LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

фев. 31, 298-299
авг. 40, 138
№ V, 11.26.90
551-555
524-528
март 31, 423-426;
апр. 31, 130-131;
май 31, 187-188
сен. 40, 199-200;
сен. 40, 203
№ VI, 12.03.90
555-560
528-533
май 31, 188-190;
июнь 31, 301-303
сен. 40, 201-204
№ VII, 12.17.90
560-561, 551
533-535, 524
июль 31, 435-438
окт. 40, 289-292
№ VIII, 12.24.90
562-563
535-536
сен. 31, 726-728
окт. 40, 292-293
№ IX, 12.31.90
563
536-537
окт. 31, 27
ноябрь 40, 360-361
№ X, 01.07.91
564-568
537-541
окт. 31, 28-29;
ноябрь 31, 157-160
ноябрь 40, 362-363
Без номера,
01.08.91

ноябрь 40, 363
Заметки,
01.11.91
568-569
541-543
ноябрь, 40, 364
№ XI, 01.14.91
569-570
543-544
дек. 31, 299-300
ноябрь, 40, 364-365
№ XII, 01.21.91
570-573
544-546
дек. 31, 300-303
дек. 40, 423-425
№ XIII, 01.28.91
573-578
546-551
янв. 32, 409-412;
фев. 32, 506-508
дек. 40, 425-428
№ XIV, 02.04.91
578-581
551-554
март 32, 635-638
янв. 41, 41-43
№ XV, 02.11.91
581-582
554-555
апр. 32, 13-14
февр. 41, 135
№ XVI, 03.11.91
582-585
555-558
апр. 32, 14-18
февр. 41, 135-137
№ XVII, 03.25.91
585-587
558-560
май 32, 121-123
февр. 41, 137-138
№ XVIII, 04.01.91
587-590
560-563
май 32, 123-124;
июнь 32, 227-229
март 41, 216-218
№ XIX, 04.15.91
590-593
563-565
июль 32, 355-357
март 41, 218-220
№ XX, 04.22.91
593-594
565-567
март 41, 220-221

Копия официальных Протоколов мистера Джаджа хранится в архиве Теософского Общества (Пасадена, шт. Калифорния). Копия эта собственноручно составлена Алисой Лейтон Клифер. Напротив первой страницы текста можно найти следующую запись, также сделанную рукой миссис Клифер:
(Скопировано - июль, 1891 г. - для У. К. Д.) А. Л. К.429
Машинописная (verbatim) версия копии Протоколов Внутренней Группы, принадлежавшая мистеру Джаджу, хранится сейчас в библиотеке Дэниела Х. Колдуэлла (Тусон, шт. Аризона). Именно с этой копии Протоколов Внутренней Группы и отпечатана основная часть текста книги "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)" (c. 31-154 нашей книги).
Воссозданные Протоколы первого издания и машинописная копия Протоколов, написанных рукой Алисы Лейтон Клифер, были сопоставлены друг с другом, строчка за строчкой. Рассматривая оба Протокола как единое целое, можно сделать вывод, что воссоздание Протоколов в первом издании не было безуспешным. Однако, если мы сравним оба Протокола детально, всплывет немало несоответствий.
Можно было ожидать, что в воссозданных Протоколах будет отсутствовать большое количество материала, который имеется в Протоколах, записанных рукой Алисы Лейтон Клифер. И это действительно так, но немалое количество материала можно найти и в версиях, использованных с целью воссоздания Протоколов, но не в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.
Чтобы читатели могли сразу же проверить, как данный текст читается в других версиях, здесь приводятся (с. 155-192) разночтения, почерпнутые из соответствующих источников.
Следует принять во внимание, что данные разночтения - это всего лишь выбор составителя. Так, здесь не упоминаются тексты, которые встречаются в Протоколах Алисы Лейтон Клифер, но не в других источниках. Однако сюда вошли тексты, которые имеются в других версиях, но не в Протоколах Клифер. Также были опущены и незначительные различия.
Чтобы читатель мог легко обнаружить различия сам, мы приводим ниже - в дополнение к разночтениям - другие источники для каждого Заседания Внутренней Группы (см. с. 528).
Материал составлен по статьям Б. Цыркова и Спиренберга. [H. P. Blavatsky, CW, vol. XII; "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", составитель и автор примечаний Х. Спиренберг.]

Приложение 5
Арчибальд Кейтли
Значение клятвы
Было признано целесообразным разъяснить членам определенной Оккультной Ложи Т[еософского] О[бщества] значение Клятвы, которую они собираются дать, настолько ясно, насколько возможно. Во всяком случае для того, чтобы подписавшие Клятву ранее могли раскрыть ее значение, насколько они его понимают, всем тем, кто собирается ее подписать, а также объяснить, что влечет за собой ее подписание.
Клятва гласит:
"1. Клянусь приложить все усилия, чтобы сделать теософию живым фактором своей жизни.
2. Клянусь поддерживать, перед всем миром Теософское движение, его руководителей и его членов.
3. Клянусь никогда не выслушивать без протеста ни одной клеветы, сказанной о собрате-теософе, и воздерживаться от осуждения других.
4. Клянусь вести непрестанную борьбу с моей низшей природой и быть снисходительным к слабостям других.
5. Клянусь сделать все возможное, посредством приобретения знаний или же как-то иначе, чтобы помогать другим и учить их.
6. Клянусь оказывать всяческую поддержку движению деньгами и трудом, уделяя ему свое время.
"Так помоги мне, мое высшее Я"".
Сразу же становится ясным, что эта Клятва - не общая клятва, вроде той, что так легко дают члены Теософского Общества, но особое обязательство выполнять, стараться выполнять определенные вещи. Особенно то, что клятва эта сопровождается воззванием:
"Так помоги мне, мое высшее Я".
Термин "высшее Я" с недавних пор стал широко употребляться, во всяком случае, что касается Теософского Общества. Но тем, кто изучал значение этих слов, сразу же становится понятно, что "обет", даваемый в свойственной христианам манере, гораздо менее серьезен, нежели Клятва, даваемая в присутствии высшего Я.
Высшее Я к тому же не является чем-то вроде возвышенной сущности какого-либо человека, чем-то вроде одухотворенной "личности". Оно является вселенским, не имея себе второго, и в этом смысле термин "мое высшее Я" кажется неуместным. Но каждый человек есть проявление, каким бы смутным оно ни было, высшего Я, и только связь дживы, монады, с высшим Я, не имеющим себе второго, и делает возможным использование этого термина. Так что же означает это воззвание?
Человек, дающий эту Клятву как подобает, взывает к высшему Я и призывает всяческую помощь и благословение от него себе на подмогу. Страстно желая находиться под защитой высшего Я (хотя оно per se латентно и пассивно), он вверяет себя покровительству активных и благотворных сил - прямых лучей Абсолютного высшего Я, Которое Не Имеет Себе Второго.
Но если человек дает эту Клятву и предает свое высшее Я, он становится уязвимым для всякого рода зла и навлекает его на себя. Стало быть, тем, кто остается верен Клятве, бояться нечего; но кто не уверен, что, давая Клятву, он выполнит ее, тот лучше пусть о ней забудет, более того, забудет также и об оккультизме.
Таким образом, нарушение этой Клятвы не грозит наказанием высшему Я, но оно может пагубно отразиться на человеке. Высшее Я бессмертно, монада же существует как отдельный индивидуум только на протяжении манвантар, и вокруг нее слагаются различные личности. Она воплощается при каждом новом рождении и не только может подлежать наказанию, но и действительно наказуется, если таковая Клятва нарушена. Но как только она продвинулась настолько, чтобы воспринять дивный свет высшего Я и возжелать жить в нем, нарушение Клятвы грозит привести к такому состоянию, при котором свет этот не только не сможет благотворно воздействовать на монаду, но даже ее достигать.
Так, все люди пребывают в присутствии двух сил в природе. Одна из них активна и благотворна, чью помощь и содействие мы непосредственно призываем Клятвой; другая же активна, но пагубна, представленная существами, которые имеют определенный интерес в том, чтобы прекратить действие Клятвы и воспрепятствовать деятельности Теософского Общества. Мы понимаем это яснее, сознавая, что мы клянемся быть активными, а не просто пытаться таковыми быть.
Далее, на земле и во плоти, равно как и в астральном свете, имеются силы, желающие помешать осуществлению Клятвы. Некоторые из них действуют подобным образом сознательно, другие же потому, что их к такому сознательному злодеянию влечет, но без всякого знания причины или силы, которая их к тому побуждает.
Мы должны стремиться "сделать теософию живым фактором нашей жизни". Но прежде чем стремиться сделать это, а тем более сделать это эффективно, мы должны сперва понять, что такое теософия, и всерьез определить для себя, что каждый из нас подразумевает под теософией. Так вот, именно это определение, отсутствие оного и наше всеобщее невежество и мешало нам до сих пор реализовать это устремление. Здесь излишне говорить о Теософском Обществе и о той пользе, которую ей могла бы принести даже небольшая секция ее членов, реально превращающих теософию в живой фактор своей жизни. Лишь немногие поступают подобным образом, и горькая правда состоит в том, что член Теософского Общества не обязательно является теософом. Но дающие эту Клятву не довольствуются тем, что номинально остаются членами Общества, но действительно стремятся быть теософами. Потому-то всем столь необходимо узнать, что же из себя представляет теософ и что должен сделать каждый человек, дабы превратить теософию в живой фактор своей жизни.
В качестве отрицательного определения ничто не может сравниться с определением, приведенным в "Lucifer" (vol. I, November, 1887, p. 169):
"Кто не проявляет альтруизма; кто не готов поделиться последним куском с тем, кто слабее и беднее его; кто не желает помочь своему собрату - человеку любой расы, нации или вероисповедания, когда бы и где бы он ни встретил страдание, и кто глух к воплю человеческого горя; кто слышит, как клевещут на невинного, будь то собрат теософ или нет, и не защищает его так, как защищал бы самого себя, - тот не теософ".
Но в определении этом есть также и положительная сторона. Недостаточно просто воздерживаться от того, что в этом определении осуждается. Сама по себе отрицательная сторона бесполезна для тех, кто дает эту Клятву, - и не просто бесполезна, ибо практически влечет за собой нарушение Клятвы. Клятва не только требует, чтобы человек, ее дающий, воздерживался от злодеяния, но, более того, чтобы он положительно действовал как альтруист и защищал любого невинного, как самого себя.
Многие люди могут оказаться настолько бесцветными, что не погрешат против отрицательных пунктов Клятвы и определения; но мало тех, кто по своему характеру достаточно положителен, чтобы не только не погрешить против этих пунктов, но также и потрудиться в обратном направлении. Ибо огромная важность заключается не в "Я не буду", но в "Я сделаю". Так, для безличности нужна некоторая сила. Безличность эта бывает двух родов - отрицательная и положительная. Для отрицательной - сила нужна, чтобы бороться против влияния наследственности и образования и сопротивляться инстинктам и привычкам, приобретенным в этом и иных воплощениях. Но куда больше силы нужно для того, чтобы перейти нулевую точку и породить новые инстинкты и привычки в жизненных условиях и при сложившемся мышлении, которые яро противятся новому порождению. И также очевидно, что сила потребуется для того, чтобы обуздать дьявольские наклонности и преобразиться в божество. И если мы взглянем на Клятву в целом, она покажется нам превосходным орудием, ввиду процитированного выше определения, для того, чтобы выискивать слабые места каждого и нападать на них. Как мужчин, так и женщин, Клятва побуждает нас в повседневной жизни воздерживаться от таких действий и мыслей, которые по сию пору диктовало нам наше образование. Если же мы не будем воздерживаться подобным образом, мы не сделаем теософию живым фактором нашей жизни. Более того, пока мы заняты выполнением этой трудной задачи, выявляется и положительная сторона, и нам говорят, что мы должны сделать что-то еще, такое же трудное, - в противном случае мы не теософы.
Второй пункт Клятвы окажется камнем преткновения для многих равнодушных членов Теософского Общества. Многие могут полностью соглашаться с целями Теософского Общества, насколько они их понимают, но совсем не соглашаться с главами Общества и их методом работы. Они могут не только не соглашаться, но также питать открытую или скрытую враждебность к этим главам и многим членам. И не стоит закрывать глаза на тот факт, что такое уже случалось и, к несчастью, может случиться вновь. Мы трудимся ради "Всемирного Братства" и враждуем с нашими ближними. Так вот этому мы и клянемся положить конец и с корнем вырвать эту наклонность из нашего естества. Так, пункт 2 относится именно к определенным лицам, ибо подсказан обстоятельствами.
Естественно возникает вопрос: "Какой прок в Теософском Обществе с подобными целями, если оно состоит из таких разношерстных элементов?" И еще один: "Есть ли у Общества сплоченность и цель, которые сделали бы его живой силой в обществе, что его окружает?" Ибо существует же аналогия; и Общество является индивидом среди обществ, так же как мужчины и женщины являются индивидами. И здесь можно с уверенностью сказать, что мощь и сила любой организации - не в совокупной силе единиц, ее составляющих, но в том, что, помимо них, организация обладает и своей собственной, индивидуальной силой и мощью. Чтобы убедиться в истинности сказанного, нужно лишь обратиться к химии "сплавов". Если же взглянуть на Общество, то станет понятным, что ни одна из его сил не проистекает ни из общей цели, ни из сплоченного действия его индивидуальных членов. Но перед ним стоит великая цель, и ради нее определенное количество преданных членов положило все свои силы. И среди них основатели и нынешние главы Общества подают замечательный пример. Результатом же явилось то, что Общество продолжает существовать экзотерически. Но непрерывное существование Общества обязано не только этим немногочисленным индивидуальным усилиям, но скрытому влиянию тех, под чьим руководством Общество было основано нынешними его главами, равно как и нежной заботе о нем этих Владык Мудрости уже после того, как оно было основано.
Пункт 3 дает повод множествам, из которых состоит ныне Общество, для многочисленных казуистических рассуждений. Уже говорилось, и, как кажется, правдиво говорилось, что те, кто являются истинными теософами, могут совершенно открыто осуждать действие, но не совершившего его. Но это сочтут за очень тонкое различие, которое трудно провести в жизни. "Свет на Пути" также предостерегает кандидата от подобного ханжества, "ибо оскверненное одеяние, до которого ты боишься дотронуться, могло оказаться твоим вчера, может оказаться твоим и завтра". Так, дающие эту Клятву вот-вот столкнутся с очень тонкой трудностью (ибо в жизни действие и совершивший его неразрывно связаны), если только они не обрели силу наблюдать и читать на плане, что ныне вне досягаемости большинства человечества. Однако даже если сила эта недостижима ныне, то стремящиеся стать теософами вправе, во всяком случае, попытаться. Мы, по крайней мере, можем накинуть уздечку на наши физические уста и постараться накинуть ее и на наш ум и таким образом удержаться от "осуждения других". Ибо молчаливое осуждение ума, очевидно, будет более "порочным", нежели физическая речь, так как, во всяком случае, что касается "судьи", оно является формой моральной трусости. В этом-то и казуистика. Ибо, помимо определения в "Lucifer", дающие Клятву могли свободно считать, что их человеческие собратья не являются "собратом-теософом", а потому допустимо судить и осуждать. Так, если бы можно было убедительно доказать, что какие-нибудь мужчина или женщина погрешили против вышеозначенного определения, то было бы возможно освободить любого от обещания "никогда не выслушивать без протеста ни одной клеветы, сказанной" о них. Но определение далее гласит: "будь то собрат-теософ или нет" и согласуется с судебным принципом - всегда считать человека невиновным, пока не доказана вина. Опасно затаить подозрение, и мы в итоге возвращаемся к тому, что лучше вы "не судите, да не судимы будете".
Пункты 4 и 5 являют собой полноту решимости, направленной прямо к средоточию всего, что препятствует теософии и ее превращению в живой фактор человеческой жизни. В этом смысле пункт 6 также представляет собой такую полноту решимости. Но силу помогать и учить других можно обрести лишь в едином духе жизни, который является духом абсолютного равенства, и в том смысле, что для теософа каждый человек - учитель.
Пункт 6 утверждает все, сказанное ранее, но более определенно.
Итак, прежде чем будет дана эта Клятва, все, стремящиеся ее дать, должны тщательно выяснить, - до того, как они поклянутся трудиться на благо теософии, - чем же в действительности является теософия. Идентична ли теософия деятельности Теософского Общества? Если нет, то должна ли она быть идентична ей? Должен ли я стремиться сделать ее таковой? Давая Клятву трудиться ради нее, ищу ли я награды в ближайшем или в отдаленном будущем, в этом или же в последующем воплощении? Тогда-то и станет понятно, что одно из первых требований - это стремиться "познать самого себя".
Подобную Клятву не следует давать беспечно, а также в преизбытке чувств. Ее надлежит давать с твердым намерением все более и более полно исполнять ее требования, даже любой ценой для дающего ее. Она грозит опасностью тому, кто дает ее бездумно, не вникая в ее смысл и не намереваясь сделать ее выполнение высшей целью своей жизни.
Необходимо "читать, отмечать, изучать и внутренне пережевывать" истины, которые существуют в теософии, - и тогда, возможно, над миром воссияет день, когда все люди будут как братья и Всемирное Братство станет реальностью и водителем всего бытия.
Тот, Кто Дал Клятву.

Таковы факты, в общих чертах излагающие обстоятельства, связанные с этапами образования Эзотерической Секции. Следует иметь в виду, что она была всего лишь внешней формой Внутренней Школы, существовавшей с незапамятных времен, чьи ответвления и внешние проявления можно обнаружить во всех уголках земного шара и среди всех этнических групп человечества.

ПРИМЕЧАНИЯ
Предварительный меморандум
Стр. 24. ... см. "Тайную Доктрину", том II, стр. 288 [d] - Е. П. Блаватская. Тайная доктрина, станца X, шлока 42.
Стр. 25. Одд Феллоуз - "чудаки" (англ.) - тайное общество взаимопомощи с ритуалом масонского типа, возникшее в Великобритании в XVIII столетии.
Стр. 27. "Поскольку первым испытанием... истинного Теософа" - Эти отрывки взяты из письма Маха-Когана, по всей вероятности, самого важного письма от Учителей. Оригинала его нет ни в одном из известных архивов. Оно датируется приблизительно 1881 годом. Имеющиеся копии доказывают, что оно предназначалось для А. П. Синнетта. Его предваряет следующее краткое заявление: "Сокращенная версия взгляда Когана на Т[еософское] О[бщество], с его слов данная вчера вечером. Мое собственное письмо в ответ на ваше вскоре последует. К. Х." Другие отрывки из этого послания были опубликованы Е. П. Б. в "Lucifer" (vol. II, August, 1888, p. 431-432), Уильямом Куан Джаджем в журнале "Path" (vol. VII, February, 1893, p. 333-335), кроме того: H. P. Blavatsky, CW, vol. X, p. 78-81 и Письма Мастеров Мудрости (1870-88). Сборник. - М.: "Сфера", 1997. - С. 9-15.

Протоколы Внутренней Группы
Стр. 31. ... А. Б., Д. Р. С. М., К. В. и К. Ф. Р. - список используемых сокращений см. в Приложении 4 на с. 516-517.
Стр. 40. ... отрывок из евангелия Филиппа, процитированный Епифанием... - William Smith and Henry Wace, Dictionary of Christian Biography, vols. 4, Boston, 1877-1887, vol. IV, p. 414, lemma: "Pistis Sophia". Цитату из "Евангелия Филиппа" можно найти в работе Ph. R. Amidon, The Panarion of St. Epiphanius, Bishop of Salamis, New York and Boston, 1990, p. 81: "Господь открыл мне, что должна молвить душа, когда она восходит к небесам, и как она должна ответствовать каждой из сил вышних. Она должна молвить: Я узнала себя и собрала себя отовсюду и не посеяла я детей для архонта, но вырвала корни его и собрала воедино разбросанные члены, и ведаю я, кто ты есть. Ибо я рождена от тех, кто свыше".
Стр. 43. ... скорость вибраций... - в современной терминологии используется выражение "частота колебаний".
Стр. 46. ... лучезарной фигуре из "Занони". - Роман Эдуарда Джорджа Бульвер-Литтона, написанный в 1842 г.
Стр. 48. ... достигается на "Четвертом Пути"... - состояние турия считается четвертым состоянием тарака раджа-йоги.
Стр. 49. Кольцо "Не Преступи" - круг, внутри которого заключены все те, кто еще пребывает в заблуждении разъединенности.
Стр. 50. ... говорится в пуранах... - "Вишну-пурана", I, X; "Ваю-пурана", I, 29; "Матсья-пурана", 51.
Стр. 52. "Pudding Bags" - мешки, в которых варится пудинг.
Вина (санскр.) - индийский семиструнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент.
Стр. 53. ... В "Голосе [Безмолвия]" сказано... - "Голос Безмолвия", часть I.
... на пути имеется семь Врат... - "Голос Безмолвия", часть II.
... что "Аум надо практиковать физически"... - См. Вопрос 7, с. 43.
Стр. 54. ... сказано, что Акаша есть Прадхана... - Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, станца VII, шлока 5.
Стр. 57. Medulla Oblongata - продолговатый мозг (дистальная часть ствола мозга, переходящая непосредственно в спинной мозг).
Роднички - соединительная ткань, заполняющая пространства между костями черепа у новорожденного.
Стр. 59. ... 1) мы можем... 6) видеть его дезинтегрированным... - См. Заседание III, "Семь планов в астральном свете", с. 47.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом, как "наилучший из всех возможных миров". В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Предвосхитил принципы современной математической логики. Один из создателей дифференциальных и интегральных исчислений. Ввел термин "апперцепция" в отличие от бессознательной перцепции.
Стр. 61. ... диаграммой отверстий... - Диаграмма I в Инструкции I, см. первый форзац книги.
Corpora-quadrigemina (четверохолмие) - часть среднего мозга; два парных образования - верхнее и нижнее двухолмие. Первое двухолмие - один из подкорковых центров зрения, второе - слуха.
Стр. 65. Заседание... - Это заседание в Протоколах не пронумеровано.
Стр. 70. Делирий - вид помрачения сознания; проявляется ложной ориентировкой в окружающем, сценоподобными зрительными, реже слуховыми галлюцинациями, яркими бредовыми представлениями, двигательным возбуждением и др.
Стр. 78. "Puddings" - см. примечание к с. 52.
Стр. 79. Дополнительные заметки (из Тетради Л. Б.) - Эти заметки, с небольшими изменениями, можно также найти в Записях Изабель Купер-Оукли, опубликованных в "Theosophist", vol. 52b, p. 303, под заголовком: "В Классе Тайной Доктрины, 4-го декабря 1890 г.".
Стр. 82. Идеация - здесь: способность к восприятию и формированию идей.
Стр. 85. Вампиризировать - от "вампир". В данном случае это слово обозначает сущность, поглощающую чужую жизненную энергию.
Стр. 91. Пять махабхут, таттв и т. д. - В скобках сказано: "Ср. "Т[айную] Д[октрину]", том I, с. 572, примечание; II, с. 102, 372"; см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, "Несколько оккультных афоризмов", прим.; том II, станца III, шлоки 15, 16 и далее.
Стр. 93. Ш. М. - Таково расположение строк в рукописи, возможно, Ш. М. означает Шестой Мир.
(В бум. изд. это выглядит так:

- Прим. ред. эл. версии)
Стр. 94. ... Нарада посетил паталу... - "Вишну-пурана", II, V; Махабхарата, V, 97.
Стр. 97. Заседание 8 января 1891 г. - Это заседание в Протоколах не пронумеровано.
Стр. 98. Заметки, 11 января 1891 г. - Вероятно, эти Заметки - добавление к Протоколам Заседания X от 7 января 1891 г.
Стр. 99. ... и талаталы... - В тексте Протоколов написано: "... и талалоки... ".
Стр. 102. ... махатала: интеллектуальное без духовного. - Не ясно, то ли это одно предложение, то ли два отдельных предложения.
Стр. 108. М. М. С. - миссис Мэйбл Коллинз или Мохини Мохун Чаттерджи? [Mrs. Mabel Collins, Mohini Mohun Chatterjee].
Стр. 112. Спенсер Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.
Юм Дэвид (1711-76) - английский философ, историк, экономист. В "Трактате о человеческой природе" (1748) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Учение Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.
... anima, откуда произошло само наименование животного. - В английском языке животное - animal.
Стр. 124. ... см. "Theosophist", vol. III, "Satan and spiritual death". - "Theosophist", vol. III, October, 1881, p. 12-15, а также: Е. П. Блаватская. Терра Инкогнита. - М.: Сфера, 1997. - С. 235-247: "Сатана и духовная смерть".
Стр. 129. Письма, полученные после предыдущего Заседания. - "Canadian Theosophist", vol. 47, January-February, 1967, p. 122-123.
Стр. 130. ... дважды нарушалась подобным образом... - Первый раз это произошло в сентябре 1890 г., см. примечание на с. 64.
Стр. 131. ... будут считаться солгавшими пред ликом Учителя; более того - солгавшими своему высшему Я. - В оригинальном тексте слова "Учителя" и "высшему Я" подчеркнуты дважды.
Стр. 142. Франкенштейн - герой романа М. Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818 г.).
Стр. 143. Кальвин Жан (1509-64) - французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.
Бут Уильям (1829-1912) - основатель и первый генерал Армии Спасения, космополитической организации, призванной воплотить идею о братстве всего человечества. Возникла в Великобритании как новая христианская организация, призванная воплотить заветы Христа в действительную жизнь. Основная цель - оказание помощи беженцам, нищим, сиротам, независимо от расы, вероисповедания и пола.
Стр. 145. ... найти в Ветхом Завете; столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево... - Исх., 13, 21-22; Исх., 3, 2-4; Исх., 34, 29-35.
Стр. 149. Гексли Томас Генри (1825-95) - английский биолог, соратник Ч. Дарвина и виднейший пропагандист его учения.
Тиндаль Джон (1820-93) - английский физик. Труды по акустике, диамагнетизму, рассеянию света в мутных средах.
Стр. 150. См. "Count de Gabalis". - "Le Comte de Gabalis", труд, написанный аббатом Николасом Пьером Генри де Монфоконом де Вилларом, Париж, 1670 г.
Вейсман Август (1834-1914) - немецкий зоолог и эволюционист. Предвосхитил современные представления о дискретности генов, их локализации в хромосомах и роли в онтогенезе. Основатель неодарвинизма.
Стр. 152. ... Боги кормятся людьми... - "Бхагавадгита", XI, 25-28.

Разночтения
Стр. 155. ... в "Тайной Доктрине", III, с. 537; V, с. 510. - Здесь и далее в части "Разночтения" ссылки на "Тайную Доктрину", тома III и V, даются по первым английским изданиям.
Стр. 174. Второстепенные записи. - Заголовок к Записям дан в Тетради Изабель Купер-Оукли, "Theosophist". Лишь один параграф из этого текста приведен в "Тайной Доктрине". Текст данных Записей отсутствует в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.
... от 300 до 400 футов роста... - английский фут равен 0, 3048 см, следовательно - от 9 до 12 метров.
Стр. 175. Барон К. фон Рейхенбах (1788-1869) - немецкий химик.
Стр. 179. Таблица. - Эта и последующая таблицы приведены в конце протоколов Заседания X, в "Тайной Доктрине" и в Тетради Изабель-Купер Оукли, но не в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.
Стр. 188. ... в его ауре... - В "Theosophist" Джинараджадаса говорит в примечании: "Слово, которое трудно разобрать; может означать "aura" [аура], хотя похоже на "area" [область]. В Протоколах Алисы Лейтон Клифер и в "Тайной Доктрине", том III, написано "area", а в Тетради Изабель Купер-Оукли, опубликованной в "Theosophist", написано "aura".
Стр. 191. ... вибрационные... - в Тетради Изабель Купер-Оукли, как приведено в "Theosophist", - вибрирующие.

Инструкция I
Стр. 199. Адепт правого пути - об образовании понятия "правого пути" подробнее см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, станс VI, шлока 5.
Стр. 200. ... "Тайная Доктрина", том II, кн. I, стр. 219-220. - См. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том II, станца VI, шлока 4.
Стр. 207. Протрузия - от лат. - выступ, высовывание.
Стр. 212. Диаграмма I - см. первый форзац книги.
Стр. 213. Иллюстрация I - цветные иллюстрации I, II, III см. цветную вклейку.
Стр. 216. Сведенборг Эмануэль (1688-1772) - шведский ученый и теософ-мистик.
Стр. 223. Иллюстрация I. - Таким образом, человек функционирует на основе семи различных и все же взаимозависимых волновых длин и отзвучит на них; каждая длина волны соответствует определенному плану, или миру бытия, тогда как Единая Космическая Жизнь-Сознание, связующая и проникающая все и вся, струится через каждый из них.
В свете учений, вкратце изложенных выше, конституция человека в его воплощенном существовании может быть представлена одной из следующих диаграмм:
АТМАН АТМАН
Божественно-духовное, ¦
или Вселенское Я ¦
¦ ¦
БУДДХИ БУДДХИ
Духовное Я Поле духовной
Духовный разум, мудрость, Индивидуальности
предвидение и интуиция ¦
¦ ¦
МАНАС ВЫСШИЙ МАНАС
Планетарное Я (Буддхи-Манас)
Высший человеческий разум, Поле перевоплощающегося Я,
или перевоплощающегося Я или высшего человеческого Я;
¦ духовный интеллект
¦ ¦
КАМА НИЗШИЙ МАНАС
Животное я (кама-манас)
Страсти, эмоции, вожделения Поле низшего, или личного,
¦ человеческого я; поле животных
¦ вожделений и страстей; низший
¦ разум
¦ ¦
ПРАНА ПРАНА
Жизненно-астральное я Жизненность; жизненное
Поле жизненных токов электричество и магнетизм
¦ ¦
ЛИНГАШАРИРА ЛИНГАШАРИРА
Астральное тело, образец, или Астральное тело
тело-модель ¦
¦ ¦
СТХУЛАШАРИРА СТХУЛАШАРИРА
Физическое тело Физическое тело
Хотя человек создан из "материалов", или "веществ", извлеченных из космического резервуара, все же он не является лишь пучком субстанций и энергий, просто собранных воедино. Человек есть внутренне взаимосвязанная серия центров сознания и они-то и называются монадами. Основная, или высшая, Духовно-Божественная Монада есть наш первоначальный источник, или корень. Она непрестанно изливает потоки разума и жизненной субстанции, которые своими взаимодействующими энергиями образуют различные "узлы", или фокусы сознания, являющиеся как бы ее детьми-монадами. Таким образом, сложную структуру человека можно рассматривать как состоящую из монадических центров в такой последовательности:
АТМАН
Духовно-Божественная Монада
Духовно-Божественное Эго ¦ Духовно-Божественная Душа
¦
БУДДХИ
Духовная Монада
Духовное Эго ¦ Духовная Душа
(Индивидуальность) ¦
¦
БУДДХИ-МАНАС
Разумная Монада
Высшее человеческое Эго ¦ Высшая человеческая
(перевоплощающееся) ¦ Душа
¦
КАМА-МАНАС
Психическая монада
Низшее человеческое эго ¦ Низшая человеческая
(личное эго) ¦ душа
¦
КАМА-ПРАНА
Животная монада
Элементарное эго ¦ Жизненно-астральная душа
¦
ПРАНА - ЛИНГАШАРИРА - СТХУЛАШАРИРА
Астрально-физическая монада
Элементарное эго Физическая душа
Стр. 224. Диаграмма II - см. последний форзац книги.

Инструкция II
Стр. 235. Порфирий (ок. 233 - ок. 304) - греческий философ-неоплатоник, ученик Плотина, издавший его сочинения. Автор сочинения "Против христиан". В логике так называемое древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.
Стр. 241. ... Фрэнсисом Гальтоном в "Nature and Nurture"... - Позднее название было изменено: "Inquiry into Human Faculty and its Development", New York, 1883.
Стр. 254. Менандр (или Майнандрос) - один из проповедников "симонийского" гнозиса, родом из самаритянского города Каппаратея, о жизни которого мы почти ничего не знаем. Говорят, что центром его активности был Антиох, один из наиболее значительных торговых и литературных городов греко-римского мира. Юстин особо упоминает Менандра, ибо тот "многих" увлек за собой, что можно легко интерпретировать как то, что он собрал многочисленных последователей среди искателей истины.
Стр. 261. Нотация - система условных письменных обозначений, принятая в какой-нибудь сфере деятельности.
Стр. 271. Максвелл Джеймс Клерк (1831-79) - английский физик, создатель электродинамики, один из основоположников статистической физики. Труды по цветному зрению и колориметрии, оптике, теории упругости, термодинамике, истории физики и др.
Стр. 273. Валентин - по всеобщему признанию, был величайшим из гностиков. Его почитали, и даже оппоненты, за великую ученость и красноречие, равно как и за огромное влияние его учений на современную мысль. И хотя у нас нет точных сведений о датах жизни самого Валентина, все же можно предположить, что он жил приблизительно в 100-180 гг. после Р. Х. Валентин был египтянином, родом из Фебонита - города на египетском побережье, и с 130 г. после Р. Х. преподавал греческую науку и литературу в Александрии. Из доступных нам источников информации явствует, что Валентин решил синтезировать гнозис и сформулировать универсальную систему религиозно-философской мысли. О его писаниях известно мало, не считая того, что они были многочисленны, а специальные трактаты его - трудны и малопонятны.
Сатурнин (или Саторнилий) - обычно считается основателем сирийского гнозиса (приблизительно конец первого и начало второго столетия нашей эры). Полагают, что он проповедовал в Антиохе, но мы не располагаем никакими сведениями о его национальности или каких-либо случаях из его жизни. Он особенно отличался своим суровым аскетизмом. Эти сведения о нем почерпнуты главным образом из работы Юстина Мученика "Dialogue with Trypho", XXXV, а также из краткого изложения Иринея, которое, вероятно, основано на утерянном труде Юстина "Compendium".
Василид - один из величайших проповедников гнозиса. О жизни его ничего не известно, кроме того факта, что он проповедовал в Александрии. О датах жизни его можно только гадать, но несколько независимых авторитетов указывают на царствие Адриана (117-138 гг. после Р. Х.) как на время, когда здравствовал Василид. Мы также не располагаем сведениями о его национальности, но, кем бы он ни был, он был пропитан эллинской культурой и сведущ в мудрости Египта.
"Корни обрядности в церкви и масонстве" - см. H. P. Blavatsky, CW, XI; а также статья "Корни обрядности в церкви и масонстве" в готовящемся к изданию выпуске IX серии "Белый Лотос" (издательство "Сфера").

Инструкция III
Стр. 275. Предварительные объяснения к Инструкции III - были написаны Е. П. Блаватской в период тяжелейшего кризиса или, вернее, ряда кризисов, которые Теософское Общество переживало в 1889-1890 годах. Предательство внутри самой Эзотерической Секции и бесконечные, неослабные нападки на Теософское Общество извне, особенно в Америке, вызвали необходимость ударить новую ноту и отдать распоряжения, чтобы сплотить ряды Эзотерической Секции. Во время переиздания Инструкций в Лондоне в 1890-1891 годах некоторые части этих "Предварительных объяснений", касавшиеся подробностей данного вопроса, были умышленно изъяты учениками Е. П. Блаватской, назначенными редакторами, поскольку они сочли части эти слишком личными. И сделано это было без ее санкции и, как она призналась впоследствии, вопреки ее желаниям, когда сама Е. П. Блаватская была еще слишком больна, чтобы проследить за этим. "Предварительные объяснения", следовательно, воспроизводятся здесь точно в таком виде, в каком они были первоначально напечатаны, а части, изъятые ранее, взяты здесь в квадратные скобки.
Стр. 296. ... опубликованном в "Оккультном Мире"... - Sinnett A. P. The Occult World. (1881)
Стр. 298. Сыны Лойолы - члены ордена иезуитов.
Стр. 309. ... назвала бы врожденными идеями, а оккультизм "вспышками гениальности"... - См. статью Е. П. Блаватской "Genius" ("Lucifer", vol. V, November, 1889, p. 227-233; H. P. Blavatsky, CW, vol. XII, p. 13-22; а также статья "Гений" в готовящемся к изданию выпуске Х серии "Белый Лотос" (издательство "Сфера",).
Стр. 320. ... "духовной гестации"... - Термин "гестация" в современной теософской литературе используется для обозначения подготовительного периода, в течение которого сущность подвергается ряду изменений, чтобы перейти в следующее кармическое состояние - будь то иной мир, или сфера, или же изменение сознания, либо то и другое. Так, гестация может означать либо сбрасывание развоплощенной сущностью оболочек и жизне-атомов более плотного типа, которые приковывают ее к материальным сферам, причем процесс этот являет собой восхождение из царств материи в царства духовные; либо гестация может означать обратный процесс: изменение форм сознания и обрастание более плотными оболочками, подготавливающий ее к тому, чтобы стать воплощенной сущностью в материальных сферах. Для развоплощенной человеческой сущности существуют два основных периода гестации: а) подготавливающий ее к вступлению в дэвакхан, т. е. предшествующий второй смерти; и б) после выхода из дэвакхана, чтобы приготовиться к своей новой жизни в качестве воплощенного эго на земле. (G. de Purucker. Fountain-Source of Occultism.)
Стр. 321. ... См. "Ключ к теософии", с. 118... - ссылка дана по изданию Е. П. Блаватская. Ключ к теософии. - М.: Сфера, 1993.
Стр. 332. Агния - гипофиз.
Стр. 333. Линия - 2,1 миллиметра.
Стр. 336. Биша Мари Франсуа Ксавье (1771-1802) - французский врач, один из основоположников патологической анатомии и гистологии. Основал научные школы. Описал морфологические признаки и физиологические свойства ряда тканей человека.
Стр. 340. Гальтон Фрэнсис (1822-1911) - английский психолог и антрополог. Один из создателей биометрии, дифференциальной психологии, методов тестов, евгеники.
Стр. 342. в "Разоблаченной Изиде"... - здесь и далее ссылки на "Разоблаченную Изиду" даны по изданию: Е. П. Блаватская. Разоблаченная Изида. - М.: Сфера, Минск: Лотацъ, 1999.
Стр. 347. Арьясанга (санскр.) - основатель первой школы йогачарья. Архат, непосредственный ученик Гаутамы Будды.
Стр. 366. ... Сей "Обитатель"... описан в "Занони"... - термин введен Бульвер-Литтоном в романе "Занони", символическая фигура мистического обитателя пограничной сферы между физическим и тонким мирами. Олицетворяет все неизжитые темные стороны человеческой души, которые "набрасываются" на дерзающего посягнуть на то, к чему еще не готов.
Стивенсон Роберт Луис (1850-94) - английский писатель. Представитель неоромантизма, мастер приключенческого романа. Упоминается его психологический роман "Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда" (1886).
Стр. 368. ... "Theosophist" (октябрь 1881 г. и ноябрь 1882 г.)... - Ссылки даны, соответственно, на тома III и IV "Theosophist" за октябрь 1881 г. и ноябрь 1882 г., где Е. П. Блаватская добавила примечания и сноски к эссе Элифаса Леви о "Смерти" и "Сатане". См. Е. П. Блаватская. Терра Инкогнита. - М.: "Сфера", 1997. - С. 235-247. - "Заметки о смерти и Сатане".

Инструкция IV
Стр. 381. Инструкция IV. - Инструкции I, II и III, предназначенные для Эзотерической Секции, представляют собой доподлинные слова Е. П. Блаватской. Следовательно, они являются подлинными текстами, авторство которых не подлежит сомнению, так как оригиналы за ее подписью сохранились и по сей день.
Этого, однако, нельзя сказать об Инструкциях IV, V, VI и Первом дополнительном материале к Инструкции IV. Первоначально все три, будучи изданы "Н. Р. В. Press" в Лондоне, были совместно подписаны Анни Безант и Уильямом Куаном Джаджем. Но когда они вышли в "Aryan Press" в Нью-Йорке, то Инструкция IV была единственной, подписанной совместно, тогда как на двух других стояла подпись только У. К. Джаджа.
Эти позднейшие Инструкции записаны со слов Е. П. Блаватской стенографически, в форме заметок, некоторыми ее учениками во время заседаний Внутренней Группы в Лондоне. Дошедший до нас текст обнаруживает много неясностей.
Мы включили их в настоящий том с некоторыми оговорками, хотя многие места в них несомненно принадлежат самой Е. П. Блаватской.
Самое полное обсуждение происхождения этого позднейшего материала можно найти в "The Theosophical Forum" (Пойнт-Лома, Калифорния), том XVI, апрель, май, июнь 1940 г.; том XVII, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 1940 г.; том XVIII, январь, февраль, март, апрель 1941 г., где д-р Джозеф Фуссель, экс-секретарь мистера Джаджа, представил имеющуюся по этому вопросу информацию в серии, озаглавленной "Страницы истории теософии: "Внутренняя Группа" Е. П. Б."
Стр. 393. ... от ноэтического до Божественного... - См. "Psychic and Noetic Action", "Lucifer" (vol. VII, October, November, 1890); H. P. Blavatsky, CW, p. 350-374; а также статья "Психическая и интеллектуальная деятельность" в готовящемся к изданию выпуске IX серии "Белый Лотос" (издательство "Сфера").
Стр. 412. ... в таком языке, как английский... - Напоминаем читателю, что Инструкции писались и были опубликованы на английском языке.

Инструкция V
Стр. 440. ... Благословенный Учитель Кут Хуми :. пишет... - Относительно этого письма см. Приложение 3.
Стр. 457. Вильям Эглинтон (1857-1933) - известный медиум.

Инструкция VI
Стр. 470. Нынешний Внешний Глава - можно по-разному интерпретировать то, к кому относится фраза "нынешний Внешний Глава" в вышеприведенном примечании. Если это примечание было написано при жизни У. К. Джаджа, то фраза эта, конечно же, относится к нему. Но если примечание написано в 1901 г. во время опубликования этой книги, "нынешний Внешний Глава" относится к тому, кто был Внешним Главой Восточной Школы Теософии (Нью-Йорк) в 1901 году. Согласно различным документам, изданным Восточной Школой Теософии, Внешний Глава был неизвестен членам этой эзотерической школы: "... Школа была только что реорганизована... Внешний Глава должен оставаться абсолютно неизвестным... " (E. S. T. Circular, № 8, March I, 1899, p. 2.)
В другом документе Восточной Школы Теософии со всей определенностью утверждается, что в то время Э. Т. Харгроув не был Внешним Главой: "Я хотел бы... сказать... что г-н Харгроув был отстранен от этого рода деятельности и перемещен на другой пост равной значимости... Его смещение и безвестность нынешнего Внешнего Главы - меня - лишает Школу разногласий, кроме ею же созданных".
Стр. 472. ... откуда произошло само наименование animal (животное)... - см. примечание к с. 112.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Двойники и экс-двойники
Нижеследующий текст был опубликован в Циркуляре, вышедшем в Эзотерической Секции и датированном октябрем 1893 г., Лондон. Он озаглавлен: Answers to Correspondence. With Aids and Suggestions for Students. Bo вступительной заметке сказано: (Нижеследующее письмо Е. П. Б. ... следует изучить с огромным вниманием.)

Диаграмма медитации
Впервые была опубликована в "The Canadian Theosophist" в марте 1943 г., а затем в "The Theosophist" в январе 1968 г.

Эзотерическая Секция Теософского Общества и Инструкции
Стр. 498. ... Комитет этот должен был состоять... - Ср. письма полковника Олькотта к Франческе Арундейл, датированные 31 декабря 1884 г. и 7 января 1885 г. и опубликованные в "Theosophist" в сентябре 1932 г. А также "Письма Махатм А. П. Синнетту" и "A Short History of the Theosophical Society" Джозефины Рэнсом.
Стр. 501. Промульгация - официальная публикация, обнародование какого-нибудь закона.

Внутренняя Группа
Стр. 516. Анни Безант (1847-1933) - даты жизни указаны по изданию "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", Point Loma Publications, Inc., 1995. Составитель Хенк Дж. Спиренберг.

Последний форзац. Тиу (Тюр) - в германо-скандинавской мифологии бог-хранитель воинских правил, покровитель военных собраний и поединков. Первоначально был богом неба, сравнивался с Марсом.
Вотан (Водан) - германский бог, в скандинавской мифологии ему соответствует Один.
Тор - в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ.
Фригг - в германо-скандинавской мифологии богиня, жена Одина (Вотана). Богиня брака, любви, семейного очага, деторождения.
Словарь иностранных слов и выражений
Alter ego (лат.) - другой я, второй я.
Вопа fides (лат.) - добросовестно, чистосердечно.
Consummatum est (лат.) - "Свершилось".
Deus est daemon inversus (лат.) - Бог есть демон наоборот.
In actu (лат.) - в действии.
Ipso facto (лат.) - "Самим фактом", в силу самого факта; в силу одного этого, по одной этой причине или само по себе; на деле, в действительности.
N. B. (Nota bene) (лат.) - "Заметь хорошо".
Par excellence (фр.) - преимущественно, главным образом.
Passim (лат.) - Всюду; там и сям. Употр. в роли пометы при ссылках на источник, чтобы подчеркнуть, что отмечаемая мысль, выражение и т.п. встречается не в одном месте, а несколько раз в разных местах источника.
Per se (лат.) - сам по себе, как таковой, в чистом виде.
Post mortem (лат.) - после смерти; посмертно.
Principium individuationis (лат.) - принцип ограничения.
Raison d'etre (фр.) - причина существования.
Sine qua non (лат.) - "Без чего нет".
Sosie (фр.) - двойник.
Sui generis (лат.) - своего рода; особого рода; своеобразный.
Sunday (англ.) - воскресенье.
Vates (лат.) - провидец.
Vice versa (лат.) - "обратной чредой", наоборот; в обратном порядке, обратно.
Verbatim (лат.) - слово в слово, дословно.
Vide infra (лат.) - Смотри ниже.
Vis vitae (лат.) - жизненная сила.

ЦВЕТНЫЕ ВКЛЕЙКИ





Иллюстрация I


Иллюстрация II


Иллюстрация III
Примечание А. Номера кругов даны только для справок. Они не имеют никаких соответствий с цветами и принципами.
Примечание Б. Каждый из призматических кругов соответствует и суть источник принципа, соответствующего по цвету самому широкому кругу; например круг 1 соответствует лингашарире.

Первый форзац книги
Диаграмма I
1 МАКРОКОСМ И ЕГО 3, 7
ИЛИ 10 ЦЕНТРОВ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign