LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



















учебное пособие


Электронный вариант (без рисунков, картин и портретов)












МОСКВА * 2005

ББК 87.817
Б 20






Балашов Л. Е.
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005. - 128 с.

Настоящее пособие призвано показать философию не как скучную дисциплину, а как охоту, стремление, любовь к мудрости, как интересное и занимательное размышление.
Занимательная философия - мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, интересные рассуждения, шутки, стихи.
Задачи и упражнения по философии - для студентов вузов и всех интересующихся философией.


Отзывы и предложения направлять по адресу:
Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110
Телефон: (082) 397-77-91
E-mail: lev_balashov@mail.ru

На сайте "http://balashov44.narod.ru" размещены электронные тексты большинства книг автора











ISBN (c) Балашов Л.Е., 2005




ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи) 6
Анекдоты о Диогене из Синопа 6
Апории Зенона 7
Сила и слабость философа 8
Философия 9
Аллегория философии 9
Любовь и мудрец 10
Гипатия 11
Дружба - дар богов 11
Земная красота 12
Терпимость по Сократу 12
Терпимость по Вольтеру 13
Я. Корчак: Что значит быть "добрым"? 13
Мысленно ставить себя на место других 14
Януш Корчак: диалектическая задача "лгать-не лгать, красть-не красть..." 14
Гений и злодейство - две вещи несовместные 16
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть? 17
Много ли человеку нужно? 17
Клевета погубила философа 19
Буриданов осел 19
Нельзя объять необъятного 22
Долг и склонности по Канту 22
Кант: Бога нет - Бог должен быть 23
Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) 24
Кто мыслит абстрактно? 25
Ложь во спасение 26
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах 27
"Смирение" Л. Н. Толстого 27
Измерения человека 28
Философия как категориальная картина мира 28
Порядок и хаос (часы и облака) 31
Бесконечность вглубь и вширь 33
Смешение: порядок и хаос 34
После этого, значит по причине этого 35
Я знаю, что ничего не знаю 36
Почему А. Эйнштейн делал открытия? 37
Большое открытие маленького человека (от общего к частному или от частного к общему?) 38
Плешивый/неплешивый В. А. Жуковский 40
Крайние рационалисты и барон Мюнхгаузен 41
Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным? 41
Остроумный ответ Гегеля всем отрицающим общее в вещах 42
Эмпирики не любят общих рассуждений... 42
Жизнь 44
Быть или Иметь? 45
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу 45
Что есть истина? 47
Платон и Аристотель 47
Что такое свобода? 48
Мыслитель 48
Как мы думаем, так и живем 48
Хитрость 50
Мудрость 51
Язык без костей или мозги набекрень 53
Глупость философов 55
Мозаика философской глупости 56
Тело - темница души? 57
Плотское условие размножения человека - зло? 59
Тарабарский язык и наукообразная белиберда 60
Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме 63
Глупость нерассудительности 65
Глупые альтернативы 71
Секрет счастья 73
Оптимизм и пессимизм 75
Притча о надежде 76
Притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной 77
Вред гиподинамии 77
Антикультура - болезнь цивилизации 79
Две крайности в понимании природы человеческих отношений 81
Держится ли власть на страхе? Критика гоббсовского понимания власти 82
Старый студенческий анекдот из советских времен 83
А. В. Кацура. Шуточные стихи 84
А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии АН СССР конца 60-х годов 85
Философский анекдот 85
Анекдот о Мартине Хайдеггере 86
А. Н. Чанышев. Шуточные стихи 87
Анекдот о смысле бытия 87
Что такое диалектика, логика и философия? 88
Егор Шугаев. Кто (что) появилось раньше: курица или яйцо? 88
Да здравствуют музы, да здравствует разум! 91
Г. Р. Державин. Я телом в прахе истлеваю... 92
М. В. Ломоносов. Дерзайте ныне ободренны 93
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 94
К разделу "Введение. Что такое философия?" 94
К разделу "История философии" 95
К разделу "Философское понимание мира" 96
К разделу "Философия человека" 97
К разделу "Философия деятельности" 104
Разное 107
Пояснения и методические рекомендации 109









ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи)


Философ, пошаривши ногами во все стороны, сказал наконец отрывисто: "А где же дорога?"

Н. В. Гоголь. Вий

Анекдоты о Диогене из Синопа

Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся.

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!" После этого к определению было добавлено: "И с широкими когтями".

Среди бела дня он бродил с фонарем в руках, объясняя "Ищу человека".

Находясь в Коринфе, Александр Македонский ходил смотреть на Диогена Синопского, который в ответ на пожелание Александра что-то для него сделать, попросил не загораживать Солнце.
"Когда он грелся на солнце, Александр, остановившись над ним, сказал: "Проси у меня, чего хочешь" Диоген отвечал: "Не заслоняй мне солнца""1.

Зенон из Элеи приводил доводы против движения, указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует. Гегель писал: "Известно, как Диоген из Синопа совершенно просто опроверг доводы против движения; он молча встал и начал ходить взад и вперед; он опроверг его делом... Когда один ученик был удовлетворен этим опровержением, Диоген стал его бить палкой на том основании, что, так как учитель спорил с основаниями, то он и возражения ему должен был представить также основательные. Там, где ведут борьбу доводами, допустимо лишь такое же опровержение доводами..."2
Об этом же говорит в своем стихотворении А. С. Пушкин:


Движенья нет, сказал мудрец брадатый
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей

* * *
Апории Зенона

Элеаты - авторы первых логических задач и мысленных экспериментов. Они во многом предвосхитили платоновские упражнения в диалектике и аристотелевские упражнения в логике.
Зенон из Элеи известен своими апориями (в переводе апория - затруднение, трудность) "Ахиллес и черепаха", "Дихотомия", "Стрела", "Стадий". Если Парменид доказывал существование единого и неподвижного, то Зенон пытался опровергнуть существование многого и движения.

"Ахиллес и черепаха"

В апории самый быстрый грек (Ахиллес) не догонит самое медленное животное (черепаху)! Ведь когда Ахиллес прибежит в ту точку, которую занимала черепаха в момент старта, то черепаха отползет от своего исходного положения на такую часть первоначального расстояния между собой и Ахиллесом, на сколько ее скорость меньше его скорости. И эта ситуация будет повторяться бесконечно.

* * *
Сила и слабость философа

О первом философе Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа.
Первая о том, как он, предвидя хороший урожай оливок, арендовал все маслобойни, стал диктовать цены на продукцию маслобоен и, таким образом, разбогател. Вот как это описывает Аристотель: "Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы роздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов" (Аристотель. Политика. 1259а).
Вторая легенда о том, как Фалес, заглядевшись на звездное небо, упал в яму (мол, витает в облаках, а что под ногами - не видит) "Рассказывают, - пишет Платон, - что когда он, наблюдая небесные светила и заглядевшись наверх, упал в колодец, то какая-то фракиянка, миловидная и бойкая служанка, посмеялась над ним, что-де он стремится знать, чтo на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает. Эта насмешка относится ко всем, кто проводит свой век в занятиях философией" (Платон. Теэтет. 174а).

* * *
Философия

"Пифагор называл свое учение любомудрием (?????????), а не мудростью (?????), Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)"3.

* * *
Аллегория философии

"Очнувшись от печальных размышлений, увидел он перед собой величественную женщину с ликом, исполненным достоинства и пылающими очами. Возраст ее определить было трудно: хотя и была она во цвете лет, но глаза ее поражали живым молодым блеском и притягательной силой. Трудно было определить и ее рост, ибо казалось, что она то возвышается до небес и теменем касается неба, то не превышает обычных человеческих размеров. Облачена она была в одежды из нетленной ткани, с изощренным искусством сплетенной из тончайших нитей. В правой руке она держала книги, в левой - скипетр" (Боэций. Утешение Философией, 524 г. н. э.)
Это, как вы понимаете, - аллегория. Величественность женщины, ее лик, исполненный достоинства, и одновременно пылающие глаза говорят о том, что Философия не имеет возраста, что никогда не может она состариться, ибо сочетает в себе мудрость и молодость одновременно. Ее рост, то возвышающийся до небес, то не превышающий человеческих размеров, свидетельствует о том, что знанием своим она объемлет все: от знания вещей высших до знания вещей человеческих. Ее одежда выдает ее высокое происхождение, а нетленность ткани - нетленность тех форм мышления, которыми она обладает. Скипетр, который она держит в руке, символизирует мудрость и указывает на то, что именно она, Философия, должна править миром; а книги - символ просвещенности и знания4.

* * *
Любовь и мудрец

Зенон, философ, когда ему однажды кто-то сказал, что любовь вещь, недостойная мудреца, возразил: "Если это так, то жалею о бедных красавицах, ибо они будут обречены наслаждаться любовью исключительно одних глупцов".

* * *
Гипатия

Гипатия (ок. 370-415, Александрия)- античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-ученых. Дочь математика Теона Младшего (Александрийского), преподававшего в высшей школе при Александрийской библиотеке. Много путешествовала, вела переписку с просвещенными людьми Средиземноморья. Преподавала в Александрии, стала признанным лидером философской школы неоплатоников. Письма, адресованные в Александрию просто "философу", вручались именно Гипатии.
Гипатии приписывают слова: "Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще. Самое страшное - это преподносить суеверие как истину".
По словам В. С. Соловьева "ее красота, добродетель, красноречие и ученость доставили ей всеобщую любовь и уважение; ее учениками были не только язычники, но и много христиан".
Тем не менее, она была зверски убита фанатичной толпой христиан, по подстрекательству епископа Кирилла.
Вскоре после этого многие из ее учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.

* * *
Дружба - дар богов

Дамон и Финтий! Вот безупречный образец дружбы равных. Два уроженца Сиракуз, не терпящие насилия, гордые, знатные пифагорейцы. Финтий был схвачен деспотом Дионисием II, заподозрившим его в покушении на свою жизнь, и приговорен к смерти. Дамон, знавший, что его друг жаждет проститься с семьей и уладить дела, предложил себя в заложники. Финтия отпустили домой на строго отсчитанное время. Оно, однако, миновало, а он не вернулся в указанный срок. Дамона отвели на площадь, и палач уже поднял секиру, когда, задыхаясь от бега, к плахе примчался осужденный. Народ, собравшийся к лобному месту, потребовал прощения смертнику и Дионисий II не только помиловал его, но и попросил столь верных друг другу людей стать его друзьями. Финтий и Дамон отказались. "Дружба - дар богов", - считали древние. (Г. Серебрякова. Предшествие).

* * *
Земная красота

(Картина Тициана "Венера Урбинская")


Одно я усвоил раз навсегда:
Кроме материи - все ерунда.
Она - наш верный друг и хранитель,
Всего, что на свете есть, прародитель.
Она всех мыслей мать и отец,
Познанья начало, незнанья конец.
И тут совсем ни при чем откровенье,
Чего-то незримого благоволенье.
Если я верю в какого-то бога,
То только в такого, что можно потрогать.
Моя религия предельно проста:
Жаркие надо любить уста,
Стройные бедра, высокую грудь,
Ну и живые цветы не забудь!
Вот оно - любви пропитанье,
Радости сладкое ожиданье.
Такой религии я не враг,
Без нее никуда ни на шаг.

Ф. В. Шеллинг. Из поэмы "Эпикурейский символ веры Гейнца Видерпоста".

* * *
Терпимость по Сократу

Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила водой. "Так я и говорил, - промолвил он, - у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь. Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима; он ответил: "А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гнусный гогот? - "Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу", - сказал Алкивиад. "А Ксантиппа рожает мне детей", - отвечал Сократ.5

* * *
Терпимость по Вольтеру

Вольтер ратовал за политическую, идеологическую и религиозную терпимость, толерантность. Сейчас у нас часто повторяют такое его высказывание: "Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью".

* * *
Я. Корчак: Что значит быть "добрым"?

"Я часто думал о том, что значит "быть добрым"? Мне кажется, добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Если кто-нибудь мучает лягушку или муху, такой сразу скажет:
- А если тебе так сделать?".

"Я убедился, что добра больше, в десять раз больше, чем зла... Не только человек, каждое живое существо предпочитает мир войне."6


Справка.

Януш Корчак - выдающийся польский педагог. Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти, в Треблинку, ему предложили остаться, но он пошел со своими детьми и погиб вместе с ними в газовой камере.

* * *
Мысленно ставить себя на место других


Человек должен уметь мысленно ставить себя на место других и таким образом корректировать свое поведение. Это непростая процедура. Очень часто люди вредят другим не по злому умыслу, а из-за своего недомыслия, в частности, из-за неумения мысленно ставить себя на место других в конкретной ситуации. Например, курильщик, зная о том, что курить вредно, всё-таки курит, не жалея не только себя, но и окружающих его людей. Почему так происходит? Потому что для курильщика удовольствие от курения перевешивает сознание вреда от этого курения. Куря в присутствии некурящих, он не думает (или гонит от себя мысль) о том, что некурящие отнюдь не испытывают удовольствия от его курения, а, напротив, страдают7. Курящий не поставил себя на место других (некурящих).

* * *
Януш Корчак: диалектическая задача "лгать-не лгать, красть-не красть..."

Януш Корчак писал:

"60. Мой принцип:
"Пусть дитя грешит".
Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеблется - подсказывать дорогу, оступится - лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом.
"Пусть дитя грешит".
Когда со страстью борется еще слабая воля, пусть дитя терпит поражение. Помни: в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость.
"Пусть дитя грешит".
Ибо, если ребенок не ошибается в детстве и, всячески опекаемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастает пассивно-нравственным - по отсутствию возможности согрешить, а не активно-нравственным - нравственным благодаря сильному сдерживающему началу.
Не говори ему:
"Грех мне противен".
Скажи лучше:
"Не удивляюсь, что ты согрешил".
Помни:
"Ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть" (выделено мной - Л. Б.).
Если ребенку ни разу не представлялся случай выковырить из кулича изюминки и тайком съесть их, он не мог стать честным и не будет им, когда возмужает...
Лжешь.
- Никогда я от тебя этого не ожидал... Значит, даже тебе нельзя доверять?
То-то и плохо, что не ожидал. Плохо и то, что безоговорочно доверял. Никудышный ты воспитатель: не знаешь даже, что ребенок - человек."8

Эти парадоксальные высказывания выдающегося педагога замечательны своей пронзительной правдой-бесстрашием. Ведь обычная прямолинейная мораль говорит: не лги, не кради и т. д. и т. п. А Януш Корчак утверждает как опытный педагог-воспитатель, что ребенок, молодой человек может позволить себе иногда и солгать, и украсть, и смошенничать, и принудить. Одним словом, иногда вступить в конфликт со своей совестью. Иначе он не научится моральной стойкости, не будет активно-нравственным.
И в вопросах морали нужны прививки (вакцинация небольшими дозами дурного), чтобы выработать у человека иммунитет против сильного дурного влияния.
Здесь, правда, есть проблема: какой должна быть доза дурного для вакцинации? Ведь с этим попустительством-оправданием можно попасть в ситуацию, описанную Эзопом еще две с половиной тысячи лет назад:
"Мальчик-вор и его мать. Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец поймали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь. И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха. Стала мать корить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын: "Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, - не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сейчас на смерть".
Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше."

* * *
Гений и злодейство - две вещи несовместные

(Рисунок М. А. Врубеля "Моцарт и Сальери".
Слова А. С. Пушкина)

Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? А. С. Пушкин был безусловно прав, когда утверждал, что гений и злодейство - "две вещи несовместные". В самом деле, что такое гений? Это творческая, а, значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, любое злодейство - это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не случайно то, что литературные образы-символы зла - гётевский Мефистофель и лермонтовский Демон - несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту вместе с ее ребенком, а Демон - Тамару.


* * *
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?

Известно такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Мое возражение: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказывании Сократа - начало идеализма и холизма9. Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому. (Целое - жизнь, часть - питание.). С таким пониманием жизни можно далеко уйти.
Любая часть целого (если это действительно часть, а не ничтожная частичка) "живет" относительно самостоятельной, относительно независимой от целого жизнью и влияет на целое не меньше, чем целое на нее. Если говорить о питании, то совершенно очевидно, что эта "часть" жизни живет своей "жизнью", относительно независимой от жизни вообще. Существует культура питания, существуют радости, изощрения и изыски питания, существует целый мир питания, почти такой же сложный, как и сама жизнь.
Каждая часть жизни равномощна самой жизни, как одно бесконечное множество, являющееся "частью" другого бесконечного множества, равномощно этому другому.

(В тексте: картина Б. М. Кустодиева "Купчиха").

* * *
Много ли человеку нужно?

Диоген Лаэртский о Сократе: "Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: Сколько же есть вещей, без которых можно жить!" Или: "Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого питья; чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам"10.

Если бы эти слова Сократа были произнесены однажды и не были подхвачены-повторены впоследствии многими людьми, то их можно было бы рассматривать лишь как житейские благоглупости. Но они были сказаны со значением и с расчетом на аудиторию. В этих словах не просто начало идеализма, противопоставления духа материи. В них - опасная жизненная философия, философия аскетизма, нищеты, пренебрежения к материальному, природному, естественному. А главное, в них попытка отрицания естественного стремления человека (как живого существа) к большему-лучшему. Живое по определению стремится к расширению, к повышению качества и количества жизни - во всех отношениях! И человек, как часть живой природы, никогда не удовлетворится достигнутым. Он, в сущности, и живет в этих качелях: удовлетворения-неудовлетворения, ограничения - выхода за пределы. Кто перестал стремиться к большему-лучшему - тот остановился в развитии-становлении, стал стариком по духу и, более того, живым мертвецом.
Вот почему я рассматриваю эти высказывания Сократа не просто как ошибочные, а как недомыслие, глупость философа. Платон развил эти начатки идеализма, а философы-неоплатоники и последующие христианские проповедники довели его до крайности (в виде института монашества, практики аскетизма, попыток остановить прогресс знания, материальной культуры и т. д., и т. п.).
Подобные благоглупости можно время от времени слышать из уст людей, по-своему неглупых. Недавно (9.08.03-10.30) в рубрике "Полное собрание откровений Радио России" прозвучала такая сентенция артистки Фаины Раневской: "Мое богатство очевидно в том, что мне оно не нужно". Или: "Любая еда существует, чтобы не чувствовать голода" (Андрей Крылов. Телепередача "Непутевые заметки". Телеканал ОРТ, 14.11.04.)
(В тексте: картина Б. М. Кустодиева "Ярмарка").

* * *
Клевета погубила философа

Софистов, как известно, обвиняли в непочтении к богам и развращении юношества. Аристофан в своей комедии "Обла-ка" высмеял софистов на примере Сократа, которого превратил в софиста. Так, Сократ изображен в комедии отрицающим существование Зевса.
Затем Сократа и в самом деле обвинили в непризнании богов и развращении молодежи. В частности, его обвинили в том, что он "преступает закон..., выдавая ложь за правду и других научая тому же". В итоге Сократ был приговорен к смертной казни. Философ оказался жертвой клеветы. Это случилось в 399 году до н. э.

* * *
Буриданов осел

На философском факультете Сорбонны лекции читал именно ректор, и звали его Жан Буридан. Он был известен тем, что предложил оригинальное решение парадокса "Лжец". Но что или кто навеки прославил ректора Жана, так это его философский осел. По слухам, Буридан, рассуждая на лекциях о свободе воли, из года в год рисовал перед нерадивыми студентами следующую красочную картину - представьте, стоит осел на совершенно одинаковом расстоянии между двумя охапками пышного сена. И что ему делать?
И та, и другая охапка одинаково притягательна и вкусна и наш бедный ослик должен тихо скончаться от голода, так и не решив, какое же сено ему выбрать!
"Однако где вы видели, чтобы ослы в таких ситуациях умирали?" - спрашивал у слушателей Буридан. Если бы это было так, то, вероятно, вся Азия была бы завалена ослиными трупами. Ослы же совершенно спокойно гуляют по Азии между охапками сена или между двумя одинаковыми лугами и с аппетитом жуют и то, и другое.
Значит, делает вывод Буридан, поведение животного, а уж тем более человека не определяется внешними обстоятельствами, и раз философские ослы не умирают, значит, свобода воли существует! Ура!
Можно предположить, что слушателям так понравился или наоборот так надоел этот пример с ослом, что они навеки вечные связали его с Буриданом и обозвали осла по латыни Буридановым - получилось: "Asinus Buridani inter duo prata" - Буриданов осел между двух лугов.
Но вот что удивительно! В работах самого Буридана его знаменитый Осел не обнаруживается. Получается, что Буриданов Осел - не Буриданов Осел! Тогда чей же он?
А вот чей - ситуация выбора при двух одинаковых возможностях встречается уже у древних философов, а непосредственно перед Буриданом почти о том же рассказал Данте в своей великой "Божественной комедии":

Меж двух равно манящих яств, свободный
В их выборе к зубам бы не поднес
Ни одного и умер бы голодный...

Так агнец медлил бы меж двух угроз
Прожорливых волков, равно страшимый;
Так медлил бы меж двух оленей пес.

И то, что я молчал, равно томимый
Сомненьями, счесть ни добром, ни злом
Нельзя, раз этот путь необходимый".11

--------

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign