LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Этот (метафизический - Л.Б.) способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ так называемому здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический образ мышления, хотя и является правомерным, и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса..." (Анти-Дюринг. Введение.)

Это пренебрежение здравым смыслом дорого обошлось нашей стране. Безумные утопические проекты последователей К. Маркса - Ф. Энгельса в России, большевиков-коммунистов, стоили гигантских материальных и людских жертв. Ф. Энгельс был безусловно неправ, когда оценивал здравый смысл столь односторонне. Пренебрежение здравым смыслом - это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл - отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл - здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в "стенах домашнего обихода", и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах - собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони (карликовые лошади).
К сожалению, подобное понимание здравого смысла (как чего-то ординарного) проникает в справочные издания101.
Большое заблуждение представлять здравый смысл как что-то поверхностное. Здравый смысл нужен и при разработке абстрактных научных теорий, и в глубокомысленных философских рассуждениях. Относительно последних можно даже сказать: нет глубокомыслия там, где нет здравого смысла. А то, что считают глубокомысленным, но противоречащим человеческому здравому смыслу, на самом деле не является таковым. Ведь глубокомыслие путают порой с туманными, неясными, сложными выражениями, рассуждениями.
Здравый смысл бывает ординарным и неординарным. Ординарно здравомыслящий человек может не понять неординарно здравомыслящего. И наоборот, для неординарно здравомыслящих людей ординарное здравомыслие может показаться пресным, скучным, серым.
В любом случае пренебрежительно-уничижительное отношение к здравому смыслу как таковому - симптом нездравомыслия, того, что у человека не всё в порядке с головой.

Пределы здравого смысла. Здравомыслие - фундамент, основа для принятия разумных решений. Как здоровье нужно человеку для полноценной, деятельной жизни, так и здравомыслие нужно ему для полноценного, деятельного мышления.
С другой стороны, здравомыслие необходимо, но недостаточно. Здесь опять можно сравнить его со здоровьем вообще. Здоровье само по себе не гарантирует человеку полноценной, полнокровной жизни. Оно лишь условие, предпосылка такой жизни. Если здоровый человек ведет себя очень скромно, "не хватает звезд с неба" (субъективный фактор) или "в тисках обстоятельств"(объективный фактор), то он не реализует себя в полной мере как творческое, деятельное существо. Точно так же и здравомыслие. Оно лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок.
Можно продолжить аналогию здравомыслия со здоровьем. Как здоровье не бывает абсолютным, идеальным (а лишь практическим), так и здравомыслие не бывает идеальным. Абсолютно здравомыслящих людей не бывает!

Разнокачественность и разноколичественность здравомыслия. Далее, как здоровье разное у разных людей, индивидуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о разном качестве и количестве здравомыслия.
Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека оно логически ориентировано (хороший "логик"), у другого - интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего - одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здоровье крестьянина и здоровье горожанина.
Далее, разнокачественность здравомыслия выражается в различном соотношении конструктивной (позитивной, утвердительной) и критической (скептической) составляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) составляющая мышления, а у других - критическая, скептическая составляющая мышления. Конечно, при нарушении баланса конструктивного и критического мышления мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном случае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом - всеразрушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность.
(Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фанатик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом).
Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой - в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоровье.
Далее, один и тот же человек может быть здравомыслящим в решении относительно простых задач, касающихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении сложных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нормально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте социального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т. п.

Здравомыслие можно развивать и корректировать. Здравомыслие не является чем-то данным от природы, от бога. Это - развивающаяся категория. Оно может развиваться и само по себе, и в результате сознательных усилий.
Естественным образом здравомыслие развивается по мере взросления человека. Здравомыслие ребенка весьма ограничено, неразвито, буквально является комнатно-домашним. Такого здравомыслия не хватает для того, чтобы вести самостоятельную жизнь. Здравомыслие взрослого человека - это развитое здравомыслие. Благодаря ему взрослый человек способен к самостоятельной жизни.
В свою очередь, у взрослых людей здравомыслие может быть развито в большей или меньшей степени и в разных направлениях. У всех взрослых имеется некоторое базовое здравомыслие (как основной обмен веществ в организме). Над ним надстраиваются и развиваются специализированные здравомыслия - в зависимости от того или иного вида профессиональной деятельности. Здравомыслие философа - одно, здравомыслие ученого - другое, здравомыслие художника - третье, здравомыслие политического деятеля - четвертое и т. д. Очень разнятся между собой здравомыслие крестьянина и горожанина.
Здравомыслие нуждается в постоянной подпитке и тренировке. Оно уменьшается как шагреневая кожа, если человек бездействует, не эксплуатирует свой мозг. Для здравомыслия нужен труд мысли! Вместе с тем, чем образованнее и культурнее человек, тем при прочих равных условиях развитее его здравомыслие.

Нездравомыслие, больной смысл (non compos mentis (лат.) - не в здравом уме). Как помимо здоровых людей есть много болеющих, больных, инвалидов, так и помимо здравомыслящих есть много людей с болезненным, больным или даже инвалидным мышлением. Мыслительные патологии также многообразны, как многообразно здравомыслие. В количественном плане патологическое мышление можно подразделить на болезненное, больное и инвалидное. В качественном плане патологическое мышление можно подразделить на догматическое и сверхкритическое, сверхлогическое (рационалистическое) и сверхинтуитивное (иррационалистическое).
Пример иррационального мышления - мистическое умонастроение.
Нездравомыслие не всегда бывает выражено явно. Порой его трудно распознать. Человек может обладать литературным талантом, красно говорить и при этом источать ядовитые мысли. Известен также феномен ложной мудрости.
Говорят: рыба гниет с головы. Последствия от нездравомыслия бывают весьма печальные. В наше время, когда взаимовлияние людей значительно усилилось, нездравомыслие отдельных философов, писателей, политиков может быть губительным для многих людей, чревато негативными социальными последствиями...

Отслеживать, изучать, изобличать различные формы больного мышления и, напротив, развивать, пропагандировать философию здравого смысла - двуединая задача, от решения которой зависит судьба человечества.

Как мы думаем, так и живем. Наша жизнь зависит от качества и направления наших мыслей. Как мы думаем, так и живем. Лучше думаем - лучше живем.
Что значит лучше думать?
1. Лучше думать - это значит соблюдать баланс между логикой и интуицией; по возможности мыслить логически, не скачками и озарениями, а анализом и рассуждением.
2. Лучше думать - это значит научиться управлять своими мыслями.
3. Лучше думать - это значит настраивать себя на хорошее и лучшее, быть оптимистом.
4. Лучше думать - это значит ничего не принимать на веру и не отвергать с порога, в меру сомневаться и в меру верить-доверять.


ГЛАВА 18. ТВОРЧЕСТВО

18.1. Жизнедеятельность

Жизнь в целом включает в себя все виды деятельности. Жизнь современного человека, как правило, раздваивается на общую жизнедеятельность и специализированные виды деятельности. К последним относятся различные виды профессиональной или любительской деятельности. О них речь пойдет в следующих разделах.
Общая жизнедеятельность достаточно синкретична и целостна. Это то, что обычно называют житейской жизнью или обычной, повседневной жизнью. В ней познание и практика не разделяются. Человек в обычной жизни ведет себя просто как живое существо, одновременно как познающее и практически действующее. Он ест, пьет, двигается, одевается, раздевается, бодрствует, спит, слушает, смотрит, нюхает, обоняет, отправляет естественные надобности, ухаживает за собой, ведет хозяйство, общается, заботится о ком-то, чувствует, переживает и т. д.

18.2. Сущность творчества

Творчество - деятельность, приводящая к открытию или созданию нового:
- к новому знанию в случае познания-открытия
- к новому благу в случае изобретения
- к новой красоте, эстетике в случае художественной деятельности
- к новым достижениям в спорте.
Как видим, новое в творчестве - не вообще новое, не любое новое, а новое, имеющее то или иное положительное значение для человека. Исходя из этого следует выделить три аспекта творчества:
1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей - ценностный (аксиологический) аспект.
2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого - эвристический аспект.
3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека - гуманистический аспект.
Основные элементы всякого творчества: вдохновение и труд.
Вдохновение - настрой на творчество, творческое горение. По А. С. Пушкину "вдохновение есть живое расположение души к творчеству".
С другой стороны, одного расположения души к творчеству мало. Эдисон утверждал, что гений составляет один процент вдохновения и 99 процентов пота.
Творчество имеет много общего с игрой. Можно даже сказать: в основе всякого творчества лежит игровая деятельность. Однако творчество нельзя изображать только как игру. Оно, во-первых, так же серьезно, целенаправленно, как и труд. Творческий труд - необходимый элемент творческого процесса.
Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха - некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. Труд и отдых в творчестве не перемежаются, а опосредствует друг друга. В самом существе творческого труда лежит вдохновение. Последнее создает особую атмосферу творчества - приподнятость, горение, радость, раскованность, чувство полета. И отдых творческого человека - это, по существу, не отдых, а деятельный труд мысли, чувства, воли. Нередко именно во время отдыха открывают или изобретают новое.
Интересен спор между теми, кто понимает творчество как терпение, и теми, кто понимает его как вдохновение. Лев Толстой, например, любил изречение Бюффона "Гений - это терпение". С другой стороны, В. Г. Белинский писал: "Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности". И каждый по своему прав. Творчество - это и терпение, и вдохновение, и труд, и наслаждение, и "муки творчества" и "радость творчества". Ш. Фурье как-то сказал: "Мораль приказывает нам любить труд, но пусть она сумеет сначала сделать его приятным". В этом пожелании Ш. Фурье выражено извечное стремление человека не просто к труду, а к творческой деятельности, соединяющей полезное и приятное, труд и отдых, наслаждение. Ведь именно творчество делает труд приятным. И именно творчество составляет сущность человеческой деятельности.

Талант и гений

Творческий человек проходит такой путь формирования и развития своих способностей:
задаток > способность > талант > гений
Задаток - возможность появления той или иной способности. Он, как правило, генетически предопределен. Не всякий задаток превращается в способность. Для этого нужна не только генетика, но и благоприятные почва-среда-обстоятельства.
Способность - психо-физиологическое средство деятельности. Ноги - часть тела человека, служащая в основном средством передвижения. Способность к движению (ходьбе, бегу) - конкретно способность двигать ногами соответствующим образом.
Творческая способность - способность открывать или созидать что-то новое, нужное людям.
Дар - случайная составляющая способности, таланта, гения, то что дается человеку в силу стечения обстоятельств. Дар - подарок судьбы, "от бога". Дар - то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а получил готовым от своих родителей, учителей, в силу случайного стечения обстоятельств.
Даром называют также необычную способность к чему-либо, якобы случайную по своему происхождению, не полученную человеком в результате труда, учения, опыта, а данную ему "от бога". В таком случае говорят об одаренности, даровитости или бездарности.
Призвание - расположение к творчеству.
Талант - просто творческая способность.
Гений - высшая творческая способность
Таланты, во-первых, развивают то, что создается гениями и, во-вторых, подготавливают почву для появления новых гениев. Иными словами, талант - творец нового, но это новое - детализация и конкретизация того, что уже создано гением или намек, провозвестник того, что будет создано гением.
Таланты - творческие эволюционеры, субъекты творческой эволюции. Они бывают разной степени: большей или меньшей (просто талант - большой талант). И разных видов (по качеству).
Гении - творческий революционер; он создает не просто новое, а небывалое, чего не было ни в каком виде.
Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? А. С. Пушкин был безусловно прав, когда утверждал, что гений и злодейство - "две вещи несовместные". В самом деле, что такое гений? Это творческая, а, значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, любое злодейство - это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не случайно то, что литературные образы-символы зла - гётевский Мефистофель и лермонтовский Демон - несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон - Тамару.
------
Рассмотрим теперь отдельные виды творчества:
- познание;
- практическое творчество (управление, обучение, изобретение);
- игра (художественное творчество и спортивная деятельность).

18.3. Познание

Познание - движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.
Противоположности, в которых движется познание:

истина - ложь
знание - заблуждение
известное - неизвестное

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина - соответствие наших мыслей объективной реальности. Знание - мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.
Кроме указанных элементов познания существуют еще теневые категории: незнание, заблуждение, ложь.
Ниже дана диаграмма "Соотношение знания, незнания, заблуждения и истины, не-истины, лжи".






ЗНАНИЕ Н Е З Н А Н И Е

ЗАБЛУЖ-
ДЕНИЕ

ИСТИНА НЕ - ИСТИНА

ЛОЖЬ


Рис. 31. Диаграмма "Соот-ношение знания, незнания, заблуждения и истины, не-истины, лжи"
Соотношение истины и знания таково: истина - цель познания; знание - результат познания. Истина - то, что ищут. Знание - то, что получают.
Предположение, гипотеза - то, что лежит на полпути между незнанием и знанием.
Истина - это знание в возможности, знание как цель.
Знание - это действительность истины, истина как результат.
Как только мы устанавливаем истину, она тут же становится знанием. Истина, перешедшая в знание, уже не истина. В знании она умирает, как в действительности умирает перешедшая в нее, реализовавшаяся возможность.

Знание и заблуждение

Знание - мысль, соответствующая действительности, истинная мысль. Противоположностью знания является заблуждение.
Заблуждение - представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это - незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.
Предрассудок - заблуждение, принимаемое без рассуждения, до всякого рассуждения, на веру.
Итак, в нашем сознании помимо знания содержится много такого, что можно оценить как незнание, выдаваемое за знание. Как природа не терпит пустоты, так и ум человеческий не терпит отсутствия знания. Он стремится к полноте знания. Поскольку знать всё невозможно, а хочется, то вольно или невольно человек начинает в ситуации, когда он не знает, выдумывать, воображать некое псевдознание. Так возникает заблуждение.
Никто не застрахован от заблуждений. Поэтому познание - это не только движение от незнания к знанию или от менее полного к более полному знанию, но и процесс освобождения от заблуждений, движение от заблуждения к знанию.
Единственная сфера, в которой с заблуждениями борются осознанно - это наука. Очень редко, когда ученые упорствуют в заблуждениях, поскольку сама наука чистит себя, активно очищается от заблуждений. Ученый в той мере ученый, в какой он самокритичен, свободен от заблуждений. Из всех видов человеческой деятельности наука наиболее объективна и беспристрастна. Некоторые, выдающие себя за ученых (астрологи, парапсихологи, уфологи и т. п.), на самом деле псевдоученые, поскольку они часто незнание выдают за знание, т. е. в большой степени подвержены заблуждению.

Истина и ложь

Иногда истину сопоставляют с заблуждением. Это неверно. Противоположностью истины является ложь, истинного - ложное.
Истина - соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь - несоответствие наших мыслей объективной реальности. Еще Платон писал: "...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе - лжет".
Движение к истине состоит, по крайней мере, из двух этапов: поиска и установления истины.
Поиск истины начинается обычно с вопроса "что есть истина?" Этот вопрос возникает тогда, когда человек сопоставляет разные мнения-представления об одном и том же или начинает сомневаться в истинности того или иного мнения-представления.
Установление истины - акт перехода от незнания к знанию, в частном случае, от заблуждения к знанию. В последнем случае говорят о прозрении.

Сведение, информация

Сведение - отображение/описание/объяснение/ знание, подготавливаемое для передачи другому, передаваемое другому или получаемое от других. Информация (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение) - первоначально то же, что и сведение. В связи с развитием кибернетики, информатики, информационной техники в последние десятилетия понятие информации наполнилось новым смыслом. Теперь информация понимается как сведение, которое можно перевести на язык машины. Информация неотделима от процессов управления. Это значит, что она не является свойством всех материальных образований. Смысл информации имеет лишь то, что служит целям управления. Вне процессов управления нет информации. А управление мы видим лишь в живой природе и человеческом обществе.
Следует отметить, что в связи с бурным развитием информационной техники и технологии у некоторой части специалистов, ученых и философов возникло преувеличенное представление о значении информации в жизни людей. Стали создаваться наукообразные и околонаучные теории, в которых пытаются с помощью понятия информации объяснить всё и вся. Духовное, идеальное, оказывается, имеет информационную природу. Мышление - всего лишь некоторый процесс переработки информации. А нынешнее общество оценивается без тени сомнения как информационное.
Я рассматриваю такое состояние умов как информационный идеализм-редукционизм. Он ничем не лучше вульгарного материализма Бюхнера, Фогта, Молешотта, гносеологического идеализма кантианцев, энергетизма В. Освальда.

Описание

Описание - фиксация, констатация, протокольная запись данных опыта (наблюдения и/или эксперимента).

Истолкование, интерпретация, объяснение

Истолкование, интерпретация - совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо данным (явлениям, сведениям, текстам, картинам).
Объяснение - истолкование, призванное установить истину. Объяснить - значит пролить свет на то, что является непонятным, загадочным, запутанным. Не всегда объяснение достигает цели, т. е. бывают ложные объяснения или объяснения, вводящие в заблуждение.

Понимание

Понимание - род знания, знание того, что скрыто от непосредственного взгляда, восприятия, что требует для своего обнаружения "шевеления мозгами". Для понимания всегда нужен труд мысли.
Иногда понимание противопоставляется знанию. В романе Вениамина Каверина "Два капитана" один мальчик говорит другому (Сане Григорьеву): " - Знаешь, что это такое, невеста? - Знаю (Саня) - Знаешь, да не понимаешь". В самом деле, знание бывает формальным, поверхностным, знанием явления (а не сущности). Понимание - это всегда проникновение в суть явления.

Первичное и вторичное знание

1. Первичное знание - знание, получаемое впервые, в процессе познания.
Оно существует в двух видах:
1) вненаучное знание;
2) научное знание.
2. Вторичное знание, получаемое одним человеком от другого, других в учебном-образовательном процессе.
Вторичное знание существует в трех видах:
1) вторичное знание как эхо первичного знания;
2) вторичное знание как эхо прикладного (технического, медицинского, педагогического, юридического и т. п.) знания;
3) вторичное знание как знание продуктов умственной, духовной деятельности (философское знание, богословское знание, знание художественной литературы и т. п.).
Именно недостаток вторичного знания порождает феномен, именуемый невежеством. Невежественный - это человек, который не знает то, что знают другие-многие.

Этапы познания

1) Постановка цели-задачи. Человек, во-первых, обнаруживает, что он что-то не знает и это незнание беспокоит его или мешает ему в его деятельности. Во-вторых, эту познавательную проблему он не просто осознает, а формулирует в виде задачи: ставит перед собой задачу устранить эту проблему, т. е. узнать то, что он не знает.
На этой стадии ставится задача найти истину.
Конкретно поиск истины человек начинает с того момента, когда он убеждается, что прежнее объяснение сомнительно, ложно или противоречиво, т. е. существуют разные, исключающие друг друга предположения-версии, объясняющие одно и то же. Иными словами, человек начинает искать истину в ситуации, когда он знает или подозревает ложь, ложное мнение.
Истину человек находит тогда, когда в массе сведений и мнений он отыскивает единственно верное.
2) Решение познавательной задачи. На этой стадии формулируется идея, на ее базе строится гипотеза, а из гипотезы выводятся следствия, которые должны быть подтверждены фактами в результате наблюдений и экспериментов.

18.4. Индивидуальное и коллективное познание

Индивидуальное познание отчасти входит в индивидуальный вненаучный опыт человека, а отчасти - в коллективное (научное) познание, если субъект индивидуального познания принадлежит к сообществу ученых, деятелей науки. Во втором случае индивидуальное познание подчиняется стандартам научной деятельности.
Индивидуальное познание первого рода (вненаучное познание) может существовать как вместе с индивидуальной научной деятельностью, так и самостоятельно, если человек не занимается научной деятельностью. Это индивидуальное познание как правило неотделимо от остального индивидуального опыта жизни-деятельности человека, вплетено в ткань этого опыта. Индивидуальный опыт человека - нечто, включающее в себя и элементы познания, и элементы игровой (художественной, спортивной) деятельности, и элементы управления-преобразования. Если в науке человек выдвигает и проверяет гипотезы-теории, то во вненаучном индивидуальном познании он выдвигает и проверяет предположения.
Наука - форма коллективного познания, ставшая специальной областью человеческой деятельности. Она возникла в результате разделения человеческой деятельности на познавательную, художественную, управляюще-преобразовательную и другие. Одни люди стали заниматься по преимуществу познанием, другие - по преимуществу управлением-преобразованием и т. д.
Человек, занимающийся научной деятельностью, является не просто познающим субъектом, а ученым, деятелем науки, субъектом научно-познавательной деятельности. Он вольно или невольно сообразует свои познавательные устремления-средства с познавательными устремлениями-средствами других ученых.

18.5. Формы индивидуального познания

Индивидуальное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Они - психические формы отражения реальности или, как еще говорят, чувственные формы познания.
Ощущение - отражение отдельных свойств, признаков предметов.
Восприятие - целостное отражение предметов и их отношений.
Представление - обобщенное отражение предметов, их признаков и отношений, основанное на сопоставлении во времени разных восприятий и ощущений.
Различие между ними, как в математике - между точкой, линией и плоскостью или между первым измерением (линией), вторым измерением (плоскостью), третьим измерением (объемом-телом).
Нужно помнить, что указанные формы чувственности могут искаженно отражать реальность. Именно в таких случаях говорят о видимости, кажимости, о миражах, фантомах, галлюцинациях, видениях.
Насколько сложно осмысление ощущений и восприятий как форм познания, можно видеть на таком примере: оазис в пустыне - мираж или реальность? Когда человек видит оазис, то он задается вопросом, что это: мираж, видимость, кажимость или реальность? Если он заранее знает, что в этом месте не может быть оазиса, то оценивает свое восприятие оазиса как мираж, иллюзию зрения. Если он заранее знает, что в этом месте должен находиться оазис, то оценивает свое восприятие оазиса как истинное свидетельство существования оазиса в данном месте. Если он заранее не знает, должен быть в этом месте оазис или нет, то он оценивает свое восприятие оазиса в зависимости от того, знает ли он что-нибудь о миражах в пустыне или нет. Если он не знает о возможности миражей, то примет видение оазиса за истину. Если он заранее знает о возможности миражей, то скорее всего задастся вопросом: оазис в этом месте - мираж или реальность? То есть займет позицию сомневающегося, признающего равновероятность истины и лжи.
Одним словом, ощущения, восприятия, представления являются в той мере формами познания, в какой они содержат элементы знания, т. е. адекватно отражают реальность. Иными словами, ни ощущение, ни восприятие, ни представление не дают автоматически знания. Последнее - форма мысли, осмысление ощущений, восприятий, представлений как соответствующих реальности, адекватно отображающих ее.

18.6. Наука (коллективное познание)

В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Современная наука - конгломерат различных дисциплин. Их можно условно разделить на естественные, гуманитарные, математические, прикладные (технические, медицинские, сельскохозяйственные, педагогические) науки.
Как и всякая форма коллективной деятельности наука структурирована и ее структурированность выражается прежде всего в том, что она представляет собой единство теории и эмпирии.
Теория - система знаний, форма науки
Эмпирия - накопление знаний, содержание науки, наблюдение и/или эксперимент.
В соответствии с этим делением науки следует различать теоретические и эмпирические знания.
Теоретическое знание - знание закона (закон науки, принцип)
Эмпирическое знание - знание явления (факт).
Теоретическое знание объясняет, что происходит.
Эмпирическое знание описывает, что происходит.
Теория - объяснение, эмпирия - описание. В целом они нацеливают человека на понимание того, что происходит.
Теория и эмпирия взаимозависимы. На зависимость эмпирии от теории указывали А. Эйнштейн ("Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!") и И. П. Павлов ("Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов"). О зависимости теории от эмпирии свидетельствуют два крылатых выражения: "факты - упрямая вещь" и "факты - воздух науки".
Взаимодействие между теорией и эмпирией осуществляется благодаря гипотезе (положительная связь) и критике (отрицательная связь).
Ниже приводится структурная схема науки (рис. 32):


ТЕОРИЯ


ГИПОТЕЗА КРИТИКА

ЭМПИРИЯ

Гипотеза осуществляет положительную связь теории и эмпирии (когда теория и эмпирия предполагают друг друга).
Теоретическая гипотеза - когда теория предполагает эмпирию.
Эмпирическая гипотеза - когда эмпирия предполагает теорию.
Критика осуществляет отрицательную связь (когда теория и эмпирия отрицают друг друга).
Теоретическая критика - когда теория отрицает или поправляет эмпирию. Пример: Д. И. Менделеев на основе своей периодической системы химических элементов указал на ряд неточностей в эмпирической оценке некоторых элементов.
Эмпирическая критика - когда эмпирия отрицает или поправляет теорию. Пример: наблюдения над движением Меркурия вокруг Солнца показали, что существуют расхождения между реальным движением Меркурия и теоретическими расчетами орбиты этой планеты, основанными на законах ньютоновской механики. Эта эмпирическая критика выявила недостаточность старой физической теории в объяснении некоторых астрофизических явлений.
Гипотеза и критика не исключают в абсолютном смысле друг друга. Гипотеза, как правило, ставит что-то под сомнение, а критика опирается на гипотезу.

* * *
Существует ошибочное мнение, что в познании мы движемся от явлений к открытию законов и закономерностей. На самом деле, движение от явлений к законам и от законов к явлениям обоюдно. В этой связи можно говорить о двух типах научных открытий:
- открытия явлений (например, инфракрасного и ультрафиолетового излучений, неизвестных ранее небесных тел);
- открытия законов и закономерностей.

Гипотеза

Необходимой формой перехода от незнания к знанию в любой области науки является гипотеза.
Гипотеза - форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение либо о закономерном порядке, других существенных связях между явлениями, либо о существовании какого-либо явления, свойства, эффекта и т. п.
При выдвижении и построении гипотез пользуются аналогией, индукцией и дедукцией.
Построение гипотезы сопровождается выдвижением предположения, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о закономерных связях явлений или отдельных явлениях. Выраженное в предположении суждение всегда имеет ослабленную эпистемическую модальность, является проблематичным суждением, в котором содержится лишь вероятный ответ.
Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате попытки решить познавательную задачу на основе анализа всех ее условий.
Важную роль в возникновении гипотезы играет интуиция. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы, и тем самым обоснованное предположение.
Таким образом, любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.
Виды гипотез. Гипотезы бывают описательными и объяснительными, эмпирическими и теоретическими, общими, частными и единичными.
Эмпирическая гипотеза - предположение, основанное на осмыслении (в частном случае: обобщении) фактов; она ведет от эмпирии к теории. Примером такой гипотезы является планетарная модель атома, выдвинутая Резерфордом в 1911 году на основе наблюдений над рассеянием альфа-частиц в веществе (лишь одна из 8000 альфа-частиц возвращалась назад, что свидетельствовало о наличии очень небольшого ядра внутри атома).
Теоретическая гипотеза - предположение, основанное на сопоставлении фактов и некоторых общих представлений (образно говоря, открытие, сделанное на кончике пера). Она ведет от теории к эмпирии. Примером теоретической гипотезы является гипотеза Леверье о существовании планеты Нептун (на основе вычислений, базировавшихся на законах ньютоновской механики и данных об орбите планеты Уран).
В зависимости об объекта исследования различают гипотезы общие, частные и единичные. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях в природе и обществе и об эмпирических регулярностях. Частная гипотеза - обоснованное предположение о существовании, происхождении и особенностях некоторого класса конкретных объектов, о тех или иных повторяющихся событиях и явлениях. Единичная гипотеза - обоснованное предположение об уникальных явлениях и событиях.

Версия. При объяснении сложных явлений (исторических, социальных, политических, экономических, юридических) часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти сложные явления. Такие гипотезы называют версиями (от лат. versare - видоизменять).

Условия выдвижения и состоятельности гипотезы

Первое условие: соответствие фактам. Гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.
Второе условие: соответствие известным законам науки, существующим научным теориям. Всякая новая гипотеза, объясняющая явления и законы данной предметной области, не должна вступать в противоречие с другими теориями, истинность которых для этой же предметной области уже доказана.
Третье условие: соответствие общим методологическим принципам научного познания. Это условие играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных.
Прежде всего выдвигаемая гипотеза должна быть доступна опытно-экспериментальной или вообще практической проверке. Это условие проверяемости гипотезы тесно связано с другим условием, а именно с необходимостью дедуктивного развертывания гипотезы, т. е. из гипотезы должны быть выведены следствия, которые могут быть сопоставлены с теми или иными фактами. Наконец, среди условий состоятельности гипотезы следует отметить и критерий простоты или требование, чтобы гипотеза была максимально простой и способной из одного принципа или допущения объяснить все факты, для объяснения которых она выдвигается.

Построение и проверка гипотезы

Построение и проверка гипотезы складывается из следующих этапов.
Первый этап - постановка задачи.
Второй этап - поиски способов решения задачи.
Третий этап - выдвижение предположения, знаменующего собой предварительное решение или переход от поисков к решению.
Четвертый этап - выведение вытекающих из гипотезы следствий.
Пятый этап - сопоставление следствий с фактами.

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции

Согласно Т. Куну для "нормальной науки" характерно решение текущих задач, опирающихся на соответствующую научную парадигму. Парадигма - совокупность принципов, норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Нормальные (эволюционные) периоды в становлении науки сменяются революциями. Они связаны с открытиями явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. Возникновение и утверждение новой парадигмы знаменует революцию в науке.
Сейчас философы говорят о разных типах рациональности. В этих разговорах продолжается поиск ответа на вопрос, что такое разум, какую роль он играет в жизни человека. В них также можно видеть желание многих философов и ученых уйти от жесткой альтернативы "рационализм-иррационализм" или "рационализм-эмпиризм". Рациональность звучит как-то помягче рационализма. От безудержного восхваления разума в откровенном рационализме и почти патологической ненависти к нему в столь же откровенном иррационализме перешли к своеобразному плюралистическому представлению рациональности, к обсуждению вопроса о разных типах рациональности.

18.8. Практика

Практическая деятельность - перевод идеального в реальное, управление-преобразование: себя, общества и окружающей природы102. Цель и результат практической деятельности - благо, добро в широком смысле. Иными словами, ради блага человек осуществляет разные формы управляюще-преобразовательной деятельности. Оно является центральной категорией практики.

Благо (ценность)

В самом общем виде благо (ценность) - то, что удовлетворяет наши потребности-желания или служит их удовлетворению.
Понятие блага отличается от понятия ценности тем, что оно обозначает безусловно положительную ценность, является антитезой зла. Понятие же ценности может употребляться и с эпитетом "отрицательная", т. е. в значении понятия зла. Ценностный подход основан на оценке того, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Он противоположен познавательному или истинностному подходу, в частности, различению истины и лжи или знания и заблуждения.
Понятие ценности в общепринятом смысле означает признание "способности" тех или иных предметов удовлетворять определенной потребности или желанию. Ценность - то, что служит средством удовлетворения человеческих потребностей-желаний. Это ценность в собственном смысле или благо, добро. Отрицательно оценивается все, что препятствует удовлетворению потребностей-желаний. Это - отрицательная ценность или зло.
Существует определенная иерархия ценностей, различающихся между собой по степени значимости для человека.
Это, во-первых, ценности, которые являются нужными, необходимыми средствами удовлетворения потребностей. Например, воздух, продукты питания, одежда, предметы первой необходимости.
Во-вторых, это ценности, которые не являются строго необходимыми, но приносят пользу. Это такие средства, которые помогают лучшим удовлетворить наши потребности или отвечают нашим желаниям. Полезными могут быть такие блага, без которых человек может обойтись, т. е. которые не являются необходимыми. С другой стороны, если существует выбор между различными необходимыми благами, то предпочтение отдается тому благу, которое является более полезным по сравнению с другими необходимыми благами. Как правило, полезность характеризует различную степень соответствия того или иного предмета нашим потребностям-желаниям. Иными словами, полезность является мерой соответствия предмета нашим потребностям-желаниям.
В-третьих, кроме необходимой и полезной существует еще ценность приятного. Приятным является все, что вызывает положительные эмоции, что доставляет нам удовольствие, наслаждение, радость. Приятное окрашивает жизнь в радужные краски, заряжает бодростью, всей гаммой положительных эмоций или освобождает-защищает от отрицательных эмоций, отвлекает от тягостных переживаний. Не являясь в каждом отдельном случае полезным или необходимым, приятное в целом является жизненно важным для человека.
Необходимое (нужное), полезное и приятное можно в известном смысле сопоставить категориям необходимости, вероятности (свободы) и случайности.
Полезное занимает особое место в этой триаде. Оно может быть синонимом ценного (блага). Так, полезность продуктов труда рассматривают обычно в самом общем смысле, как их ценность. Полезными объявляются не только продукты, которые являются в собственном смысле полезными, но и продукты, имеющие характер необходимой ценности, и продукты, которые доставляют нам приятное. Полезность оказывается общей мерой соответствия тех или иных средств нашим потребностям-желаниям. Конечно, правильнее было бы говорить не о полезности, а о ценности продуктов труда, но так уж исторически сложилось, что материальные средства характеризуют через понятие полезности. Понятие же ценности чаще всего применяют к духовным и моральным объектам оценки.
Кроме того, понятие полезности нередко связывают с понятием утилитарности, а это последнее противопоставляют духовным, гуманитарным, эстетическим ценностям. Сохраняется также различие полезного и приятного.
Одним словом, указанные трактовки полезности (в узком смысле) делают ее не совсем удобной для характеристики общей меры соответствия продуктов труда нашим потребностям-желаниям. Об этом всегда нужно помнить.
Ценность (полезность) - оценочная категория, благодаря которой мы оцениваем предметы с точки зрения их соответствия нашим потребностям-желаниям. Она не является внутренним качеством предмета, хотя, с другой стороны, как оценочное определение предмета, не находится вне предмета, "не висит в воздухе". Здесь следует одинаково избегать крайностей субъективистского и объективистского истолкования этой категории. С одной стороны, нельзя отрывать ценность (полезность) от предмета, от его естественных свойств, качественной определенности и провозглашать ее самодовлеющей категорией, которая якобы зависит только от желаний и прихотей человека. С другой, нельзя отождествлять ценность (полезность) с предметом и его качеством (свойствами). Иначе возникает иллюзия, будто предмет изначально определен как благо, как ценность, как средство удовлетворения наших потребностей. (Так иногда думают люди; они, как говорил один известный классик, "приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету, хотя овце едва ли представлялось бы одним из ее "полезных" свойств то, что она годится в пищу человека".)
По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим, - все зависит от того, как мы смотрим на вещи.
----
Важно подчеркнуть отличие ценности, полезности вообще от потребительной ценности предмета. Если потребительная ценность определяется тем, насколько предмет удовлетворяет ту или иную потребность (желание), то ценность (полезность) определяется тем, насколько предмет соответствует всей совокупности наших потребностей и желаний.
Удовлетворить ту или иную потребность - еще не значит быть полезным. Все зависит от того, какая это потребность и какой предмет удовлетворяет потребность. Известно, что наряду с естественными и разумными потребностями-желаниями существуют противоестественные, извращенные, ложные. Удовлетворение последних отнюдь не приносит пользу человеку, а, напротив, разрушает его тело и дух. Такими потребностями-желаниями являются, например, потребность в постоянном опьянении, в наркотиках, пресыщенные и извращенные вкусы, наклонности.
Ценность, полезность определяет отношение предмета не к одной какой-то потребности или желанию, а к человеку как личности, к совокупности его потребностей-желаний. Было бы ошибочно думать, что потребности и желания не связаны друг с другом. Все они являются лишь частичными выражениями человека как субъекта потребления. Взаимодействуя друг с другом, потребности могут как гармонировать между собой, так конфликтовать. Вообще, там, где есть многообразие (а потребности-желания многообразны), есть и возможны конфликты-противоречия. Удовлетворение одной потребности может препятствовать удовлетворению другой. Это касается не только взаимоотношения разумных и неразумных потребностей, но и взаимоотношения различных разумных потребностей. Поэтому все потребности лучше рассматривать не как рядоположенные, а в системе, как единое целое, как одну большую потребность. Именно по отношению к этой большой потребности и определяется ценность предмета. Она тем выше, чем больше предмет соответствует отдельной частной потребности и чем выше место этой потребности в иерархии потребностей, составляющих одну большую потребность.
Ценность, полезность предмета, как было сказано выше, определяется не только тем, какую потребность он удовлетворяет, но и тем, каким он является сам, т. е. каково его качество и количество. В одних случаях предмет удовлетворяет в том качестве и количестве, в каком он существует в природе. Однако, чаще человек не удовлетворяется природными качеством и количеством предметов, изменяет их, приспосабливая к своим потребностям. Качество продуктов труда является как раз таким измененным качеством. Особенность его состоит в том, что в отличие от природного оно не только делает предмет пригодным для удовлетворения потребностей, но и понижает пригодность предмета (понижает уровень удовлетворения потребностей). Здесь налицо противоречие. Продукт труда одновременно повышает и понижает уровень удовлетворения наших потребностей. Возьмем хлеб. Этот продукт удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб не растет в том качестве, в каком мы его потребляем. Его производят. Это значит, что затрачиваются человеческие силы. Траты же увеличивают потребность в питании. Круг замыкается. Хлеб, поскольку он потребляется, удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб же, поскольку он производится, увеличивает нашу потребность в питании. Полезным оказывается не тот хлеб, который просто удовлетворяет потребность, а тот, который обеспечивает удовлетворение потребности в большей степени, чем ее неудовлетворение.
Таким образом, если в потреблении человек удовлетворяет свои потребности, как бы гасит их, то в производственной деятельности, в труде он, напротив, затрачивая силы, расходуя энергию, увеличивает свои потребности.

Виды практики

Практику можно условно разделить на три вида:
1. Управление-преобразование себя и окружающих: быт, забота о себе и окружающих; самосохранение-саморазвитие-самосовершенствование; питание, защита, любовь-деятельность, рождение и воспитание детей, домоводство, одежда, гигиена-лечение, туалет, физическая культура, косметика.
2. Управление-преобразование общества: забота об обществе, управление людьми, поддержание-развитие-совершенствование общества, общественных, межчеловеческих отношений. Виды: госслужба, политика, руководящая работа, административная, хозяйственная деятельность, педагогическая (обучение и образование) деятельность, медицинская деятельность (здравоохранение).
3. Управление-преобразование окружающей природы: забота об окружающей природной среде, о поддержании баланса "природа-человек-общество". Виды: архитектурно-техническая деятельность, преобразование природы; освоение космоса; сельскохозяйственная деятельность; экологическая деятельность, охрана окружающей среды.

18.9. Игровая деятельность

Игра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она протекает в трех формах: детская игра, искусство (художественная деятельность) и спорт.
Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготавливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различным взрослым ролям (матери, жены, врача и т. п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распространенные виды профессиональной деятельности.
Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (деловые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое - лишь игра, "жизнь понарошку". Но: искусство "проигрывает" ситуации с целью воспитания и развития чувств, в частности достижения гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт "проигрывает" ситуации с целью воспитания и развития волевых качеств, в частности с соревновательной целью, чтобы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии.
Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт - к преобразовательной, практической.
В русском языке слово "спорт" появилось сравнительно недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ веке. А до него в этом значении обычно употребляли слово "игра". Так и Л. Н. Толстой, говоря у двух видах забав, вместо слова "спорт" употребляет слово "игра". Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство - тоже игра. Только в игре-спорте главное - игра сил физических и духовных, борьба, преодоление "понарошку". А в игре-искусстве главное - игра чувств, эмоциональная жизнь "понарошку".
-----
Особо следует сказать о цирке. Его обычно рассматривают как вид искусства. В нем, однако, много такого, что свойственно спорту. Ведь по большей части он демонстрирует возможности человека, показывает его силу. Цирк включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, демонстрирует возможности дрессировки животных и т. д.

18.10. Искусство (художественная деятельность)

Искусство - квази- как бы познание и квази- как бы практика.
Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или практическую деятельность. Это - прикладное искусство, с одной стороны, и научно-популярная литература, научно-художественная деятельность, с другой.
Если познание - перевод реального в идеальный план, а практика - перевод идеального в реальное, то искусство - способ взаимосогласования и/или "выяснения отношений" идеального и реального, их взаимопереход. Особенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является "дорогой с односторонним движением", т. е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к реальному (в случае практической деятельности). Искусство - именно взаимодвижение идеального и реального, когда они, с одной стороны, "идут" навстречу друг другу, к согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, "выясняют отношения", выясняют "кто есть кто" (кто сильнее, важнее, главнее). Результатом поисков согласия и гармонии является красота, прекрасное. Результатом "выяснения отношений" является, как правило, безобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) "договариваются" - получается прекрасное. Когда они "не договариваются" - получается безобразное, уродливое.
Прекрасное и безобразное, красота и уродство - полюсы художественной деятельности.
Главная категория в искусстве - красота или прекрасное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мориса Бежара и т. д.), но в конечном счете художественная деятельность все же ориентируется на красоту, потому что красота - это гармония жизни. Любовь делает жизнь гармоничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гармоничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жизни).
В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике (прекрасное, безобразное, комическое, драматическое, трагическое, возвышенное, низкое). Это "проигрывание" необходимо человеку (человечеству) для того, чтобы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям любви, труда и борьбы, к реальной жизни.
Искусство - "жизнь понарошку", которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить - от слова "лад", т. е. красота-гармония). Л. Н. Толстой справедливо писал: "Как происходит совершенствование знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства." (Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308)
Видами искусства являются изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура...), музыка, художественная литература, театр, кино, эстрада и т. д.

18.11. Спорт

Это - люди будущего, - говорил А.П. Чехов о спортсменах. - И настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны.

Спорт, как и искусство, является промежуточной (между познанием и практикой) формой деятельности. Целью спортивной деятельности является не благо, не истина и не красота, а сила как таковая, которая рождается/выявляется в результате победы над противником (действительным или воображаемым, очным или заочным). В спорте самое главное: кто сильнее. Сила может быть интеллектуальной (например, в шахматах), может быть физической (например, в поднятии тяжестей), а может быть смешанной, интеллектуально-физической (например, в волейболе, теннисе, технических видах спорта).
В словарях русского языка103 спорт характеризуется как составная часть физической культуры. Это совершенно неверно. Во-первых, существуют чисто интеллектуальные виды спорта - шахматы, шашки, карты и т. п. Во-вторых, есть такие виды спорта (например, технические), в которых интеллектуальная составляющая может быть на равных с физической или даже превосходить ее.
Вообще, спорту не повезло в философии. Если искусству философы уделяли много внимания, возникли даже специализированные направления осмысления искусства (эстетика, философия искусства), то спорт философы не воспринимали всерьез, как важный вид человеческой деятельности. В итоге мы видим перекос в осмыслении человеческой деятельности в целом, а именно, сдвиг в сторону созерцательно-познавательной стороны. Мало того, что философы грешили преувеличенным вниманием к сфере познания (даже разум часто называли познающим, а мышление рассматривали как абстрактную-теоретическую-высшую ступень познания). И в сфере игровых форм деятельности они отдавали предпочтение познавательноподобным формам, прежде всего искусству.
Как и искусство, спорт подразделяется на чистый и прикладной. Например, так называемый большой спорт, олимпийские виды спорта всецело относятся к чистому спорту или спорту ради спорта. Спорт же в армии носит прикладной характер; он служит исключительно целям боевой подготовки. Или джигитовка у горцев.
Спорт можно подразделить на следующие виды: 1. Умственные: шахматы, шашки, карты... 2. Физические: тяжелая и легкая атлетика, футбол, хоккей, бильярд, стрельба... 3. Коллективные: футбол, хоккей, волейбол... 4. Индивидуальные: тяжелая атлетика... 5. Коллективно-индивидуальные: эстафета (лыжи, биатлон, коньки, бег и т.д). 6. Очно-игровые: футбол... 7. Заочно-игровые: тяжелая атлетика... 8. Нетехнические: легкая и тяжелая атлетика... 9. Технические: автомобильные, мото- гонки... 10. Нехудожественные: бег... 11. Полухудожественные: фигурное катание, гимнастика... 12. Художественные: спортивные танцы на льду, художественная гимнастика...



ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ


К разделу "Введение. Что такое философия?"

1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.
Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.

2. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: "Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации". - Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

3. Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п. Рационалисты любят декартовское "я мыслю, следовательно, существую". Иррационалистам ближе шекспировские слова: "есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам". Первые делают акцент на силе разума, а вторые - на его бессилии. Кто из них прав? - Дайте развернутый ответ.

4. Как преподавать философию?104
- Дайте развернутый ответ.

К разделу "История философии"

5. Что означают слова Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю"? - Прокомментируйте.

6. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них - "Афинская школа", в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*
Дайте развернутый ответ.

7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского "верю, чтобы понимать" и мысли Пьера Абеляра "понимаю, чтобы верить".?

8. Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?

9. Кант утверждал: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий".
- Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.

10. Гегель говорил: "Ложно лишь то, что абсолютизируется". - Что он имел в виду? Прокомментируйте.

11. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте.

12. З. Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом".
Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.
Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.

К разделу "Философская картина мира"

13. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: "Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека".

14. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:
"Оным умникам... легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин".

15. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте
А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).
Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).

16. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?
Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

17. Создан ли мир Богом? Да или нет? - Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?

18. Чего в мире больше: порядка или беспорядка?
Дайте развернутый ответ.

19. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:
Гегель: "... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы" (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).
Р. Майер (биолог): "Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа" (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).

20. Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности, причины и следствия и т. д.)? - Ответ аргументируйте, приведите примеры.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign