LINEBURG


страница 1
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



















? Что такое философия?
? Краткий очерк истории
философии
? Философская картина
мира
? Философия человека
? Философия деятельности
? Задачи и упражнения




МОСКВА * 2005










Балашов Л. Е.
Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия - М., 2005. - с. 672.

Эта книга - изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.
Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах "Мир глазами философа. Категориальная картина мира", "Практическая философия" и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.
Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.
В конце книги даются задачи и упражнения по философии.
Книга снабжена именным указателем.

В бумажном виде учебник "Философия" издан издательско-торговой корпорацией "Дашков и К" в 2004 г.


ISBN ? Балашов Л. Е., 2005 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Для чего нужно изучать философию? 7
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. Что такое философия? 10
1.1. Любовь к мудрости 10
1.2. Предмет и "части" философии 15
1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 19
1.4. Практическая философия 27
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 31
ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 31
2.1. Зачем нужно знать историю философии? 31
2.2. Протофилософия 31
2.3. Ранние греческие философы 32
2.4. Сократ 37
2.5. Платон 39
2.6. Аристотель 41
2.7. Киники 43
2.8. Древняя философия после Аристотеля 44
2.9. Философия средневековья 46
ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 49
3.1. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI века) 49
3.2. Ф. Бэкон 51
3.3. Р. Декарт 53
3.4. Б. Спиноза 55
3.5. Т. Гоббс 57
3.6. Д. Локк 57
3.7. Г. Лейбниц 59
3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 60
3.9. Вольтер и Руссо 61
3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 62
3.11. И. Кант 63
ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 68
4.1. Гегель 68
4.2. Послегегелевская философия 72
4.3. О. Конт 73
4.4. Л. Фейербах 74
4.5. Марксистская философия 75
4.6. А. Шопенгауэр 85
4.7. С. Кьеркегор 86
4.8. Ф. Ницше 87
ГЛАВА 5. Русская философия XIX - XX веков 94
5.1. Общая характеристика русской философии 94
5.2. Западники и славянофилы 96
5.3. П. Я. Чаадаев 97
5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 98
5.5. В. С. Соловьев 99
5.6. Н. А. Бердяев 100
5.7. Русский космизм 101
5.8. В. И. Ленин 102
ГЛАВА 6. Философия ХХ века 103
6.1. З. Фрейд 103
6.2. Феноменология 104
6.3. Экзистенциализм 105
6.4. Прагматизм 106
6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 106
6.6. К. Поппер 107
6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 108
6.8. Постмодернизм 109
6.9. Современная философская мысль 110
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА 111
ГЛАВА 7. Философское понимание мира 111
7.1. Картины мира 111
7.2. Бытие, существование 117
7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 122
7.4. Источники построения категориальной картины мира 123
7.5. Категориальная структура мира 125
7.6. О категориальном детерминизме 126
7.7. Категориальная картина мира 129
7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135
7.9. Материя и движение 139
ГЛАВА 8. Материя 142
8.1. Структура материи 142
8.2. Качество 149
8.3. Количество 151
8.4. Мера 160
8.5. Виды материи 165
8.6. Тело 167
8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 168
8.8. Виды тела 176
8.9. Группа (групповая материя) 177
8.10. Мезоматерия 180
8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 181
ГЛАВА 9. Движение 185
9.1. Общая характеристика движения 185
9.2. Пространство 191
9.3. Время 193
9.4. Виды движения 197
9.5. Развитие 206
ГЛАВА 10. Противоречие 212
10.1. Общая характеристика противоречия 212
10.2. Структура противоречия 216
10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 225
10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 232
10.5. Сложные (органические) противоречия 238
10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 239
10.7. Золотая середина 242
10.8. Противоречия в мышлении 244
ГЛАВА 11. Становление 247
11.1. Общая характеристика становления 247
11.2. Становление и развитие 250
11.3. Возможность 255
11.4. Действительность 261
11.5. Закон и явление 263
11.6. Причина - действие - следствие 267
11.7. Вещь - свойство - отношение 276
11.8. Сущность 280
11.9. Форма и содержание 285
11.10. Старое и новое 286
11.11. Эволюция и революция 289
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 296
ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 296
12.1. Что такое человек? 296
12.2. Человек-общество-природа 297
12.3. Сущность человека 298
12.4. Происхождение человека 301
12.5. Организация человека 304
12.6. Типология человека 305
ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 309
13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 309
13.2. Смерть и бессмертие 315
13.3. Живая связь смертности и бессмертия 322
13.4. Как мы "делаем" бессмертие? 324
13.5. Потенциальное бессмертие 331
13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 337
13.7. Активное долголетие 340
13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 348
13.9. Человеческое счастье 352
13.10. Любовь 357
13.11. Человеческий смысл творчества 369
ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 371
14.1. Гуманизм - философия человечности 371
14.2. Либерализм 376
14.3. Cвобода 382
ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 398
15.1. Общество - взаимодействие людей 398
15.2. Структура общества 400
15.3. Государство 402
15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 411
15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 411
15.6. Отношения между людьми. Справедливость 413
15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 415
15.8. Критика идей социализма и коммунизма 418
15.9. Мораль, право, политика 426
15.10. Золотое правило поведения 427
15.11. Добро и зло 437
15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 449
15.13. О культуре поведения 453
15.14. Культура 456
15.15. Наука 461
15.16. Искусство 462
15.17. Религия 463
Об атеизме и свободомыслии 469
Мистика 471
15.18. Цивилизация 475
15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 476
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ 498
ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 498
16.1. Деятельность 499
16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 504
16.3. Цель, средство, результат 505
16.4. Субъект и объект 509
16.5. Виды человеческой деятельности 514
16.6. Труд, отдых, игра, творчество 518
16.7. Психика 520
16.8. Сознание 526
16. 9. Воля 528
16.10. Язык 529
16.11. Опыт 530
ГЛАВА 17. Мышление 531
17.1. Как мы думаем? 531
17.2. Способности мышления 533
17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 543
17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 545
17.5. Вероятностное мышление 551
17.6. Ум (интуиция) 553
17.7. Разум (диалектическое мышление) 556
17.8. Категориальный строй мышления 568
17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 586
ГЛАВА 18. Творчество 598
18.1. Жизнедеятельность 598
18.2. Сущность творчества 599
18.3. Познание 603
18.4. Индивидуальное и коллективное познание 609
18.5. Формы индивидуального познания 610
18.6. Наука (коллективное познание) 611
18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 616
18.8. Практика 617
18.9. Игровая деятельность 623
18.10. Искусство (художественная деятельность) 625
18.11. Спорт 627
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 629
К разделу "Введение. Что такое философия?" 629
К разделу "История философии" 630
К разделу "Философская картина мира" 631
К разделу "Философия человека" 632
К разделу "Философия деятельности" 639
Разное 642
Пояснения и методические рекомендации 645
Литература 647
Книги автора 648
Указатель имен 650
Предметный указатель 653


Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый - и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню - и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.1
2. Философия - коллективный разум людей. Быть на "ты" с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум - концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека "homo sapiens", человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц "внушал своим подчиненным уважение к философии"; "студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком - целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку" (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как "мир в целом", "пространство", "время", "материя", "дух".
6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии - настоящая школа творческого мышления.
8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.




РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

1.1. Любовь к мудрости

Название "философия" происходит от греческих слов "phileo" - люблю и "sophia" - мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?
Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волeние, не действование.
Во-вторых, философия не просто мышление, а со-мышление, т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия - коллективное мышление также как наука - коллективное познание, искусство - коллективное чувствование, религия - коллективное верование, мораль-политика-право - коллективное волeние, экономика - коллективное производство-распределение и т. д.
В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других-многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление - лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии - это стихия чистой, самодостаточной мысли.
Философия - высшее проявление способности живого-человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое элементарное поведение - безусловнорефлекторное, когда между ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы - такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку.
Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы-рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея - всегда полуфабрикат...
Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.
(В скобках отмечу, как во взглядах на соотношение философии и науки существует определенная путаница [когда философию представляют наукой], так и в вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго. См. об этом ниже п. 17.1, стр. 510).
Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать "как надо", быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение "философия - наука наук" отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести.
Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия - средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний.
В нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно привязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неотдифференцированность философии от науки приводит ее к неоправданному онаучиванию, своеобразному философскому сциентизму. Наукообразный язык в философских книгах и статьях - весьма распространенное явление. В результате от философских исследований-размышлений ждут того же, что от научных исследований. Оборотной стороной такого подхода, т. е. стремления "онаучить" философию является ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает разочарование философией.
Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке - науково, а философии - философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи - это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.

Философия в нашей стране должна обрести свое лицо и освободиться, наконец, от внешних пут. Никто, ни научные авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели не должны вмешиваться в дела философии.
Примером онаучивания, сциентификации философии являются попытки некоторых философов и философских школ выразить основные философские положения в форме законов. Раз в науке открывают законы, значит и в философии можно это делать. Наиболее ярким примером изобретения философских законов являются марксистские законы диалектики. Как мне представляется, только наука может претендовать на открытие и исследование законов предметной области. В философии же "закон" - лишь одна из категорий, парная категории "явление", и называть этим же термином некоторые философские основоположения - это логическая ошибка. Либо мы должны признать, что "закон" является высшей категорией диалектики, либо признать, что слово "закон" в случае, когда речь идет о "законе диалектики", имеет иной смысл, чем тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики. Во втором случае создается опасность неоднозначного употребления термина "закон", ведущая лишь к путанице понятий и к различным перекосам в мышлении.
Одной из причин использования в марксистской философии понятия "закон" применительно к некоторым ее основным положениям служит как раз вольное или невольное проведение аналогии между философией и наукой.

Говоря о том, что философия ничего не познает, я имел в виду, что "экологическая ниша" философии как особого типа культуры - не познание, а мышление. Целью философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только наука "имеет право" заниматься познанием. Это ее особенность, ее "хлеб". Могут сказать: а как же быть с выражениями "философское знание", "философская наука" и т. п.? На это отвечу: слова "знание" и "наука" применительно к философии употребляются в ином смысле, нежели когда говорят о науке как типе культуры и о познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют выражения "богословское знание", "богословская наука". Но ведь никто не считает "богословское знание" научным знанием, а "богословскую науку" действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.
Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание - результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание - результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний - это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае - учение, идеи, мысли другого философа (других философов). Философски образованный человек - это человек, который более или менее адекватно воспринял и усвоил основные идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование является основой философской учености и профессионализма. Слова "ученость" и "ученый" применительно к философу означают лишь то, человек основательно учился философии. Почти то же можно сказать о словах "научность" и "наука". Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме того, слово "наука" в сочетании с прилагательным "философская" (философская наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в относительно самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль философского знания. Философскими науками называют этику, эстетику, логику...
В последние годы дает о себе знать другая крайность: антисциентизм-иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского сциентизма-рационализма2. Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки...
Ни сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны научиться говорить своим голосом - без наукообразности и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с другой.

1.2. Предмет и "части" философии

Философы обсуждали проблему "частей" философии, ее структурированности с тех пор как состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые философы-систематики.
Философия в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем "предметам": объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности, точнее ее средствам-методам.
Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира. Графически предмет философии выглядит так: (рис. 1).




















Можно выделить три "части" предмета философии:
1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).
2. Человек и общество (субъективная реальность).
3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно трем "частям" предмета можно выделить три "части" философии:
1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре - мировоззренческая "часть".
2. Учение о человеке и обществе - философская антропология и социальная философия.
3. Учение о формах и методах деятельности - методологическая "часть".
Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой "части" философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой "части" она стремится к идеалу "научной" философии.
Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип "познай самого себя" и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность.
Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической "части" философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). Философская методология включает в себя:
1. Учение о творчестве.
2. Учение о мышлении.
3. Учение о познании.
4. Учение о практике.
5. Учение об игровой деятельности (искусстве, спорте).
В учении о мышлении центральным является вопрос об идее. В учении о познании центральным является вопрос об истине. В учении о практике центральным является вопрос о благе, ценности. В учении об искусстве центральным вопросом является вопрос о прекрасном, красоте.
Каждая из указанных "частей" философской методологии имеет свою систему специфических категорий-понятий.

Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. С другой стороны, время от времени возникают философские системы, "работающие" в направлении интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии - две стороны единого процесса ее становления-развития.
Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.
Если взять развитие философии за большие промежутки времени, то увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой всеохватывающей системой была философия Аристотеля. В новое время каждый крупный философ претендовал на создание системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем нового времени стал Гегель.

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений

Многообразие философских учений и направлений - от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: "... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего". Фихте отметил другое: "Какую философию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек".
Самое известное деление философов - на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.
Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через "призму" природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества - то это - объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это - субъективный идеализм.
Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.
Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, - высшее через низшее.
Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. И те и другие по-своему правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека (ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то, что разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем). Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека (в управляюще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир к своим потребностям, пытаемся подчинить его себе, господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его).
Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. "Невозможно логическими доводами, - справедливо замечает Л. Н. Гумилев, - примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира полярны, ибо они исходят из принципиально различных мироощущений. Одни ощущают материальный мир и его многообразие как благо, другие - как безусловное зло...". За примерами не нужно далеко ходить. Вот мнение Гегеля: "... все духовное, лучше какого бы то ни было продукта природы". Прямо противоположного мнения придерживался биолог Р. Майер. "Природа в ее простой истине, - писал он, - является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа".
Другое известное деление философов - на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.
Слово "рационализм" происходит от французского "rationalisme", которое в свою очередь происходит от латинского "rationalis", а последнее от латинского же "ratio". Одно из основных значений слова "ratio" - разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?
Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п.
В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть противоречие. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может "часть" (а разум лишь "часть" человека, пусть главная, но всё же "часть") управлять, "вертеть" целым?
Да, действительно, разум лишь "часть", но такая, которая делает целое целым. Разум - интегральное "свойство" человека, делающее его целым, т. е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между "частями" человека и человеком как целым.
Рационалисты любят декартовское "я мыслю, следовательно, существую". Иррационалистам ближе шекспировские слова: "есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам".
Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты - на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо внеразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т. д.
Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к разуму. Они - это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.
Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.
Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты - это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Эмпиризм3 - абсолютизация4 опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Он занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Это видно из следующего.
Первое. Ясно, что между рационализмом и иррационализмом более глубокое различие, чем между рационализмом и эмпиризмом. И если располагать указанные философские-методологические позиции-установки в один ряд, то рационализм и иррационализм будут крайними членами этого ряда, а эмпиризм - средним членом.
Второе. На промежуточный характер эмпиризма указывает и то, что он может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим.
Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фантазию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентированный философ, выступал против дедуктивной логики Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил свой "Новый Органон", в котором пытался обосновать универсальное значение индукции как научного метода. С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение) и они выступают против мистицизма.
Вообще, эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, в частности. Они отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель - Д. Локк - утверждал: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах". Вдумайтесь в эти слова: какое, в сущности, уничижение разума! (Зачем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в чувствах?)
Такая скромная оценка мышления и разума вполне корреспондируется с вероятностным характером эмпирического мышления. Ведь на основе опыта можно получить только вероятные выводы. В этом случае нет места ни дедукции, ни интуиции. А где нет дедукции и интуиции, там нет и Разума как высшей способности мышления, объединяющей то и другое. Да и о мышлении в целом приходится говорить как о некоторой условности, как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В самом деле, что такое мышление без Разума, т. е. без Силы и Глубины?! Да и вообще, возможно ли мышление без взаимодействия (в широком смысле) логики и интуиции?!
Эмпиризм выступает в двух формах: в форме сенсуализма и в форме прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте (sensus - чувство, ощущение), чувственном познании. Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических действиях, приводящих к успеху. Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.
Ниже приводится схема соотношения рационализма, эмпиризма, иррационализма и "разумизма" (рис. 2).


ЭМПИ-
РИЗМ




РАЦИО- РАЗУМИЗМ ИРРАЦИО-
НАЛИЗМ КРИТИЧЕСКИЙ НАЛИЗМ
РАЦИОНАЛИЗМ)

страница 1
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign