LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


27. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.

28. Прокомментируйте следующее утверждение:
"Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее".

29. Гегель говорил: "Ложно лишь то, что абсолютизируется". - Что он имел в виду? Прокомментируйте.

30. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Один ум хорошо, а два лучше.
Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

31. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?
А. "Не в силе правда, а в правде сила".
Б. "Кто сильнее, тот и прав" (вариант: "Сильный всегда прав").

32. В чем изъян следующего утверждения:
"С ними человечно - быть жестоким, жестоко - быть человечным" (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

33. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

34. Согласны ли Вы с утверждением "Мы не Европа и не Азия. Мы - русские" (Телепередача "Русский дом", 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте.

35. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

36. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

37. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?
"Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные" (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).
Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе"; "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".

38. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:
"Наслаждение - антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь - нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

39. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

40. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

41. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

42. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." - Оцените и прокомментируйте.

43. Что (чего) Вы ждете от жизни? - Дайте развернутый ответ.

44. Как надо жить, чтобы нам было лучше? - Дайте развернутый ответ.

45. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? - Дайте развернутый ответ.

46. П.Я.Чаадаев: "Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине".
Мераб Мамардашвили: "Я люблю свободу больше, чем родину".
- Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

47. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)

48. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Всё познается в сравнении.
Б. Сравнение всегда хромает.

49. Руссо был одержим идеей возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" - его призыв.
На это Вольтер ехидно заметил: "Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес".
Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

50. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?
- Дайте развернутый ответ.

51. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте.

52. Как Вы понимаете счастье? - Дайте развернутый ответ.

53. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?
- Дайте развернутый ответ.

54. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку заниматься самосовершенствованием? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?
Дайте развернутый ответ.

55. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: "Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много"?
- Попробуйте реконструировать ход его мысли.

56. Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо?
Дайте развернутый ответ.

57. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?
Дайте развернутый ответ.

58. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? - Дайте развернутый ответ.

59. Рассудите:
Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: "Человека образуют обстоятельства".
Балашов Л.Е.: "Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств".

60. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.

61. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.

62. З. Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом".
Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.
Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.

63. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. "...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (библейский проповедник Экклезиаст).
Б. "Знание - сила" (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: "знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра" - Э. Теллер).

64. На вопрос "иметь или быть?" Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: "быть!". А как бы Вы ответили на этот вопрос??
Дайте развернутый ответ.

65. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г. *
Дайте развернутый ответ.

66. В чем сущность дилеммы "сциентизм - антисциентизм", возможно ли ее решение? *
Дайте развернутый ответ.

67. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них - "Афинская школа", в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*
Дайте развернутый ответ.

68. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского "верю, чтобы понимать" и мысли Пьера Абеляра "понимаю, чтобы верить".*

69. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо "Назад к природе!" и лозунгом Французской революции "Мир хижинам; война дворцам!"?
Дайте развернутый ответ.

70. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. "...ничто великое в мире не совершалось без страсти" (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. "Сильные страсти - слабые нервы" (из кинофильма). Или: "Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля" (В. О. Ключевский).
Дайте развернутый ответ.

71. Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина - за следствие.
Приведите примеры этой ошибки.

72. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных.
А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

73. Существуют два полярных мнения о смерти.
А. Платон устами Сократа утверждал: "Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью". (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: "Смерть - поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как ??????? ?????? (подготовку к смерти [греч.])".
Б. Б. Спиноза: "Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни". (Б. Спиноза. Этика. - См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).
Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

74. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).
Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).
Дайте развернутый ответ.


ПОЯСНЕНИЯ и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.
2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).
3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.
4. Критерии оценки ответа:
1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа "да", "нет" не принимаются);
2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.
6. Следует предоставить право студенту выбирать как минимум из двух вариантов задач.




ЛИТЕРАТУРА

К разделу "Что такое философия"

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. - М.: Идея-Пресс, 2001.

К разделу "Краткий очерк истории философии"

Гегель. Лекции по истории философии.
Рассел Б. История западной философии.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. - М.: Высш. школа, 1999.
История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.
Гулыга А. Кант.
Гулыга А. Гегель.

К разделу "Философская картина мира"

Аристотель. Категории.
Аристотель. Метафизика.
Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.
Поппер К. Лекция "Об облаках и часах" - К.Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 596-557.
Растригин Л. А. Этот случайный, случайный, случайный мир. М., 1974.
Тарасов Л. В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984.
Категории "закон" и "хаос". Киев, 1987.
Книгин А. Н. Учение о категориях. Учебное пособие. М., 2002.

К разделу "Философия человека"

Платон. Диалоги "Пир", "Федон", "Государство"
Аристотель. Никомахова этика.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию.
Монтень М. Опыты.
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.
Соловьев В. С. Оправдание добра.
Поппер К. Открытое общество и его враги.
Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1985.
Куртц Пол. Искушение потусторонним. М., 1999.
Куртц Пол. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М., 2000.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. - журн. "Вопросы философии, 1990, №№ 10, 11, 12.
Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить.
Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.

К разделу "Философия деятельности"

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы.
Поппер К. Логика научного исследования.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Пер. с англ. М., 1984.

Ко всем разделам

Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН; Предс. науч.-ред. совета В.С.Степин. М.: Мысль, 2000-2001.
Тейчмен Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М., 1997.
Волков Г. Н. Сова Минервы. М., 1973.

КНИГИ АВТОРА

1. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996. - 96 с.
2. Как мы думаем? М., 1996. - 60 с.
3. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М., 1997. - 293 с.
4. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997. - 69 с.
5. Золотое правило поведения. М., 1996. - 20 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. - 23 с.)
6. Что такое философия? М., 1998. - 33 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. - 33 с.)
7. Соответствия и антисоответствия между категориями. Проблемы категориальной логики. М., 1998. - 51 с.
8. Либерализм и свобода. М., 1999. - 19 с.
9. О любви. М., 2000. - 48 с. (2-е изд., расшир.: М., 2001. - 56 с.)
10. Гуманистический манифест. М., 2000. - 15 с.
11. Россия и мир на рубеже веков-тысячелетий (что было и что будет). М., 2001-2001. - 28 с.
12. Практическая философия. М.: МЗ Пресс, 2001. - 320 с.
13. Философия для жизни. Пособие по практической философии. М.: МЗ Пресс, 2001. - 56 с.
14. Об опасности наркотиков и прелестях жизни без них. Заметки философа. М., 2001. - 30 с.
15. Мысли о религии. М., 2001. - 28 с.
16. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М.: ACADEMIA, 2002. - 39 с.
17. Человек среди людей. (Как вести себя в обществе?). М.: ACADEMIA, 2002. - 61.
18. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: МЗ-Пресс, 2002. - 137 с.
19. Глупость философов (самоирония). М., 2003. - 34 с.
20. Мысли и изречения. (Составитель и автор - Л. Е. Балашов). М.: МЗ Пресс, 2003. - 214 с. (Выходит из печати в 2003 г.)

На сайте "balashov44.narod.ru" размещены электронные тексты большинства указанных книг автора


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН




Абчук В.А.
Августин Блаженный
Аверинцев С.С.
Александр Македонский
Александр Север
Алексеев В.П.
Алешин С.
Алкиной (Альбин)
Амундсен Р.
Анджеевский
Аристотель
Арсан Э.
Архимед

Бальзак О.
Беккерель А.
Белинский В.Г.
Бердяев Н.А.
Беркли Д.
Берне
Бетховен Л.
Биант
Бомбар Ален
Бор Н.
Боуви
Боэций
Бруно Дж.
Буаст П.
Бунге М.
Бунин И.А.
Буридан Ж.
Быкова С.В.
Бычко И.В.
Бэкон Ф.

Васильева Т.В.
Виндельбанд В.
Вишневский Вс.
Вольтер Ф.
Вольф Х.
Вудберри

Галилей Г.
Галлай М.Л.
Гартман Н.
Гаусс
Гегель
Гекатон, стоик
Гераклит
Гердер И.Г.
Геродот
Герцен А.И.
Гесиод
Гёльдерлин
Гёте И.
Гитлер
Гоббс Т.
Голсуорси Д.
Гольбах П.
Гольденвейзер А.Б.
Гомер
Гораций
Горбовский А.
Горький М.
Грасиан Б.
Грин Александр
Гук Р.
Гулыга А.В.
Гумбольдт А.
Гурьев В.
Гусейнов А.А.

Давыдов Ю.Н.
Декарт Р.
Демидов В.И.
Державин Г.Р.
Джалиль Муса
Джеймс У.
Дидро Д.
Диксон Р.
Дильман В.М.
Диоген Лаэртский (Лаэрций)
Дробницкий О.Г.

Екатерина Вторая
Ерофеев Виктор

Жуков Ю.М.

Зинченко В.П.

Иоанн, евангелист

Кант И.
Кантор Г.
Карнеги Д.
Кейзер К. Дж.
Кинди, аль-Кинди
Киплинг Р.
Клайн М.
Кликс Ф.
Клини С.
Коган Л.Н.
Колнаи О.
Колупаев Г.П.
Конфуций (Кун-цзы)
Копнин П.В.
Короленко Ц.П.
Корчак Я.
Коши
Крантор
Кузанский Николай
Курсель П.
Кюри Е.
Кюри М.

Лабрюйер Ж.
Лавров П.Л.
Ламонт К.
Лао-цзы
Ларошфуко
Латышев А.Г.
Леви В.
Леви-Брюль Л. 249
Лейбниц Г.
Ленин В.И.
Лигачев Е.К.
Лихтенберг
Локк Д.
Лондон Джек
Лосев А.Ф.
Лука, евангелист
Луллий Р.
Людовик XV

Майер Р.
Майоров Г.Г.
Макаренко А.С.
Мамин-Сибиряк Д.
Манн Томас
Марк Аврелий
Маркс К.
Маршак С.Я.
Матфей, евангелист
Мелия М.
Менделеев Д.И.
Мечников И.И.
Михаленко Ю.П.
Мицкевич А.
Монтень М.
Мо-цзы
Мэзия Д.
Мюллер Герберт Дж.

Набоков В.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign