LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

- Дайте развернутый ответ.

106. Что означает выражение "золотая середина"? Приведите примеры, поясняющие это выражение.

Пояснения и методические рекомендации

1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.
2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).
3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.
4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса ("что такое философия?", "история философии", "философское понимание мира", "философия человека", "философия деятельности"49). Кроме того, в отдельный раздел "Разное" помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса.
Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты.
На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса.
5. Критерии оценки ответа:
1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа "да", "нет" не принимаются);
2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.
6. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях - по усмотрению преподавателя.












---------------------------

Лев Евдокимович БАЛАШОВ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие








БАЛАШОВ Лев Евдокимович - профессор кафедры философии Московского государственного университета инженерной экологии, преподает также в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, окончил философский факультет МГУ в 1969 г., кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета.
Л. Е. Балашов - автор свыше двадцати книг по философии, в том числе учебника "Философия" (М.: "Дашков и К?", 2004 г.), учебного пособия "Этика", книг "Практическая философия", "Мир глазами философа", "Жизнь, смерть, бессмертие", "Ошибки и перекосы категориального мышления. В этих и других книгах автора излагаются основы его философской концепции.



1 Анекдоты взяты из: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
2 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.1, "Зенон".
3 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. - Диодор Сицилийский, Х, 10, 1.
4 Комментарий взят с некоторыми изменениями из: Селиванова В.И. Введение в курс философии. М., 2000. С. 48.
5 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 104.
6 Корчак Я. Как любить детей, М., 1990. С. 241, 212.
7 Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости"
8 Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142.
9 Холизм (холос - целое) - концепция, утверждающая примат целого над частями.
10 Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 100, 101.
11 Материал взят из Интернета: http://psi.lib.ru//filosof/bosel.htm
12 Материал взят из Интернета: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=86
13 Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л., 1983. С. 7-9.
14 См.: А. Гулыга. Кант. М., 1977. С. 128.
15 Цит. по: там же.
16 "Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим." - Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.
17 Рисунок в тексте заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1995.
18 Прокруст ("вытягиватель") - прозвище разбойника Дамаста. Он подстерегал путников на дороге между Мегарами и Афинами, захватывал и укладывал на специально приготовленное ложе. Если лежавший был короче, Прокруст растягивал его, если длиннее - обрубал ему ноги. В переносном смысле "прокрустово ложе" - заранее определенные рамки, в которые стараются уложить людей, факты, события и т. д.
19 Гулыга А. Гегель. М., 1970. С. 93.
20 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 497-498.
21 Там же. С. 504.
22 Д. Данин. С. Вероятностный мир. М., 1981. 90-91.
23 Гегель. Наука логики. Т. 3, М., 1974. С. 112.
24 В. А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого мысль о неизбежности собственной смерти вызвала нервное потрясение: "никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я чувствовал какое-то горе. "Что случилось, Костя?" - спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: "Как же это так? Через сто лет не будет никого - ни вас, ни меня, ни товарищей... все умрем. Как же это так? Почему?.."
25 См.: В. Коровин. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. С. 334.
26 См.: В.Н.Руднев. Сновидение и реальность. Предисловие к книге Н.Малкольма "Состояние сна". М., 1993. С. 24-25.
27 См.: А.Г.Спиркин. Философия. М., 2002.
28 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.-Баку. 1990. С. 96-97.
29 Такое мнение не единственное для философа. Д. Локк, весьма далекий от Гегеля по менталитету, утверждал почти то же самое: "...хитрость, это обезьянье подобие мудрости, как нельзя более далека от последней и так же уродлива, как уродлива сама обезьяна..." - Локк Д. Педагог. соч., М., 1939. С. 169.
30 "Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей", - писал Н. Г. Чернышевский.
31 Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48.
32 Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.
33 Кастанеда К. Избр. соч., М., 1994. С. 395.
34 Под выражением "платоновский Сократ" имеется в виду не подлинный Сократ, а персонаж платоновских диалогов.
35 См.: Платон. Собр. соч. в 4 т.т. Т. 2, М., 1993. С. 14, 38, 39.
36 "В произведении Л. Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" персонаж по имени Шалтай-Болтай как-то необычно употребил слово "слава".
"- Я не понимаю, при чем здесь "слава"? - спросила Алиса...
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
- И не поймёшь, пока я тебе не объясню, - ответил он.- Я хотел сказать: "Разъяснил, как по полкам разложил!"
- Но "слава" совсем не значит: "разъяснил, как по полкам разложил!" - возразила Алиса.
- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше,- сказал Шалтай презрительно.
- Вопрос в том, подчинится ли оно вам,- сказала Алиса.
- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай. - Вот в чем вопрос!"
37 См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 385-386.
38 Франк С.Л. Смысл жизни. - Вопросы философии, 1990, № 6. С. 69-70.
39 Наумов Л. 82 дня в океане. В: "Океан покоряется людям". Владивосток. 1961. С. 99-100.
40 Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. (гл. 27). - Д.Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей... Москва-Баку, 1990. С. 439.
41 Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура - это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.
42 Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом.
43 См.: Егор Шугаев. О наследственном депутатстве и других полезных вещах. - М.: Моск.рабочий, 1994. С. 90-91.Егор Шугаев - литературный псевдоним Сергея Николаевича Юшенкова, депутата Гос. Думы, кандидата филос. наук. Был убит 17 апреля 200 3 г.
? Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.
44 Задача взята из: А. Н. Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260.
45 См. предыдущую сноску.
46 Защита от дурака - расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей).
47 Ф. Ницше. Воля к власти. № 362.
48 "Тит (сын императора Веспасиана - Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. "Нет" - ответил Тит. "А ведь это деньги с мочи", - сказал Веспасиан." (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей).
49 См.: Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М., 2002.
??

??

??

??







5



<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign