побудить столько наших собратьев, сколько в наших силах, почерпнуть из него пользу - вот что составляет истинного Теософа"*.
21. Члены Секции, следовательно, не должны пренебрегать экзотерическими отделениями Теософского Общества, но надо надеяться, что они придадут им столько энергии в сфере теософской деятельности, сколько смогут. И хотя не все могут быть учителями, все же каждый может ознакомиться с теософскими доктринами и распространять их среди тех, кто ими интересуется. "Вряд ли найдется хоть один теософ во всем Обществе, который не был бы способен эффективно ему помочь, исправляя ошибочные представления профанов, если и не фактически распространяя его идеи". Усилия членов, помогающих Делу, никогда не должны быть затруднены критикой со стороны тех, кто ничего не делает, но все их надобно поощрять и оказывать им столько помощи, сколько возможно, даже если такая помощь ограничивается, вследствие обстоятельств, простым ободрением. Любая искренняя деятельность ради теософии принесет добрые плоды, независимо от того, насколько неуместной она может показаться тем членам, которые обозначили для себя и для всех других лишь один-единственный определенный план действий.
Дальнейшие правила будут разрабатываться по мере надобности.
Организация
В Европе сообщения будут передаваться непосредственно от Е. П. Блаватской; в Америке же все сообщения будут отправляться через Уильяма К. Джаджа, почтовый ящик 2659, Нью-Йорк, США; и все вопросы, адресованные Е. П. Блаватской членами этой Секции в Америке, должны направляться вышеупомянутому Уильяму К. Джаджу и иметь номер члена Секции, который стоит на его удостоверении. Так как некоторые членские удостоверения были ранее разосланы без этого регистрационного номера, каждый член, имеющий такое удостоверение, должен немедленно запросить свой номер. Уильям К. Джадж уполномочен установить, на свое усмотрение, правила относительно порядка передачи сообщений, вопросов и ответов, которого следует придерживаться в Америке, а также относительно назначения секретарей-ассистентов.
Лондон, декабрь 14, 1888 г.
(Подпись) Е. П. Б.

ПРОТОКОЛЫ ВНУТРЕННЕЙ ГРУППЫ
(Скопировано - июль 1891 г. -
для Уильяма Куан Джаджа.)
Алиса Лейтон Клифер


ЗАСЕДАНИЕ I
20 августа 1890 г.
Присутствуют: А. Б., Д. Р. С. М., К. В. и К. Ф. Р. *

Предупреждение
Е. П. Б. объяснила исключительную важность клятвы, даваемой членами Внутренней Группы. Оккультизм должен быть всем или ничем. Раз дана эта клятва, - отказ от нее и выход из Группы ничего не изменят, - нарушение ее грозит самыми ужасными последствиями в настоящей жизни и в грядущих воплощениях. Это более серьезная клятва, нежели добровольная начальная клятва, даваемая чела Учителю, ибо Учитель может учесть все обстоятельства и простить. Эта же дана в присутствии всех проявлений и эманаций, окружающих высшее Я, и все они обернутся против клятвопреступника.
Вопрос. К. В. спросила, нарушал ли кто-нибудь клятву (Эзотерической Секции).
Ответ. Да, но Е. П. Б. не захотела сказать, кто именно. Некоторые сдержали клятву, кто-то - нет; нарушения были непреднамеренными и невольными. Эта новая клятва окрасит всю жизнь здесь и во всех будущих телах в грядущем. Тот, кто держался правого пути, получит помощь, им не стоит бояться. Если они были верны и преданы, ничто внешнее не сможет причинить им вред. Но каждый должен быть в себе уверен, прежде чем дать клятву, так как дороги назад нет. Ответственность ужасна и не может быть избегнута. Клятву, раз данную, нельзя взять назад.
Принесение клятвы
Клятву дали все по очереди. Е. П. Б.: "Вы дали ее в присутствии Учителя (после паузы), отныне я ваша слуга и должна ответить на ваши вопросы".
Затем Е. П. Б. сказала, что поначалу мы не осознаем чрезвычайную важность даваемых инструкций, но мало-помалу значение их станет нам ясным. Мы должны учиться, напряженно работать, ничего не упускать.
Пробуждение кундалини
Ночь нехороша для практической работы, ибо мы устали - физически, ментально и морально. Самое лучшее - утро, на восходе солнца или же в нечетные часы после восхода солнца. Никогда не используйте четные часы после восхода солнца: всегда нечетные - "часы богов" (3-й или 5-й час после восхода солнца).
Семь физических нади тянутся по позвоночному столбу от нижнего поясничного позвонка до первого шейного позвонка; затем начинаются сверхфизические, четвертой из которых является гипофиз. Три высшие помещаются между гипофизом и шишковидной железой. Когда вибрирует четвертая, она раскачивается дугообразно все сильнее и сильнее, пока не начинает вибрировать шишковидная железа, круг завершен и кундалини пробуждена. Взойдите по семи нади к отверстию, если перед этим будут ощущаться какие-либо физические эффекты, остановитесь; мыслите о стадиях в цвете:
Голубой: Аурическое яйцо
(для стхулашариры).
Может считаться 1-м или 7-м.
Фиолетовый: Лингашарира.
Оранжевый: Прана.
Красный: Кама.
Зеленый: Кама-манас.
Индиго: Высший Манас.
Желтый: Буддхи.
Войдя в череп, переходишь от физического к психо-духовным планам. Опять семь стадий, цвета используются в том же порядке, вплоть до четвертого, но его следует представлять не как физический цвет, а скорее, как сущность цвета - чистые яркие оттенки, видимые в небе. Оттенок цвета зависит от преобладания психического или духовного. У четвертой, гипофиза, остановитесь: три высших цвета сверхфизической семерицы представлять нельзя; следует думать лишь о пульсации смешанной сущности цвета. После физического идут психический, духовный и божественный планы. То, какой план будет достигнут, зависит от интенсивности мысли, чистоты и возвышенности устремления. Начинайте эксперимент только тогда, когда устраните все мирские мысли, заботы и неприятности.
Три жизненных потока
Именно чистая Акаша восходит по сушумне; ее два аспекта - в иде и пингале. Они суть три жизненных потока и символизируются шнуром брамина. Они управляются волей. Воля и желание суть высший и низший аспекты одного и того же. Отсюда важность чистоты каналов, ибо если они загрязняют жизненные потоки, активизируемые волей, то результатом является черная магия. Вот почему в практическом оккультизме запрещены все половые сношения.
Из сушумны, иды и пингалы возникает циркуляция и из центрального канала проходит во все тело. (Человек есть древо; он вмещает в себе и Макрокосм и микрокосм. Потому-то древо и используется в качестве символа; так изображается тело Дхиан Когана.)
Аурическое яйцо сформировано кривыми, которые можно представить себе по кривым, сформированным песком на вибрирующем металлическом диске. Каждый атом, как и каждое тело, имеет свое аурическое яйцо, ибо каждый центр образует свое собственное. Это аурическое яйцо, с соответствующими материалами, брошенными в него, есть защита; ни одно дикое животное, каким бы свирепым оно ни было, не приблизится к йогу, который так защищен; аурическое яйцо отбрасывает со своей поверхности все зловредные влияния.
Никакая сила воли не проявляется через аурическое яйцо.
Эксперимент
Возьмите вату семи цветов; обмотайте безымянный палец левой руки кусочком ваты, соответствующей цвету дня, пока медитируете, и запишите результаты. Это для того, чтобы узнать луч, к которому принадлежит ученик.

ЗАСЕДАНИЕ II
10 сентября 1890 г.
Присутствуют: А. Б., К. В., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., И. К -О., А. К. и Г. А. В. К.

Трое последних дали клятву. (Е. П. Б. велела кандидатам, когда они будут давать клятву, повернуться лицом к портрету Мастера.)
Аурическая оболочка
Вопрос 1. Какова связь между циркуляцией жизненных потоков и силой йога сделать свою аурическую оболочку зашитой против нападения?
Ответ. Невозможно ответить на этот вопрос, который является последним словом магии. Это связано с кундалини, которая может столь же легко разрушать, как и оберегать. Невежественный новичок может себя убить.
Вопрос 2. Является ли аурическая оболочка ребенка дифференциацией Акаши, в которую адепт может вплести материалы, нужные ему для определенных целей, например майявирупы?
Ответ. Вопрос несколько туманно сформулирован. Очевидно, спрашивающий хотел узнать следующее: является ли аурическая оболочка дифференциацией Акаши, в которую, когда ребенок станет мужчиной, он мог бы, если он адепт, вплести материалы, нужные для определенных целей, и т. д.
Если воспринимать этот вопрос в том смысле, что адепт может что-то вкладывать в аурическую оболочку ребенка или же на нее воздействовать, тогда ответ таков - это сделать невозможно, так как аурическая оболочка является кармической и даже адепт не может вмешиваться в такое кармическое начертание. Если бы адепт вкладывал в аурическую оболочку другого человека что-то, за что тот не несет ответственности или что не исходит из высшего Я (? Эго) той личности, как вершилась бы тогда кармическая справедливость?
Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная.
Аурическая оболочка ребенка
Адепт может черпать что-либо из своей собственной аурической оболочки или из аурической оболочки Глобуса или Вселенной, в зависимости от его степени. Оболочка эта есть восприемник всех кармических причин и фотографирует все, словно светочувствительная пластинка.
У ребенка очень маленькая аурическая оболочка, которая по цвету почти чисто белая. При рождении аурическая оболочка состоит из чистой Акаши плюс танхи, которые вплоть до седьмого года остаются потенциальными, или латентными.
Аурическая оболочка - передатчик
Аурическая оболочка есть передатчик от индивидуальных жизней к вечной, от периодических жизней (праны) к жизни вечной (дживе).
Идиот
Аурическую оболочку идиота нельзя назвать человеческой, то есть она не окрашена манасом. Его аура будет той же природы, что и аура животных.
Исповедь
Причина, по которой исповедь в римско-католической и греческой церквях почитается таким великим грехом, кроется в том, что исповедник, посредством своей силы воли, вмешивается в аурическую оболочку кающегося ребенка или взрослого, искусственно прививая эманации из своей собственной аурической оболочки и разбрасывая семена в аурической оболочке своего подопечного для их прорастания. Принцип тот же, что и в гипнотическом внушении.
Внушение
Вышеприведенные высказывания равно относятся и к гипнотизму, хотя последний является физико-психической силой и представляет собой одну из ее многочисленных серьезных опасностей. В то же время "и по грязным каналам может пройти добро", как в случае избавления, благодаря внушению, от пристрастия к алкоголю или опиуму. Месмеризм может использоваться оккультистом для избавления от вредных привычек, если намерение совершенно чистое, так как на высшем плане намерение есть все, и добрые намерения должны работать на добро.
Аурическая оболочка и манас
Вопрос 3. Не является ли аурическая оболочка расширением "столба света", манасического принципа, и не потому ли она не окружает ребенка до седьмого года?
Ответ. Аурическая оболочка при рождении совершенно чистая. Вопрос в том, какой манас будет окрашивать ее на седьмом году жизни. Манасическое расширение есть чистая Акаша. Луч манаса спускается в водоворот низших принципов и, будучи обесцвеченным и потому ограниченным камическими танхами и дефектами телесного организма, образует личность. Наследственная карма может настигнуть ребенка до седьмого года жизни, но ни одна индивидуальная карма не может начать действовать до нисхождения манаса.
Аурическая оболочка является для человека тем же, чем астральный свет - для Земли, эфир - для астрального света, Акаша - для эфира.
Критические состояния в это перечисление не включены. Они являются лайя-центрами, или недостающими звеньями в нашем сознании, которые отделяют эти четыре плана друг от друга.
Обитатель
"Обитатель порога" обнаруживается в двух случаях: а) в случае отделения Триады от Четверицы; б) когда камические желания и страсти столь сильны, что камарупа продолжает существовать в кама-локе дольше периода дэвакхана Эго и, сохраняясь таким образом и после перевоплощения дэвакханической сущности (например, если перевоплощение происходит через двести или триста лет), становится этим самым "обитателем", усиливая камический принцип новой личности. Некоторые по этой причине сходят с ума.
Интеллект
Белый адепт не всегда поначалу обладает мощным интеллектом. В действительности Е. П. Б. знавала адептов, чьи интеллектуальные силы изначально были ниже средних. Именно чистота адепта, его равная любовь ко всему и вся, его сотрудничество с природой, с кармой, со своим "внутренним богом" и даруют ему эту силу. Один интеллект, сам по себе, может создать лишь черного мага. Ибо только интеллект сопровождается гордыней и эгоизмом; именно интеллект плюс духовность возвышает человека. Ибо духовность отвращает гордыню и тщеславие.
Метафизика
Метафизика - это чертог чистого Манаса, тогда как физическая наука есть царство материального, или кама-манаса, который, как и каждый принцип, семеричен. Математик, не обладающий духовностью, каким бы великим он ни был, не постигнет метафизики, но метафизик овладеет высшими концепциями математики и применит их без изучения. Для прирожденного метафизика психический план не будет иметь большого значения, так как он увидит его погрешности - поскольку это не то, что он ищет, - сразу же, как только вступит на психический план.
Музыка
Что касается музыки и других искусств, то они являются детьми либо манасического, либо кама-манасического принципа, пропорционально тому, что преобладает - душа или технические детали.
Карма
После каждого воплощения, когда манасический луч возвращается к своему отцу - Эго, некоторые из его атомов остаются и рассеиваются. Эти манасические атомы, танхические и иные "причины", будучи того же естества, что и манас, привлекаются к нему крепкими узами сродства и при перевоплощении Эго безошибочно притягиваются к нему, составляя его карму. И до тех пор, пока все они не будут собраны воедино, индивидуальность не освобождается от нового рождения.
(Ср. следующий отрывок из евангелия Филиппа, процитированный Епифанием*: "Я познала себя и собрала себя со всех сторон и не посеяла архонту ни одно дитя, но вырвала корни его и собрала воедино рассеянные члены и ведаю я, кто ты есть". См. Diсt. Christ. Biog. № 414.)
Высший Манас ответствен за луч, который он испускает. Если луч не оскверняется, никакая плохая карма и не порождается.
Состояние турия
(Йоги не могут достичь этого состояния, пока ^ не отделен от ( ).
Хорошая и плохая карма
Мы должны иметь в виду, что, освобождаясь от кармы, приходится избавляться как от хорошей, так и от плохой кармы, и что ниданы, устремленные к приобретению хорошей кармы, столь же связывают нас, как и ниданы, направленные в другую сторону. Ибо и те и другие суть карма.
Махат
Махат есть проявленный, вселенский Парабрахмический Разум (на одну Махаманвантару) на третьем плане. Согласно закону, свет упадает с плана на план и дифференцируется. Манасапутры являются его эманациями.
Только человек в состоянии постигать Вселенную на этом плане существования.
Существование
Существование есть; но, когда сущность его не ощущает, для этой сущности его нет. При операции боль существует, хотя пациент ее не ощущает, и для этого пациента ее нет.
Верхние цвета
Вопрос 4. Практикуя концентрацию, нам велят останавливаться у гипофиза, заканчивая серию цветов красным. Странно как-то заканчивать эту серию цветом камы. Чем можно это объяснить?
Ответ. Нам велели останавливаться у красного: то есть останавливаться перед красным. Верхний красный есть скорее золотистая прана. Существует три степени: желтый, желто-оранжевый и красно-оранжевый. Когда появляется поток света, его надо сделать устойчивым, иначе истинное видение невозможно.
Металлы
Когда ученик узнает свой цвет, день этого цвета следует избрать днем особого усилия, также следует носить кольцо из металла этого дня на 4-м пальце левой руки. Когда найден преобладающий цвет, он один и должен использоваться, а семь цветов надлежит отбросить.
Вопрос 5. Как правильно произносить Аум?
Ответ. Сначала его надо практиковать физически, всегда на одной и той же высоте тона, которая должна быть найдена так же, как и особый цвет ученика, ибо каждый имеет свой особый тон.
Аура любого человека должна иметь преобладающий цвет. Но если область ауры, заполненная этим цветом, не соответствует тыльной стороне шеи, этот цвет будет не ваш.
Эксперимент
(Чтобы настроиться на определенную высоту тона, следует использовать камертоны - всего семь). АУМ состоит из двух гласных и одного полугласного звука, и этот последний следует произносить более протяжно.
Как природа имеет свое фа, точно так же и каждый человек имеет свое, ибо человек является дифференциацией природы. Тело можно сравнить с инструментом, а Эго - с музыкантом. Сначала научитесь играть на таттвах и принципах, как на пианино: выучите ноты, потом аккорды, а затем мелодии. Как только ученик овладеет каждым аккордом, он может начать сотрудничать с природой и ради других. Он может тогда, благодаря опыту, почерпнутому им из своей собственной природы, и знанию "аккордов", взять такой, который благодетельно отзовется в другом и который послужит "основным тоном" для благотворных результатов.

^ (Постарайтесь ясно представить себе геометрический ^ на каждом плане, представление это будет постепенно становиться все более метафизическим и закончится субъективным ^ Атма-Буддхи-Манасом. Лишь в силу знания всех видов этого ^, вы и можете преуспеть, например, в попытке заключить прошлое и будущее в настоящем. Помните, что вы должны как бы заключить ( в ^; то есть вы должны так очистить низшую четверицу, чтобы она вибрировала в унисон с высшей Триадой.)
Свет кундалини
Вопрос 6. Как только возникают волны света, должен ли ум сосредоточиться на глазу или же на этих волнах света?
Ответ. На свете.
Вопрос 7. Когда ощущаешь цвет, то не различную ли скорость вибраций* видишь?
Ответ. Нет; одно чувство сливается с другим: все чувства - лишь дифференциации единого чувства-сознания. Потому-то мы можем чувствовать цвета и видеть звуки.
Вопрос 8. Когда повторяешь Аум, следует ли погружаться в свет вокруг себя или же следует сосредоточить ум на высшем Я?
Ответ. На высшем Я.
Воздействие клятвы
Воздействие клятвы на будущие воплощения, если она не нарушена, таково, что она пребудет латентной в грядущей жизни и, бессознательно для ученика, будет направлять его.
Семь рождений
Должно быть семь действительных воплощений, но ученик мог бы быть настолько чистым и сильным, что воплощения его могли бы быть самыми короткими, например, почти мертворожденный, живущий лишь час или два.
Дэвакхан
Продвигаться в оккультизме можно даже в дэвакхане, если ум и душа устремлены к нему при жизни; но это будет как во сне, и знание это изгладится так же, как стирается память о сновидении, если только оно не подкреплено сознательным изучением.
Страх
Страх и ненависть, в сущности, одно и то же. Тот, кто ничего не боится, никогда не будет ненавидеть, а тот, кто ни к чему не питает ненависти, никогда не будет бояться.

ЗАСЕДАНИЕ III
17 сентября 1890 г.
Присутствуют: К. В., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., А. К., Г. А. В. К., А. Л. К., Л. [М.]К.
Двое последних дали клятву.
Образ ^
Вопрос 9. Что означает фраза "ясно представьте себе ^ на каждом плане"? Например, на астральном плане о чем нужно думать как о ^?
Ответ. Е. П. Б. спросила, что имелось в виду в данном вопросе - значение ^ или же то, как можно представить себе ^ на "экране света"? Когда спрашивающий пояснил, что имелось в виду второе, Е. П. Б. сказала, что только в состоянии турия, высшем из семи ступеней раджа-йоги, йог может представить себе то, что абстрактно. Ниже этого состояния сила восприятия, будучи обусловленной, должна иметь какую-либо форму для созерцания; она не может представить себе арупу. В состоянии турия ^ пребывает в вас самих и ощущается. Ниже состояния турия должен существовать символ для олицетворения Атма-Буддхи-Манаса. Это не просто геометрический треугольник, но триада, воображаемая, чтобы сделать мысль возможной. Из этой триады мы можем составить себе некоторое представление о Манасе, каким бы смутным оно ни было, Буддхи вообразить почти невозможно, тогда как Атман представить вообще нельзя. Мы должны стараться представить ^ на все более и более высоких планах.
(Турия есть четвертое состояние).
Авгоэйд
Мы должны представлять Манас как осиянный Буддхи и погруженный в Атман. Только Манас, высшее Эго, и можно представить; мы можем мыслить о нем как об Авгоэйде, лучезарной фигуре из "Занони"*. Очень хороший психик мог бы ее увидеть.
Психизм
Психического зрения, однако, желать не стоит, поскольку психе - земная и во зле. По мере продвижения науки психические явления будут постигаться все больше и больше; психизм же не имеет в себе ничего духовного. Наука права на своем собственном плане, со своей собственной точки зрения. Закон сохранения энергии подразумевает, что психическое движение порождается движением. Так как психическое действие является лишь движением на астральном плане, плане материальном, то прав тот психолог, который не видит в нем ничего, кроме материи. Животные не имеют духа, но обладают психическим зрением и чувствительны к психическим условиям; понаблюдайте, как они сказываются на их здоровье и телесном состоянии.
Движение
Движение есть абстрактное божество; на высшем плане оно арупа, но на низшем - чисто механическое. Психическое действие находится в сфере психического движения. Развитию психического действия в мозге и нервах должно предшествовать соответствующее действие, порождающее его на физическом плане. Парализованное животное, которое не может порождать действия в физическом теле, не может думать. Психики просто видят на плане иной материальной плотности; духовные прозрения, которые они порой получают, исходят из более высокого плана. Зрение медиума есть зрение человека, входящего, так сказать, в освещенную комнату и видящего все в ней при искусственном свете. Когда свет гаснет, зрение утрачивается. Духовное зрение действует благодаря свету внутри - "свету, сокрытому под спудом" тела, благодаря которому мы можем видеть ясно и независимо от всего внешнего. А так как психик видит посредством внешнего света, то и видение его окрашивается природой этого света.
Семь планов в астральном свете
Когда К. В. сказала, что у нее такое ощущение, будто она видит на трех планах, Е. П. Б. ответила, что каждый план семеричен, астральный - как и все. В качестве примера она привела, на физическом плане, видение стола посредством физического зрения; его лицезрение с закрытыми глазами, благодаря отпечатку на ретине; образ его, сохранившийся в мозгу; его можно вызвать в памяти; видение его во сне; или как совокупность атомов; или дезинтегрированным; все эти образы - на физическом плане. Затем мы можем снова начать на астральном плане и получить другую семерицу. Этот намек следует понять и развить.
Ученики могут сказать об этом другим эзотерикам, ибо в этом нет ничего оккультного. Важно хранить в тайне то, каким образом учения эти применяются на практике, соответствия. Публично говорить об этой истине опасно тем, что это может привести к материализму; необходимо всегда помнить, что за материальным сокрыто духовное.
Вопрос 10. Почему фиолетовый, цвет лингашариры, помешен на вершине ^, когда Макрокосм изображается как , тем самым желтый - Буддхи - отбрасывается в низшую четверицу?
Ответ. Говорить о "низшей четверице" в Макрокосме - неправильно. Она есть Тетрактис - высочайший, самый священный из всех символов. В состоянии высшей медитации наступает момент, когда низший манас вовлекается в Триаду, которая, следовательно, становится Четверицей, Тетрактисом Пифагора, оставляя то, что было Четверицей, в качестве низшей триады, которая тогда опрокидывается. Триада отражается в низшем манасе. Высший Манас не может отражать себя, но, когда зеленый подымается вверх, он становится зеркалом высшего; тогда он уже более не зеленый, ибо отторгнут от своих ассоциаций. Психе тогда становится духовной, Триада отражается в четвертом и образуется Тетрактис. До тех пор, пока вы живы, должно существовать нечто, чтобы отражать высшую Триаду; ибо должно же быть нечто, чтобы возвратить бодрствующему сознанию опыт, приобретенный на высшем плане. Низший манас подобен скрижали, запечатлевающей все видимое в трансе.
Состояние турия достигается на "Четвертом Пути"*; оно изображено на с. 264 Инструкции II.
^ Вовне
Вопрос 11. Каково значение ^, сформированного из линий света, появляющихся среди интенсивно вибрирующего голубого?
Ответ. Видеть ^ вовне ровно ничего не значит. Это есть просто отражение Триады на аурической оболочке и доказывает, что видящий находится вне ^. Его следует видеть совсем по-другому. Вы должны попытаться погрузиться в него и ассимилироваться с ним. Вы просто видите вещи в астрале. "Когда у кого-нибудь из вас откроется третий глаз, вы будете рассказывать мне совершенно иное".
"Не Преступи"
Вопрос 12. Что касается "столба света", упомянутого в Вопросе 3, не является ли аурическая оболочка высшим Эго и не соответствует ли она кольцу "Не Преступи"*?
Ответ. Ответ на этот вопрос не был дан, ибо он слишком далеко зашел. Кольцо "Не Преступи" находится на краю проявленной Вселенной.
Ниданы
Вопрос 13. Корень нидан - авидья. Чем она отличается от майи? Сколько всего нидан эзотерически?
Ответ. Опять слишком много спрашиваешь. Ниданы, цепь причин и следствий (не в смысле, придаваемом им востоковедами), не все порождаются невежеством. Они создаются дэвами и Дхиан Коганами, о которых, конечно же, нельзя сказать, что они действуют в невежестве. Мы же создаем ниданы по невежеству. Каждая причина, возникающая на физическом плане, порождает действие на каждом плане на всю вечность. Они суть вечные следствия, отражающиеся от плана к плану на "экране вечности".
Манас и его подразделения
Вопрос 14. Какова семеричная классификация манаса? Существует семь степеней низшего манаса и предположительно семь степеней высшего. Существуют ли тогда 14 степеней манаса, или же манас, взятый как целое, подразделяется на 49 манасических огней?
Ответ. Конечно же, 14, но вы хотите бегать, не научившись ходить. Сначала познайте три, а затем переходите к сорока девяти. Три сына есть у Агни; они становятся семью, а сынов же их - сорок девять. Но ученики все еще не знают, как произвести три. Узнайте сначала, как вызвать "священный огонь", о котором говорится в пуранах*. Сорок девять огней - суть состояния кундалини, выявляемые в нас посредством трения Триады. Сперва познайте семеричность тела, а затем и семеричность каждого принципа. Но прежде познайте первую триаду (три жизненных потока), как указано ранее.
Цвета и спинной мозг
Вопрос 15. Нади тянутся от нижнего поясничного позвонка до первого шейного позвонка. Имеют ли они какое-либо физическое соответствие в спинном мозге, который тянется только от первого поясничного позвонка до первого шейного позвонка? Соответствует ли область, через которую надо поднять цвета, всей длине церебрального канала, который у взрослых заканчивается на копчике?
Ответ. Копчик - это великая демаркационная линия между животным и человеком. Это то место, где заканчивается человек и начинается животное. Следовательно, если вы переходите за него, значит, вы переходите к животному и впадаете в черную магию. Стало быть, низший ^ декады находится ниже поясничного позвонка, и концентрация должна начинаться у того позвонка, где берет начало спинной мозг и никогда не ниже его. Е. П. Б. сказала, что она видела чела, поднимающихся по семи ступеням позвоночника, закрывающих уши, ноздри, глаза и наконец рот, задерживая на короткое время дыхание. Сама она не использовала цвета выше первого шейного позвонка; добравшись до него, как она выразилась, она "отправлялась домой". Достигнув отверстия, ток потечет сам собой. Необходимо наблюдать цвета, меняющиеся словно радуга, но ментально всегда представляя свой собственный цвет. Если усилие подняться вверх обернется неудачей, мы можем снова устремить огонь вниз, - тщательно следя за тем, чтобы не опуститься ниже точки, где заканчивается спинной мозг, вследствие животных областей, что лежат за ней, - и затем предпринять новое усилие. Попытка провести ток за пределы отверстия опасна тем, что мы можем повредить ганглии мозга, если сойдем с правильного пути. Цвета - психические. Но звуки - духовные, и, когда они достигаются, цвета остаются позади. Мы должны стараться получить цветные звуки.
Симпатический нерв
Вопрос 16. Что такое симпатический нерв и какова его функция в оккультизме? Он обнаруживается лишь после определенной стадии животной эволюции и, похоже, развивается, все более усложняясь, чтобы образовать второй спинной мозг.
Ответ. В конце следующего Круга человечество вновь станет муже-женственным и вот тогда-то и будет два спинных мозга. В седьмой расе оба они сольются воедино. Эволюция соответствует расам, и с эволюцией рас симпатический нервный ствол разовьется в истинный спинной мозг. Мы возвращаемся на восходящую дугу, приобретя самосознание. Шестая раса будет соответствовать "Pudding Bags"*, но будет обладать совершенством формы, наряду с высшим разумом и духовностью.
Анатомия и оккультизм
Анатомы начинают находить новые разветвления и новые модификации в человеческом теле. Они заблуждаются по многим вопросам, например относительно селезенки, называя ее фабрикой, вырабатывающей белые тельца крови, но в действительности являющейся носителем лингашариры. Оккультисты знают каждую мельчайшую частичку сердца, и для каждой у них есть название. Они величают их именами богов, как, например, Зал Брахмы, Зал Вишну и т. д. Они соответствуют частям мозга. Сами атомы тела суть 330 миллионов богов.
Симпатический нерв используется тантриками, называющими его виной* Шивы.
Прана
Вопрос 17. Как соотносится человек с праной, периодической жизнью?
Ответ. Джива становится праной только когда рождается и начинает дышать ребенок. Она есть дыхание жизни, нэфеш. На астральном плане нет праны.
Антахкарана
Вопрос 18. Антахкарана есть связующее звено между высшим и низшим Эго; не соответствует ли она тогда проецируемой пуповине астрала?
Ответ. Нет, пуповина, соединяющая астрал с физическим телом, - вещь реальная. Антахкарана же - воображаемая, оборот речи и суть процесс наведения моста от высшего Манаса к низшему. Антахкарана существует только тогда, когда вы начинаете "бросать мысль вверх и вниз".
Майявирупа, или манасическое тело, не имеет никакой материальной связи с физическим телом, никакой "пуповины". Она духовна и эфирна и везде проходит беспрепятственно. Она совершенно отличается от астрального тела, повреждение которого отражается на физическом теле.
На дэвакханическую сущность, еще до рождения, могут воздействовать скандхи, но они не имеют ничего общего с антахкараной. На нее влияет, например, желание нового воплощения.
Антахкарана
Вопрос 19. В "Голосе [Безмолвия)" сказано*, что мы должны стать "самим Путем", а далее - что антахкарана и есть сей Путь. Означает ли это нечто большее, нежели то, что мы должны "навести мосты" между сознанием высшего и низшего Эго?
Ответ. Только это.
Вопрос 20. Сказано, что на Пути имеется семь Врат*; тогда и в антахкаране существует семь делений? Является ли также антахкарана полем битвы?
Ответ. Да, она - поле битвы. В антахкаране семь делений; переходя от одного к другому, вы приближаетесь к высшему Манасу. Когда вы навели мост через четвертое, считайте это удачей.
Аум
Вопрос 21. Нам говорят, что "Аум надо практиковать физически"*. Не означает ли это, что поскольку цвет является более дифференцированным, чем звук, то только через цвет мы можем узнать истинный звук каждого из нас? Что Аум может иметь духовное и оккультное значение только тогда, когда настроен на Атма-Буддхи-Манас каждого человека?
Ответ. Аум означает хороший поступок, а не просто произносимый устами звук. Вы должны произносить его делами.
Планы
Вопрос 22. Что касается ^, не разнится ли Атма-Буддхи-Манас для каждой сущности, в зависимости от плана, на котором она находится?
Ответ. Каждый принцип находится на различном плане. Чела должен восходить от одного к другому, ассимилируя каждый, пока все три не сольются воедино. Это и есть истинный корень Троицы.
Манас и аурическая оболочка
Вопрос 23. В "Тайной Доктрине" сказано, что Акаша есть Прадхана*. Акаша является аурической оболочкой земли, и тем не менее Акаша есть Махат. Как же тогда Манас соотносится с аурической оболочкой?
Ответ. Мулапракрити и есть Акаша (7 степеней). Махат являет собой положительный аспект Акаши и суть Манас космического тела. Махат является для Акаши тем же, чем Манас - для Буддхи. Прадхана есть лишь иное наименование Мулапракрити.
Аурическая оболочка есть Акаша и имеет семь степеней. Являясь чистой абстрактной субстанцией, она отражает абстрактные идеи, но также и низшие конкретные вещи. Третий Логос и Махат едины, и они суть то же, что и Вселенский Разум, Алайя.
Тетрактис
(Тетрактис есть Чатур-видья, или же четверичное знание в едином - четверичный Брахма.)

ЗАСЕДАНИЕ IV
24 сентября 1890 г.
Присутствуют: К. В., А. Б., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., А. К.,
Г. А. В. К., А. Л. К., Л. [М.]К., В. P. O. (Последний дал клятву.)
Нади
Вопрос 25. Имеют ли нади какую-либо определенную связь с позвоночником; могут ли они помещаться против любых позвонков или между ними; можно ли их рассматривать как занимающих определенные пределы спинного мозга; соответствуют ли они делениям спинного мозга, известным анатомам?
Ответ. Е. П. Б. полагала, что нади соответствуют делениям спинного мозга, известным анатомам. Стало быть, имеется 6 или 7 нади - или сплетений - вдоль спинного мозга. Термин этот, однако, не специальный, но общий и применяется к любому узлу, центру или ганглию. Священные нади суть те, что расположены над сушумной или вдоль нее. Шесть известны науке, а одна (около первого шейного позвонка) неизвестна. Даже тарака раджа-йоги говорят лишь о шести и не упоминают о священной седьмой.
Ида и пингала
Ида и пингала играют вдоль изогнутых стенок спинного мозга, в котором расположена сушумна. Они полуматериальны, положительная и отрицательная, солнце и луна, и приводят в действие свободный и духовный ток сушумны. У них свои, отличные друг от друга, пути, иначе они излучались бы по всему телу. Концентрация на иде и пингале порождает "священный Огонь".
Вина Шивы. Тривени
Вина Шивы (симпатическая система) иначе называется виной Кали. Симпатический нерв и ида и пингала начинаются от священного места над Medulla Oblongata*, называемого тривени. Это один из священных центров, другим же из них является брахмарандра, который, если хотите, есть серое вещество мозга; а также и передний родничок* у новорожденного дитя.
Брахмаданда
Позвоночный столб именуется брахмадандой, или же "посохом Брахмы"; его символизирует также и бамбуковая трость аскетов. Йоги по ту сторону Гималаев, регулярно собирающиеся у озера Манасаровара, носят с собой бамбуковую трость о трех узлах и величаются триданди.
Посвящение брамина
Оно означает то же, что и шнур брамина, который имеет и другие значения, кроме трех жизненных потоков; например, он символизирует три посвящения брамина, которые имеют место: а) при рождении, когда он получает свое тайное имя от семейного астролога, который, как полагают, получил его от дэв (потому-то и говорят, что он посвящен дэвами). Индус скорее умрет, нежели выдаст это имя; б) в семилетнем возрасте, когда он получает шнур, и с) в одиннадцатилетнем или двенадцатилетнем возрасте, когда его посвящают в касту.
Тело и астральное тело
Вопрос 26. Если физическое тело не является частью семерицы человека, то является ли физический материальный мир одним из семи планов космической семерицы?
Ответ. Является: тело не есть принцип, выражаясь эзотерически, так как тело и лингашарира находятся на одном и том же плане; тогда седьмым является аурическая оболочка; тело скорее упадхи, нежели принцип.
Астральный свет
Земля и ее астральный свет столь же тесно связаны друг с другом, как тело - со своей лингой, так как земля является упадхи. Наш план в своих низших подразделениях есть земля, в своих высших - астрал. Земной астральный свет, конечно же, нельзя путать со вселенским астральным светом.
Число 14
Число 14 является первой ступенькой между 7 и 49. Каждая семерица есть, поистине, 14, поскольку каждая из 7 имеет два аспекта; таким образом, 14, в свою очередь, означает взаимосвязь двух планов. Семеричность следует четко проследить в лунных месяцах, лихорадках, беременности и т. д.: на ней основана неделя евреев и семеричные Иерархии Владыки Воинств.
Седьмая степень
Вопрос 27. О физическом предмете говорилось как о семеричном - на физическом плане, поскольку: 1) мы можем непосредственно до него дотрагиваться; 2) воспроизводить его на ретине; 3) вспоминать его; 4) видеть его во сне; 5) рассматривать его анатомически и 6) видеть его дезинтегрированным* - а что же седьмое?
Ответ. Седьмое перекидывает мостик от одного плана к другому. Последнее являет собой идею, "отсутствие материи" и переносит вас на следующий план. Высшее одного плана соприкасается с низшим следующего. Семь есть фактор в природе, как в цветах и звуках. Существует 7 степеней в одном и том же кусочке дерева, каждая воспринимается одним из 7 чувств. В дереве "запах" представляет собой самую материальную степень, тогда как в других субстанциях он может быть шестым. Субстанции семеричны независимо от сознания наблюдателя.
Психометрия
Психометрист, увидя кусочек, например, стола через тысячу лет, увидит и весь стол, ибо каждый атом отражает все тело, которому он принадлежит - в точности как с монадами Лейбница*. После семи материальных делений идут 7 делений астрала, который есть его второй принцип. Дезинтегрированная материя - высочайшее подразделение из семи материальных подразделений - есть отсутствие представления о нем, четвертый [принцип].
Звук
Вопрос 28. Звук есть атрибут Акаши. Но мы не можем ничего познавать на астральном плане; на каком же тогда плане мы распознаем звук? На каком плане возникает звук от физического контакта тел? Существует ли звук на семи планах? И не есть ли физический план один из них?
Ответ. Физический план - один из них. Вы не можете увидеть Акашу, но вы можете почувствовать ее с Четвертого Пути. Вы можете и не вполне сознавать ее, и все же вы можете ее ощутить. Акаша лежит в корне проявления всех звуков. Звук есть выражение и проявление того, что стоит за ним, что является породителем многих корреляций. Вся Природа есть резонатор или, вернее, Акаша есть резонатор Природы.
Она суть Божество, Единая Жизнь, Единое Существование.
Звук не может иметь конца. Е. П. Б. заметила по поводу стука карандашом по столу: "К этому времени он уже воздействовал на всю Вселенную. Частица, утрачивая свою целостность, разрушает что-то, что переходит еще во что-то. Он вечен в ниданах, за которыми следует". Звук, если он раньше не был произведен на астральном плане, а до него - в Акаше, не может быть произведен вообще.
Акаша есть мостик между нервными клетками и ментальными способностями.
Чувства и расы
Вопрос 29. Цвета являются психическими, а звуки - духовными. Какова, допуская, что они являются вибрациями, последовательность (учитывая, что они соответствуют зрению и слуху) других чувств?
Ответ. Фразу эту нельзя изъять из контекста, иначе возникнет путаница. Все находится на всех планах. Вся первая раса была сплошным осязанием, словно резонатор: осязание это дифференцировалось в другие чувства, развивавшиеся с расами. Чувством первой расы ("Pudding Bags") было чувство осязания, означавшее способность их атомов вибрировать в унисон с внешними атомами. Это "осязание" - почти то же, что и созвучие.
С каждой расой чувства находились на различном плане, например, четвертая раса обладала гораздо более развитыми чувствами, чем мы, но на другом плане. Это была также очень материальная раса. Шестое и седьмое чувства сольются с акашическим звуком. От того, к какой степени материи относится чувство осязания, зависит, как мы его будем называть.
Соответствия
Вопрос 30. Если следует изучать тело и его органы вместе с их соответствиями, то не дадите ли вы основные сведения о них в связи с нади и диаграммой отверстий?*
Ответ. Селезенка соответствует лингашарире,
печень - каме,
сердце - пране,
Corpora-quadrigemina* - кама-манасу,
гипофиз - манасу-антахкаране,
шишковидная железа - Манасу, пока его не коснется вибрирующий свет кундалини, который исходит из Буддхи, когда он становится Буддхи-Манасом.
Шишковидная железа соответствует Божественной Мысли.
Психическое видение и гипофиз
Психическое видение есть следствие молекулярного движения гипофиза, который непосредственно связан с оптическим нервом и потому влияет на зрение и вызывает галлюцинации. Его движение может сразу же повлечь за собой вспышки света, такие, какие можно получить при надавливании на глазные яблоки.
Пьянство и лихорадка
Они вызывают зрительные и мозговые иллюзии вследствие деятельности гипофиза. На гипофиз иногда столь сильно влияет пьянство, что он парализуется. Если на оптический нерв оказывается воздействие - следовательно, противоположное, то цвета, вероятнее всего, окажутся дополнительными.
Упражнение
Достигнув гипофиза, если видимый цвет есть ваш собственный цвет, переходите к шишковидной железе; ваш собственный цвет защитит вас. Если же это не ваш цвет, тогда начните упражнение сызнова.
Представьте ^ отдельно от игры цвета.
Прана
Вопрос 31. Является ли прана продукцией бесчисленных "жизней" человеческого тела и, следовательно, до некоторой степени, сонма клеток, или атомов, тела?
Ответ. Нет; прана есть породительница этих "жизней". К примеру, можно погрузить в океан губку. Вода внутри губки может быть уподоблена пране, вовне - дживе. Прана есть движущий принцип в жизни. "Жизни" оставляют прану, прана же не оставляет их. Выньте губку из воды, и она высохнет, символизируя таким образом смерть. Каждый принцип есть дифференциация дживы, но жизне-движение в каждом есть прана, "дыхание жизни". Кама зависит от праны, без которой не было бы никакой камы. Прана пробуждает камические зародыши к жизни, она делает все желания жизненными и живыми.
Симпатический нерв
Вопрос 32. Относительно Вопроса 16, что именно станет вторым спинным мозгом в шестой расе? Будут ли у иды и пингалы отдельные физические каналы?
Ответ. Симпатические нервные стволы срастутся и образуют еще один спинной мозг. Ида и пингала соединятся с сушумной и станут единым целым. Ида находится по левую сторону от спинного мозга, а пингала - по правую.
Сентябрь 1890 г. Обучение временно прервано по приказу.
[Алиса Лейтон Клифер говорит в своем труде "H. P. Blavatsky, Her Life and Work for Humanity" (Calcutta, 1922, p. 48): "... деятельность Внутренней Группы... была приостановлена на короткое время, по приказу Учителя, вскоре после ее образования, из-за неприличной грызни между двумя ее членами".]

ЗАСЕДАНИЕ*
12 ноября 1890 г.
Присутствуют: К. В., А. Б., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., Л. М. К., В. Р. О., Э. К., Э. Т. С.

После продолжительной дискуссии группа решила связать себя специальной Клятвой. Существовали разногласия по поводу того, насколько далеко должна простираться Клятва, и в конечном итоге, всеми присутствующими была принята и подписана следующая форма.
(Э. Т. Стерди и Кислингбери отдельно дали Клятву Внутренней Группы, когда деятельность ее была временно прекращена.)
"Мы, нижеподписавшиеся, клянемся друг другу, что не бросим оккультизм и будем вместе работать в этой сфере всю оставшуюся жизнь.
Клянемся, что после смерти Е. П. Б. сделаем местопребывание большинства членов нашего Органа штаб-квартирой Общества.
Клянемся, что будем передавать на рассмотрение нашего Органа любой личный вопрос, который может прямо или косвенно затронуть общий интерес - теософию.
Клянемся, что будем охотно и откровенно давать объяснение нашему Органу по любому вопросу, который вызвал сомнение, и в целом поощрять откровенность во взаимоотношениях друг с другом".
"Так помоги нам, наше высшее Я".
Л. М. Купер Д. Р. С. Мид
Г. А. В. Корин И. Купер-Оукли
Э. Кислингбери В. Р. Олд
А. Безант К. Райт
Э. Т. Стерди К. Вахтмайстер
Е. П. Б. сказала, что Внутренняя Группа была Манасом Теософского Общества. Эзотерическая Школа - низшим манасом; Теософское Общество являло собой Четверицу.

ЗАСЕДАНИЕ V
26 ноября 1890 г.
Присутствуют: Л. [М.]К., И. К.-О., В. Р. О., Э. К., Э. Т. С., А. Б., К. Ф. Р., Г. А. В. К., К. В., Д. Р. С. М., А. Л. К. (Последняя дала специальную клятву.)
Космическое сознание
Е. П. Б. продолжила объяснение космического сознания, которое, как и все остальное, находится на семи планах, три из которых - непостижимы, а четыре могут познаваться лишь высочайшим адептом.
Космические планы












Пракритический




Манас-Эго
Кама-манас,
или высший Психический
Праническо-камический,
или низший психический
Астральный

Земной










Пракритическое сознание
Потом Е. П. Б. говорила лишь о самом низшем, земном (позднее было решено называть его Пракритическим), он подразделяется на семь планов, а они - еще на семь, что в целом составляет сорок девять.
Земное сознание
Затем Е. П. Б. перешла к низшему плану Пракрити, или истинно земному, и подразделила его на семь.
Истинно земные планы,
или 7-й Пракритический
7.
Пара-Эго - измененный на Атмический
6.
Внутреннее Эго - измененный на Буддхический.
5.
Манас-Эго.
4.
Кама-манас, или низший манас, или высший Психический.
3.
Праническо-камический, или низший психический.
2.
Астральный.
1.
Объективный.

1. Этот объективный, или чувственный, план есть тот, что воспринимается пятью физическими чувствами.
2. На его втором плане предметы перевернуты.
3. Его третий план - психический, здесь пребывает инстинкт, препятствующий котенку войти в воду и утонуть.
Была дана следующая таблица земного сознания.
1. Чувственное.
2. Инстинктивное.
3. Физиологически-эмоциональное.
4. Страстно-эмоциональное.
5. Ментально-эмоциональное.
6. Духовно-эмоциональное.
7. X.
Они соотносятся с последующим астральным планом.
7.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign